2023;8(2):135-143
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
ЭКОЛОГИЯ
Научная статья УДК 504.05
DOI: https://doi.org/10.21285/2500-1582-2023-2-135-143 EDN: NYWIZA
©OD
Регламентирование экологической безопасности на этапах строительства магистральных трубопроводов
М.М. Руденко1, М.Г. Руденко2^
1ООО «Объединенная строительная компания»,
г. Санкт-Петербург, Россия
mg-rud@mail.ru
2Иркутский национальный исследовательский технический университет.
г. Иркутск, Россия
mg-rud@mail.ru
Аннотация. Трубопроводный транспорт занимает особое место в единой транспортной системе Российской Федерации. На сегодняшний день практически весь объем добываемого газа доставляется по системе магистральных трубопроводов. Технология транспортирования природного газа, нефти, конденсата и продуктов их переработки, конструктивные решения линейной части и наземных объектов характеризуются особенностями антропогенного воздействия на природную среду. Начинаются они на этапе строительства трубопроводов. Поэтому для них разработаны свои нормы и требования по экологической безопасности. Особую значимость регламенты приобретают в связи с прокладкой новых транспортных магистралей в восточноазиатском направлении. В статье проведен анализ нормативных документов, регламентирующих этапы строительства линейно-протяженных объектов, таких как нефте- и газопроводы. Выявлено, что выполнение строительства в соответствии с нормативно-правовыми актами уменьшает ущерб, наносимый природе, но не гарантирует его отсутствие. Сделан вывод, что оптимизация производства является наиболее рациональным методом уменьшения негативного влияния строительства на природные экосистемы.
Ключевые слова: строительство, магистральный трубопровод, шум, выбросы, эрозия почвы, регламент, экология
Для цитирования: Руденко М.М., Руденко М.Г. Регламентирование экологической безопасности на этапах строительства магистральных трубопроводов // XXI век. Техносферная безопасность. 2023. Т. 8. № 2. С. 135143. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2023-2-135-143.
ECOLOGY
Original article
Regulation of environmental safety at the stages construction of main pipelines
Marina M. Rudenko1, Mikhail G. Rudenko2EI
1United Construction Company LLC, St. Petersburg, Russia mg-rud@mail.ru
2Irkutsk National Research Technical University,
Irkutsk, Russia,
mg-rud@mail.ru
Abstract. Pipeline transport plays a special role in the unified transport system of the Russian Federation. Today, almost the entire volume of gas is delivered through the main pipelines. The technology of transportation of natural gas, oil, condensate and their byproducts, constructive solutions of the linear part and ground facilities influence the natural environment. Therefore, the issue of compliance with environmental protection rules in constructing pipeline transport facilities is relevant. It is of special significance due to the construction of new transport routes in the Asian region. The article analyzes legal documents on the stages of construction of linearly extended objects such as oil and gas pipelines. It was revealed that the compliance with the construction requirements reduces the damage to nature, but does not eliminate it. It was concluded that the production improvement is the most rational method of reducing the negative impact of construction on natural ecosystems. The analysis made it possible to provide recommendations for amending the environmental protection legislation.
© Руденко М.М., Руденко М.Г. , 2023
https://tb.istu.edu/jour/index
135
vö/
Руденко М.М., Руденко М.Г. Регламентирование экологической безопасности на этапах... Rudenko №.М., Rudenko M.G. Regulation of environmental safety at the stages construction ...
Keywords, construction, main pipeline, noise, emissions, soil erosion, regulations, ecology
For citation: Rudenko M.M., Rudenko M.G. Regulation of environmental safety at the stages construction of main pipelines. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2023;8(2),135-143. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2500-1582-2023-2-135-143.
ВВЕДЕНИЕ
Строительство магистрального трубопровода, как и всякое техногенное вмешательство в природные экосистемы, может оказывать негативное воздействие на окружающую среду и наносить экологический ущерб [1-3]. Поэтому к безопасности строительства, эксплуатации, ликвидации магистральных трубопроводов предъявляются высокие требования не только на уровне их изучения [4-7], но и создания нормативно-правовых актов федерального и ведомственного уровня.
Экологически безопасное строительство магистральных нефте- и газопроводов требует установления различных видов воздействия на объекты окружающей среды с последующей разработкой необходимых природоохранных мероприятий. Актуальным является принятие научно обоснованных технических и технологических решений в стадии проектирования, качественного строительства, строгого соблюдения правил и норм, включая этапы эксплуатации. Особенно выделяется этап строительства, на котором начинается прямое техногенное воздействие на все компоненты экосистемы. При этом важно знание факторов, влияющих на геологические ландшафты и ее объекты -почвы, водоемы, атмосферу, флору и фауну. Изучение данных вопросов особенно актуально для новых отдаленных со слаборазвитой инфраструктурой Сибири, Якутии и Дальнего Востока районов, которые отличаются климатическими и природными особенностями, например, вечной мерзлотой, сейсмичностью и т. д. [8-11].
Для того чтобы правильно оценить последствия строительства и их экологический ущерб необходимо знать, какие этапы технологического строительства и как вли-
яют на природные среды. Поэтому целью работы был анализ факторов воздействия и экологических последствий для окружающей среды от основных этапов строительства магистрального трубопровода с учетом норм и правил, действующих в Российской Федерации.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно требованиям1 основными этапами и видами работ строительства магистрального трубопровода являются:
1. Базовая подготовка - сооружение временных причалов и железнодорожных тупиков с разгрузочными площадками (для труб, оборудования, материалов и др.); строительство складов и подготовка площадок для складирования и хранения труб, горюче-смазочных и других материалов и оборудования; обустройство полевых передвижных жилых городков; организация промежуточных трубосварочных, сварочно-изоляци-онных или трубоизоляционных баз.
2. Инженерная подготовка трассы - строительство летних и зимних подъездных дорог и проездов вдоль трассы трубопровода, в том числе мостов, труб, специальных переездов через преграды; расчистка трассы от леса, срезка косогоров, планировка полосы строительства, водоотвод, земляные работы на урезах переходов через крупные и малые водные преграды и др.
3. Подготовительный цикл для основных технологических операций - изоляция труб на специальных базах, сварка отдельных труб в секции на трубосварочных (сва-рочно-изоляционных) базах, изготовление (гнутье, сварка сегментов, изоляция) кривых вставок централизованным порядком.
4. Основные работы на стройплощадках в трассовых условиях - транспортировка
1 ВСН 004-88. Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация. ВНИИСТ. МНГС. М.: Изд-во стандартов, 1989.
136,
https://tb.istu.edu/jour/index
2023;8(2):135-143
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
секций труб и кривых вставок к месту монтажа, доставка на трассу утяжеляющих грузов (железобетонных пригружателей, кольцевых чугунных грузов для русловых участков переходов через малые реки, винтовых анкерных устройств или устройств типа «гарпун»); неповоротная сварка секций труб в плети или сплошную нитку; строительство (монтаж) переходов через преграды; рытье траншеи, изоляция (если она не выполнена на заводе или промежуточной трубоизоля-ционной базе), укладка и засыпка трубопровода, в том числе обвалование проложенного наземно или с частичным заглублением газопровода.
5. Заключительный цикл основных работ - врезка и монтаж линейной арматуры и укрытий; очистка полости (продувка с пропуском очистного поршня, промывка с пропуском эластичных поршней-разделителей и др.) и испытание (гидравлическое, пневматическое) трубопровода; заполнение трубопровода транспортируемым продуктом; ликвидация порубочных остатков и рекультивация территории строительства.
Все перечисленные виды работ строго ре-
гламентированы и по составу, и по месту, и по технологии их проведения с соблюдением требований техники безопасности2-15. Согласно этим и другим регламентам основные этапы работ на линейной части трубопровода, которые способны нанести экологический ущерб природным комплексам, рассмотрены ниже.
Разметка трассы и строительной полосы на местности представляет собой геодезические работы в строительстве. Они должны выполняться подрядчиком в объеме и с точностью, обеспечивающей соответствие геометрических параметров и размещение объектов строительства по проекту, согласно требованиям строительных норм и правил. Для этого на местности создают развитую сеть пунктов, закрепленных знаками, которые фиксируют положение объекта строительства. В дальнейшем, с использованием геодезических знаков, определяют положение трассы на местности и устанавливают соответствующую разметку, служащую ориентиром при дальнейших работах [12-14].
Геодезические разбивочные работы выполняются в процессе строительства геоде-
2 Магистральные трубопроводы: СП 36.13330.2012 (взамен СНиП 2.05.06-85*). М.: Изд-во стандартов, 2012. 78 с.
3 СНиП 3.01.01-85. Организация строительного производства / Госстрой СССР. ЦИТП Госстроя СССР. М.: Изд-во стандартов, 1985. 56 с.
4 ВСН 005-88. Строительство промысловых стальных трубопроводов. Технология и организация. ВНИИСТ. МНГС. М.: Изд-во стандартов, 1989. 43 с.
5 ВСН 014-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды. ВНИИСТ. МНГС. М.: Изд-во стандартов, 198984 с.
6 ВСН 013-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты. ВНИИСТ. МНГС. М.: Изд-во стандартов, 1989. 32 с.
7 СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве. М.: ФГУП ЦПП, 2006. 28с.
8 СП 103-34-96 Свод правил сооружения магистральных газопроводов. Подготовка строительной полосы. Введ. 1996-10-01. М.: Изд-во стандартов, 1996. 15 с.
9 СП 104-34-96 Свод правил сооружения магистральных газопроводов. Производство земляных работ. Введ. 1996-10-01. М.: Изд-во стандартов, 1996. - 55 с.;
10 ВСН 006-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка. Введ. 1988-07-01. М.: Изд-во стандартов, 1997. 118 с.
11 СП 106-34-96 Свод правил сооружения магистральных газопроводов. Укладка газопровода из труб, изолированных в заводских условиях. Введ. 1996-10-01. М.: Изд-во стандартов, 1996. 38 с.
12 ВСН 008-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция. Введ. 1989-01-01. М.: Изд-во стандартов, 1997. 55 с.
13 СП 111-34-96. Свод правил сооружения магистральных газопроводов. Очистка полости и испытание газопроводов. Введ. 1996-10-01. М.: Изд-во стандартов, 1996. 36 с.
14 ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемки работ. Часть I. ВНИИСТ. МНГС. М.: Изд-во стандартов, 198951 с.
15 СП 86.13330.2014. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП Ш-42-80*. Введен 01.06.2014. М.: Минстрой России, 2014. 223 с.
https://tb.istu.edu/jour/index
137
Руденко М.М., Руденко М.Г. Регламентирование экологической безопасности на этапах... Rudenko №.М., Rudenko M.G. Regulation of environmental safety at the stages construction ...
зическими службами подрядчика. Разбивку осуществляет звено специалистов (инженер-геодезист и его помощник), с помощью геодезических приборов - теодолита, нивелира, реек, стальной ленты и рулетками [15]. Геодезическая обработка местности, как правило, выполняемая двумя специалистами с соблюдением требований техники безопасности (в том числе и пожарной), не может нанести какой-либо серьезный экологический ущерб природному комплексу.
Вместе с тем необходимо учитывать доставку специалистов к месту производства работ. При самостоятельном передвижении, без использования транспорта, экологический ущерб минимален. При использовании транспорта (типа МТЛБ) в качестве средства доставки на лесные массивы воздействуют такие вредные факторы как шум от двигателя и гусениц при передвижении, а также выхлопные газы [16, 17]. Если транспортное средство стоит с выключенным двигателем, то шума и выхлопных газов не существует и, как следствие, отсутствуют вредные факторы, которые воздействуют на лесной массив.
Отметим, что повреждение почвенного покрова при движении гусеничного транспорта по полосе отвода не считается экологическим ущербом, т. к. в дальнейшем плодородный слой будет снят при проведении земляных работ. При этом следует считать недопустимым выезд транспорта за пределы полосы отвода [18].
Таким образом, на этапе разбивки трассы и полосы отвода основным фактором воздействия на лесные массивы является шум, производимый транспортными машинами и наличие выхлопных газов, сопровождающих работу двигателей внутреннего сгорания.
Предварительная подготовка полосы отвода к рекультивации плодородного слоя земли включает рубку просеки и выкорчевывание пней, снятие плодородного слоя почвы и перемещение его в отвал [19].
В лесных массивах вначале прорубается просека. Для этого деревья спиливают как
можно ближе к земле, что минимизирует размеры остающихся пней, которые выкорчевываются специальными корчевателями на базе гусеничных тракторов или бульдозерами со съёмным оборудованием. Срубленные и очищенные от веток стволы деревьев отбираются и сортируются по размерам и сортам с целью последующего их использования [19].
Снятие плодородного слоя почвы, как правило, осуществляется проходкой бульдозера. При этом срезается почвенно-растительный слой грунта, далее он сдвигается на обочину и собирается в бурты, с последующим использованием для рекультивации территории после завершения строительства. Выполнение данного этапа работ имеет ограничение: снятие и нанесение плодородного слоя следует производить, когда грунт не мерзлый [20]. Срезанные кусты перемещаются бульдозером на выделенные площадки, где складируются и используются для устройства переездов и зимников, проходящих вдоль трассы трубопровода.
На заболоченных участках, в зависимости от глубины, могут устраивать земляные насыпи либо гати, используя в качестве подсобного материала срубленный лес, а также налаживая понтонную переправу. В качестве временной меры может проводиться обходная дорога для возможности доставки грузов на дальние участки трассы [21].
Все отмеченные виды работ могут быть полностью или частично механизированы. Валка леса не является основным видом деятельности строительной организации. Поэтому использование специализированных машин для этого вида работ представляется нецелесообразным. Как следствие, деревья спиливают бензопилами, а сучья срезают либо бензопилами, либо топором.
На данном этапе все операции сопровождаются значительным шумом. Особенно это относится к работе с бензопилами. Как уже отмечалось ранее, шум, производимый механизмами, пугает лесных обитателей и вынуждает их мигрировать на новые места обитания [22].
Снятие почвенного слоя производится в
138
https://tb.istu.edu/jour/index
2023;8(2):135-143
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
соответствии с ГОСТом 17.5.3.06-85 «Охрана природы. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ»16. При снятии плодородного слоя почвы она складируется в отвал для последующей рекультивации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»17. Нарушение целостности плодородного слоя земли при его снятии и складировании в отвал запускает процессы эрозии, т. е. разрушения горных пород и почв поверхностными водными и воздушными потоками, включающими в себя отрыв и вынос обломков материала, что сопровождается их последующим отложением [23, 24, 25].
Подготовительные земляные работы представляют собой прокладку временной дороги, рытье и подготовку траншеи. Строительство временной дороги производится в рамках полосы отвода, очищенной от плодородного слоя почвы. Для этого используются бульдозеры и при необходимости экскаваторы. Копка траншей при прокладке подземных коммуникаций регулируется в России государственными документами в области охраны земельных ресурсов. Поэтому земляные работы при прокладке магистральных трубопроводов проводятся с привлечением:
- трубоукладчиков, обладающих повышенной грузоподъемностью и высокой устойчивостью;
- колесных и гусеничных бульдозеров или тракторов, позволяющих работать даже на болотистой местности;
- колесных или гусеничных экскаваторов большой или средней мощности для отгрузки и засыпки грунтов.
Грунт, вынутый из траншеи, складируется в непосредственной близости от неё. Начиная с этого момента, возможно проявление ветровой и водной эрозии основного грунта.
Выполнение работ механизированным способом сопровождается значительным шумом и выделением токсичных выхлопных газов и повышает риск отравления земли и воды при возможном разливе нефтепродуктов.
Подготовка траншеи к укладке труб проводится с целью исключения деформации труб при засыпке траншеи грунтом. Для этого её дно выравнивается, как правило, ручным способом. Следствие - на этапе подготовки траншеи экологический ущерб, наносимый природным комплексам, минимален.
Основные работы доставки труб и монтаж трубопровода с укладкой его в соответствии с проектом, испытания на прочность и герметичность регламентируются соответствующими документами.
Доставка труб на трассу выполняется плете-возами по существующим подъездным дорогам и вдоль трассового проезда [26, 27]. Разгрузку и раскладку труб производят трубоукладчиком или автокраном таким образом, чтобы обеспечить их дальнейшую сварку в длинномерные плети и изоляцию сварных стыков. Шум, производимый работающими машинами и механизмами, воздействует на животных и птиц, вынуждая их мигрировать в соседние районы]. В дополнение к акустическому воздействию, следует отметить и выхлопные газы от работающих двигателей.
При появлении поверхностных или грунтовых вод в траншее, необходимо выполнять открытый водоотлив. Водопонижение, организация поверхностного стока и водоотвод делаются в соответствии с разделом 2 СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». Следует отметить, что дождевая вода, смешиваясь с грунтом, образует некую суспензию, что предполагает проведение очистки в специальных прудах-отстойниках [26, 27]. Уменьшение притока воды возможно за счет выполнения основного этапа работ короткими отрезками, не более чем 500 метров.
16 Г0СТ17.5.3.06-85 «Охрана природы. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ». Введен 1.06.85. М.: Госстрой России, 1985. 18 с.
17 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» // СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garantru/#/document/10200300/paragraph/319340:1. (14.03.2023).
https://tb.istu.edu/jour/index
139 139
Руденко М.М., Руденко М.Г. Регламентирование экологической безопасности на этапах... Rudenko №.М., Rudenko M.G. Regulation of environmental safety at the stages construction ...
Сваренный участок трубопровода укладывают в подготовленную траншею и стыкуют с ранее уложенным участком. Далее проводят испытания на прочность и проверку на герметичность. Для этого участок трубопровода заполняется водой и выдерживается заданное избыточное давление. После завершения испытаний вода из магистрального нефтепровода должна быть удалена.
Вытеснение воды осуществляется в специально подготовленные котлованы с обвалованием по периметру. Котлованы выкладываются по дну и откосам высокопрочной гидроизолирующей полиэтиленовой пленкой, не допускающей загрязнения окружающей среды [28, 29]. Полотнища пленки предусмотрено сваривать между собой для исключения загрязнения окружающей среды. В технической литературе не найдены указания, как поступать с такими котлованами после того как вода отстоится и как собирать полиэтиленовую пленку, придавленную осажденными частицами.
Отметим, что на основном этапе работ, как и на этапе подготовительном, происходит эрозия плодородного грунта, уложенного в бурты, а также грунта, вынутого из траншеи.
Засыпка траншеи минеральным грунтом, планировка рельефа и рекультивация полосы отвода проводятся по определенным требованиям.
Перед проведением засыпки в обязательном порядке производят откачку воды или удаление снега из траншеи [16]. Засыпка выполняется ранее разработанным грунтом из временных отвалов с учетом требований по обсыпке трубопровода мягким минеральным грунтом (местным), не содержащим крупных включений. Засыпка уложенного трубопровода выполняется бульдозером, одноковшовым экскаватором.
Планировка рельефа проводится с целью распределения грунта, вытесненного трубопроводом. На этом этапе используются бульдозеры.
После окончания строительно-монтажных работ на землях, отводимых в краткосрочное пользование, производится рекультивация в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.3.0483 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»18.
Рекультивация предусматривает выполнение следующих видов работ:
- уборка строительного мусора, производственных отходов, удаление из пределов полосы отвода всех временных устройств и сооружений;
- общая планировка всей задействованной территории временного отвода, с засыпкой ям, рытвин, непредвиденно возникших в процессе производства работ;
- равномерное распределение плодородного слоя почвы, складированной в бурты по всей полосе отвода;
- посев семян многолетних трав (механизированным способом).
Планировка и распределение плодородного слоя почвы проводится бульдозером.
Как и на предыдущих этапах, работа мощной строительной техники сопровождается значительным шумом и выделением токсичных выхлопных газов [23, 24]. Акустическое воздействие на природные комплексы от работающих машин и механизмов сопровождает все этапы строительного производства, но является неизбежным следствием использования техники. Увеличение темпов прокладки трубопроводов может рассматриваться как некоторая мера, способствующая уменьшению негативного воздействия шума на все элементы биоразнообразия. Отметим, что уменьшение сроков строительства можно достичь двумя методами: либо увеличением количества и мощности работающих машин, либо уменьшением неизбежных потерь рабочего времени за счет оптимизации производственных процессов. Использование первого метода приводит не только к увеличению интенсивности акустического воздействия, но и к увеличению выделения токсичных выхлоп-
18 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель». Введен 1.05.83. М.: Госстрой России, 1983. 25 с.
140
https://tb.istu.edu/jour/index
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2023;8(2):135-143 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
ных газов. Более рациональным представляется второй метод, требующий от инженерно-технических работников более точного планирования всех этапов работ. Следует отметить, что водная эрозия проявляется как следствие атмосферных осадков, имеющих стохастический характер. Тогда сокращение сроков строительства уменьшает вероятность и появления осадков и водной эрозии.
ВЫВОДЫ
Выполнение строительства линейной части магистрального трубопровода в соответ-
ствии с нормативными документами уменьшает экологический ущерб, наносимый биосфере, но не гарантирует его отсутствие. К основным факторам негативного влияния на природные экосистемы следует отнести шум от строительной техники и выделение токсичных выхлопных газов. Уменьшение воздействия на биосферу при строительстве линейной части магистрального трубопровода возможно при уменьшении сроков его строительства за счет минимизации потерь рабочего времени.
Список I
1. Садов В.А., Павлов С.Г., Наполов О.Б., Овчаров С.В., Ковалев С.А. Обеспечение экологической безопасности при строительстве и эксплуатации газопроводных систем. М.: ООО «ГазпромВНИИГАЗ», 2011. 279 с.
2. Entrekin S., Evans-White M., Johnson B., Hagenbuch Е. Rapid expansion of natural gas development poses a threat to surface waters // Front Ecol Environ. 2011. 9(9). Р. 503-511.
3. Строкова Л.А., Ермолаева А.В. Природные особенности строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» на участке Чаяндинское нефтегазокон-денсатное месторождение-Ленск // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2015. № 4. С. 41-55. EDN: UCHDNJ.
4. Андреев А.А. Анализ перспективы строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» в условиях сейсмичности и вечномерзлых грунтов // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 134-139.
5. Бахтизин Р.Н., Мустафин Ф.М., Быков Л.И., Ха-санов Р.Р., Кунафин Р.Н. Сооружение и эксплуатация трубопроводов. Инновации и приоритеты // Научные труды НИПИ Нефтегаз ГНКАР. 2016. № 3. C. 52-58.
6. Ямников С.А., Шевченко А.В. К вопросу о возможных функциях распределения экологического ущерба применительно к авариям на линейной части магистральных газопроводов // Вести газовой науки. 2018. С. 252-257. EDN: JCMDXT.
7. Межова Л.А., Луговской А.М., Гладкий Ю.Н., Глазьева А.Б., Сушкова О.Ю., Вампилова Л.Б., Соколова А.А., Луговская Л.А. Геоэкологический анализ влияния трубопроводного транспорта на окружающую среду транзитных регионов // Юг России: экология, развитие. 2019. № 4. C. 98-110. DOI: 10.18470/19921098-2019-4-98-110. EDN: JCMDXT.
8. Васильчук А.К., Васильчук Ю.К. Особенности инженерных изысканий для строительства трубопроводов в пределах бугристых ландшафтов зоны спорадического распространения многолетнемерзлых пород // Инженерные изыскания. 2014. № 9-10. С.4-9. EDN: TEGETR.
9. Андреев А.А. Природные условия строительства участка магистрального газопровода «Сила Сибири» // Вестник магистратуры. 2016. № 3-1. С. 22-29. EDN: VTNRLD.
10. Долганов В.А., Адамия Д.Д., Томарева И.А. Инновационные технологии строительства нефте-и газопроводов в вечномерзлых грунтах // Инженерный вестник Дона. 2021. № 4. 433-443. EDN: XLAPMW.
11. Егорова Т.Р., Кычкина В.Г., Колесов А.Е. Прогнозирование термического воздействия подземного нефтепровода на многолетнемерзлые породы на основе математических моделей // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2022. № 10-1. С. 205-213.
12. Харитонов В.А. Строительство магистрального трубопровода нефти и газа.Москва: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2016. 486 с. EDN: QNVNBZ.
13. Сафина Г.Р., Федорова В.А. Государственное управление в области охраны земельных ресурсов России на современном этапе. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. 114 с. EDN: MBGQBF.
14. Володченкова О.Ю. Обеспечение проектного положения подземных магистральных нефтепроводов в зонах вечной мерзлоты. М.: Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. 2007. 21 с. EDN: NIOJCN.
15. Ерошенко Я.Б., Самхарадзе К.К. Мониторинг загрязнения воздушного бассейна строительной техникой // Инновации в науке. 2017. № 8 (69). С. 7-11.
16. Керро Н.И. Экологическая безопасность в строительстве: риски и предпроектные исследования. Вологда: Инфра-Инженерия,2017. 246 с.
17. Цховребов Э.С., Четвертаков Г.В., Шканов С.И. Экологическая безопасность в строительной индустрии. М.: Альфа-М, 2014. 304 с.
18. Шейнин, Л.Б. Капитальное строительство и охрана окружающей среды.М.:Стройиздат, 1989. 185 с.
19. Истомин Б.С. Экология в строительстве. М.: МГСУ, 2010. 154 с.
https://tb.istu.edu/jour/index
141
Руденко М.М., Руденко М.Г. Регламентирование экологической безопасности на этапах... Rudenko №.М., Rudenko M.G. Regulation of environmental safety at the stages construction ...
20. Александров Б.М., Андреева Т.Н. Проектирование мелиоративных и природоохранных работ. Екатеринбург: УГГУ, 2014. 89 с.
21. Бабак Т.В. Влияние проектируемых работ при строительстве газопровода на животный мир // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства. 2012. № 1. С. 36-37.
22. Бородавкин П.П. Охрана окружающей среды при строительстве и эксплуатации магистральных газопроводов. М.: Недра, 1981. 160 с.
23. Заславский М.Н. Эрозиоведение. Основы про-тивоэрозионного земледелия. М. Высшая школа, 1987. 376 с.
24. Лабанов Г.А. Эрозия и дефляция почв. М.:Изд-во Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 1993. 200 с.
25. Скрябина О.А. Водная эрозия почв и борьба с ней. Пермь: Пермский сельскохозяйственный институт им. Д.Н. Прянишникова, 1990. 246 с.
26. Липский В.К. Система защиты водных объек-
тов от загрязнения при авариях на магистральных нефтепроводах // Вестник Полоцкого государственного университета. 2002. № 2. С. 3-16.
27. Солнцева Н.П., СадовА.П.,ТонконоговВ.Д. Загрязнение торфяно-болотных почв средней тайги Западной Сибири под влиянием стоков от амбаров // Проблемы природопользования в районах со сложной экологической ситуацией: материалы межвузовской научной конфкренции (Тюмень, 24-27 марта 2003 г.). Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета. 2003. С. 156-157.
28. Середина В.П., Алексеева Т.П., Сысоева Л.Н., Трунова Н.М, Бурмистрова Т.И. Исследование процессов формирования органического вещества в нарушенных при угледобыче почвах // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 1. С. 18-31.
29. Дятлов В.А. Оборудование, эксплуатация и ремонт магистральных газопроводов. М.: Недра, 1990. 222 с.
References
1. Sadov V.A., Pavlov S.G., Napolov O.B., Ovcharov S.V., KovalevS.A.. Ensuring environmental safety in the construction and operation of gas pipeline systems. Moscow: OOO "Gazprom VNIIGAZ", 2011. 279 p. (In Russ.).
2. Entrekin S., Evans-White M., Johnson B., Hagenbuch E. Rapid expansion of natural gas development poses a threat to surface waters. Front Ecol Environ. 2011;9(9): 503-511.
3. Strokova L.A., Ermolaeva A.V. Natural features of the construction of the main gas pipeline «Power of Siberia» in the section Chayandinskoye oil and gas condensate field - Lensk.Izvestiya Tomskogo politekhnich-eskogo universiteta. Inzhiniring georesursov = Bulletin of the Tomsk polytechnic university. Geo assets engineering. 2015;4:41-55. (In Russ.). EDN: UCHDNJ.
4. Andreev A.A. Analysis of the prospects for the construction of the main gas pipeline "Power of Siberia" in the conditions of seismicity and permafrost soils. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2015;10:134-139. (In Russ.).
5. Bakhtizin R.N., Mustafin F.M., Bykov L.I., Khasa-nov R.R., Kunafin R.N. Construction and operation of pipelines. Innovation and priorities. Nauchnye trudyNIPI Neftegaz GNKAR = Scientific works of NIPI Neftegaz SOCAR. 2016;3:52-58. (In Russ.).
6. Yamnikov S.A., Shevchenko A.V. On the issue of possible distribution functions of environmental damage in relation to accidents on the linear part of gas pipelines. Vesti gazovoi nauki = Vesti gazovoy nauki. 2018:252-257. (In Russ.). EDN: XUERED.
7. Mezhova L.A., Lugovskoi A.M., Gladkii Yu.N., Glaz'eva A.B., Sushkova O.Yu., Vampilova L.B., Sokolova A.A., Lugovskaya L.A. Geoecological analysis of the impact of pipeline transport on the environment of transit regions. YugRossii: ekologiya, razvitie = South of Russia: ecology, development. 2019;4:98-110. (In Russ.). DOI: 10.18470/1992-1098-2019-4-98-110. EDN: JCMDXT.
8. Vasil'chuk A.K., Vasil'chuk Yu.K. Features of engineering surveys for the construction of pipelines with-
in the hilly landscapes of the zone of sporadic distribution of permafrost . Inzhenernye izyskaniya = Architecture and Engineering. 2014;9-10:4-9. (In Russ.). EDN: TEGETR.
9. Andreev A.A. Natural conditions for the construc-tio of a section of the main gas pipeline "Power of Siberia". Vestnik magistratury = Bulletin of the Magistracy. 2016;3-1:22-29. (In Russ.). EDN: VTNRLD.
10. Dolganov V.A., Adamiya D.D., Tomareva I.AIn-novative technologies for the construction of oil and gas pipelines in permafrost soils. Inzhenernyi vestnik Dona = Engineering Journal of Don. 2021;4: 433-443. (n Russ.). EDN: XLAPMW.
11. Egorova T.R., Kychkina V.G., Kolesov A.E. Forecasting the Thermal Impact of an Underground Oil Pipeline on Permafrost Based on Mathematical Models. Gornyi infor-matsionno-analiticheskii byulleten' = Mining informational and analytical bulletin. 2022; 10-1:205-213. (In Russ.).
12. Kharitonov V.A.. Construction of the main oil and gas pipeline. Moscow: Assotsiatsii stroitel'nykh vuzov. 2016. 486 p. (In Russ.). EDN: QNVNBZ.
13. Safina G.R., Fedorova V.A. State administration in the field of protection of land resources in Russia at the present stage. Kazan': Kazan (Volga region) Federal University. 2020. 114 p. (In Russ.). EDN: MBGQBF.
14. Volodchenkova O.Yu. Ensuring the design position of underground trunk oil pipelines in permafrost zones. Moscow: The Gubkin Russian State University of Oil and Gas Russian. 2007. 21 p. (In Russ.). EDN: NIOJCN.
15. Eroshenko Ya.B., Samkharadze K.K. Monitoring of air pollution by construction equipment. Inno-vatsii v nauke = Innovation science. 2017;8(69):7-11. (In Russ.).
16. Kerro N.I. Environmental safety in construction: risks and pre-project studies. Vologda: Infra-Inzheneri-ya. 2017. 246 p. (In Russ.).
17. Tskhovrebov E.S., Chetvertakov G.V., Shkanov
142,
https://tb.istu.edu/jour/index
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2023;8(2):135-143 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
S.I. Environmental safety in the construction industry. Moscow: Al'fa-M. 2014. 304 р. (In Russ.).
18. Sheinin, L.B. Capital construction and environmental protection. Moscow: Stroiizdat. 1989. 185 р. (In Russ.).
19. Istomin B.S. Ecology in construction. Moscow: MGSU. 2010. 154 р. (In Russ.).
20. Aleksandrov B.M., Andreeva T.N. Designing reclamation and environmental protection works. Ekaterinburg: UGGU. 2014. 89 р. (In Russ.).
21. Babak T.V. The impact of the planned works during the construction of the gas pipeline on the animal world. Sovremennye problemy prirodopol'zovani-ya, okhotovedeniya i zverovodstva = Modern problems of nature management, huntingand fur farming. 2012;1:36-37. (In Russ.).
22. Borodavkin P.P. Environmental protection during the construction and operation of main gas pipelines. Moscow: Nedra. 1981. 160 р. (In Russ.).
23. Zaslavskii M.N. Eroziovedenie. Environmental protection during the construction and operation of main gas pipelines. Moscow: Vysshaya shkola. 1987. 376 р. (In Russ.).
24. Labanov G.A. Erosion and deflation of soils. Moscow: M.V. Lomonosov Moscow State University. 1993. 200 р. (In Russ.).
Информация об авторах
Руденко Марина Михайловна,
соучредитель,
ООО «Объединенная строительная компания», 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 15, корп.2, литера Б, Россия.
Руденко Михаил Григорьевич,
д.т.н., профессор, Институт энергетики,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет.
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83.
Россия.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила в редакцию 15.05.2023. Одобрена после рецензирования 04.06.2023. Принята к публикации 20.06.2023.
25. Skryabina O.A. Water erosion of soils and its control. Perm': Perm State Agricultural Academy d. N. Pryanishnikova. 1990. 246 p. (In Russ.).
26. Lipskii V.K. System for protecting water bodies from pollution in case of accidents on main oil pipelines. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universite-ta = Bulletin Saint Euphrosyne Polotsk State University. 2002;2:3-16. (In Russ.).
27. Solntseva N.P., Sadov A.P., Tonkonogov V.D. Pollution of peat-bog soils in the middle taiga of Western Siberia under the influence of runoff from barns. Problemy prirodopol'zovaniya v raionakh so slozhnoi ekolog-icheskoi situatsiei: materialy mezhvuzovskoi nauchnoi konfkrentsii (Tyumen', 24-27 marta 2003 g.) = Problems of nature management in areas with a difficult ecological situation: materials of the interuniversity scientific conference,March 24-27, 2003. Tyumen': Tyumen State University (UTMN). 2003:156-157. (In Russ.).
28. Seredina V.P., Alekseeva T.P., Sysoeva L.N., Trunova N.M, Burmistrova T.I. nvestigation of the processes of formation of organic matter in soils disturbed during coal mining. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State university journal. 2012;1:18-31. (In Russ.).
29. Dyatlov V.A. Equipment, operation and repair of main gas pipelines. Moscow: Nedra, 1990. 222 p. (In Russ.).
Information about the authors
Marina M. Rudenko,
co-founder,
LLC United Construction Company, 15 Chapaev St., 197046 St. Petersburg, bldg. 2, letter B, Russia.
Mikhail G. Rudenko,
Doctor of Sci. (Eng.), Professor, Institute of Energy,
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St, Irkutsk 664074,
Russia.
Contribution of the author's
The authors contributed equally to this article.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests.
All authors have read and approved the final manuscript.
The article was submitted 15.05.2023. Approved after reviewing 04.06.2023. Accepted for publication 20.06.2023.
https://tb.istu.edu/jour/index
143