Научная статья на тему 'Региональные особенности социализации нетипичных детей'

Региональные особенности социализации нетипичных детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потапова О. Н.

Статья содержит результаты эмпирического исследования методом анкетирования группы нетипичных детей с детским церебральным парали-чом и их семей. Группа исследуемых детей представлена как страта, диф-ференцированная по возрасту, полу, доходу и уровню образования родите-лей, месту проживания и занимающая в основном низшую ступень социаль-ной иерархии. Рассмотрены региональные аспекты социализации нетипич-ных детей и определены основные пути повышения эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Потапова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGION’S PECULIARITIES OF DISABILITY CHILDREN SOCIALIZATION OF PARENTS, ADDRESS AND OCCUPIED THE LOWEST STEP OF THE SOCIAL HIERARCHY. IN THIS ARTICLE EXAMINED THE REGION’S ASPECTS OF THE SOCIALIZATION OF DISABILITY CHILDREN AND DEFINED THE ROADS PERFECT OF ITS

The article contents the results of empirical investigation of the form method of the group of disability children with tetanus and theirs families. The group of those children present as a strata with a different old, sex, income and education

Текст научной работы на тему «Региональные особенности социализации нетипичных детей»

3. Гельбрас В. У России - китайское будущее? / В. Гельбрас // Комсомольская правда. 2002. 7 мая. С. 8.

4. Число иностранных студентов США останется примерно на уровне 2003 года // Общество, культура, ценности (www.intered.ru/countries/usa.asp, дата обращения к ресурсу 22.11.2004).

5. Open Doors: Report on International Educational Exchange 2005, http://opendoors.iienetwork.org/?p=69692, дата обращения к ресурсу 11 июня 2006

6. Europe working to attract more students, (www.hothousemedia.com/etm/ etmbackissues/ mayetm06/mayetm06news.htm, дата обращения к ресурсу 10.06.06)

7. IDP, Survey of International students in Australian Universities http://www.idp.com/research/fastfacts/article406.asp, дата обращения к ресурсу 01.06.06)

8. Wollongong University's web-site, www.uow.edu.au/student/finances/domesticfees/, дата обращения к ресурсу 12.06.2006.

9. Prospective International Postgraduate Students Booklet: Information and Advice for International Students Considering Study in Australia. P.1. Produced by the Council of Australian Postgraduate Associations. Compiled by Carol Chenco, CAPA Portfolio Research Officer. www.capa.edu.au

10. Kell P. «It's English but it isn't English»! The Experience of International Students in Australia in Encountering Global English in the Global University / P. Kell, G. Vogl. www.uow.edu.au/arts/conferences/asaa/program.pdf

Печенкина Екатерина Витальевна -

аспирант кафедры «Социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета

УДК 364.62-47-053.2-056.24

О.Н. Потапова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ

Статья содержит результаты эмпирического исследования методом анкетирования группы нетипичных детей с детским церебральным параличом и их семей. Группа исследуемых детей представлена как страта, дифференцированная по возрасту, полу, доходу и уровню образования родителей, месту проживания и занимающая в основном низшую ступень социальной иерархии. Рассмотрены региональные аспекты социализации нетипичных детей и определены основные пути повышения эффективности.

O.N. Potapova

REGION'S PECULIARITIES OF DISABILITY CHILDREN SOCIALIZATION

The article contents the results of empirical investigation of the form method of the group of disability children with tetanus and theirs families. The group of those children present as a strata with a different old, sex, income and education

of parents, address and occupied the lowest step of the social hierarchy. In this article examined the region's aspects of the socialization of disability children and defined the roads perfect of its.

Одной из актуальных социально-демографических проблем социума в настоящее время является социализация нетипичных детей, приобщение их к активной общественной жизни.

Государством предложен ряд проектов и программ, посвященных детям с ограниченными возможностями: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», президентская программа «Дети России» и т.д. Несмотря на внимание и заботу к нетипичным детям со стороны государства, детская инвалидность продолжает расти: от 547,5 тыс. человек в 1999 году до 554,9 тыс. человек в 2000 году, и ежегодно в России рождаются 50000 детей, которые признаны инвалидами с детства [5, 6]. Следовательно, предложенные превентивные мероприятия недостаточно эффективны, а для социализации нетипичных детей, особенно в регионах необходимы дополнительные средства и квалифицированные кадры.

Нетипичные дети - это дети, имеющие нарушение функций какого-либо органа вследствие болезни, увечья или врожденной патологии, приводящее к ограничению возможностей и требующее особого внимания государства и социальной поддержки. Чаще всего дети с ограниченными возможностями появляются в маргинальных семьях, находящихся в самых низших слоях социальной иерархии. Социальные условия в таких семьях (алкоголизм и наркомания молодых родителей, бедность, частые болезни, антисанитарные условия жилища и т.д.) предопределяют появление нетипичного ребенка.

Существенное значение в ряде причин, способствующих росту детской инвалидности, имеют экологические факторы. Неблагоприятная в экологическом плане обстановка влияет на репродуктивную функцию молодого поколения, что, в свою очередь, способствует появлению детей с врожденной патологией.

Таким образом, детская инвалидность - явление не случайное, а обусловленное определенными экологическими и социально-экономическими факторами.

Настоящее исследование нетипичных детей основано на теории социальной стратификации.

Социальная стратификация (stratum - слой, пласт; facio - делаю, лат.) подразумевает определение вертикальной последовательности, социальных слоев, пластов, их иерархию в обществе.

Под стратой понимают большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества, при этом основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Учитывая то, что проявление неравенства может быть различным, по мнению автора, группу нетипичных детей можно представить как страту, весьма неоднородную по своему составу и структуре в социологическом плане.

Страта дифференцирована по возрасту, полу, социальному статусу, доходу семьи, отношению к культуре и духовным ценностям, месту жительства и т.д.

Стратификационная теория использовалась для трактовки проблемы нетипичности в России. Дефект развития представлялся как продукт бедности: болезни плода были вызваны слабым здоровьем матери, ранее перенесенными абортами, отсутствием пренатального мониторинга или низким качеством акушерских технологий. Здоровье ребенка нарушено вследствие слабого питания, инфекционного заболевания, антисанитарных условий проживания [7].

Положение таких семей характеризуется, с одной стороны, особым местом в системе производства и распределения материальных благ, а с другой, низким социальным статусом, связанным с непрестижностью и специфическим стилем жизни [1].

В контексте стратификации исследуются проблемы существования социальной дистанции, существующей между инвалидами и неинвалидами в нашем обществе [1].

Матери детей-инвалидов, которые чаще всего оказываются без поддержки мужа и родственников и сталкиваются один на один со многими социальными барьерами, стараются найти хорошо оплачиваемую работу, чтобы обеспечить существование и лечение ребенку [2]. При этом перед ними вновь встают барьеры, так как трудоустройство матерей инвалидов как наименее конкурентоспособной группы населения весьма проблематично [2].

Отношение общества к ребенку-инвалиду в равной мере сказывается и на его семье, т.к. семьи нетипичных детей выделяются в качестве особой группы при распределении социальных привилегий. Обычно расходы на лечение ребенка превышают во много раз доходы семьи, в которой чаще всего имеется лишь один из родителей. При этом мать, прежде всего, обеспокоена тем, чтобы хотя бы прокормить ребенка, а средств на его лечение и реабилитацию у нее просто не хватает [7].

Таким образом, темпы и качество мероприятий социализации нетипичных детей в равной степени зависят от социального статуса семьи, уровня образования родителей, дохода, жилищно-бытовых условий и места проживания.

В связи с этим определенный интерес представляют эмпирические исследования, проведенные автором в бюро медико-социальной экспертизы детей-инвалидов № 1 психоневрологического профиля г. Саратова за период с 1998 по 2004 годы.

Всего по бюро наблюдалось 3134 ребенка (в возрасте до 18 лет).

Из них в полных семьях воспитывались 1716 человек (54,8%). В неполных семьях с одним из родителей воспитывались 798 человек (25,4%). Дети с ограниченными возможностями, проживающие в многодетных семьях, составляли 251 человек (8%).

369 человек (11,8%) детей с ограниченными возможностями не проживали со своими родителями или не имели таковых и воспитывались опекуном.

Эти сведения были получены в результате анкетирования, в основе которого находилась карта учета потребности детей-инвалидов в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и оценки бытовых условий, при изучении эффективности мероприятий по социальной реабилитации детей-инвалидов с неврологической патологией в период с 1998 по 2004 годы [3].

В результате анализа карт учета за указанный период получены данные, дифференцирующие детей по возрасту, полу, месту проживания; по социальному статусу (условиям проживания, доходу семьи, образованию родителей); по обучаемости.

Социально-бытовой статус рассмотрен в аспекте жилищно-бытовых условий, дохода семьи, образования родителей.

Доход семьи в среднем составил от 3 до 5 тыс. рублей на одного члена семьи.

Уровень образования рассматривался по более образованному родителю в трех уровнях:

- начальное;

- среднее (общее) полное, начальное профессиональное и среднее профессиональное;

- высшее.

Число мальчиков среди инвалидов в исследуемой группе превышало число девочек примерно на 15% в 1997 году и на 20% в 2004 году.

Самая большая возрастная группа от 8 до 15 лет содержала относительно постоянное число детей от 35 до 50% в зависимости от календарного года. Имеется тенденция к увеличению числа детей в возрастной группе от 4 до 7 лет с 10% (1998 г.) до 25% (2004 г.)

По доходу отмечается небольшая тенденция к росту среднего уровня доходов семьи к 2004 году.

Образование родителей у детей-инвалидов исследуемой группы в основном начальное (30%) и среднее (65-70%), причем родителей со средним образованием больше, чем с на-

чальным. В таких семьях реабилитация детей с ограниченными возможностями проводится качественнее и быстрее.

По условиям проживания выявлены следующие особенности: 55% детей исследуемой группы проживали в квартирах, 40% - в частных домах и 5% - в общежитиях. Большая часть детей исследуемой группы проживала в экологически неблагоприятных районах города -Ленинском (до 30%) и Заводском (20-25%) с тенденцией к увеличению количества нетипичных детей к 2004 году - от 25 до 30% в Ленинском и от 20 до 25% в Заводском. В области проживали 75 % нетипичных детей. Из них основная часть - в Энгельсском, Марксовском, Татищевском районах (15, 10 и 8%, соответственно).

Таким образом, несмотря на предоставленные государством равные права на адаптацию к общественной жизни, нетипичные дети имеют различные возможности для их реализации. В городах таких возможностей больше, в сельской местности - меньше.

Отсутствие достаточных средств, отдаленность от лечебных и реабилитационных учреждений, специализированных школ, низкий уровень медицинского и социального обслуживания тормозят социализацию нетипичных детей на селе.

Специфика нетипичных детей заключается в том, что они развиваются гораздо медленнее здоровых детей, поэтому процесс социализации, усвоения культурных ценностей, норм и правил происходит труднее и длится гораздо дольше, чем у обычных детей.

Все эти особенности требуют привлечения дополнительных средств и направления в регионы квалифицированных специалистов.

Основными показателями качества и эффективности восстановительных мероприятий для нетипичных детей являются показатели полной или частичной социализации.

Под полной социализацией подразумевается полная интеграция ребенка в общество, полное восстановление ограниченных ранее возможностей, т.е. факт непризнания инвалидом ребенка при повторном переосвидетельствовании в бюро медико-социальной экспертизы.

Частичная реабилитация подразумевает компенсацию, т.е. замещение с помощью специальных средств ограниченных возможностей выполнения социального аспекта; чаще встречается при наличии у ребенка выраженной неврологической патологии с нарушением интеллекта. Восстановительные мероприятия направлены на облегчение проживания ребенка-инвалида (приобретение средств бытовой реабилитации) и ухода за ним, улучшение качества жизни и создание безбарьерной среды обитания для него (осуществляется обеспечение креслами-колясками, приспособлениями для бытовых нужд, абсорбирующим бельем и т.д.).

В сельских районах отмечается наибольшее количество маргинальных семей с низким доходом и уровнем образования родителей. Отсутствие трудовой занятости населения и возможности обеспечить семью усугубляют и без того сложную ситуацию. Нетипичный ребенок в такой семье не только не получает необходимых лечебных и восстановительных мероприятий для его дальнейшей социализации, но зачастую даже лишен питания, одежды и внимания родителей. Положенное для ребенка социальное пособие по инвалидности зачастую расходуется в семье не на лечение и социализацию ребенка, а на бытовые нужды всей семьи.

Отсутствие достаточного количества социальных работников в глубинке затрудняет выявление таких семей, и ребенок оставлен на произвол судьбы.

Возможности к социализации у таких детей ничтожны, поэтому следует обратить внимание государства на такие семьи и увеличивать размеры пенсий по инвалидности нуждающимся. Обучение и получение профессии нетипичным детям в сельской местности практически недоступно.

Эмпирическое исследование социализации нетипичных детей в сельской местности показало, что на фоне общего низкого процента полной социализации числа нетипичных де-

тей исследуемой группы (0,5-1%) отмечаются достаточно высокие показатели в Энгельсском районе - 5%, Марксовском - 4%, Аткарском - 6%. Это объясняется наличием в этих районных центрах филиалов областного реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями и филиалов детско-юношеской оздоровительно-спортивной школы инвалидов «Спартак».

Региональные особенности социализации нетипичных детей заключаются в мероприятиях по раннему выявлению ограниченных возможностей у детей и раннему началу восстановительных мероприятий. В городских условиях у нетипичных детей больше возможностей для восстановления и социализации. Этому способствует система лечебно-профилактических учреждений, реабилитационных центров, специализированных и спортивных школ для детей с ограниченными возможностями, множество специализированных дошкольных учреждений. Центры занятости молодежи существуют во многих районах города, осуществляют профориентацию нетипичных детей, и в соответствии с их особенностями подбирают им профессию и направляют на обучение.

Следовательно, учитывая специфику социализации нетипичных детей по регионам, следует расширять сеть реабилитационных центров, спортивных школ для детей с ограниченными возможностями.

Региональные особенности социализации нетипичных детей с сохранным интеллектом предполагают внедрение дистанционных форм обучения и обеспечение каждого такого ребенка, проживающего в сельской местности, компьютером. Подобные программы обучения детей-инвалидов по Интернету успешно реализует заочная школа Московского инженерно-физического института (МИФИ).

Целевые программы подготовки студентов-инвалидов реализуются в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Московском институте-интернате, Новосибирском государственном техническом университете [4]. Дети-инвалиды могут обучаться также в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Красноярском торгово-экономическом институте с целью получения среднего и высшего профессионального образования.

Несмотря на реализацию государственных образовательных программ для детей-инвалидов, количество вузов, приспособленных для их обучения, ничтожно мало. Неотложной задачей планирующих органов государства является увеличение учебных заведений и внедрение образовательных программ для инвалидов во всех регионах России.

По эмпирическим данным, полной реабилитации, т.е. интеграции в общество в Саратовском регионе достигли 196 детей, что относительно общего числа нетипичных детей в исследуемой группе составляет 18%. Из них около 10% нетипичных детей поступили в вузы, т.е. полностью социализированы и интегрированы в общество.

Частичной реабилитации, т.е. компенсации ограниченных возможностей вследствие проведенных восстановительных мероприятий, достигли 15%. Это дети, которые поступили в техникумы и профессиональные училища.

Учитывая демографический кризис современности, когда каждый человек является ценностью, эти данные являются достаточно внушительными.

По нашему мнению, государство должно быть заинтересовано во вложении средств в мероприятия по социализации детей с ограниченными возможностями, формируя трудовой потенциал страны. Эта группа реабилитируемых детей может сгладить последствия наблюдающегося демографического провала в России.

Выводы

1. Нетипичные дети представляют собой социально неоднородную группу, дифференцированную по возрасту, полу, социальному статусу, месту и условиям проживания, уровню дохода и образованию родителей.

155

2. По законодательству нетипичные дети имеют равные права на охрану здоровья, реабилитацию, обучение и приобретение профессии, но возможности реализации этих прав различны и зависят от многих факторов. Чем выше социальный статус, уровень образования родителей и доход семьи, тем качественнее и эффективнее проводятся мероприятия по реабилитации нетипичного ребенка и тем быстрее достигается его полная социализация. Городские дети имеют больше возможностей для социализации, чем сельские.

3. Учитывая специфику социализации нетипичных детей в регионе, необходимо расширять сеть филиалов областного реабилитационного центра и детско-юношеской спортивной школы инвалидов.

4. В результате качественно и своевременно выполненных восстановительных мероприятий по социализации нетипичных детей 18% детей с ограниченными возможностями из общей страты этих детей по Саратовской области способны к активной общественной жизни. Эта группа реабилитируемых может стать активным трудовым потенциалом страны и сгладить последствия нынешнего демографического провала России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добровольская Т.А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 56-63.

2. Котляр А.Э. Маргиналы на рынке труда / А.Э. Котляр // Россия накануне XXI века. М.: СПИ РАН, 1994. 72 с.

3. Потапова О. Н. Обоснование карты учета потребности детей-инвалидов в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и оценки бытовых условий / О.Н. Потапова // Учетно-аналитическое обеспечение и оценка управленческих решений: межвуз. сб. тр. Саратов: Научная книга, 2006. С. 98-99.

4. Саркисян Л.А. Об интегрированном обучении в Московском институте-интернате / Л.А. Саркисян // Профессиональное образование инвалидов. М.: Московский институт-интернат для инвалидов, 2000. С. 22-25.

5. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Права и возможности инвалидов в Российской Федерации» 10 сентября 2001 г. http:www.ombudsman.gov.ru/docum/spinv.htm.

6. Статистический сборник Госкомстата России. М.: Госкомстат России, 2001. 320 с.

7. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: СГТУ, 1997. 97 с.

Потапова Ольга Николаевна -

ассистент кафедры «Валеология и основы медицинских знаний» Педагогического института

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

УДК 94(470.67):323

Л.А. Труженикова

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДАГЕСТАНЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ 1937 ГОДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.