Научная статья на тему 'Региональные проблемы использования инновационно-технологического потенциала развития предприятий российского машиностроения'

Региональные проблемы использования инновационно-технологического потенциала развития предприятий российского машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / кластер / инновации / технология / машиностроение / эффективность / region / cluster / innovation / technology / engineering / efficiency
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные проблемы использования инновационно-технологического потенциала развития предприятий российского машиностроения»

Татарских Б.Я.1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Ключевые слова: регион, кластер, инновации, технология, машиностроение, эффективность.

Keywords: region, cluster, innovation, technology, engineering, efficiency.

Стабильное развитие экономики страны во многом определяется успехами в системе ведущих отраслей промышленности, где ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу. В последние годы темпы функционирования предприятий этого комплекса остаются низкими.

Данные показывают, что основные технико-экономические показатели машиностроения России (табл. 1) значительно хуже относительно такой же отрасли в США2.

Таблица 1

Динамика основных технико-экономических показателей машиностроения России и США*

№ п/п Показатель Един. измер. Россия США

2017 г. 2020 г. оценка 2016 г. 2020 г. оценка

1. Доля машиностроения в выпуске промышленной продукции % 19,8-21,1 22,0-23,0 45,2-47,6 47,9-48,4

2. Численность основных работающих млн. чел. 3,8-3,9 3,8-3,7 6,8-7,1 6,7-6,96

3. Обновление производимой продукции (год) % 5-6 6-7 14-16 15-17

4. Обновление основного производственного оборудования (год) % 1,9-2,1 2,2-2,4 13-15 14-16

5. Автоматизация конструкторско-технологических работ % 18-22 21-24 79-84 82-88

6. Использование проката черных металлов (Ким.) коэф. 0,72-0,73 0,73-0,74 0,84-0,87 0,86-0,90

7. Заработная плата основного персонала работающих (месяц) тыс. руб. 31,8-32,6 34,9-37,3 124,1-128,3 129,1-135,4

8. Коэффициент сменности основного производственного оборудования коэф. 0,8-0,9 0,83-0,91 1,3-1,5 1,4-1,5

9. Отгруженная продукция (без предприятий ОПК) трлн. руб. 35,4 36,3 238,0 249,0

10. Длительность производственного цикла (в транспортном машиностроении) дн. 58 56 23 21

11. Эл. вооруженность труда основных производственных рабочих тыс. квт-час 14,5 14,8 19,3 19,9

12. Средний возраст основного оборудования лет 18 17 8 7

* По материалам научных журналов.

В ведущих машиностроительных регионах России низкими темпами осуществляется кластеризация, значение которой на Западе, в США оценивается высоко. В регионах страны есть значительные агломерации для создания эффективных кластеров3.

Причин здесь несколько. Во-первых, медленно повышается инновационно-технологический потенциал. Во-вторых, низкий уровень технологии управления машиностроительным комплексом. В-третьих, низкие темпы модернизации материально-технической базы. В-четвертых, устаревшие формы материального стимулирования персонала, занятого на машиностроительных предприятиях, что во многом сдерживает рост производительности труда и качество продукции. В-пятых, слабое хозяйственное взаимодействие регионов, в которых предприятия машиностроения имеют особое значение. В-шестых, в России нет стратегии развития базовых отраслей промышленности при низком уровне инвестиционного климата. В-седьмых, отрицательные факторы, связанные с санкциями со стороны многих промышленно развитых стран. При этом учеными глубоко их последствия не исследуются. В числе причин следует назвать и низкий уровень менеджмента на всех «этажах» управленческой иерархии (от мастера до министра). Это проявляется, например, в деятельности, связанной с освоением космоса. В России в системе машиностроительного комплекса медленно осваиваются инновационные технологии, применяемые в ОПК.

1 Татарских Борис Яковлевич - д.э.н., профессор, кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия, Самарский государственный экономический университет. E-mail: oisrpp@mail.ru

2 Вишнякова А.Б., Татарских Б.Я. Инновационно-технологические и экономические вопросы модернизации машиностроения России // Экономика и предпринимательство. 2018. - № 92. - С.186-188.

Хасаев Г.Р., Михеев Ю.В., Уманский М.И. Кластер как современный инструмент повышения конкурентоспособности в регионе. Через партнерство - к будущему. Ч. 2 // Компас промышленной реструктуризации. 2004. - № 1. - С. 68-71.

Необходимо совершенствование управления инновационно-инвестиционным потенциалом на уровне отдельных ведущих регионов России, в которых машиностроительный комплекс имеет особое экономическое значение и существуют реальные условия для создания кластеров в кооперации с другими регионами1. К таким регионам следует отнести: Нижегородскую область, Татарстан, Новосибирскую область, Башкортостан, Свердловскую область и др. При этом важно учитывать значение межотраслевых факторов, которые при формировании кластеров являются определяющими2. Например, это относится к системе «Металлургическая промышленность - машиностроение» в которой, как отмечают специалисты, находятся главные резервы повышения конкурентоспособности машиностроительной продукции3.

В ведущих машиностроительных регионах, имеющих высокую долю наукоемкой продукции, необходимо определить эффективность государственного сектора в системе НИОКР; разработать организационно-экономические мероприятия по восстановлению на новых научных принципах государственной системы долгосрочного прогнозирования инновационно-технологического прогресса; на федеральном уровне решить вопросы перехода к четкой системе выполнения государственных заказов по НИР; совершенствовать механизма экономического стимулирования реализации региональных научно-технических программ применения новых технологий4; более полно использовать технологический потенциал предприятий машиностроительного комплекса5.

Подготовка специалистов в области инновационного менеджмента должна финансироваться по приоритетному принципу за счет средств Федерального бюджета в ведущих государственных вузах страны. Это важное условие повышения эффективности НИИ и ОКР в отраслях, создающих наукоемкую продукцию, в том числе и для решения проблем по обеспечению технологической безопасности страны и ее обороноспособности.

Для повышения инновационного потенциала необходимо:

- совершенствование государственного управления научно-технологическим прогрессом в ведущих отраслях путем целевого финансирования НИИ системы РАН и отраслевых научно-исследовательских центров;

- улучшение информационного и кадрового обеспечения в сфере новых технологий; оптимизация численности конструкторов и технологов и совершенствование механизма стимулирования их труда;

- оптимизация структуры инвестиций научно-технологического назначения в пользу повышения удельного веса НИОКР и разработок технологического маркетинга на этапе создания научно-технического задела;

- финансирование НИОКР в том числе за счет средств целевых научно-технических программ федерального значения6;

- использование резервов развития технологий двойного назначения в отраслях, связанных с оборонно-промышленном комплексом, в том числе за счет использования уникального производственного и лабораторного оборудования;

- совершенствование методов оценки эффективности внедрения наукоемких технологий;

- повышение качества ценообразования применения современных технологий в ОПК и гражданском машиностроении.

Эффективность инноваций связана прежде всего с финансированием развития технологического потенциала. Данные показывают, что в машиностроении пока мало средств выделяется на подготовку кадров (табл. 2.)7.

Таблица 2

Изменение структуры затрат на основные инновации в отечественном машиностроении

(в % к итогу)*

Статья затрат Годы

1995 2000 2005 2010 2015 2020 оценка 2025 прогноз

НИОКР 24 26 28 31 32 33 34-35

Приобретение прав на патенты, лицензии, образцы 1 1 2 2 3 3 3-4

Обучение и подготовка персонала 1 1 1 2 3 3 3-4

Оборудование и другие составляющие основных фондов 46 46 41 40 38 39 39-40

Маркетинговые исследования 1 1 1 2 3 3 4-5

Прочие затраты 25 25 26 23 21 19 21-22

* По материалам научных журналов.

1 Прокофьев Д.А. Теоретические основы структурно-функционального построения научно-промышленных кластеров // Экономика и управления в машиностроении. 2016. - № 6. - С. 18-20.

2 Камынин Д.А. Кластерный подход к формированию инновационной инфраструктуры // Вестник Самарского муниципального института управления. - Самара, 2017. - № 4. - С. 44-45.

3 Якунин А.В. Факторы технологического развития предприятий отечественного машиностроения // Экономические науки. 2018. - № 8. - С. 39-41.

4 Валинурова Л.С., Казакова О.Б., Кузьминых, Российская Г.М. Методологические основы управления инновационным развитием региона // Вестник СГЭУ. - Самара, 2015. - № 3. - С. 67-69.

5 Мельников О.Н., Зайцев А. А. Перспективы перехода предприятий на инновационные концепции управления современным производством // Креативная экономика. 2015. - Т. 9, № 6. - С. 728-731.

6 Комков Н.И. Инновационная модернизация экономики: проблемы и возможности их решения // Научные труды / Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М., 2016. - Т. 16, № 1. - С. 16-19.

7 Вишнякова А.Б., Татарских Б.Я. Инновационно-технологические и экономические вопросы модернизации машиностроения России // Экономика и предпринимательство. 2018. - № 92. - С. 188-192.

Управление инновационно-технологическим потенциалом предполагает решение сложных задач что, возможно при активной поддержке ведущих отраслей экономики страны со стороны государственных органов, исходя из стратегии главных приоритетов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.