УДК 332.05
региональный опыт
инвестиционного
и инновационного развития
(на примере республики татарстан)
д. Н. ГУСАРОВ,
аспирант кафедры бухгалтерского учета E-mail: gusarova5@yandex. ru Московский государственный университет прикладной биотехнологии
В статье рассматривается региональный опыт инвестиционно-инновационного развития на примере Республики Татарстан. Систематизируются наиболее острые проблемы развития инновационного потенциала отечественной экономики и определяются основные мероприятия для их решения.
Ключевые слова: государственный, поддержка, инновационный, развитие, инвестиция, экономика, региональный, инвестиционный потенциал, инновационный потенциал.
Реализуемость провозглашенного в Российской Федерации курса на инновационное развитие экономики зависит от стартовых условий, эффективного сочетания способов регулирования и стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности.
Для прогнозирования тенденций и результатов инновационного развития необходимо проанализировать логику изменения методов регулирования и формирования соответствующих институтов, включая институты собственности и инвестиционного рынка.
Системообразующим и основополагающим фактором инновационного развития является государственное регулирование. Оно оказывает непосредственное влияние на рынок инвестиций как основной источник инновационного развития.
В Татарстане уделяют большое внимание привлечению инвестиций, в том числе зарубежных. Принят ряд законов («Об инвестиционной
деятельности в Республике Татарстан», «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан», «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» и Инвестиционная декларация Республики Татарстан), а также резолюций кабинета министров («Об утверждении положения о порядке оказания государственной поддержки предприятиям и организациям, осуществляющим инвестиционные проекты в Республике Татарстан» и об утверждении ежегодных Инвестиционных меморандумов республики). Эти и другие документы направлены на усиление правовой защиты иностранных финансовых холдингов. В июле 2012 г. был создан Инвестиционный совет Республики Татарстан.
Агентство инвестиционного развития (TIDA) и Корпорация развития Республики Татарстан с 2012 г. начали продвижение бренда Татарстана. На мировых рынках ведется масштабная PR-кампания «Invest in Tatarstan», направленная на продвижение республики как инвестиционно привлекательной площадки.
В результате узнаваемость республики как одного из самых инвестиционно привлекательных субъектов РФ возросла с 18 до 44 %. [12]. Татарстан имеет развитую промышленность (прежде всего химическое производство и машиностроение), располагает особой экономической зоной (ОЭЗ) «Алабуга», где работают 30 отечественных и иностранных резидентов. Половина регионального экспорта направляется в Европу.
Первым в ряду преимуществ ведения бизнеса в Татарстане является легкий доступ к другим регионам России и семи странам СНГ, которые, в свою очередь, представляют собой крупнейший в мире единый рынок. Регион имеет стратегическое положение в самом сердце России, что делает его идеальным местом для бизнес-присутствия в огромной стране. Семь из 14 крупнейших городов РФ, составляющих почти половину населения страны, расположены в радиусе 1 000 км от Казани, что обеспечивает высокий уровень потребления и устоявшиеся рынки сбыта. Таким образом, иностранные компании получают выгоду от снижения издержек за счет реализации эффекта масштаба от ведения бизнеса в Татарстане.
Бизнес-режим работы с акцентом на поддержку иностранных инвесторов на всех уровнях уже принес свои результаты. Объем прямых инвестиций в республику превысил 330 млн долл. США, а в 2011 г. агентство Ernst & Young и журнал Forbes объявили Татарстан лучшим регионом России для ведения бизнеса. Такие ведущие международные компании, как Ford Sollers, Rockwool, Armstrong, Wienerberger, Daimler, Schneider Electric, Fujitsu, уже вложили свои средства в экономику Татарстана.
Среди других конкурентных преимуществ ведения дел в республике - наличие квалифицированной рабочей силы с относительно низким уровнем заработной платы, государственная поддержка
Кредитные рейтинги Республ]
инвестиционных проектов независимо от их типа и размера, открытый диалог бизнеса с Правительством Татарстана, готовность к разрешению возникающих проблем и, конечно, наличие удобных и технически оборудованных площадок для развития бизнеса.
Таким образом, Татарстан входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов России, что обусловлено оптимальным сочетанием высокого инновационно-инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска.
Наличие инвестиционного потенциала региона подтверждают данные международных рейтинговых агентств, представленные в табл. 1.
Fitch с 2008 г. ежегодно подтверждает долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Республики Татарстан в иностранной валюте на уровне ВВВ-и F3, прогноз «стабильный» и краткосрочный рейтинг по национальной шкале на уровне АА+ (rus).
По данным исследований российского рейтингового агентства «Эксперт РА», на протяжении последних десяти лет Татарстан входит в группу российских регионов с минимальным интегральным инвестиционным риском (табл. 2) [8].
Из анализа данных табл. 2 следует, что по итогам 2009-2010 гг. по инвестиционному риску Татарстан занимал 15-е место в Российской Федерации, по инвестиционному потенциалу - 7-е.
По данным органов государственной статистики, объем инвестиций в основной капитал
Таблица 1
и Татарстан в 2003-2011 гг. [8]
Агентство Исследуемый период
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Moody's ВаЗ Ва1 Ва1 Ва1 Ва1 Ва1 Ва1 Ва1 Ва1
Fitch - ВВ ВВ ВВ+ ВВВ- ВВВ- ВВВ- ВВВ-
Таблица 2
Топ-10 регионов России по инвестиционному потенциалу за 2008-2010 гг. [8]
Регион Ранг потенциала 2009-2010 гг. Изменение ранга потенциала, 2009-2010 гг. Ранг риска 2009-2010 гг. Изменение ранга риска, 2009-2010 гг.
к 2008-2009 гг. к 2008-2009 гг.
Москва 1 0 13 -7
Санкт-Петербург 2 1 4 0
Московская область 3 -1 26 5
Свердловская область 4 0 51 -12
Краснодарский край 5 0 6 -4
Ханты-Мансийский 6 0 36 15
округ - Югра
Республика Татарстан 7 0 15 -3
Красноярский край 8 2 45 23
Пермский край 9 -1 52 3
Нижегородская область 10 -1 30 -6
республики в 2011 г. составил 386,1 млрд руб., что составило 107,8 % к соответствующему периоду 2010 г. и 108,3 % к аналогичному показателю по России. Динамика инвестиций в основной капитал Татарстана по видам экономической деятельности за 2009-2011 гг. представлена на рис. 1.
Как показывает рис. 1, в видовой структуре преобладают инвестиции в обрабатывающие производства. Кроме того, удельный вес вложений в основной капитал Татарстана увеличился с 31,4 % в 2009 г. до 36,8 % в 2011 г. Второе место по величине занимают инвестиции в транспорт и связь, составившие в 2011 г. 15,8 %. Необходимо отметить, что в 2009 г. сфера транспорта и связи уступала операциям с недвижимостью, вложения в которые составили 18,3 %, обеспечив в 2009 г. второе место по удельному весу инвестирования. В 2011 г. указанные операции занимают третье место по объему инвестирования, снизившись до 13,6 %.
В январе - сентябре 2012 г. инвестиции в основной капитал использованы в объеме 260 568 млн руб., что составило 110,8 % к уровню января -
сентября 2011 г. По 100 "|-
этому показателю 90 Республика Татарс- 8о тан среди регионов ^ Приволжского федерального округа на- 60 ходилась на первом 50 месте [7]. 40
Наиболее при- 30
влекательными сфе-
^ 20 рами для вкладчиков
являются нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, нефтехимическая и пищевая промышленность, информационные технологии и связь, машиностроение, сельское хозяйство.
Государственная политика Татарстана в области привлечения иностранных инвестиций включает комплекс мер, направленных в первую
38 -
очередь на улучшение инвестиционного климата и стимулирование развития инновационных технологий в химии и нефтехимии, машиностроении, сфере услуг, малом и среднем бизнесе.
На рис. 2 представлены инвестиции в основной капитал республики по источникам финансирования за 2009-2011 гг.
Из рассмотрения рис. 2 видно, что основным источником инвестиций в 2011 г. являлись привлеченные средства (62,5 %). К прочим средствам при инвестировании в основной капитал Республики Татарстан относятся средства вышестоящей организации, средства от эмиссии акций, долевое строительство.
Структура инвестиций в основной капитал за январь - сентябрь 2012 г. в Татарстане распределилась следующим образом: собственные средства предприятий и организаций, которые обеспечивались в основном за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений, - 51,9 %, а привлеченные средства - 48,1 % [7].
1
10 2,3 0
2009
2010
2011
□ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
■ Добыча полезных ископаемых
□ Обрабатывающие производства
■ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
§ Транспорт и связь
Ш Операции с недвижимым имуществом
□ Образование
В Предоставление прочих услуг
120 -
100 -
80 -
60 -
40 -
2052,6 0
Рис. 1. Инвестиции в основной капитал Республики Татарстан по видам экономической деятельности за 2009-2011 гг, %
□ Собственные средства предприятий
□ Кредиты банков
47,8
36
37,5
25,4
31,5
18,9
и
6,5 2009
3,9 6
2010
2011
§ Заемные средства других
организаций Ш Бюджетные средства
■ Средства внебюджетных
фондов □ Прочие
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал Республики Татарстан по источникам финансирования за 2009-2011гг,%
¡
Для активизации инвестиционно-инновационных процессов правительство республики предоставляет:
• возможность получения бюджетного кредита;
• компенсацию части процентной ставки за пользование банковскими кредитами;
• государственные гарантии по приоритетным инвестиционным проектам;
• налоговые преференции;
• участие государства в реализации проектов путем софинансирования;
• гранты.
В соответствии с республиканским законодательством для вкладчиков, реализующих инвестиционные проекты на предприятиях Татарстана, предусмотрены налоговые льготы на срок окупаемости проекта, не превышающий семи лет (в машиностроении - 13 лет); с момента начала инвестиций - снижение ставки налога на прибыль до 15,5 % в части налога, подлежащего зачислению в бюджет республики, и налоговой ставки - до 0,1 % на имущество - вновь созданное или приобретенное организацией для реализации инвестиционного проекта в соответствии с договорами об инвестиционной деятельности (табл. 3).
Объемы привлеченных иностранных инвестиций в республику в абсолютных объемах и процентах к предыдущему году менялись следующим образом: в 2008 г. - 2 593,8 млн долл. (154,4 %), в
2009 г. - соответственно 2 240,3 (86,4), в 2010 г. -4 149,7 (185,2) [8]. Из этого вытекает, что с 2008 по
2010 г. наблюдается значительный подъем объемов зарубежных вложений в Татарстан - в 1,8 раза. На 1 января 2011 г. объем накопленного иностранного капитала составил 4 870,5 млн долл.
Особое внимание в республике уделяется деятельности коммерческих организаций, осваивающих иностранные инвестиции. Для таких компаний характерны использование передовых технологий,
Таблица 3 Налоговые льготы для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на предприятиях Татарстана в 2011 г., %
Вид налога Действующая налоговая ставка Льготный налоговый режим
На прибыль 20 15,5
На имущество 2,2 0,1
Земельный 1,5 Не платится (при решении законодательного органа республики)
высокие производительность труда, фондоотдача и уровень заработной платы. Рост числа подобных организаций доказывает инвестиционную привлекательность и перспективность татарстанской экономики, а также способствует вхождению республики в систему мирового экономического хозяйства.
На 1 января 2012 г. в республике зарегистрировано примерно 1 300 предприятий с иностранными инвестициями, из которых около 600 полностью принадлежат иностранным инвесторам, остальные созданы с участием капитала республиканских и зарубежных организаций.
На рис. 3 представлена географическая структура коммерческих организаций Татарстана с иностранным участием.
Данные рис. 3 показывают, что наибольший удельный вес в общем количестве зарегистрированных предприятий имеют компании с участием инвесторов из США, Турции, Кипра.
В рамках Программы развития инновационной деятельности Республики Татарстан создается сеть технопарков по двум основным направлениям: коммерциализация научных разработок и инновационное развитие индустриального производства.
Основная инновационная инфраструктура Республики Татарстан представлена на рис. 4.
На сегодня в Татарстане существуют следующие организационные формы развития инноваций:
— особая экономическая зона «Алабуга»;
— технопарки (инновационно-производственные технопарки «Идея», «Идея - Юго-Восток», «Восток», 1Т-парк, научно-производственное некоммерческое партнерство «Технопарк Прикамья»);
— научно-технологический парк «Центр инновационной деятельности КГУ», инновационно-технологический центр ОАО «КНИАТ»
4,2
42,14НЙ
3,3
28,6
■ США
□ Узбекистан 11 9 □ Германия
ШКипр 0 Турция
□ Украина
□ Прочие
Рис. 3. Географическая структура коммерческих организаций Республики Татарстан с иностранным участием (2011 г), %
Рис. 4. Основная инновационная инфраструктура Республики Татарстан
(ИТЦ-КНИАТ), научно-технологический парк КГТУ им. А. Н. Туполева (КАИ);
— Камский индустриальный парк «Мастер», индустриальный парк «Камские поляны»;
— технополис «Химград»;
— 7 бизнес-инкубаторов («Свияга», Поволжский бизнес-инкубатор легкой промышленности, бизнес-инкубаторы городов Набережные Челны, Елабуги, Альметьевска («Импульс»), г. Чистополя, КГТУ им. А. Н. Туполева (КАИ). Необходимо отметить, что одними из самых
крупных по занимаемым площадям являются особая экономическая зона промышленно-производс-твенного типа «Алабуга» (2 000 га), индустриальный парк «Камские поляны» (260 га), технополис «Химград» (131 га) и Камский индустриальный парк «Мастер» (43 га).
Таким образом, Республика Татарстан на протяжении нескольких последних лет остается одним из самых «безопасных» регионов для иностранных инвесторов. Этому во многом способствуют создание в регионе благоприятной нормативно-правовой базы, стабильная политическая ситуация и экономический рост.
Тем не менее в изучаемом субъекте Федерации, как и в России в целом, существует целый ряд проблем, препятствующих наиболее полному использованию инновационно-инвестиционного потенциала. Наиболее острые из них сгруппированы на рис. 5.
В настоящее время координацию инновационного развития региона осуществляет наблюдательный совет по развитию инновационной деятельности и венчурной индустрии в Республике Татарстан под председательством главы региона. Координацию развития нанотехнологий проводит комиссия по реализации соглашения о сотрудничестве Республики Татарстан с ОАО «РОСНАНО» и Фондом инфраструктурных и образовательных программ. Уполномоченным правительственным органом, отвечающим за инновационное развитие региона, является республиканское министерство экономики. В его структуре вопросами инновационного развития занимается отдел инновационной деятельности управления инвестиционной и инновационной деятельности [10].
Недостаток квалифицированных кадров в сфере инновационного бизнеса является второй насущной
Рис. 5. Основные проблемные аспекты развития инновационно-инвестиционного
потенциала
проблемой развития инновационно-инвестиционного потенциала. В качестве основной причины здесь следует назвать отсутствие у образовательных учреждений стимулов к участию в инновационных изысканиях и опыта коммерциализации имеющихся собственных разработок.
Необходимо отметить, что утверждение о дефиците квалифицированных кадров обусловлено не столько их нехваткой, сколько разобщенностью и отсутствием информации о коллективах, занимающихся этой деятельностью. Более детальный анализ позволяет сделать вывод о концентрации таких специалистов в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, сохранивших высокую культуру инновационных разработок.
Ведущие банки и ряд компаний создали в своей структуре группы «креаторов» и исследовательских центров. И они функционируют достаточно эффективно с учетом того, что ныне банковский капитал все масштабнее заходит в республиканскую бизнес-среду, подтверждая успешность выбранной стратегии развития инновационной и инвестиционной деятельности [2, 6].
Вместе с тем серьезные проблемы имеются и в системе образования. Практически отсутствуют научные школы ведущих ученых, слабо взаимодействуют вузы между собой и с другими ступенями обучения. Не все крупные вузы имеют при себе малые инновационные предприятия, что не способствует коммерциализации идей научных работников этих учреждений. Не налажена также подготовка профессионалов в сфере разработки продаж технологий и технологического оборудования [2].
Третьей основной проблемой развития инновационно-инвестиционного потенциала является
неразвитость институтов поддержки инноваций, таких как офисы коммерциализации, центры трансферта технологий и др.
Нельзя сказать, что Татарстан не обеспечен необходимой деловой инфраструктурой. Успешно работают бизнес-центры, обладающие доступом в Интернет и оборудованные средствами связи, залами-трансформерами, а также местами для комфортного проживания. Однако на этой базе не сформировались центры трансферта технологий и пр., так как основная задача собственников - первоочередная коммерциализация имеющейся инфраструктуры.
Незаинтересованность предпринимательского сектора экономики в финансировании рискованных и дорогостоящих инновационных проектов, имеющих длительные сроки окупаемости, является следующей важной проблемой развития инновационно-инвестиционного потенциала Республики Татарстан.
Некоторые аспекты мотивации предпринимательского сектора к инвестированию в инновационные проекты обострились в последние годы в связи с высокими кредитными процентными ставками, низким уровнем доступности финансовых ресурсов и неснижающимся уровнем административных барьеров. Но, что не менее важно, нельзя не отметить высокую степень зависимости развития инновационной деятельности в секторе малого бизнеса от деятельности крупных предприятий, заказы которых предприниматели готовы выполнять. Как свидетельствует мировая и отечественная практика, именно вокруг крупных предприятий может эффективно развиваться малый бизнес.
Наконец, проблема несовершенства материальной базы выражается в невозможности внесения научными и образовательными учреждениями в уставный капитал малых инновационных предприятий льготных прав на аренду площадей и оборудования. Отмечаются высокие риски отчуждения площадей научных и образовательных учреждений в случае банкротства малого инновационного предприятия. Существует также завышение научными и образовательными учреждениями оценочной стои-
мости результатов интеллектуальной деятельности, вносимых в уставный капитал малого инновационного предприятия, что может привести к дефициту материальных средств последнего, необходимых для его операционной деятельности.
В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2009 № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» и отсутствием соответствующих подзаконных актов появилось много проблем в развитии научной и инновационной деятельности учреждений высшей школы. Формируемые научно-образовательные кластеры имеют своей целью снять эти проблемы, однако в рамках республиканского законодательства в полной мере этого реализовать нельзя [2].
Следует отметить, что в Татарстане определены основные мероприятия по решению проблем развития инновационно-инвестиционного потенциала региона, и наиболее значимыми из них являются:
— создание в республике иннограда и разработка концепции 1Т-деревни;
— введение в состав государственного заказа на управление индикаторов эффективности работы инновационной инфраструктуры;
— разработка механизма стимулирования субъектов инновационной деятельности к ее развитию;
подготовка предложений о стипендиях академии наук республики для научных и исследовательских коллективов, выполняющих работы по приоритетным направлениям; создание регионального центра развития одаренных детей, а также выработка предложения о подготовке в вузах специалистов по разработке и продвижению на рынок технологий и технологического оборудования; модернизация методического инструментария государственного статистического наблюдения за результатами инновационной деятельности на основе закона Республики Татарстан от 02.08.2010 № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан». По мнению автора, приведенный перечень мероприятий является недостаточным и не решает всего комплекса проблем развития инновационного
потенциала региона. Список следует дополнить
следующими пунктами:
— усовершенствовать налоговое законодательство, устранить элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию;
— обеспечить начало работы Российского фонда прямых инвестиций, что ликвидирует дефицит капиталовложений;
— стимулировать инновационное предпринимательство за счет появления фондов посевных инвестиций, поощрения увеличения расходов корпораций на инновации, создания инновационных организаций, что будет способствовать внедрению философии инноваций в традиционный бизнес;
— софинансирование заказов компаний на исследования и разработки, что позволит реализовать наиболее удачно государственно-частное партнерство в данной сфере;
— предоставление субсидий на реализацию проектов, выполняемых с участием вузов и направленных на активизацию инновационного потенциала молодых ученых;
— формирование «инновационного пояса» вокруг научных организаций и вузов, служащего формированию синергетического эффекта при реализации инноваций;
— разработка мер стимулирования частной инициативы в среде инноваций;
— принятие базового закона, регулирующего инновационную деятельность и повышающего прозрачность данной сферы; законодательное закрепление технологического прогнозирования, что позволит планировать развитие инновационного потенциала; создание единого центра ответственности и управления инновационной деятельностью на федеральном уровне, что ликвидирует барьеры на пути развития инноваций; организация направленных на повышение эффективности инноваций центров ответственности, обеспечивающих создание, защиту прав и коммерциализацию на базе центров трансфера технологий;
— формирование баз данных по технологиям, облегчающим планирование инновационного развития предприятия.
Таким образом, переход экономики Российской
Федерации на инновационный путь развития тре-
бует особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов роста на основе имеющегося научного и интеллектуального потенциала.
Обобщение основных проблем инвестиционного и инновационного развития отечественной экономики и изучение опыта Татарстана позволили дополнить перечень мероприятий, направленных на комплексное решение проблемы активизации инвестиционно-инновационного потенциала регионов.
Исследование направлено на распространение опыта республики в продвижении ее как инвестиционно привлекательной площадки на мировых рынках и стимулировании инновационной активности научных, образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов в рамках региональной программы социально-экономического развития и стратегии развития научной и инновационной деятельности.
Список литературы
1. Об инновационной деятельности в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от
02.08.2010 № 63-ЗРТ.
2. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы: закон Республики Татарстан от
22.04.2011 г. № 13-ЗРТ.
3. Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года: указ президента Республики Татарстан от 17.06.2008 № УП-293.
4. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011-2013 годы: утв. постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.01.2011 № 38.
5. Гусаров Д. Н., Гусарова Л. В., Шамсутди-новаМ. Р., Закирова В. Н. Инновационное и инвестиционное развитие Юго-Востока Республики Татарстан в условиях истощения нефтяных месторождений. СПб: изд-во политех. ун-та, 2012. 192 с.
6. Инновационное развитие. URL: http://edu. tatar. ru/bugulma/Hc2/about/npb/project_11-15/3/4.
7. Социально-экономическое положение Республики Татарстан: Комплексный инф. -аналит. доклад. Татарстанстат. Январь - октябрь 2012 г. № 10.
8. Кредитные и инвестиционные рейтинги Республики Татарстан. URL: http://www. invest. tatar. ru/investhelp/investclimate/credit_and_investment_ ratings. php.
9. Развитие инноваций в Республике Татарстан как основа конкурентоспособности и процветания в глобальной экономике: доклад Всемирного банка. URL: http://gosman. ru/content/Tatarstan_Innovation_ Final_Report_17Jun10_RU. pdf.
10. Региональное развитие: Республика Татарстан. URL: http://www. rusnano. com/regions/ tatarstan.
11. Республика Татарстан в цифрах. 2010: стат. ежегодник. URL: http://www. tatstat. ru/public/ ElectronLibrary/god_2010.zip.
12. Татарстан увеличивает объем инвестиций. URL: http://www. www. kapital-rus. ru/articles/ article/220781.
9-13 июня 2013 г. в ГК «Измайлово» (г. Москва) оргкомитет международной олимпиады «Эрудиты планеты» приглашает команды образовательных учреждений принять участие в
летнем международном Интеллектуальном турнире—2013
для студентов и школьников России и зарубежных стран.
Турнир проводится в очной форме исключительно в командном зачете, количество команд от одного образовательного учреждения не ограничено. Состав команды - 6 человек.
Проживание в 2-х местных номерах ГК «Измайлово» корпус «ВЕГА».
Дополнительная информация по телефонам: (495) 979-96-19, 8-965-433-87-47, 8-901-524-03-53, а также e-mail: [email protected] и [email protected] www.erudites.ru