УДК 336.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЫБОРА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИИ
© 2017
Масюк Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Бушуева Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в Иваново
(153004, Россия, Иваново, Дзержинского, 53, e-mail: [email protected]) Васюкова Людмила Константиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» (Школа Экономики и Менеджмента) Дальневосточный Федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, Суханова,8, e-mail: [email protected]) Корякина Полина Николаевна, магистрант кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Современные вызовы глобальной экономики требуют от руководства компаний принятия обоснованных управленческих решений. Перед экономическими субъектами возникает потребность в адаптации к возможным переменам, своевременного реагирования на неопределенные изменения внешней среды. Необходимость удержания конкурентных позиций диктует потребность в своевременной разработке мер финансового администрирования, затрагивающих все сферы стратегического финансового управления, поэтому все более важное значение приобретают управленческие решения в направлении совершенствования инвестиционно-финансовых стратегий. Разработка и реализация грамотной, обоснованной инвестиционно-финансовой стратегии позволяют снизить риск воздействия кризисных факторов, увеличить инвестиционный потенциал и конкурентные преимущества, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению рыночной стоимости компании. На сегодняшний день ключевой тенденцией развития финансового управления является использование матричных моделей. В данной статье предлагается теоретико - методологический подход и методика построения моделей стратегического выбора, которые включают использование финансовых матриц Франшона-Романе и дополнительного показателя - рейтинга инвестиционной деятельности (РИД), отражающего эффективность инвестиционной деятельности предприятия. Приведена расшифровка показателей матрицы финансовых стратегий Франшона -Романе. Подробно описана логика построения моделей стратегического выбора в рамках основных теоретико-методологических положений. Определены основные финансовые и нефинансовые показатели, которые могут быть использованы для построения моделей стратегического выбора. Показано, что стратегический выбор предпочтительной инвестиционно-финансовой стратегии осуществляется на основе рейтинговой оценки возможных сценариев развития. Описаны перспективы проведения дальнейших исследований с целью построения объемных моделей стратегического выбора, которые позволят руководству компании расширить горизонты выбора инвестиционно-финансовых стратегий.
Ключевые слова: инвестиционно-финансовые стратегии, модели стратегического выбора, финансовые матрицы, матрицы Франшона-Романэ, рейтинг инвестиционной деятельности.
USING OF MODELS OF THE STRATEGIC CHOICE IN THE FORMATION OF INVESTMENT-FINANCIAL STRATEGIES OF THE COMPANY
© 2017
Masyuk Natalya Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Professor of Management Department
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol str., 41, e-mail: [email protected]) Bushueva Marina Aleksandrovna, Candidate of Economical Science, Associate Professor, Associate Professor of Economics Department Russian Economic University by G.V. Plekhanova, branch in Ivanovo (153004, Ivanovo, Dzerzhinsky str., 53, e-mail: [email protected]) Vasyukova Lyudmila Konstantinovna, Candidate of Economical Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department «Finance and credit» (School of Economics and Management) Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Sukhanova, 8, e-mail: [email protected]) Koryakina Polina Nikolaevna, master student of Management Department Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol str., 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Modern challenges of the global economy require the management to make informed management decisions. Before economic entities there is a need for adaptation to possible changes, timely response to uncertain changes in the external environment. The need to retain competitive positions dictates the need for timely development of financial administration measures affecting all areas of financial management, therefore, managerial decisions in the direction of improving investment and financial strategies become more important. The development and implementation of a sound, sound investment and financial strategy allow reducing the risk of crisis factors, increase investment potential and competitive advantages, which, in turn, will increase the market value of the company. To date, the key trend in the development of financial management is the use of matrix models. This article proposes a theoretical and methodological approach and a methodology for constructing models of strategic choice, which include the use of the Franchon - Romanet financial matrices and an additional indicator -the rating of investment activity (RIA), reflecting the effectiveness of the investment activity of the enterprise. The decoding of the indicators of the Franchon - Romanet financial strategies matrix is given. The logic of constructing models of strategic choice in the framework of the main theoretical and methodological positions is described in detail. The main financial and non-financial indicators that can be used to build models of strategic choice are identified. It is shown that the strategic choice of the preferred investment and financial strategy is based on a rating evaluation of possible development scenarios. The prospects for further research are described with the aim of constructing voluminous models of strategic choice that will allow the company's management to expand the horizons of the choice of investment and financial strategies.
Keywords: Investment and financial strategies, models of strategic choice, financial matrices, the Franchon-Romanet matrix, the rating of investment activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В эко-
номической литературе представлены разнообразные финансовые методики, с помощью которых предоставляется возможность провести анализ финансовых аспектов предприятия. Однако теоретическое обоснование и методология их применения имеют ряд недостатков, к примеру, некоторые из известных методик не адаптированы для практического применения в современных экономических условиях. Недостаточно рассмотрены и описаны методологические аспекты разработки и реализации инвестиционно-финансовых стратегий на основе моделей стратегического выбора, направленных на совершенствование бизнес-процессов. Следовательно, возникает потребность в систематизации накопленного опыта в области принципов, целей и этапов совершенствования инвестиционно-финансовых стратегий, что в свою очередь позволит:
- рассматривать вариативные сценарии развития предприятия;
- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности и соотносить их с целями общей стратегии предприятия;
- осуществлять финансовое управление на базе финансовых и нефинансовых показателей.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Под инвестиционно-финансовой стратегией компании принято понимать план долгосрочной инвестиционно-финансовой деятельности, соответствующий целям общей стратегии предприятия.
Теоретические и практические аспекты разработки и реализации инвестиционно-финансовых стратегий отражены в работах экономистов Абдукаримова И.Т. [1], Аникиной И.Д. [2,3], Бланка И.А.[4,5], Дорофеева М.Л. [6], Тимофеевой Е.С. [7], Толстолесовой Л.А. [8], Шарпа У. [9] и др.
Инвестиционно-финансовая стратегия - это инструмент для привлечения инвесторов, позволяющий оценить эффективность и обоснованность планируемой инвестиционной деятельности [10]. Следует отметить, что для российских предприятий практика разработки инвестиционно-финансовой стратегии недостаточно распространена. В основном, инвестиционная стратегия определяет направления вложений и расчет их эффективности. Как правило, инвестиционная стратегия обосновывает направление инвестиционных вложений и расчет их эффективности [11-13], либо акцентирует внимание на стратегических целях финансовой деятельности [14,15]. Между тем, целесообразность разработки инвестиционно-финансовой стратегии заключается в сочетании стратегических целей компании, объектов инвестиционной деятельности и источников финансирования. Все эти решения должны приниматься с учетом ликвидации управленческих дисфункций, которые имели место быть в предыдущей деятельности компа-нии[16].
Для современного этапа развития российской экономики характерна высокая скорость бизнес-процессов, высокий уровень неопределенности и влияния внешних и внутренних факторов, что не может не сказываться на финансовых управленческих решениях стратегического характера, заключающихся в удержании предприятия в тенденциях устойчивого развития [17], использовании существующих возможностей во избежание угроз [18] и др.
В ходе анализа зарубежной и отечественной экономической литературы отмечено, что единого мнения в определении понятия «инвестиционная стратегия» не имеется [19]. Исходя из данных, полученных в ходе анализа, можно заключить, что зарубежные авторы чаще всего определяют финансовые инвестиции как основополагающие элементы финансовой стратегии. На основе анализа можно сделать вывод о том, что инвестицион-
но-финансовая стратегия представляет собой выбор направления разработки инвестиционной стратегии с учетом путей и способов финансирования.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей статьи является описание метода совершенствования инвестиционно-финансовых стратегий компаний на основе моделей стратегического выбора.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В данной статье излагается теоретико - методологический подход к стратегическому финансовому управлению предприятием на основе моделей стратегического выбора, которые основаны на использовании финансовых матриц Франшона-Романе [20] и введении дополнительного показателя - рейтинга инвестиционной деятельности (РИД), отражающего эффективность инвестиционной деятельности предприятия.
Рассмотрим коротко матрицу финансовых стратегий Ж. Франшона - И. Романе, которая представляет собой стратегическую финансовую модель, отражающую следующие категории финансового управления: результат хозяйственной деятельности (РХД), результат финансовой деятельности (РФД) и результат финансово-хозяйственной деятельности (РФХД) [21]. На основании расчета этих показателей составляется матрица финансовых стратегий фирмы, в которой по горизонтали откладываются значения РФД, по вертикали - РХД. Сама матрица состоит из 9 квадрантов, каждый из которых характеризует ту или иную финансовую стратегию фирмы (рисунок 1, таблица 1).
А ГФД-О РФД=0 РФД»№
ГХД О \ РФХД=0 РФХДН) 4 РФХД»0
РХД=0 РФХД.:0 7 РФХД=0 РФХД»0 5
РХД«0 РФХД-мО 9 РФХД<0 б ^ РФХД=0 3
Рисунок 1. Финансовая матрица Франшона-Романе Таблица 1 - Расшифровка показателей матрицы финансовых стратегий Франшона -Романе [22]
Показатель Значение
гад деятельности Прибыль до уплаты процентов— Изменение финансово эксплуатационных потребностей-производственные инвестиции + обычные продажи имущества
РФД Результат финансовой деятельности Изменение заемных средств— Финансовые издержки по заемным средствам{проценты) — Нал о г на прибыль — {дивиденды долгосрочные финансовые вложения)
РФХД Результат финансово — х озяйственной деятельно сти РФД-РХД
Над диагональю АВ находится зона успехов - зона положительных значений аналитических показателей. Под диагональю АВ - зона дефицитов - зона отрицательных значений аналитических показателей.
По горизонтали РФД связан с ростом заимствования средств фирмой. По вертикали РХД связан с реализацией фирмой инвестиционного проекта (массированное инвестирование средств). Только этим можно объяснить переход от положительного РХД (прекрасная возможность начать реализацию инвестиционного проекта) к отрицательному РХД (ситуация значительного инвестиционного вложения средств).
Квадранты 4, 8, 5 связаны с созданием ликвидных средств фирмой (некоторый избыток оборотных средств).
Квадранты 7, 6, 9 связаны с потреблением ликвидных средств фирмой (дефицит оборотных средств).
Значения матрицы финансовых стратегий Франшона-Романе с указанием названий сценариев развития представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Матрица финансовых стратегий Франшона - Романе
РФД РФД«0 РФД-0 РФД»0
(торможение) (стабилизация) (.ускорение)
РХД
РХД»0 РФХД=0 РФХДХ) РФХДЛ0
(замедленный режим «Отец семейства» «Рантье» «Матер инско е о бы ество»
роста) Квадрат № 1 Квадрат № 4 Квадрат № 6
РХД-0 РФХД<0 РФХД=Ю РФХДХ)
(оптимальный «Эпизодический «Устойчивое "Атака»
режим роста) дефииит» равновесие» Квадрат№ 5
Квадрат № 7 Квадрат № 2
РХД«0 РФХД«0 РФХД<0 РФХД^О
(форсированный вКризис» *Холдинг» «Неустойчивое
режим роста) Квадрат № 9 Квадрат № 8 равновесие»
Квадрат №3
Несмотря на привлекательность финансовых матриц Франшона-Романе, модель стратегического выбора только на их основе не может служить единственным основанием разработки инвестиционно-финансовой стратегии, так как она отражает только финансовый аспект. Поэтому предлагается модифицировать эту модель путем введения показателя «рейтинг инвестиционной деятельности» (РИД). Под рейтингом инвестиционной деятельности будем понимать потенциальные возможности инвестирования, которые определяются исходя из показателей финансовой деятельности с учетом их весомости.
На основании проведенного анализа различных финансовых методик и моделей для дальнейших теоретических построений в рамках авторского подхода предлагается использовать следующие теоретико-методологические положения:
- финансовое управление компанией осуществляется на основе систематического анализа и мониторинга ее финансового состояния;
- построение вариантов инвестиционно-финансовой стратегии осуществляется на основе использования финансовых матриц Франшона-Романе, использующих такие показатели финансовой отчетности, как РХД, РФД, РФХД, а также рейтинг инвестиционной деятельности РИД;
- стратегический выбор предпочтительной инвестиционно-финансовой стратегии осуществляется на основе рейтинговой оценки возможных сценариев развития;
- построение вариантов инвестиционно-финансовой стратегии позволяет компании прогнозировать возможные сценарии развития и вносить необходимые коррективы.
Модель стратегического выбора на основе матриц финансовых стратегий Франшона-Романе с использованием рейтинга инвестиционной деятельности графически может быть представлена в осях РХД*РФД*РИД (рисунок 2). Введение РИД позволит увеличить информативность рассматриваемой модели за счет отражения инвестиционного потенциала предприятия, и, как следствие, увеличит эффективность финансового управления. Ось РИД отражает значение показателя рейтинговой оценки предприятия, сформированного на основании финансовых и нефинансовых показателях. Размерность шкалы установлена в процентах (0- 100%). РИД является переменным показателем в модели и позволяет использовать большее число показателей и факторов с учетом специфики работы компании.
Основными показателями, лежащими в основе модели стратегического выбора, могут быть:
- финансовые показатели: рентабельность, ликвидность, платежеспособность, деловая активность и др.;
- нефинансовые показатели, характеризующие бизнес-процессы предприятия, а также другие показатели, востребованные группами заинтересованных пользователей информации (собственники, персонал, контрагенты, кредиторы и др.).
Методика построения моделей стратегического выбора с использованием матрицы Франшона-Романе и рейтинга инвестиционной деятельности состоит из следующих последовательных этапов.
Этап 1 Расчет значений показателей матрицы Франшона-.Романе - РХД, РФД, РФХД.
Этап 2 Расчет значений показателя рейтинга инвестиционной деятельности РИД.
2.1 Определение ключевых финансовых показателей, на основании которых будет проводиться финансовый анализ.
2.2 Определение значимости показателя в системе.
2.3 Определение уровня значения показателя РИД.
Этап 3 Построение модели стратегического выбора с
использованием матриц Франшона-Романе и показателя РИД.
Этап 4 Заключение о финансовом состоянии предприятия и формирование моделей стратегического выбора для принятия стратегических управленческих решений с выбором наилучшего сценария развития.
В заключении следует отметить, что предложенные модели стратегического выбора не носят абсолютного характера, при этом их роль значительно возрастает в условиях заключения локального компромисса и выбора одного из возможных альтернативных сценариев развития [22]. Здесь же заметим, что данный теоретико-методологический подход может быть совмещен с другими способами моделирования инвестиционных стратегий [23].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1.Предложенная методика построения серии моделей стратегического выбора инвестиционно-финансовых стратегий на основе финансовых матриц Франшона-Романе с использованием рейтинга инвестиционной деятельности - это количественная методика смешанного типа, которая в полном объеме соблюдает требование оптимальности числа показателей, так как величина показателей характеризует финансово-инвестиционную деятельность, при этом имеется возможность дополнения или изменения отдельных показателей.
Рисунок 2 - Модель стратегического выбора на основе финансовых матриц Франшона - Романе с использованием показателя РИД
2. По мнению авторов, использование вышеописанных моделей стратегического выбора позволит проводить стратегическое и оперативное финансовое управление компанией с учетом стадии жизненного цикла предприятия и его специфики посредством формирования
многовариантных сценариев развития.
3. Использование авторских моделей стратегического выбора позволит предприятию адекватно принимать решения о комплексном использовании всех активов и пассивов предприятия. «Перемещение» из квадранта в квадрант модели позволит проводить анализ стратегии предприятия в динамике и прогнозировать его будущее развитие.
4. Дальнейшие исследования предполагается проводить в направлении построения объемных моделей стратегического выбора в трехмерном пространстве с идентификацией и полным описанием всех возможных сценариев развития для разработки стратегических управленческих решений в контексте построения эффективных инвестиционно-финансовых стратегий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдукаримов И. Т., Тен Н. В. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №5-6.
2. Аникина И.Д. Формирование финансово-инвестиционной стратегии предприятия в условиях социально-ориентированной экономики: концептуальные положения //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 8. С. 34-35.
3. Аникина И.Д. Финансово-инвестиционная стратегия корпорации в социально ориентированной экономике. Волгоград: Радуга, 2012. 352 с.
4. Бланк И. А. Управление активами / И. А. Бланк. -Киев: Ника-Центр; СПб: Эльга, 2014. С.424.
5. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. К.: Эльга, Ника-Центр, 2014. С.368
6. Дорофеев М. Л. Особенности применения матрицы финансовых стратегий Франшона и Романе в стратегическом финансовом анализе компании // Финансы и кредит. 2009. № 23(359). С. 51-56.
7. Тимофеева Е.С. Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения фирмы // Ярославский педагогический вестник . 2012. № 3, Том I (Гуманитарные науки). С.92-96.
8. Толстолесова Л.А. Финансово - инвестиционная стратегия устойчивого развития сырьевых регионов // Российское предпринимательство. 2012. №8-2 (165).
9. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции / М.: ИНФРМА-М, 2014. С. 256.
10. Игонина Л.Л. Финансовый потенциал инвестиционного процесса в российской экономике // Дайджест -финансы. 2016. №2 (268). С.2-8.
11. Стратегия инвестиционной деятельности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kudainvestiruem.ru/proekt/ocenka-ehffektrvnosti-investicionnyh-proektov.html (дата обращения 18.05.2017).
12. Калугин И.А. Инвестиционная стратегия предприятия в условиях цикличности развития экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2010. №6(112). С.162-165.
13. Карпов П. Н. Диагностика стабильности финансовой стратегии коммерческих организаций // Научное обозрение. 2013. №1. С. 32-36.
14. Базовые правила инвестирования - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bcspremier.ru/knowledge/ basics/bazovye-pravila-investiшvaшya/ (дата обращения 20.05.2017).
15. Дзусова, С.С. Финансовые аспекты корпоративного управления / С.С. Дзусова // Аудит и финансовый анализ. 2012. №2. С. 278.
16. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Нивелирование управленческих дисфункций как основа конфликтно-компромиссной методологии // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-3 (53-3). С. 430-432.
17. Пешкова А.А. Методологические основы формирования механизма финансовой стратегии устойчивого
развития предприятия: монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЗАО «Росиздат», 2011. 240 с.
18. МасюкН.Н.,ПроворовА.В.Предпринимательство: угрозы и возможности. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ивановская гос. текстильная акад.». Иваново, 2008. 256 с.
19. Ткаченко Д.Д., Малютина Т. Д. Инструменты прогнозирования финансовой стратегии корпорации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 11 (245). С.2-10.
20. Franchon G., Romanet Y. Finance de l'entreprise. Comprendre et maîtriser l'évolution financière de l'entreprise. - Paris: C.L.E.T., 1985.
21. Шарунова Е.В., Нещадимов А.А. Проведение стратегического финансового анализа фирмы с использованием матрицы финансовых стратегий Франшона и Романе // Новая наука: современное состояние и пути развития, 2016. № 12-2. С.37-40.
22. Бушуева М.А., Коровин Д.И., Масюк Н.Н. Финансовые мотивации участников кластера и способы принятия решений на основе локальных компромиссов // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2013. № 2 (344). С. 15-22.
23. Малютина Т. Д. Моделирование инвестиционных стратегий, соответствующих различным инвестиционным стратегиям // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12 (60). С.20.
Статья поступила в редакцию 03.08.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
УДК 65.012:338.2
КОНФЛИКТНО-КОМПРОМИССНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ И ФИНАНСОВОМ УПРАВЛЕНИИ
© 2017
Масюк Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Бушуева Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в Иваново (153004, Россия, Иваново, Дзержинского, 53, e-mail: [email protected]) Васюкова Людмила Константиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» (Школа Экономики и Менеджмента) Дальневосточный Федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, Суханова,8, e-mail: [email protected])
Аннотация. Данная работа является продолжением цикла публикаций по теории конфликтно-компромиссного управления. В статье описан новый инструмент принятия управленческих решений - конфликтно-компромиссная методология, представляющая собой технологию нивелирования управленческих дисфункций посредством серии последовательных локальных компромиссов. Авторы обосновывают наличие управленческих дисфункций во всех сферах деятельности как последствия неэффективных управленческих решений, вызывающих отклонения экономической системы от желаемого или запланированного состояния и способных вывести систему из состояния устойчивости. Согласно авторской позиции, основной причиной возникновения управленческих дисфункций являются управленческие конфликты, являющиеся следствием внутренних либо внешних противоречий в системе. Сами по себе противоречия, по мнению авторов, до определенного времени являются двигателями любого развития и имеют позитивный характер до тех пор, пока не достигают своей кульминации, вследствие которой возникает конфликт. Отмечается, что в большинстве случаев достижение абсолютного компромисса для ликвидации управленческого конфликта невозможно. Среди наиболее эффективных способов разрешения таких конфликтов предложен локальный компромисс между конфликтующими субъектами как единственно возможный метод принятия квазиоптимальных управленческих решений для достижения баланса интересов заинтересованных сторон. Определена экономическая сущность локального компромисса как социально-экономического феномена. Разработан алгоритм конфликтно-компромиссной методологии, который отражает основные этапы методологии и показывает основные действия, совершаемые лицом, принимающим решения (ЛПР) в формате локального компромисса для ликвидации или нивелирования управленческих дисфункций. Показано отличие конфликтно-компромиссной методологии от теории ограничений Голдратта, позволяющее использовать ее в случаях, когда в системе имеется более одного «узкого» места (или «слабого звена») для принятия квази-оптимальных управленческих решений. Приведены примеры реализации конфликтно-компромиссной методологии в стратегическом и финансовом управлении.
Ключевые слова: противоречия, конфликтно-компромиссная методология, управленческая дисфункция, конфликт, консенсус, локальный компромисс, стратегическое управление, финансовое управление, нивелирование управленческих дисфункций, управленческие решения, управленческая инновация.
CONFLICT- COMPROMISE METHODOLOGY AS ORGANISATIONAL-MANAGERIAL INNOVATION
IN STRATEGIC AND FINANCIAL MANAGEMENT
© 2017
Masyuk Natalya Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Professor of Management Department
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol str., 41,e-mail: [email protected]) Bushueva Marina Aleksandrovna, Candidate of Economical Science, Associate Professor, Associate Professor of Economics Department Russian Economic University by G.V. Plekhanova, branch in Ivanovo (153004, Ivanovo, Dzerzhinsky str., 53, e-mail: [email protected]) Vasyukova Lyudmila Konstantinovna, Candidate of Economical Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department «Finance and credit» (School of Economics and Management) Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Sukhanova, 8, e-mail: [email protected])
Abstract. This work is a continuation of the publication cycle on the theory of conflict-compromise management. The article describes a new tool for making managerial decisions - conflict-compromise methodology, which is a technology for leveling managerial dysfunctions through a series of consecutive local compromises. The authors justify the existence of managerial dysfunctions in all spheres of activity as the consequences of ineffective management decisions that cause deviations of the economic system from the desired or planned state and are able to take the system out of a state of sustainability. According to the author's position, the main reason for the emergence of managerial dysfunctions are managerial conflicts, which are a consequence of internal or external contradictions in the system. By themselves, contradictions, according to the authors, until a certain time are the engines of any development and have a positive character until they reach their culmination, which causes a conflict. It is noted that in most cases it is impossible to achieve an absolute compromise to eliminate a managerial conflict. Among the most effective ways to resolve such conflicts, a local compromise between conflicting entities is proposed as the only possible method for making quasi-optimal managerial decisions to achieve a balance of interests of the parties concerned. The economic essence of the local compromise as a socio-economic phenomenon has been determined. An algorithm for the conflict-compromise methodology has been developed, which reflects the main stages of the methodology and shows the main actions taken by the decision-maker (DM) in the format of a local compromise for eliminating or leveling managerial dysfunctions. The difference between the conflict-compromise methodology and the Goldratt constraint theory is shown, which makes it possible to use it in cases when there are more than one "narrow" place (or "weak link") in the system for making quasi-optimal managerial decisions. Examples of conflict-compromise methodology implementation in strategic and financial management are given.
Keywords: contradictions, conflict-compromise methodology, managerial dysfunction, conflict, consensus, local compromise, strategic management, financial management, leveling managerial dysfunctions, managerial decisions, managerial innovation.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной
из серьезных управленческих задач является принятие управленческих решений в том случае, когда заранее известно, что оптимальное решение невозможно, более того, имеется конфликт между несколькими участниками управленческого процесса. Такие задачи могут возникать не только в стратегическом, но и в финансовом управлении, когда абсолютного оптимума достичь в принципе невозможно, в этой ситуации можно говорить только о квази-оптимальных решениях.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Авторы данного исследования стоят на позиции о том, что источником экономического развития является противоречие, возникающее в экономической системе, и его наивысшая точка -конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [1].
Причинами конфликтов в экономической системе, независимо от ее вида, являются дисфункции, подробно описанные О.С. Сухаревым в работе «Теория дисфункции институтов и экономических систем». Под дисфункцией он понимает «...нарушение, расстройство функций какого-либо органа, системы, экономического института, преимущественно качественного характера -по аналогии с дисфункцией организма в биологии» [2].
Этому же явлению применительно к экономике России в целом посвящены исследования А.Г. Зельднера [3]. Дальнейшее развитие теория дисфункций получила в работе авторов Бушуевой М.А. и др., где дано определение управленческой дисфункции, под которой авторы предлагают понимать «.предкризисное или кризисное состояние экономической системы, являющееся следствием неэффективного управленческого решения и выражающееся в нарушении функционального состояния данной системы, определяемое по отклонениям от заданных параметров» [4].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей статьи является описание инновационной технологии принятия управленческих решений на основе конфликтно-компромиссной методологии.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Конфликтно-компромиссная методология принятия управленческих решений является достаточно новым инструментом стратегического и финансового управления. Основными постулатами данной методологии являются следующие:
- неэффективные управленческие решения обусловлены наличием управленческих дисфункций, в результате которых в экономических системах возникают противоречия;
- кульминацией противоречия является конфликт;
- разрешение конфликта возможно только при достижении компромисса;
-в большинстве экономических систем достижение абсолютного компромисса невозможно;
-нивелирование (сглаживание) управленческих дисфункций и смягчение конфликта в управленческих ситуациях возможно на основе локального компромисса;
-локальный компромисс является главным звеном принятия управленческих решений в парадигме конфликтно-компромиссного управления.
Рассмотрим последовательно каждый из перечисленных выше постулатов.
Управленческие дисфункции, как уже было сказано, являются результатом неэффективных управленческих решений. При этом дисфункциональные состояния в той или иной степени присущи любой экономической системе, однако, по утверждению О.С. Сухарева, система может в таких состояниях существовать достаточно длительное время. При этом, если верхнюю точку функционирования системы принять за максимум и называть
точкой адаптивной эффективности, то минимум адаптивной эффективности и будет соответствовать управленческой дисфункции.
По мнению многих авторов, противоречия являются двигателями экономического развития. Противоречия, постоянно присущие явлениям, имеют свою собственную логику развития. Сначала на какой-то момент между сторонами явления существует тождество, затем оно меняется на различие, а впоследствии перерастает в противоречие, которое, обостряясь, переходит в конфликт, требующий разрешения.
Конфликтно-компромиссное управление, как и теория ограничений Голдратта, оперирует понятием «конфликт», который рассматривается как кульминация развития противоречий в системе, возникающих вследствие управленческих дисфункций, и является движущей силой развития системы. Если взять за основу рассуждения Голдратта [5] о необходимости повышать эффективность управления системой на основе «расшивки узких мест» и снятия ограничений, то в этой части можно заметить сходство этих двух подходов [6]. Однако дальнейшие теоретические построения привели авторов к выводу, что теория ограничений Голдратта не работает в системах, где в каждый момент времени существует не одно «слабое звено», в этом случае свою состоятельность обнаруживает конфликтно-компромиссная методология [7].Если Голдратт абсолютно отрицает компромисс, то в описываемой методологии он является ключевым элементом.
Для разрешения конфликта необходимо принять некое компромиссное решение. С.А. Давыдов определяет компромисс как «.такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний» [8]. В ходе разрешения компромисса стороны могут также достичь консенсуса. По М. Веберу консенсус - «.это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих» [9].
Предлагаемая конфликтно-компромиссная методология принятия управленческих решений позволяет нивелировать управленческие дисфункции путем инициирования серии последовательных локальных компромиссов, позволяющих «расшить» узкие места в экономической системе с целью принятия квази-оптимально-го решения. Квази-оптимальное решение определяется нами как решение, приближенное к оптимальному, но выбираемое из ограниченного количества вариантов. Более подробно технология использования локальных компромиссов описана нами ранее в работах [10,11], где, кроме всего прочего, проиллюстрированы также мотивы участников для достижения локального компромисса.
Исследования показали, что управленческие дисфункции могут иметь место как в стратегическом, так и в финансовом управлении. Во всех случаях локальный компромисс как экономический феномен представляет собой взаимные уступки конфликтующих сторон в сторону уменьшения сиюминутной выгоды с целью сохранения партнерских отношений в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим более подробно основные этапы алгоритма принятия управленческих решений в парадигме конфликтно-компромиссного управления (рисунок 1).
На начальном этапе (блок 1) определяются целевые индикаторы - желаемые значения показателей, представляющих наибольший интерес для лица, принимающего решение (блок 2). Далее в алгоритм включен блок мониторинга, т.к. эти индикаторы необходимо измерять с определенной периодичностью (блок 3). На третьем эта-
пе проводится экспресс-диагностика и выявление имеющихся управленческих дисфункций в системе (блок 4). После этого необходимо выявить проблему с учетом остроты противоречий (блок 5). Здесь необходимо отметить, что сама по себе проблема может существовать в системе сколь угодно долго, и только противоречие может вывести ее из состояния устойчивости. Поэтому выявление противоречия является важным элементом конфликтно-компромиссной методологии. Следующий этап предполагает идентификацию управленческой дисфункции (блок 6), на основании чего, в дальнейшем, мы можем выявить конфликт как следствие этой управленческой дисфункции (блок 7). Если конфликт найден (блок 8), то осуществляется переход к блоку 9, предполагающий многовариантный поиск локального компромисса. Достижение локального компромисса (блок 10) приводит нас к ликвидации управленческой дисфункции или ее нивелированию (ослаблению) (блок 11). Может быть принято управленческое решение, которое в данный момент на данном участке системы будет обладать свойствами оптимальности, однако может быть названо лишь квази-оптимальным.
Рисунок 1 - Алгоритм принятия управленческих решений в парадигме конфликтно-компромиссного управления
Чтобы убедиться, действительно ли данное управленческое решение нивелирует либо устраняет управленческую дисфункцию, в блоке 12 осуществляется проверка. Если дисфункция нивелирована, то можно констатировать, что принятое управленческое решение приводит экономическую систему к стабильному функционированию (блок 13). Если же управленческая дисфункция не устранена и конфликт по-прежнему не разрешен, производится поиск следующего локального компромисса.
Приведем фрагментарно примеры возможностей использования конфликтно-компромиссной методологии
в стратегическом и финансовом управлении.
Проиллюстрируем применение предложенной методологии вначале на примере финансовых управленческих решений, принимаемых субъектами страхового рынка. Позволим некоторый экскурс в ситуацию на современном страховом рынке. Современное развитие российского страхового рынка как одного из важнейших секторов финансового рынка, является примером кульминации противоречий между участниками страховых экономических отношений: страхователей, страховщиков, государства [12].
Главной целью страхования является защита экономических интересов страхователей от опасных случайных событий [13]. Мотив, который побуждает страхователей вступать в эти экономические отношения - это страх, который определяется как «беспокойство души при мысли о будущем зле, которое, вероятно, на нас обрушится» [14].
Страхователь, покупая страховую защиту, как товар, который продаётся на страховом рынке, стремится к покупке качественного товара за меньшие деньги. Страховая защита для него «материализуется» в виде страхового возмещения при наступлении страхового случая [15]. Цель страхователя проявляется на страховом рынке в чистом виде и определяет его поведенческую стратегию.
У страховщика, как субъекта страхового рынка, кроме цели - защиты экономических интересов страхователей от опасных случайных событий, есть ещё одна цель, прописанная в учредительных документах - получение прибыли от страхового предпринимательства [16].
Цель страховщика не только не обязательна для страхователя, но она прямо противоречит его экономическим интересам. Так как основные доходы страховщика формируются из страховых взносов, уплачиваемых страхователем по страховому договору, а основные расходы генерируются страховыми выплатами страхователям, то страховщик максимизировать свою прибыль может только путём увеличения объёма собираемой страховой премии или за счёт сокращения расходов на производство страховых выплат. Исходя из целей максимизации прибыли, страховщик может формировать различные функциональные стратегии: создавать новые страховые продукты, расширять своё присутствие на рынке, реализовывать выгодную тарифную политику и др. Это стратегии, реализуемые в условиях развитых рыночных отношений.
Сокращение расходов на страховые выплаты также увеличивают прибыль страховой компании. Если сокращение страховых выплат производится как результат реализации предупредительной функции страхования, то есть кропотливой работы страховщика по формированию предупредительного мотивационного поведения страхователя, то это благоприятно влияет на развитие страховых отношений «страхователь-страховщик», и страхового рынка в целом. Если сокращение расходов страховщика происходит из-за неполной и несвоевременной выплаты страховых возмещений, то есть за счёт качества страховой защиты, то такая поведенческая стратегия страховщика препятствует развитию страхового рынка.
Российский страховой рынок функционирует в условиях развития «квазирыночных» отношений. Современный этап развития страхового рынка характеризуется «системой административного торга, где произвол прикрыт рыночной демагогией» [17]. Сущность этих, далёких от рыночных, отношений состоит в том, что посредством неформальных связей реализуют стратегию, направленную на достижение главной и, к сожалению, единственной цели - получение прибыли от страхового предпринимательства. Цели потребителя страховой услуги узурпируются, что приводит к стагнации страхового рынка, так как платёжеспособный спрос на некачественный товар - страховую защиту, который
продают страховщики, падает. Снижение платёжеспособного спроса на страховые услуги - ключевой риск российского страхового рынка [18].
Чтобы восполнить потерю дохода от падающего спроса, страховые компании используют административные рычаги, такие как лоббирование решений, коммерческий подкуп и др. для контроля над распределением бюджетного ресурса, например, бюджетных средств на страхования государственного имущества. Аналогичным образом оказывается влияние на принятие нормативных решений, касающихся тарифного ценообразования по обязательным видам страхования.
Российский страховой рынок работает в системе, когда не происходит эквивалентного обмена денежных ресурсов на качественный страховой товар, а формируются отношения «административного торга», основанные на оценке административного ресурса, а, следовательно, «рыночной силы» того или иного участника страхового рынка. Главными атрибутами таких псевдорыночных отношений становятся клановизация, олигополизация, коррупция, демпинг, оппортунизм между участниками страховых отношений.
Все вышесказанное позволяет констатировать, что противоречия целей главных участников страховых отношений - страхователя и страховщика - достигли апогея. Можно смело утверждать, что на страховом рынке противоречия между страховщиками и страхователями не только не разрешаются, а нарастают. Свидетельством этого является количество жалоб на действия страховщиков, поступившие в Службу по защите прав потребителей страховых услуг Банка России, которое в целом не снижается. Рассуждая в парадигме конфликтно-компромиссной методологии разрешения противоречий участников страхового рынка, достичь локального компромисса основным участникам страховых отношений не удаётся [19].
Государство в лице Банка России, предпринимает попытки разрешения противоречий участников страхового рынка посредством ужесточения регулирования рынка:
- меры по стабилизации рынка ОСАГО (натуральное возмещение, электронные полисы, единый агент РСА);
- создание государственного перестраховщика, с обязательной цессией 10% от любого застрахованного на отечественном рынке риска;
- увеличение минимального размера уставного капитала российских страховщиков;
- ужесточение финансового контроля качества активов и др.
Меры, принимаемые Банком России по стабилизации ситуации на страховом рынке, не рыночные. Любой репрессивный контроль деятельности участников страховых отношений дорог и, как показала практика, малоэффективен.
Принятие закона об увеличении минимального размера уставного капитала страховых организаций до 300 миллионов рублей приведёт, по оценкам экспертов, к увеличению капитализации российского страхового рынка на 16 млрд. рублей [20]. В условиях кризисного развития отечественной экономики, снижения рентабельности страхового бизнеса, роста убыточности страховых договоров, ужесточения требований регулятора к качеству активов, принимаемых в покрытие собственных средств страховщиков, интерес инвесторов - реальных и потенциальных - к увеличению вложений средств в развитие субъектов страхового рынка будет минимальным. Источников увеличения уставных капиталов на финансовом рынке крайне мало. Отсюда следует предположение, что качество активов, которыми будут наполняться уставные капиталы страховых компаний, может быть крайне низким и вызвать лицензионные санкции со стороны регулятора. Потеря ликвидности, связанная с тем, что страховщикам реально не хватает финансовых ресурсов на формирование активов, покрывающих страховые резервы, порождают риски потери платёже-
способности. Полагаем, что условно платёжеспособными являются многие участники российского страхового рынка, входящие в различные «топовые» рейтинги.
Неудовлетворённый спрос на страховую защиту будет удовлетворён (и уже частично удовлетворяется) иностранными страховщиками.
Кумуляция рисков ликвидности страховщиков и рисков снижения платёжеспособного спроса на страховые продукты, предлагаемые в настоящее время отечественными страховщиками, на фоне отсутствия реального интереса инвесторов к российскому страховому рынку, может привести к катастрофическим последствиям и краху российского страхового рынка.
Управленческие дисфункции, возникающие вследствие неверно принятых управленческих решений, как участниками страховых отношений, так и регулятором страхового рынка, имеют место в рамках всего страхового рынка, находящегося в кризисном состоянии.
Изменение модели экономических отношений «страховщик-страхователь» должно строиться на поиске локальных компромиссов, позволяющих разрешить возникающие управленческие дисфункции посредством использования методологии конфликтно-компромиссного управления.
Одним из локальных компромиссов может быть возврат к практике финансирования страховщиком превенции страховых рисков с целью уменьшения вероятности наступления страховых событий и снижения величины возможных убытков страхователей. Превенция рисков позволяет сформировать продолженные экономические отношения между страхователями и страховщиками. Страхователь в течение срока действия договора ещё до наступления страхового случая сможет потреблять не только нематериальную форму страхового продукта в виде обязательств страховщика произвести страховую выплату, но и материальную форму страхового продукта в виде превенции рисков.
Ещё один локальный компромисс может быть достигнут в вопросе формирования платы за страхование. Страховые премии, уплаченные по страховым контрактам и аккумулированные в страховых резервах, являются главным финансовым ресурсом страховщика. Величина страховой премии, в первую очередь, определяется полезностью страхового продукта, который на страховом рынке становится товаром и продаётся страхователю.
В структуре страхового взноса, который передаёт страховщику страхователь в качестве платы за передаваемый риск возможных потерь, содержится нормативная прибыль. Независимо от качества страхового товара, который он приобрёл у страховщика, в первый же момент формирования страховых экономических отношений, страхователь, оплачивая страховой взнос, формирует прибыль страховщика. Качество купленной у страховщика страховой защиты страхователь сможет оценить только при наступлении страхового события, а именно: как быстро и в каком объёме страховщик сможет компенсировать убытки посредством страховой выплаты. Если страхователь выясняет, что товар оказался некачественным, а то и неполезным в виде того, что страховщик игнорировал страховой интерес страхователя, прибыль страховщика от этого не уменьшится, поскольку оплачена авансом при заключении договора страхования.
Себестоимость страхового товара определяется нет-то-ставкой страхового тарифа и величиной расходов на ведение дела. Страхователь не заинтересован в дополнительных расходах в виде коммерческой надбавки, обеспечивающей прибыльность деятельности страховщика. Компромисс между целями страховщика и страхователя может быть достигнут только в том случае, если в структуру стоимости страхового товара не будет включена коммерческая надбавка в виде тарифной прибыли. Страхователь не должен удовлетворять экономические интересы страховщика посредством авансовой оплаты
прибыли. Прибыль страховщик должен зарабатывать за счёт повышения эффективности предпринимательской деятельности на страховом рынке.
Другой разновидностью финансовых управленческих решений в контексте использования конфликтно-компромиссной методологии являются локальные компромиссы экономических агентов в кластере, которые идут на финансовые уступки во имя сохранения партнерских отношений в долгосрочной перспективе. Эти ситуации, как уже упоминалось выше, также подробно описаны в работах [10,11].
В стратегическом управлении экономическими системами конфликты могут возникать на микро-, мезо- и макроуровнях управления[21]. Так, например, микроуровне имеют место, по крайней мере, 3 вида конфликта интересов: между работниками и предприятием, между работниками и управленцами, между управленцами и предприятием. Чаще всего, предметом конфликта являются уровень заработной платы и прибыль предприятия. Проявление перечисленных конфликтов выходит за рамки предприятия как первичного субъекта бизнеса, который, даже находясь на микроуровне, участвует в формировании результативных показателей на мезоу-ровне.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. На любом уровне управления в экономических системах могут возникать противоречия и конфликты, чаще всего, являющиеся следствием неверных управленческих решений, сопровождающихся возникновением управленческих дисфункций.
2.Парадигма конфликтно-компромиссного управления исходит из постулата о необходимости ликвидации противоречий путем нивелирования управленческих дисфункций.
3. Поскольку в сложных экономических системах управленческие дисфункции одновременно могут возникать в разных подсистемах, то достижение абсолютного компромисса становится практически невозможным. Единственным способом нивелирования управленческих дисфункций становится принятие квази-управ-ленческих решений на основе локальных компромиссов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конфликты. URL: http://www.km.ru/referats/F79 3B2DCA76E436E87F2D36D9971251B (дата обращения 28.02.2017).
2. Сухарев О.С. Теория дисфункций институтов и экономических систем // Журнал экономической теории. 2014. №1. С.27-40.
3. Зельднер А.Г. Сущность и истоки деструктивных тенденций в экономической системе России // Экономические науки, 2013, №4. С. 7-13
4. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Нивелирование управленческих дисфункций как основа конфликтно-компромиссной методологии // Экономика и предпринимательство, 2014. № 12-3 (53-3). С. 430-432.
5. Голдратт Э., Кокс Д. Цель. Процесс непрерывного совершенствования. Мн.: Попурри, 2009. 216 с.
6. Детмер У. Теория ограничений Голдратта: системный подход к непрерывному совершенствованию. Пер. с англ. - 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 444 с.
7. Давыдов С.А. Социология: конспект лекций. М.: Изд-во «Эксмо», 2008. 160 с.
8. Weber M. Political Writings. Cambridge University Press, 1994. .Pp. 288-311.
9. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Гречанюк Р.И. Применение теории ограничений Голдратта и конфликтно-компромиссной методологии в стратегическом управлении //Научное обозрение. 2015. №13. С.418-420.
10. Бушуева М.А., Коровин Д.И., Масюк Н.Н. Локальный компромисс как основа принятия финансовых решений в кластере (на примере текстильного кластера) // Известия вузов. Технология текстильной 258
мышленности, 2013. № 6 (348). С.35-41.
11. Бушуева М.А., Коровин Д.И., Масюк Н.Н. Финансовые мотивации участников кластера и способы принятия решений на основе локальных компромиссов // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2013. № 2 (344). С. 15-22.
12. Смирнова Н.А. Механизм формирования страховых резервов как средство повышения эффективности функционирования страхового рынка // Российское предпринимательство. 2013. №15 (237). С.96-108.
13. Гомелля В.Б. Очерки экономической теории страхования. М: Финансы и статистика, 2010. 352 с.
14. Локк Дж. Опыты о законе природы. Соч. в 3-х т. Т.3. М.: Мысль, 1988. 688 с.
15. Гаманкова О.А., Гаманков Д.В., Дымнич О.В. Государство на страховом рынке // Страхование и управление рисками: проблемы и перспективы: монография. М.: Проспект, 2017. 528 с.
16. Юлдашев Р.Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. М.: Издательство «Анкил», 2002 . 248 с.
17. Лайков, А.Ю. Российское страхование в перспективе изменяющихся обстоятельств [Электронный ресурс] // ЗАО Медиа-Информационная группа «Страхование сегодня» (МИГ). URL: http://www.insur-info.ru/ analysis/1007/ (дата обращения: 29.05.2017)
18. Писаренко Ж.В., Солопенко Е.В. Подверженность рискам российских региональных и федеральных страховых организаций // Страхование и управление рисками: проблемы и перспективы: монография. М.: Проспект, 2017. 528 с.
19. Васюкова Л.К., Масюк Н.Н., Бушуева М.А., Мосолова Н.А., Козьминых О.В. Конфликтно-компромиссная методология разрешения противоречий участников страхового рынка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015.№ 4 (23). С. 19-22.
20. Платонова Э.Л. Куда летит страховая отрасль? [Электронный ресурс] / Э.Л.Платонова // ЗАО Медиа-Информационная группа «Страхование сегодня» (МИГ). URL: http://www.insur-info.ru/printable/comments/1107/ (дата обращения: 29.05.2017).
21. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Парадигма конфликтно-компромиссного управления в региональной экономике // Научное обозрение. 2015. № 20. С. 210-216.
Статья поступила в редакцию 12.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
УДК 339: 553.98.04(268.45)
РЕГУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА В НЕФТЯНОМ СЕКТОРЕ АЗЕРБАЙДЖАНА
© 2017
Мехди Фарид Закир оглу, доктор философии по экономике, преподаватель Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности (Азербайджан, Баку, проспект Азадлыг, 16/21, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье анализируется механизм урегулирования деятельности нефтяного комплекса, в том числе применение налогового законодательства и его последующего влияния на нефтяной бизнес. Учитывая международную практику, предлагается введение новой нормативно-правовой базы в этой сфере. Рассмотрены инструменты расширения предпринимательской деятельности в национальном нефтяном секторе и их оптимальное урегулирование. С учетом этих предложений определен сам механизм совершенствования нефтяного бизнеса. Именно государство подходит для активизации работы, которая принесет новые качества, должно создать нормативно-правовую базу, и ее последовательно улучшать. В этом деле коммерческие организации должны систематизировать свою деятельность и считаться с рыночной конъюктурой. Обобщая вышесказанное, предлагаем следующую схему механизма совершенствования нефтяного бизнеса. Совершенствование механизма урегулирования нефтяного бизнеса состоит из следующих направлений: урегулирование деятельности в сфере бизнеса - государственное урегулирование - внутрифирменное урегулирование. Вместе с тем, для того, чтобы направить процесс урегулирования бизнеса в нефтяном секторе на основе последовательной и постоянно регулируемой стратегии в нужное русло, следует учитывать изменения, происходящие в аспекте глобализации.
Ключевые слова: налоговое законодательство, долевое деление добычи, нефтяной сектор, зоны эксплуатации, стратегические цели, механизм урегулирования, способ концессии, стратегия развития, баланс доходов и расходов, фискальный инструмент.
BUSINESS REGULATION IN OIL SECTOR OF AZERBAIJAN
© 2017
Mehdi Farid Zakir, Ph.D. in Economics, Teacher Azerbaijan State University of Oil and Industry (Azerbaijan, Baku, Azadlig Avenue, 16/21, e-mail: [email protected])
Abstract. The article analyzes the mechanism for regulating the activities of the oil industrial complex, including the application of tax legislation and its subsequent impact on the oil business. It is proposed to introduce a new regulatory and legal framework in this field with the support of international practice. The article considers the instruments for expanding business activity in the national oil sector and their optimal settlement. Considering these proposals, the mechanism for improving the oil business has been determined. It is the state that is suitable for activating the work, which will bring new qualities, should create a regulatory and legal basis, and consistently improve it. In this case, commercial organizations should systematize their activities and take into account the market situation. Summarizing the above, we propose the following scheme for improving the oil business. The improvement of the mechanism for settling the oil business consists of the following areas: Regulation of business activities - state regulation - intra-firm settlement. At the same time, in order to direct the process of settling business in the oil sector on the basis of a consistent and constantly regulated strategy in the right direction, it is necessary to take into account the changes taking place in the aspect of globalization.
Keywords: Tax legislation, fractional production division, oil sector, exploitation zones, strategic goals, settlement mechanism, concession method, development strategy, income and expenditure balance, fiscal instrument.
Актуальность проблемы. Есть непосредственная связь между существующей системой экономического регулирования нефтяного комплекса Азербайджанской Республики и предпринимательской деятельностью. Здесь важную роль играет система налогообложения. Так, нефтяному сектору уделяется особое место в налоговом законодательстве. Строение и особенности этого уровня непосредственно связаны с характером фискальной политики налогового законодательства.
Степень исследованности проблемы. Вопросы налоговой политики, в том числе в сфере нефтяного бизнеса, являются предметом пристального внимания исследователей. Данная проблема непосредственно затрагивает практические аспекты этого исследования, причем не только на внутренней, но и на международной арене. В этой связи вопросы регулирования, с помощью соответствующей налоговой политики предпринимательской деятельности в нефтяном бизнесе, всегда исследуются достаточно активно. Стимулирующая роль налогов особенно видна именно в сфере нефтяного бизнеса. В Азербайджане проблему рассматривали Я.Кяльбиев, З.Мусаев и др. экономисты [6; 7]. Имеются многочисленные исследования российских ученых [см. источники].
Целью данного исследования является выявление особенностей налоговой системы Азербайджанской Республики в отношении нефтяного бизнеса, как составной части экономической политики страны.
Полученные результаты иследования. Среди видов налогов, которые имеются в Налоговом Кодексе Азербайджанской Республики, почти все, за небольшим
исключением, применяются к нефтяному сектору. Вместе с тем характерные особенности нефтяного сектора, в особенности добыча нефти, обусловливает здесь чрезвычайную форму налогообложения. В международной практике добыча карбогидрогенового сырья облагается налогом на долевых паях, и до открытия месторождения определяется в трех неопределенных параметрах - добыча, стоимость нефти и расходы.
Среди соглашений по долевым паям добычи нефти в республике, которые подкреплены законом в отношении компаний, ведущих добычу карбогидрогенов, следует указать систему налогообложений в особом режиме, регулируемых соответствующими протоколами «О подоходном налоге», «О налогообложении иностранных субподрядчиков», «О налогообложении физических лиц», «О налогах на экспорт и импорт».
На примере производственного объединения «Азнефть», проводящего эксплуатацию старых месторождений, применяется довольно сложная система налогов промыслового дела. Разумеется, промысловый налог связан с рентой. Потому введение такой формы налогообложения, подобного фискального инструмента, в национальной нефтяной отрасли, имеет значение, как успешный механизм регулирования нефтяного бизнеса.
Рента применяется там, где в позиции основного капитала выступает земля. При монополии на землю, земные недра и подобные ресурсы разница между излишками рыночных цен и производственными расходами обязательно предопределяет земельную ренту. При формировании плодородия и урожайности вычисляется дифференциальная рента. В определенном смысле
рента всегда существует, как земельная рента. В этом смысле стоимость земли оценивается в соответствии с капитализированной рентой. В экономике земля больше зависит от социальных и природных условий, в перерабатывающей промышленности - широко применяется принятая промысловая рента.
Напомним, что горная рента, формируясь в период эксплуатации горных залежей, задает задел уровню нормативных расходов. Нормативные же расходы рассчитываются на основе современных требований к оборудованию, технологиям и использованию рабочей силы. Сюда относятся расходы на эксплуатацию, капитал и транспортировку, и, помимо налога на добычу полезных ископаемых, все остальные налоги. В соответствии с исторически сформировавшейся практикой, нефтяным компаниям, которые работают на собственный рынок развитых стран, нормальная прибыль на капитальные расходы определена в 5-6% (ставка LlBOR в форме рискового вознаграждения+2-3%). Если транснациональная компания работает в развивающейся стране с переходной экономикой, то нормальный годовой доход повышается и составляет 15-17% (ставка LIBOR + 1214%).
Использование территории нефтедобычи в Азербайджанской Республике, юридические правопорядок здесь регулируется соответственно законами «О недрах земли», Земельным Кодексом, Налоговым Кодексом и другими нормативными актами.
Известно, что примерно половина географического пространства суши, на котором проживает человечество, составляет 43,1 тысячи км2, здесь потенциал ресурсов практически иссяк, горнорудные, геологические условия значительно затруднились, и эксплуатация проходит в исключительно трудных и сложных условиях. За последние 30-40 лет добыча упала примерно в 10 раз, и устойчивый средний показатель составляет 1,5 млн. тонн нефти и 230-250 млн. м3 газа. В таких условиях одновременное изымание налогов, как с промыслов, так и с земли еще больше ограничивает нормальное функционирование производства.
С другой стороны, не дифференцируется земельный и промысловый налог с нефтегазодобывающих предприятий, которые считаются многоаспектными, в том числе пожароопасными, экологически трудными и высоко земельноемкими. Сформировавшаяся логика реальности заключается в том, что при взимании налога с добычи следует учитывать параметры залежей в стратиграфическом и географическом делении, объем добычи, глубину, саму добычу, близость к рынкам и т.д.
Средний кумулятивный вес налога в Азербайджане в зоне эксплуатации на суше и земельного налога в себестоимости составляет 17-19%. На практике этот показатель стандартным считается в контуре 8%, а при дифференциации считается нормальным в пределах 6-16%. Следует учесть, что добыча нефтепродуктов в Азербайджане в старых секторах суши и моря нерентабельна, за исключением месторождения «Гюнеш» которая находится на море. Для сравнения следует заметить, что на каждую добываемую тонну приходится 5 тонн воды, и, в тоже время на суше этот показатель составляет 13 тонн воды.
Здесь добыча реализуется за счет оборудования и установок, работающих на электрической энергии. Согласно расчетам, для добычи соответствующей смеси расходуется электроэнергия, равная добыче 14 тонн нефти. Помимо этого, есть дополнительные расходы из-за необходимости поддерживать необходимое давление в пласте. Однако и эти расходы не охватывают всю хозяйственную палитру. Вместе с тем несоответствие между балансом расходов и доходов, налоговый прессинг, резкое превышение фактора фондов, синдром непрерывных «оплат» и недостача средств для оборота оказывает влияние на обеспечение нормальных темпов непрерывного процесса производства, ограничивает
ренновационный процесс. В условиях монопсонии, если не учесть разнообразие залежей, цель и характер использования добытых полезных ископаемых, итоги продаж, а также другие факторы, то налог с промысла не может быть реинвестирован в производственный процесс. Это же, в свою очередь, свидетельствует о взимании рентной платы без учета научно-методологических принципов и сбора ее без назначения.
При исследовании процесса ренты по залежам на суше не стоит забывать о том, что есть и пло-щаь Каспийского моря размером в 78,8 тысяч кв. км. Согласно налоговому законодательству Республики, этот сектор также считается соответствующим объектом налогообложения. Ясно, что в акватории и морском дне на первом месте стоят площадь ренты, толщина вод, производительность, навигация, технические и коммуникативные возможности. Следовательно, в добыче, проводимой в морском шельфе, рентная плата должна быть базовым предметом.
С учетом именно этой специфической особенности, следует считать целесообразным применение налога в рамках вертикального принципа справедливости в зонах эксплуатации, охватывающих старые участки суши и моря. Считаем логичным и с точки зрения государственных интересов необходимым определение испытательного срока с целью обеспечения рентабельности старых залежей, входящих в последнюю фазу эксплуатации льготной системы, которая не учитывается, как налоговая конкуренция. Это также можно считать необходимым шагом в повышении эластичности механизма урегулирования нефтяного бизнеса. Такое направление действий нашло свое широкое применение и в Татарстане, где эксплуатация залежей на суше осуществляется в относительно небольшие сроки, и запасы ископаемых еще не так исчерпаны.
В целом практика развития подобной стратегической линии в налоговом процессе имеет широкое применение в мире. Так, в США и Канаде, путем уменьшения налогового груза в низкодебитных и требующих высоких эксплуатационных расходов областях, достигли повышения эффективности и улучшения конкурентоспособности в нефтяном секторе.
Применение налоговых льгот в нефтяной промышленности имеет широкий диапазон действия. Воспользовавшись существующими эмпирическими успехами, опытом ведущих нефтяных компаний, возможно применить, хотя бы временно, в азербайджанской нефтедобывающей промышленности, в особенности в старых залежах, где уровень рентабельности себя исчерпал, льготную кредитную систему. Однако это не есть единственный выход из положения.
Проведенные исследования и наблюдения еще раз показали, что на развитие бизнеса стоит взглянуть не только с точки зрения совершенствования налогового законодательства нефтедобывающей промышленности в Азербайджане, но и приведения в соответствие нормативно-правовых актов, связанных с рентными отношениями по эксплуатации скважин на суше, находящихся в состоянии рецессии и малодебитных, со стратегией эксплуатации. Это нужно не только с точки зрения развития производства в целом, но и с точки зрения проблемы развития бизнеса в равной пропорции.
С целью совершенствования механизма урегулирования нефтяного бизнеса должен быть создан исключительный режим, охватывающий весь спектр и движение добычи в зоне эксплуатации на суше. В целом налоговая политика в нефтяной промышленности должна быть направлена на эффективную организацию деятельности бизнеса, стимулирование производства и создания блвгоприятного бизнес-климата. Мы считаем, что для реализации этой политики необходимо принять следующие меры:
- Применение налоговых льгот вплоть до достижения финансовой стабильности.
- Применение новой налоговой политики в урегулировании бизнеса.
- Организация перехода от фискально ориентированного налогового обложения к инвестиционно ориентированной системе налогового обложения, стимулирующей рост эфективности и объема производства.
- Определение оптимального налогового груза, учитывающего экономическую конъюктуру, параметры месторождения и особенности горнодобывающих условий, создание стабильного, управляемого, универсального местного налогового режима.
- Придание налогообложению экологической направленности.
Применение фискальной политики, выражающей стратегические цели в добыче нефти и газа, приведет к эффективному использованию сырья, возвращению бездействующих скважин в рабочий режим, к разработке месторождений в сложных условиях добычи, и повышению продуктивности пласта.
Для улучшения деловой активности в нефтяном секторе и урегулирования его с помощью подходящих механизмов, необходимо расширить, на основе полной или частичной лицензии, деятельность хозяйствующих субъектов. Здесь более приемлем метод концессии в контексте месторождений и структуры. В этом методе следует искать механизм урегулирования процесса в его сути. Учитывая, что в нефтяном бизнесе способ концессии нефтяной промышленности широко распространен и уже опробован, было бы целесообразно опробовать его и в нефтяном секторе страны.
Метод концессии в первую очередь может охватить части старых нефтяных месторождений и отдельные части скважин. Механизм урегулирования должен быть указан в договоре. В дополнение к стандартным условиям соглашения может быть указан консенсионер - условия, которые могут не ограничить предпринимательскую деятельность в рамках интересов государства. Кроме того, государство, для процесса консенсии, должно предварительно провести подготовительные работы. здесь же, в свою очередь, с точки зрения арендной платы, должны быть реализованы цели залежей и углеводородных структур и проведена их дифференциация.
Проводимые в соответствии с нефтяной стратегией Азербайджана реформы обусловливают восхождение на новый уровень процесса проводимых реформ через усовершенствование законодательной базы. Исходя из накопленного опыта, заключение конвенционального соглашения, должно основываться на более упорядоченной и с научной точки зрения обоснованной линии. Совершенствование этой линии непосредственно связано с совершенствованием нормативно-правовой базы. Именно поэтому в современный период должна быть создана совершенная нормативно-правовая база для обеспечения эффективного развития азербайджанской нефтяной промышленности. Исходя из мирового опыта, эта нормативно-правовая база должна объединить в себе следующее:
- Закон о добыче и переработке углеводородов;
- Закон о недрах;
- Закон о поставках нефти и газа;
- Закон о долевом делении добычи и концессии;
- Закон об энергетической безопасности;
- Закон о магистральных нефте- и газопроводах;
- нормативно-правовые акты по классификация углеводородных ресурсов;
- нормативно-правовые акты, регулирующие переработку нефти и газа;
- инструкция по нормированию издержек производства в нефтяном секторе;
- нормативно-правовые акты, регулирующие организацию нефтяной инфраструктуры;
- рекомендации по аудиту нефтяного бизнеса.
В расширении деятельности бизнеса нефтяного сек-
тора и в совершенствовании механизма его функционирования исключительную роль играют государственные программы по развитию топливно-энергетического комплекса. Известно, что ни в одной стране стратегия современного развития не может быть реализована без соответствующих государственных программ. Эти реалии адекватны и для Азербайджана. Именно поэтому в республике реализуется национальная нефтяная стратегия, осуществляется программа по развитию ТЭК.
Но некоторые тенденции в этом направлении требуют дополнений и изменений. Эта практика уже стала традицией в Азербайджанской Республике. Так, Президент страны подписал ряд Указов по совершенствованию государственной программы по развитию регионов. Аналогичная ситуация должна быть отражена в программе развития ТЭК. Однако научное обоснование требует подготовки соответствующих государственных программ производства нефти и газа в отдельности. На мой взгляд, такие программы будут способствовать совершенствованию механизма регулирования нефтяного бизнеса.
Важно создание механизмов, основывающихся на принятии решений в тактическом и стратегическом плане, усиливающих и обеспечивающих информационные потоки во внутрифирменном урегулировании нефтяного бизнеса организационно-экономическими методами. Здесь особенно значимо использование регулирующих механизмов для оперативных и ситуационных подходов. Для этого следует наладить информационные потоки, которые аккумулируются в «пульте принятия решений», и на основе которых должны быть установлены интегрированные информационные системы. Эту систему от классической системы автоматического управления отличает преимущество, основывающееся на информационных технологиях.
В области регулирования нефтяного бизнеса важно создание партнерских отношений с банками на основе нового прогрессивного сотрудничества. В решении проблем гарантий в договоре, кредитной гарантии, оперативности финансовых операций, и, в особенности, в урегулировании задолженности это является очень важной функцией. Для расширения такого сотрудничества, и чтобы стать более доступным, в стране необходимо создать банки со специфической сущностью, такие, как «Нефтяной Банк», и «Энергетический Банк». Специфика же состоит в том, что в банках обосновывается обеспечение специалистов в данной области и предоставление соответствующего профильного обеспечения.
В совершенствовании механизма регулирования нефтяного бизнеса большое значение имеет также ассоциативная интеграция хозяйствующих субъектов. Эта необходимость также не безосновательна. Мировой опыт показывает, что для хозяйственных субъектов, имеющих одни и те же экономические интересы в любой области, важно создать ассоциацию для того, чтобы избежать давления извне, чтобы не подвергаться необоснованному конкурированию и вмешательствам, и нейтрализации последствий. И поэтому целесообразно, в результате деятельности государства в национальном нефтяном секторе в направлении расширения нефтяного бизнеса, было бы объединение нескольких фирм в одну или несколько ассоциаций.
Кроме того, фирмы, реализующие нефтяной бизнес, на основе своих интересов должны создать объединения по действиям в направлении расширения и применения гражданского и правового лоббизма. В развитых странах давно налажено лоббирование, которое, создав свою законодательную базу, уже вступило в фазу совершенствования. Фактически нефтяной сектор в нашей стране имеет значительное лоббирование. Но это должно быть легитимное и более целенаправленное. Таким образом, в качестве механизма для регулирования бизнеса в нашей стране должен быть принят закон о лоббировании.
Выводы. Анализ, проведенный в отношении совер-
шенствования системы повышения деловой активности в нефтяном секторе, дает основание сделать вывод о том, что возможности расширения нефтяного бизнеса достаточны и эффективны. Для этого государство должно выступить с решениями, которые будут поддерживать расширение этой деятельности на основе соответствующих государственных программ. Механизм регулирования, а также все остальные виды ответственности в этом направлении лежат на государстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пономарев С.А., Марков А.В. Обоснование планов за правопользование недрами учитывающей добычи нефти из не рентабельных месторождений. // «Нефтяное хозяйство», 2000, № 2, стр. 15-19
2. Сборник законов и постановлений Национального Собрания Азербайджана. Баку: 58 с.
3. Основы бизнеса. Учебник. Под ред. Проф. А.Б.Аббасова. Баку: Нурлан, 656 с.
4. Карпей Т.В. Экономика организации и планирования промышленного производства. М.: Изд. Дизайн ПРО. 1999, 97 с.
5. Волкова О.И. Экономика предприятия. М.: INFRA-M: 2001, 511 с.
6. Кяльбиев Я.А. Концептуальные основы и практические аспекты налоговой политики Баку: Эльм, 2012
7. Пашаев З.Ш. Фискальная политика и оценка ее эффективности. Баку: Экономический университет, 2008
8. Долгосрочная стратегия по управлению нефтяными и газовыми доходами. Утверждена Указом Президента Азербайджанской Республики от 27 сентября 2004 года за № 128 // www.oilfund.az/uploads/5-uzun
9. Применение особого экономического режима относительно нефте-газовой деятельности с целью импорта // www.minenergy.gov.az/db/ixrac_meqsedli_neft_qaz
10. Какова реальная доля нефтяного сектора в бюджете Азербайджана // http://caspianbarrel.org/az
11. Добыча нефти, поставка, оптовые и розничные тарифы внутри компании // http://www.tariffcouncil.gov. az
12. Налогообложение и инвестиций в Азербайджане. Deloitte Азербайджан // https://www2.deloitte.com/
Статья поступила в редакцию 13.08.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.