РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
С.С. Васильев, студент
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-144-147
Аннотация. В настоящей статье авторами рассматривается вопрос нормативного закрепления полномочий органов прокуратуры в сфере правотворчества. Анализируются законодательные акты, регулирующие правотворческую деятельность органов прокуратуры. В том числе, в рамках данного вопроса рассматриваются отдельные нормы законодательства, конкретизирующие анализируемую компетенцию. На основании исследования, делается вывод, что помимо федерального законодательства, отражение правотворческих функций прокуратуры наблюдается и в нормативных актах органов местного самоуправления. Выделяется пробельная сторона нормативных правовых актов федерального уровня о правотворческой деятельности органов прокуратуры: отсутствие нормативного закрепления базовых требований к прокурорам, наделенным данными полномочиями, и предлагается формат закрепления данной нормы в отдельной статье федерального законодательства.
Ключевые слова: законодательство, органы прокуратуры, правовая основа, правотворчество, правотворческая деятельность.
Как справедливо замечает В.Д. Чечуга: «Принятие Конституции положило начало интенсивному развитию законотворческой деятельности в российском государстве» [1, с. 326]. В соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации [2], компетенция органов прокуратуры регулируется рамками законодательства, изданного на федеральном уровне.
Правовое регулирование правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации является актуальным вопросом, который обсуждается как в доктрине, так и на практике. Отметим, что важнейшим законом на федеральном законодательном уровне является ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» [2].
ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет, что участие прокурора в правотворческой деятельности закреплено статьей 1 этого закона. Таким образом, в частности, данная норма является основополагающей и определяет данное полномочие. Статья 9 данного ФЗ детализирует право прокурора вносить предложения по изменению законодательства в органы, обладающие правом законодательной инициативы [3].
Таким образом, в целом, законодательное закрепление правотворческой функции прокурора является важным инструментом обеспечения законности и защиты прав граждан.
Далее отметим общие функции органов прокуратуры в правотворчестве:
Важные аспекты участия прокурора в правотворческой деятельности:
1. Широкий спектр источников: понимание необходимости совершенствования законодательства может возникнуть при осуществлении прокурором любой из его функций.
2. Разнообразие форм участия: прокурор может участвовать в правотворческой деятельности на всех этапах: от подготовки законопроектов до оспаривания незаконных актов.
3. Активная роль: прокурор не только выявляет проблемы в законодательстве, но и активно участвует в их решении.
4. Прокурор тесно взаимодействует с представительными и исполнительными органами власти для совершенствования законодательства.
Участие прокурора в правотворческой деятельности - это, безусловно, комплекс-
ный и многогранный процесс, который: не только направлен на совершенствование законодательства (прокурор активно работает над устранением пробелов и противоречий в правовых актах), но и обеспечивает соответствие законов интересам общества в форме участия прокурора в разработке и экспертизе законов гарантирует, что они будут соответствовать интересам граждан и государства, повышает эффективность правоприменения (в конкретном случае мы говорим о том, что четкое и однозначное законодательство облегчает работу правоохранительных органов и судов) и, таким образом, способствует укреплению законности.
Исходя из выделенных в ФЗ «О прокуратуре РФ» и, в последствие проанализированных и рассмотренных нами, следует конкретизировать каждый.
Как отмечают авторы с ссылкой на законодательство, участие в подготовке проектов НПА прокуратура осуществляет по поручению
- Президента РФ,
- Правительства РФ,
- органов исполнительной власти на местах [5, с. 93].
При систематизировании информации, представленной в законодательстве, учебной и научной литературе, можно сказать, что ФЗ «О прокуратуре РФ» (а именно, статья 7) предоставляет прокурорам право присутствовать на заседаниях различных органов власти на нескольких уровнях:
1) федеральный уровень: Генпрокурор РФ и его заместители имеют право присутствовать на заседаниях Федерального Собрания РФ, Правительства РФ.
2) региональный и местный уровень: прокуроры субъектов РФ, городов и районов вправе присутствовать на заседаниях органов власти соответствующего и нижестоящего уровней.
Таким образом, законодательство предоставляет прокурорам широкие возможности для непосредственного участия в работе органов власти, что позволяет им оперативно реагировать на нарушения закона и эффективно защищать общественные интересы.
Что касается выявления в нормативных актах коррупциогенных факторов: прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных актов различных органов власти. Как отмечает А.В. Спирин: «на практике прокуроры обращают внимание на коррупциогенные факторы не только в требованиях, но и в протестах на нормативные правовые акты» [5]. Цель экспертизы - выявить «коррупциогенные факторы». При выявлении таких факторов прокурор требует от издателя акта его изменения или обращается в суд. Что касается отдельных положений, то, в частности: порядок проведения экспертизы: определён Генеральной Прокуратурой РФ, методика утверждается Правительством РФ.
Объекты экспертизы, безусловно, сами нормативные акты:
- федеральных органов исполнительной власти;
- органов государственной власти субъектов РФ;
- иных государственных органов и организаций;
- органов местного самоуправления;
- их должностных лиц.
Таким образом, отмечаем, что ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» наделяет прокуроров полномочиями по выявлению и устранению коррупциогенных факторов в нормативных актах органов власти.
В том числе, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: прокурор может отозвать требование об изменении нормативного акта до его рассмотрения.
Устанавливаются сроки рассмотрения, а именно: органы власти обязаны рассмотреть требование прокурора в течение 10 дней. Законодательные органы рассматривают требование на ближайшем заседании. Также закрепляется обязательное информирование, то есть, прокурор должен быть незамедлительно проинформирован о результатах рассмотрения его требования, и возможность обжалования, которая заключается в том, что требование прокурора может быть обжаловано в установленном порядке.
На основании рассмотренного, сделаем вывод, что федеральным законодатель-
ством установлены четкие процедуры рассмотрения требований прокурора об изменении нормативных актов, обеспечивая эффективность прокурорского надзора в сфере законотворчества. Правотворческая функция прокуроров также нередко находит отражение в нормативных актах органов местного самоуправления [6, с. 176] (например, ст. 59 Устава Казани [7]).
Однако, следует отметить, что в законодательстве о прокуратуре существует и пробельный аспект - аспект отсутствия четкой регламентации критериев, предъявляемых к таким органам, в компетенцию которых включены функции относительно правотворческой деятельности.
Данная проблема может быть решена включением в текст Федерального закона статей (отдельных частей, пунктов), которые регламентировали бы, что к исполнению обязанностей прокуроров, участвующих в правотворческой деятельности, могут приступать:
1) граждане РФ;
2) имеющие высшее юридическое (подчеркнем важность получения такого уровня образования, поскольку это важнейшее требование напрямую влияет на результативность осуществления полномочий).
Также предложим дополнить другими, не менее важными критериями, например, обязательное прохождение оценки уровня, знаний прокуроров, осуществляющих правотворческую деятельность и наделенными полномочиями в данной сфере.
Таким образом, в заключении скажем, что участие прокурора в правотворческой деятельности, безусловно, комплексный и многогранный процесс, который: не только направлен на совершенствование законодательства, но и на обеспечение соответствия законов интересам общества в форме участия прокурора в разработке и экспертизе законов, гарантии, что они будут соответствовать интересам граждан и государства, повышению эффективность правоприменения что, несомненно, таким образом, способствует укреплению закон-
ности.
Библиографический список
1. Чечуга В.Д. Правовое регулирование деятельности прокуратуры Российской Федерации в сфере правотворчества // Крымские юридические чтения. Прокуратура России: в преддверии 300-летия. 2021. - С. 326-329.
2. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993]: [с учётом поправ. внес. законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Российская газета. 1993. № 237.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29.05.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
4. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / Н.П. Кириллова. 4-е изд., пе-рераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 349 с.
5. Спирин А.В. Об отдельных аспектах участия прокуратуры в правотворческой деятельности // Юридическая техника. - 2022. - № 16. - С. 579-583.
6. Смирнов А.Ф. Неопределенность формулировок в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» //Актуальные проблемы российского права. - 2020. -№ 12 (121). - С. 174-180.
7. Устав муниципального образования города Казани. Утв. решением представительного муниципального образования гор. Казани от 17.12.2005 № 3- 5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kzn.ru/o-kazani/ustav-kazani/.
REGULATION OF LAW-MAKING ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE
IN THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM
S.S. Vasiliev, Student
Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)
Abstract. In this article, the authors consider the issue of normative consolidation of the powers of the prosecutor's office in the field of law-making. Legislative acts regulating the lawmaking activities of the prosecutor's office are analyzed. In particular, within the framework of this issue, certain legislative norms are considered, specifying the analyzed competence. Based on the study, it is concluded that in addition to federal legislation, the reflection of the lawmaking functions of the prosecutor's office is also observed in the normative acts of local governments. The gap side of the normative legal acts of the federal level on the law-making activities of the prosecutor's office is highlighted: the lack of normative consolidation of the basic requirements for prosecutors with these powers, and the format for consolidating this norm in a separate article of federal legislation is proposed.
Keywords: legislation, prosecutor's office, legal basis, lawmaking, lawmaking activity.