УДК 372.878:371.321 ББК Ч426.853-270
DO110.26170/2079-8717_2021 _06_12 ГРНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.02 (5.8.2)
Тагильцева Наталия Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, каб. 41; e-mail: [email protected]
Шамсутдинов Роман Раисович,
аспирант кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, каб. 41; e-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: регионализация образования; урок музыки; учебно-методический комплекс; обучающиеся основной школы; уральская музыкальная культура.
АННОТАЦИЯ. Проблема активизации воспитательного воздействия на личность обучающегося на школьном уроке становится сегодня чрезвычайно актуальной. Авторами предлагаются различные способы ее решения на всех уровнях школьного образования, в различных предметных областях и их уроках. На уроках предметной области «Искусство», в которую входит и урок музыки, одним из таких способов может быть внедрение регионального художественного материала, позволяющего сформировать у школьников представления о жизненных ценностях, культурных и художественных традициях того региона, в котором они живут и воспитываются. Это определяет потребность в разработке путей внедрения регионального компонента в школьные уроки музыки. Цель статьи - представить методические основания создания учебного комплекса, обеспечивающего внедрение уральской музыкальной и художественной культуры в уроки музыки основной школы (5-7 классы). В статье представлены результаты диагностики, проводимой в 5-7-х классах общеобразовательных школ уральского региона с целью выявления представлений подростков о художественной и музыкальной культуре Урала. Результаты диагностики, а также анализ работ авторов относительно способов введения региональной художественной культуры в школьные уроки музыки позволили выделить следующие методические основания для разработки учебно-методического комплекса: соблюдение целостности урока музыки по программе, включенной в перечень программ ФГОС ООО, реализация полихудожественного подхода, использование методов педагогики музыкального образования, активное введение примеров уральской песенной культуры с учетом целей и задач, определенных концепцией урока программы ФГОС. Статья предназначена исследователям, изучающим возможность внедрения регионального компонента в школьный урок предметной области «Искусство», а также учителям музыки общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Тагильцева, Н. Г. Региональный компонент в содержании урока музыки основной школы / Н. Г. Тагильцева, Р. Р. Шамстудинов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 6. - С. 110-116. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_12.
БЛАГОДАРНОСТИ: статья выполнена при поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.
Tagiltseva Natalia Grigorievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Musical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg,
Russia
Shamsutdinov Roman Raisovitch,
Postgraduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
REGIONAL COMPONENT IN CONTENT BASIC SCHOOL MUSIC LESSONS
KEYWORDS: regionalization of education; music lesson; educational-methodical complex; students of basic school; Ural musical culture.
ABSTRACT. The problem of enhancing the educational impact on the personality of a student at a school lesson is becoming extremely urgent today. The authors offer various ways to solve it at all levels of school education, in various subject areas and lessons. In the lessons of the subject area "Art", which includes a lesson in music, one of these ways can be the introduction of regional artistic material, which allows students to form ideas about life values, cultural and artistic traditions of the region in which they live and are brought up. This determines the need to develop ways of introducing the regional component into school music lessons. The purpose of the article is to present the methodological foundations for creating an educational complex that ensures the introduction of the Ural musical and artistic culture in the music lessons of the primary school (grades 5-7). The article presents the results of diagnostics carried out in grades 5-7 of secondary schools in the Ural region in order to identify the ideas of adolescents about the artistic and musical culture of the Urals. The results of diagnostics, as well as an analysis of the authors' works regarding the ways of introducing regional artistic culture into school music lessons, made it possible to identify the following methodological grounds for the development of an educational and methodological complex: compliance with the integrity of a music lesson according to the program included in the list of programs of the Federal State Educational Standard, the implementation of a polyartistic approach, the use of methods pedagogy of music education, active introduction of examples of the Ural song culture, taking into account
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
В СОДЕРЖАНИИ УРОКА МУЗЫКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
© Тагильцева Н. Г., Шамсутдинов Р. Р., 2021
the goals and objectives defined by the concept of a lesson in the Federal State Educational Standard. The article is intended for researchers studying the possibility of introducing the regional component into the school lesson of the subject area "art", as well as for music teachers of general education schools and teachers of additional education.
FOR CITATION: Tagiltseva, N. G., Shamsutdinov, R. R. (2021). Regional Component In Content Basic School Music Lessons. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 110-116. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_12.
ACKNOWLEDGMENTS: the article was supported by the Ministry of Education and Youth Policy of the Sverdlovsk Region.
Введение. Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения задач воспитания на всех уровнях школьного образования, отраженных в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [9]. Возможности активизации воспитательных воздействий уроков различных предметных областей рассматриваются сегодня в многочисленных публикациях как научного, так и методического характера. К сожалению, интерес авторов мало проявляется к вопросам активизации воспитательного потенциала школьного урока музыки. Данная тенденция особенно остро прослеживается при анализе работ по музыкальному образованию школьников подросткового возраста, обучающихся в основной школе. Между тем именно эти обучающиеся проявляют огромный интерес к музыкальному искусству, но только связанному с популярной музыкой, порой самого невысокого качества. Устранить такие недостатки может урок музыки, а усиление его воспитательной возможности может произойти разными путями, в том числе и теми, которые связаны с региональной музыкальной культурой.
Музыкальная культура Уральского региона включает огромный пласт музыкального искусства - народного, академического, поп и рок. В мире хорошо известен уральский композитор-песенник Е. П. Родыгин, произведения уральских композиторов-академистов не раз звучали в концертных залах и оперных театрах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Еще одно уникальное явление - Уральский рок, которое до сих пор изучают музыковеды и искусствоведы, пытаясь найти истоки творчества группы «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи» и др. Однако среди множества примеров музыкальных направлений, жанров, стилей, безусловно, песенная культура Урала занимает одно из первых мест. Композиторы-песенники Е. П. Родыгин, И. И. Шутов, В. И. Горячих своими произведениями прославили не только нашу уральскую культуру, наш уральский регион, но и музыкальную культуру России. В их песнях содержится описание подвигов уральцев, их трудовые свершения, их отношение к Родине, отечеству. Все это позволяет утверждать, что освоение школьниками примеров
уральской музыкальной культуры в школах нашего региона, несомненно, даст возможность расширить их музыкальный багаж, сформировать представление о разнообразии и уникальности такой культуры, а значит, обогатить и свою, личную музыкальную культуру, которая, как определил Д. Б. Кабалевский, является частью духовной культуры личности. В этом плане воспитательные возможности урока музыки и его содержание, включающее региональный компонент, будут являться средством, позволяющим активизировать воспитательное воздействие высокохудожественной музыки на личность школьника подросткового возраста.
Цель данной статьи - представить учебно-методический комплекс для уроков музыки для обучающихся 5-7 классов общеобразовательной школы «В Урале Русь отражена», который получил поддержку в виде субсидии в сфере образования и молодежной политики Свердловской области. Данный учебно-методический комплекс был разработан в АНО «Центр реализации студенческих проектов и программ» УрГПУ авторами этой статьи.
Обзор литературы. Проблема введения в урок музыки регионального компонента, способствующего активизации воспитательного потенциала, обсуждалась не раз российскими авторами. Так, Е. В. Бак-шаева указывает, что введение регионального компонента в школьный урок музыки, в занятия системы дополнительного образования способствует воспитанию патриотов своей малой родины и России [1]. Способ решения данной проблемы - включение в образовательный процесс факультатива «Музыкальные путешествия по родному краю» для обучающихся начальных классов. В. А. Кречетова в работе, посвященной поликультурному образованию обучающихся, выдвигает идею концепта «регион - Россия - мир». А так как первой ступенью для такого развития является региональная культура, то именно ее внедрение необходимо осуществлять, по мнению автора, в начальной школе: «Сегодня как никогда важен учет региональной специфики и последовательного внедрения этно-музыкальной составляющей в поликультурном музыкальном образовании, которое целесообразно осуществлять на основе со-
циально-психологического подхода к пониманию личности младшего школьника в полихудожественной деятельности»
[5, с. 30]. Однако способов внедрения региональных культур в предмет «Музыка» авторами, по мнению В. А. Кречетовой, разработано пока еще мало. Рассматривая необходимость пересмотра региональной образовательной системы в определенном регионе - в Чеченской Республике, автор предлагает разработать учебно-методические пособия, в которых бы были отражены возможности внедрения этнокультурной и региональной составляющей. Необходимость разработки методического сопровождения для введения в урок музыки отмечает и белорусский автор М. В. Чернецкая [14]. О. А. Бурак, вслед за В. А. Кречетовой, также констатирует факт слабой разработанности содержания национально-регионального компонента по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе [3]. Автором предлагается специально разработанная программа для начальной и основной школы в Омской области «Омская музыкальная летопись», реализующая национально-региональный компонент. В программе, отмечает автор, содержатся разработки уроков, которые «можно проводить в рамках основной программы, используя 10-15% урочного времени» [2, с. 1360]. Возможности внедрения регионального компонента на уроках музыки в начальной школе рассматривает Е. Д. Трофимова. Автор предлагает систему «методов музыкальной и художественной педагогики, на основе которых может осуществляться оперирование информацией о музыкальной культуре Урала при проведении урока музыки в школе» [11, с. 123]. А. П. Хмелева и Д. А. Шелепова считают необходимым включать в урок музыки уральский компонент, а именно профессиональную музыкальную культуру: композиторские песни (песни, сочиненные профессиональными композиторами), фрагменты бесед для ознакомления школьников с творческими академическими коллективами Челябинска и области, включение сведений по истории развития и становления музыкальной академической культуры Южного Урала [13]. Правда, способов введения компонентов в содержание уроков музыки авторы не определяют.
Анализ работ авторов позволяет выявить следующее:
- введение регионального компонента в урок музыки доказывает эффективность данного процесса для воспитания патриотизма, формирования энокультуры, а также нравственных качеств школьников;
- в содержание уроков музыки следует включать отдельные «вставки» из про-
грамм, которые разработаны ими на основе регионального компонента;
- для включения регионального компонента, связанного с музыкальной и художественной культурой, могут быть использованы программы факультативов;
- в урок музыки предлагается вводить отдельные методы, способствующие освоению обучающимися регионального музыкального компонента;
- в рассмотрении способов введения регионального компонента авторы рассматривают преимущественно уроки музыки в начальной школе;
- для успешного введения регионального компонента в содержание урока музыки необходимо создание учебных пособий и определенных учебных материалов.
В связи с разными подходами авторов по введению регионального компонента в урок музыки были разработаны положения по решению обозначенной проблемы, в чем-то повторяющие идеи названных авторов, а в чем-то и отвергающие их. В частности была отвергнута идея о введении факультативов на основе музыкальной региональной культуры, о включении в уроки музыки, которые строятся на основе программ ФГОС, отдельных фрагментов программ, разработанных в русле регионального компонента, об обязательном введении в урок музыки в течение 5-7 минут изучения обязательного регионального материала на каждом уроке. Идея по введению определенных учебных комплексов и разработке методического сопровождения была признана нами как плодотворная, как и использование некоторых известных методов музыкального образования, способствующих раскрытию темы урока музыки и реализующих цель каждого урока. Именно потому для введения регионального, а именно уральского, музыкального и художественного материала в урок музыки необходимо было произвести разработку учебно-методического комплекса, который был бы связан с содержанием уроков музыки определенной программы, в данном случае программы по музыке, по которой работает большинство школ Свердловской области. Таковой является программа, разработанная Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской, которая разработана авторами в русле ФГОС ООО.
Результаты исследования. Для разработки такого комплекса было необходимо установить уровень развития знаний обучающихся школ Уральского региона о музыкальной и художественной культуре. С этой целью авторами данной статьи была разработана диагностика, результаты которой позволили разработать компоненты учебно-методического комплекса. В диагно-
стическом исследовании, а именно в анкетировании, приняли участие более 2 000 обучающихся из городов Екатеринбурга, Асбеста, Каменск-Уральского, Верхней Салды, Ирбита, Сухого Лога, Первоуральска, а также из городов Челябинска, Перми и даже Москвы. Проведенная диагностика показала, что школьники нашего региона:
- знают такие известные музыкальные коллективы, как Уральский народный хор (примерно 30% опрошенных), столько же школьников считают известными музыкальными коллективами такие группы, как «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус» и «Чайф», 40% школьников не могли назвать известные уральские музыкальные коллективы;
- примерно 75% школьников назвали только одного уральского композитора -Е. П. Родыгина, и его две песни - «Уральская рябинушка», «Свердловский вальс»;
- знают героев сказов П. П. Бажова около 70%, но имена героев повторяются почти в каждом ответе: Данила-мастер, Хозяйка Медной горы, дедушка Кокованя, около 30% школьников к таковым отнесли Золушку, Лешего, а также героя башкирского эпоса Урал Батыра;
- в выборе подарка из нашего региона своему другу, живущему в другой стране, примерно 50% предпочли шкатулки, камни: изумруд, малахит, а также каменные ящерки, остальные решили подарить другу колокольчики, ложки и матрешки;
- о Каслинском чугунном литье знают примерно 26% школьников, остальные на вопрос о специфическом уральском чугунном промысле ответа не дали;
- камень малахит, из которого сделано платье Хозяйки Медной горы, отметили примерно 86% школьников;
- 40% школьников к песням, посвященным Уралу, отнесли уральскую рябинушку и «Свердловский вальс» Е. П. Роды-гина, остальные посчитали, что уральские песни исполняют (и, очевидно, сочиняют) Е. Ваенга, А. Новиков и О. Митяев;
- к известным писателям Урала 86% отнесли П. П. Бажова, никаких других фамилий писателей больше в ответах не встречалось.
Приведенные данные опроса школьников еще раз показали, что наши уральские школьники-подростки знают две основные песни Е. П. Родыгина - «Уральская рябинушка» и «Свердловский вальс», из уральских писателей - только П. П. Бажова, такой уральский промысел, как Каслинское художественное литье, мало кому известно из современных школьников, а причиной отнесения к уральским композиторам поп-исполнителей и исполнителя авторской
песни, скорее всего, является активное их продвижение СМИ и ТВ. Положительным моментом является то, что многие подростки знают о таком феномене, как уральский рок, что наводит на мысль о введении в уроки музыки произведений, относящихся к этому музыкальному феномену.
Данные, полученные в ходе анализа работ авторов, допускающих возможность включения в уроки музыки примеров региональной музыкальной культуры, результаты онлайн-опроса обучающихся в 5-7 классах школ Свердловской области, Екатеринбурга и других город позволили наметить основные положения по введению в уроки музыки у подростков регионального компонента - уральской музыкальной и художественной культуры. Тем более что такой музыкальный региональный материал имеет огромный воспитательный потенциал [6; 10], пока еще мало востребованный в школьном уроке музыки в нашем регионе. К основным направлениям было отнесено:
- соблюдение целостности урока музыки по программе, включенной в перечень программ ФГОС ООО, и соблюдение целостности концепции каждого урока;
- включение в содержание уроков музыки в 5-7 классах регионального компонента, основанного на полихудожественном подходе;
- использование на уроке музыки для введения регионального компонента методов и приемов педагогики музыкального образования;
- доминирование на уроке музыки при введении регионального компонента примеров уральской песенной культуры (народной и композиторской).
Анализ введения регионального компонента в структуру уроков музыки по федеральным программам, включенным в реестр программ ФГОС, позволил выявить, что иногда это включение не встраивалось в цель и задачи урока, а иногда даже и в его содержание. В связи с этим нами было изучено содержание программы по музыке Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской [7; 8], после чего были выявлены концептуальные основания каждого урока, в который предполагалось введение уральской песенной и художественной культуры. Полихудожественный подход позволил, не нарушая целостности каждого урока музыки названной программы, включать произведения разных видов искусства и художественных форм. Это было обусловлено, во-первых, тем, что в программе по музыке Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской обнаружилось огромное количество «выходов» за пределы музыки в другие виды искусства - живопись, поэзию, а также в архитектуру, во-вторых,
недостаточным знанием подростков, обучающихся в школах уральского региона, произведений искусства и художественных промыслов, созданных на Урале.
Выбор методов и приемов педагогики музыкального образования был обусловлен спецификой урока музыки, дидактические основания которого включали уже апробированные методы и приемы, разработанные отечественными авторами концепций и систем музыкального образования детей.
Доминирование именно песенной культуры при введении регионального компонента было обусловлено уроком музыки - музыкального искусства и высоким уровнем развития уральской певческой культуры, известной далеко за пределами нашего региона.
Примерами конкретной реализации каждого из названных положений могут быть некоторые фрагменты разработок по введению уральской художественной культуры в урок музыки в 5-7-х классах общеобразовательной школы. Так, раскрывая первое положение о необходимости сохранения концептуальных положений урока, можно сослаться на примеры содержания многих уроков 5, 6 и 7-го классов, когда органичным углублением тем уроков могут стать песни Е. П. Родыгина и В. И. Горячих, а также народные уральские песни, например казачья «За Уралом, за рекой», используемая не только в общеобразовательных школах, но и в казачьих и кадетских корпусах [4]. Реализация полихудожественного подхода может происходить путем включения в урок музыки фото знаменитого Каслинского павильона (тема урока «Застывшая музыка», 5-й класс) или демонстрации фильма про Уральский государственный академический русский народный хор (тема «Современные исполнители народных песен», 6-й класс) [7], этот фильм был специально создан для описываемого учебно-методического комплекса. Примером использования на уроке музыки метода сопоставления и сравнения, который активно используется в педагогике музыкального образования, будут являться восприятие и анализ одного музыкального произведения - «Свердловский вальс» Е. П. Родыгина, исполненного в разных стилях солистами Уральского хора и известными рок исполнителями: Настей Полевой и Вячеславом Бутусовым. Это же сопоставление производится школьниками в процессе восприятия и исполнения двух одинаковых
по жанру народных уральских плясовых песен «Мальчик-кудрявчик» и «То не луковка». Данные произведения были любезно предоставлены художественным руководителем Уральского государственного академического народного хора Н. В. Зайцевым для нотной хрестоматии, входящей в учебно-методический комплекс. Что касается включения уральского песенного материала, то примером реализации этого направления могут стать произведения, взятые из репертуара названного хора, из его нотной библиотеки, а также новые и уже широко известные песни уральских композиторов.
Название учебно-методического комплекса было взято из стихотворения Л. Та-тьяничевой «В Урале Русь отражена». Это название как нельзя точно выразило одну из основных идей введения произведений региональной культуры в программу уроков музыки в общеобразовательной школе -представление школьникам особенностей уральской художественной культуры и ее общности с художественной культурой России.
Заключение. Компоненты учебно-методического комплекса, а именно: фильм об Уральском государственном академическом русском народом хоре [15], квест, который школьники проходят после просмотра фильма, входная и итоговая диагностики для обучающихся 5-7 классов, нотная хрестоматия, записи аккомпанемента («минусы») на песни, имеющиеся в хрестоматии, методические рекомендации для включения уральского художественного компонента в уроки музыки в 5-7 классах общеобразовательной школы, записи на Ютуб девяти мастер-классов по разучиванию песен, представленных в нотном сборнике, сейчас активно используются в школах Свердловской области, о чем говорит количество посещений сайта, на котором этот комплекс сейчас размещен [12].
Анализ прохождения школьниками кве-ста после просмотра фильма показал, что уровень сформированности знаний об уральской музыкальной и художественной культуре у школьников значительно повысился. Более точные данные, которые, очевидно, представят динамику их сформиро-ванности, будут получены после прохождения итоговой диагностики, проведение которой намечено на середину декабря этого года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакшаева, Е. В. Социально-культурные доминанты в содержании региональной программы общего музыкального образования / Е. В. Бакшаева // Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Якушева. - 2020. - № 4 (109). - С. 158-164.
2. Бурлак, О. А. Гуманитарный аспект реализации национально-регионального компонента общего музыкального образования / О. А. Бурлак // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11. - С. 13591361.
3. Бурлак, О. А. К вопросу о внедрении национально-регионального компонента в содержании музыкального образования в общеобразовательной школе / О. А. Бурлак // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 170-178.
4. Кашина, Н. И. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадет средствами музыкальной культуры казачества / Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 188-191.
5. Кречетова, Г. А. Интегративный подход к развитию поликультурной личности младшего школьника на уроках музыки в условиях региона: теоретический обзор / Г. А. Кречетова // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1, № 3. - С. 29-32.
6. Мурзина, И. Я. Педагогический потенциал региональной музыкальной культуры / И. Я. Мурзи-на // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 9. - С. 5-11.
7. Сергеева, Г. П. Уроки музыки: 5-6 класс : пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. -М. : Просвещение, 2007. - 205 с.
8. Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 7 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 111 с.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_180402/400951E1BEC44B76D470A1DEDA8B17E988C587 D6. - Текст : электронный.
10. Тагильцева, Н. Г. Учебное пособие для работы студентов с учебным комплексом «В Урале Русь отражена» / Н. Г. Тагильцева ; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург : [б. и.], 2021. - 88 с.
11. Трофимова, Е. Д. Музыкальная культура Урала в начальной школе / Е. Д. Трофимова / / Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации : материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. - Нижний Тагил ; Екатеринбург, 2021. - С. 123-127.
12. Учебно-методический комплекс «В Урале Русь отражена». - URL: https://o-rossii.ru/e/rus. -Текст : электронный.
13. Хмелева, А. П. Региональный компонент в патриотическом воспитании детей на уроках музыки (на примере Челябинской области) / А. П. Хмелева, Д. А. Шелепова // Духовно-нравственное воспитание молодежи : сборник научных статей по итогам Всероссийской науч.-практ конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Чебоксары, 2020. - С. 229-233.
14. Чернецкая, М. В. Разработка учебно-методического сопровождения уроков музыки на основе регионального компонента / М. В. Чернецкая // Мир детства в современном образовательном пространстве : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. - Витебск, 2016. - С. 164-166.
15. Шамсутдинов, Р. Р. Уральский русский народный хор в популяризации региональной песенной культуры / Р. Р. Шамсутдинов // Аудиовизуальная платформа современной культуры : материалы Международной научной конференции (в рамках XV Колосницынских чтений). - 2020. - С. 137-141.
REFERENCES
1. Bakshaeva, E. V. (2020). Sotsial'no-kul'turnye dominanty v soderzhanii regional'noi programmy obshchego muzykal'nogo obrazovaniya [Social and Cultural Dominants in the Content of the Regional Program of General Music Education]. In Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Ya. Yakusheva. No. 4 (109), pp. 158-164. .... .
2. Burlak, O. A. (2014). Gumanitarnyi aspekt realizatsii natsional'no-regional'nogo komponenta obshchego muzykal'nogo obrazovaniya [The Humanitarian Aspect of the Implementation of the National-Regional Component of General Music Education]. In Fundamental'nye issledovaniya. No. 11, pp. 1359-1361.
3. Burlak, O. A. (2018). K voprosu o vnedrenii natsional'no-regional'nogo komponenta v soderzhanii muzykal'nogo obrazovaniya v obshcheobrazovatel'noi shkole [On the Issue of Introducing a National-Regional Component in the Content of Music Education in a General Education School]. In Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. No. 6, pp. 170-178.
4. Kashina, N. I., Tagil'tseva, N. G. (2013). K voprosu o mekhanizmakh formirovaniya kul'turnoi identichnosti kazakov-kadet sredstvami muzykal'noi kul'tury kazachestva [To the Question of the Mechanisms of the Formation of the Cultural Identity of the Cossack Cadets by Means of the Musical Culture of the Cossacks]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 5, pp. 188-191.
5. Krechetova, G. A. (2017). Integrativnyi podkhod k razvitiyu polikul'turnoi lichnosti mladshego shkol'nika na urokakh muzyki v usloviyakh regiona: teoreticheskii obzor [An Integrative Approach to the Development of a Polycultural Personality of a Junior Schoolchild in Music Lessons in a Region: a Theoretical Overview]. In Uspekhi sovremennoi nauki. Vol. 1. No. 3, pp. 29-32.
6. Murzina, I. Ya. (2017). Pedagogicheskii potentsial regional'noi muzykal'noi kul'tury [Pedagogical Potential of Regional Musical Culture]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 9, pp. 5-11.
7. Sergeeva, G. P., Kritskaya, E. D. (2007). Uroki muzyki: 5—6 klass [Music Lessons: 5-6 Grade]. Moscow, Prosveshchenie. 205 p.
8. Sergeeva, G. P., Kritskaya, E. D. (2011). Uroki muzyki. 7 klass [Music Lessons. 7th Grade]. 3rd edition. Moscow, Prosveshchenie. 111 p.
9. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period up to 2025]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_180402/400951E1BEC44B76D470A1DEDA8B17E988C587D6.
10. Tagil'tseva, N. G. (2021). Uchebnoeposobie dlya raboty studentov s uchebnym kompleksom «V Urale Rus' otrazhena» [Textbook for Students to Work with the Educational Complex "In the Urals, Russia Is Reflected"]. Ekaterinburg. 88 p.
11. Trofimova, E. D. (2021). Muzykal'naya kul'tura Urala v nachal'noi shkole [Musical Culture of the Urals in Primary School]. In Strategii razvitiya doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya v epokhu modernizatsii: materialy Vserossiiskoi nauch.-prakt. konferentsii. Nizhny Tagil, Ekaterinburg, pp. 123-127.
12. Uchebno-metodicheskii kompleks «V Urale Rus' otrazhena» [Educational-Methodical Complex "In the Urals, Russia Is Reflected"]. URL: https://o-rossii.ru/e/rus.
13. Khmeleva, A. P., Shelepova, D. A. (2020). Regional'nyi komponent v patrioticheskom vospitanii detei na urokakh muzyki (na primere Chelyabinskoi oblasti) [Regional Component in the Patriotic Education of Children in Music Lessons (on the Example of the Chelyabinsk Region)]. In Dukhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi: sbornik nauchnykh statei po itogam Vserossiiskoi nauch.-prakt konferentsii, posvyashchennoi 75-letiyu Pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine. Cheboksary, pp. 229-233.
14. Chernetskaya, M. V. (2016). Razrabotka uchebno-metodicheskogo soprovozhdeniya urokov muzyki na osnove regional'nogo komponenta [Development of Educational and Methodological Support for Music Lessons Based on the Regional Component]. In Mir detstva v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: sbornik statei studentov, magistrantov, aspirantov. Vitebsk, pp. 164-166.
15. Shamsutdinov, R. R. (2020). Ural'skii russkii narodnyi khor v populyarizatsii regional'noi pesennoi kul'tury [Ural Russian Folk Choir in the Popularization of Regional Song Culture]. In Audiovizual'naya platforma sovremennoi kul'tury: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (v ramkakh XV Kolosnitsynskikh chtenii), pp. 137-141.