Научная статья на тему 'Региональный АПК как регулируемая экономическая система'

Региональный АПК как регулируемая экономическая система Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элементы агропромышленного комплекса / производства продовольственной продукции / сельскохозяйственные предприятия / elements of agro-industrial complex / food production / agricultural enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Текеева Халимат Эльмурзаевна, Узденова Фатима Магамедовна

В статье рассмотрена экономическая система регионального АПК. Основными системообразующими элементами агропромышленного комплекса являются сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия перерабатывающей и пищевой сферы (мукомольно-крупяные, хлебопекарные, мясо и молокоперерабатывающие, сыродельные и др.), предприятия рыночной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Текеева Халимат Эльмурзаевна, Узденова Фатима Магамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL APC AS A REGULATED ECONOMIC SYSTEM

The article discusses the economic system of the regional agroindustrial complex. The main systemic elements of the agro-industrial complex are agricultural enterprises of various forms of ownership, peasant (farm) farms, enterprises of processing and food sphere (flour-cereal, bakery, meat and milk processing, cheese processing, etc.), enterprises of market infrastructure.

Текст научной работы на тему «Региональный АПК как регулируемая экономическая система»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АПК КАК РЕГУЛИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА

REGIONAL APC AS A REGULATED ECONOMIC SYSTEM

Текеева Халимат Эльмурзаевна, к.э.н., доцент

ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО

СКГА), г.Черкесск

Узденова Фатима Магамедовна

ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Tekeeva Halimat Elmurzayevna, K.E., Associate Professor FSBOU - North Caucasus State Academy (FSBOU - SKGA), Cherssk Uzdenova Fatima Magamedovna

FSBOU - North Caucasus State Academy (FSBOU - SKGA), Cherssk

Аннотация: В статье рассмотрена экономическая система регионального АПК. Основными системообразующими элементами агропромышленного комплекса являются сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия перерабатывающей и пищевой сферы (мукомольно-крупяные, хлебопекарные, мясо и молокоперерабатывающие, сыродельные и др.), предприятия рыночной инфраструктуры.

Annotation: The article discusses the economic system of the regional agro-industrial complex. The main systemic elements of the agro-industrial complex are agricultural enterprises of various forms of ownership, peasant (farm) farms, enterprises of processing and food sphere (flour-cereal, bakery, meat and milk processing, cheese processing, etc.), enterprises of market infrastructure. Ключевые слова: элементы агропромышленного комплекса, производства продовольственной продукции, сельскохозяйственные предприятия

D01:10.24411/2588-0209-2019-10123

Keywords: elements of agro-industrial complex, food production, agricultural enterprises

Обеспеченность страны продуктами питания в решающей мере зависит от состояния продовольственного комплекса. С позиций системного анализа его следует рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, как организационную структуру с взаимодействующими элементами: товаропроизводителями, покупателями, инфраструктурой и государством в лице федеральных и региональных органов власти и управления.

Во-вторых, как регулируемую экономическую систему, поскольку от устойчивости производства продовольственной продукции, управляемости экономическими и организационными процессами зависит, в конечном итоге, достижение главной цели -обеспечение населения продуктами питания отечественного производства в достаточном количестве, ассортименте и качестве.

Основными системообразующими элементами агропромышленного комплекса являются сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия перерабатывающей и пищевой сферы (мукомольно-крупяные, хлебопекарные, мясо и молокоперерабатывающие, сыродельные и др.), предприятия рыночной инфраструктуры.

Организационная структура агропромышленного комплекса региона представляет собой объединение нескольких групп хозяйствующих субъектов (Рисунок 1).

Первую - составляют покупатели, в качестве которых выступают перерабатывающие предприятия, заготовительные организации, осуществляющие операции по закупке, хранению и поставке сельскохозяйственной продукции в федеральный и региональный фонды, оптовые торговые фирмы, предприятия розничной торговли.

Рисунок 1 - Принципиальная схема рыночной структуры регионального агропромышленного комплекса

Другую группу рыночных субъектов образуют производственные предприятия различных форм собственности и хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства и их ассоциации, личные подсобные хозяйства населения.

Третья группа - это рыночная инфраструктура, включающая сеть предприятий высокоорганизованных форм торговли (биржи, оптовые рынки, аукционы, ярмарки), финансово-кредитные учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), организации обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговые, консалтинговые, юридические, снабженческие).

Особая роль принадлежит государству, которое выступает субъектом контроля и регулирования протекающих в продовольственном комплексе страны и регионов экономических процессов (Министерство сельского хозяйства, региональные органы власти и управления, и т.д.).

Следует отметить, что в Российской Федерации агропромышленный комплекс длительное время функционировал в условиях административно- распределительной экономики, которая отличалась иерархической организационной структурой с жестко определенными хозяйственными связями и вертикальной административной подчиненностью сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий вышестоящим организациям. Объемы производства всех видов продовольствия планировались сверху, а для реализации существовал ограниченный выбор каналов, так как государство закупало подавляющую их часть по установленным им самим фиксированным ценам и затем продавало через государственную сеть розничной торговли также по строго фиксированным ценам. Воздействие на хозяйственные процессы осуществлялось преимущественно административными методами или посредством прямых экономических рычагов. С началом реформ и отменой системы обязательных поставок продовольствия государству в стране стал складываться рынок сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время, как показали проведенные исследования, для него в большей степени характерны негативные черты, среди которых основными являются:

- резкое снижение эффективности и объемов производства всех видов сельскохозяйственной продукции (зерна, мяса, молока и др.);

- отсутствие стабильных и взаимовыгодных хозяйственных связей между субъектами рыночных отношений;

- неразвитость рыночной инфраструктуры;

- низкий уровень конкурентности рынка и несовершенство механизма ценообразования;

- недостаточная управляемость рыночными процессами со стороны федеральных и региональных органов государственной власти [4].

Основываясь на системном подходе, характеристику агропромышленного комплекса с позиции его организации следует дополнить оценкой отношений, складывающихся

между хозяйствующими субъектами. Можно выделить четыре основных типа экономических связей между ними. Товаропроизводители различных форм собственности, включая личные хозяйства населения, на основе прямых связей реализуют сельскохозяйственное сырье предприятиям пищевой промышленности, а продовольствие - оптовой и розничной торговле или через собственную торговую сеть и непосредственно на местных рынках. Для другого типа отношений характерно создание

товаропроизводителями предприятий рыночной инфраструктуры: оптовых и мелкооптовых рынков, снабженческо-сбытовых, обслуживающих и других кооперативов. С их помощью не только реализуется произведенная продукция, но и выполняется снабжение хозяйств и предприятий необходимыми средствами производства, оказания разнообразных производственных и научно-технических услуг, хранение и переработка. Крупные партии продовольствия, прежде всего зерна, семян подсолнечника предприятия и ассоциации крестьянских(фермерских) хозяйств реализуют на региональных или межрегиональных специализированных биржах. Отношения товаропроизводителей с государством по вопросам купли-продажи сельскохозяйственной продукции строятся через контрактную систему на открытой конкурсной основе.

Для бесперебойного обеспечения населения страны продовольствием большое значение имеет управляемость процессами, происходящими в агропромышленном комплексе. Действительно, организационной структуре должна соответствовать и адекватная система управления, поскольку без его регулирования, в той или иной мере, не обходится ни одна страна. В этом плане заслуживает внимания опыт США, Канады, стран ЕС, Центральной и Восточной Европы. Мировая практика свидетельствует, что во всех развитых в агропромышленном отношении странах для выполнения функций регулирования аграрной сферы создаются специальные государственные органы. Так, в США существует развитая контрактная система и Товарно-кредитная корпорация, в Канаде - Пшеничный комитет, во Франции- государственное управление по производству и продаже зерна [53]. Для управления аграрным рынком в странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) также имеются государственные структуры, которые по поручению правительства выполняют управленческие функции, разрабатывают нормативно-правовые документы, целевые программы и т.д. Например, в Польше этим занимается Агентство сельскохозяйственного рынка, основными задачами которого являются: анализ состояния рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сбор и обработка необходимой информации, подготовка и предоставление правительству оценок и предложений по рыночной конъюнктуре, регулирование стратегически важного рынка зерна и продуктов его переработки.

Аналогичные органы имеются и в других странах: в Венгрии - Координационный комитет по регулированию аграрного рынка, в Чехии и Словакии - Федеральный фонд рыночного регулирования.

Вопросы функционирования регионального АПК как регулируемой экономической системы, на наш взгляд, должны рассматриваться как часть общей проблемы управляемости агропромышленного комплекса и основываться на концепции аграрной политики и законодательных актах Российской Федерации.

Государственное регулирование должно быть основано на строго соблюдаемых принципах: аграрного протекционизма; сочетания экономических и социальных целей; взаимосвязи индикативности и директивности; программного регулирования;

взаимодополняемости механизмов регулирования; сочетании добровольности и обязательности участия в целевых и продуктовых программах; долевого участия товаропроизводителей в финансировании этих программ; обусловленной гарантированности и целевой поддержки товаропроизводителей^].

Таким образом, не только в условиях переходной, но и сформировавшейся рыночной экономики, агропромышленный комплекс не может быть саморегулирующейся системой. Государство сохраняет за собой достаточно широкий спектр регулирующих функций, основными среди которых являются следующие: регулирование земельных операций и контроль за структурой землепользования; стимулирование концентрации агропромышленного производства, горизонтальной и вертикальной интеграции его с сопряженными отраслями промышленности; контроль за соотношением рыночных цен на средства производства и сельскохозяйственную продукцию, за динамикой издержек производства в сельском хозяйстве, соблюдением установленных государством стандартов качества продукции АПК; фиксацию рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, допускающую колебания их нижнего предела до уровня, установленного законодательством или правительственными постановлениями; выплату дотаций на экспортную продукцию, покрывающих убытки сельских товаропроизводителей в связи с меньшей величиной мировых цен по сравнению с ценами на внутреннем рынке; штрафные санкции за несоблюдение установленных государством стандартов качества продукции, квот на ее производство и реализацию правил землепользования; экономическое стимулирование организации новых фермерских хозяйств, социальное обеспечение и создание нормальных условий жизни для пожилых крестьян; долгосрочное и среднесрочное планирование развития агропромышленного производства и аграрной науки, носящее директивный характер и осуществляемое по схеме «планирование

- программирование - разработка бюджета»; использование квот на сбыт продукции в качестве инструмента планирования и регулирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции; внутригосударственный и внешнеэкономический протекционизм по отношению к сельским товаропроизводителям .

Таковы основные подходы к решению вопросов управления агропромышленным комплексом. Следует согласиться с тем, что государственное регулирование должно иметь программно-целевой характер и представлять собой совокупность правовых, экономических, организационно-административных мер, включая в себя необходимые ресурсы, механизм реализации поставленной цели и аппарат управления, обеспечивающий прямые и обратные связи государства с производителями и потребителями [1].

Такое управление должно обеспечивать выполнение целевой функции агропромышленного комплекса, которая, заключается в обеспечении населения страны основными видами продуктов питания в достаточном количестве, ассортименте и качестве. При этом, с одной стороны, государство должно способствовать обеспечению товаропроизводителям доходности, необходимой для ведения расширенного воспроизводства, не разрушая при этом рыночные механизмы саморегуляции, с другой стороны, осуществлять меры по защите интересов потребителей. Государство обязано обеспечить для большинства населения страны физическую и экономическую доступность основных видов продовольствия в соответствии с научно обоснованными нормами душевого потребления, а промышленности - в сельскохозяйственном сырье.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о целесообразности выделения двух видов регулирования агропромышленного комплекса как экономической системы. Первы й состоит в поддержании соответствия между спросом и предложением, определяющего в конечном итоге равновесные цены на основные товарные группы: хлеб и хлебные продукты, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, рыбу и рыбные продукты, яйца, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, растительное масло, сахар. В этом заключается содержание задачи стабилизации продовольственного обеспечения или оперативного регулирования. При ее выполнении действие регулирующих механизмов должно быть направлено на стимулирование спроса и увеличение предложения, т. е. рост объемов товарных ресурсов соответствующего вида, изменение структуры и ассортимента продуктов питания.

Второй вид предполагает комплексное воздействие на протекающие процессы в соответствии с целевыми или продуктовыми программами на базе средне- и долгосрочного прогнозирования величины и характера изменения спроса на сельскохозяйственную продукцию. Действие регулирующих механизмов должно происходить таким образом, чтобы обеспечить выполнение этой программы, т.е. обеспечить надежное (бесперебойное) обеспечение населения всеми основными видами продовольственных продуктов на уровне научно обоснованных норм потребления в условиях действия тех или иных дестабилизирующих факторов. В этом заключается содержание задачи программного или индикативного регулирования продовольственного обеспечения.

Таким образом, количество элементов агропромышленного комплекса и возникающих между ними хозяйственных и экономических связей достаточно велико, что позволяет характеризовать его как сложную экономическую систему. Функционирование такой системы отличается многообразием протекающих процессов, сложностью и неоднозначностью решаемых задач, разветвленностью структуры, значительными объемами информации, их вероятностным характером связей между хозяйствующими субъектами.

Список использованных источников

1.Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку. Под ред. В.Г. Гусакова, Б. М. Шапиро. Мн.: Армита - Маркетинг - Менеджмент,. 1997. 3. АПК: проблемы и перспективы реформирования. // Агробизнес, № 10, 2002 г.

2. Базылев Н.И., Гурко С.П., Лещиловский П. В. Основы экономической теории и практики. Мн.: БГЭУ, 1996. 320 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.-Новосибирск: Наука, 1992

4. Кочетов В., Пошкус Б. Экономическая политика в зернопродуктовом подкомплексе АПК России// АПК: экономика и управление. -1996. -№10.

5.Курс экономической теории: Учебное пособие. Под ред.А.Н. Тура, М.И. Плотницкого. -Мн.: «Мисанта»,1998 г.

6. Михалев А. Основа продовольственного благополучия страны /А.Михалев //АПК: экономика, управление. - 2005. - №1. - С.4-9.

8р1зок 1зроГгоуаппуИ 1з1:осИп1коу

1.Agropromyshlennyj kompleks v usloviyah perekhoda k rynku. Pod red. V.G. Gusakova, B. M. SHapiro. Mn.: Armita - Marketing - Menedzhment,. 1997. 3. APK: problemy i perspektivy reformirovaniya. // Agrobiznes, № 10, 2002 g.

2. Bazylev N.I., Gurko S.P., Leshchilovskij P. V. Osnovy ekonomicheskoj teorii i praktiki. Mn.: BGEU, 1996. 320 s.

3. Kotler F. Osnovy marketinga: per. s angl./ Obshch. red. i vstup. st. E. M. Pen'kovoj.-Novosibirsk: Nauka, 1992

4. Kochetov V., Poshkus B. Ekonomicheskaya politika v zernoproduktovom podkomplekse APK Rossii// APK: ekonomika i upravlenie. -1996. -№10.

5.Kurs ekonomicheskoj teorii: Uchebnoe posobie. Pod red.A.N. Tura, M.I. Plotnickogo. - Mn.: «Misanta»,1998 g.

6. Mihalev A. Osnova prodovol'stvennogo blagopoluchiya strany /A.Mihalev //APK: ekonomika, upravlenie. - 2005. - №1. - S.4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.