РЕГЛАМЕНТ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН В КОММЕРЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Шадрина А.С.
Шадрина Анастасия Сергеевна - магистрант, кафедра правоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева,
г. Красноярск
Аннотация: в статье рассмотрены случаи и условия оказания внебюджетной медицинской помощи коммерческими медицинскими организациями в рамках действующей государственной программы обязательного медицинского страхования, обработаны данные первоисточников информации об оказываемой медицинской помощи в Красноярском крае за 2011-2017 годы, перечислены мнения обеих сторон, принимающих участие в осуществлении законопроекта о передаче коммерческим медицинским организациям некоторых прав на принятие пациентов, обслуживающихся на бюджетной основе.
Ключевые слова: Министерство здравоохранения Красноярского края, обязательное медицинское страхование, коммерческие медицинские организации, оказание медицинской помощи.
В Российской Федерации на законном основании имеют место быть те случаи срочного и бесплатного медицинского обслуживания, когда консультация и лечение нужны немедленно, а специалист бюджетной организации не может оказать должную помощь пациенту. Проблематика данного исследования обусловлена вопросом отсутствия качественного, как платного, так и бесплатного медицинского обслуживания граждан Российской Федерации, объектом исследования в данном случае выступают бюджетная и коммерческая основы оказания медицинской помощи в рамках законов страны. Мы рассмотрели и привели порядок и прохождения пациентами нужного им обследования в рамках коммерческой медицины на основе выделения средств из бюджета государственных фондов и определенных страховых компаний. По итогам прочтения данной статьи каждый пациент может сформировать свое собственное видение результатов принятия новой формы обслуживания пациентов медицинских учреждений, пришедшего в силу в 2011 году [4].
Трактовок самого понятия «регламент» существует большое количество, в нашем случае лучше всего будет взять за основу следующее: регламент - это совокупность правил, определяющих порядок работы государственных органов, учреждений, организаций. В контексте нашей темы, регламентов существует два -оказания платной медицинской помощи и, соответственно, регламент оказания медицинской помощи на бюджетной основе за счет выделенных государственных средств. В процессе же современного медицинского обслуживания имеет место быть такое явление, как взаимодействие вышеприведенных регламентационных норм.
Таким образом, в ситуациях, когда в государственном учреждении по месту прикрепления пациента, ему не могут оказать медицинскую помощь в должном объеме, доктора или руководство уполномоченного медицинского учреждения, должны, за счет средств ОМС, то есть бесплатно, направить пациента в подходящую «платную» клинику, где есть квалифицированный специалист. В 2011 году в Российской Федерации вышел закон, позволяющий пациентам получить бесплатную медицинскую помощь в коммерческих учреждениях. (Постановление Правительства Российской
Федерации от 21 октября 2011 г. № 856 г. Москва «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год») [5]. Законопроект позволяет каждой частной организации, оказывающей те или иные медицинские услуги, сотрудничать с государственной поликлиникой. Если участковый врач знает, что к узкому специалисту нет записи или у вышеназванного нет должного оборудования, то участковый направляет пациента к «частным» докторам. Затраты на лечение таких пациентов, по закону, компенсируют территориальные фонды ОМС (в частности страховые компании, участвующие в программе) по установленным клиниками тарифам.
Количество частных клиник только в городе Красноярске уже давно перешло границу числа полутора тысяч учреждений (данные за 2012 год), по территории Красноярском крае же это число увеличивается практически в два раза. По данным Министерства Здравоохранения Красноярского края по итогам 2012 года, в первый же год действия нового законопроекта всего лишь 14 коммерческих клиник отказались участвовать в конкурсе на сотрудничество с государственными медицинскими учреждениями [1].
Так, например, в ряде поликлиник города Красноярска укомплектованность учреждения узкими специалистами составляет всего лишь около пятидесяти процентов. В этой ситуации участие частных медицинских учреждений в реализации программы «обязательного медицинского страхования» помогает в разрешении так называемой кадровой проблемы. Всем частным медицинским учреждениям, заявившим о своем желании участвовать в новой государственной программе, были определены объём и порядок оказания медицинской помощи. Часть из заявленных коммерческих клиник оказывают консультативную помощь по направлениям неврологии, кардиологии, офтальмологии, аллергологии, дермато-венерологии и даже, в некоторых случаях, онкологической сфере. Другие же организации проводят именно диагностические исследования, такие как ЭХО-КГ, нейрофизиологические исследования, ТРУЗИ, МРТ, КТ, Холтер и другие подобные. При этом консультации и диагностические процедуры проводятся бесплатно для пациента исключительно по направлению поликлиники по месту прикрепления гражданина, оформленному в установленном порядке и при предъявлении медицинского полиса и паспорта личности. Гарантией для пациента служит то, что при возникновении некоторых проблем при обследовании в каком-либо из медицинских центров, застрахованный может обратиться за помощью, либо защитой в страховую компанию, в которой у него оформлен полис ОМС.
Новый ФЗ не идеален, первоочередная проблема состояла в том, что только половина из прошедших конкурс и внесённых в реестр ТФОМС частных медицинских организаций, участвует в оказании бесплатной для населения медицинской помощи (данные ТФОМС по Красноярскому краю за 2014 год) [2]. Одна из основных причин неразмещения заказа по программе ОМС - это отсутствие возможности оказания заявленного вида помощи в полном объёме: например, отсутствие в коммерческой стоматологической клинике рентгенологического и хирургического кабинетов приводит к тому, что в клинике не могут достоверно определить, возможно ли дальнейшее лечение или зуб следует удалить. Даже были прецеденты, что у клиник не было возможности удаления больного зуба, то есть не находилось специального оборудования, пригодного для проведения подобной процедуры (данные ТФОМС по Красноярскому краю за 2013 год) [2]. Также у многих частных медицинских учреждений нет лицензии на оформление листков нетрудоспособности, что и стало одной из самых глобальных проблем нового законопроекта.
Врачи государственных поликлиник настороженно отнеслись к новой форме оказания помощи своим пациентам. Многие бюджетные доктора упрекали коллег в небрежной работе с пациентами, «отписках» в описаниях исследований. Ведь участие коммерческой клиники в оказании медицинской помощи по системе ОМС
63
предусматривает выполнение определённых условий: обеспечение целевого и рационального расходования средств, осуществление информационного обмена в установленном новым законом порядке, предоставление новой формы отчётности о выполнении государственного задания и т.д.
Руководители многих частных клиник говорят о том, что требования слишком высоки и нередко ущемляют их права как предпринимателя. Некоторые откровенно указывают на то, что тарифы, по которым оплачивают «бесплатных» пациентов, максимально не соответствуют прайс-листу их медицинской организации, оправдывая свое негодование тем, что коммерческие медицинские учреждения должны получать прибыль, хотя бы для того, чтобы платить своим специалистам. Многие из владельцев частных клиник утверждают, что их включили в государственный реестр, но пациентов с полисами ОМС они так и не дождались.
Один огромный плюс нового ФЗ состоял в том, что, раз направлять пациентов на платные анализы или платную томографию, врачи государственных поликлиник не имели права, то теперь они могли направить своего пациента в частную клинику, по причине не имения государственной поликлиникой должного соответствующего оборудования. Но, как показала практика, ситуацию со здравоохранением в Красноярском крае это не улучшило: формально, закон позволил докторам совершать необходимые документативные манипуляции, но на деле изменилось лишь небольшое количество обработанных официальных обращений пациентов именно в связи с диагностической помощью, квот, выделенных государством категорически не хватает тому обьему пациентов, которому нужна дорогостоящая медицинская диагностика.
«Потребность в магнитно-резонансной томографии, например, превышает возможности в разы. Это связано с высокой стоимостью данного обследования. Правда, из года в год выделяемая на это сумма растет, например, в 2016 году предусмотрено на двадцать процентов больше средств, чем в предыдущем, 2015 году. Но и стоимость данного исследования так же растет» (данные Министерства Здравоохранения по Красноярскому краю за 2017 год) [1].
Согласно опубликованной Министерством Здравоохранения Красноярского края статистике, количество визитов, которые пациенты наносят в государственные поликлиники, и стационары, ежегодно уменьшается (в 2016 году цифра упала на один миллион обращений в сравнении с 2012 годом, в котором как раз и вышел новый, до сих пор действующий без поправок, закон) [1]. Это обстоятельство, вместе с уменьшением количества зафиксированных в минувшем году Министерством жалоб со стороны пациентов, возможно, истолковать как доказательство того, что уровень оказания медицинской помощи в Красноярском крае вырос, но, нельзя не отметить, что некоторые пациенты просто пренебрегают положенными им в рамках ОМС бесплатными медицинскими услугами и предпочитают платные клиники государственным медицинским учреждениям.
Список литературы
1. Официальный сайт Министерства Здравоохранения Красноярского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kraszdrav.ru/ (дата обращения: 11.05.2018).
2. Официальный сайт Территориального Фонда Обязательного Медицинского страхования Красноярского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krasmed.ru/ (дата обращения: 11.05.2018).
3. Официальный сайт Министерства Здравоохранения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ru/ (дата обращения: 11.05.2018).
4. Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.05.2018).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 856 г. Москва «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.05.2018).
КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ Усольцева К.И.
Усольцева Кристина Игоревна - студент магистратуры, кафедра трудового, социального права и правоведения, Юридический институт Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: в рамках статьи исследуется современная система государственной службы в Российской Федерации, в части конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации. В настоящее время эта подсистема характеризуется значительным количеством проблем. Необходимо искать пути решения правовых проблем данной системы. В рамках статьи рассмотрены некоторые варианты решения выявленных проблем. Ключевые слова: конкурс, гражданская служба, правовые проблемы.
Согласно части 4 статьи 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Это положение полностью соответствует пункту «с» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».
Общие положения о порядке проведения конкурса установлены ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» [3]. Более детально порядок и условия проведения конкурса определены Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации [1].
Следует заметить, что, несмотря на демократическую ориентированность принципов построения государственной службы, фактическая реализация натыкается на препятствия, связанные с недостатком гласности в политических практиках властных структур, а также обусловлены последствиями национально-государственного кризиса: рост коррупции в большинстве органов государственной власти, высокий уровень бюрократии, преступности, мошенничества, недостаточность высокого профессионализма управленческого и технологического процесса, укомплектованности всех участков трудовой деятельности квалифицированными, активно действующими, добросовестными работниками, невысокий уровень материального обеспечения государственных гражданских служащих - соответствующая тенденция может быть устранена при сокращении