Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурашитов А. Ж.

В статье проанализированы условия сбалансированного регионального развития, представлены теоретико-методические аспекты, обеспечивающие единство экономической политики в разрезе целей, инструментов их достижения и эффективности результатов, выявлены предпосылки усиления программ импортозамещения, направленные на обеспечение независимости и суверенитета государства, экономической безопасности, обоснована необходимость реализации комплекса приоритетных задач по развитию инфраструктуры, обеспечению социальной сферы и стабильной экономической деятельности региона, конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, роста трудового потенциала населения, поддерживаемого на основе федеральных региональных и местных программ социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдурашитов А. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS AND FUNDAMENTAL CONDITIONS FOR BALANCED DEVELOPMENT IN THE PERIOD OF SANCTIONS IMPACT

Article analyzes the conditions for balanced regional development; presents theoretical and methodological aspects that ensure the unity of economic policy in context of objectives, tools for their achievement and effectiveness of results; identifies the prerequisites for strengthening import substitution programs aimed at ensuring the independence and sovereignty of state, economic security; need to implement a set of priority tasks for development of infrastructure, social sphere and stable economic activity of region, competitiveness of Russian economy in world market, growth of labor potential of population, supported on basis of federal regional and local programs of socio-economic development.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

DOI 10.54220/v.rsue.1991-0533.2023.80.4.012

А. Ж. Абдурашитов

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация

В статье проанализированы условия сбалансированного регионального развития, представлены теоретико-методические аспекты, обеспечивающие единство экономической политики в разрезе целей, инструментов их достижения и эффективности результатов, выявлены предпосылки усиления программ импортозамещения, направленные на обеспечение независимости и суверенитета государства, экономической безопасности, обоснована необходимость реализации комплекса приоритетных задач по развитию инфраструктуры, обеспечению социальной сферы и стабильной экономической деятельности региона, конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, роста трудового потенциала населения, поддерживаемого на основе федеральных региональных и местных программ социально-экономического развития.

Ключевые слова

Региональная экономика, сбалансированное развитие, сельское хозяйство, импорто-замещение.

A. Zh. Abdurashitov

REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS AND FUNDAMENTAL CONDITIONS FOR BALANCED DEVELOPMENT IN THE PERIOD OF SANCTIONS IMPACT

Annotation

Article analyzes the conditions for balanced regional development; presents theoretical and methodological aspects that ensure the unity of economic policy in context of objectives, tools for their achievement and effectiveness of results; identifies the prerequisites for strengthening import substitution programs aimed at ensuring the independence and sovereignty of state, economic security; need to implement a set of priority tasks for development of infrastructure, social sphere and stable economic activity of region, competitiveness of Russian economy in world market, growth of labor potential of population, supported on basis of federal regional and local programs of socio-economic development.

Keywords

Regional economy, balanced development, agriculture, import substitution.

Введение

Экономическое развитие регионов России, ориентированное на устойчивость отраслей и всего хозяйственного комплекса в целом, обеспечивающее удовлетворение потребностей регио-

нальных и локальных рынков в соответствии с постулатами единства экономического пространства региональной экономики, за последние десятилетия все более соответствует догмам и правилам стабильного роста.

Теоретико-методические аспекты, обеспечивающие единство экономической политики в разрезе целей, инструментов их достижения и эффективности результатов выполняются в соответствии с государственной политикой регионального развития. В основе данной политики лежат принципы, стимулирующие устойчивый рост отраслей специализации, социально-экономическое благополучие граждан, развития фундаментальных отраслей экономики. Данные принципы можно представить как принципы, обеспечивающие единство территориального пространства Российской Федерации, базирующиеся на:

- комплексности правового и социально экономического нормативного законодательства;

- обеспечении баланса нужд и благосостояния населения, социально-экономических интересов граждан, наряду с ускоренным ростом экономических систем и производственных возможностей регионального развития;

- оптимизации и государственной поддержке, основанной на конституции Российской Федерации и основополагающих законах прав субъектов и местного самоуправления, балансе государственного участия и управления в корреляции с возможностями самоуправления;

- соблюдении принципов субсиди-арности в отношении государственного федерального и муниципального управления, основанном на разграничении полномочий соответствующего уровня;

- симбиозе дифференцированного подхода и обеспечения социально-экономических нужд регионов Российской Федерации.

- выходе на новые рынки, международном сотрудничестве и росте конкурентоспособности хозяйственных комплексов российских регионов.

В рамках статьи более подробно следует остановиться на характеристиках социально-экономического развития юга России. В феврале 2022 г. экономическая ситуация скорректировалась во всем мире в очередной раз. Вынужденные меры

по защите российских граждан привели к необходимости отстаивать свои экономические интересы, корректировать траектории развития экономики в отношении усиления программ импортозамеще-ния, направленные на обеспечение независимости и суверенитета государства, экономической безопасности.

Материалы и методы

Обладая ярко выраженной сельскохозяйственной специализацией, Южный федеральный округ за последние годы существенно улучшил позиции относительно аграрного производства. Меры федерального значения, направленные на поддержку отечественных российских сельхозпроизводителей, усиленные еще в 2014 г. вместе со стартом программ им-портозамещения, сегодня в полной мере показывают переориентацию на высокий уровень самообеспечения.

В 2022 г. ситуация вновь скорректи-ровалась, и сформировалась направленность на замену импортных комплектующих, обеспечивающих бесперебойное функционирование технологических процессов в агропромышленном комплексе. Следует отметить, что развитие региональной логистики существенно улучшает ситуацию в агропромышленном комплексе Южного федерального округа.

Рост туристического потока, связанный с переориентацией направления отдыха на российские территории, необходимо результативно обслуживать, возможности для чего на территории юга России можно высоко охарактеризовать. В классическом понимании эффективность региональной экономической политики округа можно представить как показатель, демонстрирующий достаточно высокий уровень. В Ростовской области, Астраханской области и Краснодарском крае за последний год можно констатировать показатели увеличения заработной платы работников. Наряду с этим растут запросы организации и предприятий в привлечении высококвалифицированных кадров. По некоторым показателям можно констатировать рост

заработной платы на 10 и более процентов. Также, по официальным данным социально-экономического развития Южного федерального округа, можно отметить замедление уровня снижения реальных денежных доходов населения.

За последние годы решены многие региональные проблемы отраслевого развития хозяйственного комплекса исследуемого региона. Региональная экономическая политика, направленная на поддержание устойчивого курса импортозамеще-ния, дает результативные плоды, экономическое развитие хозяйства инициирует рост социальной обеспеченности населения, в связи с чем можно прогнозировать устойчивые перспективы сбалансированного социально-экономического развития юга России на долгосрочную перспективу.

Результаты

Для поддержания курса на устойчивую реализацию программы импортоза-мещения в социально-экономическом развитии региона, необходимо реализовать комплекс приоритетных задач, среди которых можно перечислить следующие:

Во-первых, развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальную сферу и экономическую деятельность региона. Данная функциональная активность основана на исследовании комплексной экономической специализации регионов. В рамках аналитического консалтинга выделяется ряд приоритетных направлений, обладающих существенными конкурентными преимуществами для развития экономики макрорегионов, регионов и муниципальных образований. Данный анализ предусматривает корректировку траектории стратегического развития на основе межсистемного взаимодействия экономики и социальной сферы с привлечением федеральных инвестиций и соответственным государственным контролем инфраструктурных изменений. Приоритетными направлениями является развитие инфраструктуры социального характера, но при этом неизбежен акцент на экономическую составляющую и обеспечение каналов товародвижения.

Обсуждение

Опережающее развитие территорий, основанное на возможностях при-родно-ресурсного и территориального характера основано на наиболее важных геополитических возможностях. Оценка и прогнозирование траектории ускоренного роста и стабильного развития инфраструктурной возможности рассчитана на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Если удается реализовать данные объемные процессные преобразования ранее, то прогресс регионального развития станет еще более значителен.

Вторым по значимости, но не менее приоритетным принципом развития является, на наш взгляд, геополитическая ситуация, связанная с конкурентоспособностью российской экономики на мировом рынке. В границах федеральных округов реализуются программы развития макрорегионов, обеспечиваемые и контролируемые не только в рамках местного самоуправления, но и на федеральном уровне. Обеспечение единства экономического пространства, социальных и экономических интересов, управленческой и координационной деятельности федеральных, региональных и местных органов власти направлено на сглаживание диспропорций в национальной экономике.

Роль каждого региона в сбалансированности развития значима и многогранна, но при этом необходимо выделение наиболее перспективных для развития отраслей хозяйственного комплекса территориальных образований. Рост реализации инновационных проектов, индустриальных и технологических парков, особых экономико-правовых режимов, экономических зон также демонстрирует направленность на финансирование наиболее значимых мероприятий, предусматривающих в отношении инвестиционных проектов участие частной государственной инициативы. Важным в этом направлении является поддержка фундаментальных отраслей, обеспечивающих стабильное функционирование всего социально-экономического комплекса в хозяйстве Российской Федерации. В данном науч-

ном ракурсе речь идет непосредственно об энергетике, транспорте, которые выступают отчасти монопольными, отчасти коммерческими объектами на основании взаимных обязательств сторон.

В рамках третьего направления развития отметим обеспечение роста трудового потенциала населения, поддерживаемого на основе федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития. Данное направление основано на проблематике роста дефицита квалифицированных кадров и подготовленных трудовых ресурсов, а также миграции. На основе стратегического бюджетного планирования в сложившейся ситуации необходима разработка комплекса мер сдерживания миграции, поддержки квалифицированных кадров и привлечения иностранных специалистов либо россиян, проживающих за рубежом, посредством предоставления послаблений, налоговых льгот, жилья и частичного субсидирования жилищно-коммунальных затрат.

В качестве четвертого приоритетного направления обозначим стимулирование роста экономического потенциала импортозамещения. Для поддержки перспективных для развития отраслей экономических и социальных сфер необходимо привлечение межбюджетного финансирования, трансфера технологий, направленных на эффективное использование возможности регионального роста.

Выводы

Оценка эффективности реализации проектируемых предприятий на уровне макрорегионов или федеральных округов, субъектов Федерации и территориальных образований должна учитывать и пропорционально развивать в рамках единства социально-экономического развития возможности каждой территории.

Библиографический список

1. Антохина, В. А. Стратегия и механизмы устойчивого развития регионов: эволюция и результаты // Вестник ПАГС. — 2022. — № 6.

2. Кокорев, А. С. Влияние внешнеэкономических санкций 2022 г. на развитие регионов россии // КиБ. — 2022. — № 2.

3. Муслимова, С. Ю. Устойчивое развитие региона // Журнал прикладных исследований. — 2022. — № 6.

4. Попов, Г. М. Новая экономическая реальность: глобальные вызовы сбалансированности регионального развития // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 12-2.

5. Разов, П. В., Штанова, К. А., Прохорова, И. Г. Внедрение научных разработок в положения регламентов, определяющих оценку уровня регионального развития: институциональные аспекты // Юридическая наука. — 2022. — № 11.

6. Тополева, Т. Н. Региональное развитие: новые теории // Juvenis scientia. — 2019. — № 6.

7. Ускова, Т. В. Современные проблемы регионального развития и пути их решения // Проблемы развития территории. — 2023. — № 1.

Bibliographic list

1. Antokhina, V. A. Strategy and mechanisms of sustainable development of regions: evolution and results // Vestnik of PAGS. — 2022. — № 6.

2. Kokorev, A. S. Influence of foreign economic sanctions of 2022 on development of Russian regions // KiB. — 2022. — № 2.

3. Muslimova, S. Y. Sustainable development of region // Journal of Applied Research. — 2022. — № 6.

4. Popov, G. M. New economic reality: global challenges of balanced regional development // Economics and Business: Theory and Practice. — 2022. — № 12-2.

5. Razov, P. V., Shtanova, K. A., Prokhorova, I. G. Implementation of scientific developments in provisions of regulations determining the assessment of level of regional development: institutional aspects // Legal science. — 2022. — № 11.

6. Topoleva, T. N. Regional development: new theories // Juvenis scientia. — 2019. — № 6.

7. Uskova, T. V. Modern problems of regional development and ways to solve them // Problems of territory development. — 2023. — № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.