Научная статья на тему 'Региональный круглый стол «Психологическая безопасность личности в современном обществе»'

Региональный круглый стол «Психологическая безопасность личности в современном обществе» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА / SCIENTIFIC EVENT / PSYCHOLOGY / SECURITY OF THE INDIVIDUAL AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маленова А. Ю.

Приведены результаты работы круглого стола, посвященного проблеме психологической безопасности личности, который состоялся 10 октября 2019 г. на базе факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Дан обзор содержания докладов в рамках приоритетных направлений анализа проблемы психологической безопасности. Раскрыты междисциплинарный характер, высокая научная и практическая значимость разработок в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маленова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Regional Round Table “Psychological Security of the Individual in Modern Society”

The results of the round table devoted to the problem of psychological security of the person, which was held on October 10, 2019 on the basis of the faculty of psychology of Dostoevsky Omsk State University. The review of the content of reports within the priority areas of the analysis of the problem of psychological safety is given. To reveal interdisciplinary character, high scientific and practical significance of developments in this field.

Текст научной работы на тему «Региональный круглый стол «Психологическая безопасность личности в современном обществе»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 57-64. УДК 159.9

DOI: 10.24147/2410-6364.2019.4.57-64

А. Ю. Маленова

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Приведены результаты работы круглого стола, посвященного проблеме психологической безопасности личности, который состоялся 10 октября 2019 г. на базе факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Дан обзор содержания докладов в рамках приоритетных направлений анализа проблемы психологической безопасности. Раскрыты междисциплинарный характер, высокая научная и практическая значимость разработок в этой области.

Ключевые слова: научное мероприятие; психология; безопасность личности и общества.

A. Yu. Malenova

THE REGIONAL ROUND TABLE "PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE INDIVIDUAL IN MODERN SOCIETY"

The results of the round table devoted to the problem of psychological security of the person, which was held on October 10, 2019 on the basis of the faculty of psychology of Dostoevsky Omsk State University. The review of the content of reports within the priority areas of the analysis of the problem of psychological safety is given. To reveal interdisciplinary character, high scientific and practical significance of developments in this field.

Keywords: scientific event; psychology; security of the individual and society.

В юбилейный для Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского год факультетом психологии было принято решение о проведении Регионального круглого стола, посвященного проблеме безопасности личности, в том числе в образовательной среде. Данное мероприятие продолжает ряд научно-практических всероссийских конференций, посвященных разным аспектам безопасности личности и общества, регулярно организуемых факультетом психологии: «Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи» (2010), «Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса» (2011), «Личность и ее жизненный мир» (2013), «Университеты в системах развития и интеграции России» (секция «Психологическая наука как фактор развития современного российского общества») (2014), «Психологическое, физи-

© Маленова А. Ю., 2019

ческое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе» (2015), «Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности» (2017), «Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности» (2016) и др.

В рамках круглого стола также осуществляется связь с тематикой инициативных научных проектов преподавателей факультета, поддержанных Российским Фондом Фундаментальных Исследований в 2018 г.: «Социально-психологические предикторы суицидального риска у подростка» (руководитель: доц. В. Е. Купченко), «Психолого-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Омского региона» (руководитель: доц. Н. В. Грушко).

Основная цель мероприятия - координация усилий ученых и практиков в рамках

одной из наиболее актуальных и острых для современного общества проблем, усиление профессионализации и консолидация ресурсов в сфере оказания психологической помощи населению региона.

Задачи, которые ставили перед собой организаторы круглого стола, были направлены на обмен опытом в сфере обеспечения психологической безопасности населения региона, привлечение к сотрудничеству практических работников сферы социальной и психологической помощи, образования, медицины, работников силовых структур и производственных организаций, разработку и осуществление совместных научных и образовательных программ, внедрение в практику научных разработок, связанных с изучением уровня и условий психологической безопасности личности для оказания психологической помощи населению. Планируемый перечень вопросов для обсуждения охватывал разные, но взаимосвязанные аспекты проблемы: методологические и теоретические основы исследований в области безопасности личности, психологическую безопасность личности в образовательной среде, проблему безопасности социально незащищенных категорий населения, психологическую помощь в чрезвычайных ситуациях, социально-этические проблемы психологической безопасности, ресурсы жизнестойкости личности в пространстве социально-экономических, профессиональных и организационных стрессов, психотехнологии сохранения физического и психологического здоровья человека в условиях вызовов современного общества.

Работа круглого стола началась с приветственного слова проректора по научной работе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского профессора П. В. Прудникова. В рамках своего выступления Павел Владимирович поддержал инициативу факультета психологии в проведении мероприятия, посвященного одной из острых проблем современного общества, отметив огромное значение для страны и региона достижений психологической науки и практики, направленных на обеспечение безопасности населения.

После приветствия свой доклад на тему «Психологическая безопасность как актуальная проблема личности и общества» представила доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Л. И. Де-

ментий (по совместительству модератор круглого стола), обозначив основные противоречия и проблемные области в сфере безопасности личности в российском обществе, выделив специфику подхода к феномену в психологической науке, заложив основные «мишени» для дальнейшей дискуссии.

После этого слово было предоставлено М. А. Пушкаревой, помощнику Уполномоченного Омской области по правам человека. В своем докладе на тему «Правовые механизмы защиты достоинства и равенства человека и гражданина» Марина Александровна, на примере деятельности государственного органа Уполномоченный Омской области по правам человека, подняла актуальный вопрос

0 правах человека в нашем обществе. Несмотря на дискуссионный характер термина «права человека», Марина Александровна отметила, что в основе этой концепции лежат две основные ценности: достоинство и равенство; и все проявления несправедливости имеют, так или иначе, отношение к правам человека: бедность, здоровье, условия труда, терроризм, семейные отношения и др. В своем сообщении она привела следующие результаты деятельности Правозащитного института Уполномоченного Омской области по правам человека за первое полугодие 2019 г. (в том числе работы общественных приемных в муниципальных районах Омской области): за этот период поступило к рассмотрению

1 329 обращений, что на 409 обращений больше, чем в первом полугодии 2018 г. (920); из них 790 - устные обращения (60 %). В качестве основных причин обращений были выделены усталость от несправедливости судебного решения, произвола начальства, хамства врачей, нетерпимого отношения к ребенку. Безусловно, всё указанное можно отнести к факторам угрозы психологической безопасности личности. По мнению Марины Александровны, устойчивое ощущение усталости формирует отрицательные эмоции, которые перерастают в негативное настроение, способствующее психологической неустойчивости и провоцирующее деструктивные действия со стороны граждан. Население начинает проявлять недоверие к власти, правовой нигилизм, социальный протест, уход от реальности. В данных условиях у людей обостряется потребность в поиске точки опоры, дополнительных способов защиты, поддержки, сотрудничества, активизации (моби-

лизации) сильных сторон личности. На ее удовлетворение в том числе и направлена деятельность Правозащитного института Уполномоченного Омской области по правам человека, предлагающего правовые механизмы защиты ценностей человеческого достоинства и равенства.

От правового аспекта проблемы безопасности участники круглого стола перешли к обсуждению аспекта экономического, который был озвучен в докладе кандидата экономических наук, доцента кафедры «Экономика» Омского государственного университета путей сообщения В. А. Тропниковой. Свое выступление Вероника Анатольевна посвятила проблеме представлений молодежи нашего региона об экономической безопасности. Под последней автор понимает социально обусловленные представления личности о нормальном уровне удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов в условиях стабильности и предсказуемости экономического пространства в конкретной институциональной среде. В качестве основных причин усиления внимания к этому вопросу докладчиком были выделены следующие актуальные для нашего региона негативные тенденции: сокращение численности молодежи в абсолютном и относительном выражении, усиление миграционных процессов региона, специфика мировоззрения современной молодежи (поколения Y и 2). В своем докладе В. А. Тропникова представила результаты исследования, отражающие позицию молодежи в отношении экономической безопасности, в том числе вскрывающую ряд противоречий в сознании молодых людей. Так, выделяя основные компоненты безопасности, опрошенные к их числу, прежде всего, относят финансовую обеспеченность и наличие работы, включая саму возможность трудоустройства, наличие определенных благ (собственное жилье, личный автомобиль, стиральная машина, компьютер и т. д.), материальный достаток и предсказуемость, стабильность экономической ситуации, возможность получения профессионального образования, в том числе высшего, уровень и качество жизни, уверенность в своем будущем, гарантии со стороны государства (занятости, безопасности, стабильности), знания экономических вопросов функционирования современного общества (кредиты, инвестиции, риски и т. д.). При этом отвечая на вопрос: «Кто, по

Вашему мнению, должен обеспечивать экономическую безопасность личности?», чаще всего в ответах указывается государство (83 %), 48 % эту ответственность закрепляют за предприятием, на котором работает человек, а 17 % оставляют ее за семьей. Более 90 % опрошенных молодых людей заявляет, что именно государство должно заботиться о благосостоянии своих граждан. При этом отмечается высокое значение для молодежи материальных ценностей и личных выгод. Вместе с тем В. А. Тропникова отметила, что заметно возрастает и личная ответственность молодежи за свое экономическое благополучие. Так, молодые люди достаточно часто занимаются планированием своей жизни при учете общей социально-экономической ситуации в стране, отмечают необходимость работы во время учебы, чтобы обеспечить себя, полагают, что создание собственной семьи должно строится на основе финансовой независимости и стабильности. Однако тот факт, что 61 % молодых людей с неуверенностью и опасением ожидает будущего, заставляет задуматься над доступными способами и механизмами обеспечения экономической безопасности молодого поколения уже в настоящее время.

После обсуждения вопроса об экономической безопасности участники круглого стола обратились к проблеме безопасности личности в образовательной среде. Дискуссию продолжила В. Е. Купченко, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, посвятившая выступление проблеме насилия в школе. Остроту данного вопроса подчеркивает тот факт, что Омская область входит в число субъектов РФ, в которых зафиксирован наибольший рост преступлений в отношении несовершеннолетних. И именно в разных формах взаимодействия участников образовательного процесса, по мнению Виктории Евгеньевны, проявляется насилие, выступающее основным источником психологических нарушений личности, последствиями которых выступают травматические стрессовые реакции, подозрительность и недоверие, низкая самооценка, депрессии, поведенческие расстройства, суицидальное поведение. В своем докладе В. Е. Купченко привела результаты исследования учащихся 7-8 классов ряда школ города Омска, подтверждающие

факты присутствия физического и психологического насилия, в том числе длительного и систематического, осознанного характера осуществляемых действий (наличие причин и устойчивой мотивации к осуществлению насилия), распространенности насильственных действий в отношении более слабых учеников (психологически или физически). 52 % опрошенных подростков заявили о присутствии оскорблений, высмеиваний, некорректных замечаний при общении с одноклассниками, 42 % сообщили о негативном физическом (толчки, удары, пинки, подзатыльники и пр.) и 38 % о психологическом (игнорирование, избегание, изоляция) воздействии. При этом последнюю форму чаще используют девочки, тогда как оскорбления и физическое воздействие в отношении сверстников подростки разного пола реализуют в равной степени. Однако «явными агрессорами» чаще выступают мальчики. В качестве основных «причин» агрессии к сверстнику школьники выделяют его высокомерное поведение, восстановление справедливости, неприязнь, месть. В свою очередь лишь третья часть «жертв» насилия решается на ответные действия (чаще девочки), тогда как четверть детей, чувствуя свою беспомощность, пытаются игнорировать факты насилия (чаще мальчики). В результате проведенных исследований Виктория Евгеньевна выделила отличительные личностные черты агрессоров, представляющие особый интерес для школьных психологов, педагогов, родителей и самих учащихся, в том числе с целью профилактики и препятствия насильственных форм поведения школьников: сниженный уровень переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями со сверстниками и ситуациями самораскрытия, низкий уровень эмпатии, высокая импульсивность, высокий уровень самоуважения.

О типологических особенностях личности речь зашла и в докладе кандидата философских наук, заведующего кафедрой «Психология труда и организационная психология» Омского государственного технического университета Т. П. Мильчарека. В данном случае автор представил психологический портрет экстремиста, обозначив еще одну острую проблему современного общества. Раскрывая природу экстремизма через активность индивида, направленную на разрыв социальных связей для достижения социально-

неприемлемых целей, изменения социальных норм в силу низкой субъективной способности и готовности к жизни в неравновесной социальной среде, Тадэуш Петрович вводит его две ключевые психологические предпосылки: нонкоммуникативность и комплекс воина. Первая раскрывается автором через такие черты, как стертая идентичность и слаборазвитая самость, затрудненный социальный диалог, ригидность, резистентность мировоззрения, высокий уровень тревожности и агрессии, низкая психологическая устойчивость, слабый социальный интерес, гиперзависимость от сверхценностей, избегание ответственности, склонность к манипуляциям и пр. В свою очередь основные компоненты (поведенческие признаки) комплекса воина включают возможность личности, с одной стороны, оказывать покровительство, проявлять доблесть, защищать, с другой - применять силу, подчинять и причинять телесные повреждения, причинять и претерпевать боль, нападать. При этом докладчик отмечает, что комплекс воина в современном обществе имеет отношение и к мужчинам, и к женщинам. И если проявление нонкоммуникативно-сти, по мнению автора, выступает первым шагом к формированию экстремизма, то активизация комплекса воина как проявление совокупности поведенческих признаков культурно обусловленной агрессии и связанной с ней невротической констелляции психических состояний, вызванных невозможностью ее конструктивного проявления, - это следующий шаг. На основании этого автор заключает, что именно признаки нонкоммуника-тивности должны привлекать особое внимание со стороны общества, прежде всего, ближайшего окружения и специалистов с целью предотвращения потенциального экстремистского поведения путем выбора форм профилактики и коррекции, содействующих ориентации субъекта на диалог с социумом, повышающих его коммуникационный потенциал.

Однако, как отметила в своем докладе кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского О. Ю. Гроголева, семья, которая могла бы взять на себя эти функции, сама может оказаться угрозой для личности, прежде всего, детского возраста. Свое сообщение Ольга Юрьевна посвятила проблеме суицидального риска подростков, поместив ее в контекст

детско-родительских отношений. Ею была приведена неутешительная статистика детских суицидов: 692 в 2017 г., 788 в 2018 г., что, по мнению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка А. Кузнецовой, свидетельствует о том, что «дети предоставлены сами себе, они не слышат, их не слышат, они не услышаны». Опираясь на результаты исследований отечественных ученых, Ольга Юрьевна высказала мнение, что 60 % причин самоубийств подростков вызваны конфликтами внутри семьи: «Суицид -это всегда крик о помощи, в редких случаях форма выражения протеста или негодования. Именно поэтому причину нужно искать в среде, в которой находился ребенок». Далее докладчиком были приведены результаты исследований ошибок родительского воспитания как предиктора суицидального риска в подростковом возрасте. Общее заключение на основе полученных данных таково: негативное влияние на формирование риска суицида у подростков оказывают как авторитарные действия (гиперпротекция, чрезмерность санкций) родителей, так и попустительство и неуверенность с их стороны (гипопротекция, потворствование, недостаточность санкций, воспитательная неуверенность). Причем слабость родительской позиции, согласно полученным результатам, в большей степени повышает риск суицида у детей. В связи с этим, по мнению Ольги Юрьевны, одним из важнейших направлений превенции суицидального поведения подростков является просветительская работа с родителями с целью повышения их уверенности и понимания ценности авторитетного воспитания. Вместе с тем без рассмотрения комплекса факторов, включая личностные особенности ребенка и актуальную ситуацию его развития, трудно прогнозировать, приведут ли ошибочные действия родителей подростка к совершению суицида, заключил докладчик.

Следующее сообщение было посвящено проблеме безопасности личности с ограниченными возможностями здоровья, представлено кандидатами психологических наук, доцентами кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского С. В. Чернобровкиной и Н. В. Грушко. Докладчики представили результаты исследования карьерных ориента-ций и планов выпускников университета и колледжа с ограниченными возможностями

здоровья и инклюзивной готовности современных работодателей. Светлана Владимировна отметила, что инклюзивное образование является инновационной парадигмой современного образования, основанной на ценностях принятия, толерантности, уважения, сотрудничества. Вместе с тем в современных российских условиях до сих пор существует противоречие между провозглашаемыми равными правами в выборе вида образования, образовательных услуг и фактически сохраняющимся неравенством возможностей разных социальных групп в их реализации. В частности, актуальной проблемой является трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья после получения профессионального образования, успешность которого во многом определяется инклюзивной готовностью работодателей. Последняя понимается докладчиками как готовность руководителя к взаимодействию со специалистами с особыми образовательными потребностями и важная составляющая корпоративной культуры современной организации, в целом ориентированной на ценности гуманизма, уважения, сотрудничества, принятия и взаимообогащения. На основе проведенных авторами исследований был сделан вывод, что позиция руководителей организаций в отношении сотрудничества со специалистами с ОВЗ на данный момент очень противоречива. С одной стороны, руководство заявляет о возможности такого сотрудничества, готовности предоставить (создать) необходимые для этого условия труда, с другой -преимущественно ориентированы на специалистов с высшим образованием, а также лиц, имеющих определенные ограничения здоровья (например, нарушения опорно-двигательного аппарата и слуха), игнорируя остальные группы. Данную избирательность, полагает Наталья Викторовна, можно объяснить, но это не исключает настоятельную необходимость психологической работы как с руководителями, так и самими соискателями с целью развития и максимального использования потенциала каждого сотрудника, в том числе имеющего ограничения здоровья.

Следующий блок докладов был направлен на обсуждение проблемы психологической безопасности специалиста в процессе непосредственного осуществления профессиональной деятельности. Так, в сообщении представителей Омской академии МВД Рос-

сии кандидата юридических наук, ученого секретаря ученого совета П. В. Козловского и кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков Е. М. Щегловой была поднята тема обеспечения правовой безопасности сотрудника правоохранительных органов через организацию учебных и научных мероприятий на иностранном языке. Авторами была разработана и представлена методика подготовки и проведения занятий по юридическим дисциплинам и научно-представительских мероприятий на английском языке, которая проходила апробацию на базе Омской академии МВД России в течение 5 лет. Необходимость этого шага была вызвана тем, что, по мнению Петра Валерьевича, несистемные заимствования отдельных элементов зарубежного законодательства делают регулирование уголовно-процессуальной деятельности противоречивым. В сложившейся ситуации вследствие ошибок и различных подходов к толкованию норм права значительно возрастает риск привлечения к ответственности самого правоприменителя. На основании этого делается вывод, что для понимания действующего российского законодательства может быть полезно изучение аутентичных юридических текстов на иностранном языке.

Проблематика безопасности сотрудника силовых структур была подхвачена старшим психологом психологической лаборатории, старшим лейтенантом внутренней службы ФКУ ИК-6 УФСИН России по Омской области А. К. Заикой. Александр Константинович отметил, что в настоящее время во многих территориальных органах ФСИН России оперативная обстановка является нестабильной, вследствие чего сотрудники УИС при работе на охраняемых объектах должны постоянно находиться в состоянии «оптимальной боевой готовности» - готовности умело и грамотно действовать во внештатных ситуациях, соблюдая при этом принципы законности. Для решения этой задачи, по мнению психолога, необходимо разрабатывать и внедрять психопрофилактические программы, направленные на развитие и поддержание психологической устойчивости сотрудников ФСИН России к воздействию деструктивных факторов. Одна из таких программ, проходящая апробацию в данное время, и была представлена в рамках доклада (первое занятие состоялось в июле 2019 г., итоговое запланировано на январь

2020 г.). В своем сообщении А. К. Заика проявил уверенность в том, что в результате прохождения программы у сотрудников оптимизируются необходимые психологические показатели, и она также может быть рекомендована при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях, в трудных, непредсказуемых условиях, предъявляющих повышенные требования.

В следующем докладе в контексте психологической безопасности личности и общества в поле внимания специалистов попали врачи разных специализаций. А именно центральными профессиональными угрозами в докладе кандидата психологических наук, доцента кафедры философии и социально-гуманитарных наук Омского государственного медицинского университета Ю. В. Потаповой выступили проблемы эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности. На примере отзывов пациентов о врачах разных специальностей (терапевты, педиатры, хирурги и гинекологи) Юлия Викторовна отметила, что в оценках врачей при неудовлетворительной коммуникации с ними пациентами отмечаются одни и те же характеристики - грубость, хамство, неуравновешенность, агрессивность, равнодушие к пациенту. По мнению докладчика, к таким личностным деформациям, реализуемым в резких, агрессивных реакциях или, наоборот, избегании контакта с пациентами, чаще всего, приводят длительная стрессогенность и тяжелые условия труда, неудовлетворенность материальным положением, контакт с социопа-тическим контингентом на фоне несовершенства механизмов эмоционально-волевой саморегуляции специалистов. Пытаясь эмоционально защитить себя, врач, предполагает психолог, склонен приписывать пациенту причины своих проблем, вымещая, таким образом, на нем свою агрессию, что со временем может превратиться в конкретный поведенческий паттерн, формирующий определенные личностные черты. Другими словами, в негативных отзывах чаще всего фигурируют врачи, подверженные глубокой степени профессионального выгорания, профессиональной деформации личности, которая негативно сказывается на коммуникативном взаимодействии с пациентами, как следствие, качестве оказываемых медицинских услуг. На основе этого докладчик заключает, что актуальность и своевременность поиска и внедре-

ния эффективных методов способствуют предупреждению профессиональной деформации врачей.

Особенностям и опасностям межличностной коммуникации был посвящен и доклад коллег Юлии Викторовны - доцентов кафедры философии и социально-гуманитарных наук Омского государственного медицинского университета кандидата педагогических наук Н. Ю. Ражиной и кандидата философских наук Т. Г. Лобовой. В своем сообщении Наталья Юрьевна и Татьяна Геннадьевна обратились к анализу феномена экологичного общения. Несмотря на современность тренда экологии, по мнению докладчиков, озабоченность экологизацией свидетельствует о существующем отстранении и дистанцировании от так называемого первичного, естественного, природного по причине перехода человека в «искусственно-техническую фазу развития». Стремясь ко всему экологичному, человек выступает за сохранение того, что утрачивается или «архаизируется» по мере технизации его форм жизни. Именно в этом контексте авторы и трактуют теоретический и практический интерес к проблеме экологичности общения. Благодаря проведенному анализу, делается заключение, что экологичность целесообразна в формально-ролевом, светском и примитивном общении, так как эти виды характеризуются кратковременностью и поверхностностью, не предполагают взаимных обязательств, осуществляются на фатическом и информационных уровнях, что позволяет быстро установить психологический контакт с собеседником посредством проявления доброжелательности в общепринятых формах вежливости. Однако часто можно обнаружить ограниченность экологичного общения. В определенной степени оно создает только иллюзию безопасности, которая сохраняется лишь до тех пор, пока нет необходимости узнавать и учитывать личность собеседника.

Об угрозах «искусственного» общения участники круглого стола услышали и от кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского А. Ю. Маленовой в рамках доклада «Молодежь и информационная среда: психологические риски и ресурсы». По мнению Арины Юрьевны, современный человек активно продолжает осваивать виртуальное

пространство, проявляя в большей или меньшей степени зависимость от него. Особенно вовлеченной в этот виртуальный диалог является молодежь как наиболее прогрессивная группа, чутко реагирующая на все предложения технотронной цивилизации. Отказаться от преимуществ информационной среды уже невозможно, вместе с тем она, по мнению докладчика, содержит множество психологических рисков, меняя личность, сознание, поведение ее активных субъектов. На основе результатов многолетних исследований, к числу таковых Ариной Юрьевной относится, прежде всего, распространенность информационного стресса среди учащейся молодежи (более 40 % школьников сталкиваются с его симптомами ежедневно, в частности с необходимостью перерабатывать большой объем информации в условиях временного дефицита) при недостаточном опыте совладания со стрессом и уровне развития требуемых для этого компетенций. Еще одним негативным следствием является рост молодых людей с высоким уровнем Интернет-зависимости. Так, по данным исследований автора в 2010 г. эта группа составляла 9 %, в 2017 - уже 43 %. В свою очередь, студенты, имеющие Интер-нет-аддикцию, отличаются сниженными показателями волевой саморегуляции в области планирования и управления собственной деятельностью на фоне слаборазвитого эмоционального интеллекта. При этом мотивация избегания неудач у этих учащихся доминирует над стремлением к успеху, а ориентация на будущее уступает фиксации на прошлом, в том числе пережитом негативном опыте. Одновременно с этим, отмечает докладчик, сетевое общение позволяет удовлетворять потребности молодежи в учебной и научной информации, служит средством установления и расширения социальных контактов, формируя особый тип межличностных отношений, создает условия для самореализации. Общение в сети также способно выступать своеобразным копинг-ресурсом, помогая преодолевать актуальные возрастные и личные трудности. Таким образом, заключает А. Ю. Ма-ленова, информационная среда содержит не только риски, способные усилить психологическое неблагополучие молодежи, но и, напротив, создает условия для позитивных следствий. Однако это не снимает вопрос об ответственности за организацию информационных воздействий, а также разработку меха-

низмов, в том числе этических, управления поведением молодежи в актуальной для нее «искусственной» реальности.

После представленных докладов состоялась дискуссия, направленная на выделение приоритетных направлений в каждой сфере жизнедеятельности общества с целью обеспечения психологической безопасности личности в образовательной, правовой, производственной, профессиональной, семейной среде. Это стало возможным благодаря участию в мероприятии разных специалистов, выступление которых подчеркивало междисципли-

Информация о статье Дата поступления 11 октября 2019 Дата принятия в печать 1 ноября 2019

Сведения об авторе

Маленова Арина Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: malyonova@mail.ru.

Для цитирования

Маленова А. Ю. Региональный круглый стол «Психологическая безопасность личности в современном обществе» // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 57-64. DOI: 10.24147/2410-6364.2019. 4.57-64.

нарный характер проблемы, с одной стороны, и необходимость совместных усилий по ее решению, с другой стороны. Участники круглого стола отметили, что представленные к обсуждению результаты научной и практической деятельности не только позволили обозначить разные ракурсы феномена психологической безопасности личности, позволив выделить ряд проблемных областей, настоятельно требующих психологического вмешательства, но и содержали конкретные предложения по усилению внешних и внутренних механизмов, ее обеспечивающих.

Article info

Received October 11, 2019 Accepted November 1, 2019

About author

Malenova Arina Yuryevna - Candidate of Psychological sciences, Associate Professor, Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: malyonova@mail.ru.

For citations

Malenova, A. Yu. The Regional round table "Psychological security of the individual in modern society". Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2019, no. 4, pp. 57-64. DOI: 10.24147/2410-6364.2019. 4.57-64. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.