Научная статья на тему 'Регулирование фитосанитарного состояния на различных экотопах вдоль железных дорог'

Регулирование фитосанитарного состояния на различных экотопах вдоль железных дорог Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕДОНОСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СОРНЯКОВ / ОБЩЕИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ГЕРБИЦИДЫ / ЭКОТОПЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ / ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСОНАСАЖДЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛОСА ОТВОДА / HARMFULNESS OF RAILWAY WEEDS / GENERAL HERBICIDES / RAILWAY ECOTOPES / PROTECTIVE AFFORESTATION OF RAILWAYS / CHEMICAL RIGHT-OF-WAY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Антипов Борис Владимирович

Приводится характеристика железнодорожных экотопов, вредоносность на них нежелательной древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительности, принципы регулирования фитосанитарного состояния, направленные на обеспечение бесперебойности и безопасности перевозочного процесса и недопущение разрастания сорняков в местах прилегания к с.-х. угодьям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Антипов Борис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование фитосанитарного состояния на различных экотопах вдоль железных дорог»

УДК 625.163 : 623.95

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИТОСАНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭКОТОПАХ ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Б.В. АНТИПОВ

Приводится характеристика железнодорожных экотопов, вредоносность на них нежелательной древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительности, принципы регулирования фитосанитарного состояния, направленные на обеспечение бесперебойности и безопасности перевозочного процесса и недопущение разрастания сорняков в местах прилегания к с.-х. угодьям.

Ключевые слова: вредоносность железнодорожных сорняков, общеистребительные гербициды, экотопы железнодорожные, защитные лесонасаждения железных дорог, техническая полоса отвода.

Негативная роль железнодорожного транспорта в распространении по смежным пространственным базисам сорных растений известна по работам геоботаников [11, 8, 7, 10, 9, 5 и др.]. Однако в практике текущего содержания объектов транспортной инфраструктуры на это мало обращают внимания . В результате на железных дорогах не утихает «зеленый пожар», который наносит значительный вред смежным землепользова-тел м. Дл эффективного регулирования фитосанитарного состояния железных дорог необходимо восполнение базы данных об особенност х формирования сорных фитоценозов, их вредоносности на различных эксплуатационных объектах. Нужна ин-формаци о периодичности назначе-ни меропри тий по регулированию железнодорожных фитоценозов, как потенциальных источников восполнения флористического разнообразия смежных агрофитоценозов. Особую актуальность проблеме придают требования п.4 Постановления Правительства РФ от 12.10.06 г. № 611 «Об утверждении Правил установ-лени и использовани полос отвода и охранных зон железных дорог»: не допускать в местах прилегания к

сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности [1].

Материалы и методы исследований

Материалом послужили данные Департамента пути и сооружений МПС и ОАО «РЖД», исследования лаборатории защитных лесонасаждений ВНИИ железнодорожного транспорта при участии специалистов ВНИИФ, ВНИИХСЗР, С-ПбНИИЛХ и фирм — поставщиков гербицидов новых поколений для железнодорожного транспорта. Исследовани начаты в 80-х годах прошлого столетия и провод тс по насто щее врем на сети железных дорог ОАО «РЖД».

Фитосанитарное состо ние балластной призмы земл ного полотна железнодорожных путей, технической полосы отвода и придорожных защитных лесонасаждений определя -ли при маршрутных обследовани х, закладке и проведении полевых и демонстрационных опытов. Дл оценки обилия сорных растений (встречаемость, масса, численность) использовали методы количественной оценки. Опыты закладывались в соответствии с методиками, принятыми в сельском

и лесном хозя йстве, с учетом особенностей железнодорожного транспорта. Одним из условий закладки опыта на пут х и технической полосе отвода было наличие проективного покрытия поверхности надземными органами сорня ков на уровне не менее 5%.

Результаты и их обсуждение

Размерность экотопов на железных дорогах общего пользования

Базовым земельным участком железных дорог вл етс полоса отвода. На ней построены железнодорожные пути и созданы защитные лесные насаждения . Территориально между ними расположены земельные участки технической полосы отвода. Элементы железнодорожного пути: земляное полотно, балластная призма с рельсошпальной решеткой и искусственные сооружения по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плановое движение поездов с установленными скорост ми.

Все составл ющие инфраструктуры железнодорожного транспорта вл ютс средой обитани растений, в т.ч. нежелательной древеснокустарниковой и сорной трав нистой, т.е. экотопами с конкретной характеристикой, условиями эксплуатации, взаимным вли нием на формирование фитоценозов (табл. 1).

Условия формирования и смены фитоценозов

Железнодорожные пути (балластная призма земляного полотна)

Кроме природно-климатических

факторов, главной особенностью условий формирования сорных фитоценозов на железнодорожных путях вл етс закрепление их компонентов на различных родах балласта: щебеночном, асбестовом, гравийном и гравийно-песчаном. При этом от момента укладки нового сло балласта в

путь до по влени первых «поселенцев» проходит от 1 до 5 лет, в зависимости от интенсивности перевозочного процесса, климатических условий и соблюдени технологических процессов при пополнении или обновлении балластного материала. Так, в «Курсе железных дорог» (1905) отмечалось, что «Балласт часто порастает травой, особенно когда начинает выветриваетс и засор тьс пылью» [6]. Измельчение и засорение балласта происходит от импульсного воздействия «больных» колесных пар (ползуны, раковины на поверхности катания) на рельсы, особенно в местах сварных стыков. Вследствие этого за период между смежными капитальными ремонтами (обновление верхнего строени ) все элементы верхнего строения пути, в т.ч. балласт, испытывают за период срока своей службы около 43 млн динамических нагружений [13]. При этом амплитуды смещений частиц балластного слоя в уровне подошвы шпалы при движении грузового поезда со скоростью 80 км/ч могут составля ть 500-770 мк [16].

При длине железнодорожных путей (85154,8 км) доля участков с двум и более пут ми составл ет 43,5%. На их междупутьях сорня ки подвер-гаютс воздействию ветровых потоков от встречного движения поездов. Как показывают наблюдения, на участках с интенсивным движением на между-путь х не закрепл ютс сорн ки высокорослые, с «парусным» стеблестоем. Наибольшее количество участков с двухпутными и более пут ми имеется на Забайкальской (75,6%) и ЮжноУральской (63,1%) железных дорогах.

На формирование растительных сообществ вли ет химический состав балластного материала. Впервые на это обратили внимание отечественные исследователи в ходе вы влени эффективности системных гербицидов, а также изучения адвентивных видов растений на Московской же-

Т а б л и ц а 1

Экотопы нежелательной древесно-кустарнрковой и сорной травянистой растительности на железных дорогах ОАО «РЖД» на 01.01.2009

Железная дорога (центр управления дорогой) Железнодорожные пути, км (развернутые в один путь) Техническая по- Защитные полосы лесов, га

главные станциио- ные подъезд- ные лоса отвода, га искусст- венные естест- венные

Октябрьская 13331,8 4976,6 1114,2 41336,4 4349,37 32410,1

(г. С.-Петербург) Калининградкая 905,8 413,8 228,9 2470,8 468 270

(г Калининград) Московская 12993,6 5673,3 1397,4 35418,0 22925,7 29036,1

(г. Москва) Горьковская 7957,6 3168,0 895,4 21186,0 10384,37 12894,18

(г. Н. Новгород) Северная 8642,7 3034,3 582,5 23845,6 27085,6 24433,7

(г. Ярославль) Сев.-Кавказская 8469,9 4242,3 815,7 25245,6 27535,69 4409,4

(г. Ростов-на-Дону) Юго-Восточная 6709,5 2815,7 549,1 16756,4 26974,61 2056,34

(г. Воронеж) Приволжская 6119,0 2480,7 426,3 16947,2 22772 722

(г. Саратов) Куйбышевская 7277,4 3428,4 642,6 19008,0 23163,09 4499,01

(г. Самара) Свердловская 9526,1 3917,8 394,2 28396,8 4172 18794

(г. Екатеринбург) Южно-Уральская 7939,9 3211,5 575,2 19226,4 27254,3 7714,8

(г. Челябинск) Зап.-Сибирская 8964,9 3633,8 731,0 22231,6 21624,85 13470,5

(г. Новосибирск) Красноярская 4546,6 1547,2 381,0 12631,6 2815 9684

(г. Красноярск) Вост.-Сибирская 6213,4 24948 363,2 15392,4 659,7 4574

(г. Иркутск) Забайкальская 5932,4 2048,0 306,6 13344,4 1143 6524

(г. Чита) Дальневосточная 7543,4 3186,5 471,3 23962,4 2236 3313

(г. Хабаровск) Сахалинская 806,5 207,9 160,4 3219,6 1763 3441

(г. Юж.-Сахалинск) Всего 123880,5 72933,8 10035,0 340619,2 227326,28 178246,13

лезной дороге [15, 17]. Химический

состав балластного сло зависит от наличи в нем засорителей и загр з-нителей. Засорители — это частицы балласта с размером менее 25 мм (дл щебн ). Загр знител ми вл ютс попадающие в путь продукты перевозки (нефтепродукты, уголь) и внеш-

ней природной среды (пыль, песок). К сожалению, объем растительных остатков (семена культурных и сорных растений) ненормирован — их не должно быть «де-факто».

В настоя щее время протяженность главных железнодорожных путей на загр зненном и засоренном (более

20% засорителей в объеме) щебне составляет 13,7 тыс. км (12,8%), асбесте — 6,6 (48,2%), гравийном и гравийно-песчаном балласте — 0,6 тыс. км (26,1%). Они распределя ются в следующем поря дке: асбест > гравий > щебень. По нашим наблюдения м, сорняки предпочитают более за-гр зненные балласты земл ного полотна. Так, на магистрали Казанского направлени на главных пут х с асбестовым балластом (участок Люберцы-1 — Люберцы-2) было выя влено 40 видов сорня ков из 15 семейств; на щебеночном гранитном балласте (участок Вековка — Нечаевска ) — 18 видов, 6 семейств (табл. 2). Различались по видовому разнообразию они более чем в два раза.

Известно, что агроценоз на с.-х. угодьях — очень подвижное сообщество и его состав зависит не столько от природных условий, сколько от сочетани антропогенных факторов [12]. Фитоценоз на балластной призме железнодорожного полотна также динамичен из-за программируемых сукцессий — ремонтно-путевых работ, связанных с пополнением, глубокой очисткой или вырезкой всего балластного сло . Виды ремонтов стальной колеи и их периодичность нормированы «Техническими услови ми на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути» № ЦПТ-53, утвержденными МПС России 30.09.2003 г. Назначение ремонта зависит от количества прошедшего по рельсам груза в миллионах тонн брутто, т. е. общей массы подвижного состава, проходя -щего по пути на конкретном участке. Не вдава сь в технические тонкости назначения ремонтов, отметим, что при подъемочном ремонте пути вс растительность (при наличии) внутри рельсошпальной решетки и плечах балластной призмы засыпаетс новым слоем балласта с последующим его уплотнением путевыми машинами типа ВПР, «Унимат», «Дуома-

тик», ТТМА-1. Это первый этап в части регулирования фитосанитарного состо ни путей. Далее проводитс

средний ремонт с заменой шпал и добавлением в путь балласта (примерно 600 м3/км). Как и в первом случае, имеющаяся растительность за-сыпаетс новым строительным материалом и уплотня ется . Это второй этап в части регулирования фитосанитарного состо ни путей.

При капитальном ремонте (обновлении) верхнего строени пути балласт проходит сквозь рабочие органы щебнеочистительных машин (типа СЧ-600;601;1200; СЧУ-800;801; ЩОМ-6;6Б;6Р;1200; типа РМ-76;80; 2002) с последующей укладкой в путь или полностью вырезаетс и замен -ется, например, асбестовый заменя-етс щебнем из твердых горных пород. В любом случае подземные органы размножения многолетников и семена сорня ков удаля ются с балластной призмы. Однако это не исключает их из процесса переселени на новые территории. Вместе со старым балластом или с отсевом от бывшего балласта сорн ки попадают на откосы призмы земл ного полотна и обогащают там флористический состав. В другом случае, в специальных составах для засорителей они перевоз тс к местам складировани и вовлекаютс в оборот при строительстве автомобильных дорог, в т.ч. проходя щим по с.-х. угодья м. Так, в 2009 г. на Московской железной дороге с курского направ-лени (ст. Люблино) составы дл засорителей отправляли на ря занское направление и осуществл ли выгрузку на техническую полосу отвода участка Люберцы-1 — Люберцы-2.

Капитальные ремонты вл ютс

своего рода третьим этапом регулирования фитосанитарного состояния путей, поскольку способствуют массовому перемещению зачатков «железнодорожных» сорняков на смежные пространственные базисы, в т.ч. с.-х. угодь .

Т а б л и ц а 2

Видовое разнообразие сорняков на различных родах балласта, 1992 г.

Асбест Щебень гранитный

Семейство виды

всего доминирующие всего домини- рующие

Астровые 9 (мать-и-мачеха, одуванчик ле- 5(мелколепестник —

одуванчик лекарствен- карственный, канадский, одуванчик

ный, осот розовый, осот розовый, лекарственный, пиж-

пижма обыкновенная, пижма обыкно- ма обыкновенная,

полыни (горькая, обык- венная, полыни полынь обыкновен-

новенная, Бр.), тысяче- (горькая, обык- ная, трехреберник

листник обыкновенный, новенная) непахучий)

цикорий дикий)

Бобовые 11 (вика мышиная, донники (белый, желтый), клевера (белый, красный, пашенный), лядвенец рогатый, фацелия, эспарцет) донники (белый, желтый)

Вьюнковые 1(вьюнок полевой) вьюнок полевой 1/ вьюнок полевой —

Гвоздичные 2 (гвоздика травянка, звездчатка злачная) — — —

Гречишные 1 (щавель кислый) 3 ( горец птичий, гречишка татарская, щавель кислый) горец птичий

Зверобойные 1 (зверобой продырявленный) — —

Капусные 1 (икотник серозеленый) — 2 (клоповник руд., редька дикая) —

Кипрейные 1 (кипрей узколистный) — — —

Крапивные 1 (крапива двудомная) — — —

Маревые 1 (марь белая) 3 (курай, марь белая, щирица запрокинутая) марь белая

Молочайные 1 (молочай лозный) — —

Мятликовые 5(вейник наземный, вейник 4 (вейник наземный, овся-

метлица, мятлик одн., наземный овсяница кр., просо ница,

овсяница красная) куриное, пырей полз.) вейник

Норичниковые 1 (льнянка об.) — — —

Розоцветные 1 ( лапчатка серебристая, ежевика, малина) — —

Сельдерейные 1 (бедренец камнеломка) —

Всего 40 18

Отмечено, что при вырезке балласта часть корней сорн ков остаютс на местах и растени восстанавливаются, особенно многолетние виды.

При текущем содержании пути фитосанитарное состо ние регулиру-етс общеистребительными гербицидами, ручной и механизированной прополкой. В период 1997-2000 гг. на железнодорожных путях главного пользовани было израсходовано в среднем за год арсенала 181,3 тыс. л, раундапа и его аналогов — 102,2 тыс. л. После применени арсенала путь остаетс чистым до следующего года, но вместо травя нистых растений по вл ютс мхи — пионеры почвообразовательного процесса. При современном уровне фитосанитарного состояния железнодорожных путей применение глифосатосодержащих препаратов носит косметический характер. В течение четырех лет среднегодовые затраты на ручную прополку путей составили всего 2814,6 тыс. чел/ч, машинизированную прополку — 5,4 тыс. машино-смен. В последние годы ежегодно на приобретение гербицидов общеистребительного действи затрачиваетс около 360 млн руб. Без учета стоимости гербицидов регулирование фитосанитарного состо ни путей обходитс дл путевого хозя йства железных дорог в пределах 1300-2000 руб/км.

Техническая полоса отвода

Земельные участки технической полосы отвода (далее — техполоса) расположены вдоль путей. В среднем ее ширина составл ет по 20 м справа и слева от подошвы земл ного полотна в сторону до противопожарной опашки защитных лесонасаждений или смежного лесного фонда. С точки зрения фитосанитарии, это наиболее неблагополучна территори инфраструктуры из-за обили сорной растительности. Именно отсюда сорн ки

начинают расселя ться по железнодорожным путя м и смежным с.-х. у годьям. Здесь ф ормируются сложные ф итоце-нозы с доминантами из сегетальных сорня ков на заброшенных служебных земельных наделах — на бывших сенокосах и пастбищах дл домашнего скота железнодорожников. На флористический состав вли ет примыкание техполосы к защитным лесонасаж-дени м или лесного фонда. В последнем случае доминантами станов тс лесные культуры. Так, при обследовании (27.08.2009 г.) техполосы на 51 км ПК-1 (правая сторона) участка Иван-цево — Наугольная МЖД выя влено, что проективное покрытие охранной зоны под воздушной линией автоблокировки надземными органами ДКР и лесной трав нистой растительностью составля ет 100%. Здесь же порослевого происхождения из пней жердня к ивня ка и ольшаника с диаметром стволов до 1 2 см и высотой 3-5 м полностью перекрыл водоотводную канаву и в 1,5-2 м «остановился » у подошвы балластной призмы земл ного полотна. Далее поверхность бровки земл ного полотна была на уровне 95-100% покрыта надземными органами папоротника орл ка, кипрея узколистного, крапивы двудомной, разновидностей полыни и осота, вейника. Пионерами же засе-лени балластной призмы (капитально отремонтированного в 2007 г.) оказались хвощ, будра плющевидная, мать-и-мачеха, сныть, ежевика, малина. Всего на маршруте оказалось 49 видов сорняков, где преобладали астровые (75%). Как известно, представители этого семейства наиболее приспособлены к распространению с помощью ветра по смежным территория м. Так, первые куртины мелколепестника канадского были нами отмечены на участке Люберцы-1 — Люберцы-2 в конце 80-х годов прошлого столети . В насто щее врем смежные поля бывшего совхоза име-

ни Моссовета сплошь заросли этим адвентивным сорн ком.

Нами установлено, что в лесостепной и степной зоне на участках, где техполоса соседствует с защитными лесонасаждения ми, она зарастает «выходцами из железнодорожной культуры»: кленом я сенелистным,

вязом мелколистным, лохом серебристым — основными поставщиками семя н на смежные с.-х. угодья.

На участках технической полосы отвода необратимая смена фитоценозов происходит из-за пожаров, крушений наливного подвижного состава, а также программируемых сукцессий. Например, в период до 2011 г. на железных дорогах ОАО «РЖД» основной программируемой сукцессией будет очистка полосы отвода железных дорог от нежелательной древесно-кустарниковой (ДКР) и сорной трав нистой растительности [19]. В рамках этой программы комплексное проведение лесосечных и агротехнических работ на площади 22,2 тыс. га. кардинально изменит фитосанитарное состо ние технической полосы отвода, а также предотвратит попадание железнодорожных сорня -ков на с.-х. угодья. Так, по данным ООО «Трансстройинвест» (участник программы) за период 2007-2009 гг. на 8 железных дорогах ОАО «РЖД» были выполнены работы в объеме около 4,5 тыс. га.

Дл предотвращени по влени и искоренения нежелательной ДКР и травянистых сорняков в 2009 г. при-мен ли в баковые смеси гербицидов арсенал, ВК (250 г/л) (2,0 л/га) + ан-кор-85 или аккорд ВДГ (750 г/кг) — (0,2 кг/га).

Защитные лесонасаждения

На железных дорогах России первые посадки лесной растительности были созданы в 1861 г. дл борьбы со снежными заносами на бывшей Московско-Нижегородской дороге в

виде 2-рядных живых изгородей из ели. Вскоре они стали по вл тьс на других дорогах. В 1877 г. на Курско-Харьково — Азовской дороге лесовод Н.К. Срединский заложил около ст. Никитовка первые защитные насаждения из лиственных пород. Этот опыт быстро распространилс на все дороги, проходившие в лесостепной и степной зонах России [14]. Отметим, что здесь железные дороги в основном пересекают с.-х. угодь .

В насто щее врем защитные лесонасаждения железных дорог (ЗЛН) представл ют собой систему узких (шириной до 12 м) в 2-3 раза безку-старниковых лесополос с широкими (до 70 м) межполосными интервалами. Основными типами смешени лесных пород вл етс древеснотеневой и древесный. В ЗЛН фитоса-нитарна обстановка складываетс в зависимости от зональных почвенноклиматических условий, схем сме-шени и размещени лесных пород, аэродинамической характеристики и объема снегопереноса к участку железнодорожного пути. Породный состав впервые был установлен «Списком основных пород деревьев и кустарников» [18]. В настоя щее время некоторые из них стали относитьс к «нежелательным» и в процессе эксплуатации должны выводится из состава ЗЛН.

Под нежелательной древесно-

кустарниковой растительностью по-нимаютс роды или виды древесных растений, не внесенные в основной ассортимент древесных и кустарниковых пород, предназначенных для защитных лесонасаждений железнодорожного транспорта России, отличающиеся быстрым ростом, чрезмерной семенной плодовитостью или способностью к порослевому возобновлению после рубки на пень. Среди них клен ясенелистный, вяз мелколистный, осина, тополь, лох, терн [3]. Указанные породы засел ют техническую полосу отвода, откосы балластной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

призмы земл ного полотна и прилегающие с.-х. угодья. Бичем стали вя з мелколистный и клен сенелистный, особенно на временно незасе нных пол х, площадь которых по разным данным от 20 до 40 млн га.

Непременным, но не обя зательным компонентом фитоценоза ЗЛН я вля -ютс травы. По наблюдени м геоботаников, на железнодорожных путях степные травы продвигаются в сторону умеренных широт [10, 12]. Нами отмечено, что по железнодорожным посадкам идет обратный процесс. Это, вероятнее всего, свя зано с изменением условий увлажненности от таяния снега, задержанного внутри посадок (от 100 до 600 м3/пог. м). Из-за переувлажнения почвы в раневесений период на степных участках ЮжноУральской и Приволжской железных дорог невозможно до середины июня заехать с техникой в междурядья и интервалы ЗЛН для «закрытия влаги» боронованием. Здесь с момента схода снега и до первой возможности выезда в поле формируются сложные фитоценозы с доминантами из чертополоха, белены черной, осотов и бод ка. При благопри тных услови х они пересел ютс на с.-х. угодь .

Основой регулировани фитосанитарного состо ни в ЗЛН вл ютс санитарные рубки и уход за почвой в междурядьях, межполосных интервалах и разрывах. В последнем случае агротехнические работы проводятся в молодых насаждениях — до срока ввода их в эксплуатацию. В зависимости от лесорастительных условий этот период длитс от 8 до 11 лет. Основной мерой, сдерживающей распространение сорн ков, является противопожарная опашка, шириной 3-5 м в зависимости от почвенно-климатических условий.

Дл выборочного искоренени нежелательной ДКР в рядах, а также дл полного свода древосто в старовозрастных насаждения х использует-с химический метод. Как правило,

разрешенные гербициды примен ют-с локальным способом опрыскива-ни поросли возобновлени высотой до 1,5 м или обмазывания свеже-срубленных пней.

Очередностъ регулирования

фитосанитарной обстановки на различных биотопах железных дорог

Известно, что на железнодорожном транспорте от произвольно выросшей, но контролируемой человеком растительности имеетс очевидная польза [14, 4]. Вместе с этим от нежелательной ДКР и сорной травя -нистой растительности потенциальна опасность исходит посто нно. Несомненно, она должна учитываться при назначении очередности регулирования фитосанитарной обстановки на различных биотопах железных дорог. По нашим наблюдения м, а также из литературных источников [2, 3, 20-23] в таблице 5 приведены сведения о вредоносности нежелательной древесно-кустарниковой и сорной трав нистой растительности применительно к их местообитания м на железных дорогах.

В целом очередность назначени мер по регулированию фитосанитарной обстановки в системе ОАО «РЖД» не нормируется, но в основу заложены следующие принципы. На первом месте у работников дистанций пути (ПЧ) стоит проблема борьбы с травой на железнодорожных путях и с деревьями, угрожающими своим падением на путь. Далее они совместно с работниками дистанций защитных лесонасаждений (ПЧЛ) участвуют в регулировании фитосанитарной обстановки в технической полосе отвода. У работников дистанций электроснабжения (ЭЧ), сигнализации и свя -зи (ШЧ), связи (СВТЧ) общая проблема предотвращени по влени и искоренения деревьев, угрожающих своим падением на воздушные высоковольтные провода. Дл работников

Т а б л и ц а 5

Вредоносность нежелательной ДКР и травянистой растительности на различных экотопах железнодорожного транспорта

Экотоп Вредоносность

Железнодорожный путь (балластная призма земляного полотна) Техническая полоса отвода - нарушение дренирующих и несущих свойств балластной призмы; - препятствие в получении достоверных данных от средств диагностики и мониторинга железнодорожного пути; - перекрытие видимости сигналов и габаритных огней; - снижение производительности машин для глубокой очистки балластного слоя; - активизация процессов коррозии и деструкции элементов верхнего строения пути (рельсы, скрепления, шпалы деревянные); - способствование удлинению тормозного пути из-за пробуксовки колесных пар по рельсам; - повреждение лакокрасочного покрытия экипажей; - увеличение пожарной опасности, в т.ч. на прилегающих пространственных базисах; - усложнение в обслуживании напольных устройств и обустройств; - способствование захламлению путевого развития, нарушению санитарных и гигиенических норм, в т.ч. на прилегающих пространственных базисах; - отвлечение работников хозяйства пути на непрофильные виды работ; - затруднения в производстве работ по содержанию и ремонту пути; - усложнение в обнаружении наложения на путь посторонних предметов и взрывчатых веществ; - расширение стаций сорняков, устойчивых к антропогенным стрессам, в т.ч. к общеистребительным гербицидам, обеспечивающих их высокое выживание до переселения на сельскохозяйственные угодья; - снижение эстетического восприятия клиентами инфраструктуры железных дорог в целом — «вид из окна». - угроза падением крон деревьев на путь, высоковольтные линии электропередачи, связи и автоблокировки; - нарушение габарита приближения подвижного состава; - препятствие в проникновении солнечных лучей и просушивании балласта и почвы; - нарушение водоотводных и дренирующих свойств кюветов, боковых канав и лотков; - заболачивание вблизи подошвы земляного полотна — «фундамента железнодорожного пути»; - перекрытие видимости сигналов и габаритных огней вблизи переездов и в «кривых» участках; - увеличение пожарной опасности для инфраструктуры, лесного фонда и сельскохозяйственных угодий; - отвлечение работников хозяйства пути, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, связи и вычислительной техники на непрофильные виды работ; - затруднения в производстве работ по содержанию и ремонту откосов земляного полотна и искусственных сооружений; - затруднения в производстве работ по содержанию и ремонту воздушных высоковольтных линий электропередачи, связи и автоблокировки; - повышение эксплуатационных затрат в хозяйстве пути, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, связи и вычислительной техники;

Экотоп Вредоносность

Техническая полоса отвода Защитные лесонасаждения - привлечение насекомых жалящих и кровососущих, угрожающих здоровью работникам, в т.ч. на прилегающих пространственных базисах; - вызывание поллиноза у работников транспорта и пассажиров; - формирование вторичного источника залесения сельскохозяйственных угодий нежелательными породами (клен ясенелистный, вяз мелколистный, лох серебристый) и травянистыми сорняками; - сохранение и расширение стаций вредителей и болезней, обеспечивающих их высокое выживание до переселения на сельскохозяйственные угодья. - создание основным, вспомогательным и сопутствующим породам жесткой конкуренции за обладание основными абиотическими факторами жизнедеятельности; - «врастание» в ряды, междурядья, разрывы и интервалы с последующим нарушением схем смешения и размещения культурных пород и ухудшением аэродинамических свойств насаждений; - снижение производительности труда при проведении рубок ухода и ухода за почвой; - повышение уровня пожарной опасности, в т.ч. на прилегающих пространственных базисах; - первичный источник облесения смежных сельскохозяйственных угодий от семян нежелательных пород (клен ясенелистный, вяз мелколистный, лох серебристый); - сохранение и расширение стаций вредителей и болезней, обеспечивающих их высокое выживание до переселения на сельскохозяйственные угодья.

дистанций защитных лесонасаждений основной задачей по регулированию фитосанитарной обстановки вл етс восстановление, сохранение и повышение защитных и природоохранных функций защитных лесонасаждений. На них, как на профильных специалистов, возложено решение этой проблемы.

Указанный сегмент эксплуатационных работ имеет преимущественно сезонный характер и осуществля етс работниками различных хоз йств. Слаженность действий между ними и едина техническа политика отсутствуют из-за различий в требованиях, предъя вля емых к обслуживаемым объектам.

В этой св зи мы рекомендуем при равных уровнях зарастания железнодорожных путей общего пользова-ни назначать очередность борьбы с сорня ками: главные > станционные >

подъездные; грузонапряженные > малодеятельные; стоящие на щебне > асбесте > гравийно-песчаном > прочем роде балласта; проход щие в границах с с.-х. угодь ми > дачными пригородными зонами; расположенные в черте крупных городов > в черте крупных муниципальных поселений.

Автором разработан базовый «Проект производства работ лесохоз й-ственных ООО «ТрансСтройИнвест» на железных дорогах», где предложена очередность работ с учетом интенсивности перевозочного процесса и производственной необходимости предотвращени масштабов вредо-

носности нежелательной древеснокустарниковой и сорной трав нистой растительности. В первую очередь вырубаютс (спиливаютс ) и искореняются гербицидами «опасные» дере-вь на участках с электрот гой (здесь они угрожают своим падением одно-

временно на железнодорожный путь, провода контактной сети, связи и автоблокировки). Во вторую очередь эти же работы назначаются на участках с тепловозной тя гой, где деревья одновременно могут упасть на железнодорожный путь, провода связи и автоблокировки. В третью очередь ис-корен етс лесна растительность и высокоросла трава в охранных зонах под высоковольтными воздушными линиями электроснабжения, связи и автоблокировки, проложенными непосредственно в массиве ЗЛН или в естественных лесах. Затем искорен -ется ДКР, мешающая вблизи железнодорожных переездов и в «кривых» участках пути видимости сигналов и габаритных огней подвижного состава. Там же выкашивается высокорослая трава. Далее искореняется жердня к, молодн к ДКР и высокоросла сорна трава вблизи железнодорожных переездов, захламляющие техническую полосу отвода, повышающие уровень пожароопасности и угрожающие распространением на сельхозугодь . В случае обнаружения карантинных видов они должны искореняться в оперативном пор дке.

В искусственно созданных защитных лесонасаждениях фитосанитар-на обстановка регулируетс силами дистанций защитных лесонасаждений в соответствии с Указани ми о проведении планово-предупредительных работ в защитных лесных насаждения х железных дорог СССР, утвержденном МПС от 20.10.1982 г.

Заключение

1. Произвольное заселение нежелательной древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью железнодорожных путей, технической полосы отвода и защитных лесонасаждений является биотическим фактором, который может негативно влиять на бесперебойность и безопасность перевозочного процесса, ухудшать фитоса-

нитарную обстановку, в т.ч. на смежных с.-х. угодьях.

2. В условиях железнодорожного

транспорта вредоносность нежелательной древесно-кустарниковой и сорной трав нистой растительности определяется по месту её появления и закрепления: железнодорожные пути;

техническа полоса отвода; защитные лесонасаждения. Это своеобразные

экотопы, имеющие конкретные размерности, отличающиеся условиями формирования фитоценозов и их видовым разнообразием.

3. На железных дорогах фитосани-тарна обстановка регулируетс с целью обеспечени безопасности и бесперебойности перевозочного процесса и недопущени распространени сор-н ков в местах примыкани к с.-х. уго-дь м с применением общеистребительных гербицидов при текущем содержании и программируемыми сукцесси -ми в процессе ремонтно-путевых работ на железнодорожных путях; лесохо-з йственными и агротехническими — на площад х технической полосы отвода и в защитных лесонасаждениях.

4. При условии равного уровня зарастания травой железнодорожных путей общего пользовани рекомендуются меры по регулированию фитосанитарной обстановки исход из приоритетов в перевозочном процессе в следующем пор ядке: главные > станционные > подъездные; грузонапряженные > малодея тельные; расположенные: на щебне > асбесте > гравийно-песчаном > на прочих родах балласта; проходящими: в границах с с.-х. угодь ми > в черте крупных городов > в черте крупных муниципальных поселений.

5. На земельных участках технической полосы отвода регулирование фитосанитарной обстановки должно проводиться с учетом приоритета для перевозочного процесса нормативного содержания охранных зон высоковольтных воздушных линий электропередачи, связи и автоблокировки (в первую очередь на участках с электротягой) и недопущени разрастани сорн ков в местах примыкани к с.-х. угодь м.

1. Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611.

2. Антипов Б.В. Техническое руководство по применению гербицидов для борьбы с травой на железнодорожных путях России / Рабочий документ. Утв. Департаментом пути и сооружений МПС России 23.05.2001 г. (б/н). Печать ПТКБ ЦП МПС, 2001.

3. Антипов Б.В. Техническое руководство по применению гербицидов на земельных участках полосы отвода и в охранных зонах высоковольтных линий электропередачи и связи / Рабочий документ ОАО «РЖД». М.: ООО «Издательство Агрорус», 2008.

4. Антипов Б.В. Методические указания по применению агрохимиката «СК «Пикса» для улучшения экологической обстановки в инфраструктуре филиалов «ОАО «РЖД». Рабочий документ ОАО «РЖД». Утв. от 30.09.2005 г. М., 2005.

5. Бурда Р.И. Антропогенная трансформация флоры. Киев: Наукова Думка, 1991.

6. Гордиенко Я.Н. Курс железных дорог. СПб, 1905.

7. Горчаковский П.Л. Тенденции антропогенных изменений растительного покрова Земли // Бот. журн. 1979. Т. 64. № 12. С. 1697-1713.

8. Гроссгейм A.A. Растительный покров Кавказа. М.: Изд-во Московского общества испытателей природы. 1948.

9. Димитриев А.В., Ефейкин Д.П. К изучению заносных видов растений и животных, распространяющихся по транспортным магистралям / Материалы 5-й научн. конф. молодых ученых, 23-25 октября 1985: Сб. / Казанский ин-т биол. Каз. Фил. АН СССР. Казань, 1985. С. 123-125.

10. Гусев Ю.Д. Проникновение новых адвентивных растений в Марийскую АССР по железной дороге // Бот. журн. 1977. Т. 62. № 3. С. 429-431.

11. Котов M.I. Адвентивна рослиннють на УкраШ // Вюн. природознатства. 1928. № 5/6. С. 267-274.

12. Лунева Н.Н. Сорные растени как фактор формировани разнообрази растительного покрова / Проблемы сохранения разнообразия растительного покрова Внутренней Азии. Материалы конференции. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского центра СО РАН, 2004. С. 153-155.

13. Лысюк В.С., Сазонов В.Н., Башкатова Л.В. Прочный и надежный железнодорожный путь. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

14. Макарычев Н.Т. Лесомелиоративные основы защиты железных дорог от снежных заносов / Автореф. дисс. докт. с.-х. н. Волгоград, 1987.

15. Панкратова Н.М. Химческие способы борьбы с растительностью на железнодорожном полотне. М.: Транспорт, 1966.

16. Прокудин И.В., Козлов И.С. Колебание материалов балластного слоя и земл ного полотна под стрелочными переводами // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути. / Пятая научно-техническая конференция с международным участием (г. Москва, 1920 ноября 2008 г.). Тр. Чтения, посвященные памяти профессора Г.М. Шахунянца. C. 90-93.

17. Чичев А.В. Адвентивная флора железных дорог Московской области: Авто-реф. канд. дис. М.: Изд-во МГУ, 1985.

18. О введении Списка основных пород деревьев и кустарников дл созда-ни снего-пекозащитных, почвоукрепительных, водоохранных и ветрозащитных лесных насаждений вдоль линий железных дорог / МПС СССР. Приказ, 1950 г. № 278/ЦЗ.

19. О повышении эффективности содержания и ремонта защитных лесонасаждений в полосе отвода железных дорог /ОАО «РЖД». Распоряжение, 2007 г. № 808.

20. «Галнефтегаз» будет судиться с Львовской железной дорогой // Gazeta.ua. № 423 (07.08.2007). Львов, 2007.

21. Wanek М. Weed the plan when planning for weeds // Railway Track and Structures, 2003. № 1. Р. 24-26.

22. Matoba K. Railway Track and Structures, 2001. № 1 Р. 22-23.

22. Miersch N. Deine Bahn, 2001. № 12. S. 750-754.

23. The ABCs of vegetation control / Mаtoba K. // Railway Trak and Structures, 2004. 1. Р. 22-23.

Рецензент — к. б. н. А.В. Чичёв

SUMMARY

Characteristics of railway ecotopes, injuriousness of undesirable woody-shrubby and weed vegetation, princi ples of phytosanitary state regulation, aimed to ensure both regularity and safety of transportation by rail, non-admission of weed overgrowth at places adjoining agricultural lands, are provided in the article.

Key words: harmfulness of railway weeds, general herbicides, railway ecotopes, protective afforestation of railways, chemical right-of-way.

Антипов Борис Владимирович — к. с.-х. н., ООО «ТрансСтройИнвест». Эл. почта: anti [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.