Научная статья на тему 'Региональный дискурс модернизации и инноваций: от образа ресурсодобывающей территории к имиджу инновационного регионального центра'

Региональный дискурс модернизации и инноваций: от образа ресурсодобывающей территории к имиджу инновационного регионального центра Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
201
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ РЕГИОНА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДИСКУРС ИННОВАЦИЙ / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕДИА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ АУДИТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / IMAGE OF THE REGION / MODERNIZATION / DISCOURSE OF INNOVATION / MARKETING OF THE AREAS / REGIONAL MEDIA / INFORMATION AUDIT / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Глухов Андрей Петрович, Булатова Татьяна Алексеевна, Галицкая Веолетта Александровна

Рассматриваются трансляция в традиционных и новых медиа образа «Томск-инновационный», содержательные аспекты, тематика и источники регионального дискурса модернизации, инноваций и новой индустриализации на примере Томской области как одного из важнейших инновационных центров Сибири с высоким научно-образовательным и креативным потенциалом. Авторами проводится информационный аудит региональных печатных и аудиовизуальных медиа, региональных тематических порталов и сайтов, а также томских групп и аккаунтов в социальных сетях на предмет наличия в их контенте и трансляции сюжетов с акцентом на инновационное развитие города Томска и области. Анализ традиционных медиа дополняется мониторингом интернет-пространства в плане присутствия образа Томска как инкубатора инноваций и технологий на официальных порталах и в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Глухов Андрей Петрович, Булатова Татьяна Алексеевна, Галицкая Веолетта Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DISCOURSE OF MODERNIZATION AND INNOVATION: FROM IMAGE OF EXTRACTING TERRITORY TO INNOVATIVE IMAGE OF THE REGIONAL CENTRE

The article contains analysis of the problem of broadcasting in both traditional and new media of the image of “Innovative Tomsk” substantial aspects, themes and sources of regional discourse of modernization, innovation and new industrialization as an example of the Tomsk region, as one of the most important innovation centers in Siberia with a high scientific, educational and creative potential. The authors carried out an information audit of regional print and audiovisual media, regional thematic portals and sites, as well as Tomsk groups and accounts in social networks for the presence in their content and broadcast of the stories with an emphasis on the innovative development of the city of Tomsk and the region.

Текст научной работы на тему «Региональный дискурс модернизации и инноваций: от образа ресурсодобывающей территории к имиджу инновационного регионального центра»

УДК 316.77

А. П. Глухов, Т. А. Булатова, В. А. Галицкая

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИЙ: ОТ ОБРАЗА РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ К ИМИДЖУ ИННОВАЦИОННОГО

РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА

Рассматриваются трансляция в традиционных и новых медиа образа «Томск-инновационный», содержательные аспекты, тематика и источники регионального дискурса модернизации, инноваций и новой индустриализации на примере Томской области как одного из важнейших инновационных центров Сибири с высоким научно-образовательным и креативным потенциалом. Авторами проводится информационный аудит региональных печатных и аудиовизуальных медиа, региональных тематических порталов и сайтов, а также томских групп и аккаунтов в социальных сетях на предмет наличия в их контенте и трансляции сюжетов с акцентом на инновационное развитие города Томска и области. Анализ традиционных медиа дополняется мониторингом интернет-пространства в плане присутствия образа Томска как инкубатора инноваций и технологий на официальных порталах и в социальных сетях.

Ключевые слова: имидж региона, модернизация, дискурс инноваций, маркетинг территорий, региональные медиа, информационный аудит, инновационное развитие.

Тема маркетинга территорий за счет акцентирования инновационных возможностей региона для ведения бизнеса и дискурса инноваций как отражения процесса новой вторичной модернизации особенно актуальна для российских регионов в перспективе необходимости выхода из ухудшающейся экономической ситуации в связи с исчерпанием ресурсоориентированной модели экономического развития. В условиях снижения инвестиционных потоков и возникшей необходимости им-портозамещения конкуренция между отдельными регионами России за ресурсы, инвестиции и целевые программы развития только обостряется. В данном контексте российские города и отдельные регионы остро нуждаются в укреплении своих социально-экономических позиций, усилении конкурентных преимуществ и повышении инвестиционной привлекательности.

В условиях дифференциации регионов наиболее острым является вопрос формирования уникальных конкурентных преимуществ территорий [1]. В новых подходах к региональному развитию акценты конкурентных преимуществ смещаются с экономических факторов, ресурсно-производственной базы на внеэкономические: благоприятную инфраструктуру для бизнеса, качественные человеческие ресурсы и человеческий капитал, разнообразие культурной жизни, возможности для творческого развития, психологический климат территории, в конечном счете потенциал для создания и внедрения инноваций.

Томская область как один из крупнейших сибирских регионов обладает, на наш взгляд, двойственным имиджем: с одной стороны, благодаря наличию комплексной ресурсной базы (нефть, газ, каменный уголь, лес и др. ресурсы), действию на территории области таких компаний, как «Томск-нефть» Восточной нефтяной компании, «Восток-

газпром», «Газпромнефть-Восток», развитию нефтяной и газовой отрасли, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, пищевому производству на юге области [2] у региона сложился устойчивый имидж благополучной сырьедобывающей территории со всеми плюсами и минусами подобного позиционирования, с другой стороны, наличие множества университетов и развитый университетски-образовательный комплекс с притоком высокообразованного человеческого капитала, передовых компаний в области радиоэлектроники, космоса, телекоммуникаций (НПФ «Микран», «Элеси», НПО «Полюс» и др.), создание и развитие технико-внедренческой зоны провоцируют в направлении акцентирования возможностей для развития в области наукоемких отраслей и создания образа регионального инкубатора инноваций в контексте постиндустриального развития. Образ ресурсной колонии все более заменяется имиджем инновационного кластера.

Томская область, несомненно, претендует на статус одного из центров и драйверов инновационного развития, модернизации и новой индустриализации в Сибирском регионе и России в целом. Однако региональное развитие так или иначе возможно только в контексте общероссийской модернизации и новой индустриализации. Незавершенный транзит российского общества от традиционалистского социума к обществу модерна является непрекращающимся вызовом для страны на протяжении последних 25 лет.

Как отмечают многие объективные российские исследователи, сохранение существующей традиционалистской социальной системы снижает привлекательность России как для потенциальных союзников в глобальном мире, так и для внешних и внутренних инвесторов. Упрочение положения России как великой державы в настоящее время

требует успешных экономических преобразований, которые не возможны без политической, правовой, социокультурной модернизации самого общества. Обсуждение необходимости, целей и формата модернизации политических, экономических и социальных реформ уже не первый год задает основной вектор политической и общественной дискуссии в России.

Характеризуя модернизационные процессы в России, ряд авторов, в частности А. Кара-Мурза и А. Вишневский [3, с. 3], прибегают к термину «консервативная модернизация», встраивая Россию в ряд тех стран, которые, стремясь к полноценному вхождению в модерность, ориентированы на сохранение или медленную трансформацию традиционных ценностей, институтов и отношений.

В условно обозначаемых как развивающиеся странах существуют свои подходы и интерпретации концепта модернизации. Китайский ученый Хэ Чуаньци [4] выделил 10 основных теорий модернизации, которые за этот период возникли на Западе. Им была разработана оригинальная теория модернизации, опубликованная в 1998 г., которая позволяет эффективно анализировать как состояние, так и динамику модернизационных процессов в различных странах и отдельных регионах.

Процессы модернизации в России изучаются в динамике и сравнительном аспекте в соответствии с предложенными Центром исследований модернизации Китайской академии наук (ЦИМ КАН) индикаторами, адаптированными к России исследовательской группой Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН во главе с Н. И. Лапиным и Л. А. Беляевой. Запущенный ими исследовательский проект «Социокультурный портрет региона России» [5] позволяет выявить стадии, фазы и уровни модернизации, состояние сбалансированности в регионах России. В России по программе исследования «Социокультурный портрет» регионов (Н. И. Лапин, Л. А. Беляева) приоритет отдается социокультурной составляющей в модернизации регионов.

В 2015 г. группа исследователей из Томского государственного педагогического университета в рамках выполнения проекта «Социокультурные факторы новой индустриальной модернизации в регионах (на материалах исследований в Томской области)» при поддержке фонда РГНФ (проект № 15-03-00366) приступила к описанию социокультурного портрета Томской области в контексте перспектив вторичной модернизации. Предметом рассмотрения данной статьи является сам региональный дискурс модернизации и инновационных изменений, нашедший выражение на страницах газет, в телевизионных репортажах (традиционные медиа), а также в пространстве регионального Ин-

тернета (Тонета) и региональных социальных сетях и блогах. Мы исходили из предположения, что тематика, характер, тональность и интенсивность дискурса инноваций, модернизации и внедрения новых технологий могут резонировать, оказывая тонизирующее воздействие, или, наоборот, замедлять инновационные процессы вторичной системной эндогенной модернизации в регионе. Складывающийся в традиционных и новых медиа образ инновационного / традиционно ориентированного региона, являясь, с одной стороны, отражением реально происходящих процессов, с другой стороны, обладает управляющим воздействием на ожидания заинтересованных сторон и может по-своему направлять вектор модернизационных изменений. Наша цель имела двойственный характер: выявить содержание, характер и тональность дискурса инноваций в региональных традиционных и новых медиа (в сравнении с концептуальной моделью мо-дернизационных изменений в нормативном научном дискурсе) и описать имидж «Томска-иннова-ционного» [6, с. 32-34], складывающийся в результате трансляции данных сообщений в региональном информационном пространстве.

Томск обладает несомненным интеллектуальным и креативным потенциалом, который может быть использован в качестве платформы построения и продвижения имиджа региона. Бренд-платформа Томска как города инноваций и качественного высшего образования представляется наиболее конкурентоспособной в ситуации постепенного перехода от индустриализма к постиндустриальной экономике.

Целью информационного аудита как пространства традиционных медиа, так и сети Интернет было выявление тематики, содержательного характера и тональности сообщений о деятельности инновационного характера в Томске.

В пространстве традиционных медиа (газеты, телевидение) был проведен ручной неавтоматизированный мониторинг материалов. К источникам информирования, создающим портрет инновационного города, были предъявлены следующие требования: они должны были носить локальный региональный характер, освещать городские и областные новости и иметь значительную региональную аудиторию.

В качестве анализируемых источников были использованы такие ресурсы, как ведущие высокорейтинговые информационные программы «Час-пик» и «Час-пик. Суббота» телеканала «ТВ-2» и региональные печатные СМИ: ежедневная газета «Красное знамя», еженедельная газета «Томские новости».

Для проведения исследования применялся отбор передач шагом, равным пяти дням для телека-

налов, и шагом, равным пяти номерам для газеты. Период, за который было проведено исследование, равен трем последним годам выпуска передач и статей (2012-2014 гг.; 2015 г. не попал в выборку исследования).

Выбор тех или иных роликов/статей основывался на структуре содержания сообщений, а именно брался во внимание заголовок, тема и определенные выражения и слова, например: инновации, новый, технология, нано, изобретения, патент, промышленность, постройка, создание, открытие, установка, новый, инвестиции, международный и т. д., т. е. все то, что имеет отношение к инновационной деятельности.

Данные заносились в цитатник-таблицу для сводки данных и структурирования полученных результатов. Таблица состояли из таких граф, как: дата выхода, заголовок, краткое содержание, контекстные цитаты, модальность (позитивная, негативная или нейтральная).

Материалы об инновациях были распределены по различным сферам народного хозяйства, в частности: сельское хозяйство, медицина, нефтехимическая сфера, научно-производственная сфера, строительство, экология, ядерная отрасль.

Был проведен анализ соотношения частоты упоминаний реализации стратегий модернизации и индустриализации, инноваций и новых технологий в различных сферах народного хозяйства (рис. 1).

Рис. 1. Частотность упоминания инноваций и новых технологий в различных сферах региональной экономики Томской области (2012-2014 гг.)

На рис. 1 видно, что лидирующее место по ко -личеству упоминаний о модернизации и инновациях занимает «научно-производственная сфера» (32 сообщения), затем «медицина» (26 сообщений), на третьем месте по количеству упоминаний находится сфера сельского хозяйства (14 сообщений), сфера строительства была упомянута в анализируемых источниках 9 раз; на сферу экологии и нефте-

химии пришлось значительно меньше сообщений -по три сообщения на каждую.

Если рассмотреть динамику упоминаемости различных сфер народного хозяйства в контексте с модернизацией и инновациями, то получим следующую картину: в 2012 г. лидировали «строительство», «научно-производственная сфера» и «медицина», в 2013 г. на авансцену выдвинулась отрасль сельского хозяйства и на спад пошла упоминае-мость инноваций в сфере экологии и строительства, в 2014 г. с большим отрывом вперед вырвалась тема инноваций в научно-производственной сфере (рис. 2).

Нефтехимическая сфера -*-Сельское хозяйство ■Научно-производственная сфера —*—Строительство ■Медицина -♦--Экология Рис. 2. Временная динамика медийного освещения инноваций и новых технологий в различных сферах томской региональной экономики (2012-2014 гг.)

Кратко охарактеризуем тематику материалов, посвященных модернизации, инновациям и внедрению новых технологий в различных отраслях народного хозяйства: в научно-производственной сфере есть много сообщений об открытии ряда новых предприятий (завода по производству биакси-ально-ориентированной полипропиленовой пленки, современного тепличного комплекса, учебно-научного центра в Институте энергетики), изобретениях и усовершенствовании материалов (пуленепробиваемых стекол, жаростойких иллюминаторов, систем зарядки электротранспорта, «марсианского приложения» для 1Раё), создании межвузовского инкубатора, внедрении новых муниципальных онлайн-сервисов (транспортная навигация). Масса сообщений посвящена разработке и внедрению инноваций вузовскими научно-производственными кластерами и центрами - Наноцентром НИ ТПУ, студенческими бизнес-инкубаторами

вузов, различных НИИ Томского академгородка, НИИ космических технологий ТУСУР и других. В области медицины инновации упоминаются в контексте открытия инновационных медицинских и обучающих центров, разработками нового оборудования и передовых технологий в фармакологии, хирургии, онкологии, томографии, гинекологии. В области строительства инновационный характер носят сообщения о проектировании строительства новых энергосберегающих домов и внедрении новых теплосберегающих материалов (материал «теплостен» от компании «Бетта»), внедрении разработки Института сильноточной электроники СО РАН - пленки с теплосберегающим покрытием. В нефтехимической сфере в большей степени говорится об испытании новых машин и оборудования и адаптации уже имеющихся технологий, чем о внедрении прорывных инноваций, упоминается открытие новой геологической лаборатории в НИ ТПУ, обсуждение возможностей внедрения новейшего оборудования и программ добычи нефти. В сфере экологии наличествуют сообщения о возведении компактных высокой степени очистки сооружений сточных вод, машин, обслуживающих несколько видов мусоросборников, программных продуктов, управляющих утилизацией отходов. Модернизация отрасли сельского хозяйства обсуждается в перспективе увеличения технической оснащенности хозяйств, внедрения новейших машин и оборудования, внедрения новых технологий в растениеводство для производства высокоэнергетических кормов, создания инновационных продуктов на основе сибирского торфа (в частности, микробиологических удобрений пролонгированного действия).

При обсуждении проблем региональной модернизации в рамках концепта инновационной модернизации следует констатировать сужение и сегментирование тематики модернизации и вторичной индустриализации: в материалах традиционных СМИ активно обсуждается технико-экономическая модернизация, направленная на обновление материально-технической базы и технологий, отдельные прорывные изобретения и разработки, однако вся тематика базовой модернизации социальных отношений и институтов, социальных и правовых норм, либерально-демократических институций, ценностей, моделей поведения уходит на задний план и имеет фоновый характер. Отсутствует дискурс анализа инерции, негативных факторов и препятствий на пути модернизации и внедрения инноваций, недаром все анализируемые сообщения имеют позитивный или нейтральный характер. Барьеры модернизации - недоверие к социальным институтам, клановая стратификация регионального социума, коррупция, низкий уровень инвести-

ций, социальной активности, препятствия на пути развития малого и среднего бизнеса - не тематизи-руются и не обсуждаются в контексте инновационного развития.

Здесь можно сослаться на материалы проводившихся в ходе реализации проекта экспертных интервью, которые свидетельствуют о том, что в рамках подобных непубличных исследовательских бесед квалифицированные и компетентные в теме инноваций респонденты указывают на существование серьезных барьеров и препятствий для региональной модернизации и внедрения инноваций, вторичной индустриализации. Приведем несколько значимых и показательных отрывков из экспертных интервью: «считаю, что сейчас идет деиндустриализация Томской области. В нашем городе, да и в области, остались единицы промышленных предприятий. На площадях промышленных предприятий сейчас расположены гипермаркеты» (источник из НПО «Полюс»); «модернизация, она как может улучшиться, если мы говорим о программах субсидирования, то их нет. Если вообще говорить о том, занимаемся ли мы модернизацией, то да, мы ей занимаемся. Мы прикидывали, что за последние 7-8 лет потратили на это миллионов под 100. Ну и надо учитывать, что у нас организация - это частная собственность, нет никаких вливаний из бюджета... Опять же я говорю, что практически нет программ субсидирования, куда можно было бы залезть, сейчас вложиться, а потом получать результат, то так нельзя. То есть это не то, что мы не хотим, а экономических ресурсов нет на это (источник с промышленного предприятия «Ма-нотомь»).

Подобные реплики показывают, что, несмотря на наличие серьезных проблем в плане вторичной индустриализации, модернизации экономики и внедрения инноваций в публичном дискурсе инноваций, негативно-критическая тональность отсутствует.

Основной имиджевый концепт «Томск-инновационный» базируется на идее переноса открытий и изобретений ученых научно-производственного комплекса томских вузов (прежде всего НИ ТПУ и ТУСУР) в сферу производства. Томск продвигается в информационное пространство как университетский город инноваций с высоким уровнем развития человеческого капитала. Это очень важная имиджевая доминанта в плане продвижения на целевые аудитории бизнеса и федеральной власти. Однако для бизнеса, в плане размещения инвестиций, чрезвычайно важна оценка готовности инфраструктуры к размещению инновационных производств, налогового и правового климата, установок исполнительной власти в плане создания режима наибольшего благоприятствования внедрению ин-

новаций и бизнес-климат в целом. Аудит традиционных медиа показывает недостаточность сообщений на данную тематику.

Был проведен качественный пилотный контент-анализ региональных порталов и сайтов на предмет наличия материалов, посвященных региональной модернизации, вторичной индустриализации и разработке и внедрению инноваций. В качестве инструмента мониторинга использовали популярный поисковый сервис «Яндекс», мы остановились на анализе первых трех страниц поисковой выдачи как наиболее релевантных и позволяющих минимизировать время мониторинга. Нами были размещены запросы по ключевым словам «модернизация Томской области», «инновации в Томской области», «новые технологии в Томской области».

В поисковой выдаче по запросу с ключевыми словами «модернизация Томской области» основная масса материалов носила нормативно-правовой характер и была посвящена проектированию модернизации коммунальной инфраструктуры и модернизации сферы здравоохранения, один материал представляет собой Комплексный проект модернизации региональной системы образования Томской области (от 2008 г.), одно сообщение -анонс разработки плана модернизации моногородов Томской области (документ от 2010 г.). Все источники и сообщения, релевантные теме модернизации, представляют собой в основном проекты и по временной атрибуции относятся к периоду до 2012 г., более свежих материалов не обнаружено. В поисковой выдаче по запросу с ключевыми словами «инновации в Томской области» было обнаружено множество начальных гостевых страниц региональных порталов и сайтов, целиком посвященных данной тематике. В частности, первый в выдаче - сайт «Томскинвест» (http://www. tomskinvest.ru/), посвященный привлечению инвестиций и внедрению инноваций в Томской области, Региональный инновационный портал Томской области (http://inotomsk.ru/), включающий инновационный каталог продуктов, анонсы мероприятий, информацию о конкурсах и грантах, пресс-службу инновационных организаций Томской области, сайт Центра кластерного развития Томской области с дифференциацией инновационной деятельности по кластерам (http://www.innoclusters. ru/), официальный сайт Департамента по науке и инновационной политике Администрации Томской области (http://depnip.tomsk.gov.ru/). Также в поисковой выдаче присутствуют ссылки на общероссийские порталы инноваций с информацией о томских прорывных достижениях: в частности, на портале «Инновации в России» (http: //innovation. gov.ru/node/3559), портале Агентства по инноваци-

ям и развитию (АИР: http://www.innoros.ru/news/ tags/innovatsii-v-tomskoi-oblasti), сайте «Инновации и предпринимательство» (http: //www. innovbusiness.ru/content/document_r_EC24CA04-0984-45F0-8CCF-9DC9C2C81418.html), сайте «На-ноньюс» (сайт о нанотехнологиях в России: http:// www.nanonewsnet.ru/articles/2015/innovatsionnaya-infrastruktura-tomskoi-oblasti), сайте Ассоциации инновационных регионов России (http://www.i-regions.org/regions/tomsk/innovation-legislation/). По поисковому запросу также представлены ссылки на сайт Центра трансфера технологий НИ ТПУ (http://inno.tpu.ru/ru/novosti/tomskaya-oblast-budet-remontirovat-doma-po-innovacionnomu-proektu-rosnano.html) и некоторые информационные порталы и агрегаторы рефератов с материалами инновационной тематики.

В целом налицо целенаправленная политика власти по презентации в пространстве Тонета и Интернета региональных ресурсов и материалов по инновационному развитию и возможностям Томской области, явно проводились мероприятия по поисковой оптимизации ресурсов под возможные запросы предполагаемых пользователей. Представленные материалы чрезвычайно разнообразны и содержат как описание конкретных разработок, так и нормативно-правовые акты, акцентируют состояние благоприятной инфраструктуры и возможности для региональных инвестиций.

По запросу «новые технологии в Томской области» в поисковой выдаче присутствуют материалы, посвященные разработке и внедрению новых технологий в атомной отрасли, и прежде всего в сельском хозяйстве (животноводстве, пчеловодстве, тепличном хозяйстве, лечении животных; первая страница поисковой выдачи содержит подавляющее количество материалов именно по инновациям в сельском хозяйстве) и в меньшей степени медицине (технологии оперирования), об интернет-коммуникациях (технологии широкополосного Интернета), лесном хозяйстве (технологии восстановления лесов), имеются ссылки на материалы портала «ТомскИнвест» и Регионального инновационного портала Томской области.

Следует отметить большую представленность и комплексность инновационной тематики на ресурсах Тонета, наличие системности и целенаправленности продвижения имиджа «Томск-инновационный» через специально разработанные порталы инновационной тематики. При этом презентация инновационной политики и процессов модернизации носит фрагментарный характер: материалы посвящены в основном отдельным разработкам, изобретениям и прорывным проектам либо носят характер декларативных программ и проектов; нет материалов о барьерах и препятствиях на пути ин-

новации и модернизационных процессов, сама тема необходимости модернизации с 2012 г. уходит на второй план.

С использованием сервиса автоматического мониторинга IQbuzz был проведен анализ регионального дискурса инноваций в социальных сетях и блогах Рунета. В качестве ключевого поискового термина было использовано словосочетание «Томск инновации». Мы проследили атрибуцию соответствующих сообщений по авторам и источникам, типам сетей, временным характеристикам и основным топикам, в контексте которых употребляется данный термин.

В основном сообщения об инновациях в Томске транслируются на социальных платформах «ВКон-такте» и Twitter, есть отдельные сообщения по данной динамике и в Facebook и Google plus (рис. 3).

По атрибуции авторов можно отметить следующее: это в основном молодые люди (возрастная когорта 16-25 и 26-36 лет - в совокупности составляет более 50 % авторов), мужчин-авторов 54,3 %, женщин - 45,7 %, по географии встречаются сообщения (помимо России) из Казахстана, Китая, США, Аргентины, Западной Европы и других стран. В качестве блогов, страниц и пабликов в сетях, продуцирующих наибольшее количество сообщений на региональную инновационную тематику и обладающих значительной аудиторией, можно отметить группы «ВКонтакте»: группу «Новости Томска», официальную страницу «Томский государственный университет» (ТГУ), официальную страницу молодежной кадровой платформы «Устойчивое будущее России», официальную страницу профсоюзной организации ТГУ, неофициальную группу «Город Томск», страницу клуба популяризаторов науки «Мастерские инно-

ваций» и Twitter-аккаунт «Новости в Томске» (на рис. 4 представлена более подробная количественная информация).

Название блога Блогохостинг Аудитория Документов

Татьяна Котляревская > Запись на стене ВКонтакте 0 39

Новости Томска ВКонтакте 619 12

Томск ВКонтакте 15 9

Томский государственный университет (ТГУ) ВКонтакте 18015 6

Устойчивое будущее России ВКонтакте 827 3

Анна Instagram 124 3

Профсоюзная организа- ВКонтакте 4492 3

ция студентов ТГУ

Город Томск ВКонтакте 118 3

Мастерские инноваций > Запись на стене ВКонтакте 435 3

vtomskeru Twitter 2760 2

Итого 27405 83

Рис. 4. Атрибуция сообщений на тематику региональных инноваций по источникам в социальных медиа

Относительно временной активности дискурса на инновационную тематику (мы рассматривали временной промежуток в один год с 07.07.2104 по 07.07.2015) следует отметить три всплеска или «блоговолны», относящиеся к февралю-марту, майским праздникам и концу мая 2015 г., что, по всей видимости, было связано с проводившимся в Томске инновационным форумом молодых ученых - ииоуи8-2015 (21-22 мая 2015 г.) (рис. 5).

1 http://vk.com, •http://twitter.com, • http://livejournal.com, •http://www.facebook.com, • https://plus.google.com, •http://instagram.com, • http://my.mail.ru, • http://blogspot.com, http://fkiev.com, http://www.hip-hop.ru,

Рис. 3. Атрибуция сообщений о региональных инновациях по типам социальных платформ

Томск инновации, Все сообщения

Рис. 5. Временная динамика сообщений на темы региональной модернизации в Томской области Основные топики, с которыми сочетаются концепты инноваций в Томске в сообщения сетей, -это «форум», «ученый», «молодая», «проект», «работа», «участие», «университет», «человек», «компания» и другие. В то же время мониторинг не показал корреляции с такими понятиями, как «модернизация», «инвестиции», «человеческий капитал», «инфраструктура», «внедрение», слабую корреляцию с понятием «бизнес».

В целом обобщая результаты мониторинга социальных сетей и блогов на предмет регионального инновационного дискурса, можно отметить, что обсуждение тем региональных инноваций носит в социальных сетях и блогах спонтанный характер, задействованы в основном молодые люди («поколение У») и студенческие или университетские ресурсы и объединения. Целенаправленной политики власти по продвижению имиджа «Томск-инновационный» для сетевого поколения на социальных платформах не наблюдается. Сами материалы об инновациях носят часто характер анонсов или репортажей о выставках, форумах, новых изобретениях и внедрении, дискуссионного формата по-

Список литературы

1. Ускова Т. В., Барабанов А. С. Проблемы оценки конкурентоспособности регионов // Вопросы статистики. 2009. № 1. С. 49-56.

2. 100 крупнейших компаний Томской области (2012 год) // Портал Аналитического центра «Эксперт-Сибирь». 11^: http://www.expertsib.ru/ top-kompanij-sibiri/top-100-tomskaya-oblast/100-krupnejshix-kompanij-tomskoj-oblasti-(2012-god).html (дата обращения 24.09.2015).

3. Гавров С. Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М.: Едиториал УРСС, 2004. 352 с.

4. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / пер. с англ. под общей редакцией Н. И. Лапина; предисл. Н. И. Лапин, Г. А. Тосунян. Изд-во «Весь Мир», 2011. 256 с.

Эволюция регионов России и стратегии их социокультурной модернизации: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов», г. Вологда, 23-26 октября 2013 г.: в 3 ч. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. Ч. I. 380 с. Глухов А. П. Виртуальный имидж города в пространстве Интернета // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по материалам ме-ждунар. науч.-практ. конф. 30 сентября 2013 г.: в 34 частях. Ч. 30: М-во образования и науки РФ, Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 165 с.

чти не присутствует, сама инновационная деятельность интерпретируется несистемно, но фрагментарно, как спонтанная активность отдельных людей и организаций.

В заключение следует отметить, что дискурс инноваций и модернизации и имиджевая политика продвижения «Томск-инновационный» наличествуют в публичном пространстве традиционных и новых медиа, при этом характер дискурса и формат имиджа носят усеченный характер: приоритетными являются темы технологически-производственной модернизации и отдельных инноваций при маргинализации и вытеснении тематики модернизации социальных институтов и отношений и барьеров на пути возможных преобразований.

Статья основана на материалах, полученных в ходе реализации исследования, проведенного при финансовой поддержке РГНФ, проект «Социокультурные факторы новой индустриальной модернизации в регионах (на материалах исследований в Томской области)», № 15-03-00366, 2015.

5.

Глухов А. П., кандидат философских наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Булатова Т. А., кандидат медицинских наук, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Галицкая В. А., магистрант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.09.2015.

A. P Glukhov, T. A. Bulatova, V A. Galitskaya

REGIONAL DISCOURSE OF MODERNIZATION AND INNOVATION: FROM IMAGE OF EXTRACTING TERRITORY

TO INNOVATIVE IMAGE OF THE REGIONAL CENTRE

The article contains analysis of the problem of broadcasting in both traditional and new media of the image of "Innovative Tomsk" substantial aspects, themes and sources of regional discourse of modernization, innovation and new industrialization as an example of the Tomsk region, as one of the most important innovation centers in Siberia with a high scientific, educational and creative potential. The authors carried out an information audit of regional print and audiovisual media, regional thematic portals and sites, as well as Tomsk groups and accounts in social networks for the presence in their content and broadcast of the stories with an emphasis on the innovative development of the city of Tomsk and the region.

Key words: image of the region, modernization, discourse of innovation, marketing of the areas, regional media, information audit, innovative development.

References

1. Uskova T. V., Barabanov А.С. Problemy otsenki konkurentosposobnosti regionov [Problems of assessing the competitiveness of regions]. Voprosy statistiki- Statistical Studies, 2009, no. 1, p. 49-56 (in Russian).

2. 100 krupneyshikh kompaniy Tomskoy oblasti (2012) [100 largest companies of the Tomsk region (2012)]. Portal analiticheskogo tsentra Expert-Sibir' - Portal of the Analytical Center "Expert-Siberia". URL: http://www.expertsib.ru/top-kompanij-sibiri/top-100-tomskaya-oblast/100-krupnejshix-kompanij-tomskoj-oblasti-(2012-god).html (accessed 24.09.2015) (in Russian).

3. Gavrov S. Modernizatsiya vo imya imperii. Sotsiokul'turnye aspecti modernizatsionnykh protsessov v Rossii [Modernization in the name of the empire. Social and cultural aspects of modernization processes in Russia]. Moscow, Editorial Publ., 2004. 352 p. (in Russian).

4. Obzorniy doklad o modernizatsii v mire i Kitaye (2001-2010) [Review report on modernization in the world and China (2001-2010)]. Moscow, Izd-vo "Ves' mir" Publ., 2011. 256 p. (in Russian).

5. Evolyutsiya regionov Rossii i strategii ikh sotsiokul'turnoy modernizatsii: Materialy 9 vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po programme "Sitsiokul'turnaya evolutsiya Rossii i regionov" [Evolution of the Russian regions and the strategies for their social and cultural modernization. Proceedings of the IX All-Russian scientific-practical conference on the program "Socio-cultural evolution of Russia and its regions" in 3parts], Vologda, ISERT RAN Publ., 2013, part 1, 380 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Glukhov A. P. Virtual'nyy imidzh goroda v prostranstve Interneta [Virtual image of the city in the space of Internet]. Nauka I obrazovaniye vXXI veke: Sbornik nauchnykh trudov po materialam mezdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Nauka i obrazovaniye v 21 veke" [Science and Education in the XXI century: collection of scientific papers based on international scientific and practical conference, September 30, 2013 : in 34 parts ]. Tambov, Bizness - Nauka - Obshchestvo Publ., 2013. P. 30. Pp. 32-34 (in Russian).

Glukhov A. P.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634041. E-mail: [email protected]

Bulatowa T. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634041. E-mail: [email protected]

Galitskaya V. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634041. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.