Научная статья на тему '«Регионы - Центр: проблемы согласования интересов» (Рецензия на монографию председателя Парламента РСО-А, доктора политических наук Т.Дз. Мамсурова). Москва: РУДН, 2000, 280 с.'

«Регионы - Центр: проблемы согласования интересов» (Рецензия на монографию председателя Парламента РСО-А, доктора политических наук Т.Дз. Мамсурова). Москва: РУДН, 2000, 280 с. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — В. Д. Дзидзоев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Регионы - Центр: проблемы согласования интересов» (Рецензия на монографию председателя Парламента РСО-А, доктора политических наук Т.Дз. Мамсурова). Москва: РУДН, 2000, 280 с.»

58

В МИРЕ КНИГ

«Регионы - Центр: проблемы согласования интересов»

(Рецензия на монографию председателя Парламента РСО-А, доктора политических наук Т.Дз. Мамсурова). Москва: РУДН, 2000, 280 с.

Монография Т.Дз. Мамсурова «Регион - центр: проблемы согласования интере- | сов», изданная в Московском издательстве Российского университета дружбы народов в 2000 году, исследует актуальные вопросы взаимоотношений российских регионов и центра России. Внутриполитическая и международная обстановка сегодня достаточно сложны для Российской Федерации. Это связано с глубокими преобразованиями в стране. Автор предлагает вниманию исследователей солидную монографию, в которой дается глубокий анализ проблем постсоветского регио- ^ нализма. Прежде чем исследовать современный регионализм, Т.Дз. Мамсуров закономерно останавливается на истории вопроса. Он тщательно изучает региональную политику царской России, отмечая характерную особенность ее исторического развития, в частности выделяет самодержавную власть - тип государственности, благодаря которому держава стала сильной и централизованной. Автор считает, что разнородные этнонациональ-ные, конфессиональные, культурные общности, находясь на разных уровнях развития и конфликтовавшие между собой, нуждались в имперском патернализме. Т.Дз. Мамсуров изучает региональную полити-

ку России в период, когда она начинает превращаться в веду-

rctCHftftjJ ЛЫЛНИ* H'-.'L ¿•cïrv-iTMiLPWiHrfl

ТД. МЛМСУРО*

ПРОБЛЕМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ

Цщц

mЖЦиЬДш ч-г-.:- г

1Ù05

щую империю. Глубина исследования, логика и оригинальность изложения, позволяет ученому, привлекая огромное количество исторического материала, делать обобщающие выводы. Так, например, история земства, совершенно справедливо, по мнению исследователя, поучительна, так как свидетельствует о том, что основные проблемы российской жизни возможно решать лишь при тесном сотрудничестве общественности и государственных органов власти при строгом разграничении полномочий Центра и субъектов Федерации. Данный вывод, безусловно, корреспондируется с проблемами современной Рос-

сии. Как и сейчас, тогда обострилась общественная потребность в создании институтов гражданского общества, способных согласовать интересы регионов и Центра. Система государственного управления в России имела много общего с так называемой континентальной моделью, прежде всего с французской системой административного и муниципального управления. При этом, автор отмечает недостатки сложившейся системы, а именно: появление новых каналов управленческих связей местных и центральных ведомств при отсутствии четкого разделения компетенции между ними, что, с одной стороны, затрудняло координацию действий местной администрации, а с другой - произвол местной власти был еще более тягостным, чем деспотизм центра.

Таким образом, Т.Дз. Мам-суров подчеркивает, что уже дореволюционное русское право различало понятия централизация, деконцентрация и децентрализация, т.е. региональная политика монархии складывалась стихийно, постепенно применяя к местным условиям того или иного региона, учитывая исторические традиции и этнические особенности населения.

Очень интересным, на наш взгляд, является факт привлечения широкого круга источни-

ВЕСТНИК ва

ВПАОИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО UEHTP^

В МИРЕ КНИГ 59

ков, послуживших новым содержательным обоснованием исследования по проблемам создания дореволюционной Государственной Думы России. Анализ исторического материала позволил автору показать договорную основу вхождения в состав России различных земель, что, по существу, означало наличие элементов федерализма российской многонациональной государственности, а наличие унитарных и федеративных начал создало основу для противоборства двух тенденций: федерализма и унитаризма. Следовательно, в разное время в царской России делались неоднократные попытки децентрализовать управление, разграничить полномочия.

Очевиден замысел ученого показать и сделать выводы о последствиях перехода империи к власти советов в 1917 году. Его исследование лишено поверхностного критиканства, которым изобилуют, отдавая дань моде, работы многих ученых последних лет. Так, например, он отмечает, что Временное правительство делало попытки взять под контроль отношения с регионами на демократических основах, и показывает, как и почему происходил распад империи, оценивая его, как национально-государственную катастрофу. Именно большевизм стал этой реальной силой, подчеркивает Т.Дз. Мамсуров, которая не только восстановила единую многонациональную державу, но и утвердила ее политическое могущество, осуществив базисную модернизацию общества. (с. 49-50).

В свете сегодняшних проблем Российской Федерации закономерен интерес автора к

процессам, происходившим на Северном Кавказе. Он вполне объективно, опираясь на фактический материал, показывает плюсы и минусы сложившейся системы отношений. И, конечно, особое место в работе отводится процессу «перестройки» и распаду СССР. Проводя параллели с прошлым российской империи, Т.Дз.Мамсуров делает вывод, что как и в прошлом ослабление Центра в ходе горбачевских реформ привело к разложению государственных устоев СССР, а после избрания Б.Н.Ельцина Председателем Верховного совета РСФСР в 1990 г. Россия из фундамента Союза превратилась в один из факторов его разрушения (подчеркнуто мной - В.Дз.).

Безусловный интерес представляют документы, отражающие процесс суверенизации республик в составе России, в частности Северной Осетии. С нашей точки зрения, эти документы, прежде всего знакомят читателей и в первую очередь исследователей с истинной ситуацией в Северной Осетии, бывшей Чечено-Ингушетии, т.к. в последствии появилось множество трактовок вопроса и истинное положение вещей или замалчивалось, или фальсифицировалось. Автор последовательно, подробно и объективно показывает весь трагический процесс распада СССР в1991 г. и его причины. Солидаризируясь с мнением В. А. Печенева, который в тот период принимал непосредственное участие в решениях советского руководства, Т.Дз. Мамсуров выделяет в качестве основных причин обвального распада СССР субъективный (политический) характер их, подчеркивая, что роль

субъективизма в тоталитарном государстве чрезвычайно велика. Результатом распада СССР явился конец всякой легитимности, появление этноистори-ческих сюжетов в качестве основных политических и правовых аргументов в разрешении межреспубликанских и межнациональных проблем. Автор приводит интересные экспертные оценки. Так, конфликтоген-ных зон в постсоветском пространстве насчитывалось около 170. В 30 случаях конфликты протекали в активной форме, в 10 - дело дошло до применения вооруженной силы. Причем, после распада СССР национальные лозунги были уже не актуальны, а большинство конфликтов связано с приходом к власти в ряде новых независимых государств сил, которые взяли курс на создание этнок-ратических режимов с неизбежным ущемлением прав «некоренных» народов и территориальными притязаниями.

Описание и анализ конфликтных ситуаций между осетинами и ингушами, осетинами и грузинами, позволяет читателю в известном смысле увидеть модели перестроечно-постсоветских конфликтов этнополити-ческого и территориального характера.

Таким образом, проблема взаимоотношений регионов и Центра, по мысли автора, предопределяет будущее РФ и в свете этого закономерным представляется исследование постсоветского регионализма и правовых измерений. Этот вопрос он рассматривает в генезисе, показывая и процессы региональной суверенизации, коллизии договорного права, а также российский федерализм

ВЕСТНИК Шк

вплапклвклзского научного центра

60 В МИРЕ КНИГ

в свете международного опыта. Изучая международный опыт федерализма, Т.Дз.Мам-суров подчеркивает, что в России к началу XXI века сложился «асимметричный федерализм», как в некоторых странах Европы, что может привести к дуалистическому федерализму. По крайней мере 50 из 89 конституций и уставов различных регионов Российской Федерации противоречили до недавнего времени федеральной Конституции, подрывая принцип равноправия субъектов Федерации. Следовательно, укрепление вертикали властей, ликвидация асимметрии федеральных отношений, приведение законодательства субъектов Федерации в соответствие с Конституцией России стали острыми государственными проблемами. Автор отстаивает в своей монографии именно эту идею, мотивируя ее необходимость, и, показывая, как этот процесс происходит в республиках РФ, отмечая, что наиболее сложные из поставленных вопросов еще не решены, т.к. они напрямую связаны с социально-экономическим положением в российских регионах.

Безусловно характер и уровень согласованности интересов регионов и Центра зависят от общей социально-экономической ситуации в стране, о чем

свидетельствует и опыт других федеративных государств. Ученый показывает, что всеохватывающий социально-экономический, духовно-нравственный и экономический кризис 90-х годов способствовал преобладанию негативных явлений во всех сферах нашей жизни, а его следствием стала неэффективность осуществляемых реформ. Данное положение автор подтверждает результатами социологических исследований, проведенных в РСО-Алании в 2000 году.

Широкий кругозор Т.Дз. Мамсурова, его обширные знания в области истории, политологии, социологии и экономики, знание происходящих политических процессов изнутри, использование приобретенного опыта работы в структурах государственной власти позволяет ученому проводить крупномасштабное исследование на материале всей Российской Федерации, что придает работе научную серьезность и весомость.

Исследование было бы неполным, если бы автор в заключении не остановился на геополитических аспектах регионализации России на рубеже веков, не показал бы международную деятельность РФ, а также проблемы национальной безопасности страны с точки зрения регионов, отмечая, что без со-

гласования интересов регионов и их активного участия в этом процессе, невозможно создание качественно нового, сильного, единого, независимого и подлинно демократического Российского государства. Позитивную роль в политической стабилизации и экономическом подъеме страны призван сыграть Юг России.

Аксиомой является вывод Т.Дз.Мамсурова о том, что судьба России в решающей мере зависит от согласования интересов регионов и федерального Центра и проведенный в книге анализ показал это со всей достоверностью и убедительностью. Только сильная государственная власть способна поставить политические и правовые преграды экстремизму, беспределу во всех сферах жизни, сепаратизму, но вместе с тем пресечь и тенденцию к сверхцентрализации, провести модернизацию общества, обеспечив права граждан всех регионов России на основе общих интересов и единых цивилизованных законов.

Книга написана прекрасным литературным языком, очень четко, грамотно и оригинально использовано огромное количество литературы и документальных источников, получивших в монографии новое, научно-выдержанное и обоснованное прочтение.

В.Д. ДЗИДЗОЕВ,

доктор исторических наук, профессор.

г. Владикавказ.

- / Г

ВЕСТНИК КЖ

ВПЛОПКЛВКЛЗСКОГО научного центра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.