Пулатова Инобат Рауфовна -
кандидат экономических наук, доцент, завкафедрой отраслевой экономики и организации рынка
ХГУ им. акад. Б.Гафурова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (НА МАТЕРИАЛАХ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ)
Региональное развитие сегодня трактуется как механизм создания высокоорганизованной экономической среды на определенной территории. Инфраструктура как обязательный элемент целостной системы -региональной экономики - является ключевым ресурсом создания и функционирования высокоорганизованной экономической среды, качество которой определяет конкурентоспособность страны и отдельных её территорий и обеспечивает эффективную хозяйственную деятельность. В условиях формирования рыночного хозяйства усиливается степень зависимости темпов роста производства и его эффективности в регионах от тесноты связей между дальнейшим совершенствованием территориальной организации производства и развитием отраслей инфраструктуры.
Следует отметить, что при формировании концепции развития инфраструктуры, соответствующей условиям переходного периода, должна учитываться специфика хозяйства региона, и структура инфраструктурного сектора должна быть способной существенно меняться в зависимости от варьирования отраслевой специализации реальных секторов экономики региона. Поэтому инфраструктурная политика должна учитывать в своей основе не только исторически сложившуюся хозяйственную специализацию территории, направленность развития производительных сил, сложившиеся хозяйственные связи, способствующие повышению эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса территории, но и опираться на выбранные приоритеты развития отраслей экономики региона.
При определении направлений развития инфраструктуры в регионе необходимо учитывать такие факторы, как имеющиеся потребности в тех и иных элементах инфраструктуры, роль и место этих элементов в развитии реальных секторов экономики региона, наличие всех составляющих потенциала для развития инфраструктуры и наличие возможности и необходимости соединения некоторых из элементов инфраструктуры в различные инфраструктурные системы. Учёт этих факторов в случае изменения структуры реальных секторов экономики с целью их оптимизации позволит рассмотреть различные подходы и варианты к развитию инфраструктурного комплекса.
Установление оптимального количества элементов инфраструктуры, оптимального сочетания соотношений между этими элементами и отраслями специализации и комплексирующими отраслями, целенаправленный характер
развития инфраструктуры должны быть основными критериями развития инфраструктуры как органической части любых эффективных форм территориальной организации производства. П.Я. Бакланов подчеркивает, что «независимо от форм собственности и источников инвестиций, региональное развитие может осуществляться в виде формирования и развития взаимосвязанного и взаимозависимого сочетания производств и предприятий, объектов инфраструктуры.... В условиях рынка процессы комплексообразования и районообразования также идут, лишь механизм их управления переносится в сферу рыночного регулирования, сферу саморазвития» [2, 3].
Механизмы деятельности инфраструктурного комплекса в странах с развитой рыночной и переходной экономикой на вновь осваиваемых территориях и на староосвоенных территориях различаются. Если в странах с развитой рыночной экономикой используется отлаженный механизм деятельности инфраструктуры, то в экономике регионов в условиях системных реформ следует использовать соответствующий механизм деятельности элементов инфраструктуры, установить новые механизмы деятельности элементов инфраструктуры в виде соединения некоторых элементов в один эффективный механизм деятельности, в один новый инфраструктурный комплекс. В условиях перехода к рыночным отношениям нагрузка на отрасли инфраструктуры существенно возрастает, функции её заметно усложняются, появляются новые формы инфраструктурной деятельности и новые формы эффективного соединения элементов инфраструктурного комплекса, и стратегия развития инфраструктуры должна опережать стратегию развития других секторов экономики. Соединение некоторых элементов инфраструктуры как один из эффективных механизмов деятельности инфраструктурного комплекса открывает новые возможности для повышения эффективности деятельности элементов инфраструктуры и её комплексного развития, формирования действенной производственной и рыночной инфраструктуры на уровне территориальных образований разного ранга. Выбор именно перечисленных выше тенденций развития инфраструктурного комплекса в современных условиях способствует оптимальному взаимодействию инфраструктурного комплекса с отраслями реальных секторов экономики в регионе.
В процессе развития экономики отдельных регионов материальное участие транспортных и логистических составляющих инфраструктурного комплекса, их большое взаимовлияние и синтез в современных условиях является безусловным и однозначным. Важность транспортной инфраструктуры как средства регулирования развития региона определяется тем, что она имеет определенное влияние на уровень развития всех остальных составляющих хозяйственного и инфраструктурного комплекса, поскольку все они пользуются услугами транспортной системы. Если, с одной стороны, от наличия транспорта и его возможностей зависит развитие
реальных секторов экономики региона, то, с другой стороны, развитие транспорта находится в прямой зависимости от уровня их развития.
Следует согласиться с утверждением В.Н.Бугроменко, который справедливо отмечает, что именно транспортная сеть и транспортные процессы выступают распределителем и регулятором связей, замыкателем территории и придают определенную целостность территориально-хозяйственным структурам, обеспечивают реальную и потенциальную связанность отдельных участков, пунктов территории [4,11].
Основные принципы формирования транспортной составляющей инфраструктурного комплекса староосвоенного региона должны опираться на модернизацию и оптимизацию её структуры с целью адаптации деятельности транспортной системы к новым требованиям, предъявляемым по мере развития экономики территории и развития рыночных отношений в экономике. Другим принципом формирования этой составляющей является рационализация обращения транспорта внутри региона исходя из меняющейся ситуации в структуре реальных секторов экономики региона. Следовательно, роль транспортной инфраструктуры, хотя и велика, тем не менее, не может быть константной, и она пропорциональна варьированию структуры реальных секторов экономики региона.
Вышеотмеченное позволяет заключить, что транспорт является необходимым условием не только специализации, но и комплексного развития различных форм территориальной организации производства, и стимулирующее и сдерживающее влияние транспортной системы на оптимизацию структуры любых форм территориальной организации промышленного производства очевидно. На исключительную роль транспортного фактора указывает П.Я.Бакланов, который считает, что совокупное действие факторов размещения не может осуществляться иначе как через транспорт [1,29].
Условия рыночной экономики требуют создания соответственной транспортной системы, и отсутствие такой системы ещё более обостряет проблемы невысокого уровня конкурентоспособности транспортного комплекса региона, которые пополняются также проблемами неравномерности в территориальном размещении транспортных сетей и объектов транспортной инфраструктуры.
Транспортные проблемы региона весьма заметны, и они параллельно выводят на свет проблемы создания и развития логистической системы, значение и формирование которой возрастает, и логистический сервис становится одним из важных факторов экономического развития региона. Логистический сервис может стать значительным позитивным фактором развития экономики региона и одним из инструментов реализации инфраструктурной политики в регионе, и обеспечение реальных секторов экономики региона качественными элементами производства считается прямой задачей логистической инфраструктуры, выполнение которой
находится в прямой зависимости от уровня развития и надежности транспортной инфраструктуры.
Новые экономические условия предопределяют рост потребности в использовании методов логистического управления. Американские специалисты по логистике, Д.Дж.Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс пишут: «Классическая экономика традиционно не придавала должного значения размещению инфраструктурных подразделений и проектированию инфраструктурной сети в целом. В ранних экономических исследованиях спроса и предложения разность между затратами на размещение объектов инфраструктуры и транспортными расходами либо принималась равной нулю, либо считалась одинаковой для всех конкурентов. Между тем количество, размеры и географическое расположение мощностей, используемых в логистике, непосредственно влияют на уровень и издержки обслуживания потребителей» [3,48]. Следовательно, особое положение в рамках стратегии развития экономики региона призвана занимать логистическая инфраструктура как некий надежный инструмент регулирования проблем рационального и оптимального использования всех видов ресурсов.
Следует отметить, что транспортная составляющая производственной инфраструктуры и логистическая составляющая рыночной инфраструктуры в определенной степени являются взаимодополняющими элементами: наличие развитой транспортной системы позволяет значительно повысить уровень логистических услуг рыночной инфраструктуры. Однако степень взаимодополнения этих структур в определенной степени зависит от степени доступности логистического сервиса одинаково для производства всех отраслей реальных секторов экономики в регионе.
В научных работах, посвященных проблемам развития инфраструктуры, предлагаются различные формулировки систем, включающие в свой состав транспортные и логистические элементы, ибо попытка решения транспортных проблем региона без учета проблем развития логистического сервиса строго ограничивает возможности создаваемых систем и имеет строго ограниченные действия. К таким формулировкам относятся товаропроводящие сети, региональные логистические транспортно-распределительные системы и так далее. Для каждого конкретного региона в зависимости от уровня развития реальных секторов экономики может быть использовано ранжирование систем территориальных и логистических функций инфраструктуры. Масштабы актуального региона (Согдийская область) позволяют задуматься о возможности и целесообразности создания транспортной системы с элементами регионального логистического сервиса в своем составе. Все перечисленные ситуации свидетельствуют о необходимости формирования и развития транспортно-логистической системы, в состав которой включается комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении, реализации и доставке грузов.
Представляется, что эти системы окажутся впоследствии своеобразными «локомотивами» развития, или точками роста, экономики региона в целом и ускорения рыночных преобразований в инфраструктурном комплексе, будут способствовать развитию межрегиональных, межзональных, внутризональных, межотраслевых и внутриотраслевых связей и комплексному и рациональному использованию всех видов ресурсов региона. Решение проблем развития транспортно-логистической системы создаст возможности изменения процессов транспортировки и логистики товаров.
Создание транспортно-логистической системы - это процесс отраслевой и территориальной концентрации транспортного комплекса с включением элементов логистического сервиса. Определение транспортно-логистической системы авторами формулируется по-разному. Корреляция существующих вариантов определения понятия «региональная транспортно-логистическая система», предложенных О.Лопаткиной, Н.Т.Аврамчиковой, Т.А.Прокофьевой и В.И.Сусловым, позволила автору сделать следующие выводы:
- во-первых, все авторы едины во мнении о том, что это прежде всего должно быть единой, иными словами, целой системой, в других случаях она не может быть главным фактором повышения эффективности региональной экономики;
-во-вторых, эта целостность должна состоять из взаимообусловленных и взаимосвязанных составляющих - функциональных и обеспечивающих подсистем, что соответствует канонам современного менеджмента;
- в-третьих, все едины во мнении, что транспортно-логистическая система - это средство достижения целей, в которых приоритеты на стороне региональных и общегосударственных уровней, что равносильно соблюдению принципов системного подхода при исследовании, формировании и реализации транспортно-логистических систем.
Учитывая все это, считаем необходимым предложить авторский вариант определения транспортно-логистической системы, который, на наш взгляд, наиболее полно и емко отражает её суть и содержание.
Транспортно-логистическая система - это некая целостность, состоящая из взаимообусловленных и взаимосвязанных (функциональных и обеспечивающих) подсистем, характер взаимодействия которых базируется на принципах иерархичности целей (цели низкого уровня подчиняется целям высокого уровня), и углубленное взаимоотношение (внутренних составляющих с внешней средой) формирует её свойство (результаты деятельности).
Это определение отражает все характеристики предложенных различными авторами вариантов, в то же время обогащено тем, что подчёркивает зависимость результатов от «характера взаимодействия» и «углубления взаимоотношений», которых кардинально не хватает предприятиям исследуемого региона (Согдийская область), и по этой
причине они либо не функционируют, либо работают в пределах 30-40% производственной мощности.
Теснота взаимодействий и глубина взаимоотношений между предприятиями в регионе как составляющие системного подхода имеют важное значение при решении проблем формирования региональных транспортно-логистических систем. Тем не менее, при формировании региональных транспортно-логистических систем использование системного подхода опирается на некоторые особенности:
- региональная транспортно-логистическая система является сложной системой, состоящей из многочисленных взаимодействующих и взаимосвязанных звеньев (центров);
- звенья (центры) региональной транспортно-логистической системы, создаваемые в различных территориальных формах организации производства, в определенной степени отличаются некоторыми элементами функционального назначения;
- в каждой из территориальных форм организации производства в регионе композиция факторов, связей и процессов специфична, чем усложняется охват транспортно-логистическими центрами всей сети материальных потоков в них;
- при синтезе региональной логистической и транспортной системы должно быть обеспечено оптимальное использование материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов.
Учет этих особенностей ставит перед транспортно-логистической системой следующие задачи:
- выбор эффективных видов транспорта в зависимости от вида транспортируемых грузов и оптимизация структуры транспортного комплекса в соответствии с выбранными направлениями оптимизации структуры реальных секторов экономики региона;
- выбор оптимальных видов упаковки товаров на базе их полного соответствия виду имеющихся транспортных средств;
- дальнейшее углубление процессов логистического обслуживания реальных секторов экономики региона и их тесная взаимоувязка с процессами транспортировки товаров;
- оптимизация маршрута транспортировки товаров по территории страны, региона и отдельных территорий;
- формирование зональных транспортно-логистических центров.
Следом за определением задач транспортно-логистических систем, где
анализируются цели их функционирования, уточняется их организационно -функциональная структура, определяется эффективность создания транспортно-логистических систем, которые могут быть выражены в следующем:
- сокращение транспортных расходов в результате скоординированного взаимодействия видов транспорта и повышение эффективности функционирования транспортного комплекса;
- снижение общих логистических издержек на базе увеличения предпринимательского и производительного потенциала территории;
- ускорение оборота материальных ресурсов посредством формирования конкурентоспособного регионального рынка товаров и услуг;
- снижение запасов материальных ресурсов и готовой продукции в результате максимального использования внутренних резервов;
- обеспечение притока инвестиций на развитие инфраструктуры и расширенного регионального воспроизводства;
- выбор производственных приоритетов в производстве промышленной продукции;
- выбор выгодных стратегических партнеров и форм кооперации и взаимодействия с ними;
- использование высокотехнологических схем перевозок с соблюдением сохранности и ритмичности поставок.
Необходимо отметить, что стратегией создания транспортно-логистических систем, наряду с постоянным увеличением объема и ассортимента товаров, должно быть расширение функциональных возможностей их систем путём применения передовых технологий логистических и других услуг, характерных для рыночной экономики. Высокая востребованность к формированию региональных транспортно-логистических систем как к стратегическому фактору обеспечения конкурентоспособности региона предопределяет актуальность их формирования в нынешних условиях. Оптимизация в использовании транспортных средств, объектов логистической инфраструктуры, складского и тарного хозяйства, упаковочных производств и так далее трактуется как основное преимущество создания транспортно-логистических систем.
Таким образом, формирование и развитие транспортно-логистических систем могут стать предпосылками углубления взаимодействия и взаимоотношения между отраслями, результатом которого является повышение эффективности деятельности отраслей экономики региона. А действие таких факторов, как динамика экономического роста, состояние транспортных средств, уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры и используемые эффективные механизмы поддержки развития транспортного комплекса, в свою очередь, определяет будущее развитие транспортно-логистической системы. Из всего этого следует заключить, что транспортно-логистические системы с учетом изложенных специфических функций в регионе могут выступать точками экономического роста не только отдельных отраслей, но и экономики региона в целом.
Ключевые слова: инфраструктура, территориальная инфраструктура, транспортно-логистическая инфраструктура, эффективность транспортно - логистических систем. Key words: an infrastructure, a territorial infrastructure, a transport-logistical infrastructure, efficiency of transport-logistical systems.
Список использованной литературы:
1. Бакланов П.Я. Пространственные системы производства (микроструктурный уровень анализа и управления). - М.: Наука, 1986, с.29.
2. Бакланов П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. - М.: Наука, 2007, с. 3.
3. Бауэрсокс Д.ДЖ., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. / Пер.с англ. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2001, с. 48.
4. Бугроменко В.Н. Транспорт в системе региональной экономики. - М.: Наука, 1987, с.11.
5. Яковлева С.И. Инфраструктурные системы: территориальное развитие и управление. Монография. - Тверь: Сивер, 2002, с. 64.
Пулатова И. Р.
Региональные проблемы формирования транспортно-логистической
системы
В статье исследованы и сформулированы задачи определения места и роли инфраструктуры, участия её элементов в формировании и развитии прогрессивных территориальных форм организации производства, сделана попытка определения лимитирующих элементов инфраструктуры, оказывающих непосредственное воздействие на развитие реальных секторов экономики региона.
Pulatova I.R.
Regional problems of formation of transport-logistical system
In the article the problems of definition of a place and the role of infrastructure, about participation of its elements in formation and development of progressive territorial forms of the organization of manufacture are investigated and formulated, attempt of definition of limiting elements of the infrastructure having direct influence on development of real sectors of economy of region is made.
Курбонов Сухроб Аюбович -
аспирант Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, г. Москва
РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТАДЖИКИСТАНА
В своем послании Маджлиси Оли Президент Республики Таджикистан отметил, что «основной целью экономической политики государства является обеспечение устойчивого развития экономики, и все наши планы, в основном, составлены в рамках трех стратегических целей, то есть обеспечение энергетического суверенитета, вывод страны из