Научная статья на тему 'Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования'

Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ВУЗ) / ГОЛОВНОЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕГИОНА / ТОЧКА РОСТА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВУЗОВСКИХ ПРОЦЕССОВ / REGIONAL UNIVERSITY / HEAD UNIVERSITY OF A REGION / GROWING POINT / REGIONAL SCIENTIFIC-EDUCATION CLUSTER / FORMALIZATION OF EDUCATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тхагапсоев Хажисмель Гисович

Анализируются проблемы развития регионального вуза в современной России. Отмечается недооценка роли вузов этого типа в решении проблем социально-экономического и культурно)технологического роста общества. Предлагается ввести в практику статус «головной университет (вуз) региона», имея в виду последующее создание на этой основе региональных научно)образовательных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL UNIVERSITY FALLS OUT OF EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article analyzes the problems of development of a regional university in modern Russia. One of the main problems is underestimation of the role of universities in solving social-economic and cultural-technological tasks within the region. It has been proposed to introduce the practice of a “Head University” status referring to the subsequent creation on this basis of regional scientific-educational clusters.

Текст научной работы на тему «Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования»

38

Высшее образование в России • № 2, 2014

Х.Г. ТХАГАПСОЕВ, профессор Кабардино-Балкарский государственный университет

Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования

Анализируются проблемы развития регионального вуза в современной России. Отмечается недооценка роли вузов этого типа в решении проблем социально-экономического и культурно-технологического роста общества. Предлагается ввести в практику статус «головной университет (вуз ) региона», имея в виду последующее создание на этой основе региональных научно-образовательных кластеров.

Ключевые слова: региональный университет (вуз), головной университет региона, точка роста, региональный научно-образовательный кластер, формализация вузовских процессов

Поскольку сегодня облик мира и бытие человека определяются прежде всего процессами глобализации,а в дискурсах об образовании преобладает «глобальная» проблематика, встает вопрос: каким должно быть образование в динамично переменчивом глобализирующемся мире и каким критериям оно должно отвечать? Это относится и к отечественному образованию. Однако у России, как известно, «особенная стать»: она и сегодня остается «миром миров », страной регионально-культурных контрастов, диктующих собственные требования к образованию. В этом контексте весьма актуально обращение к проблемам регионального вуза в современной России.

Статья профессора В.П. Бабинцева «Бюрократизация регионального вуза» (Высшее образование в России. 2014. № 2), на мой взгляд, являет собой попытку такого рода. Она особенно примечательна тем, что убедительно отражает бытующее сегодня и болезненно переживаемое ощущение утраты региональным вузом, его научно-педагогическим сообществом былой статусной идентичности как особого института культуры. Это ощущение и мне знакомо -я работаю в региональном вузе. Однако не могу согласиться с тем, как коллега трактует причины и истоки этого феномена. Почему?

Как известно, к числу особенностей со-

временной России относится централизация едва ли не всех сфер деятельности: управления, экономики, финансов (по различным данным, свыше 60% всех финансовых средств РФ сосредоточено в Москве), научной и культурной жизни. В этом смысле, за исключением мегаполиса «Москва» и еще 5-7 крупных деловых центров страны (Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Томска), вся Россия являет собой провинцию, а по сути - пространство, обделенное в рыночных условиях ресурсами развития.

В последние годы иерархия «центр - периферия » перенесена и на сферу высшего образования: выстроена система стратификации (общенациональные вузы - МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, федеральные, исследовательские университеты), которая фактически обрекает около 95% всех вузов страны к унифицированному, среднестатистическому, обезличенному бытию на периферии пространства развития. Ведь статусным вузам выделяют значительно большие ресурсы, здесь и условия для научного творчества куда лучше. К тому же зарплата в региональном вузе теперь привязана не к профессиональному уровню преподавателя, а к среднемесячной зарплате в регионе, где функционирует вуз. У нас, как известно, преобладают депрессивные и дотационные регионы с невысоким

На перекрестке мнений

39

уровнем зарплаты. К примеру сказать, зарплата автора этих строк едва превышает 20 тысяч рублей (поскольку среднемесячная зарплата в Кабардино-Балкарии составляет всего 16 тыс. руб.) Получается так, что провинциальный вуз, который долгие годы был ключевым институтом государственной политики развития страны «от подъема региона », теперь, в ходе реформ, стал частью и формой социального, а значит -профессионального и гражданского неравенства. «С какой стати? » - вот «немой вопрос», который порожден этой ситуацией и лежит в основе критично-скептичного (если не сказать - раздраженного) отношения вузовских сообществ в регионах к реформенной деятельности Минобрнауки. При этом критика чаще всего строится как укор в бюрократизации и коммерциализации образования [1; 2], как и в данном случае. «Характерной чертой развития регионального российского вуза, проявляющейся независимо от его статуса, является бюрократизация научно-образовательного и воспитательного пространства», - пишет уважаемый Валентин Павлович (с. 30). По его мнению, это проявляется «в виде комплекса управленческих практик, затрагивающих все аспекты функционирования учреждений ВПО. В процессе бюрократизации многократно усиливается формализация вузовской среды... активно вводятся разнообразные стандарты и регламенты, формируются рейтинги оценки деятельности преподавателей и сотрудников, внедря-етсясистема менеджмента качества» (с. 31).

С такой позицией трудно согласиться уже потому, что за бюрократизацию (которая сама по себе в сфере образования, увы, имеет место быть) выдается формализация параметров вузовского процесса, в частности - разработка стандартов, регламентов, норм, критериев рейтинговой оценки и т.д. Ведь формализация, хотя она и окрашена в обыденном сознании русскоговорящего в негативные тона, на самом деле является одним из важнейших принципов (наряду с

принципами научности, системности, гибкости, централизации, диверсификации) рационализации управления, повышения его эффективности, обеспечения объективности и прозрачности в процессах управления и контроля. Иначе говоря, формализация в управлении просто необходима.

Понятно, формализация вузовских процессов (прошу не путать с педагогическим действом и научным творчеством!) -рутинный, трудоемкий, далеко не всегда творческий процесс. Знаю это по личному опыту. Так, в ходе рубежного контроля мне приходится оценивать рейтинг каждого студента как результат анализа от 3 до 5-7 цифровых данных. Увлекательным такое занятие не назовешь. Но эти данные открыты: студент видит всю «анатомию » своего успеха и неуспеха и дорожит каждым баллом. И самое главное: здесь оценка перестает быть плодом ситуационного, а тем более эмоционального «судейства преподавателя », а становится итогом накопленных достижений. Еще один пример. За последние два года мне пришлось разрабатывать рабочие программы и материалы к тестам по трем философским дисциплинам для 7 направлений магистерской подготовки и 11 направлений обучения бакалавров - это сотни страниц текста. Вероятно, такую работу можно воспринимать и как «бумажно-файловый вал». Но я, как преподаватель, здесь вижуи другое - модернизацию, системную организацию структуры, логики и содержания образования. Для меня разработка программ и тестов в рамках образовательного стандарта нового поколения стала весьма интенсивной работой над собой. Такого же мнения придерживается и абсолютное большинство моих коллег по Кабардино-Балкарскому университету. И еще. Тот значительный объем учебно-методической документации, что сегодня создается в вузах, - явление «одноразовое », связанное с введением в действие ФГОС. Иначе говоря, речь фактически идет о настройке и запуске некоей новой системы

40

Высшее образование в России • № 2, 2014

вузовского процесса, и бюрократизм здесь ни при чем: настройка любой сложной системы - это процесс рутинный. А что касается критикуемого терминологического словаря организации высшего образования на основе ФГОС (компетенции, образовательные модули, кредитно-зачетные единицы), несть числа копьям, сломанным по их поводу, хотя ничего особенного в нем нет. Это современные смысловые и содержательные ориентиры организации образования. Ими пользуются многие страны, а значит, они гарантируют российскому студенту академическую мобильность, т.е. возможность продолжить образование и за пределами России (какпоказывает статистика, число таких студентов неуклонно растет). Да и на каждом этапе социальной истории наука, образование и прочие сферы деятельности обновляют свой терминологический тезаурус.

В свете изложенных обстоятельств видеть сегодня главную проблему регионального вуза в «бюрократизации образовательной среды» мне представляется скорее честным заблуждением. Беда регионального университета в современной России, на мой взгляд, совсем в другом. В том, что действующая стратегия развития высшей школы не понимает и не учитывает особую значимость регионального вуза в такой сложной и уникальной в социально-культурном плане стране, как Россия. Региональный вуз фактически стал «выпадающим», «утраченным» звеном в стратегии развития высшего образования в современной России.

Понятно, что университет на периферии (в регионе) призван в первую очередь преодолевать всякие формы периферийно-сти и отставания региона - интеллектуального, культурного, технологического. И уважаемый Валентин Павлович прав, утверждая, что вузы - «это прежде всего трансляторы культурных образцов, знаний и технологий» (с. 35). В этом контексте понятна его обеспокоенность витающим в региональных вузахощущением: «эти рефор-

мы - не для нас ». Тем более что «стагнация духа» в региональных вузах имеет исторические корни и подпитывается культурной памятью, которая, как известно, куда глубже укоренена и более живуча именно в регионе, в провинции. Ведь те самые региональные университеты и институты в областях, краях и республиках России в свое время были сотворцами «чуда советского образования» вместе с большой советской наукой и вузами - флагманами страны; да и ныне поддерживают (пока еще) сносный уровень профессионализма. Однако теперь получается так, что в глобальном пространстве глобальной конкуренции они затерялись в частоколах глобалистско-рыночных критериев успешности, порой никак не применимых к периферийному вузу (скажем, внушительные объемы финансируемой НИР или масса иностранных студентов. Это в наших-то бедных и необустроенных провинциях?), вызывая те «ноющие эмоции» и тревожные оценки, о которых пишет коллега.

Однако, повторюсь, реальная причина невстроенности регионального вуза органичным образом в наши реформы заключается не в формализации/ бюрократизации, а в моновекторности стратегии реформ: в ней излишне - в ущерб региональным и национальным вызовам и запросам в адрес образования - преобладает философия либерализма, глобализации культурного и профессионального пространства, технологий рыночной успешности. В итоге данная стратегия образования работает скорее на трансляцию идеалов и принципов глобально-либерального мира в духовно-культурное пространство страны и в сферу отечественного образования, нежели на восприятие реальных запросов страны, что особенно остро (и болезненно) ощущается именно в регионах, в «форпостах» нашей культурной идентичности. Преодолима ли эта ситуация? Разумеется, да, если стратегия развития отечественного образования станет более дифференцированной, как

На перекрестке мнений

41

того требуют внутренние и внешние вызовы России. Но пока в ней доминирует идея «успешно следовать » европейскому модусу образования, либо попасть в клуб 100 или 300 лучших университетов мира.

Значимость этих целей очевидна. Но очевидно и другое: наша стратегия развития образования должна действовать также и на устранение тех социальных, экономических, технологических и культурных разрывов между регионами, этносами и культурами, которые продолжают лишь нарастать, периодически вызывая опасные социальные взрывы. Понятно, что для исправления этой ситуации требуются серьезные меры политического, экономического и культурно-образовательного плана. В частности, необходимо, чтобы в каждом регионе хотя бы один вуз располагал ресурсной базой и технологиями современного университетского процесса, являя «точку роста региона ». Тогда и самоощущение регионального вуза наверняка будет иное.

Впрочем, у регионального вуза в России есть и своя особая миссия, пока так и не нашедшая отражения в стратегии развития образования: выступать как институт формирования российской идентичности. В подтверждение актуальности этой миссии сошлемся на строки из послания Президента РФ Парламенту (12 декабря 2013 г.): «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно... но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции ».Сегодня ситуация такова, что из стен одних школ (и вузов) выходят ревнители татарского языка или задорной пляски «лезгинка », а из стен других -охранители православно-казачьей культуры, не очень готовые к взаимному диалогу и поиску согласия. А ведь совсем недавно, в «нулевые годы» страна с большими издержками восстановила единое конституционное пространство. Но оно, как нетрудно понять, сохранится прочно и надолго,

лишь будучи трансформировано в целостное единство культурно-цивилизационного пространства России и закреплено в единство гражданско-политической идентичности россиян. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит именно региональным вузам.

Разумеется, трудно рассчитывать на успешность России в глобальном мире с его практиками мегапроектов, академической и трудовой мобильности, стартапов, транснациональной экономики, если наши ведущие вузы естественно-научного, технического и медицинского профиля не будут встроены в общемировое академическое и образовательное пространство. Хорошо, что наш топ-менеджмент активно действует в этом направлении. Вместе с тем история и судьба нашей страны сложилась так, а запрос на идентичность, объединяющую россиян культурно и духовно в единую нацию, сегодня настолько значим, что требуется развитие вузов и как эффективных центров формирования идентичности, консолидирующей российское общество. В этом контексте было бы разумно в систему статусной иерархии российских вузов ввести еще один статус - «головной вуз (университет) региона». Разумеется, возможны и иные варианты именования, важно, чтобы вуз такого рода становился основой и центром регионального кластера образования и научно-технологического развития, построенного на принципах вертикальной и горизонтальной интеграции учреждений образования и науки в регионе. Такой политический курс, конечно же, был бы позитивно воспринят в региональных вузах, изменил бы в них атмосферу к лучшему.

Пока же типична такая ситуация, когда региональный вуз чахнет от нехватки средств на развитие, а в регионе отдельно от вуза создается центр высокотехнологичной медицины, а еще - ресурсный центр на основе какого-то учреждения СПО (техникума, колледжа) и где-то своей жизнью, вне всякой связи с этими структурами, живут

42

Высшее образование в России • № 2, 2014

региональные подразделения РАН. Насколько это оправданно и допустимо? Наличие этой «аномальной ситуации» лишь подтверждает, что региональный вуз «выпадает» не только из стратегии Минобрнауки, но и из внимания региональных властей.

Между тем в роли пилотного варианта регионального научно-образовательного кластера могли бы выступить и уже созданные федеральные университеты. Проблема, однако, в том, что в их уставах, как это ни странно, не предусмотрено выполнение каких-либо специфических федеральных функций. В связи с этим в наших регионах (особенно - в полиэтнических и поликультурных) порой возникает «ситуация абсурда ». Например, на Северном Кавказе и Юге России остро стоит проблема координации историографических и культурологических исследований, проводимых местными вузами. Дело в том, что историографическая и культурологическая продукция в регионах частенько становится не только формой «дискурсивныхвойн историй и идентичностей » (что вошло в моду с 1990-х гг.), но и «теоретическим основанием» всякого рода экстремизмов. Ситуацию в данном случае можно было бы поправить, возложив функции научно-методического куратора северокавказских вузов на Южный и СевероКавказский федеральные университеты. Эта проблема не нова, поднималась неоднократно [3; 4], но реакции топ-менеджмента не видно. Перечень подобных примеров «стратегического бездействия», когда речь идет о региональных вузах, этим далеко не исчерпывается. Бесспорно, прав коллега Бабинцев и когда упрекает Минобрнауки РФ в неумении рационально и убедительно строить свои управленческие действия и отношения с академическим сообществом страны (это мы видели по перипетиям с ЕГЭ, по практике выявления неэффективных вузов, реформирования РАН, повышения зарплаты в сфере образования, не говоря уже о почему-то не решаемой проблеме запредельно высоких

зарплат вузовского и даже школьного начальства). В этом плане разделяю общий пафос обеспокоенности коллеги как состоянием дел в региональном вузе, так и уровнем культуры топ-менеджмента образования. Да и трудно не согласиться с тем, что бюрократизма у нас много. И все же не могу разделить оценочные позиции и выводы статьи, в которых бюрократизация предстает как главное бедствие регионального вуза. И вот почему.

Когда речь идет об образовании, надо бы различать идеологизированный бюрократизм запретов, цензур и ограничений мысли и творчества, что нам хорошо знакомо по прошлой истории, и сегодняшний рутинно-управленческий бюрократизм формализаций. Ведь одно из немногих значимых достижений России за последние 2025 лет состоит в том, что у нас не стало политико-идеологического (т.е. тотально-бюрократического) ограничения мысли и творчества человека, а значит, демократия на рабочем месте (на уровне преподавателя) теперь больше зависит не от формотворческой страсти ведомств, а от культуры и профессионализма низового и среднего звена управления - кафедры, факультета, вуза. Об этом свидетельствует и мой сорокалетний опыт работы в региональном вузе.

Литература

1. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 14-22.

2. Хагуров Т.А. Высшее образование между

служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 47-57.

3. Кузьминов П.А., Кумыков А.М., Дзами-

хов К.Ф. Региональная историография в системе вузовской науки // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 76-81.

4. Геляева А.М., Кремшокалова М.Ч. Лингви-

стическая культурология как сфера межвузовской кооперации // Высшее образование в России. 2013. №6. С. 81-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.