Е. Н. Моисеева
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (на метериалах республики Мордовия)
Работа представлена кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Ф. А. Айзятов
Социальное служение - важнейшая грань жизни Церкви, распространение ее спасительной миссии на общество, основой которого является помощь старым, больным, инвалидам, детям-сиротам. Истоки социального служения РПЦ в Мордовии усматриваются в деятельности монас-
тырей и приходов, при которых открываются первые больницы и богадельни. В 90-х гг. XX в. основным субъектом благотворительной деятельности становится Саранская епархия.
Ключевые слова: социальное служение, благотворительность, православие, православная церковь, монастырь.
Social service is an important sphere of the church’s life, expansion of its redemptive mission within society, whose basis consists in the help to the elderly, sick, disabled, orphan children. The beginnings of the Russian Orthodox Church’s social service in Mordovia can be seen in the activity of monasteries and parishes, where the first hospitals and alms-houses were established. The Saransk Eparchy became the main subject of the charitable activity in the 1990s.
Key words: social service, charity, Orthodoxy, Orthodox Church, monastery.
Благотворительность - одна из древнейших традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Ее характеризуют высшее проявление человеческого состра-дания, сочувствие, жалость, сопереживание, любовь к ближнему. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей - о любви к ближнему. Любить ближнего - это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Свое выражение это получило в раздаче милостыни. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель. «В рай входят святой милостыней -нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается»1 .
Христианизация мордвы шла медленно и трудно. Мордовские крестьяне видели в русском православии орудие их угнетения, притеснения, подчинения и принимали его неохотно. Наиболее ранние письменные свидетельства о проникновении христианства в мордовскую среду сохранились лишь с начала XVI в., когда на территории Мордовии начали воздвигаться монастыри и церкви. Практика социальной помощи с первых лет христианства развивается при монастырях. По словам В. О. Ключевского, «...древнерусский монастырь всегда был запасной житницей для нуждающихся, ибо церковное богатство, как говорили пастыри - нищих богатство»2. В региональной истории немало примеров, подтверж-
давших это. Не единожды в неурожайные и голодные годы монастырские хранилища открывались для помощи бедному люду, производилось кормление нищих и убогих. Так, монахини Чуфаровского монастыря спасли от смерти тысячи людей во время голода конца XIX в., тогда за монастырский стол садились зараз по 300-400 человек. В Саровской обители во время голода 1774 и 1891 гг. пекли хлеб и раздавали его нуждающимся. Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь жертвовал средства для поддержания крестьян в неурожайные годы.
При монастырях же возникли и первые богадельни, в которых призревались старики, бедные, больные, убогие, немощные. В «церковном доме» могла найти убежище незамужняя женщина с ребенком; под особым покровительством находились паломники. Первое упоминание о богадельнях в Мордовском крае известно с 1662 г. В 1704 г. в Саранске при Иоанно-Богословской церкви было уже два таких учреждения. Иногда именно богадельни становились основой монастырей. Так, с первых дней существования Ковыляевский Свято-Троицкий монастырь функционировал в виде богадельни, был здесь и детский приют. Чуфаров-ский Свято-Троицкий монастырь берет свое начало с общины, признанной в 1867 г. богадельней. В 1901 г. Св. Синод указом определил: «Женскую общину с школой для девочек-сирот и крестьянских детей на Фле-гонтовой горе в Краснослободском уезде
обратить в женский общежительный монастырь с наименованием его Александро-Невским».3
При монастырях же возникли и первые больницы с бесплатным лечением. Так, в 1779 г. в Санаксарском монастыре была сооружена больничная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери; в 1817 г. построен каменный больничный корпус Александро-Невской церкви в Краснослободском Преображенском монастыре. При Саровском монастыре были больница и лечебница для приходящих больных и оказания помощи на дому богомольцам и окрестным жителям. Ежегодно в лечебнице обслуживалось до 5 тысяч человек.
Воспитанницы Чуфаровского монастыря как сестры милосердия участвовали в освобождении Болгарии от турецкого ига; сестры Кимляйского монастыря первыми в Троицком уезде начали проводить медицинское обследование населения. Особо стоит вспомнить княжну Надежду Даниловну Бибарсову, жизнь и имение положившую на создание Ковыляевского монастыря, а в монастыре на создание больницы, специализировавшейся на лечении женских болезней4.
Итак, монастыри выполняют три основные функции: лечение, обеспечение неимущих в виде оказания единовременной помощи натуральными продуктами (милостыня) и обучение.
Однако Октябрь 1917 г. внес свои коррективы в историю социального служения Церкви. Дела милосердия стали рассматривать в качестве «пережитков прошлого», в сознании людей начали насильно формировать иные взгляды и чуждые благотворительности стереотипы. В 1929 г. благотворительная деятельность Церкви и вовсе была запрещена на законодательной основе. Последовали годы гонений и репрессий, прервавшие опыт социального служения и уничтожившие тысячи верующих людей.
Начало процесса возрождения милосердно-благотворительной деятельности Рус-
ской православной церкви прослеживается с конца 80-х, начала 90-х гг. XX в. Реальные проблемы современного общества поставили перед пПавославной церковью задачу возрождения и воплощения в жизнь многих религиозных добродетелей. Правовые запреты на милосердно-благотворительную деятельность религиозных организаций были преодолены принятием законов РФ «О свободе совести и религиозных орга-низациях» и «О свободе вероисповеданий» (1990 г.), которые создали возможность для возрождения религиозно мотивированного социального служения. В политическом плане это было одним из симптомов демократизации общества. В идеологическом -свидетельством честного признания реалий жизни, наличия масс людей, нуждающихся в помощи и милосердной заботе. В нравственном - возвращение к общечеловеческим гуманистическим ценностям: состраданию, милосердию, жертвенности, готовности делать добро. Происходит возрождение христианской благотворительности, особенно насущной в это нелегкое время.
Социальное служение современной Православной церкви чрезвычайно многогранно как по направлениям, так и по формам и методам. Наряду с материальной поддержкой престарелых и инвалидов, участием в воспитании и помощью людям, оказавшимся в беде и не имеющим сил (возможностей) самостоятельно ее преодолеть, оно нацелено на утоление печалей страждущих, успокоение отчаявшихся, опеку над немощными, нравственную поддержку заключенных, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и межнациональных конфликтов. Помощь бежен-цам, мигрантам, жертвам межэтнических распрей, бездомным людям, попавшим в экстремальную ситуацию, распределение гуманитарной помощи, организация благотворительных столовых, бесплатная раздача пищи, одежды, обуви, уход за одинокими престарелыми на дому - вот основные направления милосердно-благотворитель-
20 1
ной деятельности Церкви. Православная церковь в последнее время значительно ак-тивизировала свою работу с наркоманами, алкоголиками, заключенными, с людьми, страдающими психическими заболеваниями, детьми из неблагополучных семей, детских домов и интернатов. Под патронатом Церкви начинают работать медицинские и благотворительные учреждения, специальные церковные структуры. Каждый монастырь и приход старается в силу своих возможностей иметь программу оказания помощи нуждающимся.
Республике Мордовия свойственны все процессы, которые происходят в России, поэтому в начале 1990-х основным субъектом благотворительной деятельности становится Саранская епархия. Благотворительная деятельность Саранской епархии в современной истории берет свое начало в 1991 г., когда было образовано самостоятельное церковное управление на территории Мордовии. В ее уставе записано: «.призвана совершать дела милосердия и благотворительности».
С целью возрождения социального служения на общеепархиальном уровне были образованы Отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Миссионерский отдел, которые координируют усилия монастырей и приходов в этом виде деятельности. Отделы оказывают помощь малоимущим семьям и детям-инвали-дам, помогают детским клубам и приютам, социально-реабилитационным центрам, школе-интернату для глухонемых. Сотрудники Миссионерского отдела входят в попечительский совет республиканского социального приюта для детей и подростков «Надежда», где их силами оборудована «Комната православной культуры». Для воспитанников периодически организовываются поездки в храмы и монастыри Мордовии, празднования православных праздников и дней рождения, благотворительные концерты. Постоянно проводятся службы, беседы о православном богослужении и
церковном этикете, дети молятся, желающие исповедуются и причащаются. Активно сотрудничают отделы и с Ялтинской школой-интернатом, Темниковским детским домом, детским домом инвалидов г. Ардатова, Саранской школой-интернатом для глухонемых детей. В дни Великого поста Миссионерский отдел, как правило, проводит акции «Дела милосердия», посредством которых собирает вещи, обувь, канцелярские принадлежности для детей из детских домов и из многодетных и малообеспеченных семей. Ежегодно к празднику Рождества Христова отделами готовятся несколько тысяч подарков. Священники отделов проводят еженедельные службы в Саранском доме ветеранов войны и труда, где устроена церковь в честь Св. Вмч. Ели-саветы. Постоянно оказывается адресная социальная помощь отдельным гражданам: на лечение ребенка-инвалида с детства, ветеранам чеченской войны, на лечение студента Саранского Духовного училища -и общественным организациям: Саранской городской общественной организации инвалидов с нарушениями опорно-двигатель-ного аппарата, Саранской городской общественной организации инвалидов с детства и детей-инвалидов, Мордовскому республиканскому обществу слепых, редакции детской православной газеты «Колокольчик» и др.
Обширную социально ориентированную деятельность ведет и сам Архиепископ Саранский и Мордовский Варсоно-фий: читает Божественные литургии в больничных церквях на территории районов республики, посещает дома престарелых, психоневрологические диспансеры, тюрьмы и колонии.
Монастыри и приходы вновь начинают оказывать помощь тяжелобольным, одиноким, престарелым, детям-сиротам, берут на себя патронаж над домами ребенка, детскими больницами, школами-интернатами, пансионатами для престарелых, организуют уход за больными в больницах, бесплат-
ные обеды для бедных после воскресной службы, оказывают духовно-просветительскую помощь прихожанам. Так, насельники Санаксарской обители видят свое предназначение и в лечении социальных язв общества: при монастыре открыт центр реабилитации наркоманов, прежде всего молодых людей, осознавших глубину своего нравственного падения и жаждущих вернуть покой душе. Сегодня в монастыре трудятся 22 бывших наркомана, стоящие на учете в медицинских учреждениях и изъявившие желание пройти не только медикаментозное лечение, но и укрепиться духовно. Кроме того, открыт медицинский пункт, проводится диагностика и этиопатологи-ческое лечение заболеваний органов и систем; совместная работа с медсанчастями г. Темникова, г. Сарова, пгс. Явас, с центром Анти-СПИД по выявлению и профилактике особо опасных инфекций.
При Чуфаровском Свято-Троицком монастыре построена церковь Рождества Христова с больницей и трапезной. При Покрово-Селищенском Свято-Варсонофи-евском женском монастыре также построена богадельня, где проживают престарелые люди, открыт приют для малолетних сирот5. Воскресные богослужения проводятся в Республиканской психиатрической больнице, где открыта церковь Преп. Серафима Саровского; в Рузаевской центральной больнице, где оборудована мо-лебная комната в честь вмч. и целителя Пантелеймона; Ромодановской больнице и Ардатовском психоневрологическом диспансере. Два священника-психиатра ведут еженедельный прием в городских поликлиниках и отвечают на телефонные звонки в службе доверия.
Несмотря на нищенское прозябание, приходы тоже оказывают посильную помощь нуждающимся, так, например, Троицкая церковь с. Сабанчеево Атяшевского района Мордовии традиционно оказывает материальную помощь участникам Великой Отечественной войны, Казанская цер-
ковь пос. Ромоданово помогает погорельцам, Казанская церковь с. Лада Ичалков-ского района - дому престарелых.
Саранская епархия заключила соглашения о сотрудничестве с мордовскими министерствами образования, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты.
Важнейшее направление деятельности Саранской епархии РПЦ - работа с молодежью, включающая в себя комплекс социально ориентированных и культурно-просветительских мероприятий. Почти во всех храмах и монастырях открыты воскресные школы, появляются первые детские православные объединения. В более чем 120 воскресных школах республики обучаются более 2 тыс. детей. В детских садах Мордовии функционируют 16 православных групп, а также действуют православные подростковые клубы: клуб исторического фехтования и реконструкции «Владычный полк», действующий при Саранском духовном училище; клуб славянских ратоборств имени святого благоверного князя Александ -ра Невского; дискуссионный клуб «Сретение», литературный клуб «Гамаюн», православный клуб «Родник». С 2002 г. в республике существует молодежная организация «Союз православной молодежи Мордовии», основная цель которой приобщение нового поколения россиян к традициям православной культуры, патриотического воспитания.
Идеи социального служения Русской православной церкви обсуждаются на государственном и региональном уровнях. Сегодня руководство республики немало делает для возрождения православия. В целях развития православной культуры, усиления духовно-нравственного и патриотического воспитания населения распоряжением Главы РМ Н. И. Меркушкина был образован Общественный совет по развитию православной культуры в Республике Мордовия6. В его состав входят председатель Госкомитета РМ по национальной по-
литике, глава администрации Саранска, заместители министров культуры и образования, священнослужители, ведущие специалисты ряда ведомств, ученые.
Ныне Русская православная церковь в Мордовии пользуется большим авторите-
том у населения. Священники стали привычными гостями в школах, вузах, больницах, местах заключения - словом, везде, где люди нуждаются в истине Христовой, в духовной поддержке и утешении, в наставлении на путь любви и правды Божией.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 История России: Учебник для вузов / Под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. М.: Высшая школа, 2001. С. 28.
2 Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси. Исторические портреты. М., 1990. С. 78.
3 Саранская епархия: 1991-2001 / Под общ. ред. епископа Варсонофия; Сост. С. Б. Бахмустов. Саранск: Тип. «Красс. Окт.», 2001. С. 126-162.
4 Там же. С. 33-34.
5 Родионова С. Любовь, молитва, труд (В Свято-Варсонофиевском женском монастыре работает детский сад) // Республика молодая. 2007. 24 января. С. 18-19.
6 Образован Общественный Совет по развитию православной культуры // Известия Мордовии. 2007. 10 января. С. 2.