1. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С.В. Ариничева /Науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.- 272 с, илл. - (Серия «Практический менеджмент»).
2. Букреев А.М. /Экономический механизм антикризисного управления предприятием монография/ А.М. Букреев, К.И. Кремер, О.Е. Дударев, Росноу (ВФ), АНОО ВИВТ -Воронеж, научная книга, 2007 118/139
3. И. Д. Котляров /Внутренняя и Внешняя среда фирмы: уточнение понятий. Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики (г. Санкт-петербург), Вестник ВГУ, серия: Экономика и Управление. 2012. № 2, 69
4. Консультантплюс, http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base= LAW;n= 123436.03,09, 2014
5. Внутренняя и внешняя среда организации, http://www.finansi-credit.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizatsii, 03,09 2014
РЕГУЛИРОВАНИЕ АУТСОРСИНГ-ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ Быстрова Елизавета Сергеевна, помощник бухгалтера ООО «Аргумент», г.Тольятти
В статье рассмотрена сущность аутсорсинг-отношений, правовая ответственность субъектов, приводятся подходы к определению предмета договора аутсорсинга. Показаны основные моменты заключения договора между субъектами аутсорсинг-отношений.
Одной из проблем применения технологии аутсорсинга в России является неразвитость законодательной базы: понятие аутсорсинга в российском законодательстве отсутствует, нет специального нормативно-правового акта, регулирующего взаимоотношения между заказчиком и организацией-аутсорсером по уровню сервиса, поэтому процесс оказания услуг аутсор -синга чаще всего регламентируется положениями главы 39 Гражданского Кодекса РФ и осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 779 Гражданского Кодекса РФ между компа-нией-аутсорсером и предприятием-заказчиком заключается договор на возмездное оказание услуг по формированию бухгалтерской (налоговой) отчетности и ведению бухгалтерского (налогового) учета, прописываются обязанности сторон, устанавливаются сроки выполнения обязательств и устанавливается ответственность между компанией-аутсорсером и предприятием-заказчиком за выполнение этих обязательств.
Однако понятием предмета договора возмездного оказания услуг не подразумевается результат, из-за которого он заключается, который не всегда может быть достигнут по ряду причин.
Ряд исследователей подразумевает, что договор аутсорсинга и договор возмездного оказания услуг - разные по сути категории.
И. С. Шиткина считает, что договор аутсорсинга следует отличать от договора возмездного оказания услуг: организация, предоставляющая бухгалтерские услуги, не принимает на себя обязательств на оказание других услуг (в области управления, производства, строительства и прочее), так как ее главное обязательство - предоставление определенного количества персонала, соответствующего предъявляемым требованиям к квалификации [5;18]. Поэтому, под предметом договора аутсорсинга бухгалтерских услуг она определяет предоставление компанией-аутсорсером персонала в расположение организации-заказчика для осуществления поставленных функций и работ.
Л.В. Санникова подразумевает, что объектом обязательства по предоставлению персонала, занимающегося ведением бухгалтерии, выступают действия, заключающиеся в обеспечении потребностей пользователя в работнике определенной квалификации[4;8].
По мнению Коршуновой Т.Ю., при осуществлении аутсорсинга между двумя компаниями заключается гражданско-правовой договор, согласно которому работники состоят в штате организации-услугодателя и выполняют свою трудовую функцию, обслуживая организацию услугополучате-ля. Специфика выполнения трудовой функции работниками состоит в том, что они, оставаясь в штате организации-услугодателя, фактически выполняют свою профильную работу в другой организации, подчиняются ее требованиям и специально оговоренным правилам [2;57].
И.А Ещенко считает, что предмет договора аутсорсинга имеет комплексное содержание и включает в себя предоставление в распоряжение персонала организации-аутсорсера, соответствующего предъявленным к квалификации требованиям для осуществления функций бухгалтерского учета или определенной деятельности[1;12].
Для облегчения применения аутсорсинга в российской практике, необходим специальный закон, регулирующий взаимоотношение по аутсорсингу. В США такой законодательный акт существует, в нем четко прописаны все действия по аутсорсингу, участники договора, предмет договора, что именно подразумевается под аутсорсингом, и при возникновении каких-либо проблем, их можно оперативно решить, опираясь на закон.
Передача бухгалтерского учета сторонней организации должна быть зафиксирована в приказе об учетной политике на соответствующий финансовый год. Заключая договор о ведении учета и составлении отчетности, следует обозначить детальный перечень операций, выполняемых специализированной организацией, согласовать и утвердить график документооборота и определить сроки выполнения обязательств. Необходимо помнить о соблюдении конфиденциальности и ответственности за нарушение договора, хорошо, если участие в его составлении примет главный бухгалтер предприятия, в совершенстве владеющий ситуацией.
Немаловажную роль играет несение ответственности компанией-аутсорсером за недочеты, допущенные при ведении учета или составлении отчетности. Ответственность в соответствии с Налоговым кодексом РФ продолжает нести компания, доверившая свой учет другой фирме и в случае нарушений, именно ей придется платить недоимки, штрафы и пени.
Следовательно, следует закрепить в договоре, что именно организация, чьи бухгалтеры сделали ошибку, и возместит суммы санкций. Однако уголовная и административная ответственность за данные нарушения все равно возлагается на руководителя и главного бухгалтера предприятия, нанявшего посторонних специалистов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательными реквизитами для первичных документов являются подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и ее оформление. Перечень лиц, имеющих право подписи, утверждает руководитель предприятия по согласованию с главным бухгалтером. Следовательно, в договоре и в приложении к учетной политике, целесообразно указать, что подписывать первичные документы может определенный сотрудник.
В случае ведения бухгалтерского учета специализированной компанией, бухгалтерскую отчетность подписывают руководители обеих организаций. Все вышеперечисленные требования относятся и к ведению налогового учета аутсорсером.
Следует учесть, что результат работы привлеченного персонала, отраженный в документах с реквизитами компании-заказчика (договор, налоговая декларация) и представленный контрагенту или налоговой инспекции, будет иметь правовые последствия именно для компании-заказчика. Следовательно, нарушения сроков подачи декларация или плохо составленный договор не по вине компании, повлекут за собой правовые последствия.
При создании и осуществлении договора с компанией-аутсорсером именно ответственность и контроль должны стать основополагающими принципами и предоставленным им персоналом.
Иногда услуги аутсорсинга используются для освобождения штатных сотрудников от рутинной работы и привлечения их профессиональных возможностей для более важных стратегических задач. При этом переход на аутсорсинг бухгалтерского учета выступает, в свою очередь, стратегическим решением, для последовательной реализации которого необходим заранее определенный круг обязанностей, передаваемых привлеченному персоналу, а также переходный период для передачи документов и ознакомления с возлагаемыми функциями[3; 201]. Поэтому следует назначить ответственного и передать полномочия по координации всех действий за эти мероприятия одному из штатных сотрудников.
Необходимо иметь в виду обеспечение конфиденциальности (соблюдение коммерческой и служебной тайны заказчика), персональных данных
сотрудников и клиентов, которые могут стать известны привлеченному сотруднику. В данном случае немаловажное значение имеет подбор добросовестного провайдера, закрепление соответствующих гарантий в договоре и изучение процедуры доступа и работы с конфиденциальной информацией, установленной в компании-заказчике.
Одно из условий успешного аутсорсинга - контроль и предъявление соответствующих требований к квалификации и профессиональному опыту нанимаемого персонала. Все эти требования должны быть отражены в договоре.
Особое внимание должно уделяться мерам ответственности. За качество выполненной работы сторонним сотрудником, как и за соблюдением трудовой дисциплины последний отвечает перед аутсорсером - своим работодателем - в рамках трудовых отношений. Заказчик должен предусмотреть в договоре компенсацию компанией-аутсорсером своих вероятных убытков, полученных из-за некачественной работы привлеченного персонала.
Ответственность может быть предусмотрена в виде возмещения ущерба (включая упущенную выгоду), или в виде штрафов (при нарушении трудовой дисциплины).
Таким образом, для того, чтобы уменьшить налоговые риски следует включить в договор все необходимые условия, которые предусмотрены действующим законодательством: предмет договора, порядок выполнения услуг и оплаты. Предмет договора должен быть сформулирован предельно точно. В тексте договора нужно буквально использовать терминологию Налогового кодекса РФ. В случае лицензирования деятельности аутсорсера рекомендуется проверить наличие лицензии и внести ее реквизиты в текст договора. Операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть правильно оформлены и подтверждены документами (договор, подписанный обеими сторонами; копия лицензии (при необходимости); счет-фактура; акт об оказании услуг).
Список литературы
1. Ещенко И. А. О предмете договора аутсорсинга [Текст]/ И. А. Ещенко// Граждан -ское право. - 2009. - № 1.
2. Коршунова Т.Ю. Правовое регулирование отношений, связанных с направлением работников для выполнения работ в других организациях (заемный труд) [Текст]/ Т.Ю. Коршунова //Трудовое право. - 2010. - № 6.
3. Насакина Л. А. Основы информационного обеспечения стратегического управления предприятием сферы услуг [Текст] / Л. А. Насакина // VII международная научно-практическая конференция «Наука - промышленности и сервису», Тольятти, 2012. - с. 197-203.
4. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. [Текст]/ Л.В. Санникова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 100.
5. Шиткина И.С. Договор предоставления персонала: что это такое? [Текст]/ И.С. Шиткина // Хозяйство и право. - 2010.- № 1. - С. 99.