Научная статья на тему 'Регулирование агропродовольственного рынка с учетом особенностей социально-экономического развития региона'

Регулирование агропродовольственного рынка с учетом особенностей социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / AGROFOOD MARKET / РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / AGROFOOD MARKET REGULATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаева Ирина Валерьевна

В статье рассмотрены особенности регулирования агропродовольственного рынка с учетом влияния природно-климатических, демографических, социально-культурных и других факторов, выявлены особенности регионального развития Республики Бурятия. Автором изучены проблемы функционирования агропродовольственного рынка и особенности его регулирования с учетом социально-экономического развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGROFOOD MARKET REGULATION TAKING INTO ACCOUNT FEATURES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article considers the features of agrifood market regulation taking into account the influence of natyral, climatic, demographic, socio-cultural and other factors, the features of regional development of the Republic of Buryatia have been revealed. The author has studied the problems in the agrofood market functioning, and the features of its regulation taking into account the socio-economic development of the republic.

Текст научной работы на тему «Регулирование агропродовольственного рынка с учетом особенностей социально-экономического развития региона»

УДК 338.439.02

РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

© Бадмаева Ирина Валерьевна, аспирант

Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670042, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: 79503987487@yandex.ru

В статье рассмотрены особенности регулирования агропродовольственного рынка с учетом влияния природно-климатических, демографических, социально-культурных и других факторов, выявлены особенности регионального развития Республики Бурятия. Автором изучены проблемы функционирования агропродовольственного рынка и особенности его регулирования с учетом социально-экономического развития республики.

Ключевые слова: агропродовольственный рынок, регулирование агропродовольственного рынка, социально-экономическое развитие региона.

AGRoFOOD MARKET REGULATION TAKING INTO ACCOUNT FEATURES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Irina V. Badmaeva, Research Assistant,

East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia

The article considers the features of agrifood market regulation taking into account the influence of natyral, climatic, demographic, socio-cultural and other factors, the features of regional development of the Republic of Buryatia have been revealed. The author has studied the problems in the agrofood market functioning, and the features of its regulation taking into account the socio-economic development of the republic. Keywords: agrofood market, agrofood market regulation, social and economic development of the region.

Поскольку функционирование и развитие агропродовольственного рынка невозможно только на основе рыночного саморегулирования, приоритетной политикой государства является регулирование агропродовольственного рынка. Оно представляет собой систему мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка: спрос и предложение, условия реализации, включая цены, контроль качества товаров, инфраструктуру и другие. Государственное регулирование агропродовольственного рынка осуществляется путем проработанности правового регулирования — решение вопросов нормативно-правовой базы, организационного регулирования — регулирование межэкономических связей внутри агропродовольственного рынка, монетаристского регулирования — регулирование при помощи усиления или ослабления налоговых платежей с сельхозпроизводителей, финансового регулирования — стимулирование отдельных предприятий рынка с помощью капиталовложений.

Региональная политика, направленная на поддержку отраслей сельского хозяйства, непосредственно отражается и на функционировании агропродовольственного рынка, так как целями, помимо удовлетворения потребностей населения в пище, являются обеспечение продовольственной и национальной безопасности, поддержание стабильного положительного сальдо ввоза-вывоза продукции, поддержка отечественного сельхозтоваропроизводителя путем непосредственного регулирования и оказания финансовой, социальной, организационной поддержки со стороны государства.

Государственное регулирование агропродовольственного рынка должно осуществляться с учетом социально-экономических, природно-климатических, исторических, демографических, социально-культурных и других факторов. Так, социально-культурный фактор может существенно повлиять на регулирование отраслей сельского хозяйства и агропродовольственного рынка региона. К примеру, для регионов с высокой долей мусульманского населения среди отраслей животноводства необходима в первую очередь поддержка развития овцеводства, козоводства, коневодства и птицеводства. Для южных субъектов страны не требуются особые меры стимулирующего характера для развития свиноводства, а для Центрального и Северо-Кавказского федеральных округов они желательны. В Южном федеральном округе, например, потребность в хлебопродуктах в значительной степени, особенно

в сельской местности, удовлетворяется непосредственно в домохозяйствах в отличие от СевероЗападного федерального округа, и в силу этого меры поддержки хлебопекарской промышленности имеют меньшую значимость.

Природно-климатический фактор также влияет на развитие сельского хозяйства, функционирование агропродовольственного рынка и его государственное регулирование. Так, вследствие того, что для Республики Бурятия характерен резко континентальный климат, а 58 % территории республики относится к районам Крайнего Севера, природно-климатический фактор определяет особенности жизни населения и формирует определенный тип питания, характеризующийся повышенной потребностью в белках. Исторически сложившаяся, с учетом природно-климатических условий, потребность населения в белке, а именно в мясных продуктах, определяет приоритетное развитие животноводства в республике. Животноводство традиционно было и остается основной отраслью сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия — молочное и мясное скотоводство, овцеводство и свиноводство. Поэтому государственное регулирование и финансирование направлены в первую очередь на поддержку развития отраслей животноводства. К тому же на республиканском агропродо-вольственном рынке четко прослеживается зависимость спроса от природно-климатического фактора. Спрос на отдельные виды продовольствия напрямую связан с сезонными колебаниями. Так, например, в холодные периоды спрос на мясную продукцию возрастает, что приводит к повышению стоимости.

Под воздействием демографических факторов, к которым относятся численность и социальный состав населения, структура населения по полу, возрасту, доходам, уровню образования, показатели заболеваемости, степень урбанизации, формируется контингент потенциальных потребителей на аг-ропродовольственном рынке.

Одним из главных ориентиров в государственном регулировании агропродовольственного рынка является учет особенностей социально-экономического развития региона.

Республика Бурятия характеризуется низким социально-экономическим уровнем развития и относится к рангу депрессивных регионов страны. Несмотря на стабильный ежегодный рост основных социально-экономических показателей, Республика Бурятия все же остается дотационным регионом — государственное бюджетное финансирование является основным источником поступления финансовых ресурсов в экономику Республики Бурятия.

Регулирование регионального агропродовольственного рынка определяется особенностями его функционирования, которые, в свою очередь, зависят от особенностей развития региона (табл.1.) Каждый регион имеет свои специфические особенности, определяемые удельным весом продукции базовых отраслей региона в общем объеме продукции в стране, наличием экспортного сектора в экономике региона, обеспеченностью ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т. д.

Таблица 1

Особенности агропродовольственного рынка республики с учетом регионального развития региона

Критерий различия регионов Особенности регионального развития Республики Бурятии Особенности регионального агропродовольственного рынка

Природно- климатические условия - северные территории; - зона рискованного земледелия; - повышенная сейсмичность; - богатство природных ресурсов; - легкий механический состав почвы, вследствие чего ранний в сжатые сроки посев зерновых; - сухость воздуха весной в сочетании с сильными ветрами, высокие дневные температуры, вследствие чего: иссушенный пахотный слой, задерживающий появление всходов - неравномерное, сезонное поступление многих видов продукции; - ограниченный контроль масштабов собственногопроизводства; - колебание предложения продукции

- наличие «байкальского фактора», вследствие чего: отставание топливно-энергетической базы от потребностей экономики, слабая комплексность развития промышленного произ- - высокий уровень затрат на производство сельскохозяйственной продукции

водства, - неразвитость переработки животноводческого сырья

Положение региона - периферийное положение в системе макроэкономического районирования страны, вследствие чего: повышенные транспортные расходы, рост производственных издержек - удаленность и отсутствие тесных связей с внутренним национальным рынком; - узкая система сбыта на рынке

Направленность экономики региона - аграрная направленность экономики большинства районов региона, при этом отсутствие ярко выраженной экономической специализации республики - самообеспеченность региона по основной группе сельскохозяйственной продукции (мясо, молоко)

Демографические различия - миграционный отток; - дефицит квалифицированных кадров - снижение покупательской способности; - ухудшение качества продукции и ее неконкурентоспособность на рынке

Политические и институциональные факторы - большая зависимость от федерального бюджета; - неразвитость правовой базы для регулирования земельных отношений; - недостаточное развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве - зависимость от объемов поставок и отпускных цен российских поставщиков и влияния ценовых факторов

Таким образом, специфические особенности функционирования агропродовольственного рынка Республики Бурятия заключаются в неравномерном сезонном поступлении сельхозпродукции, высоком уровне затрат на ее производство, удаленности и отсутствии тесных связей с внутренним национальным рынком, высоком требовании к экологической безопасности технологий («байкальский фактор»), расположении региона в зоне рискованного земледелия и повышенной сейсмичности, отсутствии развитой инфраструктуры на большей части территории вкупе со сложными климатическими условиями регионального хозяйства (северные территории и зона вечной мерзлоты).

Регулирование агропродовольственного рынка должно осуществляться с учетом социально-экономического развития региона, так как проводимая аграрная политика на федеральном уровне может не соответствовать реальным процессам, происходящим на региональном рынке. Необходимо учитывать особенности социально-экономического развития Республики Бурятия, которые характеризуются зависимостью региона от федерального бюджета, повышенными транспортными расходами, повышенными расходами на электроэнергию, высоким уровнем затрат на производство сельскохозяйственной продукции, отставанием топливно-энергетической базы от потребностей экономики, слабой комплексностью развития производства, неразвитостью переработки животноводческого сырья и др.

Агропродовольственный рынок республики характеризуется неудовлетворительным состоянием логистической и транспортной инфраструктуры — дефицит хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции. Поэтому необходимо развивать товаропроводящую инфраструктуру внутреннего рынка, регулировать и осуществлять налаженный гарантированный сбыт продукции, произведенной ЛПХ и КФХ, путем модернизации инфраструктурных сетей снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных кооперативов.

При регулировании агропродовольственного рынка необходимо также финансировать и поддерживать сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли, разрабатывать и реализовывать инвестиционные проекты в сфере агропромышленного производства. Так, нужно оказывать государственную поддержку крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям, осуществляющим деятельность по племенному животноводству, установить дополнительные виды государственной поддержки производства продукции растениеводства, животноводства, улучшить условия предоставления и размеры субсидий по этим видам поддержки, расширить доступность кредитных ресурсов для личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Литература

1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». М.: Минсельхоз России, 2013.

2. Адамеску А., Кистов В. Региональные программы: перспективные вопросы // Экономист. 2011. № 6. С. 68-72.

3. Кошолкина Л. Государственное регулирование АПК // Экономист. 2012. № 7. С. 81-86.

4. Нечаев В. И., Хатуов Д. X. Совершенствование системы государственного регулирования региональной агроэкономики. Краснодар, 2010.

5. Хатуов Д. X. Развитие системы государственного регулирования аграрной экономики. Краснодар: Агри, 2009.

6. URL: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=340

References

1. Gosudarstvennaya programma «Razvitie sel'skogo khozyaistva i regulirovanie rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody» [The State Program "Development of agriculture and regulation of agricultural, raw materials and food markets for 2013-2020"]. Moscow: Russian Ministry of Agriculture, 2013.

2. Adamesku A., Kistov V. Regional'nye programmy: perspektivnye voprosy [Regional programs: perspective issues]. Ekonomist — The Economist. 2011. No. 6. Pp. 68-72.

3. Kosholkina L. Gosudarstvennoe regulirovanie APK [State regulation of agrarian and industrial complex]. Ekonomist — The Economist. 2012. No. 7. Pp. 81-86.

4. Nechaev V. I., Khatuov D. Kh. Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya regional'noi agroekonomiki [Improvement of the state regulation system of regional agroeconomy]. Krasnodar, 2010.

5. Khatuov D. Kh. Razvitie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya agrarnoi ekonomiki [Development of the state regulation system of agrarian economy]. Krasnodar: Agri, 2009.

6. http://egov-buryatia.ru/index.php?id=340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.