Научная статья на тему 'Региональный инструментарий управления развитием предпринимательских структур'

Региональный инструментарий управления развитием предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / BUSINESS STRUCTURE / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / INSTRUMENTS OF STATE CONTROL / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / TARGET-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайченков Сергей Игоревич

В статье рассмотрены вопросы формирования регионального инструментария управления развитием предпринимательских структур на примере Санкт-Петербурга. В системе инструментов государственного регулирования экономического развития хозяйственного комплекса страны органично сочетаются прогноз социально-экономического развития, стратегический план и концепция развития, программы развития, индикативный план развития, бюджет территории. Каждый из этих инструментов вносит вклад в управление процессом развития предпринимательства. Программно-целевой подход рассматривается в качестве инструмента, посредством которого региональные правительства проводят политику социально-экономического развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайченков Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instruments of Regional Management for the Development of Business Organizations

Regional Management Instrumentation development of enterprise structures on the example of St. Petersburg. The system tools of state regulation of economic development of the economic sector of the country organically combined: the forecast of socio-economic development strategic plan and concept development, program development, an indicative development plan, the budget area. Each of these tools contributes to the management of enterprise development. Program approach is seen as a tool through which the regional governments.

Текст научной работы на тему «Региональный инструментарий управления развитием предпринимательских структур»

научные исследования молодых ученых

УДК 332.142:005

С. И. Зайченков1

региональный инструментарий управления развитием предпринимательских структур

S. I. Zaychenkov. instruments of regional Management for the Development

of Business organizations

В статье рассмотрены вопросы формирования регионального инструментария управления развитием предпринимательских структур на примере Санкт-Петербурга. В системе инструментов государственного регулирования экономического развития хозяйственного комплекса страны органично сочетаются прогноз социально-экономического развития, стратегический план и концепция развития, программы развития, индикативный план развития, бюджет территории. Каждый из этих инструментов вносит вклад в управление процессом развития предпринимательства. Программно-целевой подход рассматривается в качестве инструмента, посредством которого региональные правительства проводят политику социально-экономического развития территории.

ключевые слова: управление, предпринимательская структура, инструменты государственного регулирования, программно-целевой подход

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article discusses the formation of the Regional Management Instrumentation development of enterprise structures on the example of St. Petersburg. The system tools of state regulation of economic development of the economic sector of the country organically combined: the forecast of socio-economic development strategic plan and concept development, program development, an indicative development plan, the budget area. Each of these tools contributes to the management of enterprise development. Program approach is seen as a tool through which the regional governments.

Keywords: management, business structure, instruments of state control, target-oriented approach

Contacts: Lermontovskiy Ave, 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

В основе регулирования экономического развития на региональном уровне лежит совокупность методов, важнейшими из которых являются балансовый (предполагающий использование различных территориальных балансов), программно-целевой, оптимизации регионального развития, нормативный метод.

Сергей Игоревич Зайченков — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© С. И. Зайченков, 2015

Таблица 1

Этапы формирования прогнозно-плановой документации

№ п/п название этапа Содержание этапа

1 Анализ состояния экономики региона Вырабатывается рациональная государственная региональная политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне. Выявляются проблемные точки, оценивается срочность решения проблем, изучаются альтернативные пути преодоления

2 Выработка и обоснование целей Определяются все возможные цели, дается характеристика каждой цели, строится дерево целей

3 Разработка рациональной стратегии социально-экономического развития региона Вырабатывается комплекс мероприятий по реализации устойчивого развития экономики как рыночной системы. Обычно анализируются следующие направления решения возникающих проблем: • стабилизация денежной системы и курса рубля; • реструктуризация государственного аппарата управления; • совершенствование бюджетного процесса; • развитие реального сектора российской экономики; конверсия оборонных отраслей, перевод их на выпуск гражданской продукции; • обеспечение нормального функционирования рынка; • привлечение прямых иностранных инвестиций; • повышение эффективности управления государственным имуществом; • стабилизация и устойчивое развитие экономики страны и регионов; • структурная перестройка экономики, диверсификации и производств; • повышение конкурентоспособности отечественной продукции

4 Формирование ресурсного обеспечения намеченных мероприятий стратегии социально-экономического развития региона Определяются источники всех видов ресурсов. Основное внимание уделяется источникам инвестиций

Процесс формирования прогнозно-плановых документов, определяющих развитие экономики отдельных субъектов Федерации, можно подразделить на четыре этапа (табл. 1).

Таким образом, в систему инструментов государственного регулирования экономического развития регионального хозяйственного комплекса включаются:

• прогноз социально-экономического развития;

• стратегический план и концепция развития;

• программы развития;

• индикативный план развития;

• бюджет территории.

Каждый инструмент вносит вклад в управление процессом развития предпринимательства.

Рассмотрим программно-целевой подход как инструмент, в рамках которого региональные правительства проводят политику социально-экономического развития территории.

рис. 1. Алгоритм разработки комплексной региональной программы

Система программ различного уровня (федеральных, региональных, местных) реализуется государственными органами при участии учреждений и организаций различных форм собственности при условии государственной поддержки. Алгоритм разработки комплексных региональных программ схематично представлен на рис. 1.

Сопоставимость программ должна быть обеспечена применением единых методов их разработки и оценивания.

Процесс совершенствования системы управления развитием предпринимательства определенной территории осуществляется в рамках реализации региональных прогнозно-плановых документов на определенный период: стратегии или концепции развития, государственных и целевых программ развития предпринимательства.

Рассмотрим развитие этого процесса в Санкт-Петербурге. В настоящее время на территории региона реализуется Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, генеральная цель которой — «обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности».

Приоритеты социально-экономического развития Санкт-Петербурга охватывают все сферы его жизнедеятельности и соответствуют стратегическим приоритетам России, в числе которых:

1) обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия. Данный приоритет реализуется через государственную политику в сферах демографии, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты. А также путем обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;

2) формирование новой активной экономики, основанной на знаниях. Реализация этого приоритета происходит в рамках государственной экономической политики с упором на сферы науки и техники. Проводится технологическая модернизация, развитие инновационной деятельности, высокотехнологичных секторов экономики и малого предпринимательства. Также это направление предполагает развитие транспортной системы России, что способствует развитию хозяйственных взаимосвязей;

3) повышение конкурентоспособности России на мировых рынках. Реализация данного приоритета осуществляется через развитие традиционных отраслей экономики России: топливно-энергетической, лесопромышленной, транспортной, строительной и др. Сюда же следует отнести привлекательность многих регионов России для туристов. Кроме того, в рамках реализации этого приоритета Россия организует и принимает крупнейшие мировые культурно-спортивные мероприятия;

4) сбалансированное пространственно-территориальное развитие. Реализация этого приоритета ведется путем развития территориального планирования, градостроительной деятельности, земельных и межбюджетных отношений. Важную роль здесь играют развитие особых экономических зон, поддержка территориальных экономических кластеров;

5) законность и институты справедливости. Данный приоритет реализуется путем совершенствования законодательной и нормативной правовой базы, усиления значимости институтов гражданского общества. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления также предусмотрено. Важное значение в рамках этого приоритета придается защите прав и интересов граждан, повышению уровня законопослушности населения, улучшению работы судебной системы;

6) безопасность государства, граждан и общества. Реализация этого приоритета ведется в рамках государственной политики в области национальной безопасности, миграции, строительства и развития вооруженных сил, продовольственной безопасности, обеспечения территориальной целостности России, повышения эффективности функционирования правоохранительных органов. Внешний аспект этого приоритета определяется повышением мощи и авторитета России на международной арене. Внутренний аспект связан с повышением уровня работы органов правопорядка и установлением большего контроля их работы со стороны общества. Сюда же относится регулирование миграционного потока.

На основании этих приоритетов можно выделить четыре стратегических направления развития Санкт-Петербурга до 2030 г., каждое из которых состоит из своих стратегических целей [1]: 1) развитие человеческого капитала; 2) повышение качества городской среды; 3) обеспечение устойчивого экономического роста; 4) обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества. В общей сложности в Стратегии сформулированы 113 целей социально-экономического развития различных уровней.

Каждой цели социально-экономического развития (кроме генеральной) соответствуют целевые показатели. Их значения характеризуют степень достижения целей. Целевые показатели включают в себя как статистические (входящие в систему государственного статистического учета), так и расчетные и получаемые опросным путем. Кроме того, в систему целевых показателей включены показатели, рассчитываемые по международным методикам и позволяющие проводить сопоставление результатов развития Санкт-Петербурга с российскими и зарубежными городами.

Санкт-Петербург занимает одно из лидирующих мест в России по показателям деятельности малых предприятий. Большинство малых предприятий (включая микропредприятия) функционируют в торговле и в сфере операций с недвижимостью. Несколько меньше малых предприятий работает в сфере обрабатывающих производств и строительстве.

Для успешного развития малого бизнеса необходима реализация комплекса мер по следующим направлениям.

Учитывая приоритеты инновационного развития Санкт-Петербурга, необходимо включить потенциал малого бизнеса в создание и расширение инновационной экономики. Целесообразно приоритетное развитие малого предпринимательства в науке и в обрабатывающих производствах, а также в сферах радиологии и информационных технологий. Чрезвычайно важным представляется развитие инфраструктуры венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере.

В секторе малых предприятий, особенно инновационных, сосредоточены большие резервы развития экспортной деятельности. В условиях замедления экономического роста ведение экспортной деятельности становится стратегической альтернативой дальнейшему развитию бизнеса малых предприятий. Необходимо осуществлять поддержку экспортной деятельности малых предприятий. Для этого требуется компенсировать затраты на различные цели, включая возмещение процентов по кредитам, субсидии на выполнение обязательных требований законодательства страны-импортера по сертификации, регистрации, на разработку фирменного наименования, товарного знака, создание промышленного образца.

Требуется реализация комплекса мер по содействию расширению внешнеэкономического сотрудничества субъектов малого предпринимательства с учетом задач модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития. Необходимо развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. Важным направлением поддержки малого бизнеса является предоставление его субъектам средств на возмещение затрат, связанных с получением сертификатов соответствия и деклараций о соответствии при обязательном или добровольном подтверждении соответствия требованиям, установленным действующим законодательством.

Необходимо отладить механизм предоставления субсидий для возмещения затрат субъектов малого предпринимательства по их технологическому присоединению к источнику электроснабжения. Субсидии должны выплачиваться в случаях, когда подключение осуществляется через принимающие электроэнергию устройства, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт, для электроснабжения помещений, используемых субъектами малого предпринимательства для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Важной мерой является улучшение делового климата для малого бизнеса. Для реализации данной меры необходимо формирование механизмов имущественной и финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, а также создание благоприятных условий для их развития. Требуется снижение административных барьеров и создание эффективных условий функционирования рынка товаров, услуг и капиталов. Необходимо обеспечить публичность проводимой инвестиционной политики, обеспечение ясности и прозрачности инвестиционного процесса, открытости и доступности информации, сбалансированности интересов участников инвестиционного рынка. Должны быть сформированы механизмы стимулирования спроса.

Стратегией рассматривается возможность реализации трех сценариев социально-экономического развития Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе. Существенное влияние на реализацию того или иного сценария развития оказывает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, крупнейших предприятий, предпринимательских ассоциаций и союзов, профсоюзов, институтов гражданского общества и иных субъектов, участвующих в разработке и реализации социально-экономической политики.

Первый сценарий — консервативный. Он основан на предположении об инерционном развитии экономики Санкт-Петербурга и сохранении сложившихся подходов к его управлению. По данному сценарию город будет развиваться преимущественно за счет экстенсивного расширения экономики путем наращивания объемов использования ресурсов, извлечения выгод от конкурентных преимуществ в традиционных секторах хозяйственного комплекса и сложившейся системе территориального планирования.

Второй сценарий — умеренно-оптимистичный. Он предполагает повышение эффективности использования всех видов ресурсов. Сценарий предусматривает масштабную активизацию инвестиционных и инновационно-технологических факторов развития Санкт-Петербурга. Приоритетное внимание будет уделяться улучшению делового климата, привлечению в город инвестиций, созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности, поддержке традиционных и перспективных видов экономической деятельности.

Третий сценарий — инновационный. Он основан на максимальном раскрытии потенциала стратегического развития Санкт-Петербурга, эффективном использовании человеческого капитала, сбалансированном развитии территорий, реализации новых подходов к управлению городом. Данный сценарий исходит из предпосылок роста глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на мировом рынке за счет формирования мощного сектора экономики знаний и перехода на инновационный путь развития. Он содержит базовые элементы умеренно-оптимистичного сценария в сочетании с существенным притоком капитала, активизацией развития социальной сферы, более эффективным использованием ресурсов, наращиванием параметров человеческого капитала и повышением роли инноваций.

В рамках инновационного сценария ожидается преодоление негативных тенденций, связанных с замедлением экономического роста, существенное возрастание сумм привлекаемых инвестиций, увеличение объемов производства и доходов населения. Ключевым фактором развития города станут инновации. Наиболее высокими темпами будут развиваться наукоемкие и высокотехнологичные сектора экономики.

Каждому сценарию развития соответствует один вариант долгосрочного прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

В рамках инновационного сценария среднегодовые темпы роста ВРП могут составить около 4,5-5,5%. В 2030 г. объем ВРП может увеличиться в 2,6 раза по сравнению с результатом 2012 г. в сопоставимых ценах. Среднегодовые темпы роста объема инвестиций в основной капитал могут колебаться в пределах 7,5-8% в среднесрочной перспективе со снижением до 6,5-7% в долгосрочной перспективе. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска товаров, работ и услуг возрастет до 30%.

Весомый вклад в развитие экономики Санкт-Петербурга будет вносить сектор услуг, связанный с обслуживанием и использованием высокотехнологичной техники и оборудования. Значительный рост ожидается в транспортном обслуживании, прежде всего в сферах высокоскоростного железнодорожного транспорта и

авиаперевозок. Повысятся объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи и услуг профессионального образования.

Одновременно с ростом значения сектора высоких технологий свою роль в хозяйственном комплексе Санкт-Петербурга сохранят традиционные направления экономической деятельности. К ним относятся производства электроэнергии, газа и воды, пищевых продуктов, табака, готовых металлических изделий, строительных конструкций и материалов. Деятельность этих производств будет направлена преимущественно на удовлетворение потребностей населения и экономики Санкт-Петербурга, а также на поставки в другие регионы России. Большой вклад в экономическое развитие города будут по-прежнему вносить торговля, транспортно-логистические услуги, строительство, управление недвижимостью, общественное питание и финансово-банковская сфера.

В рамках реализации инновационного сценария развития Санкт-Петербурга можно выделить несколько этапов. На первом из них (2014-2020 гг.) будут происходить настройка и наладка новых механизмов реализации государственной социально-экономической политики. Темпы роста будут находиться на среднем, умеренном, но устойчивом уровне. В этот период экономика будет расти в среднем на 3,5-4,5% в год.

На втором этапе в период 2021-2025 гг. будут получены первые значимые результаты реализации новых подходов к управлению развитием Санкт-Петербурга. Темпы экономического развития возрастут до 5-5,5% в среднегодовом исчислении.

На третьем этапе, в 2026-2030 гг., ожидается существенное ускорение темпов экономического развития. Среднегодовые темпы роста экономики могут составить 6-7%. Санкт-Петербург перейдет к устойчивому и сбалансированному росту экономики и существенному улучшению положения в социальной сфере.

Проанализируем программно-целевой подход как инструмент управления процессом развития предпринимательства на примере Санкт-Петербурга.

В целях реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Санкт-Петербурга, федеральных законов, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, отраслевых стратегий и концепций развития Российской Федерации в городе создана нормативная правовая база для построения и функционирования комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития области.

Система государственных программ, долгосрочных и ведомственных целевых программ регионального уровня отражает приоритеты политики Правительства Санкт-Петербурга, в том числе в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

С 2014 г. распределение бюджетных средств осуществляется в рамках государственных программ, сосредоточенных на реализации инвестиционных, социальных проектов, направленных на решение проблем, в рамках полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга.

По масштабу деятельности предприятия в России делятся на крупные, средние и малые [2].

Управление развитием крупного предпринимательства осуществляется в рамках многочисленных программ, в которых средства на развитие предпринимательских структур закладываются в рамках подпрограмм и по утвержденным национальным проектам.

В Санкт-Петербурге путем многолетней работы создана система развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Развитие предпринимательства осуществляется на основании закона Санкт-Петербурга от

17 апреля 2008 г. № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге».

Сложившаяся на протяжении последних лет устойчивая тенденция роста общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга дает все основания предположить, что количество субъектов малого и среднего бизнеса в городе продолжит расти.

В 2014 г. в Санкт-Петербурге зарегистрировано порядка 380 000 субъектов малого предпринимательства, общее количество субъектов малого предпринимательства по сравнению с началом года выросло на 12 000 единиц [3].

Структура предпринимательства города представлена следующим образом — в основном это организации, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, ремонтом машин (42,2%), операциями с недвижимостью (20,5%), строительством (10,8%), обрабатывающим производством (8,3%), а также оказанием услуг в сфере транспорта и связи (7,8%).

Петербург занимает лидирующие позиции среди регионов России по основным показателям развития малого и среднего бизнеса.

Второе место по количеству малых предприятий (без микропредприятий) (первое — Москва), которые обеспечивают занятостью 11,1% экономически активного населения Санкт-Петербурга, или 334 400 человек.

Наибольшая доля оборота малых предприятий традиционно приходится на сектор торговли — 61,6%. На обрабатывающие производства приходится 9% совокупного оборота малых предприятий.

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании внутреннего регионального продукта составляет 28,8%, доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга — 27,6%.

Каждый пятый занятый работник трудится в сфере потребительского рынка.

Значительному вкладу субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга в том числе способствовала реализация программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, ставших эффективным инструментом осуществления политики правительства города в данной сфере.

В качестве инструмента прямой финансовой поддержки МСП выступает субсидирование по специальным программам:

• приобретение основных средств в лизинг,

• кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства,

• гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.

Также субсидировались затраты предпринимателям, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, осуществляющим процедуры по сертификации своей продукции.

В рамках специальных программ поддерживаются предприниматели:

• осуществляющие деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов;

• организующие группы дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста;

• осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми (дошкольные образовательные центры).

Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга в 2014 г. рассмотрено более 500 заявок и документов, поступивших от предпринимателей на получение субсидий.

Наиболее востребованной остается специальная программа «Приобретение основных средств в лизинг».

По результатам рассмотрения всех поступивших заявок комитетом предоставлено субсидий 112 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму более 180 млн руб.

При реализации государственной поддержки субъектов малого предпринимательства особое внимание уделяется расширению функций и повышению эффективности действующих институтов развития и мер косвенной поддержки, таких как специальные программы «Технологические стажировки», «Выходим в регионы».

В 2014 г. организованы технологические стажировки по направлениям: «Станкостроение» (Республика Корея), «Машиностроение» (Испания), «Легкая промышленность» (Итальянская Республика), «Хлебобулочное и кондитерское производство» (Французская Республика).

Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга продолжена работа по координации деятельности следующих объектов инфраструктурной поддержки, которые за период своего существования успешно доказали востребованность и эффективность:

• общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга;

• евроинфокорреспондентский центр — Санкт-Петербург;

• первый городской бизнес-инкубатор;

• фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга;

• центр развития и поддержки предпринимательства.

Евроинфокорреспондентский центр — Санкт-Петербург действует по принципу единого окна по вопросам развития межрегиональной и международной деятельности малых и средних предприятий и продолжает осуществление интегрированной программы поддержки интернационализации малого и среднего предпринимательства «5 шагов к экспорту».

Фонд содействия кредитованию создан с целью развития в Санкт-Петербурге системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов МСП, основанных на кредитных договорах и договорах займа.

На данный момент в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве с Фондом содействия кредитованию работают 60 коммерческих банков.

С 2014 г. фондом заключено 64 договора микрофинансирования на общую сумму 39 325 млн руб., а также предоставлено 333 поручительства по кредитным договорам субъектов МСП на общую сумму 1715,0 млн руб., что позволило субъектам МСП привлечь кредитных ресурсов в объеме 4306,8 млн руб. Более 37% поручительств по кредитам предоставлены субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сфере производства.

Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга в рамках своей деятельности выполняет отбор инновационных проектов для инвестирования, оказывает экспертно-консультативную поддержку авторам проектов и инновационным компаниям по вопросам получения инвестиций и подготовки проекта для инвестирования.

Первый городской бизнес-инкубатор — универсальная стартовая площадка для запуска и развития собственного бизнеса.

Программа инкубирования позволяет предпринимателям арендовать на льготных условиях полностью оборудованные офисные помещения, в настоящее время в бизнес-инкубаторе размещены 32 резидента.

Также комитетом проведены ряд мероприятий, направленных на пропаганду и популяризацию малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в том числе организованы деловые мероприятия в формате мастер-классов, бизнес-тренингов и пресс-конференций.

В настоящее время в городе реализуется государственная программа «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 20152020 гг., принятая постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. № 554 [4].

Цели государственной программы:

1) создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности;

2) формирование условий для максимально полного удовлетворения потребностей населения Санкт-Петербурга в товарах и услугах.

Программой предусматривается решение следующих задач на плановый период:

1) обеспечение доступности финансовых, кадровых и информационных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;

2) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга;

3) обеспечение эффективного развития инфраструктуры торговли, общественного питания и услуг в Санкт-Петербурге.

Общий объем финансирования государственной программы составляет 7 812 224,5 тыс. руб., в том числе: 2015 г. — 1 200 760,3 тыс. руб., 2016 г. — 1 205 160,6 тыс. руб., 2017 г. — 1 249 327,4 тыс. руб., 2018 г. — 1 317 094,5 тыс. руб., 2019 г. — 1 385 581,3 тыс. руб., 2020 г. — 1 454 300,4 тыс. руб.

Источником финансирования государственной программы является бюджет Санкт-Петербурга.

Основными приоритетами государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития предпринимательства и потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу являются:

• создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества; совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

• обеспечение и поддержание конкурентных возможностей Санкт-Петербурга; создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий; расширение конкурентных преимуществ в традиционных отраслях экономики;

• снижение административных барьеров в экономике, превращение Санкт-Петербурга в субъект Российской Федерации с низким уровнем коррупции; создание эффективной институциональной среды;

• развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста; поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

• создание условий максимально полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги первой необходимости;

• повышение эффективности работы в сферах продовольственной безопасности, качества и безопасности пищевых продуктов на территории Санкт-Петербурга;

• создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей.

Для достижения заявленных целей и решения поставленных задач в рамках настоящей государственной программы предусмотрена реализация двух подпрограмм и одного отдельного мероприятия:

1) подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге»;

2) подпрограмма «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг в Санкт-Петербурге»;

3) отдельное мероприятие «Организация проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Санкт-Петербурга, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, проведения экспертизы законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства

в санкт-Петербурге»

Развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге является одним из основных приоритетов развития экономики, реализация подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» направлена на достижение основной цели: формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Задачами подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» являются:

1) увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Санкт-Петербурга;

2) изменение отраслевой принадлежности субъектов малого и среднего предпринимательства в сторону увеличения производственных и инновационных компаний;

3) создание развитой конкурентной среды в Санкт-Петербурге.

Достижение заявленной цели и решение поставленных задач подпрограммы

«Развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» будет осуществляться в рамках реализации следующих мероприятий:

• оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

• повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;

• развитие малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях экономики Санкт-Петербурга;

• развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;

• усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международных рынках;

• информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;

• повышение общественной значимости малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;

• анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;

• устранение избыточного государственного регулирования и неоправданного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

• содействие развитию конкуренции;

• оптимизация процессов предоставления государственных услуг для субъектов предпринимательской деятельности путем сокращения сроков оказания государственных услуг и снижения их стоимости;

• совершенствование процессов управления объектами государственной собственности Санкт-Петербурга и ограничение влияния государственных предприятий Санкт-Петербурга на конкуренцию;

• стимулирование предпринимательских инициатив;

• повышение уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей о действиях органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и общественных организаций потребителей по содействию развитию конкуренции.

Перечень основных мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» представлен в табл. 2.

Для реализации мероприятий по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга разрабатывает, утверждает и реализовывает специальные программы, представляющие собой отдельные мероприятия подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», описывающие механизмы предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. В реализации механизмов ведущая роль отводится организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

таблица2

Основные мероприятия подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (2015—2020 гг.)

Направление поддержки Основные мероприятия подпрограммы

1 2

Обеспечение деятельности бюджетных учреждений Предоставление субсидии Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Центр развития и поддержки предпринимательства» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в том числе создание Центра поддержки экспорта

Развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства Реализация специальной программы «Обучение и повышение квалификации»

Реализация специальной программы «Технологические стажировки»

Реализация специальной программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность»

Продолжение табл. 2

1 2

Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Реализация специальной программы «Приобретение основных средств в лизинг»

Реализация специальной программы «Приобретение оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства»

Реализация специальной программы «Бизнес-инкубатор»

Реализация специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов»

Предоставление субсидии некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса»

Предоставление субсидии некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга»

Реализация специальной программы «Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства»

Реализация специальной программы «Поддержка социального предпринимательства»

Предоставление субсидий в рамках реализации специальной программы «Поддержка социального предпринимательства»

Обеспечение проведения мероприятий в рамках специальной программы «Поддержка социального предпринимательства»

Реализация специальной программы «Создание центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ)»

Реализация специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста»

Реализация специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации (Дошкольные образовательные центры)»

Усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международных рынках Реализация специальной программы «Выходим в регионы»

Реализация специальной программы «Сертификация»

Реализация специальной программа «Евроинфокорреспондент-ский центр — Санкт-Петербург»

окончание табл. 2

1 2

Повышение общественной значимости малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Предоставление субсидии некоммерческой организации «Фонд «Управляющая компания делами Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга»

Обеспечение проведения мероприятий, направленных на пропаганду и популяризацию малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

Проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Обеспечение проведения комплексного мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

Создание условий для развития конкурентной среды Обеспечение проведения мониторинга состояния конкурентной среды в Санкт-Петербурге

Повышение финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга

Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к выкупу государственного имущества Предоставление субсидии ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» на возмещение затрат, связанных с сопровождением продажи государственного имущества при реализации арендаторами преимущественного права, в том числе консультированием арендаторов, государственной регистрацией прав

Литература

1. стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г.: [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/ strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sankt-peterburga-do-2030/.

2. о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: http://base.garant.ru/ 12154854/#ixzz3ek0KRpiz.

3. материалы XII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: crppr.gov.spb.ru/media/uploads/ userfiles/2014/12/16/РЕЧЬ.docx.

4. Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге на 2015-2020 гг.: Государственная программа, принятая постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. № 554: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/822403701.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.