Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ СРЕДЫ И ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ СРЕДЫ И ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОДТАЛКИВАНИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ СРЕДЫ / ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗНАНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL BEHAVIOR / GOVERNMENT REGULATION / NUDGING / CHANGE THE CONTEXT / CHANGE COGNITION / FINANCIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белехова Галина Вадимовна

Принятие необдуманных финансовых решений может отрицательно повлиять на отдельные домохозяйства и общество в целом, поэтому органы государственной власти, используя различные управленческие механизмы, осуществляют регулирование финансового поведения населения. В статье предпринята попытка понять, каким образом в государственном регулировании финансового поведения населения представлены механизмы, направленные на изменение «среды» (в частности нормативно-процессуальных основ финансовой системы) и «человека» (его знаний и установок). В работах схожей тематики рассматриваются правовые основы деятельности финансовых организаций, поведенческие инструменты в управлении финансовым поведением населения, способы повышения его финансовой грамотности и т. д. В отличие от них в проведенном исследовании, во-первых, отражены взгляды альтернативных экономических теорий (теория рационального выбора, поведенческая экономика) на возможность регулирования экономического поведения, приведены приемы широко распространенного в зарубежных странах поведенческого «подталкивания»; во-вторых, предложена схема регулирования финансового поведения населения России и проанализированы основные нормативные документы, регламентирующие деятельность финансовых организаций страны; в-третьих, дана оценка соотношению линий регулирования «изменение среды» и «изменение человека». Показано, что воздействие на финансовое поведение россиян направлено главным образом на«изменение среды», т. е. на построение добросовестной институциональной финансовой системы. Воздействия по линии «изменение человека» вторичны, они реализуются через повышение финансовой грамотности и введение массовых финансовых продуктов. Такое регулирование допускает перекос в сторону «пассивности» человека. Устранение выявленного дисбаланса позволит повысить эффективность управленческих решений в отношении финансового поведения граждан. Предлагается перенаправить регулирование с конструирования «идеальной» среды на воспитание грамотного и финансово активного населения, способного своим поведением формировать нужную для экономики и общества финансовую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белехова Галина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ СРЕДЫ И ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.8 УДК 330.59 (470.12), ББК 65.9

© Белехова Г.В.

Регулирование финансового поведения населения современной России: формирование нормативной среды и воспитание человека

Аннотация. Принятие необдуманных финансовых решений может отрицательно повлиять на отдельные домохозяйства и общество в целом, поэтому органы государственной власти, используя различные управленческие механизмы, осуществляют регулирование финансового поведения населения. В статье предпринята попытка понять, каким образом в государственном регулировании финансового поведения населения представлены механизмы, направленные на изменение «среды» (в частности нормативно-процессуальных основ финансовой системы) и «человека» (его знаний и установок). В работах схожей тематики рассматриваются правовые основы деятельности финансовых организаций, поведенческие инструменты в управлении финансовым поведением населения, способы повышения его финансовой грамотности и т. д. В отличие от них в проведенном исследовании, во-первых, отражены взгляды альтернативных экономических теорий (теория рационального выбора, поведенческая экономика) на возможность регулирования экономического поведения, приведены приемы широко распространенного в зарубежных странах поведенческого «подталкивания»; во-вторых, предложена схема регулирования финансового поведения населения России и проанализированы основные нормативные документы, регламентирующие деятельность финансовых организаций страны; в-третьих, дана оценка соотношению линий регулирования «изменение среды» и «изменение человека». Показано, что воздействие на финансовое поведение россиян направлено главным образом на «изменение среды», т. е. на построение добросовестной институциональной финансовой системы. Воздействия по линии «изменение человека» вторичны, они реализуются через повышение

Для цитирования: Белехова Г.В. Регулирование финансового поведения населения современной России: формирование нормативной среды и воспитание человека // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 3. С. 111-128. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.8

For citation: Belekhova G.V. Regulation of financial behavior of the population of modern Russia: regulatory context formation and personal development. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2020, vol. 13, no. 3, pp. 111-128. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.8

Галина Вадимовна БЕЛЕХОВА

Вологодский научный центр Российской академии наук Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-6373-9043; ResearcherlD: I-8182-2016

финансовой грамотности и введение массовых финансовых продуктов. Такое регулирование допускает перекос в сторону «пассивности» человека. Устранение выявленного дисбаланса позволит повысить эффективность управленческих решений в отношении финансового поведения граждан. Предлагается перенаправить регулирование с конструирования «идеальной» среды на воспитание грамотного и финансово активного населения, способного своим поведением формировать нужную для экономики и общества финансовую среду.

Ключевые слова: финансовое поведение, государственное регулирование, подталкивание, изменение среды, изменение познания, финансовая грамотность.

Введение

Общероссийские опросы регулярно выявляют в финансовом поведении россиян действия с повышенным риском негативных последствий для материального благополучия. Например, в кредитных практиках широко участвуют социально уязвимые группы населения с низкой платежеспособностью: активнее других берут кредиты молодые семьи (возраст супругов от 25 до 40 лет) с двумя несовершеннолетними детьми (50%), молодые (в возрасте от 25 до 40 лет) матери-одиночки с одним ребенком (45%) и двумя детьми (51%)^ Фиксируется высокая доля закредитованных (тех, кто отдает на выплаты по кредитам более 30% семейного дохода) среди малоимущих заемщиков2 — 29% по сравнению с 10% среди более обеспеченных3. Наряду с этим 44% россиян, бравших кредит за последний год, лояльно относятся к нарушению кредитных договоров и считают, что небольшая просрочка платежа не страшна, а для 25% заемщиков преступлением не является невозврат кредита4.

Распространенность подобных финансовых практик весьма негативно влияет как на отдельные домохозяйства, так и на общество в целом. Государство, в отличие от других экономиче-

1 Портрет заемщика: кто в России чаще всего берет кредиты? // НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/portret-zaemshchika-kto-v-rossii-chashche-vsego-beret-kredity/ (дата обращения 04.02.2020).

2 Характеристика «Денег не хватает даже не продукты питания» (опрос НАФИ).

3 Портрет заемщика: кто в России чаще всего берет кредиты? // НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/portret-zaemshchika-kto-v-rossii-chashche-vsego-beret-kredity/ (дата обращения 04.02.2020).

4 Каждый четвертый заемщик считает, что невозврат кредита не является преступлением // НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-chetvertyy-zaemsh-chik-schitaet-chto-nevozvrat-kredita-ne-yavlyaetsya-prestupleniem/ (дата обращения 04.02.2020).

ских агентов, не только заинтересовано в грамотном финансовом поведении населения, но и способно воздействовать на него и финансовую систему в целом. Последние 20 лет целевыми ориентирами такого воздействия выступают увеличение объема организованных сбережений населения, диверсификация используемых населением финансовых инструментов, доведение нормативно-правовых основ финансовой системы до современных международных стандартов. Значимую роль в достижении указанных целей, наряду с социальной политикой, политикой в сфере труда и занятости, образования, здравоохранения и проч., играет и политика по регулированию финансового рынка, которая формирует нормативно-процессуальные рамки финансового поведения населения.

Проблематика регулирования финансового поведения населения находит отражение в ряде научных публикаций российских исследователей. Их тематика связана в основном с нормативно-правовым регулированием финансового рынка и деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, особенностями правоприменительной практики и изменениями в законодательстве (В.А. Поздышев [1], В.Г. Голубцов [2]). Значительное число статей посвящено проблеме повышения финансовой грамотности населения (О.Е. Кузина и Д.Х. Ибрагимова [3], А.В. Стахнюк и Е.А. Из-малкова [4], Г.В. Цветова и М.В. Ерофеева [5]). Менее представлены исследования о влиянии когнитивных, психологических и социокультурных факторов на финансовое поведение населения и их учете в практике его регулирования (Т.Н. Колесникова [6]), об особенностях применения поведенческих инструментов в разных сферах регулирования и возможностях их встраивания в политику по управ-

лению финансовым поведением населения (А.Е. Голодникова и соавт. [7]). Отдельный пласт составляют труды обзорного, теоретико-методологического плана, авторы которых рассматривают положения новой поведенческой экономики, ее влияние на государственную политику и способы манипулирования экономическим поведением (И.Н. Дрогобыцкий [8], А. Злотников [9], А. Шмаков [10]) либо анализируют преимущества и провалы государственного патернализма с точки зрения его воздействия на экономическое поведение населения в целом (Р.И. Капелюшников [11; 12], А.Я. Рубинштейн и А.Е. Городецкий [13]).

В то же время работ, направленных на изучение концептуальных основ текущей практики регулирования финансового поведения в России, соответствия нормативно-процессуальных аспектов регулирования современным взглядам экономической науки (в частности положениям поведенческой экономики), представлено крайне мало. На наш взгляд, для выявления возможностей по повышению эффективности регулирования финансового поведения населения важно понимать, какие концептуальные положения современной экономической мысли используются в действующей системе регулирования.

Цель нашей работы заключается в систематизации нормативно-процессуальных аспектов регулирования финансового поведения населения, что позволит понять, каким образом в этой сфере государственного регулирования используются механизмы, направленные на изменение «среды» (нормативных основ финансового рынка) и «человека» (его знаний и установок). Для этого в первой части статьи рассмотрены положения альтернативных экономических теорий (теория рационального выбора, поведенческая экономика) относительно возможности регулировать экономическое поведение, приведены приемы поведенческого «подталкивания»; во второй части представлена схема регулирования финансового поведения россиян, проанализированы основные нормативные документы, регламентирующие деятельность финансовой системы России, показано соотношение линий регулирования «изменение среды» и «изменение человека».

Теоретические взгляды на возможность регулирования финансового поведения населения

Исследования экономического поведения населения преследуют цель «объяснить, предсказать и научиться воздействовать на поведение осуществляющего выбор человека» [10, с. 98]. Изначально экономика рассматривала человеческое поведение с точки зрения модели «рационального человека» (Homo economicus), который опирается на нормативный, априорный анализ принятия рациональных решений. В неоклассических теориях благосостояния и рационального выбора, рассматривающих рационального человека с четкой структурой предпочтений, прямое вмешательство государства считалось излишним, а мерой качества экономической политики являлась индивидуальная полезность (В. Парето, Дж. Хикс, П. Саму-эльсон) [14, с. 16]. Согласно теории рационального выбора, человек осуществляет обдуманный, разумный, рациональный выбор, преследуя собственную выгоду. При этом население в общей массе направляется метафоричной «невидимой рукой», которая является скрытым механизмом действия рыночной экономики. Другими словами, рыночное регулирование самодостаточно и способно настраивать индивидуальное рациональное поведение. Поэтому как таковой вопрос о регулировании экономического поведения населения не поднимался, т. е. сам классический взгляд на человека как на оптимально действующего Homo economicus не требовал выстраивания системы социально-экономического регулирования поведения.

Появление и развитие альтернативных экономических концепций, ослабляющих тезис о рациональности человеческого поведения, повлекли за собой трансформацию взгляда на роль государства в регулировании экономического поведения населения. Наиболее известным альтернативным взглядом стала поведенческая концепция, согласно которой поведение человека подвержено влиянию эмоций, стереотипов мышления и т. п., а рациональность ограничена когнитивными способностями индивидов к обработке неполной и несовершенной информации [15].

В экономической, социальной и психологической литературе можно найти многочисленные эмпирические доказательства отклонений от рационального поведения. Например, несовершенная оптимизация: в некоторых случаях люди игнорируют информацию, которая помогла бы принять правильное решение [16]; в других — они изначально рассматривают плохие варианты финансовых решений или по каким-либо причинам отказываются от выбора лучших вариантов [17; 18]. Влияние оказывают пристрастные суждения или предпочтения. В частности, некоторые люди придают большее значение потенциальным потерям, а не эквивалентному размеру потенциальной выгоды [19; 20]; текущим (краткосрочным), а не будущим (долгосрочным) результатам [21; 22; 23], что приводит к неэффективным расходам, заимствованиям или инвестированию. Выбор потребителей варьируется в зависимости от самих финансовых продуктов и услуг, от того, как оформлено их предложение, каким образом представлены их характеристики [19; 24; 25]. Также значимо влияние социального контекста: потребители могут слишком доверять финансовым консультантам, не учитывая, что последние могут быть мотивированы личным корыстным интересом [26]; сравнение с успехами других может вызывать чувство зависти или разочарования у потребителя и удержать его от совершения грамотного выбора [27].

Подобные наблюдения привели к появлению теории «ограниченной рациональности» Г. Саймона, теории перспектив Д. Канемана и А. Тверски, новой поведенческой экономики Р. Талера и проч., допускающих вмешательство государства в экономическое поведение населения. Исследования Р. Талера и К. Сан-стейна легли в основу «либертарианского патернализма» — политики минимального вмешательства государства (патера) в выбор человека [28; 29]. Предполагается, что путем проведения минимально агрессивной политики с использованием специального инструментария с психологической начинкой [30, с. 350] государство-патерналист помогает людям принимать индивидуально и общественно оптимальные решения, не препятствуя при этом достижению их субъективных предпочтений и повышению их благосостояния [14, с. 16—17; 31].

Наряду с развитием концептуальных взглядов экономической науки происходит трансформация «традиционных» способов регулирования в политике (command-and-control, transparency-and-access), которые показывают снижающуюся эффективность в регулировании поведения населения [7, с. 8]. Знания о поведенческих ошибках и способах воздействия на них все чаще учитываются при разработке регулирующих воздействий на поведение населения. Так, «в настоящее время в мире существует не менее 20 подразделений по выработке предложений в области подталкивания (nudge unit) в Европе, Америке, Азии и Австралии» [32].

Как отмечает Р.И. Капелюшников, логика государственного регулирования в поведенческой экономике предполагает эффективное устранение когнитивных и поведенческих ошибок населения, прямые ограничения текущего нерационального поведения и широкую социальную поддержку будущего поведения. Традиционные направления государственной политики, напротив, предполагают регулирование и контроль текущего экономического поведения населения с помощью будущих вознаграждений или штрафов [11, с. 88].

Широкое применение получили две линии регулирования поведения населения: изменение познания5 (знаний, убеждений и установок самого человека) и изменение контекста6 (среды или ситуаций), в рамках которого человек принимает решения [33, с. 126—127]. Их качественное наполнение происходит в рамках поведенческой концепции.

«Изменение познания» предполагает предоставление человеку новой информации в той или иной форме. Такие вмешательства вызывают рефлексивную умственную обработку и пытаются обучить человека принимать более обоснованные и эффективные решения. Влияние информации и образования согласуется с классической моделью рационального человека: чем больше у него информации, тем выше вероятность, что он точно рассчитает выгоду от каждого альтернативного варианта и выберет оптимальный. «Изменение познания» лучше

5 Англ. «change cognitions (beliefs and attitudes)» [33].

6 Англ. «change the context (environment or situation)»

[33].

Рис. 1. Описание способа регулирования MINDSPACE

M Messenger = Уведомитель На выбор человека влияет тот, кто передает информацию

I Incentives = Стимулы Реакция человека на стимулы строится по шаблонам восприятия

N Norms = Нормы и стандарты На выбор человека влияет то, что делают другие

D Defaults = Опции по умолчанию Человек обыкновенно соглашается с предустановленными опциями

S Salience = Приоритет Человек обращает внимание на то, что является для него актуальным и обладает новизной

P Priming = Фиксированные установки На выбор человека влияют подсознательные сигналы

A Affect = Эмоции На выбор человека влияют эмоциональные ассоциации

C Commitments = Приверженность Человек стремится соответствовать общественным обязательствам

E Ego = Эго Человек обыкновенно действует с выгодой для себя

Источник: составлено автором на основе [33, с. 129-133].

всего работает на тех, кто наиболее открыт для информирования, восприятия и понимания новых знаний, поэтому оно может способствовать увеличению разрыва между лицами с высоким и низким уровнем образования. Применительно к финансовому поведению такие вмешательства предназначены для повышения финансовой грамотности, облегчают людям понимание финансовых продуктов и услуг и сам процесс принятия решений [33, с. 127—128].

«Изменение контекста» в большей степени учитывает, что люди обладают ограниченными когнитивными способностями. Оно предполагает воздействие на автоматические процессы суждения, фокусируясь на корректировке поведения без изменения взглядов [33, с. 129—133]. При этом используется комплекс воздействий, который в западной практике часто обозначается как MINDSPACE (рис. 1).

Последствия, к которым приводит использование двух линий регулирования поведения — «изменения познания» и «изменения контекста», в настоящее время являются актуальной тематикой исследований зарубежных ученых. Например, в работах P. Dolan and etc. [33], B.C. Madrian and etc. [34] установлено, что

вмешательства по типу «изменение познания» (на базе образования и новой информации) влияют на финансовое поведение преимущественно высокообразованных, финансово грамотных и восприимчивых к новой информации людей, а «изменение контекста» имеет более универсальный эффект и пригодно для населения с различными социально-демографическими характеристиками.

Обобщение инструментов поведенческой экономики (по большей части вмешательств по типу «изменение контекста») представлено в трудах К. Санстейна, Р.И. Капелюшни-кова, А.Е. Голодниковой, Д.Б. Цыганкова, М.А. Юнусовой и др. В них рассматриваются наиболее перспективные для государственного управления инструменты поведенческого «подталкивания»: установление «опций по умолчанию»7 [35, с. 19]; прямые запреты,

7 Например, политика по добровольному донорству

органов. В одних странах (Франция, Польша, Венгрия) в медицинских завещаниях опция по умолчанию — «я согласен быть донором органов». В других странах (Нидерланды, Германия) органы для донорства нельзя использовать без явного согласия (т. е. необходимо самостоятельно указать на согласие или не согласие).

ограничивающие возможности индивидуального выбора в сферах с высоким риском (например, запрет на упразднение государственного пенсионного страхования); законодательное закрепление периодов охлаждения (например, при покупке страховых продуктов или дорогих вещей); клиентоориентированные формы раскрытия информации при сделках с высокорискованными продуктами (ипотека, кредитование и проч.); рассылка текстовых сообщений разнообразного содержания8 [7, с. 12—14; 11, с. 84-88; 36].

Говоря об опыте регулирования поведения населения посредством «изменения познания» и «изменения контекста», следует указать те аспекты, которые могут ограничить их применение в российской практике. Во-первых, изучена лишь часть из множества комбинаций различных видов вмешательств и эффектов от их применения, и преимущественно на опыте зарубежных стран. Поэтому для избегания нежелательных результатов и прояснения российской специфики приемов «подталкивания» необходимы предварительные исследования и экспериментальные апробации. Во-вторых, специализированные исследования должны проводиться не только учеными на ограниченных выборках. К изучению вопроса следует привлекать крупных работодателей и непосредственно правительство страны, так как они могут отработать регулирующую политику на большей совокупности населения или на однородных категориях работников (военнослужащие, работники бюджетной сферы или определенной отрасли промышленности). В-третьих, для некоторых людей политика внешнего «подталкивания» может показаться сомнительной в морально-этическом плане. Основаниями для скепсиса могут быть, например, ограничение

8 Например, в Австралии для подталкивания арендаторов к своевременному внесению арендных платежей и погашению задолженности рассылаются сообщения, «содержащие поведенческие стимулы: социальные нормы («9 из 10 арендаторов в Вашем районе заплатили арендную плату вовремя»), неприятие потерь («Ваша арендная плата просрочена. Договор аренды под угрозой»), сообщение об издержках общества («Ваша арендная плата просрочена. Невыплаченная аренда стоит государству и сообществу денег, которые могли бы быть направлены на помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»)» и проч. [7, с. 14].

конституционных прав человека на свободу выбора или манипулирование со стороны лиц, принимающих решения, в пользу их корыстных интересов, а не интересов общества в целом. Однако, согласно методическим основам «либертарианского патернализма» Р. Талера и К. Санстейна, приемы внешнего «подталкивания» не вносят никаких ограничений в возможности выбора, а формируют условия для принятия человеком решений на добровольной основе «таким образом, чтобы эти решения были оптимальны для него самого» [28, с. 179; 35, с. 18—21]9. Более того, как уже отмечалось выше, в зарубежных странах с начала 2000-х гг. функционируют государственные и общественные «центры подталкивания» («nudge unit»), которые разрабатывают «технологии поведенческого подталкивания в разных ситуациях»; в целом поведенческие методы применяются в публичной политике более чем 150 стран [35, с. 22].

Таким образом, эволюция экономической мысли, управленческой и политической науки и практики обозначила ограниченность «нормативной» теории рационального выбора (и других концепций, основанных на ней) для применения в регулировании экономического поведения населения. Рациональный выбор все чаще рассматривается не как максимизирующий полезность (прибыль) и минимизиру-

9 Разберем на примере «плана 401 (к)» — плана сбережений сотрудников. Работодатель может выбрать один из двух вариантов — «автоматическая регистрация» или «выбор». При «автоматической регистрации» сотрудникам поясняют, что, если они не откажутся, они будут зачислены в план; в самой форме уже прописано, что сотрудник соглашается на участие (при этом имеются варианты по умолчанию для ставок отчислений и распределения активов), но есть графа для отказа (которую сотрудник должен заполнить). Альтернативный вариант «выбор» — сотрудник сам должен отметить, участвует или не участвует (а также определить процент отчислений и распределение активов).

Вариант «автоматической регистрации» действительно является патерналистским. Т. е. работодатель действует как патерналист — он считает, что участие в плане 401 (к) сотрудника выгодно для его благополучия, поэтому он направляет выбор в сторону участия. Но в то же время работодатель не вынуждает работника участвовать, т. к. даже при автоматической регистрации у сотрудника есть возможность выбрать отказ от участия, заполнив специальную графу. Т. е. налицо отсутствие манипулирования и ограничения воли или свободы выбора человека [28, с. 176—177].

ющий издержки, а как наилучший и наиболее удовлетворительный из доступных вариантов. Развитие альтернативных экономических течений (в частности поведенческой экономики) показало, что задача управленца состоит в создании такого окружения, чтобы приблизить принимаемое человеком решение к наилучшему из возможных с точки зрения соблюдения баланса между общественной полезностью и индивидуальным благополучием.

Регулирование финансового поведения населения России

Становление современной практики регулирования финансового поведения россиян проходило на фоне трансформации государственного управления в конце ХХ века. Переход от советской системы государственного патернализма к либеральной идеологии и «страховым взаимоотношениям» государства и населения стал причиной того, что органам власти пришлось создавать условия (в том числе нормативно-процессуальную среду) для включения населения в финансовые операции и обучать его работать в условиях риска, неопределенности и личной ответственности за собственное материальное благополучие.

Регулирование финансового поведения населения России опосредовано регулированием деятельности участников финансового рынка. Обобщенная схема процесса регулирования финансового поведения населения, которая, на наш взгляд, реализуется в условиях российской действительности, представлена на рисунке 2. Его главными координаторами выступают Правительство РФ и Центральный банк Российской Федерации. Они определяют «правила игры» — разрабатывают стратегические и программные документы, которые регламентируют отношения, возникающие при взаимодействии населения, финансово-кредитных организаций, государства и прочих агентов по вопросам формирования, распределения и использования денежных и других финансовых ресурсов граждан.

Участие в регулировании финансового поведения населения также принимают Министерство финансов РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство образования и науки РФ и другие федеральные органы исполни-

тельной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, институты финансового рынка и прочие заинтересованные стороны. Их деятельность регламентируется действующими программными документами (Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы, Стратегия развития национальной платежной системы, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019—2021 гг. и др.) и прочими нормативно-правовыми актами.

Одна из приоритетных целей развития финансового рынка — «повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка»10; далее от нее выстраиваются цели и задачи применительно к финансовому поведению населения (см. рис. 2). В частности, целями регулирования финансового поведения являются:

— содействие формированию у граждан разумного финансового поведения;

— повсеместное повышение финансовой грамотности во всех социально-демографических, профессиональных, доходных и других группах населения;

— обеспечение доступности для потребителей финансовых продуктов и услуг надлежащего качества, использование которых способствует улучшению качественных характеристик жизни населения;

— справедливая реализация нормативно-правовых норм, закрепленных законодательством, по отношению ко всем участникам финансового рынка и др.

К задачам регулирования финансового поведения россиян относятся:

— расширение включенности граждан в процессы финансового просвещения;

— разработка и реализация государственных и частных программ повышения финан-

10 Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019—2021 годов / Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/71220/mam_directions.pdf

Рис. 2. Схема процесса регулирования финансового поведения населения России

Субъекты регулирования

Централь- Прави-

ный банк тельство

РФ РФ

Министерства

Региональные и муниципальные органы власти

Финансовые организации

Бизнес-сообщество

Образовательное сообщество

Научные учреждения

Некоммерческий сектор

Цели регулирования

- содействие формированию у населения разумного финансового поведения

- повышение финансовой грамотности населения

-повышение уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества

- другие цели

Ж

Задачи регулирования

- повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения

механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения

- укрепление потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг

- мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения

- другие задачи

Методы регулирования

Экономические Социальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Административно-правовые

Инструменты регулирования

По охвату (уровню):

- федеральные (Национальная стратегия),

- региональные и муниципальные (проекты, программы),

- частные

По способу воздействия:

- прямые (воздействуют непосредственно на финансовые действия),

- косвенные (воздействуют на мотивы, финансовые знания и навыки, информированность и ответственность)

По субъекту поведения:

- сплошные (воздействуют на население е целом),

- дифференцированные (по уровню доходов, по возрасту, по специфике образования, по профессиональному признаку)

По объекту управления:

- общие (воздействуют на поведение в целом),

- частные (воздействуют на отдельные виды и компоненты поведения)

По назначению:

- обучающие,

- консультационные,

- информационно-просветительские,

- правовые

ЦТ

Объект регулирования - финансовое поведение населения

Сберегательное поведение

Кредитное поведение

Другие виды финансового поведения

Финансовая грамотность

л:

Результат регулирования - формирование у населения разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам

Повышение включенности в сберегательные практики

Снижение доли населения с признаками перекредитованности

Диверсификация используемых населением финансовых продуктов

Повышение уровня финансовой грамотности (владения базовыми знаниями и навыками)

Источник: составлено автором.

совой грамотности в социально-демографических, профессиональных, доходных и других группах населения (например, уроки для несовершеннолетних детей на базе общеобразовательных организаций, дополнительное финансовое обучение студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования, занятия с молодыми семьями или социально уязвимыми группами на базе центров социальной помощи семье и детям, «образовательные дни» для конкретных групп

населения в финансовых организациях различного уровня, в том числе региональных управлениях Центрального банка Российской Федерации);

— проведение регулярных мониторингов, направленных на исследование включенности населения в финансовое поведение, на измерение актуального уровня финансовой грамотности людей для оценки результативности осуществляемых мероприятий и их своевременной корректировки и др.

В качестве конкретизации конечного результата регулирования финансового поведения подходящей, на наш взгляд, является вариация цели из проекта Минфина и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», а именно — формирование у населения разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам. Указанный результат может быть конкретизирован для каждого вида поведения и финансовой грамотности, например:

— для сберегательного: повышение включенности населения в законные сберегательные практики; увеличение доли населения, имеющего трехмесячные запасы денежных средств (т. е. финансовую «подушку безопасности»), и проч.;

— для кредитного: снижение доли населения с признаками перекредитованности; повышение информированности о «правильных шагах» использования кредитов и проч.;

— по финансовой грамотности: увеличение доли населения в целом и отдельных групп (например семей с детьми, низко- и среднедоход-

ных групп и т. д.), ведущих семейный бюджет; повышение доли населения, сравнивающего возможные финансовые услуги и условия их предоставления; уменьшение доли граждан, не осведомленных о признаках финансовых пирамид и других формах финансового мошенничества, и проч.

Далее рассмотрим некоторые нормативно-процессуальные механизмы, применяющиеся при регулировании финансового поведения россиян, что позволит проследить соотношение линий регулирования «изменение среды» и «изменение человека».

Сберегательная и кредитная политики являются наиболее проработанными сферами государственного регулирования финансового поведения населения. На практике они реализуются в разнообразных формах: изменение ставки рефинансирования Банком России, фискальная политика, система государственного и частного гарантирования сохранности вкладов населения, установление правил взаимодействия кредитных и некредитных финансовых организаций с физическими лицами, введение процедуры банкротства и проч. (табл. 1) [37; 38].

Таблица 1. Примеры механизмов государственного регулирования в области сберегательного и кредитного поведения населения

Механизм Содержание Линия регулирования

Система страхования банковских вкладов (ССВ) Государственная программа для защиты сбережений населения в российских банках функционирует с 2004 г., когда была создана Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). У вкладчиков банков, входящих в ССВ, есть право на получение компенсации до 1,4 млн руб. (включительно) в случае отзыва у банка лицензии (наступления страхового случая). По состоянию на начало 2020 г. в систему страхования вовлечено 720 банков-участников. За время существования ССВ произошло 508 страховых случаев, более 1,5 млн вкладчиков получили страховое возмещение. Неоднократно (4 раза за 10 лет) пересматривалась величина возмещения по вкладам, а за весь период она выросла в 14 раз - со 100 тыс. руб. до 1 млн 400 тыс. рублей11. Изменение среды

Система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Начала функционировать с 2014 г.; обеспечивает сохранность сумм, поступающих на пенсионный счет и используемых для расчета будущей пенсии застрахованного лица. Участниками системы являются 33 негосударственных пенсионных фонда. За время функционирования системы гарантийные случаи, связанные с аннулированием лицензии фонда-участника, не наступали12. Изменение среды

11 См.: https://www.asv.org.ru/agency/

12 См.: https://www.asv.org.ru/pension/

Окончание таблицы 1

Механизм Содержание Линия регулирования

Федеральный закон № 353-ф3 «О потребительском кредите (займе)»13 Наряду с основными правилами в этом законе закреплены дополнительные обязанности банков, о которых заемщики обычно не осведомлены, в частности: • бесплатное осуществление обслуживающих операций при получении и погашении кредита; • бесплатное предоставление информации о размере текущей задолженности, графике платежей (по запросу заемщиков не чаще одного раза в месяц); • информирование заемщиков о наличии у них просроченной задолженности по кредиту (не позднее 7 дней способом, указанным в договоре между заемщиком и финансовым учреждением); • запрет на оказание дополнительных платных услуг, не указанных в договоре с заемщиком. Изменение среды

Показатель долговой нагрузки заемщиков (ПДН) С 1 октября 2019 г. ЦБ РФ обязал банки и микрофинансовые организации рассчитывать ПДН при принятии решения о предоставлении кредита в размере от 10 тыс. рублей, а также рекомендовал им информировать заемщика о значении его ПДН. Алгоритм расчета предлагает определение отношения среднемесячных платежей заемщика по всем кредитам и займам к его среднемесячному доходу. Данное нововведение не запрещает кредиторам выдавать займы гражданам с высоким уровнем ПДН. Однако банки будут вынуждены формировать дополнительный запас капитала при кредитовании заемщиков с ПДН более 50 процентов. Это не выгодно, а следовательно, сократится число займов с высоким риском, снизятся темпы роста необеспеченного потребительского кредитования14. Изменение среды

Запреты на выдачу займов С 1 октября 2019 г. введен запрет на предоставление гражданам ипотечных займов непрофессиональными кредиторами, т. е. теми, кто находится вне сферы надзора Банка России. С 1 ноября 2019 г. введен запрет для микрофинансовых организаций на выдачу гражданам ссуд, обеспеченных залогом жилья, даже если оно не является единственным15. Изменение среды

Регулирование размера неустойки (штраф, пени) С 1 января 2020 г. согласно ФЗ от 27 декабря 2018 г. № 554-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ "О потребительском кредите (займе)"» и ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» по договору потребительского кредита (займа), выданного на срок один год и менее, запрещено начислять проценты, неустойки (штраф, пени), платежи за дополнительные услуги после того, как фиксируемая сумма платежей достигнет полуторакратного размера суммы предоставленного кредита (займа)16. Изменение среды

Источник: составлено автором.

13 О потребительском кредите (займе): Федеральный закон от 21.12.2013 № З53-Ф3 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

14 Быстро и бесконтактно: главные финансовые сюрпризы года // Российская газета. Специальный редакционный проект «События года 2019». URL: https://rg.ru/2019/12/02/bystro-i-beskontaktno-glavnye-finansovye-siurprizy-goda.html (дата обращения 17.01.2020).

15 Там же.

16 Самые значимые нововведения января // Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/article/1312704/ (дата обращения

17.01.2020).

На стадиях разработки и предварительного рассмотрения в Государственной Думе находятся несколько законопроектов, которые в будущем могут повлиять на финансовое поведение россиян, в том числе на решения о сбережениях и займах. Законопроектом № 757296-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации)» предполагается повышение предельного уровня возмещения по банковским вкладам до 10 млн руб. для случаев непродолжительного (не более 3-х месяцев) хранения этих средств на счетах граждан (при продаже жилого помещения или земельного участка, получении наследства, получении социальных выплат и пособий, получении грантов в форме субсидий и др.)17. Другой законопроект — № 843962-7 «О внесении изменений в ФЗ "О потребительском кредите (займе)"» (в части уточнения порядка заключения договора потребительского кредита (займа))18 — предполагает введение для кредиторов обязанности раскрывать все условия кредитования непосредственно в договоре потребительского кредита (займа), а также предусматривает запрет на проставление кредитором в заранее напечатанной форме (в виде «галочек» и иных обозначений, выполненных типографическим способом) за заемщика согласия с условиями кредитования без его собственноручной подписи19.

Указанные законопроекты являются примерами регулирования по линии «изменение среды». Одним из механизмов, предполагающим воздействие и на среду, и на человека, стало законодательное закрепление норм о банкротстве физических лиц. С 1 октября 2015 года вступила в силу обновленная Глава X

17 См.: Законопроект № 757296-7 // Система обеспечения законодательной деятельности. Правительство РФ. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/757296-7 (дата обращения 17.01.2020).

18 См.: Законопроект № 843962-7 // Система обеспечения законодательной деятельности. Правительство РФ. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/843962-7 (дата обращения 17.01.2020).

19 Кредит без нагрузки // Российская газета. 05.11.2019. URL: https://rg.ru/2019/11/25/v-gd-vnesli-zakonoproekt-o-zaprete-naviazyvat-zaemshchikam-uslugi. html (дата обращения 17.01.2020).

«Банкротство гражданина» Федерального закона от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)»20. Эта мера явилась ответом властей на ситуацию с увеличением числа проблемных кредитов и неплатежеспособных должников. Банкиры получили новый инструмент работы с такими клиентами, а граждане — возможность разрешить сложную финансовую ситуацию. Однако практические результаты пока неоднозначны. По информации «Федре-сурса» (Единого федерального реестра сведений о банкротстве), за четыре года существования механизма потребительского банкротства им воспользовались порядка 163 тыс. россиян, что составляет только 16% от потенциальных банкротов, которых в России около 1 млн человек. Большинство дел (более 70%) заканчиваются без возмещений кредитору (например, в 2019 году из 225,6 млрд руб. требований было возвращено лишь 8 млрд руб., или 3,5%), в основном по причине того, что еще на входе в процедуру у граждан отсутствует имущество, которое можно было бы использовать для выплат21. Для добропорядочных граждан из-за недостаточных финансовых знаний процедура банкротства бывает трудоемкой, а для недобросовестных заемщиков в силу их нравственных особенностей она может стать способом избежать серьезных потерь. Получается, что данная мера нуждается в адаптации к неподготовленным банковским организациям и населению22.

Отдельного упоминания заслуживает государственное регулирование процесса повышения финансовой грамотности населения. На системной основе задачей повышения финансовой грамотности россиян стали заниматься с июля 2011 года, по итогам многолетней работы в сентябре 2017 года была разработана

20 О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.

21 Банкротства граждан — статистика Федресур-са за 2019 год // Федресурс. URL: https://fedresurs.ru/ news/390d0bea-3b00-4512-87a9-5d23fcabfb59 (дата обращения 21.01.2020).

22 Сообщается, что Минэкономразвития подготовило законопроект об упрощенном формате банкротства (подробнее: Как извлечь пользу из банкротства // Российская газета. 22.12.2019. URL: https:// rg.ru/2019/12/19/proceduru-bankrotstva-mozhno-budet-prohodit-v-uproshchennom-poriadke.html (дата обращения 21.01.2020)).

Таблица 2. Основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы

Положение Содержание

Цель Стратегии Создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества

Целевые группы для приоритетной работы - Обучающиеся образовательных организаций разного уровня; - граждане пенсионного и предпенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья; - граждане с низким и средним уровнем доходов

Минимальные знания и навыки финансово грамотного гражданина - Следить за состоянием личных финансов; - планировать свои доходы и расходы; - формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств; - иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию; - рационально выбирать финансовые услуги; - жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним; - знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг; - быть способным распознавать признаки финансового мошенничества; - знать о рисках на рынке финансовых услуг; - знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика; - вести финансовую подготовку к жизни на пенсии

Итоги реализации Стратегии - Сформированная инфраструктура для обеспечения постоянного процесса повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации; - повышение качества финансового образования и информирования граждан по вопросам управления личными финансами, личной финансовой безопасности и защиты прав потребителей финансовых услуг; - формирование ответственного типа поведения на финансовом рынке и приобретение населением финансовых компетенций, в том числе по осуществлению долгосрочного планирования личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного пути

Источник: составлено автором.

и утверждена к реализации «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы»23 (табл. 2). Во многих регионах России (Калининградская, Волгоградская, Архангельская, Кировская, Калужская области, Краснодарский, Алтайский, Ставропольский края, республики Башкортостан, Адыгея, Татарстан и др.) реализуются региональные стратегии и программы для повышения финансовой грамотности населения. Создана Федеральная методическая сеть по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования для предоставления образовательных, методических, информационных и консультационных услуг. На регулярной основе проводятся информационные и обучающие мероприятия: региональ-

23 Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р // Правительство России. Документы. URL: http://government. ru/docs/29441/

ные и всероссийские конференции; конкурсы школьных, студенческих и журналистских работ; Всероссийская неделя сбережений; Семейный финансовый фестиваль и проч. Налажена работа сетевых ресурсов — сайт и газета «Дружи с финансами», информационно-просветительский ресурс Банка России «Финансовая культура», портал по защите прав потребителей финансовых услуг «Хочу. Могу. Знаю» и др.

Осуществляемые мероприятия направлены и на «среду», и на «человека», однако необходимо понимать, что такая работа представляет собой многолетний процесс, эффект от которого возможен при массовом включении населения в проводимые мероприятия финансового просвещения и адекватном изменении самой финансовой среды.

Помимо обозначенных, реализуются и другие механизмы регулирования финансового поведения населения, преимущественно связанные с изменением среды (в нормативно-процессуальном аспекте) (табл. 3).

Таблица 3. Прочие механизмы государственного регулирования финансового поведения населения

Механизм Содержание Линия регулирования

Вывод с рынка кредитных организаций, не удовлетворяющих надзорным требованиям макрорегулятора ЦБ РФ проводит политику по дестимулированию недобросовестного поведения организаций на финансовом рынке. В 2014-2016 гг. количество ежегодно отзываемых лицензий на осуществление банковских операций было примерно одинаковым (86 в 2014 г., 93 в 2015 г., 89 в 2016 г.), в 2017-2019 гг. оно существенно сократилось (47 в 2017 г., 64 в 2018 г., 27 в 2019 г.)24. Общее количество действующих банков за 6 лет уменьшилось более чем в два раза - с 923 на 1 января 2014 г. до 442 на начало 2020 года25. Изменение среды

Разработка ключевых информационных документов (КИД) Осуществляется ЦБ РФ совместно с участниками финансового рынка. КИДы представляют собой паспорта финансовых продуктов в страховом сегменте, на рынке ценных бумаг и в банковском секторе. Они будут содержать информацию обо всех условиях и возможных рисках для потребителя26. Изменение среды

Отмена комиссий С середины июня 2020 г. согласно ФЗ от 16 декабря 2019 г. № 434-Ф3 «О внесении изменений в статью 29 ФЗ "О банках и банковской деятельности"» в России будут отменены комиссии за межрегиональные переводы денежных средств между банковскими счетами физических лиц внутри одной кредитной организации (так называемый «банковский роуминг»)27; готовится законопроект об отмене банковских комиссий по коммунальным и обязательным платежам28. Изменение среды

Новые массовые финансовые продукты Облигации федерального займа ОФЗ-н (в тексте); гарантированный пенсионный план (в тексте). Изменение среды + человека

Источник: составлено автором.

Отдельно стоит упомянуть работу государства по развитию финансовых продуктов, с помощью которых оно планирует мягко вовлечь широкие массы россиян на рынок капитала и параллельно повысить их финансовую грамотность. Например, облигации федерального займа ОФЗ-н, выпускаемые Минфином с 2017 года. «Пользователи ОФЗ-н — это в основном люди среднего и старшего возраста. Для расширения аудитории пользователей ОФЗ-н в

2019 году проведена модернизация продукта: расширена сеть продаж до четырех банков (Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Промсвязьбанк), внедрена продажа через мобильные и интернет-приложения. Эксперты отмечают, что привлечение лиц молодого возраста к покупке "народных" облигаций ... даст им реальный опыт работы с инвестиционными продуктами и обучит планировать бюджет на долгосрочный период»29.

24 Данные портала Финграм. URL: https://finagram.com/skolko-bankov-zakrylos-v-2018/ (дата обращения 21.01.2020); Что ждет российские банки в 2020 году // Российская газета. Специальный редакционный проект «События года 2019». URL: https://rg.ru/2020/01/06/chto-zhdet-rossijskie-banki-v-2020-godu.html (дата обращения 21.01.2020).

25 Информация о банковской системе Российской Федерации / Центральный банк Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/statistics/pdko/lic/ (дата обращения 05.02.2020).

Банком России учитываются только действующие кредитные организации (442 учреждения), тогда как в отчетности АСВ учитываются также банки, у которых отозвана лицензии, но выплаты по ССВ осуществляются (720 учреждений).

26 Стали грамотнее // Российская газета. 14.01.2020. URL: https://rg.ru/2020/01/14/reg-szfo/banki-rasskazali-kak-minuvshij-god-izmenil-povedenie-klientov.html (дата обращения 05.02.2020).

27 Отменяется «банковский роуминг» // Российская газета. 18.12.2019. URL: https://rg.ru/2019/12/18/rg-publikuet-dokument-ob-otmene-bankovskogo-rouminga.html (дата обращения 05.02.2020).

28 Оставят без комиссионных // Российская газета. 29.11.2019. URL: https://rg.ru/2019/11/29/bankovskuiu-komissiiu-po-platezham-za-kommunalnye-uslugi-zapretiat.html (дата обращения 05.02.2020).

29 Люди государственного долга // Российская газета. 01.02.2020. URL: https://rg.ru/2020/01/28/eksperty-rasskazali-

chto-vygodnee-vklad-v-banke-ili-narodnye-obligacii.html (дата обращения 13.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минфин некоторое время разрабатывает законопроект о новом продукте накопительной пенсионной системы — гарантированном пенсионном плане (ГПП). ГПП станет новым видом пенсионной схемы в рамках действующей системы негосударственного пенсионного обеспечения. Предполагается, что ГПП как стандартизированный защищенный пенсионный продукт предоставит гражданам возможность направлять личные деньги на финансирование своего пенсионного дохода при стимулирующей поддержке государства, а также защитит накопления от нецелевого использования. Однако, как отметил в начале января 2020 года первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов, «этот продукт в большей степени заинтересует граждан с месячным доходом где-то от 45 тысяч рублей на человека в семье. Вряд ли те, у кого доход меньше, будут участвовать в этой схеме, потому что у них ... не так много возможностей урезать текущее потребление. Это продукт для граждан, обладающих достаточной финансовой грамотностью»30. Отметим, что ранее в разработке был индивидуальный пенсионный капитал, предусматривающий автоматическую «подписку» работников, но его трансформировали в ГПП, участие в котором добровольное, т. е. работник должен написать заявление на присоединение к данной системе. Как видим, в новом пенсионном продукте государство отказалось от использования одного из приемов подталкивания — установления выбора по умолчанию.

Помимо разработки и введения финансовых продуктов и услуг, Минфин и ЦБ РФ регулируют их текущее предложение (т. е. «среду»). Ярким примером стало вмешательство Банка России в реализацию услуг по инвестиционному страхованию жизни, которые предлагались под видом стандартных банковских депозитов. Организации пользовались как существующи-

30 См.: План «Б» для лучшей жизни // Российская газета. Специальный проект. URL: https://rg.ru/2020/01/12/ v-cb-rasskazali-komu-podojdet-novaia-shema-pensionnyh-nakoplenij.html (дата обращения 13.02.2020); Минфин внесет в правительство законопроект о новой пенсионной схеме // Российская газета. Специальный проект. URL: https://rg.ru/2020/01/14/minfin-vneset-v-pravitelstvo-zakonoproekt-o-novyh-pensiiah.html (дата обращения 13.02.2020).

ми в законодательстве «пробелами», так и невнимательностью населения при заключении договоров. Однако население не только не получало повышенный доход, но и сталкивалось с неудобствами при досрочном закрытии. По указанию Банка России31 с 1 апреля 2019 года страховщики и их агенты обязаны предупреждать клиентов об основных рисках и существенных условиях договора при продаже подобных комплексных продуктов. Такое вмешательство привело к значительному сокращению предложения вкладов с инвестиционным страхованием жизни. Однако в настоящее время банки активно продвигают депозиты, совмещенные с индивидуальными инвестиционными счетами и брокерскими услугами. Подобная ситуация наглядно свидетельствует, что в российском обществе «изменение среды» апостериорно и не всегда приводит к закреплению грамотных финансовых практик среди населения.

Таким образом, государственное регулирование финансового поведения россиян (в нормативно-процессуальном аспекте) направлено преимущественно на «изменение среды», а именно на построение устойчивой добросовестной институциональной финансовой среды, в которой функционируют конкурентоспособные, соблюдающие законы финансовые организации, предоставляющие населению максимально открытые и понятные продукты и услуги. Однако разработка и принятие тех или иных законодательных норм, формирующих контекст деятельности финансовых организаций, зачастую являются реакцией органов власти на имеющиеся проблемы или совершаемые населением ошибки. Воздействия по линии «изменения человека», его знаний и навыков только набирают силу, реализуясь в основном через мероприятия по повышению финансовой грамотности и введение новых массовых финансовых продуктов.

31 О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика: указание Центрального банка Российской Федерации от 11 января 2019 г. № 5055-у / Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/Queries/UniDbQuery/ File/50883/791

Заключение

Большинство из указанных в статье аспектов регулирования финансового поведения россиян изменяют финансовую среду (в нормативно-процессуальном плане), в которой действует человек. Они либо ограничивают недобросовестные действия финансовых организаций, либо пытаются максимально упростить и оптимизировать выбор потребителя. Однако в России данные «вмешательства» реализуются несколько иным способом, нежели поведенческое «подталкивание» в зарубежных странах. Можно заметить, что в России человек воспринимает среду пассивно — законодатель (т. е. государство) изменило «правила игры», а ему лишь нужно быть информированным об этих новшествах, а не совершать активный выбор. Даже специалисты Центра стратегических разработок, изучающие регуляторную политику нашей страны, формирующие предложения и конкретные алгоритмы ее улучшения, только упоминают об использовании подходов поведенческого регулирования, причем безотносительно к населению, тогда как основное внимание уделяется устранению «избыточности» законодательных актов и снижению правовых барьеров для функционирования бизнеса32. Лишь в отношении некоторых аспектов регулирование финансового поведения в России предполагает активный выбор человека. Например, в сфере финансовой грамотности и финансового просвещения, которые требуют прямого включения граждан в проводимые мероприятия. Другой пример — пенсионная система: предлагаемые государством пенсионные схемы и инструменты всегда связаны с личным волеизъявлением граждан в решении вопроса пенсионного обеспечения.

Не вызывает сомнений, что для действенного регулирования финансового поведения россиян недостаточно только решить вопрос о средствах для работы на финансовом рынке, т. е. обеспечить устойчивый рост доходов и

32 Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего: доклад / А.Е. Голоднико-ва [и др.] / Центр стратегических разработок; НИУ ВШЭ. М., 2018. URL: https://publications.hse.ru/books/219490252 (дата обращения 22.01.2020).

материального благосостояния населения в целом. Необходимо также повысить лояльность и уровень доверия населения к финансовым организациям, улучшить доступность и понятность самих финансовых продуктов, снизить возможные риски в ходе взаимодействия населения и финансовых организаций.

Результаты проведенного исследования показывают, что российское правительство, осуществляя политику по регулированию финансового поведения граждан, воздействует на обозначенные аспекты путем выстраивания «среды» (нормативно-процессуальных рамок финансовой системы), допуская перекос в сторону «пассивности» человека. При этом можно говорить, что оно действует методом «проб и ошибок» (в подтверждение — многолетняя реформа пенсионной системы), без основательной проработки концептуальных основ (например адаптации положений поведенческой экономики и предлагаемых ей механизмов «подталкивания» для российских условий). В связи с этим, среди прочего, принимаемые решения зачастую не адекватны материальным, когнитивным и поведенческим возможностям населения (в частности, ОФЗ-н и ГПП, по признанию многих экспертов, рассчитаны на людей с высоким достатком и финансовой грамотностью), а иногда являются запоздалыми (например, указания по комплексным банковским депозитам). Следовательно, устранение выявленного дисбаланса между изменением нормативно-процессуальных аспектов финансовой среды и человека (его знаний и установок) должно учитываться лицами, принимающими решения, для повышения эффективности регулирования финансового поведения россиян. На наш взгляд, органам власти следует постепенно изменить вектор регулирования с создания «идеальной» финансовой среды на формирование думающего и активного финансово грамотного гражданина. Тогда само население своим поведением будет формировать спрос на законные и конкурентоспособные финансовые продукты и услуги, а недобросовестные финансовые организации и мошеннические схемы будут устраняться в ходе «естественного экономического отбора».

Литература

1. Поздышев В.А. Банковское регулирование в 2016—2017 годах: основные изменения и перспективы развития // Деньги и кредит. 2017. № 1. С. 9—17.

2. Голубцов В.Г. Механизм несостоятельности (банкротства) гражданина по законодательству России и США: сравнительно-правовое исследование // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2016. № 3 (32). С. 117-125.

3. Кузина О.Е., Ибрагимова Д.Х. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 4 (88). С. 14-25.

4. Стахнюк А.В., Измалкова Е.А. Методы работы по повышению финансовой грамотности населения (региональный аспект) // Деньги и кредит. 2014. № 8. С. 52-56.

5. Цветова Г.В., Ерофеева М.В. Повышение финансовой грамотности населения России: обзор образовательных проектов // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 3 (80). С. 71-78.

6. Колесникова Т.Н. Влияние когнитивных искажений на поведение экономических агентов // Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75). С. 31-35.

7. Голодникова А.Е., Цыганков Д.Б., Юнусова М.А. Потенциал использования концепции «nudge» в государственном регулировании // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 7-31.

8. Дрогобыцкий И.Н. Поведенческая экономика: сущность и этапы становления // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 1. С. 26-31.

9. Злотников А. Нерациональная рациональность новой поведенческой экономики Ричарда Талера // Наука и инновации. 2018. № 6 (184). С. 40-45.

10. Шмаков А.В. Экономические представления о человеческом поведении. Как повлиять на выбор, нужно ли учиться рисовать, чтобы стать художником, и сможет ли «буба» изменить экономическую науку? // Terra economicus. 2015. Т. 13. № 4. С. 96-131.

11. Капелюшников Р.И. Поведенческая экономика и новый патернализм. Ч. I // Вопросы экономики. 2013. № 9. С. 66-90.

12. Капелюшников Р.И. Поведенческая экономика и новый патернализм. Ч. II // Вопросы экономики. 2013. № 10. С. 28-46.

13. Рубинштейн А.Я., Городецкий А.Е. Государственный патернализм и патерналистский провал в теории опекаемых благ // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). 2018. Т. 10. № 4. С. 38-57.

14. Пономарева С.И. Нормативные установки поведенческой экономики и формы «поведенческой» политики // Управленец. 2018. Т. 9. № 3. С. 14-19.

15. Simon H.A. A Behavioral Model of Rational Choice. The Quarterly Journal of Economics, 1955, vol. 69, no. 1, pp. 99-118.

16. Golman R., Hagmann D., Loewenstein G. Information avoidance. Journal of Economic Literature, 2017, no. 55, pp. 96-135. DOI: 10.1257/jel.20151245

17. Barr M., Mullanaithan S., Shafir E. The case for behaviorally informed regulation. In: New perspectives on regulation Cambridge; eds. by D. Moss, J. Cistierno. Cambridge, MA: The Tobin Project. 2009. Pp. 25-61.

18. Woodward S.E., Hall R.E. Diagnosing consumer confusion and sub-optimal shopping effort: theory and mortgage-market evidence. American Economic Review, 2012, vol. 102, no. 7, pp. 3249-3276. DOI: 10.1257/ aer.102.7.3249

19. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: an analysis of decision under risk. Econometrica, 1979, vol. 47, no. 2, pp. 263-292.

20. Shefrin H., Statman M. The disposition to sell winners too early and ride losers too long: theory and evidence. Journal of Finance, 1985, vol. 40, no. 3, pp. 777-790.

21. Increasing saving behavior through age-progressed renderings of the future self / H.E. Hershfield, D.G. Goldstein, W.F. Sharpe, J. Fox, L. Yeykelis, L.L. Carstensen, J.N. Bailenson. Journal of Marketing Research, 2011, vol. 48, Special issue, pp. S23-S37.

22. Asymmetric discounting in intertemporal choice: a query—theory account / E.U. Weber, E.J. Johnson, K.F. Milch, H. Chang, J.C. Brodscholl, D.G. Goldstein // Psychological Science, 2007, 18, pp. 516-523. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2007.01932.x

23. Sussman A.B., O'Brien R.L. Knowing when to spend: unintended financial consequences of earmarking to encourage savings. Journal of Marketing Research, 2016, vol. 53, no. 5, pp. 790-803. D0I:10.1509/jmr.14.0455

24. Johnson E., Haubl G., Keinan A. Aspects of endowment: a query theory. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2007, vol. 33, no. 3, pp. 461-474. DOI: 10.1037/0278-7393.33.3.461

25. Sussman A.B., Olivola C.Y Axe the tax: taxes are disliked more than equivalent costs. Journal of Marketing Research, 2011, vol. 48, Special issue, pp. S91-S101.

26. Schwartz J., Luce M., Ariely D. Are consumers too trusting? The effects of relationships with expert advisers. Journal of Marketing Research, 2011, vol. 48, Special issue, pp. S163-S174.

27. Beshears J., Choi J., Laibson D., Madrian B., Milkman K. The effect of providing peer information on retirement savings decisions. Journal of Finance, 2015, vol. 70, no. 3, pp. 1161-1201. DOI: 10.1111/jofi.12258

28. Thaler R.H., Sunstein C.R. Libertarian Paternalism. American Economic Review, 2003, vol. 93, no. 2, pp. 175-179.

29. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать / пер. с англ. А.А. Прохоровой. М.: Эксмо, 2018. 384 с.

30. Рубинштейн А.Я. Почему одни теории не получают признания, а другие имеют успех: «Мериторный патернализм» Р. Масгрейва и «Либертарианский патернализм» Р. Талера // Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 23. № 3. С. 345-364.

31. Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье / пер. с англ. Е. Петровой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 310 с.

32. Юнусова М.Ю., Цыганков Д.Б. Институциональные развилки формирования nudge unit в системе современного государственного управления // XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, НИУ ВШЭ, 13 апреля 2018 г. - Сессия Dc-15. Поведенческое подталкивание и экономическая политика. URL: https://events-files-bpm.hse.ru/files/_ reports/7E1AC993-47C3-4327-B173-5B675C34D8AD/NudgeUnits_full.pdf

33. Influencing financial behavior: from changing minds to changing contexts / P. Dolan, A. Elliott, R. Metcalfe, I. Vlaev. Journal of Behavioral Finance, 2012, vol. 13, no. 2, pp. 126-142. DOI: 10.1080/15427560.2012.680995

34. Madrian B.C., Hershfield H.E., Sussman A.B., Bhargava S., Burke J., Huettel S.A., Jamison J., Johnson E.J., Lynch J.G., Meier S., Rick S., Shu S.B. Behaviorally informed policies for household financial decision-making. Behavioral Science & Policy, 2017, vol. 3, iss. 1, pp. 27-40.

35. Белянин А.В. Ричард Талер и поведенческая экономика: от лабораторных экспериментов к практике подталкивания // Вопросы экономики. 2018. № 1. С. 5-25.

36. Sunstein C. Nudges.gov: Behavioral Economics and Regulation. In Oxford Handbook of Behavioral Economics and the Law; eds. by E. Zamir, D. Teichman. Oxford University Press, 2013. URL: https://ssrn.com/ abstract=2220022 (дата обращения 13.12.2019).

37. Дивненко З.А., Рыжкова Ю.А., Шувайникова Е.М. Аккумулирование сбережений в России: проблемы и перспективы // Экономика России: перспективы посткризисного развития: мат-лы всерос. науч.-практ. симпозиума молодых ученых и специалистов. СПб.: НВШ-СПб, 2010. С. 113-115.

38. Данилова Т.Н. Институциональный аспект сберегательных решений населения // Финансы и кредит. 2006. № 12. С. 14-23.

Сведения об авторе

Галина Вадимовна Белехова - научный сотрудник, Вологодский научный центр

Российской академии наук (160014, Российская Федерация, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а;

e-mail: [email protected])

Belekhova G.V.

Regulation of Financial Behavior of the Population of Modern Russia: Regulatory Context Formation and Personal Development

Abstract. Making premature financial decisions can negatively affect individual households and society as a whole, so public authorities, using various management mechanisms, regulate the population's financial behavior. The article attempts to understand how the state regulation of the population's financial behavior presents interventions in order to "change the context" (in particular, the regulatory and procedural foundations of the financial system) and to "change cognition" (in our case - "human change", in particular personal knowledge and attitudes). Similar research topics cover the legal basis of financial organizations, behavioral tools for managing the population's financial behavior, the ways to improve their financial literacy, and so on. In contrast, the present study first reflects the views of alternative economic theories (rational choice theory, behavioral economics) on the possibility of regulating economic behavior, the techniques of behavioral "nudging" widely spread in foreign countries are given; second, a scheme for regulating the financial behavior of the Russian population is proposed and the main regulatory documents regulating the activities of financial organizations in the country are analyzed; third, the relation between the regulation lines of "change the context" and "human change" is estimated. It is shown that the impact on the financial behavior of the Russians is mainly devoted to the "change the context", i.e. at building a bona fide institutional financial system. The impacts in the line of "human change" are secondary; they are implemented through improving financial literacy and introducing mass financial products. This regulation allows a bias towards the person's "passivity". The elimination of the identified imbalance will improve the effectiveness of management decisions regarding the citizens' financial behavior. It is proposed to redirect interventions from the construction of an "ideal" regulatory context of the financial system to the development of a literate and financially active population, able to form the necessary financial environment for the economy and society by their behavior.

Key words: financial behavior, government regulation, nudging, change the context, change cognition, financial literacy.

Information about the Author

Galina V. Belekhova - Researcher, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])

Статья поступила 27.02.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.