Научная статья на тему 'Региональный аспект формирования технологического суверенитета (на примере Тульской области)'

Региональный аспект формирования технологического суверенитета (на примере Тульской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологический суверенитет / технологическая политика / критические и сквозные технологии / инженерные школы / кластерная инвестиционная платформа / субъект Российской Федерации / technological sovereignty / technological policy / critical and end-to-end technologies / engineering schools / cluster investment platform / subject of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмухаметов Рим Канифович, Кухтенкова Екатерина Дмитриевна

Россия вступила в этап структурной трансформации, ядром которой является суверенизация экономики. Ключевой вопрос – повышение уровня технологического развития, достижение технологического суверенитета. Важная роль в этом отводится регионам. Рассмотрены задачи и функции региональных органов власти, а также конкретные мероприятия по осуществлению технологической политики на примере Тульской области. Сделаны предложения по совершенствованию работы органов региональной власти по вопросам достижения технологического суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нурмухаметов Рим Канифович, Кухтенкова Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL ASPECT OF THE FORMATION OF TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY (USING THE EXAMPLE OF THE TULA REGION)

Russia has entered a stage of structural transformation, the core of which is the sovereignization of the economy. The key issue is to increase the level of technological development and achieve technological sovereignty. Regions play an important role in this. The tasks and functions of regional authorities, as well as specific measures for the implementation of technological policy on the example of the Tula region, are considered. Proposals have been made to improve the work of regional authorities on issues of achieving technological sovereignty.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект формирования технологического суверенитета (на примере Тульской области)»

Региональный аспект формирования технологического суверенитета (на примере Тульской области)

Нурмухаметов Рим Канифович,

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и учет» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал) E-mail: nurmuhametov@fa.ru

Кухтенкова Екатерина Дмитриевна,

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал) E-mail: katerinka.kukhtenkova@mail.ru

Россия вступила в этап структурной трансформации, ядром которой является суверенизация экономики. Ключевой вопрос -повышение уровня технологического развития, достижение технологического суверенитета. Важная роль в этом отводится регионам. Рассмотрены задачи и функции региональных органов власти, а также конкретные мероприятия по осуществлению технологической политиики на примере Тульской области. Сделаны предложения по совершенствованию работы органов региональной власти по вопросам достижения технологического суверенитета.

Ключевые слова: технологический суверенитет, технологическая политика, критические и сквозные технологии, инженерные школы, кластерная инвестиционная платформа, субъект Российской Федерации.

Введение

Ключевым элементом структурной трансформации экономики России является технологический суверенитет. Значимость этого вопроса нашла отражение в различных законодательных и нормативных актах. Только в 2023 году были приняты следующие документы:

• Постановление Правительства РФ от 22.02.2023 № 295 «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции»;

• «Концепция технологического развития на период до 2030 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р;

• Федеральный закон от 04.08.2023 № 478-ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации»;

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации» от 15.04.2023 № 603.

Кроме того, подготовлен законопроект о технологической политике. Вышеуказанные документы во многом определили сущность и направления технологического развития России на период до 2030 года. Актуальность вопросов достижения технологического суверенитета страны в современных условиях определяется, по нашему мнению, тремя факторами. Во-первых, сложился достаточно высокий уровень зависимости российской экономики от иностранных технологий. Западные санкции, введенные против России в 20222023 годах, в частности, запрет экспорта в Россию полупроводников, телеком-оборудования, электронных компонентов и других важных технологических элементов, привели к усилению опасений по поводу технологической зависимости от других стран и необходимрсти ускоренной разработки собственных технологий и оборудования. Поэтому ставится задача значительно снизить технологическую зависимость, прежде всего, от недружественных стран. Во-вторых, в современных условиях резко возросло значение технологий в развитии экономики. Поэтому необходим переход на новую модель развития экономики с акцентом на технологические инновации. В-третьих, следует иметь ввиду, что страны-лидеры технологической революции будут обладать значительным влиянием в глобальной политике и экономике. Чтобы стать

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

геополитическим игроком, Россия должна иметь собственную глобальную технологическую политику, цифровые, технологические альянсы с дружественными странами.

Важное место в формировании технологического суверенитета отводится региональным органам власти. Задача субъекта РФ состоит в том, чтобы содействовать реализации технологического суверенитета на уровне региона. И здесь возникают вопросы: каковы региональные особенности обеспечения технологического суверенитета? Какие функции будут выполнять при этом субъекты Федерации? Это и будет предметом нашего анализа на примере Тульской области.

Понятие «технологический суверенитет»

В настоящее время в России пока отсутствует законодательное или общепринятое экспертное определение этого понятия. В англоязычной литературе наиболее популярно определение технологического суверенитета, данное Институтом Фраунгофера [1]. В России первая официальная попытка дать такое определение сделана в Концепции технологического развития на период до 2030 года. Однако в обсуждаемом в настоящее время законопроекте о технологической политике уже дана более расширенная трактовка технологического суверенитета, которую мы и приводим в табл. 1.

Таблица 1. Трактовка понятия «технологический суверенитет»

Законопроект «О технологической политике в Российской Федерации» Институт Фраунгофера

Технологический суверенитет -«это суверенитет Российской Федерации, при котором обеспечено наличие под национальным контролем критических технологий, сквозных технологий и собственных линий разработки технологии, жизненного цикла ключевых технических решений, созданы условия для технологического паритета с иностранными государствами, а также самостоятельного производства высокотехнологичной продукции с применением указанных технологий, что позволяет государству и обществу создавать научно-технологические заделы и достигать технологического лидерства» «Технологический суверенитет - это способность государства располагать технологиями, которые считаются критически важными для обеспечения благосостояния и конкурентоспособности, а также возможность самостоятельно разрабатывать их или получать их от экономик других стран без односторонней структурной зависимости»

В определениях, приведенных выше, подчеркивается наличие собственных (национальных) конкурентоспособных критических и сквозных технологий. В тоже время в них нет элементов автаркии. Все понимают, что в условиях бурного Е научно-технического развития ни одна страна в миф ре не может быть лидеров по всем направлениям ~ технологического развития. Поэтому международна ное научно-техническое сотрудничество не отме-,- няется. Импорт зарубежных технологий возможен, ^ но он не должен вести к односторонней зависимо-

сти. Кроме того, в нашем понимании, технологический суверенитет рассматривается не как самоцель, а как средство достижения конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции решения социально-экономических задач и задач в области обеспечения безопасности и обороны государства.

Как видим, цели технологической политики охватывают не только технологический аспект, но и социально-экономический (конкуренция, качество и уровень жизни населения), а также вопросы государственной безопасности. Важным документом, реализующим вопросы технологической трансформации экономики, является вышеназванное постановление Правительства РФ № 603, согласно которому приоритетными проектами являются: а) проекты технологического суверенитета и б) проекты структурной адаптации (табл. 2).

Таблица 2. Проекты технологической трансформации экономики

Проекты технологического суверенитета Проекты структурной адаптации

Приоритетные направления: - отрасли, где уровень локализации производства составляет менее 50%; - 13 отраслевых направлений, которые являются критическими для обеспечения технологического суверенитета; - сквозные технологии; - важнейшие проекты технологического суверенитета, имеющие системное значение для экономики и безопасности Это проекты инфраструктуры: - автомобильные и железнодорожные дороги; - порты; - транспорт (ж/д, авиа, морской)

В результате реализации проектов технологической трансформации экономики к 2030 году Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий. Доля высокотехнологичной продукции в общем объёме потребления должна составить не менее 75%.

Кроме вышеуказанных проектов будут поддерживаться и другие проекты в сфере развития высокотехнологичного производства промышленной продукции и технологического предпринимательства, в том числе региональные программы технологического развития.

Региональный аспект технологического суверенитета

Большое место в достижении технологического суверенитета отводится регионам. Региональный аспект технологического суверенитета - это тема новая, недостаточно еще разработанная. Тем не менее, можно отметить активную роль Института экономики УрО РАН, который в мае 2023 года провел круглый стол «Технологический суверенитет: опыт региональной политики ведущих регионов». На нем обсуждались такие вопросы, как переход от поли-

тики импортозамещения к политике обеспечения технологического суверенитета, оценка вклада регионов в обеспечение технологического суверенитета страны, лучшие региональные практики [2]. Следует указать также и публикации сотрудников этого института по данной теме [3; 4].

Вопросы о полномочиях субъектов РФ впервые были обозначены в Концепции технологического развития на период до 2030 года. К основным функциям субъектов РФ по ускорению технологического развития были отнесены:

• формирование научно-производственных кластеров вокруг ведущих инженерных вузов регионов;

• развертывание необходимой инфраструктуры - индустриальных парков, опытных полигонов, центров трансфера технологий и инжиниринговых услуг;

• финансовая, организационная и иная поддержка малых и средних технологических компаний;

• реализация собственных научно-технологических программ, в том числе на основе гарантированного регионального государственного заказа;

• подготовка инженерных и рабочих кадров.

В законопроекте о технологической политике вопросы о полномочиях различных органов власти и предприятий, разрабатывающих, реализующих и использующих новые технологии были значительно расширены. Впервые были выделены отдельно:

• субъекты, осуществляющие формирование технологической политики страны, в частности, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, и

• лица, осуществляющие деятельность в сфере технологического развития, например, разработчики технологий, покупатели (заказчики) высокотехнологичной продукции и др.

Мы ограничимся анализом только полномочий субъектов Федерации по проведению технологической политики. По нашему мнению, их задачи можно свести к следующему: а) создание и развитие производственной и социальной инфраструктуры, необходимой для технологической трансформации экономики региона; б) создание правовых, экономических и организационных условий для осуществления деятельности в сфере технологического развития; в) подготовка кадров, закрепление научных и инженерных кадров в регионе.

Рассмотрим это на примере Тульской области, в которой проводится разнообразная работа по формированию региональной технологической политики. Так, в регионе были приняты «Стратегия развития науки, технологий и инноваций Тульской области до 2030 года» (Постановление Правительства Тульской области от 27.08.2021 № 539), «План мероприятий, проводимых в Тульской области в рамках Десятилетия науки и технологий» (Распоряжение Правительства Тульской области от 09.09.2022 № 451-р). В «Основных направлениях деятельности Правительства Тульской обла-

сти на период до 2026 года» (Указ Губернатора Тульской области от 19.09.2023 № 81) введены два подраздела: «Технологический суверенитет» и «Кадры для технологического суверенитета». Вклад региона в укрепление технологического суверенитета государства будет достигаться за счет реализации, в частности, следующих ключевых направлений:

• усиление поддержки проектов, имеющих высокую степень готовности и направленных на разработку изделий и технологий в области гражданского и двойного назначения (включая беспилотные летательные аппараты, технологии их обнаружения и противодействия; машиностроение; обеспечение экологической безопасности; создание композиционных материалов);

• реализация мероприятий, предусмотренных программой деятельности НОЦ «ТулаТЕХ», и обеспечение эффективной загрузки новой лабораторной инфраструктуры;

• развитие условий для ведения разработок в области создания новых композиционных материалов и изделий из них в рамках реализации проекта Инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) «Композитная долина». Предполагается, что численности исследователей в Тульской области в возрасте до 39 лет возрастет к 2030 году на 30% по отношению 2020 году, а объем внутренних затрат на научные исследования и разработки - на 12 млрд рублей.

Что уже конкретно делается в Тульской области в плане проведения технологической политики? Во-первых, принято решение о создании в Тульском государственном университете передовой инженерной школы, основная задача которой - создание роботизированных комплексов с использованием технологии искусственного интеллекта. Финансирование данной школы будет осуществляться из федерального бюджета (120,4 млн руб.) и регионального бюджета (30 млн рублей). Кроме того, бизнес вложит в этот проект еще порядка 170 млн рублей. Создание этой школы станет важным элементом подготовки современных инженеров для предприятий Тульской области [5].

Во-вторых, особое внимание уделяется созданию научно-производственного центра беспилотных авиационных систем Тульской области (АНО «НПЦ БАС ТО»). На реализацию данного проекта в 2024-2026 гг. планируется выделить 824 млн рублей из регионального бюджета. Также предполагается привлечение федерального финансирования для оснащения центра необходимым оборудованием [6].

В-третьих, создан научно-образовательный центр мирового уровня НОЦ «ТулаТех», который будет выполнять заказы крупных промышленных предприятий Тульской области. В его состав вошли 11 предприятий и шесть вузов. Научно-образовательный центр «ТулаТех» работает по четырем направлениям: «Оборонтех», «Маштех», «Химтех», «Экобиотех» [7].

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Q. в

В-четвертых, создан центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) машиностроительного профиля на базе ГПОУ ТО «Тульский государственный машиностроительный колледж им. Н. Демидова». В 2024 году планируется создание второго ЦОПП по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» на базе ГПОУ ТО «Донской политехнический колледж».

Отдельно следует сказать о системе региональной финансовой поддержке научной и инновационной деятельности. Так, согласно «Основным направлениям деятельности Правительства Тульской области на период до 2026 года» с 2023 года объем региональных средств, выделяемых на гранты Правительства Тульской области в сфере науки и техники, достиг 20 млн рублей. В частности, выделены гранты на создание новых композиционных материалов (3 проекта на сумму 2,4 млн рублей), на разработки по направлениям НОЦ «ТулаТЕХ» (5 проектов на сумму 7,5 млн рублей), на проекты молодых ученых (8 проектов на сумму 3,2 млн рублей).

С целью развития теоретической и экспериментальной основы для последующего создания инновационной продукции и технологических решений будет оказываться поддержка фундаментальных научных исследований в объеме 9,5 млн рублей в рамках совместных грантов с Российским научным фондом.

Важную роль в финансировании технологических проектов играет Фонд развития промышленности Тульской области. С его помощью предприятия имеют возможность на льготных условиях получать «длинные деньги» на реализацию проектов, направленных на производство конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции с импортозамещающим или экспортным потенциалом. Предприятиям Тульской области доступны десять федеральных, четыре совместные и четыре региональные программы финансирования с объемом финансирования от 5 миллионов до 5 миллиардов рублей с льготными процентными ставками. По итогам 9 месяцев 2023 года одобрение на финансирование получили 20 региональных проектов на сумму более 4,5 миллиардов рублей [8].

Заключение

Успех в реализации технологического суверенитета страны в регионах зависит от самих предприятий и поддержки региональных властей. В Тульской области сформировались все условия, чтобы стать регионом устойчивого экономического, социального и высокотехнологичного развития. Вместе с тем, с целью совершенствования работы органов власти Тульской области, считаем необходимым: • официально назначить ответственного лица за научно-техническое развитие региона на уровне заместителя Председателя Правительства Тульской области, который будет координировать работу всех органов власти

по реализации научного и производственного потенциала региона;

• создать в Министерстве экономического развития Тульской области сектор, специалисты которого бы вели базу данных обо всех предприятиях, осуществляющих технологическую модернизацию, или осуществляющих значимые проекты технологического суверенитета и структурной адаптации непосредственно в регионе;

• организовать на систематической основе межрегиональный обмен практическим опытом по проведению технологический политики в регионах;

• организовать «мониторинг технологической трансформации промышленности» по следующим показателям (табл. 3).

Таблица 3. Показатели технологической трансформации промышленности

1. Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме производства на данном предприятии

2. Доля отечественных машин и оборудования в общем объеме основных средств

3. Доля научно-технических работников (НТР) от всего населения области

4. Доля занятых в высокотехнологичных отраслях промышленности

5. Количество практик технологической трансформации за период мониторинга

6. Доля предприятий, приобретающих новые технологии посредством покупки оборудования, в общем количестве предприятий области

Если проекты технологического суверенитета -это проекты, реализация которых во многом зависит от предприятий и федеральных органов власти, то проекты структурной адаптации, на наш взгляд, в немалой степени зависят от действий региональных органов власти, направленных на создание и модернизацию инфраструктуры. В этом плане, по нашему мнению, возрастает роль Региональной Корпорации развития и поддержки Тульской области, которая является региональным институтом развития.

По большому счету, как нам представляется, субъект Федерации должен разработать отдельный документ о реализации мероприятий по осуществлению единой технологической политики в регионе.

Таким образом, реализация мероприятий по формированию технологического суверенитета требует комплексного подхода и решения множества вопросов со стороны региональных органов власти. Правильная практическая реализация данных вопросов позволит создать благоприятные условия для развития высокотехнологичных отраслей и привлечения инвестиций в регион.

Литература

1. Jakob Edler, Knut Blind, Rainer Frietsch, Simone Kimpeler, Henning Kroll, Christian Lerch, Thom-

as Reiss, Florian Roth, Torben Schubert, Johanna Schuler, Rainer Walz. Technology sovereignty. From demand to concept. Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research (ISI). Karlsruhe, Germany, July 2020. - URL: https://www.isi. fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/publika-tionenAechnology_sovereignty.pdf (дата обращения: 10.01.2024).

2. Технологический суверенитет: опыт региональной политики ведущих регионов». - URL: https://uiec.ru/news-6062023/ (дата обращения: 10.01.2024).

3. Голова И.М. (2022). Научно-технический потенциал регионов как основа технологической независимости РФ // Экономика региона. 2022. Т. 18. № 4. С. 1062-1074.

4. Голова И.М., Суховей А.Ф. Методологические проблемы формирования дифференцированной стратегии инновационного развития регионов РФ// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. № 9 (426). С.1713-1739.

5. Чудакова Анастасия. В Туле начнут создавать боевых роботов на основе искусственного интеллекта. - URL: https://newstula.ru/fn_1417937. html (дата обращения: 10.01.2024).

6. Алексей Дюмин поручил внести проект бюджета в Тульскую областную Думу после корректировки. - URL: https://tularegion.ru/presscenter/ press-release/? ELEMENT_ID=373223 (дата обращения: 10.01.2024).

7. НОЦ «ТулаТех» объединит шесть вузов и крупные предприятия региона - власти. - uRl: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/5768 (дата обращения: 10.01.2024).

8. Фонды развития промышленности увеличили поддержку предприятий ЦФО. - URL: https://rg. ru/2023/10/24/reg-cfo/po-shodnoj-cene.html (дата обращения: 10.01.2024).

THE REGIONAL ASPECT OF THE FORMATION OF TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY (USING THE EXAMPLE OF THE TULA REGION)

Nurmukhametov R.K., Kukhtenkova E.D.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia has entered a stage of structural transformation, the core of which is the sovereignization of the economy. The key issue is to increase the level of technological development and achieve technological sovereignty. Regions play an important role in this. The tasks and functions of regional authorities, as well as specific measures for the implementation of technological policy on the example of the Tula region, are considered. Proposals have been made to improve the work of regional authorities on issues of achieving technological sovereignty.

Keywords: technological sovereignty, technological policy, critical and end-to-end technologies, engineering schools, cluster investment platform, subject of the Russian Federation.

References

1. Jacob Edler, Knut Blind, Rainer Pietsch, Simone Kimpeler, Henning Kroll, Christian Lurch, Thomas Greiss, Florian Roth, Torben Schubert, Johanna Schuler, Rainer Walz. Technology sovereignty. From demand to concept. Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research (ISI). Karlsruhe, Germany, July 2020. - URL: https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/ dokumente/publikationen/technology_sovereignty.pdf (date of reference: 10.01.2024).

2. Technological sovereignty: the experience of the regional policy of the leading regions. - URL: https://uiec.ru/news-6062023/ (date of reference: 10.01.2024).

3. Golova I.M. Scientific and technical potential of the regions as the basis of technological independence of the Russian Federation // The economy of the region. 2022. Vol. 18. No. 4. pp. 1062-1074.

4. Golova I.M., Sukhovey A.F. Methodological problems of the formation of a differentiated strategy for the innovative development of the regions of the Russian Federation// National interests: priorities and security. 2023. vol. 19. No. 9 (426). pp. 1713-1739.

5. Anastasia Chudakova. In Tula, they will begin to create combat robots based on artificial intelligence. - URL: https://newstula. ru/fn_1417937.html (date of reference: 10.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Alexey Dyumin instructed to submit the draft budget to the Tula Regional Duma after adjustments. - URL: https://tularegion. ru/presscenter/press-release/? ELEMENT_ID=373223 (date of reference: 10.01.2024).

7. REC "Tulatech" will unite six universities and large enterprises of the region - the authorities. - URL: https://academia.interfax.ru/ ru/news/articles/5768 (date of reference: 10.01.2024).

8. Industry Development Funds have increased support for Central Federal District enterprises. - URL: https://rg.ru/2023/10/24/reg-cfo/po-shodnoj-cene.html (date of reference: 10.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.