РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
С. Н. ПАВЛОВА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Институт региональной экономики Севера
В современных условиях, когда конкурентоспособность регионов во многом обеспечивается масштабами и эффективностью инновационных процессов, способность предприятий выстраивать и обеспечивать себе патентную чистоту и защиту используемых в производстве технологий становится приоритетной. В настоящее время интеллектуальная собственность является не только средством охраны технологии промышленных предприятий, а относится к общей стратегии бизнеса. Состояние инновационной деятельности в регионах определяется, наряду с экономическими показателями, также и рядом других факторов, без которых сегодня не представляется возможным проводить работу в этой сфере и от которых зависят количественные и качественные характеристики показателей инновационной деятельности. К этим факторам относятся:
• способность хозяйствующих субъектов, занятых научно-технической и производственной деятельностью, приобретать соответствующую патентно-информационную документацию и правильно пользоваться ею для создания конкурентоспособной продукции и технологий;
• наличие квалифицированных кадров патентных поверенных, оценщиков интеллектуальной собственности;
• наличие организаций (информационных центров, региональных патентных бюро, публичных библиотек и т. п.), располагающих необходимыми патентно-информационными фондами для оказания услуг заинтересованным лицам и организациям. Основополагающими элементами региональной системы охраны интеллектуальной собственности являются:
• формирование региональной патентно-информационной сети как источника наиболее
значимых (для защиты интеллектуальной собственности) сведений о новейших достижениях науки и техники; • сохранение и расширение кадрового потенциала патентоведов, в том числе патентоведов высшей квалификации (патентных поверенных). Эти элементы системы взаимно влияют друг на друга (только наличие кадров, способных эффективно эксплуатировать патентно-информационную сеть, позволит обеспечить ее окупаемость; при этом востребованность услуг сети тем выше, чем выше квалификация патентоведов в регионе и шире спектр оказываемых ими услуг).
Рассматривая способы повышения эффективности реализации инноваций, следует отметить необходимость возрождения патентных служб или патентно-лицензионных подразделений и наделения их новыми функциями и задачами. По мнению многих специалистов, одной из причин снижения в 10—12 раз уровня изобретательской активности в России по сравнению с СССР стало разрушение системы по поддержке научного и технического творчества. Главным фактором при этом явилась ликвидация информационных и патентно-лицензионных служб, функционировавших в исследовательских организациях и на промышленных предприятиях. В результате такой вынужденной меры на начальном этапе развития новых условий хозяйствования и произошел разрыв связей между научным и производственным секторами экономики.
На территории Дальневосточного федерального округа также остро проявляется проблема патентно-информационного вакуума. Дальневосточный регион более чем в 20 раз уступает Центральному округу по числу полученных за последние пять лет патентов. К примеру, число заявок на изобретения в 2007 г., по данным Роспатента, составило 518, или
Таблица 1
Подача заявок на изобретения за 1997—2007 гг. по Дальневосточному федеральному округу (по данным Роспатента)
Регион 1997 1998 1999 2000 2001 2005 2006 2007
Амурская область 27 59 66 71 1 96 97 98
Приморский край 104 143 157 177 164 154 159 167
Республика Саха (Якутия) 93 46 49 61 62 75 55 75
Хабаровский край 146 222 252 362 277 145 211 152
Сахалинская область 15 5 3 6 3 7 4 7
Всего за период с учетом всех регионов 146 222 252 362 277 494 542 518
1,9 %, от общего числа заявок, поданных российскими заявителями.
Показатели изобретательской активности в округе определяют в основном два региона из десяти — Хабаровский и Приморский края, в которых в 2007 г. подано 61,6 % заявок на изобретения, 78,6 % — на товарные знаки и 84,5 % — на полезные модели (табл. 1 и 2). Фактически не ведется работа по охране объектов интеллектуальной собственности в Еврейской автономной области, Корякском и Чукотском автономных округах.
Сегодня патентно-лицензионные службы (там, где они есть) осуществляют деятельность не только по охране и защите, но и по управлению интеллектуальной собственностью с целью повышения доходности бизнеса. Специалисты именно этого подразделения создают реальные возможности использования новых технологий в качестве объектов интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте. В соответствии с принятой стратегией они во многом координируют процессы создания или приобретения новых технологий, оптимизируют расходы по коммерциализации инноваций, подготавливают и обеспечивают заключение лицензионных договоров. Иначе говоря, обеспечивают формирование инновационной активности и укрепление инновационного потенциала предприятий.
Кадровая составляющая работы по обеспечению эффективности патентно-лицензионной работы на территории Дальневосточного региона
находится в критическом положении: средний возраст работников патентных служб порядка 50 лет, патентных поверенных имеют только патентные службы Хабаровского и Приморского краев, сертифицированных оценщиков интеллектуальной собственности вообще нет. При этом обеспечение возможности решения этой проблемы сдерживается удаленностью региона от центра, поскольку сами по себе достаточно высокие расценки за обучение (для патентоведов-дальневосточников) по названным направлениям удваиваются за счет транспортных тарифов и командировочных расходов, тем более что процесс обучения, как минимум, двухэтапный, с большими интервалами между этапами. Возможно, что решением проблемы стало бы соответствующее соглашение Министерства образования и науки РФ с руководством Российского института интеллектуальной собственности (РИИС) о проведении выездных учебных мероприятий непосредственно в регионе.
Еще совсем недавно предложения зарубежных фирм о сотрудничестве в области науки и техники вызывали у отечественных предпринимателей и изобретателей исключительно радужные надежды. Но прошло время, и жизнь показала, что обольщаться не стоит: устремляясь на российский рынок, зарубежные партнеры преследуют, прежде всего, свои интересы. В этих условиях отсутствие продуманного подхода, учитывающего российские и региональные интересы, чревато большими по-
Таблица 2
Подача заявок на товарные знаки за 1997—2007 гг. по Дальневосточному федеральному округу (по данным Роспатента)
Регион Год
1997 1998 1999 2000 2001 2005 2006 2007
Амурская область 10 8 22 122 34 18 26 39
Камчатская область 11 12 19 15 4 7 12 8
Магаданская область 10 14 1 12 19 0 1 2
Приморский край 206 165 184 207 230 214 223 219
Республика Саха (Якутия) 10 14 5 8 14 15 16 21
Хабаровский край 38 42 57 68 89 82 117 111
Сахалинская область 14 16 16 7 6 13 26 18
терями для отечественной промышленности и научно-исследовательских структур. Именно по этой причине проблемы повышения качества защиты интеллектуальной собственности, создаваемой и реализуемой на территории региона, необходимо относить к разряду первостепенных.
Поскольку патентно-лицензионные службы призваны осуществлять в основном нормативно-правовое обеспечение стратегии инновационного развития, на промышленных предприятиях предлагаются две модели организации патентно-информационной системы: централизованная, когда патентно-информационный массив организуется на базе одного предприятия, и децентрализованная, когда массив формируется несколькими участниками (несколькими организациями). Каждая из них формирует свой сегмент патентно-информационного массива, при этом компьютеры организаций-участников снабжены факс-модемами и связаны друг с другом. При ограниченности финансовых ресурсов предпочтительнее децентрализованная модель, когда один из участников выполняет роль координатора всей работы массива и связующего звена между патентно-информационной системой и внешней средой (базами данных, потребителями).
В целом же задача повышения эффективности защиты объектов интеллектуальной собственности является комплексной, и ее решение, помимо создания самой системы защиты, требует стимулирования изобретательской активности предприятий и предпринимателей. В Дальневосточном округе уже предприняты определенные шаги (к примеру, создан филиал Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере), но пока работа в этом направлении не имеет системного характера.
По нашему мнению, для активизации деятельности в области защиты интеллектуальной собственности в регионе необходимо, во-первых: • формирование патентно-правовой среды,
включающей подготовку группы патентоведов
по программам патентных поверенных и оценщиков интеллектуальной собственности;
• формирование на базе вузов и НИИ информационной системы, способной обеспечить автоматизированный патентно-информационный поиск в объеме, достаточном для проведения проверки на патентную чистоту;
• формирование межведомственного центра патентной экспертизы инновационных проектов и технических разработок;
• создание учебно-консультационного центра, обеспечивающего просвещение широкого круга предпринимателей по вопросам интеллектуальной собственности;
• создание на базе вузов и НИИ (с задействованием подготовленных кадров патентных поверенных) виртуального центра патентно-лицензионных услуг;
• принятие регионального закона по промышленной собственности, регламентирующего ее экономические аспекты, с обязательной проработкой механизма, регулирующего рационализаторские предложения. Во-вторых, необходимо стимулирование изобретательской и новаторской деятельности путем проведения конкурсов изобретений по актуальным для региона вопросам, проведения конкурсов грантов для изобретателей (по типу конкурса персональных грантов для ученых), введения в практику работы ежегодного поощрения изобретателей и патентоведов региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БекетовН.В., Павлова С.Н. Оценка экономической эффективности инноваций и состояния охраны интеллектуальной собственности в Республике Саха (Якутия). — М.: ИНИОН РАН. 2003. — 125 с.
2. Бекетов Н. В., Павлова С. Н. Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленных предприятий. — М.: ИНИОН РАН. 2005. — 212 с.
РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СЕВЕРЕ
Г. П. КУЛАКОВСКИЙ, кандидат экономических наук, заведующий сектором Институт региональной экономики Севера
«Мы не решим проблему загрязнений окружающей среды, пока не победим бедность», — эти слова губернатора Аляски У. Дж. Хикла (1992 г.) актуальны и сегодня [3, с. 18]. Нижнеколымский район Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — является модельной территорией международного проекта «ЭКОРА» и имеет схожие с Аляской природно-климатические условия. «ЭКОРА» — экологический проект под патронажем Министерства природных ресурсов РФ, Глобального экологического фонда, Программы ООН по окружающей среде и Академии Северного Форума. Нижнеколымский район расположен на северо-востоке республики, его площадь вместе с архипелагом Медвежьи острова составляет 87,1 тыс. км2, в нем проживают 5 359 чел., в том числе коренные малочисленные народы Севера (МНС) — эвены, эвенки, юкагиры и чукчи (более 2 000 чел.) Район граничит с Чукотским национальным округом и Магаданской областью.
Автор статьи как эксперт по подпрограмме «Содействие развитию альтернативных способов хозяйствования» проекта «ЭКОРА» курирует направление проекта по поискам выхода из экономической стагнации коренного населения Севера [4]. Цель работы заключается в активизации творческого потенциала жителей территории для включения в созидающие процессы. Бесспорно, что полноправные и экономически обеспеченные члены сообщества будут готовы и к поддержанию здоровой экологии окружающей среды.
Что такое развитие малого бизнеса в развитых странах? Это когда предприниматели получают реальную помощь от государства и не рискуют стать объектом преследования со стороны фискальных органов. Что такое поддержка малого бизнеса в России? В большинстве своем — слова и разговоры. В июле 2007 г. вышел Федеральный закон № 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который фактически
не действует, так как нет федеральных и региональных нормативных актов по его функционированию. В Якутии предприниматели с нетерпением ждут выполнения обещаний правительства республики улучшить функции республиканского Фонда поддержки предпринимательства. Предполагается также создание Фонда производственных помещений, который на льготных условиях предоставлял бы в аренду предпринимателям неиспользуемое государственное и муниципальное имущество.
Малое предпринимательство на Севере как институциональный сектор экономики несет в себе важные функции: социальные, являясь основным источником роста занятости населения региона; экономические, создавая конкурентную среду. Малый бизнес придает мобильность экономической системе, адаптируя к кризисам и спадам; способствует развитию и внедрению новых инновационных технологий. В целом, малое предпринимательство повышает эффективность функционирования экономики.
Исследования автора на Севере Якутии показывают, что в период экономического кризиса в слаборазвитых районах велика роль именно социальной (стабилизирующей) функции малого предпринимательства. Специфика развития малого бизнеса на Севере и Дальнем Востоке такова, что он редко выходит за пределы конкретного муниципального образования, обширного, но малонаселенного. До недавнего времени чиновники интересовались структурой предпринимательства на подведомственной территории лишь изредка. Но летом 2008 г. прошла встреча в Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я) с главами муниципальных образований. На ней были достигнуты договоренности о совместной деятельности по развитию малого предпринимательства, о методологической и финансовой поддержке предпринимательства (см. таблицу).
Финансирование предпринимательства в РС (Я) на 2008—2011 гг. (прогноз)
Год Всего В том числе по источникам
Федеральный бюджет (тыс. руб.) Бюджет РС (Я) (тыс. руб.) Прочие источники (тыс. руб.)
2008 166 485 3 500 46 785 115 000
2009 369 600 74 000 122 960 171 200
2010 103 510 5 000 62 190 34 600
2011 113 590 5 500 67 730 38 300
Источник: Государственная целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007—2011 годы».
Формально за развитие малого бизнеса отвечают муниципальные власти, затраты на его поддержку также должны быть предусмотрены в местных бюджетах. Но наш опыт и наблюдения подсказывают, что нынешний уровень квалификации и мотивации управленцев на местах не позволит успешно продвигать малый бизнес, особенно в отдаленных селах Крайнего Севера. Целесообразно использовать территориальный подход в формировании и регулировании системы малого предпринимательства (в противовес отраслевому). Именно в сфере территориальных комплексов района, в селениях и общинах появляется возможность более рационального сочетания территориальных социально-экономических интересов с интересами аграрного капитала, с интересами национальных кочевых общин.
Малое предпринимательство функционирует во многих отраслях экономики республики, однако обоснование экономической эффективности малых форм предприятий по отраслям не являлось до настоящего времени предметом исследования ни в масштабе региона, ни в аспекте сельской среды. Поэтому в семинарах по организации малого бизнеса в арктических территориях нами была предпринята оценка его места и роли на селе в условиях перехода на новый путь развития. Это подразумевает смену технологических укладов, использование информационных и телекоммуникационных технологий, инноваций в области медицины, использование новых материалов и заботу об охране окружающей среды. В главную задачу входит придание устойчивости хозяйствующим субъектам в местах проживания коренного населения малочисленных народов Севера.
Развитие малого бизнеса в Нижнеколымском районе в целом и в отдельных отраслевых комплексах (оленеводческом, охотничьем, рыбодо-бывающем и пр.) не должно рассматриваться как самоцель. Одна из задач — создание условий для здоровых конкурентных отношений между предпринимателями. При определении направлений
деятельности для развития малого предпринимательства на арктической территории нужно придерживаться трех критериев: приоритетность отрасли (например, переработка продукции оленеводства); учет места и роли малых фирм в развитии региона; развитие конкретных направлений малых форм предпринимательства (рис. 1).
Коренное население из МНС занимается оленеводством, рыболовством, охотой. В районе, кроме 3 кочевых родовых общин, есть 8 мелких крестьянских хозяйств, 250 семей имеют свое подсобное хозяйство. Среди социально-экономических проблем — отсутствие рынка сбыта продукции, коммуникаций, недостаток транспортных средств, низкий уровень заработной платы, низкий уровень квалификации кадров оленеводов и медицинских работников. Промышленность представлена двумя отраслями — золотодобывающей и пищевой. На территории района расположено 17 месторождений золота, на них занято несколько артелей. Пищевую отрасль представляет государственное предприятие «Черский хлебозавод», в настоящее время испытывающий производственные и финансовые трудности [1, с. 5—15].
Традиционной основной отраслью северного природопользования является оленеводство (рис. 2). В настоящее время оленеводством
□ Промы тленность
□ Сельское хозяйство
□ Связь ПТорговля
1°
□ Транспорт □ЖКХ
Рис. 1. Отраслевая структура экономики Нижнеколымского района (по данным автора, собранным на предприятиях и обработанным совместно с экономическим управлением района)
] Поголовье оленей на
модельной территории □ Поголовье оленей по РС(Я)
Год
20°6 | И*, 2 , 2
2005 Г~>14,Я -И44, 5
2004 | И6,2 ияяя
200^Г~>15,4 -434 9
2002 | И5,3 -44»»
2001 р=Н» и_56 ,
2000 Г"*13 И65 1
Численность оленей , тыс.
Рис. 2. Поголовье оленей в Нижнеколымском районе и республике
в улусе занимаются 3 кочевые родовые общины (КРО): КРО «Нутенли» (1 946 оленей), ПК ЮЭРО «Чайла» (2 390 оленей) и ПК КРО «Турваургин» (6 854 оленя), а также подсобное хозяйство колледжа Народов Севера — 500 оленей. Поголовье общественных оленей содержат в 12 стадах. Всего в оленеводстве в настоящее время работает 161 чел. В частном владении находятся 3 500 оленей.
Среди причин кризисного положения оленеводства на модельной территории нужно отметить высокую себестоимость оленины из-за многократного роста тарифов на услуги вертолетного, автомобильного и речного транспорта, а также на топливо. Не хватает пастбищ, нарушена структура поголовья, высоки потери тугутов (оленят) при рождении. Отрасль слабо снабжена необходимой техникой (снегоходами, лодочными моторами, современными радиостанциями и др.), аккумуляторами, горюче-смазочными материалами, медикаментами, медицинским и ветеринарным обслуживанием и оборудованием, прежде всего переносным — для использования его в полевых условиях.
Но оленеводческие кочевые родовые общины ищут пути выхода из ситуации — возрождаются подзабытые ремесла, поддерживается желание молодого поколения заняться оленеводством. Студенты колледжа Народов Севера (пос. Черский) проходят практику в оленьих стадах КРО района, за молодыми оленеводами закрепляются наставники.
Другие традиционные отрасли северного природопользования — охотничий промысел и рыболовство, находятся в кризисном состоянии из-за отсутствия рынка сбыта продукции. Переработка ее невозможна из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны государства и бизнес-сообщества. И тем, и другим невыгодно вкладывать средства в эту отрасль, так как транспортные, топливно-энергетические и прочие издержки постоянно растут. Малый бизнес в этой сфере приобрел характер домашнего бизнеса: рыбные и мясные продукты, одежда и
обувь, прочие домашние изделия и продукты служат финансовым эквивалентом при бартерных расчетах.
Очевидны проблемы в социальной сфере: например, неполное оснащение участковых больниц современным оборудованием, в том числе техникой новых поколений, компактных, мобильных, которое сказывается на большом числе заболеваний, особенно опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем. Есть платные услуги, которые производятся официально зарегистрированными предприятиями и организациями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и незарегистрированными организациями с неформальной занятостью.
Всего в Нижнеколымском районе работает 101 индивидуальный предприниматель, из них 51 занимается торговлей, 8 ведут крестьянские хозяйства, 27 оказывают транспортные, 15 — иные платные услуги. Оплата подобных услуг чаще всего носит бартерный характер — обмен рыбой, мясом, топливом либо встречными услугами. Программа проведенных мною семинаров была адаптирована к конкретной социально-экономической ситуации. Она была основана на следующих факторах: отсутствие действующего экономического блока управления в администрации района; отсутствие предпринимательского сообщества, ответственного за координацию данной сферы деятельности; социальная инертность экономически жизнеспособного населения. Спецификой проведения семинаров по проекту «ЭКОРА» стало и отсутствие в отечественной литературе разработок по сельскому бизнесу. В массе публикаций преобладает переводная рафинированная литература по бизнесу, совершенно не подходящая к данной среде. В литературе освещается больше «городской» бизнес, когда рядом с начинающим предпринимателем существует инфраструктура бизнеса: потребители и поставщики, партнеры и материальная база. А предпринимателю из с. Андрюшкино до ближнего банка 500 км, до Фонда поддержки предпринимательства — два часовых пояса, 4,5 часа полета с билетом стоимостью около 20 тыс. руб. (осень 2008 г.).
Работа в Нижнеколымском районе обнаружила еще один аспект создания сельского бизнеса, можно назвать его «домашним». Он отличается от домашнего бизнеса в городе, у него есть своя специфика и свои направления. Так, имея небольшую заработную