Научная статья на тему 'Отношение к религиозной составляющей греческой диаспоры украинского Приазовья (на основе данных социологического исследования)'

Отношение к религиозной составляющей греческой диаспоры украинского Приазовья (на основе данных социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ГРЕЧЕСКАЯ ДИАСПОРА / ПРИАЗОВЬЕ / ETHNOS / THE GREEK DIASPORA / AZOV REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оленич Тамара Станиславовна, Слющинский Богдан Васильевич

Проанализированы религиозные взгляды, национальные традиции и обычаи греческой диаспоры Приазовья. Доказано, что региону присущ свой национально-этнический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attitude to the religious component of the greek diaspora of Azov region

Analyzed religious views, national traditions and customs of the Greek diaspora Azov. We prove that the region is inherent in its national-ethnic character.

Текст научной работы на тему «Отношение к религиозной составляющей греческой диаспоры украинского Приазовья (на основе данных социологического исследования)»

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2011, ВИП. 2

УДК 298.9

Т. С. Оленич, Б. В. Слющинський

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИОЗНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ДИАСПОРЫ УКРАИНСКОГО ПРИАЗОВЬЯ (НА ОСНОВЕ ДАННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Проанализированы религиозные взгляды, национальные традиции и обычаи, греческой диаспоры Приазовья. Доказано, что региону, присущ свой национальноэтнический характер.

Ключевые слова: этнос, греческая диаспора, Приазовье

Как известно, современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых рядом с одной классической тенденцией существует целый ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию, отличающиеся от доминирующей культурной традиции, но которые в, то, же время являются прямым генетическим продолжением последней. Именно это и становится достаточно важным при исследовании данной проблемы. Естественно, что субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место проживания, но к этому следует добавить исторические факторы, (причины расселения, политику в определении доминирующих культур и культурных меньшинств, создания условий для поддержания существования национальных и этнических культур, экономические факторы и т. д.).

Субкультура характеризуется и обязательными попытками формирования собственного мировоззрения (чувства себестоимости), оппозиционного (не всегда враждебного) по отношению к мировоззрению других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т. д [1, с.350].

Украину издавна отличала полиэтничность населения, что способствовало развитию традиций мирного сосуществования, культурному взаимодействию и взаимовлияниям различных этнических групп. Исследователи утверждают, что многовековая этническая разнородность населения Украины является, одной из основных составных формирования особенностей национального менталитета украинского народа - его мировоззрения, психологии, культуры, верований, традиций и обычаев, в частности, культурной и религиозной толерантности, что допускает возможность существования других убеждений и систем ценностей.

Как известно, каждая национальность и каждый этнос стремится не только „находить” свою внутреннюю аутентичность, но и сохранить ее, а это уже составляет региональную реальность со своей спецификой, которую мы видим в украинском Приазовье, как одном из многонациональных регионов Украины.

Учитывая актуальность затронутой темы, МГУ совместно с Генеральным секретариатом греков зарубежья в 2007 году начал реализацию программы исследования и регистрации греческой диаспоры Украины по проблемам истории и культуры греков Приазовья, программа рассчитана на 3 года. Объектом исследования являются греческие диаспоры Донецкого региона (репрезентативная выборка). Предметом - культурологическое и социологическое исследование греческой диаспоры в украинском Приазовье.

Цель проекта - изучение процессов аккультурации и декультурации, с учетом того, что аккультурация - это процессы при которых сохраняются традиции и

172

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2011, ВИП. 2

национальная идентификация, а декультурация - этот термин в научном обороте обозначает, процессы потери культурной идентичности под влиянием других культур, тенденции взаимопроникновения культур.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования греческой диаспоры Приазовья, так как диаспора сохраняет в регионе первозданную культуру, которую она привнесла с собой:

1. Выявить специфическую закономерность межкультурной комуникации при социологическом исследовании греческой диаспоры, ибо, как правило, одна из главных социальных и культурных функций диаспоры — поддержание разговорного языка или диалекта как важнейшего механизма первичной социализации, воспроизводящей общину.

2. Проследить воспроизводство стабильной социально-профессиональной

структуры общины: ее жизнь требует высокой квалификации и/или наличия

собственной профессиональной «ниши» и социальной значимости ее членов.

3. При социсследовании населения определить образовательный и профессиональный уровень (рабочие, интелегенция, предприниматели, пенсионеры и др. категории населения) членов греческой диаспоры, и их образовательный ценз. При этом выявить наличие учебных заведений, национальных воскресных школ в селах, духовных школ при храмах.

4. Проанализировать состав семей греческой диаспоры: однородная или смешанная, а если смешанная, выявить, чей язык и культура преобладают в семье.

5. Для анализа культурологической составляющей социсследования, необходимо проанализировать религиозные взгляды, национальные традиции и обычаи, основные элементы кухни.

Гипотеза исследования заключается в том, что в связи с длительностью времени, потерей связи с исторической родиной любая диаспора теряет основные традиции и язык, сохраняя лишь некоторые элементы на неопределенный период. Постепенно происходит процесс ассимиляция. Нам необходимо проанализировать данные процессы, получив либо подтверждение, либо опровержение данному тезису, на примере греческих сел Приазовья. При анализе вероисповедания жителей греческих сел, выявить элементы православной культуры.

Главнейший признак греческой диаспоры — самоидентификация с ней местного населения. В каждой стране общины, принадлежащие к греческой диаспоре, обычно сосредоточены в определенных районах, имеющих специфический культурный имидж, и активно участвуют в создании и поддержании этого имиджа. В отличие от некоторых других эмигрантских и им подобных общин, общины диаспоры достаточно стабильны и существуют на протяжении жизни нескольких поколений. В этом аспекте необходимо также найти подтверждение данных тезисов.

Данное научное исследование имеет выборочный характер, так как исследовать всю совокупность населения греческой диаспоры Приазовья за указанный период невозможно. Были опрошены около 1000 респондентов из различных населенных пунктов, чтобы получить развернутое представление о культуре, социальном составе членов греческой диаспоры, использовании диалектов.

Самыми распространенными элементами самоидентификации почти каждого этноса в Украине выступают, прежде всего, язык и народные обычаи, традиции, обряды. Однако, в одних (украинцев, россиян, молдаван, румын, венгров, гагаузов) преобладает самоидентификация на языковой почве, а в других (белорусов, поляков, болгар, греков, караимов, корейцев) - на духовных элементах традиционно-бытовой культуры.

Из опрошенных респондентов в 2007-2008гг. 92% - христиане (89% -православные); 3% - протестанты, 4% - не ответили, корреляция исследования - 0,1%.

173

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2011, ВИП. 2

Если проанализировать результаты исследований, то мы увидим, что в Приазовье очень четко выкристаллизуются как раз такие тенденции. Таким образом, можно сделать вывод, что специфической особенностью населения Приазовья является актуализация исторической памяти. Непосредственно она проявляется в массовом распространении представлений, соответственно которым опрошенные респонденты считают историю своего народа одной из самых существенных элементов самоидентификации и считают, что в определенное время эта история была в некотором смысле утеряна или припрятана.

Среди некоторых этносов, в том числе и греческого, наблюдается резкий всплеск распространения данного стереотипа (схематизированного, эмоционально приукрашенного образа определенной этнической общности, который

распространяется как типовой для каждого его представителя). Несмотря на то, что такой образ имеет несколько упрощенный, поверхностный характер и фиксирует в себе очень часто несущественные черты этноса или этнической группы, он необычно стойкий, консервативный и трудно поддается каким-либо изменениям под влиянием рациональной информации. Неточность и ошибочность этнического стереотипа является одной из наиболее существенных его характеристик. В структуре такого психического образования, которым является этнический стереотип, как правило, личностное чаще всего доминирует над знаниями. Возможно, это следствие длительного замалчивания правдивой истории этнических групп.

Результаты данного исследования показывают, что ментальность этноса проявляется и в расхождениях, четко выраженных в индивидуалистическом и коллективистском мировосприятии этносов. Это зависит от ценностей. Основные ценности индивидуалистической культуры - свобода в действиях и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, выделение себя среди других и независимость от группы. Как следствие - поведение людей регулируется чаще всего социальными установками, по сравнению с групповыми моральными нормами. Именно принцип индивидуалистической культуры свойственный в нашем регионе украинцам и грекам. Основная черта такой культуры - принцип разделения дружбы и деловых отношений, не восприятие панибратства, тяготение к жестокой упорядоченности поведения индивида и функционирования социума.

Таким образом, говоря о национальности, этносе и этнических особенностях социально-пространственной структуры украинского Приазовья, можно

констатировать тот факт, что каждому региону, а не только стране в целом, присущ свой национально-этнический характер. Несмотря на такие различные этнические характеристики, проведенные исследования доказывают, что все этносы стремятся к взаимопониманию и согласию. Они не стремятся создавать конфликтные ситуации, а стремятся сохранить межнациональное взаимопонимание. Важную роль в сбережении межнационального взаимопонимания играет обычай гостеприимства, как одной из важнейших человеческих чеснот, которая помогает устанавливать контакты и взаимопонимание между народами. Такая черта национального характера, как гостеприимство, присуща всем, без исключения, этносам, которые населяют украинское Приазовье. Но благодаря «смешению» различных культур, процессам взаимовлияния, аккультурации, декультурации и ассимиляции, они уже не принадлежат к традиционно определенному обществу. Их идентичность является «сегментарной», а стиль жизни и субкультура - «гибридными». Потому как невозможно «исповедовать» только свою культуру, не обращая внимания на другие, и быть «понятным» другим культурам. Именно поэтому можно считать, что в украинском Приазовье, скорее всего, произошла гибридизация культур [1, с. 350].

174

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2011, ВИП. 2

Список використаної літератури

1. Слющинський Б.В. Міжкультурна комунікація в українському Приазов’ї

/ Б.В. Слющинський - К.: Аквілон-Плюс, 2008. - 496с.

2. Греки на українських теренах: Нариси з етнічної історії. Документи. Матеріали. Карти / ред. колегія: В. Смолій (голова), В. Бар’яхтар, В. Бузало, О. Возіанов та ін. - К.: Либідь, 2000. - 488с.

3. Лозко Г. Етнологія України: філософсько-теоретичний та етнорелігієзнавчий аспект / Г. Лозко. - 2-ге. вид., стереотип. - К.: АртЕк, 2004. - 304с.

Стаття надійшла до редакції 2.09.2011 Б. В. Слющінський, Т. С. Оленіч

ВІДНОШЕННЯ ДО РЕЛІГІОЗНОЇ СКЛАДОВОЇ ГРЕЦЬКОЇ ДІАСПОРИ УКРАЇНСЬКОГО ПРИАЗОВ’Я (НА ОСНОВІ ДАНИХ СОЦІОЛОГІЧНОГО

ДОСЛІДЖЕННЯ).

Проаналізовано релігійні погляди, національні традиції і звичаї, грецької діаспори Приазов'я. Доведено, що регіону, притаманний свій національно-етнічний характер. Ключові слова: етнос, грецька діаспора, Приазов’є B. V. Slyuschynsky, T. S. Olenich

THE ATTITUDE TO THE RELIGIOUS COMPONENT OF THE GREEK DIASPORA OF AZOV REGION.

Analyzed religious views, national traditions and customs of the Greek diaspora Azov. We prove that the region is inherent in its national-ethnic character.

Key words: ethnos, the Greek diaspora, Azov region.

УДК 316.28:316.723

Б. В. Слющинський

МІЖКУЛЬТУРНА КОМУНІКАЦІЯ НАСЕЛЕННЯ УКРАЇНСЬКОГО ПРИАЗОВ’Я: ВІД МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛІЗМУ

ДО ГІБРИДИЗАЦІЇ?

Стаття присвячена дослідженню особливостей міжкультурної комунікації представників різних національностей та етнічних груп на території українського Приазов’я, їхній адаптивності до створених державою умов та аналізу наслідків -появи „новоїкультури” - „приазовського типу” суспільного етосу.

Ключові слова: міжкультурна комунікація, мультикультуралізм, гібридизація, етнос, третя культура.

Багатонаціональні регіони будь-якої країни - це складна система міжкультурного спілкування. Адже спілкування - це завжди формування ставлення однієї людини до іншої, тобто співвіднесення двох різних „інститутів культури” під час досягнення одного спільного бажання - порозумітися. Але слід враховувати й те, що за такого бажання виникають відповідні взаємовпливи різних культур, що може сприяти або підвищенню, або ж, навпаки, зниженню культурного рівня когось із комунікантів. Ось тут і проявляються бажані, або ж ні наслідки, які прийнято називати асиміляцією чи гібридизацією, солідаризацією, декультурацією або акультурацією. Багато чого у цьому плані залежить і від проявів мультикультуралізму.

Мультикультуралізм - політика, спрямована на розвиток і збереження в окремо взятій країні і у світі в цілому культурних відмінностей, і обґрунтовуюча таку політику теорія чи ідеологія. Важливою відмінністю від політичного лібералізму, є признання мультикультуралізмом прав за колективними суб’ єктами: етнічними і культурними

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.