Научная статья на тему 'Региональный аспект взаимоотношений России и Турции в начале XXI в'

Региональный аспект взаимоотношений России и Турции в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
313
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ВЫЗОВЫ / УГРОЗЫ / СОПЕРНИЧЕСТВО / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леванова К.А.

После распада биполярной системы международных отношений внешняя политика России и Турции изменилась, что позволило активизировать двустороннее сотрудничество. Особую актуальность взаимоотношениям России и Турции придает тот факт, что они являются ведущими державами в регионе и у них есть все основания для взаимодействия ради обеспечения геополитической и социальной стабильности, а также экономического процветания в соседствующих с ними регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект взаимоотношений России и Турции в начале XXI в»

региональный аспект взаимоотношении

РОССИИ И ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XXI В.

© Леванова К.А.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

После распада биполярной системы международных отношений внешняя политика России и Турции изменилась, что позволило активизировать двустороннее сотрудничество. Особую актуальность взаимоотношениям России и Турции придает тот факт, что они являются ведущими державами в регионе и у них есть все основания для взаимодействия ради обеспечения геополитической и социальной стабильности, а также экономического процветания в соседствующих с ними регионах.

Ключевые слова: регион, вызовы, угрозы, соперничество, взаимоотношения, противоречия, геополитика, стабильность.

Начало XXI века поставило перед человечеством сложные и принципиально новые задачи, от решения которых зависит его ближайшее будущее. В современном противоречивом и быстро меняющемся мире, где постоянно возникают новые источники угроз и напряженности, Россия и Турция вносят весомый вклад в обеспечение стабильности, мира и процветания на обширной территории, простирающейся от Балкан до Центральной Азии и Афганистана, от Ближнего Востока до Южного Кавказа. Эта огромная зона остается средоточием региональных конфликтов, потрясений, войн, революций, политического и экономического хаоса.

Совместные действия России и Турции по повышению региональной стабильности способствуют сведению к минимуму взаимного непонимания, утверждению реалистичных ожиданий и укреплению доверия между двумя странами, придают двусторонним отношениям больше прочности перед вызовами и угрозами, как в соседних регионах, так и на международной арене в целом.

С середины 1990-х годов политическое взаимодействие России и Турции успешно развивается. Геополитические приоритеты России и Турции связаны с поддержанием стабильности в Черноморско-Каспийском регионе на основе взаимодействия двух стран. Логика развития российско-турецкого сотрудничества на Черном море строятся вокруг задачи недопущения военно-политического доминирования там внерегиональных стран [5]. Российско-турецкое партнерство стоит также рассматривать как элемент их общей заинтересованности в обеспечении стабильности, мира и процветания и во всем Причерноморском регионе. Организация черноморского экономиче-

* Доцент кафедры Новой, новейшей истории и международных отношений.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

41

ского сотрудничества, членами которой являются Турция, Россия может стать многосторонней платформой для углубления взаимодействия стран-участниц. ОЧЭС созданная по инициативе Турции в 1992 г., для развития экономического сотрудничества в регионе способна играть уникальную роль в объединении входящих в него стран. В этом плане Турция и Россия - два ведущих участника организации - должны работать над тем, чтобы ОЧЭС оправдала свое предназначение. Реализация совместных проектов могла бы стать первым шагом на пути к оживлению и плодотворной деятельности ОЧЭС и на региональном уровне и на международной арене.

Еще одним шагом в институциональном плане взаимодействия России и Турции стало создание в мае 2010 г. российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня, представляющего собой новый успешный действующий формат взаимодействия между двумя странами, способного служить главным локомотивом расширения двусторонних связей. Интенсивное дипломатическое сотрудничество подкрепляется прочным фундаментом масштабных торговых и социальных обменов между двумя странами. Значительное расширение этих обменов стало результатом коренных изменений, произошедших за последние десятилетия в экономике и обществе обеих стран. В рамках курса Анкары на более сбалансированный внешний товарооборот, Россия стала вторым по величине торговым партнером Турции [5].

Основой активизации двусторонних отношений является и энергетическое сотрудничество между Россией и Турцией. Россия остается крупнейшим поставщиком энергоносителей в Турцию, хотя следует признать, что односторонний характер энергетических поставок вызывает в стране определенную озабоченность, в целях уменьшения зависимости от главного партнера. Для России Турция - второй по величине рынок сбыта природного газа и достаточно важный потребитель нефти. Россия обеспечивает более 70 % турецкого газового импорта. Наши страны подписали дополнительное соглашение о расширении торговли энергоресурсами, которое может превратить Турцию в ключевую страну для транзита российского газа в Европу. Общий торговый оборот между двумя станами достиг небывало высокого уровня. В 2012 году он превысил 30 млрд. долларов, а к 2020 году стороны планируют увеличить его до 100 млрд. долл. [1].

Россия взяла на себя ведущую роль в планируемом строительстве первой атомной электростанции в Турции. Если в рамках этого проекта будет удовлетворена потребность Турции в передаче ноу-хау и технологий, он может добавить к энергетическому партнерству Москвы и Анкары еще один прочный аспект взаимоотношений [1].

Активизация двусторонних экономических отношений России и Турции позволило двум странам создать основу для продвижения к следующему этапу: региональному сотрудничеству в целях укрепления региональной безопасности и стабилизации ситуации в соседних странах. Задача эта не-

42

новый взгляд. международный научный вестник

проста, поскольку национальные интересы России и Турции явно различаются и отчасти носят конкурентный характер, а по некоторым фундаментальным геополитическим вопросам взгляды их руководства кардинально расходятся. На принятие совместных решений, связанных с геополитикой, ощутимо влияют воспоминания о прошлом соперничестве, но по ряду важных геополитических проблем интересы двух стран совпадают, когда речь идет о предотвращении войн и урегулировании гражданских конфликтов, послевоенном восстановлении и обеспечении ненасильственного характера политических изменений. Если двум странам удастся найти взаимоприемлемые решения по широкому кругу вопросов, где у них имеются общие интересы, они не только усилят собственную безопасность, но и сделают соседние страны более стабильными и укрепят региональную безопасность.

Одной из задач геополитики современной Турции является усиление своих позиций на Ближнем Востоке, где по мнению руководства Турции должно произойти ее утверждение, как региональной державы. Подъем движений за политическую открытость на Ближнем Востоке и в Северной Африке, получивший название «арабская весна» не обошелся без последствий для взаимоотношений России и Турции [4].

Для Турции драматические события, приведшие к установлению новых режимов в Тунисе, Египте и Ливии в 2011 г., совпали с активизацией ее политики в соседних регионах. Еще до «арабской весны», на волне заметных успехов в экономике и крепнущего убеждения в том, что Турция становится все более влиятельной региональной державой, руководство страны стало проявлять больше готовности к диалогу с соседями и желания решать региональные проблемы [4]. Давние исторические связи, активизация экономических отношений со странами региона, наделили Турцию значительным «мягким влиянием» в арабских странах региона. Россия же, напротив, с начала 1990-х гг. по сути, самоустранилась от геополитической конкуренции на Ближнем Востоке и поддерживала с несколькими ключевыми странами региона тесные связи, унаследованные от СССР. Россия начала усиливать политическое присутствие на Ближнем Востоке после американского вторжения в Ирак. Однако лишь после начала потрясений на Ближнем Востоке и в Северной Африке в конце 2010 г. она вернулась в региональную политику в качестве активного участника. В отличие от руководства Турции (непосредственного соседа этих конфликтных зон), которое с самого начала было значительно сильнее вовлечено в события в арабском мире, российским лидерам пришлось адаптироваться к новым реалиям Ближнего Востока и Северной Африки и постепенно интенсифицировать свое участие в решении региональных проблемах [4].

Учитывая масштаб потрясений и растущую неопределенность относительно правящих режимов в регионе, не стоит удивляться, что в связи с «арабской весной» на поверхность всплыли определенные различия в под-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

43

ходах России и Турции к ближневосточным делам. В какой-то степени эти различия отражают разные взгляды двух стран на характер и направленность событий в регионе. Для турецкого руководства протесты против существовавших десятилетиями авторитарных режимов открывали возможность перехода региона к демократии [2]. Выражая свое отношение к событиям происходящим в Египте, премьер-министр (ныне президент) Р. Эрдоган, поддержал призыв к отставке президента Х. Мубарака в феврале 2011 г. В отношении же событий в Ливии и Сирии, Турция поначалу придерживалась более осторожного подхода, но в итоге она стала сторонником разрешения этих кризисов, и поддержала оппозиционные движения в обеих странах. В ходе военных действий в Сирии Турция особенно остро испытала на себе последствия этого кризиса из-за массового притока беженцев и многочисленных пограничных инцидентов. Ситуация в Сирии вынудила Турцию принять более 1,6 млн. беженцев [8].

В России воспринимают перемены в арабском мире с куда большей осторожностью и с самого начала считали «арабскую весну» исламистской революцией, а не демократической. Россия относится отрицательно к внешней военной интервенции против режима Б. Асада в Сирии. Подходы Москвы и Анкары к основным принципам решения сирийской проблемы совпадают: урегулирование кризиса путем переговоров, сохранение территориальной целостности и единства Сирии, прекращение кровопролития и предоставление сирийскому народу права самостоятельно определить пути будущего развития страны. Разногласия между Россией и Турцией связаны с вопросом отношения к действующему президенту Сирии Б. Асаду. Руководство Турции возлагает на Дамаск ответственность за трагические события в Сирии и считает, что режим президента Б. Асада утратил свою легитимность. Россия придерживается мнения о том, что нельзя возлагать вину за насилие в Сирии только на одну сторону конфликта, и выступает за урегулирование кризиса путем диалога без предварительных условий с участием представителей сирийского правительства и всех оппозиционных групп. Позиция Турции и односторонний подход к ситуации ограничивает пространство внешнеполитического маневра для Анкары и, в целом, не способствует скорейшему выходу из сирийского тупика. В то время как возвращение турецкой дипломатии к традиционной для нее и не раз успешно применявшейся роли посредника между сторонами конфликта могло бы внести эффективный вклад в прекращение насилия в Сирии.

Перспективы российско-турецкого взаимодействия в решении проблемы вокруг Сирии должны быть, прежде всего, связаны с противодействием экстремизму и терроризму, развитие которого стало одним из трагических последствий затяжного вооруженного конфликта и угрожает обострением ситуации не только в самой Сирии, но и в Турции и в близлежащих соседних странах.

44

новый взгляд. международный научный вестник

Несмотря на разногласия, активный российско-турецкий диалог о политических преобразованиях и урегулировании ситуации в Сирии и характере ее постконфликтного устройства может внести ценный вклад в усилия международного сообщества по установлению мира в этой стране и в регионе в целом [6].

Еще одной проблемой, где Россия и Турция традиционно имеют различную точку зрения, является арабо-израильский конфликт. Эти различия во взглядах двух стран, в настоящее время, значительно уменьшились. Россия входит в Ближневосточный квартет, где она в целом поддерживает усилия международных акторов по мирному разрешению конфликта. Кроме того, у нее дружественные отношения с палестинцами и тесные связи с Израилем. Что же касается Турции, то ее традиционно хорошие отношения с Израилем обострились после наступательной операции Тель-Авива в секторе Газа в 2008 г. и нападения израильских Военно-морских сил на «Флотилию свободы», направлявшуюся к Газе, в 2010 г. В результате этой операции погибло несколько турецких граждан. В то же время сотрудничество Анкары с палестинцами существенно усилилось [3]. Турция и Россия поддерживают израильско-палестинский диалог в целях мирного урегулирования конфликта и стабилизации ситуации в регионе.

Отношения России и Турции с Ираном в прошлом, колебались между сотрудничеством и соперничеством. В последние годы иранский вопрос стал особенно важным фактором российско-турецких отношений, в некоторых случаях обостряя разногласия между двумя странами, а в других способствуя сближению их позиций. После того как Иран и группа «5 + 1», куда входят мировые державы (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия), подписали соглашение с Тегераном, открывающее путь к решению иранской ядерной проблемы, российско-турецкое сотрудничество приобрело особое значение. Для Ирана торговые отношения с Россией и Турцией являются важным элементом попыток выйти из международной изоляции. Хотя Турция и соблюдала международные санкции, но, в настоящее время, она существенно расширяет экономические связи с Ираном, в том числе в сфере газового импорта. Иран и Турция также входят в Организацию экономического сотрудничества, что создает основу для дальнейшего углубления их экономического взаимодействия [1]. Россия также активизировала торгово-экономические связи с Ираном, хотя сходство структуры народного хозяйства двух стран (для обоих ключевое значение имеет экспорт энергоносителей) несколько ограничивает масштаб их экономических отношений. Значение России для Тегерана связано с ее способностью поставлять Ирану военные технологии.

Россия и Турция демонстрируют общую заинтересованность и выработали последовательный совместный подход, связанный с необходимостью для Ирана взять на себя обязательства по ядерному нераспространению.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

45

Они выступают против военного решения проблемы в виде ударов Израиля и/или США по Ирану в качестве превентивной меры против его ядерной программы и считают, что в отношении такой страны, как Иран, ненасильственные шаги могут дать больше шансов на успех. По мнению турецких лидеров, превращение Ирана в ядерную державу может привести к гонке ядерных вооружений в регионе, чреватой опасным подрывом региональной стабильности. В то же время Турция однозначно выступает за право стран развивать мирную ядерную энергетику - право, которым она намерена воспользоваться, сооружая в партнерстве с Россией первую турецкую атомную электростанцию [7].

Отношения между Турцией и Ираном обострились из-за сирийского кризис, но, в то же время, сирийский кризис способствовал укреплению связей России с иранским руководством. Иран - самый решительный сторонник режима Б. Асада, а Турция открыто поддерживает оппозиционные силы. Однако сейчас, когда подписаны соглашения между Ираном и международным сообществом и появились признаки, позволяющие надеяться на сближение между Ираном и Соединенными Штатами, Россия и Турция активно добиваются окончательного решения иранской ядерной проблемы, которое позволит Ирану осуществлять мирную ядерную программу. Если такое решение будет достигнуто, Турция и Россия сыграют важную роль в будущей реинтеграции Ирана в мировую экономику и создании вокруг него стабильной стратегической обстановки. Шансы Турции и России на то, чтобы внести позитивный и долгосрочный вклад в решение ядерного вопроса, повысятся, если они направят свои усилия на создание надежного режима нераспространения ядерного оружия на Ближнем Востоке [1].

Еще одним актуальным вопросом во взаимоотношениях России и Турции является ситуация вокруг Афганистана. Вывод Международных сил содействия безопасности (ISAF) из Афганистана, подвергает безопасность региона еще одному серьезному испытанию. Вывод войск совпадает с периодом крайней неопределенности в Афганистане, под вопросом устойчивость правительства в Кабуле и характер будущего режима в стране. Хотя Турция и Россия не являются непосредственными соседями Афганистана, они находятся достаточно близко от него, чтобы ощущать на себе последствия событий в этой стране. Это регион, где их интересы во многом совпадают, а источники потенциальных разногласий отсутствуют. Турция традиционно служила для Афганистана образцом успешно модернизирующейся мусульманской страны. Этот потенциал «мягкого влияния» сохранился у нее и сегодня. Благоприятным фактором турецко-афганских отношений является и конфессиональный фактор. Турция мусульманская страна, и присутствие ее военнослужащих в Афганистане намного спокойнее воспринимается местным населением, чем размещение здесь американских и европейских подразделений. Турция не заинтересована в установлении контроля над Афганиста-

46

новый взгляд. международный научный вестник

ном или в навязывании определенной формы политического устройства. В качестве члена НАТО Турция играет активную роль в обеспечении безопасности Афганистана: она дважды возглавляла Международных сил содействия безопасности ISAF. Однако не столько военный компонент, сколько турецкая «мягкая сила» оставляет основу турецких усилий по пути установления мира и стабильности в Афганистане. В целом Турция пользуется в Афганистане доверием, и она в состоянии помочь в восстановлении страны и ее политических институтов. Кроме того, Анкара играет позитивную роль в регионе, способствуя диалогу между Афганистаном и Пакистаном благодаря тесным связям с обеими странами. Руководство Турции имеет и в Афганистане, и в Пакистане достаточно высокую репутацию, благодаря чему ей удалось организовать ряд трехсторонних встреч и саммитов. У Турции хорошие отношения и с северными, центральноазиатскими, соседями Афганистана. Россия также, обладает богатым историческим опытом взаимоотношений с Афганистаном, усвоив ряд полезных, пусть и болезненных уроков в ходе афганской войны 1980-х гг. После террористических актов в 2001 г., Россия сыграла ключевую роль в обеспечении успеха операции США по разгрому «Аль-Каиды» и приютивших ее талибов. В отношении будущего развития Афганистана Россию больше всего заботит возможность распространения террористической деятельности и религиозного экстремизма на территорию Центральной Азии, а также увеличение в Россию наркотрафика. Москва поддерживает регулярные контакты с кабульским правительством, как на двусторонней основе, так и в рамках международных форумов, например, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и так называемого антинаркотического квартета (Афганистан, Россия, Таджикистан, Пакистан) [8]. В настоящее время, когда развитие событий в Афганистане становится неопределенным, России и Турции необходимо оценить потенциал сотрудничества в борьбе с терроризмом и наркотиками, имея в виду создание региональной системы по ограничению наркотрафика, охватывающей Афганистан, Пакистан, Иран и Центральную Азию.

Поскольку центральноазиатские государства также ощущают на себе последствия происходящих событий в Афганистане, Турции и России стоит привлечь их к диалогу по урегулированию ситуации в этой стране. После распада СССР в российско-турецких отношениях, связанных с центральноазиатским регионом превалировала конкуренция. Турция надеялась стать образцом для развития этих стран. Она первой установила дипломатические отношения после провозглашения ими независимости. Ее экономические и культурные связи с Центральной Азией бурно развивались, турецкие компании играли там значительную роль в таких важных секторах, как строительство, легкая промышленность и розничная торговля. Во всех центральноазиатских государствах за исключением Таджикистана говорят на тюркских языках. Для России такая ситуация была предметом озабоченности,

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

47

т.к. российские официальные круги не сразу осознали, насколько привлекательно и близко для центральноазиатских стран выглядит турецкая модель развития. Со временем, опасения российского руководства относительно растущей активности Турции в Центральной Азии в основном развеялись -стало понятно, что пантюркистская идеология не пользуется достаточной популярностью в Центральной Азии. Озабоченность России ослабла также из-за некоторых неудач турецкой политики в Узбекистане. Стоит отметить, что возросшая инициативность внешнеполитического курса Турции по отношению к соседним странам не сопровождалась усилением ее активности в Центральной Азии. Вызовом для стабильности и безопасности в Центральной Азии может стать непредсказуемое развитие событий в Афганистане после вывода Международных сил содействия безопасности, поскольку эти государства имеют общие границы. Россия и Турция признают, что внешняя политика стран Центральной Азии становится все более динамичной, в результате чего их контакты с внешними игроками расширяются. Центральноазиатские государства диверсифицируют внешние связи в сфере политики, экономики и безопасности. Весьма серьезным игроком в регионе становится Китай, который усиливает здесь свое экономическое присутствие. Он занимает прочные позиции не только в энергетическом и сырьевом секторах, но также в области торговли и инфраструктуры [9]. Среди акторов имеющих геополитические интересы в этом регионе, Россия, пожалуй, может рассчитывать на сохранение некоторых преимуществ, благодаря «мягкому влиянию», которым она по-прежнему пользуется в Центральной Азии. Россию и центральноазиатские страны связывает многочисленный трудовой поток мигрантов, владение представителями национальных элит русским языком и наличие в Центральной Азии русского населения. Россия также имеет особые отношения со многими республиками региона через Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и инициативу по созданию Таможенного и Евразийского союзов, куда входят большинство центральноазиатских государств [9].

Разногласия в позициях между Россией и Турцией по ряду актуальных проблем существуют и на Южном Кавказе. Одна из сфер, где их геополитические интересы расходятся, - разработка топливно-энергетических ресурсов. Турция и Россия конкурируют в прокладывании трубопроводов, удовлетворяющих потребности Европы в энергоносителях. Однако масштабный товарооборот и активизация энергетических связей Турции и России способствуют частичному смягчению позиции в отношении друг к другу. Имеющиеся разногласия между Россией и Турцией являются следствием затяжных территориальных конфликтов вокруг Нагорного Карабаха, а также Абхазии и Южной Осетии. Армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха представляет опасность для мира во всем регионе и грозит втягиванием в него России и Турции. Несмотря на все усилия международных

48

новый взгляд. международный научный вестник

посредников из Минской группы ОБСЕ, сопредседателем которой является Россия, продвижение к миру между Арменией и Азербайджаном по-прежнему не продвигается [7]. Мнения России и Турции по вопросу территориального спора между Арменией и Азербайджаном существенно различаются. Россия является официальным союзником Армении и имеет на ее территории военную базу, Турция же поддерживает стратегические отношения с Баку и является экономическим и торговым партнером Азербайджана.

Разошлись позиции России и Турции в вопросе о рссийско-грузинских отношениях. В 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. После российско-грузинской войны Турция призвала к урегулированию проблем региона при меньшем вмешательстве внешних игроков. Так, предложение президента Турции А. Гюля об учреждении «Платформы сотрудничества и стабильности на Кавказе» (август 2008 г.) не получило развития из-за усилившихся разногласий Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху и отказа Грузии обсуждать этот проект совместно с Россией. Эта и другие инициативы блокируются множественными существующими в регионе противоречиями [10].

В рамках данного тезиса реализация Турцией политики «ноль проблем» с соседними странами может рассматриваться как удачное направление во внешнеполитической стратегии. Объединение стран региона и стран, имеющих интересы в регионе, на базе единой платформы представляется невыполнимым в силу специфики проблем на Кавказе, имеющих глубокие исторические и этнические корни. Несмотря на различия геополитических интересов, Россия и Турция заинтересованы, чтобы Южный Кавказ был более стабильным и процветающим, и они смогли бы разработать совместные инициативы для поддержания мира в регионе. Такие инициативы могли бы включать совместные энергетические и транспортные проекты, развитие инфраструктуры, культурные обмены и иные контакты между людьми.

Таким образом, региональный аспект взаимоотношений России и Турции на современном этапе несет в себе новые возможности в сфере взаимодействия, которое может служить важным звеном стабилизации и способствовать урегулированию острых международных проблем. Первостепенное значение для этого имеет готовность к открытому диалогу и стремление понять точку зрения противоположной стороны, отойдя от блоковых схем мышления. Россия и Турция, несмотря на партнерство и существующие геополитические разногласия по ряду региональных проблем, обусловленные их национальными интересами, мировоззрением и восприятием мира, могут урегулировать их, при наличии доброй воли, взаимного уважения к основам международного права и принципу территориальной целостности государств. Совместные усилия двух стран, основанные на укреплении общих норм и ценностей, воплощенных в Уставе ООН, играют решающую роль в противодействии вызовам и угрозам XXI в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

49

Список литературы:

1. Баетов М. Будущее между Турцией и Россией: сотрудничество и соперничество? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eastti-me.ru/analitic/3/6/765.html. (30.04.2015).

2. Берг И.С. Турция в контексте «арабской весны»: мнения экспертов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iimes.ru/rus/stat/htm

(30.04.2015) .

3. Зезюля Р.А. Проблемы нормализации турецко-израильских отношений // Турция: новые реалии во внутренней политике и участие в региональных геополитических процессах. - М., 2014. - Т. 27.

4. Михеева И.М. Перспективы Турции как регионального лидера в условиях трансформации Большого Ближнего Востока // Турция: новые реалии во внутренней политике и участие в региональных геополитических процессах. - М., 2014. - Т. 27.

5. Свистунова И.А. Российско-турецкие отношения в условиях международной нестабильности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://riss. ru/analitycs(30.04.215).

6. Свистунова И.А. Турция в контексте «арабской весны»: региональная стратегия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://riss.ru/analitycs

(30.04.2015) .

7. Стегний П. Россия и Турция углубляют стратегическую глубину [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/news (30.04.2015).

8. Хас К. Россия и Турция в «новой» Евразии? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://globalaffairs.ru/global-processes/ (30.04.2015).

9. Юлдашева Г. Новые внешнеполитические ориентиры Турции и государств Центральной Азии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cy-berleninka.ru/article/n/novye-vneshnepoliticheskie-orientiry-turtsii-i-gosudarstv

(30.04.2015) .

10. Язькова А.А. Россия и независимые государства Кавказа // Кавказ и глобализация. - 2009. - Т. 3, Выпуск 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.