Научная статья на тему 'Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья'

Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / ЕТНОДИФЕРЕНЦіАЦіЯ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL IDENTITY / ETNODIFFERENTSIATSIYA / NATIONALITY / ETHNICITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вергизова Виктория Моисеевна

Статья посвящена исследованию особенностей этнокультурных идентичностей молодежи украинского Приазовья. В статье рассматривается этнонациональный состав населения, исторические особенности и факторы, повлиявшие на создание специфического "культурного климата" данного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional dimension of ethic and cultural identities of young people Azov

The article deals with features of ethno-cultural identities of young Ukrainian Azov. This article discusses ethnonational of the population, historical patterns and the factors that influenced the creation of a specific "cultural climate" in the region.

Текст научной работы на тему «Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья»

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2011, ВИП. 2

СОЦІОЛОГІЯ

УДК 316.723

В. М. Вергизова

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ ПРИАЗОВЬЯ

Стаття присвячена дослідженню особливостей етнокультурних ідентичностей молоді українського Приазов’я. У статті розглядається етнонаціональний склад населення, історичні особливості та фактори, що вплинули на створення специфічного «культурного клімату» даного регіону.

Ключові слова: етнокультурні ідентичності, етнодиференціація, національність, етнічність.

Все современные общества характеризуются определенными степенями разнородности. Мировые глобализационные процессы не только не сглаживают, а скорее актуализируют организацию разнородности, чем экспансию разнородности. Именно эти разнородности и приводят к артикуляции специфических черт локальнорегиональных обществ, вырастает значение культурных отличий. Процессы дифференциации (как парадоксальное следствие глобализационных процессов) делают проблему идентичности центральной темой общего дискурса.

Сейчас во всем мире осуществляется поиск ценностных основ для существующих идентичностей. Он сопровождается «кризисом идентичности» и характерен в первую очередь переходным обществам. Преодоление этого кризиса возможно исключительно на основе новой стратегии общественного развития, которое предусматривает не только продвижение к стабильной демократии в стране, но и возрождение этнонациональной и культурной самобытности всех общностей, которые проживают на территории Украины. Сегодня в украинском обществе функционируют различные идентичности: национальные, политические, социальные, религиозные,

профессиональные, локальные, групповые, личностные, этнические, культурные и региональные. Они пытаются приобрести легитимность и проецироваться в соответствующих идентификационных практиках.

Наиболее ярко проявляется альтернативность в региональном контексте на поколенном и культурном уровнях, в том числе и общеобразовательных различий, что приводит к формированию подвижных ценностных идентичностей, особенно среди молодежи. В связи с этим важно выяснить факторы влияния на социокультурные идентичности молодежи в многокультурной среде общества, так как именно молодому поколению предстоит стать гарантом прогресса и преобразований украинского общества.

В социологии проблема социальной идентичности обговаривается достаточно давно активно и широко. Многие ученные - Э. Дюркгейм, П. Бергер, Т. Лукман и др. посвящают этой теме свои работы. Она актуальна и сегодня. Среди ученых современной Украины, которые занимаются исследованием данной проблемы, следует отметить таких как: В. Арбенина, Е. Головаха, Н. Победа, Б. Слющинский, Л. Сокурянская, Н. Шульга и другие. Исследования названных авторов отличаются различными теоретико-методологическими подходами, однако все они свое внимание концентрируют практически в двух направлениях, один из которых рассматривает социальную идентичность как самостоятельный предмет исследования, другие как продукт социальной структуры, как отображение групповых стратификаций,

155

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2011, ВИП. 2

институционального порядка и дифференциаций.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в период больших трансформаций (которые и происходят сейчас в нашем обществе) изменяются или уточняются идентичности, как самих индивидов, так и социальных групп. Необходимо сразу пояснить, что под идентификацией мы подразумеваем процесс (какой конкретно мы скажем далее), а идентичность - как его предпосылки с одной стороны, и как результат - с другой.

В данной работе мы будем рассмотреть роль «регионального фактора» в его временных и пространственных процессах и формирование культурных особенностей молодежи Приазовья. При этом делается акцент на позитивном потенциале транснационального характера и региональной разнородности украинского общества.

Таким образом, целью данной статьи является исследование региональных особенностей населения Приазовья (особенно молодежи), на которое наложил отпечаток его этнонациональный состав. Ведь молодежь более гибкая и более легко приспосабливается к окружающей ее среде, быстрее адаптируется, а еще и впитывает образцы своих Западных сверстников. Исходя из представленной цели исследования, нам необходимо решить следующие задачи: проанализировать этнонациональный состав населения Приазовья; рассмотреть исторические факторы, которые повлияли на особенности культуры современной молодежи региона; рассмотреть какие изменения национально-пространственных идентичностей сегодня наблюдаются в

многонациональном регионе Приазовья.

Любое общество отличается от простого набора общностей, групп тем, что оно связано цепочкой единой идентичности (или в соответствии с Дюркгеймом, «общим сознанием»). Жизнеспособность и стабильность общности во многом зависит от качеств и позиций ее граждан, а именно содержанием их идентичностей, а также от того, как они потенциально рассматривают, конкурирующие между собою, формы национальной, локальной, этничной и региональной идентичности. Именно эти позиции и создают специфичность каждого региона. Современное украинское общество является, безусловно, многоэтничным, многокультурным. Сейчас в Украине проживает более ста национальностей. По численности резко отличаются украинцы и русские, которые составляют соответственно 75% и 20% всего населения государства. Третье место принадлежит белорусам, четвертое молдаванам. За ними идут евреи, крымские татары, болгары, поляки, венгры [1]. Если проанализировать этнонациональный состав населения украинского Приазовья по данным переписи 2001 года, то, - увидим, что здесь на первом месте тоже украинцы, которые составляют 52,7%, русские - 37,8%, греки - 4,71%, все другие этносы составляют немного более 4%. А всего на данной территории по данным этой же переписи проживает 104 национальностей и этносов [2, с. 169].

Конечно, состав населения постоянно меняется. Попробуем проследить как изменился этнонациональный состав населения за период с 1926 [3, с. 175] до сегодняшнего дня (см. табл. 1).

Таблица 1

Этнонациональный состав населения Мариупольского округа(1926 г.)

№ п/п Этнонациональная принадлежность Количество чел. %

1 Украинцы 199300 61,2

2 Русские 34600 10,6

3 Белорусы 500 0,1

4 Молдаване 1400 0,4

5 Греки 58900 18,1

6 Евреи 3900 1,2

7 Немцы 25500 7,8

8 Другие 1100 0,1

Всего 325200 100

156

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2011, ВИП. 2

Как видим этнонациональный состав и численность населения изменились. Данные исследования показывают, что численность разных этнонациональных групп постоянно изменяется под влиянием, прежде всего таких факторов, как рождаемость и смертность людей. В последнее время значительное влияние на численность и состав этнонациональных групп имели миграционные процессы [4]. После распада СССР на свою историческую родину стали возвращаться этнические украинцы - участники освоения недр Сибири, целинных земель, жертвы политических репрессий, их наследники. Одновременно в 90-х годах возросла массовая эмиграция из Украины представителей еврейской, немецкой и греческой национальностей. Сегодня из-за различных конфликтов в Украину прибывают беженцы из Грузии, Армении и других стран.

В течение многих веков исторического развития общности украинского Приазовья здесь часто происходили переселения. Первыми на данной территории появились казаки Запорожской Сечи. Во время царствования Екатерины ІІ в 1778 году началось переселение крымских греков. Осваивая «Дикое поле», так называли Приазовские степи, сюда переселяли русских помещичьих крестьян, немцев, болгар, евреев, и представителей других этнонациональных групп. Все они, так или иначе, но вынуждены были адаптироваться к существующим условиям, к особенностям расселения. Греки расселились компактно, немцы также, в основном в сельской местности, а вот евреи обустраивались разрозненно, в более крупных поселениях. Такое расселение влияло на появление специфической культуры региона. На первых порах религия поддерживала сохранение национальных и религиозных культур, однако позже, когда произошло разрушение культовых учреждений, обязательность знания русского языка, закрытие воскресных школ, естественно, проблема национальной идентификации общества в целом, и молодежи в частности, подверглась определенным изменениям. Ради выживания менялась своя национальность (эта особенность ярко выражена среди евреев и греков). Они создавали смешанные браки. Все это не могло не отобразиться на этнокультурной идентичности молодежи Приазовья. Сегодня все сложнее и сложнее молодежи идентифицировать себя. В паспорте графа национальности исчезла, а свидетельстве о рождении тоже. Поэтому, как нам кажется, в регионе начали появляться этнонациональные объединения. По данным глубинного интервью, общества создаются для сохранения национального языка, культуры в целом и передачи ее своим детям.

Ниже попытаемся рассмотреть, как такой многонациональный состав населения повлиял на создание семей в Приазовье. Среди украинцев 45,4%, русских 34,4%, греков 22,9%, немцев 75,0%, евреев 60,7% составляют многонациональные семьи [5, с. 214]. Из приведенных социологических данных можно сделать вывод, что больше всех стараются сохранить свою собственную культуру представители греческой национальности. На наш взгляд это вызвано компактным проживанием, и, как правило, общность, оторванная от исторической родины, желает развиваться и распространять собственные культурные формы, передавая их от поколения к поколению. Поэтому среди греков наибольшее количество однородных семей (77,1%). Второе место среди однородных семей занимают русские (65,5%), третье украинцы (54,6%), на четвертом евреи (39,9%), и на пятом немцы (25,0%) и т. д.

То есть можно сказать, что на формирование и распространение культурных форм в Приазовском регионе влиял и межнациональный состав семей. Это приводило к потере национальных традиций и приобретению «смешанных», или можно сказать таких, которые постепенно перестают занимать весомое место в жизни населения, а вспоминаются только при определенных обстоятельствах (семейные праздники или во время празднования «Дня города»). Таким образом, современная украинская общность Приазовья, характеризуется многими дифференциациями. Это не только этнонациональные и этноречевые

157

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2011, ВИП. 2

дифференциации, а и локально-региональные, конфессиональные, этнокультурные, политико-идеологические и другие различия. Все они являются основанием для существования у населения этого края разнообразных культурных форм, которые имеют непосредственное влияние на этнокультурные идентичности молодежи Приазовья.

Сегодня в многонациональном регионе Приазовья наблюдаются определенные изменения национально-пространственных идентичностей. Например, в поселках Сартана, Старый Крым - местах компактного проживания греков, сегодня заметна самоидентификация населения, особенно ярко это выражено среди молодежи. Приятно отметить, что не только в местах компактного проживания греков, но и в транспорте и на улицах города уже сегодня можно услышать греческую речь. Большую роль в этом играют греческий культурный центр и факультет греческой филологии Мариупольского государственного университета, а также международные связи, которые он создал, в которых самое активное участие принимает студенческая молодежь.

Относительно украинской общности мы наблюдаем также соответствующую активизацию относительно этнонациональной идентичности. Сегодня достаточно сложно, особенно среди молодежи, найти того, кто не владел или не понимал бы украинского языка - открываются дошкольные учреждения и школы, с обучением на украинском языке, факультеты украинской филологии и украинского языка в учебных заведениях города Мариуполя.

Общепринятым языком общения по-прежнему остается русский, но все чаще, особенно среди молодежи, можно услышать национальную речь представителей этнонациональных групп Приазовского региона. Эта проекция в соответствующих идентификационных практиках молодежи свидетельствует об активизации этнонациональной и культурной самобытности общностей данного региона.

Таким образом, можно констатировать, что исторические, политические, экономические и социальные факторы повлияли на создание в Приазовье многонационального жизненного пространства, которое сформировало в регионе некую своеобразную культуру, которая отличается от культуры других регионов, но все же, каждый, проживающий в данном регионе так или иначе пытается найти свою идентичность, ибо человек не может себя уверенно чувствовать не в своем социуме.

Список використаної літератури

1. Євтух В.Б. Етнонаціональні політика в Україні: правничий та культурологічний аспект / В.Б. Євтух. - К.: Фенікс, 1997.

2. Слющинський Б.В. Етнонаціональні особливості українського Приазов’я : історичний аспект / Б.В. Слющинський // Соціологія : теорія, методи, маркетинг. - 2008. - № 4. - С. 166-174.

3. Лаврів П.І. Історія Південно-Східної України / П.І. Лаврів. - К., 1996.

4. Шульга М.О. Вивчення впливу зовнішньої міграції 1991-1996 рр. на зміни етнічного складу населення України та її регіонів / М.О. Шульга. - К.: Представництво МОМ в Україні, 1998.

5. Слющинський Б.В. Культурні форми та соціокультурні практики населення українського Приазов’я / Б.В. Слющинський // Нова парадигма. - К., 2008. -Вип. 78. - С. 207-218.

Стаття надійшла до редакції 7.09.2011

V. M. Verhizova

REGIONAL DIMENSION OF ETHIC AND CULTURAL IDENTITIES OF

YOUNG PEOPLE AZOV

The article deals with features of ethno-cultural identities of young Ukrainian Azov. This article discusses ethnonational of the population, historical patterns and the factors that influenced the creation of a specific "cultural climate” in the region.

Key words: ethno-cultural identity, etnodifferentsiatsiya, nationality, ethnicity.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.