36
ЗНиСО апрель №4 (ÎOE)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 17 ЛЕТ
Н.А. Меркулова, Т.М. Бутаев, А.Р. Кусова, Л.В. Гиголаева
REGIONAL STANDARD OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 7-17 YEARS OLD
N.-А Merkulova, Т.М. Butaev, AR. Kusova, L.V. Gigolaeva
Управление Роспотребнадзора по РСО — Алания, ГОУ ВПО «Северо-Осетинская медицинская академия» Росздрава.
Проведенный анализ данных диспансеризации детей по Республике Северная Осетия — Алания за последние 5—10 лет выявил, что имеются отклонения в развитии детей и подростков республики и г. Владикавказа. Оценка физического развития детей по региональным стандартам считается наиболее отвечающей основной задаче практического здравоохранения — выявлению отклонений в развитии детей и подростков. С этой целью были разработаны региональные стандарты физического развития детей и подростков, которые были изданы отдельным методическим пособием для студентов педиатрического факультета, практических врачей и специалистов Роспотребнадзора.
Examination of the data concerning health survey of children in the Republic of North Ossetia — Alania during recent 5—10 years revealed that there exist deviations in development of children and teenagers in the Republic and in the city of Vladikavkaz. Assessment of children's physical development is considered to be one of the main tasks of practical public health — revelation of deviations in the development of children and teenagers. For this purpose regional standards of physical development of children and teenagers were elaborated and published as separate methodological instructions for students of pediatric department, medical practitioners and Rospotrebnadzor's specialists.
Изменение характера влияния факторов среды обитания на состояние здоровья подрастающего поколения, обусловленное рядом негативных социально-экономических и экологических факторов, требует проведения специальных комплексных социально-гигиенических исследований на региональном уровне.
Оценка физического развития детей по региональным стандартам считается наиболее отвечающей основной задаче практического здравоохранения — выявлению отклонений в развитии детей и подростков, установлению и устранению причины этих отклонений, разработке своевременной системы мер оздоровления и коррекции. Однако для решения этой задачи необходимы оценочные таблицы, отвечающие следующим критериям: репрезентативность — отражать региональные особенности, быть численно насыщенными; релевантность — использоваться для характеристики той популяции, для которой разработаны; обновляться каждые 10 лет.
Унифицированный (стандартизированный) подход дает возможность оценить показатели роста и развития каждого ребенка, а при суммировании данных — провести оценку
физического развития детей отдельных коллективов, выделить детей, имеющих отклонения в физическом развитии и наметить пути их оздоровления.
Динамика показателей здоровья детей и подростков, в том числе физического развития, может являться основным критерием качества и эффективности работы детских поликлиник, медицинского персонала образовательных учреждений, а также деятельности Роспотребнадзора. Сравнительный анализ статистических данных, полученных в разные годы, позволит установить сдвиги в физическом развитии подрастающего поколения во временном и возрастном аспектах, своевременно прогнозировать изменения в их росте и развитии.
Региональные стандарты для оценки физического развития детей и подростков г. Владикавказа разработаны на основе статистической обработки результатов антропометрических исследований (всего около 7000 мальчиков и девочек в возрасте 7—17 лет). Из разработки были исключены дети, имеющие хронические заболевания, деформации скелета и др. Интенсивные миграционные процессы, большое число межэтнических браков
апрель №4 (ж)
37
на территории г. Владикавказа нивелировали различия в основных антропометрических показателях у детей и подростков разных национальностей, поэтому разработанные стандарты составлены без учета данного признака.
Выявлено, что 60% учащихся общеобразовательных учреждений г. Владикавказа имеют дисгармоничное развитие разной степени. Постоянно увеличивается число детей и подростков в республике, в том числе и в г. Владикавказе, с низким ростом и дефицитом массы тела. Отмечается снижение уровня большинства морфофункциональных показателей, чаще носящих множественный характер, погодовых прибавок в росте, уменьшение окружностей тела. Все эти данные свидетельствуют об изменениях в тенденциях физического развития детей и подростков. Для разработки комплексных профилактических программ, необходимо установить причины этих отклонений, оценить воздействие таких средовых факторов, как двигательная активность, питание и антропогенное загрязнение окружающей среды.
Этапы оценки физического развития детей и подростков представлены в разработанных методических указаниях с табличными данными.
Характеристика растущего организма основывается на возрастных особенностях, поэтому при его оценке существенное значение имеет определение точного возраста ребенка на момент обследования.
После измерения антропометрических показателей по общепринятой методике и установления точного возраста ребенка на момент обследования, оцениваются показатели физического развития по разработанным таблицам.
Были определены группы физического развития:
I группа — нормальное физическое развитие при любом росте, кроме низкого;
масса тела от М - 1yR до +1yR (либо до +2yR за счет интенсивного развития мускулатуры);
II группа — отклонения физического развития за счет:
— дефицита массы тела 1-ой степени от М - 1aR до М - 2aR (ухудшенное физическое развитие);
— 2-ой степени от М - 2aR и ниже (плохое физическое развитие);
— избытка массы тела:
— 1-ой степени от М + 1aR до М + 2aR (ухудшенное физическое развитие);
— 2-ой степени от М + 2aR и выше (плохое физическое развитие);
III группа — низкий рост.
М - 2у и ниже;
Границы группировок тела определены с помощью статистической величины — сигма (у). Всего 5 градаций роста от низкого (М - 2у и ниже), до высокого (от М+ 2у и выше).
Сведения, полученные при оценке физического развития детского коллектива, после каждого обследования детей вносятся в сводную таблицу. По сводным таблицам определяется степень физического развития обследуемого контингента, что позволяет планировать мероприятия для оздоровительных программ конкретно для данного коллектива детей. Это также позволяет наблюдать в динамике изменения в физическом развитии детей и оценивать действенность оздоровительных программ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ставицкая А.С., Арон Д.И., 1959г., М, «Методика измерений антропометрических показателей».
2. Марченко Б.И., изд. «Сфинкс», «Здоровье на популяционном уровне: статистические методы исследования».