РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
© Арсеньев С.В.*
Самарская академия государственного и муниципального управления,
г. Самара
В статье проводится анализ изменений, внесенных в основные нормативно-правовые акты по регулированию экономических отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг: Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг № 307, Правила содержания общего имущества многоквартирных домов № 491.
Исследование развития жилищно-коммунальной сферы в условиях рыночной экономики неотъемлемо связано с нормативно-правовым регулированием экономических отношений, возникающих в процессе предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время с принятием Правительством РФ Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы можно говорить о новом этапе реформирования ЖКХ. На данном этапе прошли свою первую апробацию Жилищный кодекс РФ, утвержденный в 2004 году, Правила предоставления коммунальных услуг населению и правила разработки и установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные в 2006 году, правила содержания общего имущества в многоквартирных домах. Этот комплекс нормативно-правовых документов достаточно жестко регламентирует взаимоотношения между управляющими организациями, ресурсоснабжающими организациями и населением. По итогам практики развития отношений, заложенных, прежде всего Жилищным кодексом РФ, назрел ряд существенных изменений, которые были внесены в данных документы в мае-июне 2011 года.
Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ внесены существенные изменения в Жилищный кодекс РФ. На данный момент следует отметить ряд изменений, затрагивающих роль органов местного самоуправления в организации управления жилищным фондом.
В частности внесены дополнения в статью 165 ЖК РФ, в соответствии с которыми органам местного самоуправления на основании обращения собственников помещений проводить проверки деятельности управляющей организации в порядке, установленном федеральным органом власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 165 органам местного самоуправления поручено предоставлять гражданам по их запросам исчерпывающую инфор-
* Аспирант.
мацию о всех аспектах функционирования жилищно-коммунальной сферы муниципального образования.
Организациям, осуществляющим поставки ресурсов, лицам, оказывающим услуги, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества впервые поручено предоставлять органам местного самоуправления информацию о своей деятельности.
Следует также отметить нововведения в статье 161 ЖК РФ. Так в Жилищный кодекс РФ включена статья 161.1 «Совет многоквартирного дома».
Содержание данной статьи предполагает, что если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо ЖСК, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме.
В соответствии с ч. 5 этой же статьи совету многоквартирного дома предоставлены следующие полномочия:
1. обеспечивать выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2. представлять собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
3. осуществлять контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг.
4. представлять на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе.
Председатель совета многоквартирного дома наделен полномочиями по заключению договоров с управляющими организациями (при наличии доверенности), подписыванию актов выполненных работ (оказания услуг), представлению в суде интересов собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг. Председателем совета дома может быть только собственник помещений в данном доме, либо иное уполномоченное лицо по доверенности.
Таким образом, внесение изменений в Жилищный кодекс РФ существенно повлияло на институциональную конструкцию хозяйственных отношений в жилищно-коммунальной сфере. Вместе с тем, подобные изменения нацелены на то, чтобы упростить процесс управления многоквартирными домами, одновременно сделав его более действенным и прозрачным.
6 мая 2011 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг населению № 354).
Данные правила обеспечивают детальную регламентацию взаимоотношений между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Основные изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг № 307 заключаются в следующем:
Изменения, внесенные в Правила предоставления коммунальных услуг № 307, предусматривают отмену возможности корректировки платы за коммунальные услуги для жилых помещений при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета (п. 19 Правил № 307). Из правил расчета платы за коммунальные услуги исключены соответствующие формулы (2 и 4).
Таким образом, на основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ, а также п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 договор между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунального ресурса может быть заключен либо на основании применения показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, либо нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных для населения. В этом случае разницы в предъявлении к оплате объемов тепловой энергии со стороны ресурсоснабжающих организаций управляющим организациям, и предъявлением населению не образуется.
Это означает, что договоры между управляющими и ресурсоснабжаю-щими организациями, в соответствии с которыми объемы потребления тепловой энергии определяются балансовым методом, противоречат действующему законодательству. По данному вопросу судом высшей инстанции условия договоров, не соответствующие указанным требованиям, признаны ничтожными, начиная с 2010 года.
В частности, в резюме Постановления Президиума ВАС РФ от 15.07.10 № 2380/10 по делу № А47-4153/2008-9032/2008 рекомендовано при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых) приборов учета количество поставленного ресур-соснабжающей организацией проживающим в указанных помещениях потребителям коммунального ресурса определять с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги.
Внесены изменения в порядок распределения разницы показаний между коллективным (общедомовым) прибором учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) и потребителей, оплачивающих услуги по нормативам (п. 23 Правил № 307).
Суть внесенного изменения заключается в том, что начиная с июля 2011 года при наличии коллективного (общедомового) прибора учета указанная разница распределяется ежемесячно между всеми потребителями коммунальных услуг, потребляющими коммунальные услуги как по ИПУ, так и по нормативу.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации № 354 внесен ряд важных изменений в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Впервые регламентировано включение в состав общего имущества системы водоотведения. Данная мера позволит исключить споры по разграничению ответственности между исполнителем коммунальных услуг и собственником помещений в многоквартирных домах, поскольку от принадлежности какого либо элемента инженерной инфраструктуры к общему имуществу или к индивидуальной собственности зависит источник средств для содержания данного имущества в исправном состоянии.
Впервые включено требование о соблюдении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Исключено из состава работ по содержанию мест общего пользования услуги по освещению мест общего пользования, в том числе электроэнергия на работу лифтов и иного электрического оборудования стала коммунальной услугой по электроснабжению. Это позволит регламентировать отношения по предоставлению электрической энергии и увеличить объем средств, которые могут быть направлены на работы по содержанию и ремонту общего имущества.
В состав работ по содержанию общего имущество впервые включены:
1. организация мест для накопления и накопление отработанных ртуть-содержащих ламп и их передачу в специализированные организации;
2. проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
3. обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Данные изменения, прежде всего, позволят регламентировать исполнение требований законодательства об энергосбережении, об охране окружающей среды на уровне собственников помещений, вместе с тем, они приводят к удорожанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В обоснованные расходы на содержание и ремонт жилья впервые включены расходы на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Впервые регламентированы расходы на установку приборов учета в составе платы собственников жилья за содержание и ремонт, соответствии с 261-ФЗ, а также основные параметры заключения энергосервисного контракта с собственниками помещений в МКД.
Это означает, что расходы на установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета могут быть осуществлены не только
за счет средств по ремонту, но и за счет средств по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
По итогам анализа изменений, внесенных в действующее законодательство по регулированию экономических отношений в процессе предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, можно сделать вывод о том, что предпринята попытка одновременного решения сразу нескольких проблем, препятствующих дальнейшему развитию ЖКХ. Вместе с тем, если изменения в правила предоставления коммунальных услуг № 307 и правила содержания общего имущества № 491 обусловлены судебной практикой и новыми требованиями законодательства, то эффективность нового института «Советов многоквартирных домов» может быть подтверждена только на практике.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг»).
3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 06.05.2011) О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
4. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 06.05.2011) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА С УЧЕТОМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
© Прокофьев М.Н.*, Чимитцыренова А.Б.
Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва
Республика Тыва обладает высоким природным и человеческим ресурсным потенциалом. Природные ресурсы с высоким процентом по-
* Доцент кафедры «Казначейское дело», кандидат экономических наук.