Научная статья на тему 'Регламентация оснований и порядка оспаривания ненормативных правовых актов государственного органа или органа местного самоуправления по гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации'

Регламентация оснований и порядка оспаривания ненормативных правовых актов государственного органа или органа местного самоуправления по гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
933
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КАТЕГОРИЯ ЗАЯВИТЕЛЕЙ / ОСПАРИВАЮЩИХ НЕНОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ПРЕДМЕТ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ / ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ / APPLICANT'S CATEGORY CONTESTING NON-NORMATIVE ACTS / NON-NORMATIVE LEGAL ACT OF A STATE BODY OR A BODY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / SUBJECT ON AFFAIRS ABOUT A CONTEST OF NON-NORMATIVE ACTS / BASES AND ORDER TO RECOGNIZE NON-NORMATIVE ACTS AS INVALID

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокин Антон Юрьевич

В статье рассмотрены основания и порядок оспаривания ненормативных правовых актов государственного органа или органа местного самоуправления по Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE BASES AND ORDER OF CONTEST OF NON-NORMATIVE LEGAL ACTS OF A STATE BODY OR OF A BODY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT UNDER THE CIVIL PROCESS CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION1«Trend», LLC

Bases and order of contest of non-normative legal acts of a state body or of a body of local self-government under the civil process code of the Russian Federation are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Регламентация оснований и порядка оспаривания ненормативных правовых актов государственного органа или органа местного самоуправления по гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации»

3.9. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОСНОВАНИЙ И ПОРЯДКА ОСПАРИВАНИЯ НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сорокин Антон Юрьевич. Должность: юрисконсульт. Место работы: ООО «Тренд»

Аннотация: В статье рассмотрены основания и порядок оспаривания ненормативных правовых актов государственного органа или органа местного самоуправления по Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации.

Ключевые слова: ненормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления; категория заявителей, оспаривающих ненормативные акты; предмет производства по делам об оспаривании ненормативных актов; основания и порядок признания ненормативных актов недействительными

REGULATION OF THE BASES AND ORDER OF CONTEST OF NON-NORMATIVE LEGAL ACTS OF A STATE BODY OR OF A BODY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT UNDER THE CIVIL PROCESS CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sorokin Anton Yurievich. Position: legal adviser. Place of employment: «Trend», LLC.

Annotation: Bases and order of contest of non-normative legal acts of a state body or of a body of local selfgovernment under the civil process code of the Russian Federation are considered in this article.

Keywords: non-normative legal act of a state body or a body of local self-government; applicant’s category contesting non-normative acts; subject on affairs about a contest of non-normative acts; bases and order to recognize non-normative acts as invalid.

Видится необходимость подчеркнуть, что целесообразно исходить из того правила, согласно которому судопроизводство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственного органа или органа местного самоуправления в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в принципиальных положениях должны совпадать, за исключением различий ввиду специфики той или иной судебной системы, субъектного состава участников дел, характера рассматриваемых дел и т.д.

Категории дел, отнесенных к делам, возникающим из публичных правоотношений, и рассматриваемых судами общей юрисдикции, определены в ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации1 (далее - ГПК РФ), согласно которой к ним относятся дела: об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местно-

1 См.: «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.B00B № 1З8-ФЗ (ред. от B3.1B.B010) // «Российская газета», B7.1B.B010

го самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда. В ст. 245 и в других статьях подраздела III раздела II ГПК РФ отсутствует прямое упоминание и порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственного органа или органа местного самоуправления, хотя некоторые из них прямо упомянуты в ст. 27 ГПК РФ (речь идет о таких гражданских делах, подведомственных Верховному Суду РФ, как дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ).

Подведомственность и подсудность дел, возникающих из публичных правоотношений, установлена в нормах главы 3 ГПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают упомянутые в ст. 245 ГПК РФ дела, за исключением дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражных судов. Таким законом является Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации2 (далее - АПК РФ), согласно разделу III которого арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные к их подведомственности дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в указанной сфере, жалобы на решения по делам о привлечении указанных лиц к административной ответственности, принятые административными органами, дела о взыскании с упомянутых лиц обязательных платежей и санкций.

Все дела, подведомственные судам, кроме дел, отнесенных к подсудности мировых судей (ст. 23 ГПК РФ), военных и иных специализированных судов (ст. 25 ГПК РФ), верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа и Верховного Суда РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Так, заявление о признании противоречащими федеральному закону пункта 2.3 приложения 1 и пункта 7.1 приложения 3 совместного распоряжения Комитета по жилищной политике и Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 16 октября 1998 г. № 44/119 «Об утверждении временного положения о порядке оформления документов при предоставлении жилой площади в общежитиях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении государственного учреждения «Дирекция по содержанию общежитий» и пункта 2.2 распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 27 июля 2002 г. № 1253-ра «О расселении общежития по адресу: ул. Полярников, д. 6» в части, предписывающей переселить А., Б.Г.П., С.,

Н., Б.Л.Б., З., М. в связи с угрозой обвала конструктивных элементов в другие общежития Санкт-Петербурга, находящиеся в ведении государственного учреждения

2 См.: «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от B4.07.B00B № 95-ФЗ (ред. Be.Ge.B010) // Изменения, внесенные Федеральным законом от Be.0e.B010 № 194-ФЗ, вступтлт в стлу с 01.01 .B011

«Дирекция по содержанию общежитий» возвращено правомерно, поскольку данное дело неподсудно суду города федерального значения в качестве суда первой инстанции, а заявителям А., Б.Г.П., С., Н., Б.Л.Б., З., М. разъяснено, что в соответствии с правилами подсудности, установленными ст. 24, ч. 2 ст. 254 ГПК РФ, данное дело подлежит рассмотрению в районном суде по выбору заявителя либо по месту жительства заявителя, либо по месту нахождения государственного органа или должностного лица, чье распоряжение они обжалуют3.

Лица, обращающиеся в суд по делам, возникающим из публичных правоотношений, именуются заявителями. Их права и обязанности определены в ст. 35 ГПК РФ и являются такими же, как и у других участников дела. Участником дела согласно ст. 45 ГПК РФ может быть прокурор, если он обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом заявление в интересах гражданина может быть подано, только если он не может сам обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам. В отличие от ст. 45 гПк РФ, в ст. 52 АПК РФ предусмотрены конкретные дела, по которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, - об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления - причем без указанных оговорок в отношении граждан-предпринимателей.

Согласно ст. 249 гПк РФ обязанность доказывания обстоятельств, являющихся основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на указанные органы и лиц, принявшие оспариваемые акты и решения или совершившие указанные действия (бездействие). Представляется, что данное правило полностью должно распространяться на дела об оспаривании ненормативных правовых актов.

Предметом производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, регулируемого главой 25 ГПК РФ, является оспаривание решений, действий (бездействия) названных органов и лиц, осуществляющих контролирующие, регистрационные, разрешительные и иные функции от имени государства (муниципальных образований) по общему счету во всех областях деятельности физических лиц и организаций. Думается, что к данной категории дел следует отнести и дела об оспаривании ненормативных правовых актов.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе обратиться с заявлением по рассматриваемой категории дел непосредственно в суд или к вышестоящему в порядке подчиненности органу или лицу. Предметная подсудность данных дел определяется по общим правилам, установленным в ст.ст. 24-27 ГПК РФ. В исключение из общего правила о рассмотрении гражданских дел по месту жительства гражданина или

3 См.: Определение Верховного Суда РФ от 19 мая 2003 г. № 78-Г03-30 (извлечение) // КонсультантПлюс

по месту нахождения организации-ответчика, гражданин вправе подать заявление по своему месту жительства или по месту нахождения органа или лица, принявших оспариваемое решение, совершивших действие (бездействие). Организациям, к сожалению, такого права законом не предоставлено.

В ст. 255 ГПК РФ уточнен характер решений, действий (бездействия), подлежащих оспариванию в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ. Это могут быть коллегиальные и единоличные решения, действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как видно, в данной статье ничего не говорится об аналогичных или иных нарушениях прав организаций, которые упоминаются в числе заявителей по делам данной категории наравне с гражданами. Полагается, что организации наряду с гражданами также вправе подать заявление, если считают, что нарушены их права, в том числе с последствиями, установленными для граждан.

Регулирование вопросов об оспаривании ненормативных правовых актов государственного органа или органа местного самоуправления в АПК РФ отличается большей четкостью и последовательностью, в ст. 29 которого прямо указано, что возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе подать заявление в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск этого срока не является основанием для отказа в принятии заявления, но может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В отличие от ГПК РФ, в ч. 4 ст. 198 АПК РФ указано, что пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен. По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в таких случаях следует руководствоваться общими правилами восстановления пропущенных процессуальных сроков, установленными ст. 112 ГПК РФ.

В ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд установлен только для граждан, но ничего не сказано о сроке обращения в суд организаций. Представляется, что такой срок вправе применять и организации.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа, лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Статья 201 АПК РФ прежде всего в таких случаях предусматривает необходимость указать в решении на несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту.

Предлагается также обратить внимание на следующее обстоятельство, связанное с положением организаций при оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) названных органов и лиц. Обратившись к ст. 245 ГПК РФ, можно обнаружить, что, во-первых, по делам об оспаривании нормативных правовых актов организации упоминаются в числе заявителей наряду с гражданами. По делам об оспаривании решений и действий органов и лиц и по иным делам вообще не указано, кто является заявите-

лем. Во-вторых, в ст. 251 ГПК РФ в числе заявителей также названы организации и граждане. В других статьях общих положений подраздела III ГПК РФ (главы 23 и 24) вместо граждан и организаций указывается на заявителей, заинтересованных лиц или лиц, обратившихся в суд с заявлением. Следовательно, можно сделать вывод о том, что подать заявление могут и гражданин, и организация.

Иное положение наблюдается в главе 25 ГПК РФ. Так, в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ возможными заявителями прямо названы граждане и организации. Но в ст.ст. 255-2584 ГПК РФ упоминается только гражданин. Таким образом, указанные статьи формально не могут применяться к организациям. Тем не менее, это было бы неправильно по существу, потому что в данном случае граждане и организации не могут иметь различные права5.

На основании изложенного предлагается внести следующие изменения и дополнения в ГПК РФ:

1. Включить в статью 22 ГПК РФ часть пятую следующего содержания:

«5. Заявление, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя, или коммерческая организация в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.».

2. Изложить первое предложение части первой статьи 45 ГПК РФ в следующей редакции: «Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решения, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, организаций, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.».

3. Изложить абзац шестой статьи 132 ГПК РФ в следующей редакции: «текст опубликованного нормативного либо ненормативного правового акта в случае их оспаривания (если в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом ненормативный правовой акт не подлежит опубликованию, то к исковому заявлению прилагается текст неопубликованного ненормативного правового акта);».

4 Статьи 255 и 258 ГПК РФ по своему конституционноправовому смыслу предоставляют объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2004 г. № 213-О «По жалобе общественного благотворительного учреждения «Институт общественных проблем «Единая Европа» на нарушение конституционных прав и свобод статьями 255 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 2 и 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // «Вестник Конституционного Суда РФ». № 6. 2004

5 Речь идет о нарушении прав и интересов организаций в сфере деятельности, не связанной с предпринимательской

4. Включить в статью 211 ГПК РФ абзац шестой следующего содержания: «признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления (если иные сроки не установлены в решении суда).».

5. Изложить абзац третий статьи 245 ГПК РФ в следующей редакции: «по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;».

6. Изложить абзац второй части первой статьи 247 ГПК РФ в следующей редакции: «В заявлении должно быть указано, какие нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, какие ненормативные правовые акты - недействительными, какие решения, действия (бездействие) - незаконными, чьи и какие права и свободы нарушены этими актами, решениями, действиями (бездействием).».

7. Изложить часть первую статьи 249 ГПК РФ в следующей редакции:

«1. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).».

8. Изложить наименование главы 25 ГПК РФ в следующей редакции: «ГЛАВА 25. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

9. Изложить наименование статьи 254 ГПК РФ в следующей редакции: «Статья 254. Подача заявления о признании ненормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными».

10. Изложить первое предложение части первой статьи 254 ГПК РФ в следующей редакции: «Гражданин, организация вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и свободы, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.».

11. Изложить второе предложение абзаца первого части второй статьи 254 ГПК РФ в следующей редак-

ции: «Заявление может быть подано гражданином (организацией) в суд по месту его жительства (месту нахождения организации) или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) которых оспариваются.».

12. Изложить части третью и четвертую статьи 254 ГПК РФ в следующей редакции:

«3. Заявление военнослужащего, оспаривающего ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения до вступления в законную силу решения суда.».

13. Включить в текст ГПК РФ статью 254.1. следующего содержания:

«Статья 254.1. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными

1. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2, 8, последним абзацем части 2, частями 3 и 4 статьи 131 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий (бездействия);

3) чьи и какие права и свободы, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 132 настоящего Кодекса.

3. По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения до вынесения решения суда и вступления его в законную силу.».

14. Изложить статью 255 ГПК РФ в следующей редакции:

«Статья 255. Ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

К ненормативным правовым актам, решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся принятые коллегиально либо единолично ненормативные правовые акты, решения, осуществленные коллегиально либо единолично действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина (организации);

созданы препятствия к осуществлению гражданином (организацией) его (ее) прав и свобод;

на гражданина (организацию) незаконно возложена какая-либо обязанность или он (она) незаконно привлечен (привлечена) к ответственности.».

15. Изложить часть первую статьи 256 ГПК РФ в следующей редакции:

«1. Гражданин (организация) вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему (ей) стало известно о нарушении его (ее) прав и свобод.».

16. Дополнить часть вторую статьи 256 ГПК РФ предложением следующего содержания: «Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса».

17. Изложить статью 257 ГПК РФ в следующей редакции:

«Статья 257. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются судом в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления соответствующего заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

2. Суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действия (бездействие). Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, если суд не признал их явку обязательной.

3. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

4. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действия (бездействие), суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решения и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или

иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, чьи и какие права и свободы нарушают оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).».

18. Изложить статью 258 ГПК РФ в следующей редакции:

«Статья 258. Решение суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и его реализация

1. Суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и свободы определенного лица, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.

2. В случае, если суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) приняты либо совершены в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и не нарушают права либо свободы определенного лица, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

3. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего должны содержаться:

1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод определенного лица либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части;

4) обязанность органа или лица, принявших признанный судом недействительным акт, незаконным решение, сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение суда исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) или отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и свобод определенного лица в установленный судом срок либо указание на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части;

4) обязанность органа или лица, совершивших признанными судом незаконными действия (бездействие), сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение суда исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

5. Со дня принятия решения суда о признании ненормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего недействительным, решения - незаконным полностью или в части, указанный акт, решение или отдельные их положения не подлежат применению (если иные сроки не установлены в решении суда).

6. Копия решения в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направляется заявителю и для устранения допущенного нарушения закона или иного нормативного правового акта руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) которых были оспорены. Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, прокурору, другим заинтересованным лицам».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.