УДК: 371.68; 371.64; 004.9
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДИСТРИБУЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТЕНТА НА
БАЗЕ СИСТЕМЫ «АЗБУКА»
Башарули Н.В., Тармин В.А. Федеральный институт развития образования. Москва. Россия. Email: tarmin.v@firo.ru, nukribasharuli@gmail.com
Аннотация. Рассмотрены вопросы перехода образовательных учреждений на электронный контент. Показаны возможные подходы к созданию регионального центра защищенной дистрибуции электронного контента.
Ключевые слова: электронный контент, дистрибуция электронного контента
REGIONAL DISTRIBUTION CENTER OF DIGITAL CONTENT ON THE BASIS OF THE FIRM "AZBUKA"
Basharuli N.V., Tarmin V.A The Federal Institute for Educational Development. Moscow. Russia, E-mail: tarmin.v @ firo.ru, nukribasharuli@gmail.com
Abstract. Are discussed the problems of the transition of educational institutions to the electronic content. Are showed the possibilities of creation a regional distribution center of secure electronic content.
Keywords: digital content, distribution of electronic content
Реализация модернизационных проектов и инициатив в области образования предполагают рост интенсивности и объемов использования в школе цифровых ресурсов и технологий. Современные технологии основаны на применении портативных персональных коммуникационных устройств - нетбуков, планшетов, ридеров, коммуникаторов. Эти устройства предназначены для работы с электронным контентом, который в близкой перспективе заменит традиционные учебники и другие печатные материалы.
Переход на электронный контент решит ряд таких серьезных проблем школ и библиотек как:
• проблема обветшания и недоукомплектования библиотечных фондов образовательных учреждений;
• высокая стоимость изданий на бумаге;
• необходимость выделения дополнительных площадей и помещений для хранения книжного фонда;
• трудоемкое и малопроизводительное обслуживание книжного фонда, выдачи и приема книг.
Данные проблемы решаются с помощью перехода на электронный контент, при внедрении которого в образовательную и библиотечную сферу на уровне региона необходимо решить следующие задачи:
• создание достаточного ассортимента контента, востребованного у пользователей;
• обеспечение надежной защиты авторских прав от нелегального копирования контента;
• обеспечение учреждения образования персональными устройствами для работы с контентом;
• обеспечение учреждения удобными средствами поиска контента;
• решение задач локальной и удаленной доставки контента на персональные устройства непосредственно в учреждениях, вне зависимости от наличия и качества связи;
• внедрение инструментов по администрированию приобретенного контента на устройствах пользователей;
• обеспечение агентских услуг по приобретению прав у поставщиков контента, мониторинг потребностей образовательных учреждений в контенте;
• стимулирование онлайн-обмена опытом, лучшими практиками и решениями в системе образования.
Компания «Азбука» - участник федерального проекта «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации», создала автоматизированную систему защиты и управления электронным контентом «Азбука».
В настоящий момент в рамках системы «Азбука» разработана и предлагается концепция создания Региональных Отделов Дистрибуции Национального и Иностранного Контента (РОДНИК) для эффективного внедрения электронных образовательных технологий в региональных системах образования и библиотечных сетях.
Региональный центр дистрибуции контента РОДНИК
Организация регионального центра дистрибуции контента РОДНИК позволяет региону эффективно вкладывать финансовые средства в приобретение электронного контента, т.е. закупать его по мере появления и выявления в нем потребности у образовательных учреждений и библиотек.
Центр дистрибуции позволяет организовать эффективное сотрудничество региона с издательствами в части приобретения электронного контента и поддержать требуемую лицензионную политику, которая будет согласована между издательством и заказчиками, обеспечить рациональное использование и контроль за приобретенным контентом. К примеру, создание такого центра позволяет школам, подключенным к центру РОДНИК, приобрести необходимое количество экземпляров электронных учебников. Без организации такого центра учебным заведениям будет сложно получить электронные учебники, обратившись напрямую к издательствам, по причинам низкой стоимости контракта и высоких рисков последующего нелегального распространения выданного образовательного контента. В том случае, если образовательное учреждение закончило использовать образовательный контент из каталога центра РОДНИК, он может быть возвращен в коллекцию центра. Этот контент становится доступным другим заказчикам и пользователям в рамках лицензионных соглашений.
Компания "Азбука" выполняет посреднические функции и функции поддержки по отношению к центрам дистрибуции и к системе управления дистрибуцией. Она может заключать различные договоры с издательствами, другими правообладателями на контент с одной стороны, и региональными субъектами, нуждающимися в поддержке технологических и юридических процессов работы центров дистрибуции с другой. В компании «Азбука» есть отдел поддержки региональных центров дистрибуции, специалисты которого помогают региональным центрам в решении вопросов приобретения и дистрибуции контента.
Сторона (регион, муниципалитет, библиотека, школа и т.п.), приобретающая контент, может передать в центр РОДНИК не только приобретенный, но и созданный своими силами электронный контент, а затем делегировать представителям Заказчика (например, в образовательные учреждения) функции по управлению контентом в рамках конкретного учреждения.
Центр РОДНИК на договорной основе передает Заказчикам электронного контента криптоключи «Азбуки» для доступа к порталу. Криптоключи предназначены для управления и защиты контента от нелегального копирования. Криптоключи производятся компанией «Азбука» совместно с компанией «Актив» - крупнейшим отечественным разработчиком и производителем программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности. Криптоключ выполнен в виде небольшого устройства USB и предназначен для безопасного хранения и использования паролей, цифровых сертификатов, ключей шифрования и электронно-цифровой подписи.
Криптоключ при инициализации привязывается к пользователю и конечному устройству (стационарный компьютер, ноутбук, планшет, ридер и т.п.) и не может быть использован несколькими разными пользователями одновременно. Специалисты заказчика, центра РОДНИК или компании "Азбука" могут переинициализировать криптоключ на другого пользователя. По мере вовлечения большего числа пользователей заказчика (например, учащихся в школе) в процесс использования электронного контента, дополнительные криптоключи могут приобретаться центром у компании «Азбука» для их передачи заказчику.
Администраторы центра "Родник", могут предоставлять доступ к электронному контенту своего центра не только в регионе присутствия, но и за его пределами в соответствии с подписанными лицензионными соглашениями.
Система интеллектуальной репликации данных центра РОДНИК на основе технологий разработанных в компании «Азбука», позволяют пользователям заказчика получать контент, даже если каналы связи между учреждением заказчика и центром обработки данных «Азбуки» имеют низкую скорость передачи данных или часто обрываются (проблема "последней мили").
Новые центры дистрибуции в регионах могут создаваться на основе имеющихся центров информатизации образования. Это облегчит становление этого нового вида деятельности и позволит повысить уровень доверия издательств к ним, а значит, увеличит качество и количество ценного электронного контента.
Система защиты и управления контентом «Азбука»
Система «Азбука», позволяет поддержать любые лицензионные требования правообладателя к центру дистрибуции - ограничение по периоду и сроку использования электронного контента, количеству копий, территории дистрибуции и т.д. Система «Азбука» позволяет поддержать защищенную дистрибуцию на различных типах операционных систем, которые есть в учреждениях Заказчика (windows, linux, android). Важно, что система «Азбука» моделирует привычные процессы оборота бумажной литературы, поэтому она интуитивно понятна и легка в освоении.
Для обеспечения комфортных условий взаимодействия участников проекта -системы защиты "Азбука", Издательства и Заказчика (например, образовательного учреждения) предлагается две модели взаимодействия:
1. Модель полной дистрибуции контента - контент размещается в каталоге "Азбука" для последующего продвижения в регионе. Контент доступен для заказчиков и пользователей с учетом назначенной издателем лицензионной политики. Размещение
контента в каталоге и его распространение через систему осуществляется на основании лицензионного договора. В своем личном кабинете в системе издатель полностью контролирует политику продаж, сами продажи, а также статистику использования приобретенного контента. Издатель имеет возможность изменить условия распространения контента в системе в любое время.
2. Модель технической дистрибуции - Контент не размещается в публичную часть каталога и передается заказчику по запросу издателя. Издатель напрямую взаимодействует с заказчиком, реализуя свой контент. Региональный центр дистрибуции обеспечивает техническую функцию по защите и доставке контента от издательства (правообладателя) подключенному к системе заказчику. В данной модели контент передается на основании лицензионного договора, заключенного издательством напрямую с заказчиком или с центром дистрибуции по поручению заказчика. Издателю предоставляется сервис по контролю за использованием контента.
Система "Азбука" обеспечивает высочайший уровень защиты контента и противодействует его нелегальному копированию. Отсутствие таких инструментов зачастую приводит к отказу в сотрудничестве со стороны правообладателей электронного контента или же ведет к тому, что рассматриваются заказы по приобретению крупных партий электронного контента, что зачастую нецелесообразно для регионов, которые только начинают разбираться в вопросах эффективного использования электронного образовательного контента. Кроме того, система мониторинга и формирования отчетности, поставляемая в составе системы «Азбука», позволяет проводить аудит выданных лицензий и их соответствие заявленному количеству. Ситуация, когда поставленный в школу электронный контент используется нелегально за ее пределами, при использовании «Азбуки» невозможен.