Научная статья на тему 'Регистрация сми как объекта и субъекта права'

Регистрация сми как объекта и субъекта права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
726
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регистрация сми как объекта и субъекта права»

Магдиев Р. Д.,

Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ

РЕГИСТРАЦИЯ СМИ КАК ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА ПРАВА

Закон РФ «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ) определяет момент и основания возникновения взаимных прав и обязанностей основных субъектов правоотношений по производству и распространению массовой информации. К таким субъектам относятся учредитель, редакция, издатель и распространитель. Именно от них непосредственно зависят учреждение СМИ, его деятельность, производство и распространение продукции.

Моментами возникновения прав и обязанностей у учредителя и редакции как субъектов правоотношений по выпуску продукции СМИ считаются два основных момента: 1) регистрация СМИ в соответствующем органе Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, а именно — день выдачи свидетельства о регистрации; 2) государственная регистрация юридического лица редакции СМИ, когда редакция СМИ приобретает полноценный статус субъекта хозяйственной деятельности.

Необходимо проводить различие между установленной в законе о СМИ1 регистрацией СМИ как объекта права и регистрацией редакции СМИ в качестве юридического лица.

СМИ как объект получает свой правовой статус процедуры его учреждения. Учредителем СМИ может быть любой совершеннолетний гражданин РФ, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными.

Правом на учреждение СМИ обладают также и объединения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы. Учреждать СМИ могут также и различные предприятия, учреждения, организации. Государственные органы также могут быть учредителями СМИ. Учредителей СМИ может быть несколько. В этом случае каждый из них считается соучредителем. Они только совместно могут выступать в качестве учредителя. Это означает, что все права учредителей (право на выпуск СМИ с определенным названием на определенной территории, на заключение договора с редакцией и т. д.) должны осуществляться ими по взаимному согласию2.

1 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 фев.

2 Давтян С.Л. Редакционные уставы. Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ // Законодательство и практика СМИ. 2001. № 4.

На практике часто отождествляют учредителя СМИ и учредителя редакции СМИ, что является ошибочным. Закон наделяет учредителя СМИ и учредителя редакции СМИ различным правовым статусом. Эти различия устанавливаются тем, как в Законе определяют СМИ и редакцию СМИ. СМИ — это форма периодического распространения массовой информации (газета, журнал, телепрограмма и т. п.), то есть объект правоотношений, в то время как редакция — это самостоятельный субъект правоотношений. Соответственно, права учредителя СМИ — это право выпускать СМИ с определенным названием на определенной территории, право обязать редакцию поместить обязательное сообщение и другие права, предусмотренные законодательством о СМИ. Права учредителя редакции — это права учредителя юридического лица, предусмотренные гражданским законодательством, либо учредителя общественного объединения, предусмотренные ФЗ «Об общественных объединениях»1.

Особый этап в жизни любого объекта СМИ — его регистрация в уполномоченных государственных органах. Данная процедура носит не разрешительный, а уведомительный характер. В ее рамках уполномоченный государственный орган проверяет законность учреждения СМИ, как в материально-правовом, так и в процессуально-правовом аспектах.

Регистрация СМИ любой формы периодического распространения осуществляется в соответствии со ст. 8 Закона «О СМИ»2. В зависимости от территории предполагаемого распространения продукции заявление о регистрации подается либо непосредственно в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, либо в территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия3.

Днем регистрации формы СМИ считается день выдачи свидетельства о регистрации, которое дает право его учредителю и редакции на производство и выпуск СМИ.

Получив свидетельство о регистрации СМИ, учредители получают «разрешение» на выпуск определенных газет, журналов и т. д. Но для реализации прав необходимо наличие организационно-правовой формы. Если

1 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

2 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 фев.

3 Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. № 354 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 24. Ст. 2923.

новое СМИ учреждается при существующем юридическом лице как одно из видов деятельности, то редакция СМИ ведет свою хозяйственную деятельность через существующее юридическое лицо. В большинстве случаев, для нового СМИ, как правило, создается новое юридическое лицо — редакция, при этом, не важно получит ли она этот статус до регистрации СМИ или после.

Но, как показывает практика, многие территориальные регистрирующие органы заранее требуют наличия организационно-правовой формы у редакции СМИ. Учреждение СМИ и редакции СМИ — абсолютно разные этапы создания и функционирования СМИ как субъекта и объекта права. При получении свидетельства о регистрации СМИ регистрируется объект права, при регистрации редакции СМИ — субъект права.

Регистрация редакции СМИ осуществляется по правилам регистрации юридических лиц и в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц...»1 от 8 августа 2001 года.

В отношении устава также необходимо различать устав, принимаемый для редакции СМИ и для юридического лица в качестве редакции СМИ. В юридической литературе устав редакции образно сравнивается с «конституцией СМИ». Анализируя нормы Закона о СМИ, приходишь к выводу, что по своей форме устав редакции, принимаемый в соответствии с Законом о СМИ, существенно отличается от устава юридического лица, принимаемого в соответствии с ГК РФ и с законами о различных видах юридических лиц2. Устав редакции, регистрируемой в качестве юридического лица, может являться одновременно уставом данного юридического лица. В этом случае устав редакции должен соответствовать также ГК РФ. Идеально для редакций, имеющих статус юридического лица, было бы совмещение двух «уставов» в одном документе, который отвечал бы требованиям и ст. 20 Закона РФ о СМИ, и соответствующим статьям ГК РФ, и специальных законов (например, Закона о некоммерческих организациях, Закона об акционерных обществах и т. д.). Однако на практике это не всегда возможно в силу различных причин.

Устав редакции СМИ в качестве юридического лица и устав СМИ имеют различный порядок принятия и утверждения, различную правовую базу и природу, они регулируют схожие, но все-таки разные правоотношения, возникающие в разных сферах — экономической и информационной. Устав

1 Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 343.

2 Балытников В., Штукин В. Что такое устав редакции? // Законодательство и практика СМИ. 1997. № 3.

СМИ принимается в соответствии со ст. 20 Закона о СМИ на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. Умышленное затягивание процесса принятия устава как со стороны журналистов, так и со стороны учредителя может привести к признанию свидетельства о регистрации недействительным, если, в соответствии со ст. 15 Закона о СМИ1, устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ. Устав редакции как юридического лица зависит от выбранной организационно-правовой формы и принимается учредителями юридического лица самостоятельно. Соответственно, если соучредители и журналистский коллектив редакции не могут прийти к консенсусу по содержанию устава, то возможно принятие двух уставов (устава редакции как юридического лица и устава редакции СМИ как субъекта информационных правоотношений в смысле ст. 20 Закона о СМИ), которые будут определять правовой статус редакции в совокупности. Законом это не запрещено, напротив, он говорит, что устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия2.

Устав юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы должен содержать следующую информацию (на примере общества с ограниченной ответственностью): полное и сокращенное фирменное наименование общества; сведения о месте нахождения общества; сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; сведения о размере уставного капитала общества; сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества; права и обязанности участников общества; сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества; сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу; сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам; иные положения, не противоречащие настоящему Закону об ООО и иным федеральным законам3.

1 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 фев.

2 Монахов В.Н. Комментарий к Закону РФ о СМИ. М.: Галерия, 2001. С. 265.

3 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

Требования же к структуре устава о СМИ установлены ст. 20 Закона о СМИ1: 1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора; 2) полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции; 3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией; 4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации и другие положения.

На наш взгляд, для редакции СМИ в качестве юридического лица необходимо наличие двух уставов или договора редакции с учредителем: во-первых, поскольку в соответствии со ст.19 Закона о СМИ редакция в качестве юридического лица вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность, которая может не иметь никакого отношения к редакции СМИ; во-вторых, редакция может затягивать процесс принятия устава редакции, а принятие и утверждение учредителями юридического лица устава обязательно до регистрации юридического лица.

С момента получения статуса юридического лица редакция, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Законом о СМИ, имеет также права: осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность; выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя и собственника имущества редакции; запрашивать информацию, как в устной, так и письменной форме о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц; использовать в сообщениях и материалах письма, адресованные в редакцию, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения Закона о СМИ; подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов и другими правами, вытекающими из Закона о СМИ и ГК РФ2.

Все иные возможные права и обязанности учредителя и редакции должны быть определены в уставе редакции (перечень сфер взаимоотношений, обязательный для регламентации уставом редакции СМИ, определен в ст. 20 Закона о СМИ) и могут дополнительно устанавливаться на договорной основе. В этом случае данные права и обязанности возникают с момента утверждения устава редакции учредителем, как того требует ч. 1 ст. 20 Закона, и соответственно с момента подписания сторонами договора3.

1 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 фев.

2 Монахов В.Н. Комментарий к Закону РФ о СМИ. М.: Галерия, 2001. С. 274.

3 Там же. С. 275.

Таким образом, при рассмотрении вопроса об учреждении СМИ необходимо говорить о регистрации СМИ как формы и редакции СМИ как юридического лица. Законодательно необходимо урегулировать вопрос «двухступенчатой» системы регистрации СМИ как объекта и субъекта права, определив, что является первичным — получение свидетельства о СМИ или регистрации редакции в одной из организационно-правовых форм. Правильнее сначала получить свидетельство о регистрации СМИ (поскольку имеются основания для отказа в регистрации СМИ), и только после этого решать вопрос о придании редакции организационно-правовой формы и регистрации ее в качестве юридического лица.

Бакурова Н. Н,

аспирантка Московской государственной юридической академии

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Деятельность судебных приставов в системе российской юстиции занимает одно из ключевых мест. Ежегодно судебными приставами исполняется огромное количество исполнительных документов, взыскиваются большие суммы денежных средств. Так, в 2006 году общее количество оконченных исполнительных производств составляет более 23 млн, взыскано денежных средств на сумму более 139 млрд руб.1

Именно судебные приставы обеспечивают защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, их деятельность направлена на укрепление государственности и реальное правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, затрагивает интересы миллионов граждан и многих организаций. Поскольку на месте взыскателя или должника может оказаться любой из нас, деятельность судебных приставов приобретает большой общественный резонанс.

Между тем в правовом положении судебных приставов много неясности, а в их практике немало недостатков.

Важным показателем деятельности судебных приставов является фактическое исполнение исполнительных документов, а также правовая оценка судом их действий, совершенных в рамках исполнительного производства.

1 Согласно статистических данных Федеральной службы судебных приставов: <http://www. fssp.ru/> (последнее посещение — 2 декабря 2007 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.