Научная статья на тему 'Регионоведение и его роль в интеграционных процессах на Юге России'

Регионоведение и его роль в интеграционных процессах на Юге России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / КАВКАЗОВЕДЕНИЕ / ЕВРАЗИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / РЕИНТЕГРАЦИЯ / ЮГ РОССИИ / РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REGIONAL STUDIES / CAUCASUS STUDIES / EURASIAN STUDIES / INTERDISCIPLINARY / ETHNOCENTRISM / REINTEGRATION / SOUTH OF RUSSIA / RUSSIAN IDENTITY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Сериков Антон Владимирович, Черноус Виктор Владимирович

В статье показано становление в Южном федеральном университете регионоведения как междисциплинарного направления в высшем образовании и научных исследованиях. Раскрывается вклад ЮФУ в модернизацию и поддержание единого научно-образовательного пространства на Юге России, что составляет одно из социокультурных оснований российской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Сериков Антон Владимирович, Черноус Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL STUDIES IN SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY AND ITS ROLE IN THE INTEGRATION PROCESSES IN THE SOUTH OF RUSSIA

The article shows how Regional studies emerged in Southern Federal University (Rostov State University successor), as a complex interdisciplinary field of higher education and scientific research. It describes the contribution of SFU to modernization and maintenance of a common scientific and educational space in the South of Russia, which is one of the foundations of Russian socio-cultural identity.

Текст научной работы на тему «Регионоведение и его роль в интеграционных процессах на Юге России»

Юбилей

109

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА ЮГЕ РОССИИ

ВОЛКОВ Юрий Григорьевич - д-р филос. наук, директор, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета. E-mail: ugvolkov@sfedu.ru СЕРИКОВ Антон Владимирович - канд. социол. наук, зам. директора по научной работе и экспертной деятельности, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета. E-mail: avserikov@sfedu.ru

ЧЕРНОУС Виктор Владимирович - канд. полит. наук, заведующий кафедрой конфликтологии и национальной безопасности, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета. E-mail: kavkazdon@mail.ru

Аннотацияя. В статье показано становление в Южном федеральном университете регионоведения как междисциплинарного направления в высшем образовании и научных исследованиях. Раскрывается вклад ЮФУ в модернизацию и поддержание единого научно-образовательного пространства на Юге России, что составляет одно из социокультурных оснований российской идентичности.

Ключевые слова: регионоведение, кавказоведение, евразийские исследования, междисциплинарность, этноцентризм, реинтеграция, Юг России, российская идентичность, высшее образование

Регионоведение - относительно новое междисциплинарное направление подготовки кадров высшей квалификации и динамично развивающееся направление научных исследований. В нем органично сочетаются фундаментальное знание и прикладные задачи, которые необходимо решать для обеспечения устойчивого развития и безопасности в одном из самых сложных макрорегионов страны - Юге России, к которому относятся Южный,

Северо-Кавказский и Крымский федеральные округа.

ЮФУ имеет богатые традиции в исследовании социально-гуманитарных проблем Юга России. Важность регионального подхода, ограниченность жесткой централизации в организации научных исследований начала осознаваться в конце 50-х годов XX в. В 1969 г. по инициативе ректора Ростовского государственного университета Ю.А. Жданова был создан Северо-Кавказский научный центр высшей школы [1] как система координации НИР и подготовки научных кадров для Северного Кавказа.

Важная роль отводилась действовавшему

с 1967 г. Институту по переподготовке и повышению квалификации кадров при РГУ. Необходимо отметить роль выдающегося науковеда и культуролога М.К. Петрова, который разработал теоретические подходы к исследованию региона и модель регионального научного центра высшей школы [2].

110

Высшее образование в России • № 8-9, 2015

В 70-80-е годы в рамках Северо-Кавказского регионоведения сложился прекрасно отлаженный механизм интенсивных научных коммуникаций (не дублирующие друг друга конференции и семинары, институт “визит-профессоров”, регулярное общение преподавателей и ученых из всех регионов Северного Кавказа друг с другом и ведущими учеными из Ростова, Москвы и Ленинграда в стенах ИППК РГУ и др.). Он позволил реализовать крупные общерегиональные проекты, в разработке которых участвовали ученые из всех вузовских и научных центров Северного Кавказа. Среди них: «Природные и трудовые ресурсы Северного Кавказа», «История народов Северного Кавказа в 4-х томах», «История литератур народов Северного Кавказа» и др. Определенное значение для решения проблем моделирования региональных социальных процессов имела разработанная математическая модель Азовского моря и т.д. Результатом стало создание единого научного комплекса Северо-Кавказского экономического района, который по своему уровню и потенциалу соответствовал российскому и союзному благодаря включенности региональных проектов в систему научно-методического руководства институтов АН СССР. Достижения НИР целенаправленно вписывались в образовательный процесс: создавались кафедры и вводились северокавказские учебные курсы, что позволяло преодолевать административную и этническую локальность регионального компонента в вузах республик, краев и областей.

Таким образом, в процессе своего становления региональный подход способствовал модернизации социально-гуманитарных НИР на Северном Кавказе, повышению их эффективности и оказал влияние на укрепление советской идентичности многонационального макрорегиона с непростой историей. Дальнейшее развитие регионоведения в РГУ и СКНЦ ВШ связывалось с открытием соответствующей об-

разовательной специализации - кавказоведения, которое стало сосредоточиваться на Кавказе в союзных и автономных республиках. Но эти планы тогда реализовать не удалось. К тому же в условиях крушения СССР, кризиса и распада советской идентичности произошло усиление этноцентризма, формировалась идеология этноэта-тизма, сепаратистских тенденций, представлявших угрозу целостности страны.

Россия существует не в изолированном пространстве. Мировой тенденцией является обострение межэтнических и конфессиональных противоречий, рост нетерпимости даже в странах, обладающих высоким качеством жизни, нарастание миграционных потоков, столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, поиск демократическими обществами правового выхода из ситуации абсолютизации прав меньшинств в ущерб правам большинства и т.д. На рубеже XX-XXI вв. оказалось, что выработанные западной социологией концепты толерантности, прав национальных меньшинств, мультикульту-рализма, интеркультурализма и т.д. не способны не только предупредить, но и объяснить межэтнические, этнорелигиозные и социокультурные конфликты и противоречия современного западного общества. Примером тому являются такие европейские и некогда благополучные в этнополитическом отношении страны, как Франция, Г ермания, Австрия, Швейцария, Бельгия, Италия, Великобритания. Ещё менее эффективным оказалось модное в 1990-х гг. механическое перенесение западных методик и инструментария, выработанных в принципиально иных условиях, в российские реалии.

Системный кризис особенно болезненно проявился как на российском Кавказе, так и в новых государствах Южного Кавказа, причем происходившие в этих регионах процессы оказывали друг на друга негативное кумулятивное воздействие. Стало очевидно, что реактивные, администра-

Юбилей

111

тивные и полицейские методы не помогут разрешить проблемы региона, нужны профессионалы - регионоведы-экономисты, социологи, политологи, этнологи, историки, которые способны дать научное обеспечение управленческих решений, направленных на возобновление реинтеграционных процессов, нормализацию межэтнических отношений, преодоление терроризма и молодежного экстремизма на этноконфессиональной почве.

В 1998 г. по инициативе Ю.А. Жданова и Ю.Г. Волкова в структуре ИППК РГУ создается отделение «Регионоведение», целью которого стала подготовка соответствующих специалистов по Северному Кавказу и Югу России. Важную роль в поддержке этого начинания сыграл председатель Законодательного Собрания Ростовской области А.В. Попов, который возглавил базовую кафедру теоретической и прикладной регионалистики. В конце 1999 г. был образован Центр системных региональ-ныхисследований и прогнозирования (руководитель - В.В. Черноус). Сформировался единый научно-образовательный регио-новедческий комплекс, который фактически сразу занял на Юге России ведущие позиции, чему способствовало и создание Южного федерального округа (2000 г.).

Единый научно-образовательный комплекс ИППК РГУ - отделение «Регионоведение» восстановил роль университета как центра науки и образования на Северном Кавказе и Юге России в социально-гуманитарном научно-образовательном пространстве, опираясь на другие структурные подразделения вуза, на поддержку Института социологии РАН, Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов. Решая эту задачу, комплекс получил полную поддержку ученых и руководства университетов Северного Кавказа, большинство из которых обучались, защищали диссертации, повышали свою квалификацию в РГУ или прошли «школу совместных региональных проектов » [3]. Новый этап раз-

вития регионоведческие исследования получили с созданием Южного федерального университета, а в его структуре - Института социологии и регионоведения (далее - ИСиР ЮФУ).

Северный Кавказ и Юг России включены в более широкое и не менее сложное геополитическое и геоэкономическое пространство Черноморско-Каспийского макрорегиона. Поэтому логичным стало введение, наряду с внутренним регионоведением, такого направления подготовки, как «Зарубежное регионоведение. Евразийские исследования». В 2015 г. состоялся первый выпуск по этому направлению подготовки бакалавров и магистров. Регионоведение в Институте изучают граждане из Армении, Азербайджана, Сирии, Китая, Казахстана, Украины. Студенты стажируются в Турции, Иране, Сирии и др. Выпускники-реги-оноведы работают в федеральных и региональных органах власти и управления,на-учныхи экспертных учреждениях и в заинтересованных в подобных специалистах бизнес-структурах.

ИСиР ЮФУ стал одним из инструментов реализации Южным федеральным университетом своей региональной политики, целями которой являются: закрепление за

112

Высшее образование в России • № 8-9, 2015

университетом роли локомотива модернизации науки и образования на Юге России; формирование и укрепление российской идентичности в многонациональном регионе и предотвращение на этой основе экстремизма; кооперация с другими ведущими вузами для создания единого образовательного пространства на принципах непрерывного образования, соответствия современным стандартам; реинтеграция научного пространства Юга России, научное обеспечение социально-экономических и гуманитарных региональных проектов, управленческих решений. Для реализации заявленных целей были выбраны следующие технологии: проведение фундаментальных и прикладных НИР по проблемам Юга России; организация межвузовских научных конференций на Юге России; запуск региональных коллективных научных проектов с участием ученых всех регионов Юга России; координация работы научных и диссертационных советов по отраслям наук и проблемам; поощрительное продвижение региональных научных конкурсов и премий; конструктивное взаимодействие с другими вузами и научными учреждениями.

Региональные научные исследования в ИСиР ЮФУ осуществляются через Центр региональных исследований - внутреннюю структуруинститута, которая действует на основе создания временных трудовых коллективов для решения конкретных научных задач. Центр использует сетевой принцип для привлечения к НИР ученых-кавказо-ведов и регионоведов из научных центров Юга России, Москвы, Санкт-Петербурга, государств Южного Кавказа. Центр проводит исследования по вопросам геополитики и этнополитики в Черноморско-Каспийском макрорегионе, истории и культуры Кавказа, казачества, этносоциологии, терроризма и экстремизма, роли религиозного фактора в судьбах региона и др. Результаты исследований публикуются в серии проблемных сборников научных статей и монографий «Южнороссийское обозре-

ние ». С 2001 г. вышло 88 выпусков по самым актуальным для региона темам. Деятельность Центра получила признание академического сообщества не только внутри страны, но и за рубежом. Результаты НИР публикуются также в журнале «Гуманитарий Юга России» ив других региональных периодических изданиях («Известия вузов. Северо-Кавказский регион», «Научная мысль Кавказа» и др.), которые также являются важными инструментами региональной политики.

По данной тематике за последние годы были реализованы следующие проекты, поддержанные грантами:

• «Символическая агрессия в межэтнической коммуникации: сравнительный анализ спонтанных и институционально обусловленных проявлений в локальных сообществах различного типа»;

• «Оценка факторов и динамики межнациональных противоречий в отношениях между мигрантами и принимающим населением в регионах Юга России »;

• «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи»;

• «Социокультурная динамика воспроизводства этноидентичностей в локальных сообществах: социальная диагностика и институциональное моделирование »;

• Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях;

• Участие в проекте Российского института стратегических исследований.

В поддержании единого общеобразовательного, научного и культурного пространства Северного Кавказа большую роль играют проводимые университетом международные и всероссийские научные конференции по кавказской тематике:

Юбилей

113

• «Кавказ: проблемы реинтеграции социокультурного пространства и вызовы региональной безопасности »;

• «Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России »;

• «Доверие в процессе конструирования геополитической и общегражданской идентичности»;

• «Гармонизация межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений»;

• «Формирование российской идентичности как фактор национальной безопасности»;

• «Народы Черноморско-Каспийского региона: проблемы и пути их решения ».

Кроме того, важным для формирования общегражданской идентичности и профилактики межнациональной напряжённости является реализация в течение последних трех лет научно-образовательного проекта «Мир Кавказу».

Южный федеральный университет совместно с Институтом социологии РАН с 2007 г. ежегодно организует «Школу молодого социолога » - образовательный проект для вузов Юга России. Школы проводились в Ростовской области, Краснодарском крае, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской республике, Республике Абхазия, Республике Армения. На сегодняшний день состоялось восемь школ, в которых прошли обучение более 100 молодых ученых и преподавателей.

В исследовании проблем регионоведения ИСиР ЮФУ сотрудничает со всеми университетами и НИИ Северного Кавказа и многими научными центрами Абхазии, Армении. В последние годы успешно развиваются творческие связи с «материнским » для ЮФУ Варшавским университетом и другими вузами Польши. Особенно следует отметить реализацию крупного международного проекта по изучению элит Северного Кавказа под руководством профессора Тадеуша Бодио [4].

ЮФУ имеет богатые традиции работы с регионами Юга России с 60-70 годов XX в. РГУ в эти годы утвердился в качестве безусловного лидера научно-образовательного сообщества Юга России, во многом -благодаря связям со всеми вузами и научными учреждениями, занимавшимися проблемами региона. Несмотря на ослабление этих связей в последние годы, все подразделения ЮФУ поддерживают творческие контакты с университетами и академическими структурами, с зарубежными партнерами по проблематике Юга России. Особо необходимо отметить организованные Институтом совместно с Академией наук Чеченской республики и Российским институтом стратегических исследований международные форумы историков-кавка-зоведов (2013 и 2014 гг.), на которых были приняты Хартия историков-кавказоведов и «Этический кодекс кавказоведа». Эти документы ориентированы на создание условий для прекращения «историографических войн », преодоления политизированности гуманитарных наук о Кавказе и паранаучности. В сентябре 2015 г. будет проведен круглый стол по проблемам фальсификации истории Великой Отечественной войны и состоится крупномасштабное

114

Высшее образование в России • № 8-9, 2015

социологическое исследование по проблемам исторической памяти о Великой Отечественной войне. Особая роль принадлежит международному конкурсу научных работ по кавказоведению и южнороссийскому регионоведению им. Ю.А. Жданова, который ежегодно проходит с 2007 г. Конкурс поддерживает авторов, а также научные центры, журналы, которые ориентированы на исследование взаимовлияния культур народов Кавказа и Юга России, их взаимообогащение.

Стратегия дальнейшего развития регионоведения в Южном федеральном университете направлена на расширение его потенциала за счет использования возможностей других гуманитарных наук, в первую очередь - социологии и конфликтологии, более активное использование в региональных исследованиях моделирования социальных процессов. Остро стоят проблемы методологии региональных исследований, в том числе «экстремальной социологии ». Новые формы социогенеза в виртуальном пространстве, виртуальные сообщества оказывают все более серьезное влияние на реальные социально-политические процессы на Юге России, в том числе на этнокон-фессиональную идентичность. Привычный социологический инструментарий, базовые категории «государство», «общество», «политические институты» оказываются малопродуктивными, что сказывается на эффективности противостояния пропаганде «Исламского государства» и профилактики молодежного экстремизма [5].

На Юге России, относительно небольшой территории, сосредоточены три федеральных университета: Южный, СевероКавказский и Крымский. Формирующиеся

между ними партнерские отношения открывают новые перспективы для сравнительных региональных исследований, тем более что исторически Юг России, Северный Кавказ и Крым всегда были тесно взаимосвязаны. Есть все предпосылки, чтобы под их эгидой вновь сплотить научное сообщество региона, создать единое образовательное пространство, оказывающее социализирующее, воспитательное влияние на молодежь [6]. Следует активизировать использование следующих инструментов: обмен визит-профессорами; обмен студентами, стажировки; привлечение талантливой молодежи из субъектов РФ для обучения в магистратуре и аспирантуре. В числе важных шагов - проведение фундаментальных и прикладных НИР по проблемам Юга России, координация проведения научных конференций на Юге России, создание региональных коллективных научных проектов с участием ученых всех регионов Юга России.

Литература

1. В кругу Юрия Андреевича Жданова: учи-

теля, сподвижники, ученики. М. - Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013. 390 с.

2. Петров М.К. Регион как объект систем-

ного исследования // Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ

Юбилей

115

РАН. Вып. 32. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. 200 с.

3. Волков Ю.Г. Учебно-научно-инновацион-

ный комплекс «ИППК ЮФУ - Южнороссийское регионоведение»: состояние и перспективы развития // Гуманитарный ежегодник. 2010. Вып. 9. Ростов н/Д. С. 5-

20.

4. Kaukaz Polnocny: elity, rezimy, etnopolityka,

bezpieczen stwo // Red. nauk. T. Bodio. Warszawa: Instytut Nauk Politycznych Uni-wersytetu Warszawskiego.Tom 8. 2014. 353 p.

5. Сериков А.В. Молодежный экстремизм на

Юге России: причины обострения и меры предупреждения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 135-142.

6. Крамарова Е.Н., Черноус В.В. Кавказове-

дение: роль в процессе реинтеграции, становления российской идентичности и потенциал бизнеса // Научная мысль Кавказа. 2014. № 3. С. 82-89.

Статья поступила в редакцию 12.07.15.

REGIONAL STUDIES IN SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY AND ITS ROLE IN THE INTEGRATION PROCESSES IN THE SOUTH OF RUSSIA

VOLKOV Yuriy G. - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Director of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: ugvolkov@sfedu.ru

SERIKOVAnton V. - Cand. Sci. (Sociology), Deputy Director for Research and expert activities of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: avserikov@sfedu.ru

CHERNOUS Viktor V. - Cand. Sci. (Politology), Head of the Department of Conflictology and National Security of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: kavkazdon@mail.ru

Abstract. The article shows how Regional studies emerged in Southern Federal University (Rostov State University successor), as a complex interdisciplinary field of higher education and scientific research. It describes the contribution of SFedU to modernization and maintenance of a common scientific and educational space in the South of Russia, which is one of the foundations of Russian socio-cultural identity.

Keywords: Regional Studies, Caucasus Studies, Eurasian studies, interdisciplinary, ethnocentrism, reintegration, South of Russia, Russian identity, higher education

References

1. V krugu Yuriya Andreevicha Zhdanova: uchitelya, spodvizhniki, ucheniki[In the Circle of Yury

Andreevich Zhdanov: Teachers, Associates, Students]. Rostov-on-Don: Sotsial’no-gumanitarnye znaniya Publ., 2013, 390 p. (In Russ.)

2. Petrov, M.K. (2005). [A Region as an Object of Systematic Study]. Yuzhnorossiiskoe obozrenie

TsSRIiP IPPK RGU i ISPI RAN [South Russian Review of TsSRIiP Training Institute ofthe South Russian Rostov State University and the ISPR]. Rostov-on-Don: North-Caucasus Scientific Centre for Higher Education Publ., vol. 32, 200 p. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Volkov, Y.G. (2010). [IPPK SFedU - Regional Studies ofthe South of Russia: State and Prospects

of Development]. Gumanitarnyi ezhegodnik [Humanities Yearbook]. No. 9, pp. 5-20. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Bodio, T. (Red. nauk.) (2014). Kaukaz Polnocny: elity, rezimy, etnopolityka, bezpieczenstwo. Warszawa: Instytut Nauk Politycznych Uniwersytetu Warszawskiego. Tom 8, 353 p. (In Pol.)

5. Serikov, A.V. (2011). [Youth Extremism in the South of Russia: the Causes of Acute and Preventive

Measures]. Gosudarstvennoeimunitsiparnoeupravlenie. Uchenyezapiski SKAGS [State and Municipal Management. Scientific Notes of The South Russian Institute ofthe Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration]. No. 3, pp. 135-142. (In Russ., abstract in Eng.)

116

Высшее образование в России • № 8-9, 2015

6. Kramarova, E.N., Chernous, V.V. (2014) [Caucasus studies: its role in the process of reintegration, formation of the Russian identity and potential of business]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [The Scientific Thought of Caucasus]. No. 3, pp. 82-89. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 12.07.15

ОБ ОПЫТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА

МУХАНОВ Евгений Леонидович - ведущий научный сотрудник, зам. директора по научно-исследовательской работе НИИ физической и органической химии, Южный федеральный университет. E-mail: ipoc@ipoc.sfdu.ru

Аннотацияя: Предметом статьи является опыт Южного федерального университета в создании подразделения для реализации комплексных исследований по химии -внутриуниверситетского научно-исследовательского института. Отмечено, что в ЮФУ сформирован корпус штатных научных сотрудников и сложилась система научно-исследовательских институтов. Рассмотрена организационная структура НИИ физической и органической химии ЮФУ, выявлены основные преимущества такой формы организации внутриуниверситетской деятельности: наличие кадрового ресурса для обновления научных школ, интеграция актуальных научных результатов в образовательный процесс и т.д. Охарактеризованы основные научные направления деятельности института, подчеркнут мировой уровень результатов, полученных в последнее время.

Ключевые слова: Южный федеральный университет, внутриуниверситетский институт, организация исследований, науки о материалах

Введение области государственной научной полити-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последние годы Правительством РФ ки. Отдельного внимания заслуживает ре-предложен ряд системных мероприятий в ализация российскими учеными комплекс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.