Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТОПЛИВА: ЦЕНЫ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТОПЛИВА: ЦЕНЫ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЛОКИРОВКА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЦЕНЫ / СПРОС / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярош Ольга Борисовна

В настоящее время существует полная неопределенность по поводу масштабов воздействия на экономику короновирусной инфекции. Особенно в регионах, бюджет которых напрямую связан с туристической активностью. Методика исследования. Основана на оценке секторальных изменений экономики в рамках краткосрочных экономических трендов. Проведен сравнительный анализ цен на топливо в регионе. Для выявления потребительского спроса было проведено маркетинговое исследование CAWI, в котором приняли участие 380 человек, оно визуализировано в графическом и табличном виде. Результаты. Дана оценка реального экономического ущерба для отраслей хозяйства России от COVID-19. Они рассмотрены в разрезе четырех фаз, которые переживала экономика на протяжении сложной эпидемиологической ситуации. Структура внешней торговли Республики Крым показывает отрицательное внешнеторговое сальдо по всем видам топливно-энергетических товаров В условиях жестких условиях санкционных ограничений и сокращения потребления из-за сложной эпидемиологический ситуации цены на бензин постоянно увеличиваются. В мае 2020 года цены росли из-за временных импортных ограничений, а также ремонтов на станциях из-за последствий COVID-19. Рынок топлива Республики Крым более стохастичный, сложившаяся монополистическая конкуренция между такими компаниями как ТЭС и ATAN негативно влияет на ценообразование, что приводит к увеличению средних цен 3-5 рублей выше, чем в среднем по России. Оценка потребительского спроса на этапе постковидного восстановления топливного рынка показала постепенное восстановление спроса . В заключении отметим, что пандемия COVID-19 кардинальным образом изменила жизнь потребителя, внесла новые требования к продвижению товаров, виртуализировала многие процессы и повысила целевые запросы, вместе с тем, она дала толчок к введению технологических инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FUEL MARKET: PRICES AND CONSUMER DEMAND IN PANDEMIC CONDITIONS

Currently, there is complete uncertainty about the extent of the impact of coronavirus infection on the economy. Especially in the regions, the budget of which is directly related to tourist activity. Methodology. Based on the assessment of sectoral changes in the economy within short-term economic trends. A comparative analysis of fuel prices in the region was conducted. CAWI market research was conducted to identify consumer demand, which involved 380 peoples, it was visualized in a graphical and tabular form. Results . The real economic damage of COVID-19 to Russian industries was assessed. They are considered in the context of the four phases that the economy experienced during the difficult epidemiological situation. The structure of foreign trade in the Republic of Crimea shows a negative foreign trade balance for all types of fuel and energy products Under the tough conditions of sanctions restrictions and reduced consumption due to the difficult epidemiological situation, gasoline prices are rising. In May 2020, prices rose due to temporary import restrictions, as well as repairs at stations due to the effects of COVID-19. The fuel market in the Republic of Crimea is more stochastic, the existing monopolistic competition between such companies as TES and ATAN negatively affects pricing, which leads to an increase in average prices of 3-5 rubles higher than the Russian average. An assessment of consumer demand during the post-consumer recovery phase of the fuel market showed a gradual recovery of demand. In conclusion , we note that the COVID-19 pandemic has radically changed the life of the consumer, introduced new requirements for the promotion of goods, virtualized many processes and increased target demands, at the same time, it gave an impetus to the introduction of technological innovation.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТОПЛИВА: ЦЕНЫ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 339.13 (004.9)

Ярош Ольга Борисовна,

доктор экономических наук, доцент,

профессор кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела,

главный научный сотрудник Лаборатории нейромаркетинга и поведенческой экономики, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Yarosh Olga Borisovna,

Doctor of Economics, Associate Professor,

Professor of the Marketing, Trade and Customs Department,

Chief Laboratory of Neuromarketing and Behavioral Economics,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТОПЛИВА: ЦЕНЫ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

REGIONAL FUEL MARKET: PRICES AND CONSUMER DEMAND IN PANDEMIC CONDITIONS

В настоящее время существует полная неопределенность по поводу масштабов воздействия на экономику коронови-русной инфекции. Особенно в регионах, бюджет которых напрямую связан с туристической активностью. Методика исследования. Основана на оценке секторальных изменений экономики в рамках краткосрочных экономических трендов. Проведен сравнительный анализ цен на топливо в регионе. Для выявления потребительского спроса было проведено маркетинговое исследование CAWI, в котором приняли участие 380 человек, оно визуализировано в графическом и табличном виде. Результаты. Дана оценка реального экономического ущерба для отраслей хозяйства России от COVID-19. Они рассмотрены в разрезе четырех фаз, которые переживала экономика на протяжении сложной эпидемиологической ситуации. Структура внешней торговли Республики Крым показывает отрицательное внешнеторговое сальдо по всем видам топливно-энергетических товаров В условиях жестких условиях санкционных ограничений и сокращения потребления из-за сложной эпидемиологический ситуации цены на бензин постоянно увеличиваются. В мае 2020 года цены росли из-за временных импортных ограничений, а также ремонтов на станциях из-за последствий COVID-19. Рынок топлива Республики Крым более стохастичный, сложившаяся монополистическая конкуренция между такими компаниями как ТЭС и ATAN негативно влияет на ценообразование, что приводит к увеличению средних цен 3-5 рублей выше, чем в среднем по России. Оценка потребительского спроса на этапе постковидного восстановления топливного рынка показала постепенное восстановление спроса. В.заключении отметим, что пандемия COVID-19 кардинальным образом изменила жизнь потребителя, внесла новые требования к продвижению товаров, виртуализировала многие процессы и повысила целевые запросы, вместе с тем, она дала толчок к введению технологических инноваций.

Ключевые слова: пандемия, экономическая блокировка, топливно-энергетический рынок, цены, спрос, потребитель.

Currently, there is complete uncertainty about the extent of the impact of coronavirus infection on the economy. Especially in the regions, the budget of which is directly related to tourist activity. Methodology. Based on the assessment of sectoral changes in the economy within short-term economic trends. A comparative analysis of fuel prices in the region was conducted. CAWI market research was conducted to identify consumer demand, which involved 380 peoples, it was visualized in a graphical and tabular form. Results. The real economic damage of COVID-19 to Russian industries was assessed. They are considered in the context of the four phases that the economy experienced during the difficult epidemiological situation. The structure of foreign trade in the Republic of Crimea shows a negative foreign trade balance for all types of fuel and energy products Under the tough conditions of sanctions restrictions and reduced consumption due to the difficult epidemiological situation, gasoline prices are rising. In May 2020, prices rose due to temporary import restrictions, as well as repairs at stations due to the effects of COVID-19. The fuel market in the Republic of Crimea is more stochastic, the existing monopolistic competition between such companies as TES and ATAN negatively affects pricing, which leads to an increase in average prices of 3-5 rubles higher than the Russian average. An assessment of consumer demand during the post-consumer recovery phase of the fuel market showed a gradual recovery of demand. In conclusion, we note that the COVID-19 pandemic has radically changed the life of the consumer, introduced new requirements for the promotion of goods, virtualized many processes and increased target demands, at the same time, it gave an impetus to the introduction of technological innovation.

Keywords: pandemic, economic blockage, fuel and energy market, prices, demand, consumer.

166

ВВЕДЕНИЕ

Потенциальный экономический ущерб отраслей хозяйства от СОУГО-19 можно рассматривать в разрезе различных фаз, которые переживает экономика на протяжении становления данной сложной эпидемиологической ситуации. В работе Вйпа88у^ийгй [1] выделены четыре фазы, через которые проходили и в настоящее время находятся страны, испытывающую эпидемиологическую нагрузку. Оценка их прохождения на примере России, в частности, дает следующую картину:

Этап 1. Китайский шок (январь " март 2020), когда из-за эпидемии короновируса начались нарушения в глобальных цепях поставок товаров в разные страны.

В России это стало проявляться, в первую очередь, в показателях грузооборота транспорта, самое значительное сокращение пришлось на автомобильные перевозки (табл. 1).

Таблица!. Грузооборот по видам транспорта на первом этапе ограничений в России *

Грузооборот транспорта Март 2020 г., млрд т-км В % к I квартал 2020 г. в % к I кварталу 2019 г.

марту 2019 г. февралю 2020 г.

же ле знодо рожного 214,8 92,8 108,7 95,4

автомобильного 20,7 88,7 102,4 99,8

морского 3,0 98,6 109,8 95,0

внутреннего водного 2,4 105,6 130,0 102,8

воздушного (транспортная авиация) 0,6 93,3 179,1 91,8

трубопроводного 218,0 93,2 101,6 96,3

ВСЕГО 459,5 92,9 105,1 96,0

* Составлено на основании [6]

Снижение динамики грузооборота транспорта в первом квартале 2020 г. произошло на 4 % по сравнению с прошлым годом. Наибольшее падение наблюдалось в январе и марте (табл. 2).

Таблица 2. Динамика грузооборота транспорта в 1 квартале 2020 года *

Период Млрд т-км в % к

со отв етствующе му периоду предыдущего года предыдущему периоду

Январь 462,8 96,1 95,3

Февраль 437,3 99,5 94,5

Март 459,5 92,9 105,1

I квартал 1359,6 96,0 94,2

* Составлено на основании [6]

На данном этапе падение показывали и показатели внешней торговли России. Так, несмотря на положительное сальдо торгового баланса, составляющее 12,5 млрд долл. США в январе 2020, оно снизилось по сравнению с 2019 г (14,4 млрд долл.) почти на 2 млрд долл. США. Это падение составило 14 %. В структуре внешнеторгового оборота России наибольшее снижение связано с импортом товаров (табл. 3).

Таблица3. Влияние коронавируса на структуру внешней торговли России в январе 2020 года *

Внешнеторговый оборот В том числе

млн долл. США в % к экспорт импорт

соот. периоду пред. года пред. периоду млн долл. США в % к млн долл. США в % к

соот. периоду пред. года пред. периоду соот. периоду пред.года пред. периоду

46566 98,5 73,1 29525 95,7 74,6 17041 103,7 70,6

* Составлено на основании [6]

167

В структуре динамики экспорта и импорта в разрезе стран видна тенденция к более сильному снижению экспорта из стран дальнего зарубежья (26040 млн. долл. США), что составляет только 95,6 % от аналогичного периода прошлого года. Экспорт с государств-участников СНГ также снизился (3485 млн. долл. США), а это соответствует 96,5 % от уровня 2019 г.

С точки зрения мировой экономики этот период отмечен в мировых финансовых индексах падением стоимости нефти марки бренд. Первым в январе снизился китайский Shanghai Composite, начиная с февраля упали Японский индекс Nikkei, в марте немецкий индекс DAX 30 и американский S&P 500.

Этап 2. Секторальное отключение. Начиная с февраля в мире, а в России — с марта начали вводится ограничения в работе отдельных отраслей. В первую очередь, это коснулось воздушного транспорта, туризма, индустрии развлечений и отельного хозяйства (табл. 4).

Таблица 4. Основные экономические и социальные показатели России на втором этапе ограничений *

Показатели Март 2020 г. В % к I квартал 2020 г. в % к I кварталу 2019 г.

марту 2019 г. февралю 2020 г.

Продукция сельского хозяйства, млрд рублей 282,6 103,0 144,2 103,0

Грузооборот транспорта, млрд т-км 459,5 92,9 105,1 96,0

в том числе железнодорожного транспорта 214,8 92,8 108,7 95,4

Оборот розничной торговли, млрд рублей 2914,9 105,6 110,2 104,3

Объем платных услуг населению, млрд рублей 816,9 95,6 98,1 99,6

Ивдекс потребительских цен 102,5 100,6 102,4

Ивдекс цен производителей промышленных товаров 96,8 98,6 98,3

Общая численность безработных (в возрасте 15 лет и старше), млн человек 3,5 99,1 101,8 95,9

Численность официально зарегистрированных безработных (по данным Роструда), млн человек 0,7 88,8 99,6 91,8

* Составлено на основании [6]

На втором этапе возросли цены и оборот розничной торговли, а все остальные макроэкономические показатели страны стали снижаться. Больше всего ограничения коснулись рынка труда. Началось увеличение числа безработных.

Этап 3. Коллапс экономической деятельности. Практически полная остановка, кроме жизнеобеспечивающих предприятий. В России это пришлось на апрель начало мая, когда были введены самые жесткие ограничительные меры, начиная с закрытия школ, основных предприятий обрабатывающей, перерабатывающей промышленности, полной блокировки всей сферы услуг, ограничениями на передвижения и т.д. (табл. 5).

На этапе полной блокировки экономической деятельности число безработных увеличилось в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наполовину снизился объем платных услуг населению. Внешнеторговый оборот России (по состоянию на апрель " 40,7 млрд. долл. США) упал до уровня 69 % от объемов соответствующего периода прошлого года. При этом, экспорт (23,5 млрд. долл. США) упал до 64 %, а импорт (17,2 млрд. долл. США) до 78 % от уровня 2019 г.

Этап 4. Восстановление. Постепенное снижение ограничений, запуск экономической деятельности после полной блокировки. Данный этап имеет широкие вариации по времени в рамках разных субъектов Федерации, в Крыму он начался с 1 июня.

В настоящее время существует полная неопределенность по поводу масштабов прямого экономического эффекта после коронавирусной инфекции для регионов, бюджет которых напрямую связан с туристической активностью особенно в наиболее чувствительных к этому регионах.

168

Таблица 5. Основные экономические и социальные показатели России на третьем этапе ограничений *

Показатели Май 2020 г. В % к Январь-май 2020 г. в % к январю-маю 2019 г.

маю 2019 г. апрелю 2020 г.

Индекс промышленного производства 90,4 94,5 97,6

Продукция сельского хозяйства, млрд рублей 358,4 103,2 111,6 103,0

Грузооборот транспорта, млрд т-км 432,1 90,5 96,4 94,6

в том числе: железнодорожного транспорта 209,9 93,4 100,7 94,5

Оборот розничной торговли, млрд рублей 2257,3 80,8 106,7 93,9

Объем платных услуг населению, млрд рублей 518,1 60,5 99,1 83,4

Индекс потребительских цен 103,0 100,3 102,7

Индекс цен производителей промышленных товаров 85,9 97,2 94,0

Общая численность безработных (в возрасте 15 лет и старше), млн человек 4,5 132,7 105,3 107,8

Численность официально зарегистрированных безработных (по данным Роструда), млн человек 2,1 в 2,8р. 163,5 142,3

* Составлено на основании [6]

РЕЗУЛЬТАТЫ

Структура внешней торговли Республики Крым, показывает отрицательное внешнеторговое сальдо по всем видам топливно-энергетических товаров (табл. 6).

Таблица6 Топливно-энергетические товары в структуре внешней торговли Республики Крым *

Год Наименование товара Экспорт Импорт Сальдо, тыс. долл. США

тыс. долл. США в % к общему объему тыс. долл. США в % к общему объему

2017 Всего, млн долл. США 22,5 100 45,7 100 -23,2

Топливно-энергетические товары 194,5 0,9 649,40 1,4 -459,9

2018 Всего, млн долл. США 23,8 100 56,5 100 -32,7

Топливно-энергетические товары 32,6 0,1 6841,2 12,1 -6808,6

2019 Всего, млн долл. США 33,7 100 60,4 100 -26,8

Топливно-энергетические товары 142,9 0,4 5269,3 8,7 -5156,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 (январь-июнь) Всего, млн долл. США 17,9 100 22,9 100 -5

Топливно-энергетические товары 0 0 2568,6 11,2 -2568,6

* [2]

Республика Крым экспортирует совсем незначительное количество нефти, так как на территории полуострова она добывается в небольших количествах. Объем экспорта реализуемой нефти с 2017 года значительно снизился. Так, с 2017 года по 2019 объем экспортируемой нефти снизился на 51,6 тыс. долларов. Количество импортируемых топливно-энергетических ресурсов увеличи-

169

лось с 2017 по 2018 год с 649,40 тыс. долларов в 2017 г до 6841,2 тыс. долларов в 2018 году, разница составила 6191,8 тыс. долларов. С 2018 года стал формироваться тренд, имеющий нисходящий характер, с 6841,2 долларов 2018 года, снизился до 5269,3 тыс. долларов в 2019 году и продолжил снижаться в 2020 году, до отметки 2568,6 тыс. долларов. Как итог, с 2018 по 2020 год количество импортируемой нефти в стоимостном выражении снизилось на 4272,6 тыс. долларов, что безусловно, связано с пандемией СОУГО-19.

В условиях жестких условиях санкционных ограничений и сокращения потребления из-за сложной эпидемиологический ситуации цены на бензин растут.

Мониторинг цен на крымских заправках, показал, что по состоянию на 2021 г фиксировались следующие цены (рис. 1).

Период

Рис. 1. Динамика цен на топливо в Крыму с 2017 по 2021 гг. [3]

Минимальные значения по всем видам топлива было в 2017 году, ДТ — 38,48 руб./литр, АИ-92 — 38,93 руб./литр, АИ-95 — 43,59 руб./литр и АИ-98 по цене 51,49 руб./литр. Максимальное значение дизельного топлива было в марте 2019 — 50,93 руб./литр, АИ-92 в июне 2018 — 46,99 руб./литр, АИ-95 в августе 2020 — 52,2 руб./литр, АИ-98 — осенью 2020 года, его значение составило 57,97 руб./литр.

Динамика цен имеет достаточно волнообразный вид, однако линия тренда все равно остаётся неизменной, цены выросли по каждому виду топлива в диапазоне от 5 до 10 рублей за литр. Так, например, дизельное топливо на конец января 2017 года стоило 38,48 рублей/литр, а в январе 2021 уже 48,80 рублей/литр. АИ-92 в январе 2017 составлял 38,93 рублей/литр, а в том же месяце 2021 уже 46,09 рублей/литр. АИ-95 в январе 2017 года был по цене 43.59 рублей/литр, а уже в 2021 его стоимость составила 50,77 рублей/литр. АИ-98 в январе 2018 года был 51,49 рублей/литр, а в январе 2021 уже 57,14 рублей/литр.

Резкое повышение цен весной 2018 года произошло из-за того, что были увеличены цены на нефтепродукты на мировом уровне, также в этот период времени наблюдалось увеличение спроса, связанного с сезонностью. В мае 2020 года цены росли из-за временных импортных ограничений, а также ремонтов на станциях из-за последствий СОУГО-19.

Разрыв в ценах на бензин между 2017 и 2021 годом, показан на рисунке 2.

За последние 5 лет отмечается постоянный рост цен и вероятней всего он продолжиться и в ближайшей перспективе. Во многом это объясняется тем, что постоянно растут акцизы (табл. 7) и все косвенные налоги, а также довольно сильным уровнем монополизации рынка топлива Республики Крым.

170

39,93

38,48

57,14

50,77

48.8

46.09

ДТ

АИ-92 АИ-95 АИ-98

Январь 2017 Январь 2018 Январь 2019 Январь 2020 Январь 2021 Рис. 2. Разница между ценами на топливо за последние 5 лет (Составлено на основе [4])

Таблица 7. Увеличение акцизных сборов за бензин с 2014 по 2020 год ;

Период Цена рублей за литр

2014 г. 3,15

2015 г. 4,15

01.01.2016 г. 5,65

01.04.2016 г. 7,6

01.01.2018 г. 8,41

01.07.2018 г. 8,92

2019 г. 9,24

2020 г. 9,57

* [5]

Акцизный сбор с 2014 г. по 2020 г. увеличился в 3 раза, что непосредственно влияло на увеличение цены на бензин.

Рынок топлива Республики Крым более стохастичный, сложившаяся монополистическая конкуренция между такими компаниями как ТЭС и ATAN негативно влияет на ценообразование, что приводит к увеличению средних цен 3-5 рублей выше, чем в среднем по России. Безусловное влияние на рынок топлива оказали ограничения, связанные с COVID-19.

Оценка восстановления потребительского спроса на топливно-энергетические ресурсы, после пандемии COVID 19 был нами осуществлен на основе опроса, в нем приняли участие 380 человек. Частота пользования АЗС в течение 2020 г. показана на рисунке 3.

Как правило, большинство респондентов заправлялись раз в две недели» — 39 %, а два, три раза в неделю — 38 % респондентов, раз в месяц — 11 % опрошенных. Вероятней всего рынок начал восстанавливаться.

Двумерное распределение опрошенных по тендерному признаку и в зависимости от частоты пользования АЗС представлено на рисунке 4.

Результаты анкетирования показали, что как правило респонденты заправляются: 91 % — бензином, 7 % — дизелем, 2 % — газом. Наиболее популярные марки бензина представлены ниже (рис. 5).

Наиболее популярные марки топлива — АИ-95 у 54 % опрошенных и АИ-92 у 34 %, поскольку они являются наиболее доступными по цене для широких масс населения, при этом, АИ-92 особенно популярен среди молодой части опрашиваемых, как правило, у студентов.

Объем заправляемого топлива в результате единовременной заправки показан на рисунке 6.

171

£ О

13

2-3 р аза в неделю Более 3 раз в неделю Другое Ежедневно Несколько раз в две недели Один раз в месяц

0

10

Т"

40

П-1-1-1-г

15 20 25 30 35 Количество респондентов, %

Рис. 3. Частотность использования услуг АЗС потребителями (Составлено на основе проведенного исследования)

%

50 л

45 -

40 -

35 -

30 -

25 -

20 -

15 -

10 -

5 -0 -

46,51

31,58

7,02

0

3,51 4,65

3,51 4,65

40,35

37,21

□ Мужчины

□ Женщины

14,03

6,98

2-3 раза в более 3 раз в Другое Ежедневно Несколько раз Один раз в

неделю неделю в неделю месяц

частота потребления

Рис. 4. Двумерное распределение опрошенных по гендерному признаку и в зависимости от частоты пользования АЗС (Составлено на основе проведенного исследования)

60 -50 -

и о

14°-8

8. 30-1

о

в

§ 20 Н

0

54

ДТ

АИ-100 АИ-92 АИ-95 АИ-95+ АИ-98

Марка топлива

Рис. 5. Наиболее популярные марки топлива (Составлено на основе проведенного исследования)

172

ДТ+

60 1

50 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 -

8 30 -

а

о

и

20 -

10 -

26,32 25,8

10-15 литров

53,4

47,37

1,75

5,26 4,6

20 литров

5-10 литров Объем топлива

до 5 литров

□ Мужчины

□ Женщины

19,3

16,2

Другое

Рис. 6. Оценка объема топлива, приобретаемого потребителями единовременно (Составлено на основе проведенного исследования)

Зачастую приобретается от 5 до 10 литров топлива отметили 50 % опрошенных, а 10-15 литров покупают — 26 %. Наблюдается тенденция, что мужчины за один раз приобретают больший объем топлива, чем женщины. Это объясняется тем, что мужчины реже заправляются, они склонны полностью использовать содержимое бака.

Основные факторы, важные при заправке для потребителя, стимулирующие его заполнять полный бак, приведены на рисунке 7.

Другое

Ни при каких условиях

~1 2 33

I 7,02

л а

Затрудняюсь ответить

^ За скидочную карту в кафе

За скидку на топливо

Бесплатная мойка автомобиля

| 6,97 8,77 9

□ Женщины

□ Мужчины

□ Без разделения по полу

15,26 Г!] 9

] 13,95

□ 2,33 0 ]1

1 60.47

66

71,93

17,02 10

13,95

-1-1-1-1-1-1-1-1

0 10 20 30 40 50 60 70 80 %

Рис 7. Факторы, которые влияют на принятие решений о заправке полного бака, % (Составлено на основе проведенного исследования)

173

0

0

Самым значимым мотивационным триггером для потребителя являются скидки на топливо, которые указали 66 % и сопутствующие виды сервиса- бесплатная мойка авто. Среди превалирующих критериев выбора у опрошенных потребителей отмечены качество топлива — 33,5 % и его

PUC. 8. Критерии выбора АЗС, % (Составлено на основе проведенного исследования)

При этом, существуют гендерные различия в части предпочтений женщин, которые больше обращают внимание на такие факторы как качество — 35.42 % и удобное расположение — 25 %.

На территории полуострова функционируют несколько сетей заправочных станций: ТЭС; ATAN; CRS; ОККО; ТНК Атан; БРСМ-Нафта; Формула; «Бахчисарайская»; WOG; Лукойл; «СОВРЕМЕННИК»; Shell; Черноморнефтегаз; ТатНефть; Европетролиум. Оценка их рейтинга среди потребителей приведена на рисунке 9.

На территории Республики Крым, наиболее популярными сетями АЗС являются ATAN — 54 %, и ТЭС — 32 %. Данные компании занимают монополистическое положение на рынке, обслуживая в общей сложности 86 % населения.

Основные причины их выбора потребителями показаны на рисунке 10.

Для всех потребителей важнейшим фактором является качество топлива на выбранной ими АЗС, около 55 % респондентов выбрали данный пункт. На втором месте находится такой фактор как «удобное географическое расположение», он был важен для 16 % респондентов, а третье место занимает бренд важность, который превалирует у 14 % респондентов. Кроме это, при выборе мест заправки 94 % респондентов отмечали, что будут рекомендовать её своим рефератным группам. Спектр сопутствующих видов товаров, которые приобретаются на АЗСпомимо топлива, показан на рисунке 11.

Около 32 % респондентов не пользуются дополнительными предложениями на заправках, это связано с значительными наценками и в среднем более высокими ценами, чем в магазинах, в 27 % случаях анкетируемые приобретают чай/кофе и 24 % отметили, что покупают воду и прочие напитки, только 10 % отметили, что приобретают еду, а 7 % опрошенных покупают средства по уходу за автомобилем.

Выявление основных потребительских запросов и требований к современным заправкам, функционирующих в сложной эпидемиологической обстановке, показано на рисунке 12.

цена — 24,42 % (рис. 8).

40 -i

□ Общие р езультаты

□ Мужчины

□ Женщины

Критер ии выбор а АЗС

174

о

со

<

я н

m

S3 д

Формула ТЭС ТатНефть Лу койл КНК

Бахчисарайская Shell CRS ATAN

0

—i—

10

—i—

20

132

—i—

30

—i—

40

—i—

50

I 54

—i

60

Количество респондентов, % Рис. 9. Наиболее популярные АЗС на территории Крыма, % (Составлено на основе проведенного исследования)

60 -50 -

И

о

8 30 А

S 20 Н * 10 Н

0

14

4

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкие цены

—I---г

Это брендовая Широкий спектр Удобное Нравится

АЗС предлагаемых географическое качество топлива

услу г р аспо ло жение

Фактор

Рис 10. Факторы, влияющие на потребительскую лояльность к АЗС, % (Составлено

проведенного исследования) 35 т

Высокое качество обслуживания

на основе

т---1---г

Чай / кофе Спредства по уходу Ничего не покупаю Еда Вода и прочие

за автомобилем напитки

(ароматизаторы, полироль, масло и

др) Сопутствующие товары Рис. 11. Сопутствующие товары, приобретаемые на АЗС, % (Составлено на основе проведенного исследования)

175

5

7

Л

а

с

Авто-кафе

Дополнительные услуги (пылесос, заправка газом баллонов и др.)

Другое

Профессионализм персонала

Ско рость о бслуживания

Спос об о платы через телефон (с помощью №С-модуля)

0

5

10

15

20

25

Количество респондентов, % Рис. 12. Основные потребительские запросы и требования, % (Составлено на основе проведенного исследования)

Основными сложностями, с которым сталкивается потребитель, является скорость обслуживания, такой ответ дали 23 % опрошенных и необходимость виртуализации оплаты на основе телефона. Среди лидирующих требований, предъявляемые к современным АЗС, относятся критерии, показанные на рисунке 13.

Радушный и квалифицированный персонал Создает хорошее настроение Современная, инновационная Лидер в своём деле Российская Зарубежная Качественное топливо

&

Низкая честная цена топливо

З атрудняюсь ответить

0

25

30

5 10 15 20

Количество респондентов, % Рис. 13. Требования, предъявляемые потребителями к современным АЗС, % (Составлено на основе проведенного исследования)

Современная сеть АЗС должна иметь цену топлива, соответствующую его качеству, быть технологически развитой и предлагать хороший уровень обслуживания.

176

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования было показано, что эпидемия короновируса напрямую повлияла на рынок топлива, из-за повсеместной блокировки экономики в 2020 г, секторальных отключений, тотальных карантинов, снизился общий спрос на топливные ресурсы. Это связано, как с переводом людей в режим дистанционной работы, так и полной остановкой производства или снижением общего объема автомобильных и авиаперевозок, что в свою очередь повлияло на топливно-энергетический рынок как на глобальном уровне сокращением мирового спроса на энергоресурсы на 3,8 % в 2020 г [5], так и уменьшения мировых автомобильных перевозок на 50 %. Учитывая широкое использование топливных энергоресурсов как в промышленных, так и в потребительских целях, изменения коснулись всех сфер жизни. В заключении отметим, что пандемия COVID-19 кардинальным образом изменила жизнь потребителя, внесла новые требования к продвижению товаров, виртуализировала многие процессы и целевые запросы, вместе с тем она дала толчок к введению технологических инноваций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Benassy-Quere A. Covid-19: Europe needs a catastrophe relief plan I A. Benassy-Quere, R. Marimon, J. Pisani-Ferry, R. Reichlin, D. Schoenmaker, B. Weder di Mauro II VoxEU. — 2020. — No5. — P. 1-1б.

2. Внешнеэкономическая деятельность [Электронный ресурс] II Крымстат: Стат. сб. — Режим доступа: crimea.gks.ru/folderI27538 (дата обращения: 05.09.2021).

3. Цены на бензин в Республике Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: fuelprices.ru/ufoIsimferopol (дата обращения: 15.09.202i).

4. Стоимость бензина в Крыму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: visasam.ru/russia/goroda/benzin-v-krymu.html (дата обращения: 30.08.2021).

5. Papakonstantinou E. COVID 19 global social lockdowns: Energy related, psychological, epigenetic, health and environmental impacts I E. Papakonstantinou, K. Pierouli, T. Mitsis et al II International Journal of Epigenetics. — 2021. — No 1. — P. 8-1б.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения: 05.09.2021).

SPtSOKLTTERATURY

1. Benassy-Quere A. Covid-19: Europe needs a catastrophe relief plan I A. Benassy-Quere, R. Marimon, J. Pisani-Ferry, R. Reichlin, D. Schoenmaker, B. Weder di Mauro II VoxEU. — 2020. — No5. — P. 1-1б.

2. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' [Elektronnyy resurs] II Krymstat: Stat. sb. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/folderI27538 (data obrashcheniya: 05.09.2021).

3. Tseny na benzin v Respublike Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: fuelprices.ru/ufoIsimferopol (data obrashcheniya: 15.09.2021).

4. Stoimost' benzina v Krymu [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: visasam.ru/russia/goroda/benzin-v-krymu.html (data obrashcheniya: 30.08.2021).

5. Papakonstantinou E. COVID 19 global social lockdowns: Energy related, psychological, epigenetic, health and environmental impacts I E. Papakonstantinou, K. Pierouli, T. Mitsis et al II International Journal of Epigenetics. — 2021. — No 1. — P. 8-1б.

6. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 05.09.2021).

Статья поступила в редакцию 24 сентября 2021 года Статья одобрена к печати 1 ноября 2021 года

l77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.