Научная статья на тему 'Региональный аспект ревизионной деятельности Кабинета его императорского Величества в Алтайском округе в конце XIX начале XX в'

Региональный аспект ревизионной деятельности Кабинета его императорского Величества в Алтайском округе в конце XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьев Павел Алексеевич

Статья посвящена изучению ведомственных ревизий Алтайского округа в конце XIX начале XX в. В период с 1896 по 1917 г. было осуществлено семь инспекционных поездок руководителей Кабинета по Алтаю. Частые ревизии стали возможными благодаря строительству Сибирской железной дороги, сокращавшей время поездки из столицы в отдаленный регион, и были связаны с общим курсом Кабинета по защите ведомственных интересов. Анализ выявленных ревизий показал, что они утратили чрезвычайный характер и стали своеобразными контрольными точками в текущей политике Кабинета на Алтае. Решения, принятые по итогам осмотров, свиде-тельствовали об эволюции ревизий в сторону особого способа управления регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Афанасьев Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Regional Aspect of the Inspecting Activity of the Cabinet of His Emperor's Majesty in th

The article is devoted to the study of the departmental inspections of the Altai District in late XIX early XX cc. During the period from 1896 to 1917, seven inspection trips of the heads of the Cabinet were carried out around Altai. Frequent inspections became possible thanks to the construction of the Siberian railway which shortened the duration of the trip from the capital to the remote region; they were connected with the general policy of the Cabinet for defending departmental interests. The analysis of the revealed inspections showed that they ceased to be extraordinary events and became certain control points in the current policy of the Cabinet in Altai. The decisions adopted as a result of the study showed the evolution of the inspections in the direction of a particular way of governing the region.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект ревизионной деятельности Кабинета его императорского Величества в Алтайском округе в конце XIX начале XX в»

П.А. Афанасьев

Региональный аспект ревизионной деятельности Кабинета Его Императорского Величества в Алтайском округе в конце XIX - начале XX в.

Конец XIX в. ознаменовался усилением административно-хозяйственной деятельности Кабинета Его Императорского Величества (далее - Кабинета) в Алтайском округе. Это было связано с переходом к новому аспекту в использовании природно-сырьевых богатств региона - земле- и лесоэксплуатации. Реализация новых приоритетов окружного хозяйства, окончательно закрепленных административной реформой 1896 г., предусматривала ознакомление местного и высшего руководства округа с объемами и возможностями вновь вовлекаемых в оборот природных ресурсов. Интенсивность осуществления хозяйственных мероприятий, диктовавшаяся давлением государства на ведомственные интересы Кабинета, заставляла руководство обращать пристальное внимание на ход проводимой в регионе экономической политики. Такие условия способствовали активизации личных осмотров округа представителями высшего и местного руководства.

В череде многочисленных поездок по региону чиновников всех уровней особого внимания заслуживает активная ревизионная деятельность Кабинета в Алтайском округе. За 20-летний период от административной реформы 1896 г. до начала 1917 г. было осуществлено семь инспекционных поездок высшего ведомственного руководства по кабинетскому округу Западной Сибири. Эта цифра сопоставима с числом посещений Алтая петербургскими сановниками на протяжении всего горнозаводского периода. Несмотря на высокую интенсивность ревизий округа в начале XX в., внимание исследователей привлекала лишь поездка Е.Н. Волкова по Алтаю в 1907 г. Освещая её итоги и последствия, авторы так или иначе признавали её в качестве важной вехи в политике Кабинета на Алтае [1, с. 30, 49-51; 2, с. 203-205; 3, с. 220-221;

4, с. 97-99]. Невнимание исследователей к другим кабинетским ревизиям начала XX в. отчасти ком -пенсировано в нашей статье, осветившей динамику ревизионного процесса сквозь призму выработки перспектив развития кабинетского хозяйства Алтая [5]. Такой подход к заявленной проблеме показал, что, будучи многоплановым явлением, частые ревизии округа в начале XX в. нуждаются не в обособленном изучении каждой из них, а в целостном их анализе. Поэтому цель данной публикации состоит в том, чтобы дать комплексную характеристику ревизий как одного из аспектов деятельности Кабинета в регионе в конце XIX - начале XX в.

Источниковая база статьи представлена делопроизводственной документацией. Однако видовое разнообразие комплексов материалов, отложившихся по каждой ревизии, неодинаково. Полнее всего обеспечены источниками инспекционные поездки Е.Н. Волкова 1907 и 1916 гг. Они освещены в маршрутах передвижения ревизора по региону, дополняемых телеграммами и циркулярами низшему звену управления, материалах итоговых совещаний и предписаниях Кабинета. Документы о ходе проведения ревизий, имеющиеся по каждой из них, позволяют судить о целях, способах, характере и территориальном охвате осмотров. Итоговые материалы, уже рассматривавшиеся нами, сохранились не по каждому осмотру, однако их отсутствие может быть компенсировано использованием иных источников, содержащих косвенные сведения о результатах некоторых осмотров региона.

Обращение к делопроизводственной документации позволило выявить проведение ревизий Алтайского округа высшим ведомственным руководством в 1898, 1904, 1907, 1910, 1912, 1913 и 1916 гг. За всю историю кабинетского управления регионом его осмотры никогда не проводились с такой интенсивностью. Исключением были личные обозрения заводов графом Сент-Альдегондом и К.В. Чевкиным в 1834-1835 гг., осуществленные на начальном этапе руководства алтайским хозяйственно-территориальным комплексом Министерства финансов. Резкое изменение периодичности ведомственных ревизий в начале XX в. было связано со строительством Сибирской железной дороги. Благодаря её появлению, путь от Петербурга до Барнаула, занимавший в XIX в. 1-1,5 месяца, сокращался до нескольких дней, а сама поездка становилась более комфортной. Отмеченные обстоятельства, «приближавшие» округ к Петербургу, открывали широкие перспективы для столичного ведомственного руководства, поскольку позволяли осуществлять инспекции не только в чрезвычайных ситуациях, как это было ранее, но чаще практиковать ревизионную форму контроля за отдаленным регионом.

Помимо фактора развития инфраструктуры, высокая периодичность ведомственных ревизий в начале XX в. была обусловлена изменением характера взаимоотношений кабинетского ведомства с государством. На протяжении длительного периода времени Кабинет активно и без ограничений пользовался средствами

государственного бюджета. Зависимость от него и надежды на поддержку с его стороны порождали определенную беспечность высшего руководства по отношению к окружному хозяйству. Такая ситуация стала меняться в ходе осуществления землеустроительной реформы 1899 г. и переселения крестьян на Алтай по закону 1906 г. Данные мероприятия, наряду с жестким ограничением государственного содержания Министерства императорского двора, введенным с 1906 г., способствовали разграничению государственных и ведомственных интересов в регионе. Защита последних превращалась в основу выполнения задачи по увеличению доходов, получаемых от региона. В такой обстановке Кабинет стал придавать важное значение личным обозрениям округа высшими сановниками. С одной стороны, ревизии позволяли ведомственному руководству точнее определять наиболее важные направления деятельности округа и следить за их осуществлением путем непосредственного знакомства с результатами. С другой - осознание неизбежности контроля, осуществлявшегося через небольшие временные промежутки, могло способствовать поддержанию постоянной активности местной администрации в решении поставленных перед ней задач. При этом анализ законодательства показывает, что кабинетские ревизии, как и ранее, не нашли отражения в нормативных актах, регламентирующих деятельность высших органов управления регионом. Поэтому формально ведомственные ревизии по-прежнему оставались внезаконодательной формой контроля, используемой только в исключительных случаях.

Однако обращение к материалам ревизий свидетельствует, что чрезвычайными обстоятельствами в определенной мере был вызван лишь осмотр 1907 г. Жесткие условия, в которых оказался Кабинет с 1906 г., потребовали принятия экстренных мер для выполнения вновь поставленных задач. Кроме этого, ревизия 1907 г. фактически стала первым крупным специальным обозрением лесного хозяйства округа, давшим наглядное представление о его слабых местах и недостатках. Последовавшая за ревизией разработка и реализация первоочередных мероприятий преследовала цель сохранения лесов как основы будущего хозяйства округа [5, с. 137-142]. Данные характеристики, на наш взгляд, свидетельствуют об экстраординарном характере проведенной инспекции.

Остальные ревизии региона руководителями Кабинета не дают оснований считать их чрезвычайными мероприятиями. В отношении осмотра 1898 г. подобное заключение позволяет разработать маршрут ревизии, содержащий краткие описания справочного характера каждого населенного пункта, внесенного в план поездки. Часть из проезжаемых селений являлась переселенческими. Видимо, включение их в маршрут осмотра, в условиях ограничения переселений в округ с 1894 г., могло быть использовано

для подтверждения правильности избранного курса. Так, в частности, указывалось, что в Ребрихе «можно убедиться в зажиточности, так сказать, обжившихся переселенцев». В отношении другого села отмечалась зажиточность «старых» и бедность вновь прибывших переселенцев. На отдельных участках пути можно было получить «некоторые понятия о лесонасаждениях» и лесоустройстве. После осмотра округа по намеченному маршруту ревизор посетил его северо-восточную часть [6, л. 12-14об., 74]. В целом складывается впечатление, что поездка носила ознакомительный характер и, возможно, была каким-то образом связана с предстоящим введением землеустроительной реформы. Сложнее, из-за малого количества сохранившихся документов, судить о ревизии 1904 г. Вероятно, она также была как-то связана с названной реформой. Кроме этого, ревизоры интересовались кабинетской драгой на золотых промыслах, что было связано с началом её работы [7, л. 54].

Ревизии, последовавшие после 1907 г., были тесно связаны друг с другом, поскольку в ходе каждой из них проводилась проверка реализации решений, принятых по итогам предыдущих осмотров. Отчетливее всего это продемонстрировал приезд А.П. Половцева в 1910 г. Ревизор, отметив улучшение охраны лесов, был, однако, вынужден констатировать, что «современное положение лесного хозяйства настоятельно требует принятия целого ряда мероприятий» [8, л. 2об.-3]. Развивая идеи лесоохраны, предложенные в 1907 г., новый ревизор органично включил в них комплекс предложений по реформированию управления округом и его хозяйством [5, с. 143-146].

Ревизии, осуществленные в 1912-1913 гг., первоначально планировалось провести в один временной промежуток. Подготовка к ним началась задолго до их проведения, в феврале - марте 1912 г. [9, л. 1]. Это позволяет утверждать, что они носили текущий характер. Предполагавшиеся ревизии предусматривали «ознакомление на месте с положением лесного и земельного хозяйства в округе, с землеустройством в Горном Алтае и с местным населением» [9, л. 1]. Один ревизор, А.П. Половцев, должен был посетить северо-восточную часть региона, а другой, Е.Н. Волков, - Горный Алтай и районы к юго-западу от Барнаула. Однако в 1912 г. на Алтае побывал лишь А.П. Половцев. При этом неизвестно, была ли выполнена поставленная цель и подвергся ли изменениям планировавшийся маршрут поездки. Скорее всего, задача сановника сводилась к текущему контролю за положением дел в регионе, о чем дает представление телеграмма Е. Н. Волкова начальнику округа В.П. Михайлову. В ней отмечалось, что «намеченные мероприятия по реорганизации и улучшению ведения хозяйства округа приводятся в исполнение... и дали уже весьма существенные результаты» [9, л. 9]. Возможно, что ревизор знакомился с положе-

нием арендного дела в округе, поскольку сохранился доклад ему, подготовленный земельной частью Главного управления округа, датированный временем пребывания сановника в регионе [10]. В то же время отсутствие в документах распоряжений по итогам посещения округа и упоминаний факта проведения осмотра в материалах последующих ревизий, на наш взгляд, также свидетельствуют о текущем характере ревизии 1912 г.

Поездка Е.Н. Волкова по Алтаю в 1913 г. мало чем отличалась от двух предыдущих инспекций. Внимание сановника вновь было обращено на лесное и арендное хозяйство округа. Однако в подробном маршруте поездки Е.Н. Волкова в перечне «что можно видеть» преобладали не столько природно-хозяйственные объекты, сколько резиденции и канцелярии лесничеств [11, л. 23-26об., 29]. Это было связано с повышенным вниманием ревизора к реализации административной реформы 1911 г., в отношении которой Е.Н. Волков констатировал, что «все чины округа весьма успешно справились с возложенной на них задачей» [12, л. 15]. Однако после отъезда из округа, в сентябре 1913 г. Е. Н. Волков командировал на Алтай коллежского советника Б.В. Имшенецкого, поручив ему «выяснить, какие мероприятия надлежало бы предпринять в ближайшее время в Алтайском округе для дальнейшего развития и усовершенствования лесного хозяйства» [13, л. 9]. Почему подобное распоряжение стало необходимым вслед за посещением региона крупным петербургским сановником - остается неясным. Разработанная программа ссылалась на указания управляющего Кабинетом лишь в предложениях, предусматривавших дальнейшее развитие лесоохранных мероприятий, выдвинутых в 1907 и 1910 гг. [13, л. 10об.-11]. Хотя это подтверждает факт преемственности ревизий, сама разработка подобной программы вне рамок поездки управляющего Кабинетом и вне обычной бюрократической процедуры принятия решений создает противоречивое впечатление о тщательно готовившейся ревизии 1913 г.

Последний осмотр региона в 1916 г. был в основном посвящен выработке дальнейших направлений развития окружного хозяйства. Несмотря на продолжение Первой мировой войны, ревизия не носила чрезвычайного характера, связанного с её влиянием на хозяйство региона. Сам руководитель рассматривал поездку как своеобразный итог всех предыдущих посещений региона и ступень к качественно новому этапу в развитии кабинетского хозяйства на Алтае, связанному с интенсификацией использования его природных богатств [12, л. 15]. Мероприятия, обсуждавшиеся на нескольких заседаниях, были результатом целенаправленной деятельности округа в течение нескольких предшествовавших лет. Хотя реализация многих предложений предусматривалась после окончания Первой мировой войны, итоги ревизии внушали

оптимизм в отношении дальнейшего развития экономики Алтайского округа [5, с. 147-150].

В целом представленные ревизии свидетельствуют об утрате чрезвычайного характера, присущего данному виду деятельности высших ведомственных органов управления регионом в XIX в. Осмотры округа в начале XX в. уже не являлись экстраординарными мероприятиями, направленными на вывод кабинетского хозяйства из кризисных ситуаций. Скорее, посещения округа высшим руководством становятся своеобразными контрольными точками в текущей политике Кабинета на Алтае, позволяющими гибко реагировать в её отношении в соответствии с наблюдаемыми обстоятельствами.

Каждый приезд высшего руководства в регион сопровождался предварительной выработкой маршрута поездки. Как правило, Главное управление и начальник округа заранее составляли несколько вариантов посещения округа с указанием наиболее интересного пути. Окончательный выбор маршрута осуществлял сам ревизор [14, л. 1-3]. Конечно, подобная процедура создавала ситуацию предопределенности, позволяя заранее подготовиться к осмотру намеченных районов. В то же время утверждаемые маршруты не могли учесть всех нюансов поездки, поэтому пути передвижения подвергались частичной корректировке. Так, сопоставление планировавшегося и реально осуществленного маршрута ревизии 1910 г. показывает, что при следовании намеченному пути нередко осуществлялись «вылазки в сторону» [14, л. 8-9, 84-88]. Особое внимание путям поездки придавалось во время подготовки ревизии 1913 г., поскольку приходилось учитывать состояние дорог и их пригодность для проезда автомобиля. При этом лесничие, предлагая варианты маршрутов передвижения по лесным дачам, стремились сохранить возможность ознакомления ревизора с «интересными местами» лесного и земельно-арендного хозяйства [11, л. 4; 15, л. 28-28об.].

Сопоставление маршрутов всех ревизий показывает, что они, в основном, охватывали одни и те же районы. Традиционным объектом внимания ревизоров была юго-западная часть округа в районе Боровых озер, включавшая лесные и степные участки, междуречье Алея и Чарыша, районы от Усть-Калманки до Бийска к югу от Оби, центр и северо-восток округа. В 1904 и 1910 гг. в маршруты осмотров были включены предгорья Алтая и часть Горного Алтая. Лишь в 1916 г. ревизор уделил пристальное внимание только горнопромышленным районам на юго-западе и северо-востоке округа. В целом территориальный охват каждого осмотра по возможности и в зависимости от целей поездки ревизора демонстрировал различные природно-хозяйственные районы округа. Заметное невнимание ревизоров к северной и северо-западной частям округа, очевидно, было связано с отсутствием

там перспектив развития кабинетского хозяйства. Тем не менее, близость маршрутов ревизий, а также их осуществление после 1907 г. попеременно двумя лицами - Е.Н. Волковым и А.П. Половцевым - укрепляли ревизии как форму контроля, поскольку позволяли проследить реальные изменения на определенных территориях.

Последний вывод напрямую связан со степенью ознакомления столичных сановников с регионом. Во время каждой ревизии управляющие имениями, а позже - лесничие были обязаны предоставлять руководителям Кабинета почетные рапорты, карты имений, лесных дач и иные «сведения, освещающие хозяйство лесничества» [6, л. 7; 7, л. 18; 11, л. 3]. Подобная процедура была рассчитана на первоначальное ознакомление с ревизуемым районом, дополняемая затем его непосредственным посещением. В то же время она служила основой для формальности ревизий, чему способствовало использование в некоторых осмотрах в качестве средств передвижения по региону пароходов и железной дороги. Новые транспортные средства ограничивали возможность знакомства ревизоров с хозяйством округа. Опорными точками осмотров служили пристани и станции, где лесничие подавали высшему руководству почетные рапорты [11, л. 19, 21; 16, л. 23]. Подобная ситуация в полной мере проявилась в 1916 г. С другой стороны, имеются факты, свидетельствующие о противоположном отношении ревизоров к выполняемым поручениям. Так, в 1910 г. управляющий Томским имением А.Г. Киюц с волнением предупреждал своих помощников и лесных смотрителей, что А.П. Половцев «подробно интересуется лесным и арендным хозяйством в округе и требует подробных докладов управляющих имениями, помощников их, лесных смотрителей и объездчиков» [17, л. 12-12об.]. Внимательно отнесся к своим обязанностям и Е.Н. Волков в 1907 г., о чем свидетельствуют некоторые его замечания, сделанные на итоговых заседаниях. В целом лишь в отношении ревизий 1907 и 1910 гг. нет оснований говорить об их формальности, в то время как остальные ревизии предоставляли возможности для формализации процесса осмотра.

Как и любая поездка высоких чиновников, приезды в округ руководителей Кабинета сопровождались подачей им прошений со стороны населения. Сохранившиеся прошения, адресованные ревизорам в 1898, 1904 и 1910 гг., связаны с назначением пособий и пенсий, уменьшением арендной платы и т. п. Как правило, ревизоры не удовлетворяли просителей, ссылаясь на уже принятые решения, или переправляли жалобы в Главное управление округа [6, л. 99; 7, л. 78-81, 14, л. 45-67]. Поэтому наличие такого канала связи населения с высшим руководством не имело серьезного значения. К тому же, местная администрация стремилась предупредить подачу прошений.

Так, перед приездом на Алтай Е.Н. Волкова в 1913 г. в секретной записке В.П. Михайлова чиновнику особых поручений К.Н. Миротворцеву, занятому подготовкой ревизии, отмечалось, чтобы в ходе её «не было суеты, толкотни, шума и задержки», а лесничие имели «наготове сведения по ходатайствам, которые. предвидят» [11, л. 2об.-3]. Возможно, что подобные распоряжения имели свои результаты, поскольку неизвестно ни одного прошения, поданного ревизорам в 1910-х гг.

Заключительный этап ревизий представлен итоговыми совещаниями, проводившимися в Барнауле. Их журналы и протоколы сохранились только за 1907, 1910 и 1916 гг. Отсутствие подобных документов, относящихся к остальным ревизиям, возможно, связано с тем, что кабинетские руководители прибегали к такому способу завершения осмотров региона только в особых случаях. Ранее мы уже показали, что совещания по итогам ревизий 1907, 1910 и 1916 гг. были важными вехами в выработке экономической политики Кабинета в регионе [5]. Данные заседания также демонстрируют эволюцию форм участия высшего и местного руководства в выработке решений. Так, в 1907 г. основные мероприятия по реформированию лесоохраны были изложены Е.Н. Волковым и конкретизированы особой комиссией управляющих имениями, работавшей во время пребывания ревизора в Барнауле [18, л. 3об., 11об.-22]. Журнал заседания по итогам осмотра 1910 г. зафиксировал роль А.П. Половцева и В.П. Михайлова в предложении дальнейших действий по развитию округа [8, л. 1об.]. Они обсуждались на съезде земельно-лесных чинов округа в октябре 1910 г., итогом работы которого стало создание ряда инструкций и правил, относящихся к лесному хозяйству. В 1916 г. роль местного руководства в итоговых заседаниях носила решающий характер. Высказанные им перспективы развития различных отраслей кабинетского хозяйства были основаны на планомерной деятельности по их разработке. Роль Е.Н. Волкова свелась к критике замеченных им недостатков и высказыванию своего мнения относительно предложений, исходивших от чинов окружной администрации. Подобное изменение ролей наглядно демонстрировало, что контрольный аспект в ревизиях уступал место управлению, являвшемуся неотъемлемой их составляющей.

Итак, в конце XIX - начале XX в. ведомственные ревизии становятся одним из важнейших направлений в региональной деятельности Кабинета. Несмотря на то, что внешняя сторона осмотров, по сравнению с предшествующими периодами, осталась неизменной, ревизии в течение 20 лет проделали значительную внутреннюю эволюцию. Частота их проведения способствовала тому, что они утрачивали чрезвычайный характер и становились особой формой контроля в осуществлении текущей политики Кабинета. Различаясь степенью формальности и территориальным

охватом, осмотры региона тем не менее являлись ме- постепенно эволюционировали в сторону одного из роприятиями с взаимосвязанными и преемственными способов управления регионом, основанного на лич-результатами. Это позволяет утверждать, что ревизии ном контроле высшего руководства.

Библиографический список

1. Обзор деятельности Кабинета Его Императорского Величества за 1906-1915 гг. - Пг., 1916.

2. Жидков Г.П. Кабинетское землевладение (17471917 гг.) / ГП. Жидков. - Новосибирск, 1973.

3. Соболева Т.Н. Реорганизация лесной стражи Алтайского округа в 1907-1911 гг. / Т.Н. Соболева // Актуальные вопросы истории Сибири. Вторые научные чтения памяти проф. А.П. Бородавкина. - Барнаул, 2000.

4. Тяпкин М.О. Охрана лесов Томской губернии во второй трети XIX - начале XX в. / М.О. Тяпкин. - Барнаул, 2006.

5. Афанасьев П.А. Состояние и перспективы развития экономики Алтайского округа в начале XX в. (по материалам кабинетских ревизий) / П.А. Афанасьев // Экономическая

история Сибири XX века : материалы Всероссийской научной конференции. - Барнаул, 2006. - Ч. 1.

6. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 127.

7. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 254.

8. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 4149.

9. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 424.

10. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 3374.

11. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 456.

12. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 454.

13. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 460.

14. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 368.

15. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 457.

16. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 522.

17. ЦХАФ АК. - Ф. 146. - Оп. - 1. Д. 9.

18. ЦХАФ АК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 4093.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.