Научная статья на тему 'Региональный опыт проектов, основанных на инициативе граждан'

Региональный опыт проектов, основанных на инициативе граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / инициативное бюджетирование / бюджет субъекта / местный бюджет

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрижкина Ирина Викторовна, Капустян Лариса Анатольевна, Сабына Елена Николаевна

Авторами рассмотрена программа инициативного бюджетирования в Алтайском крае. Отмечена ее роль и значимость, необходимость поддержки инициатив именно сельских жителей в силу специфики развития региона. Сделан акцент на механизме реализации данного проекта, его сильных и слабых сторонах, необходимости эффективного взаимодействия органов власти и местного сообщества в решении вопросов местного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрижкина Ирина Викторовна, Капустян Лариса Анатольевна, Сабына Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт проектов, основанных на инициативе граждан»

ятельство является главной проблемой при организации кадрового делопроизводства в органах государственного управления. Для отказа от дублирования информации на бумажный носитель требуется решение этого вопроса на общегосударственном уровне.

В органах местного самоуправления перспектива перехода на безбумажный документооборот в работе кадровых служб осложняется тем, что процессы оснащения необходимым оборудованием местных администраций и адаптации программного обеспечения к потребностям данного уровня управления нуждаются в государственной финансовой поддержке и будут решаться постепенно.

Тем не менее, постепенный переход к ведению кадрового делопроизводства на электронных носителях является неизбежным. Этот переход позволит снизить нагрузку на специалистов кадровых служб, оптимизировать процессы кадрового делопроизводства, наладить и ускорить межведомственный и внутриведомственный обмен информацией, организовать оперативное хранение и передачу на архивное хранение документов по личному составу на электронном носителе.

Электронный документооборот имеет неоспоримые преимущества перед его традиционным аналогом. Он оптимизирует и унифицирует ведение кадрового делопроизводства, снижает риск утраты информации, обеспечивает защиту документов от подделки. Перевод массива кадровых документов в электронный формат позволяет существенно сократить расходы на управление документами и повысить качество управления за счет повышения скорости обработки и обмена информацией.

Библиографический список

1. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 43. - ст. 4169.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - ст. 3215.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования: Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 18. - ст. 3070.

4. О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой: Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 122-ФЗ. (ред. от 24.03.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 17. -ст. 2700.

5. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22 ноября 2021 г. № 377-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 48. - ст. 7947.

УДК 332.1

Региональный опыт проектов, основанных на инициативе граждан

Стрижкина Ирина Викторовна, Капустян Лариса Анатольевна, Сабына Елена Николаевна

Авторами рассмотрена программа инициативного бюджетирования в Алтайском крае. Отмечена ее роль и значимость, необходимость поддержки инициатив именно сельских жителей в силу специфики развития региона. Сделан акцент на механизме реализации данного проекта, его сильных и слабых сторонах, необходимости эффективного взаимодействия органов власти и местного сообщества в решении вопросов местного значения.

Ключевые слова: местное самоуправление, инициативное бюджетирование, бюджет субъекта, местный бюджет.

В Алтайском крае была разработана программа инициативного бюджетирования «Проект поддержки местных инициатив» Министерством финансов Алтайского края. В 2022 г. Министерством финансов РФ был отмечен высокий уровень профессионального и комплексного решения при ее разработке и реализации. В системе инициативного бюджетирования в крае особое внимание уделяется поддержке инициатив именно сельских жителей, что объясняется специфическими административными и географическими особенностями. Алтайский край характеризуется большой протяженно-

стью территории, населенные пункты находятся далеко друг от друга. Численность населения на 1 января 2023 г. составляла 2,131 тыс. человек, из них 42% - это сельское население. Субъект входит в тройку регионов Российской Федерации по количеству муниципальных образований - сельских поселений. В рамках программы инициативного бюджетирования поддержка оказывалась, прежде всего, сельским территориям [1]. Государственная поддержка - это один из основных экономических инструментов государственного регулирования, оказывается через предоставление средств из соответствующих бюджетов. Бюджетные ассигнования из бюджета субъекта РФ чаще всего поступают в форме субсидии [2].

Разработчики программы «Проект поддержки местных инициатив» подчеркивают уникальность новой практики и ее идеологию, выделяют ее отличительные признаки от других краевых программ схожей направленности. Важно было донести информацию о программе до каждого сельского жителя края, о механизме ее работы как можно быстрее и понятнее, так как даже в первый год она ре-ализовывалась на территории всего края, а не в отдельных муниципальных образованиях в рамках пилотных проектов. Проект позволяет жителям самостоятельно определять приоритетный объект, принимать по нему решение на собрании жителей, подготавливать заявку на региональный конкурс, участвовать в софинансировании и выполнении работ, касающихся общественной инфраструктуры.

Сейчас в крае принята и действует государственная программа Алтайского края «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» [3]. Хотя реализация различных социальных проектов граждан при поддержке государства для России не новое явление, это было и в 2000-е гг. Но граждане для реализации самих проектов не привлекались, просто выделялись бюджетные средства.

Впервые граждане стали вовлекаться в решение местных вопросов на региональном уровне после старта «Программы поддержки местных инициатив» (ППМИ), отличительной чертой которой являлось непосредственное участие граждан в выборе объектов для реализации и в функции контроля с их стороны за реализуемыми проектами, а также софинансирования. Таким образом, начало инициативного бюджетирования в крае можно отнести к 2006-2007 гг.

Средства на реализацию проектов поступают из бюджета субъекта РФ в бюджеты муниципальных образований на основе заключенного соглашения между различными органами власти - региональным (распорядителем бюджетных средств) и органом местного самоуправления.

В крае разработаны основные ключевые параметры приоритетного проекта: он должен быть направлен только на развитие объектов общественной инфраструктуры, а не частной собственности; исполнение ограничивается календарным годом, а на финансирование должна быть выделена субсидия, стоимость который может постоянно корректироваться, как правило, в сторону увеличения; финансовое участие муниципального образования не должно быть менее 10% от общей стоимости проекта; денежный вклад населения - не менее 5%; разрешено софинансирование проекта со стороны предпринимательского сообщества.

Но последние два перечисленных параметра не являются главной целью проекта. Предполагается, что население и юридические лица, привлекаемые к участию, помогают решать именно те насущные проблемы, которые волнуют жителей. Участвуя в ППМИ, жители Алтайского края получают возможность устранять социально- значимые проблемы местного значения, производить ремонт объектов водоснабжения, дорог, обустраивать детские и спортивные площадки.

Неоспоримым фактом является то, что именно сами граждане лучше знают о том, какие объекты общественной инфраструктуры для них в этот момент времени актуальны. В качестве примера скажем о том, что в некоторых селах края жители проголосовали за необходимость приведения в надлежащее состояние мест захоронения людей, при этом, конечно, в селах имелись в большом количестве и другие инфраструктурные проблемы, которые администрация считала более приоритетными.

В каждом населенном пункте приоритеты разные, для одних важны вопросы экологии, для других - дома культуры и детские площадки, водоснабжение, дороги. Органы региональной и местной власти работают в рамках программы в партнерстве, тем самым повышается эффективность государственного и муниципального управления. Если граждане предлагают определенные направления расходования средств, то органы власти, принимая бюджеты на следующий год, должны учитывать их интересы.

Каждый регион вносит что-то свое в механизм вовлечения граждан в бюджетный процесс. Но в целом существуют общие положения и этапы: региональный орган власти определяет сумму бюджетных средств, которая пойдет на программу инициативного бюджетирования; формируется и

утверждается календарный план инициативного бюджетирования и принимаются соответствующие распоряжения, положения и постановления; организуются различные варианты общественных слушаний, в ходе которых жители могут обсудить идеи проектов, направленных на решение проблем соответствующей территории; организуют общественные слушания, на которых граждане формулируют и обсуждают идеи по решению наиболее злободневных проблем; бюджетные средства выделяются на те проекты, которые победили в результате конкурных процедур и набрали наибольшее количество голосов от жителей. Определяется также размер вложений граждан в проект в рамках софинансирования; все проекты контролируются со стороны местного сообщества, граждан [4].

Денежное и трудовое участие населения в проекте поддержки местных инициатив позволяет решать насущные проблемы, которые действительно волнуют жителей.

Важно отметить, что порядок участия в ППМИ Алтайского края включает в себя не только принятие решения по денежному вкладу граждан, который необходимо обеспечить в случае победы в конкурсном отборе, но и рассмотрение возможности трудового участия. Граждане, которые выбрали проект для инициативного бюджетирования, принимают участие в его разработке, а в дальнейшем осуществляют контроль за его реализацией. Все работы, которые ведутся в рамках проекта соответствующими организациями, регулируются нормами Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Это позволяет принять участие в проектах различным подрядчикам. Проекты бюджетного инициирования встроены в единую систему административного и бюджетного планирования на уровне органов местного самоуправления.

Местные органы власти являются организаторами реализации данных проектов в муниципальных образованиях. Они принимают решение о том, следует ли участвовать в данной программе, и информируют жителей о программе, организуя при этом оповещение о собраниях или сходах, выделяя общую площадку для обсуждения проекта. Кроме сходов и собраний, идет информирование в социальных сетях, производится сбор опросных листов, проводится предварительное онлайн-голосова-

Проведение собраний жителей края предполагает обсуждение наиболее насущных проблем, голосование за приоритетный объект, определение состава инициативной группы, принятие решения по денежному вкладу населения.

В инициативном бюджетировании предусмотрена возможность участия бизнеса для реализации социальной ответственности. Это подразумевает под собой неденежный вклад в виде предоставления материально-технической и организационной помощи (например, оформление заявок). Конечно, от предпринимателей, прежде всего, ждут финансовой поддержки, с помощью которой выстраиваются партнерские отношения с местной администрацией. Немаловажна для бизнесменов и благотворительность.

В конечном итоге инициативное бюджетирование позволяет создавать высокодоходные проекты, из которых в будущем органы власти, предприниматели и граждане смогут извлекать выгоду при эксплуатации объектов социальной инфраструктуры.

Важно и другое: эти проекты смогут создать новые рабочие места для местных жителей, новые возможности отдыха и общения, например, места для проведения праздников, и в целом сделать лучше качество жизни граждан. Финансирование части бюджета проекта со стороны граждан - важный ресурс развития общественных финансов. Жители, внося свои посильные персональные вклады, одновременно будут ощущать свою причастность к новым создаваемым объектам.

Стоит еще раз подчеркнуть, что не менее важной задачей проектов инициативного бюджетирования является активизация процесса вовлечения граждан в решение местных проблем в выстраивании партнерских отношений с властью, формирования гражданского общества. Активизируются горизонтальные связи, жители ощущают свою роль в развитии местной территории и сообщества.

В результате реализации практик инициативного бюджетирования в России возникают различные эффекты. Экономический эффект проявляется в росте благосостояния, решения актуальных местных проблем, эффективности расходования бюджетных средств, что в целом содействует экономическому развитию территории.

Социальный эффект проявляется и в том, что привлечение граждан к решению общих проблем трансформирует само общество, способствует позитивным социальным изменениям, на конкурсной основе выделяются субсидии из краевого бюджета на реализацию инициативных проектов развития

(создания) общественной инфраструктуры муниципальных образований, выбранных их жителями в качестве приоритетных.

За шестилетний период (2017-2022 гг.) в Проекте поддержки местных инициатив в Алтайском крае приняли участие 860 населенных пунктов из 66 муниципальных образований.

В 2017 г. реализовано 75 проектов, в 2018 г. - 156, в 2019 г. - 204, в 2020 г. - 70, в 2021 г. - 400, 2022 г. - 407. Отсюда вывод о росте количества проектов, а, следовательно, и о растущей эффективности практики и заинтересованности населения и органов местного самоуправления в развитии своих территорий.

Предполагается увеличение на финансирования ППМИ и в 2023 г., а также поднятие максимальной стоимости одного проекта.

В 2022 г. в крае по программе реализовывалось 407 проектов в самых разных сферах (от строительства детских и спортивных площадок до ремонта участков дорог и объектов ЖКХ). На участие в ППМИ в 2023 г. уже сформировано более 300 заявок, максимальная стоимость проекта - от 1,3 до 1,5 млн руб. Отсюда вывод: каждый год проект поддержки местных инициатив в Алтайском крае становится популярнее.

С 2022 г. внесены изменения, которые предоставляют участникам конкурсного отбора дополнительные возможности, а именно: допущены к участию малые города с численностью населения до 50 000 человек с возможностью подачи ими на конкурс по две заявки; муниципальным районам и муниципальным округам предоставлено право подачи на конкурс проектов общерайонного (общеокружного) значения, результатами которых будут пользоваться жители двух и более населенных пунктов.

Особенностями проектов общерайонного значения является информационная платформа алтай-предлагай.РФ и ее мобильное приложение. Данное цифровое решение позволяет гражданам при разной удаленности равноценно участвовать в конкурсе и отслеживать все этапы прохождения заявки на конкурсном отборе без выезда за пределы своего муниципального образования. С помощью портала идет подготовка к заключению соглашения для выделения субсидий с применением электронно-цифровой подписи, а также осуществляется текущий контроль реализации проектов, стадии конкурсных процедур, их приемки [5].

Проект поддержания местных инициатив ежегодно совершенствуется, улучшаются условия, расширяется типология, охватывается новые участники.

С 2023 г. в дополнение к предварительному обсуждению населением проектов путем сбора опросных листов предусмотрена возможность онлайн-голосования на сайте алтайпредлагай. РФ, что будет оцениваться дополнительными баллами.

Система предварительного голосования позволяет каждому жителю предложить свои идеи по развитию города, села или района. Все пользователи портала имеют возможность ознакомиться с предварительно выдвинутыми проектами, оставлять комментарии к ним, вносить свои предложения по доработке, а также отдать свой голос за понравившийся проект, указав в подтверждении адрес электронной почты. Для информирования населения о проекте, о проведении опроса, обнародовании результатов итогового собрания, наряду с печатными средствами массовой информации и социальными сетями, стало возможным использование мессенджеров.

В 2022 г. по Проекту поддержки местных инициатив в Алтайском крае запущен официальный Телеграмм-канал и создана группа в социальной сети «Одноклассники», где содержится подробное описание этапов реализации проектов, публикуется информация об условиях участия, нововведениях, ярких практиках, новостях, а также о самом интересном - о ППМИ. Из телеграмм-канала и группы в «Одноклассниках» подписчики могут получать достоверную информацию о проекте. Соц-сети позволяют решить сразу несколько важных задач, построить диалог с жителями, оперативно распространить информацию и получить обратную связь в виде опросов и исследований. Сегодня и муниципалитеты активно создают официальные страницы в соцсетях для размещения актуальной информацией о своей деятельности.

Таким образом, в статье рассмотрены новые подходы к информированию и вовлечению населения Алтайского края в принятии решений в области бюджета, проанализированы основные документы и программы, принимаемые и реализуемые в этой сфере.

Библиографический список

1. Боев Н.В., Троцковский А.Я. Вовлечение населения в решение вопросов местного значения: историография и опыт Алтайского края // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2020. - № 1. - С. 28-33.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 06.02.2023 № 12-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 40.

3. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»: Постановление Правительства Алтайского края от 29 октября 2019 г. № 423 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

4. Борисова Е.П. Специфика вовлечения населения регионов в процесс инициативного бюджетирования // Вопросы формирования и проблемы реализации национальной технологической инициативы в регионах. Сборник докладов участников I междун. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону, 2019. - С. 208-211.

5. По Проекту поддержки местных инициатив в Алтайском крае продолжается прием заявок на 2021 г. // Голос хлебороба: [сайт]. - URL: http://golos-khleboroba.ru.

УДК 004.08

Информационное взаимодействие между медицинскими организациями

Алтайского края в рамках Единой государственной информационной системы

в сфере здравоохранения

Тяпкина Ольга Александровна, Коренек Екатерина Владимировна

Статья посвящена изучению опыта внедрения Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в медицинские организации Алтайского края. Авторы анализируют основные направления деятельности региональной медицинской информационной системы, их интеграцию с федеральной системой, выделяют проблемы, с которыми сталкиваются медицинские организации при работе с данными системами, и показывают дальнейшие направления развития процесса цифровизации в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация, Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, медицинская информационная система Алтайского

Актуальным направлением развития информационных технологий в сфере здравоохранения является обеспечение качества и доступности медицинской помощи, оказываемой жителям региона. В настоящее время деятельность Министерства здравоохранения Алтайского края и медицинских организаций направлена на внедрение электронных медицинских карт, а также на сокращение количества посещений пациентами лечащих врачей для получения рецептов, требуемых справок и иных документов. Необходимым в условиях возросшей нагрузки на медицинский персонал, на наш взгляд, является уменьшение числа врачей, вовлеченных в непрофильную деятельность, а также их обеспечение требуемой информацией о том, как чувствует себя пациент, какие медицинские услуги он получил.

Во исполнение положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1], Постановления Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» [2] (далее - ЕГИСЗ), а также в рамках реализации мероприятий национального проекта «Здравоохранение» [3] и государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае» [4], в регионе реализуются мероприятия по цифровизации сферы здравоохранения.

В работе региональных медицинских организаций нашла применение медицинская информационная система, которая обеспечивает процесс ведения медицинской документации в форме электронного документооборота. Действующие региональные информационные медицинские системы объединены с сервисами федерального уровня, в том числе «Запись на прием к врачу» и «Электронная медицинская карта». Пациенты на прием в медицинские организации могут попасть, предварительно осуществив запись через электронные сервисы. К таким сервисам относятся: Единый портал государственных и муниципальных услуг, региональный интернет-портал, а также функционирующее мобильное приложение. Доступная и качественная медицинская помощь для жителей Алтайского края обеспечивается реализаций проекта «Бережливая поликлиника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.