Научная статья на тему 'Региональные особенности развития туризма в России'

Региональные особенности развития туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2093
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ / ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / TOURISM / TOURIST INDUSTRY / RECREATIONAL GEOGRAPHY / TOURISM GEOGRAPHY / COLLECTIVE ACCOMMODATION FACILITIES / TOURIST SERVICES / HOTEL SERVICES / SANATORIUM AND HEALTH SERVICES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Закиров И.В., Саттарова Г.А.

В статье проанализированы показатели работы туристской индустрии субъектов Российской Федерации. Проведены группировки регионов России по доле услуг туристской индустрии в ВРП, доле занятых в туристских фирмах и коллективных средствах размещения от численности рабочей силы, объему услуг туристской индустрии на душу населения, обеспеченности местами размещения туристов; выполнено их ранжирование по объему услуг туристской индустрии, числу мест в коллективных средствах размещения, численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения. Выявлены значительные различия в развитии туризма в регионах России. Обозначены общие проблемы в развитии туризма регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Закиров И.В., Саттарова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA

The work indicators of tourist industry of subjects of the Russian Federation were analyzed in the article. Groupings of regions of Russia on the share of services of the tourist industry in the GRP, the share of employed in tourist firms and collective accommodation facilities from the number of labor, the volume of services of the tourist industry per capita, and the provision of accommodation facilities for tourists were made; they are ranked according to the volume of services of the tourist industry, the number of places in collective accommodation facilities, the number of foreign citizens placed in collective accommodation facilities. Significant differences in the development of tourism in the regions of Russia were revealed. General problems in the development of tourism in the regions of Russia were indicated.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности развития туризма в России»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 4 (70). № 2. 2018 г. С. 86-98. УДК 911.3 + 379.85

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В

РОССИИ Закиров И. В., Саттарова Г. А.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г Уфа, Российская Федерация

E-mail: ziw69@rambler.ru, satt-gu01@mail.ru

В статье проанализированы показатели работы туристской индустрии субъектов Российской Федерации. Проведены группировки регионов России по доле услуг туристской индустрии в ВРП, доле занятых в туристских фирмах и коллективных средствах размещения от численности рабочей силы, объему услуг туристской индустрии на душу населения, обеспеченности местами размещения туристов; выполнено их ранжирование по объему услуг туристской индустрии, числу мест в коллективных средствах размещения, численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения. Выявлены значительные различия в развитии туризма в регионах России. Обозначены общие проблемы в развитии туризма регионов России. Ключевые слова: туризм, туристская индустрия, рекреационная география, география туризма, коллективные средства размещения, туристские услуги, гостиничные услуги, санаторно-оздоровительные услуги.

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация (РФ) находится в двух частях света - Европе и Азии, обладает огромной территорией, разнообразными природными условиями и ресурсами, богатой историей. Важной особенностью России является сильная дифференциация регионов (в данной работе под регионом понимается субъект Российской Федерации) по наличию и составу природных, историко-культурных и социально-экономических рекреационных ресурсов. Существенные различия между субъектами РФ наблюдаются также по уровню развития туристской индустрии, причинами которых являются разница в туристско-рекреационном потенциале и степени их использования, эффективности управления отраслью и организации туристского бизнеса, качестве предоставляемых услуг. Во многих регионах туристская индустрия развита слабо и сталкивается с различными проблемами. Для решения накопившихся проблем и ускоренного развития туризма в регионах актуальны научные изыскания в этой области.

Целью работы является анализ уровня развития туризма в регионах России, выявление его сходств и различий, раскрытие проблем функционирования туристской индустрии. Для этого были поставлены следующие задачи:

- оценить роль туристской индустрии в экономике регионов (группировка субъектов РФ по удельному весу услуг туристской индустрии в валовой региональный продукт (ВРП) и удельному весу занятых в туристских фирмах и коллективных средствах размещения (КСР) от численности рабочей силы);

- сравнить доходность туристской индустрии регионов по объему услуг туристской индустрии;

- оценить социальный эффект туризма в регионах путем проведения группировки субъектов РФ по объему услуг туристской индустрии на душу

86

населения.

Опубликовано много работ, посвященных изучению различных аспектов развития туризма в России. Особенности развития туризма в регионах России, изучение туристского потенциала отдельных территорий, туристско-рекреационное районирование страны, теоретические основы географии туризма и рекреационной географии - довольно популярные темы исследования в общественной географии. Среди таких работ необходимо отметить труды В. С. Преображенского и И. В. Зорина [1], А. Ю. Александровой [2], В. И. Кружалина, Н. С. Мироненко, Н. В. Зигерн-Корн, Н. В. Шабалиной [3], А. Б. Косолапова [4], А. И. Зырянова [5], Л. Ю. Мажар [6] и др. Отдельные вопросы развития туризма в регионах затронуты в предыдущих работах авторов [7; 8; 9].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Туризм обладает пространственной избирательностью, что отражается на степени его воздействия на хозяйство регионов. В целом по России туризм до сих пор оказывает незначительное влияние на экономику регионов. Доля услуг туристской индустрии (сумма объемов туристских, гостиничных и санаторно-оздоровительных услуг) в ВВП в 2016 г. составила 0,76 %, что гораздо ниже, чем в развитых странах. У мировых лидеров по этому показателю - Мальдивской Республики и Антигуа и Барбуды - в туристской индустрии создается более половины ВВП [10; 11]. Среди регионов России сильной дифференциации по этому показателю не наблюдается. В большинстве субъектов РФ (в 58 из 85) значение этого показателя ниже среднероссийского (табл. 1). В Республике Ингушетия, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах доля услуг туристской индустрии в ВРП составляет 0,1 % и ниже. В остальных регионах значение данного показателя несколько выше среднероссийского. И только в четырех субъектах РФ доля услуг туристской индустрии в ВРП превышает 3 %: Краснодарском крае (3,5 %), Ставропольском крае (3,7 %), г. Севастополе (4,4 %) и Республике Крым (8,9 %).

Довольно низкое значение имеет в России и другой показатель, свидетельствующий о роли туризма в экономике - удельный вес занятых в туристской индустрии от численности рабочей силы (экономически активного населения). Среднероссийский показатель доли занятых в туристских фирмах и коллективных средствах размещения от численности рабочей силы в 2016 г. составил 0,67 %. Дифференциация по вкладу туризма в занятость населения по регионам России незначительна. В почти три четверти субъектов РФ (в 66 из 85) этот показатель ниже среднероссийского (табл. 2). В 14 регионах России значение этого показателя не превышает 0,33 % (в республиках Ингушетии, Чечне, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и др.). Еще в 14 регионах доля занятых в туристской индустрии несколько выше среднероссийского показателя. Выделяются пять субъектов РФ, где туристская индустрия вносит более весомый вклад в занятость населения: Пермский край (1,0 %), Республика Алтай (1,5 %), Ставропольский край (1,8 %), Краснодарский край (2,3 %) и Республика Крым (4,2 %).

87

Таблица 1.

Группировка регионов России по доле услуг туристской индустрии в ВРП в 2016 г. _[12; 13; 14, с. 40, 42, 44, 46]_

№ п/п Доля услуг туристской индустрии в ВРП, % Регион*

1. до 0,75 Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Ингушетия, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, Республика Тыва, Тамбовская область, Республика Саха (Якутия), Пензенская область, Ленинградская область, Республика Калмыкия, Смоленская область, Сахалинская область, Красноярский край, Курская область, Воронежская область, Республика Хакасия, Белгородская область, Самарская область, Удмуртская Республика, Саратовская область, Республика Коми, Липецкая область, Оренбургская область, Ростовская область, Рязанская область, Тульская область, Республика Северная Осетия - Алания, Чукотский автономный округ, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Омская область, Магаданская область, Брянская область, г. Москва, Астраханская область, Иркутская область, Томская область, Орловская область, Республика Адыгея, Чеченская Республика, Ярославская область, Волгоградская область, Забайкальский край, Республика Татарстан, Тюменская область (без автономных округов), Новгородская область, Республика Дагестан, Вологодская область, Челябинская область, Костромская область, Кировская область, Мурманская область, Московская область, Камчатский край, Кемеровская область, Курганская область, Алтайский край, Ульяновская область

0,76 % - средний показатель по России

2. 0,76-1,5 Калужская область, Пермский край, Чувашская Республика, Хабаровский край, Новосибирская область, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Владимирская область, Ивановская область, Республика Башкортостан, Амурская область, Архангельская область (без автономного округа), Тверская область, Нижегородская область, Калининградская область, Республика Карелия, Псковская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Свердловская область, Кабардино-Балкарская Республика

3. более 1,5 Краснодарский край, Ставропольский край, г. Севастополь, Республика Крым

* Субъекты РФ расставлены в порядке увеличения показателя.

88

Таблица 2

Группировка регионов России по доле занятых в туристских фирмах и

коллективных средствах размещения от численности рабочей силы в 2016 г. [12; 15]

№ п/п Доля занятых в туристских фирмах и КСР от численности рабочей силы, % Регион*

1. до 0,33 Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ, Республика Северная Осетия - Алания, Тамбовская область, Брянская область, Ростовская область, Пензенская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область, Белгородская область, Орловская область

2. 0,34-0,67 Липецкая область, Саратовская область, Республика Тыва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Республика Адыгея, Оренбургская область, Волгоградская область, Курская область, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика, Воронежская область, Смоленская область, Забайкальский край, Тульская область, Амурская область, Омская область, Иркутская область, Новосибирская область, Карачаево-Черкесская Республика, Ленинградская область, Архангельская область (без Ненецкого автономного округа), Красноярский край, Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Республика Коми, Челябинская область, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Владимирская область, Свердловская область, Рязанская область, Кемеровская область, Костромская область, Вологодская область, Ульяновская область, Нижегородская область, г. Санкт-Петербург, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Самарская область, Кировская область, Еврейская автономная область, Курганская область, Республика Татарстан, Хабаровский край, Республика Бурятия, Камчатский край, Магаданская область, г. Севастополь, Республика Башкортостан, Ярославская область

0,67 - средний показатель по России

3. 0,68-1,0 Тверская область, Алтайский край, Сахалинская область, Калужская область, Приморский край, Московская область, Калининградская область, Республика Хакасия, Псковская область, Астраханская область, Республика Карелия, Новгородская область, г. Москва, Тюменская область (без автономных округов)

4. более 1,0 Пермский край, Республика Алтай, Ставропольский край, Краснодарский край, Республика Крым

* Субъекты РФ расставлены в порядке увеличения показателя.

По абсолютным объемам услуг туристской индустрии (сумма объемов

89

туристских, гостиничных и санаторно-оздоровительных услуг) регионы России различаются в тысячи раз. У 17 регионов России в 2016 г. объем услуг туристской индустрии составил меньше 1 млрд руб.: республики Ингушетия, Тыва, Калмыкия, Адыгея, Ненецкий и Чукотский автономные округа и др. От 1 до 10 млрд руб. выручки приносит туристская индустрия основному количеству регионов России (58 субъектов РФ). Более 10 млрд руб. зарабатывают на туристской индустрии восемь регионов (табл. 3). Особо выделяются два субъекта РФ - г. Москва и Краснодарский край, значительно опережающие остальные регионы по данному показателю.

Таблица 3

Регионы России по объему услуг туристской индустрии в 2016 г. [13]

Регион Объем услуг, млн руб. Доля от общего объема РФ, % Регион Объем услуг, млн руб. Доля от общего объема РФ, %

1. г. Москва 72912,4 14,7 77. Карачаево-Черкесская Республика 595,5 0,1

2. Краснодарский край 68110,0 13,8 78. Республика Алтай 525,8 0,1

3. г. Санкт-Петербург 28455,2 5,8 79. Республика Адыгея 484,7 0,1

4. Свердловская область 24544,7 5,0 80. Еврейская автономная область 430,4 0,1

5. Московская область 23254,8 4,7 81. Чукотский автономный округ 330,0 0,1

6. Ставропольски й край 22500,4 4,5 82. Ненецкий автономный округ 162,7 0,0

7. Республика Крым 22044,5 4,5 83. Республика Калмыкия 138,9 0,0

8. Республика Башкортостан 13756,5 2,8 84. Республика Тыва 93,9 0,0

9. Нижегородская область 11816,6 2,4 85. Республика Ингушетия 53,9 0,0

10. Республика Татарстан ... 11726,3 ... 2,4 ... Россия - всего 494641,8 100,0

Одним из относительных показателей, с помощью которого можно оценить социально-экономический эффект от развития туризма в регионе, является объем услуг туристской индустрии на душу населения. Объем услуг туристской индустрии на душу населения в России в 2016 г. составил 3369 руб., что является низким показателем и свидетельствует о нереализованных полностью в настоящее время возможностях туристского комплекса. У большинства субъектов РФ (63 из 85) значение этого показателя ниже среднероссийского (табл. 4). Еще у 14 субъектов данный показатель выше среднероссийского, но не превышает 5000 руб. В Ставропольском крае, Чукотском автономном округе, г. Москве, Свердловской и

90

Сахалинской областях, г. Санкт-Петербурге на одного жителя приходится до 10000 руб. туристских поступлений.

Таблица 4

Группировка регионов России по объему услуг туристской индустрии на _душу населения в 2016 г. [13; 16, с. 85-86]_

№ п/п Объем услуг туристской индустрии на душу населения, руб. Регион*

1. до 1650 Республика Ингушетия, Республика Тыва, Республика Калмыкия, Тамбовская область, Чеченская Республика, Смоленская область, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Адыгея, Саратовская область, Ленинградская область, Курская область, Брянская область, Республика Мордовия, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Карачаево-Черкесская Республика, Ростовская область, Республика Хакасия, Пензенская область, Рязанская область, Воронежская область, Забайкальский край, Удмуртская Республика, Кировская область, Орловская область, Алтайский край, Курганская область, Тульская область, Чувашская Республика

2. 1651-3369 Омская область, Самарская область, Ивановская область, Волгоградская область, Астраханская область, Костромская область, Ульяновская область, Республика Саха (Якутия), Оренбургская область, Белгородская область, Красноярский край, Липецкая область, Ярославская область, Кабардино-Балкарская Республика, Кемеровская область, Иркутская область, Челябинская область, Республика Алтай, Томская область, Владимирская область, Калужская область, Псковская область, Новгородская область, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Бурятия, Вологодская область, Новосибирская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тверская область, Республика Коми, Республика Татарстан, Пермский край, Московская область

3369 - средний показатель по России

3. 3370-5000 Республика Башкортостан, Хабаровский край, Приморский край, Нижегородская область, Мурманская область, Амурская область, Ненецкий автономный округ, Архангельская область (без Ненецкого автономного округа), Калининградская область, г. Севастополь, Тюменская область (без автономных округов), Камчатский край, Республика Карелия, Магаданская область

4. 5001-10000 г. Санкт-Петербург, Сахалинская область, Свердловская область, г. Москва, Чукотский автономный округ, Ставропольский край

5. более 10000 Республика Крым, Краснодарский край

* Субъекты РФ расставлены в порядке увеличения показателя.

91

Необходимо отметить тот факт, что показатель зависит не только от уровня развития туристской индустрии, но и от численности населения. Сравнительно высокие показатели Чукотского автономного округа и Сахалинской области объясняются, прежде всего, низкой численностью населения регионов. И, наконец, только в Краснодарском крае (12226 руб.) и Республике Крым (11530 руб.) объем услуг туристской индустрии на душу населения превышает сумму в 10000 руб.

По количеству коллективных средств размещения и числу мест в них среди субъектов РФ наблюдается огромный разрыв. Выделяются Краснодарский край, г. Москва и Республика Крым, на долю которых приходится 37 %, а на долю первых десяти регионов - уже более половины КСР (55 %) (табл. 5). Большая часть регионов обеспечена инфраструктурой размещения ниже, чем в среднем по России (68 из 85) (табл. 6). Для них низкая обеспеченность местами размещения туристов является одной из главных проблем, препятствующих развитию туризма. Еще 13 регионов имеют показатель обеспеченности местами размещения туристов от 13 до 20 койко-мест на 1000 жителей. Лидерами в мире по этому показателю являются острова Кука (9300), Великобритания (900) и Мальдивы (508) [10]. И только показатели Краснодарского края (60 койко-мест на 1000 жителей), Республики Алтай (34) и Приморского края (20) сопоставимы с некоторыми ведущими туристскими странами, а Республики Крым (85) даже превышает их. Однако даже в ведущих регионах России гостиничное хозяйство характеризуется высокой степенью морального и физического износа, значительная часть средств размещения нуждается в модернизации и капитальном ремонте. Размещение гостиниц по территории субъектов РФ крайне неравномерное. Подавляющая часть гостиниц расположена в областных, краевых, окружных центрах и столицах республик.

Таблица 5

Ведущие регионы России по числу мест в коллективных средствах _размещения в 2016 г. [12]_

Регион Число мест Доля Регион Число мест Доля

в КСР, тыс. от в КСР, тыс. от

единиц РФ, % единиц РФ, %

1. Краснодарский край 333,2 18,2 7. Республика Татарстан 39,9 2,2

2. г. Москва 176,0 9,6 8. Приморский край 39,2 2,1

3. Республика Крым 162,3 8,8 9. Челябинская область 36,9 2,0

4. Московская область 86,4 4,7 10. Свердловская область 35,5 1,9

5. г. Санкт-

Петербург 61,5 3,4 Первая десятка - всего 1015,0 55,3

6. Ставропольски й край 44,1 2,4 Россия - всего 1833,8 100,0

92

Таблица 6

Группировка регионов России по обеспеченности местами размещения _ туристов в 2016 г. [12; 16, с. 85-861_,

№ п/ п Количество койко-мест на 1000 жителей Регион*

1. до 6,3 Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Орловская область, Белгородская область, Тамбовская область, Брянская область, Республика Северная Осетия - Алания, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Республика Мордовия, Оренбургская область, Республика Тыва, Курская область, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, Саратовская область

2. 6,31-12,5 Томская область, Чувашская Республика, Пензенская область, Удмуртская Республика, Омская область, Республика Адыгея, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ненецкий автономный округ, Кемеровская область, Ростовская область, Республика Коми, Курганская область, Архангельская область (без Ненецкого автономного округа), Красноярский край, Республика Башкортостан, Смоленская область, Пермский край, Воронежская область, Свердловская область, Липецкая область, Ульяновская область, Кировская область, Иркутская область, Волгоградская область, Ивановская область, Тульская область, Республика Марий Эл, Новосибирская область, Рязанская область, Нижегородская область, Амурская область, Чукотский автономный округ, Вологодская область, Республика Татарстан, Мурманская область, Алтайский край, Владимирская область, Самарская область, Челябинская область, Хабаровский край, Костромская область, Астраханская область, Тюменская область (без автономных округов), Республика Хакасия, Магаданская область, г. Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Кабардино-Балкарская Республика, Псковская область

12,5 - средний показатель по России

3. 12,5-20,0 Сахалинская область, Республика Бурятия, Ярославская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Тверская область, Калининградская область, г. Севастополь, г. Москва, Камчатский край, Новгородская область, Ставропольский край, Калужская область

4. более 20,0 Приморский край, Республика Алтай, Краснодарский край, Республика Крым

* Субъекты РФ расставлены в порядке увеличения показателя.

Туризм является одной из форм внешнеэкономических связей стран, способствует интеграции хозяйств регионов в мировую экономику. Особенно важен в этом смысле международный въездной туризм. Как правило, высокая посещаемость иностранными туристами свидетельствует о позитивном имидже и

93

эффективной рекламе, современной инфраструктуре, качестве предоставляемых услуг и тесных деловых международных контактах в регионе. Известно, что иностранные туристы приносят гораздо большую прибыль предприятиям туристской индустрии, чем внутренние туристы. Определенное представление о количестве иностранных туристов дает численность иностранных граждан, размещенных в КСР, хотя они размещаются и в индивидуальных средствах размещения, микрогостиницах (не все из них попадают под статистический учет), у друзей, родственников или коллег.

Почти половина иностранных туристов, размещенных в КСР в 2016 г., приехала в Москву, еще 21 % - в Санкт-Петербург (табл. 7). Два главных города страны существенно опережают остальные регионы по приему иностранных гостей, что объясняется их столичными функциями. Приморский край и Иркутская область, прежде всего, привлекают китайских туристов, особенно деловых, хотя в последнее десятилетие растет и количество туристов из других азиатских стран (Южная Корея, Япония и др.). Любимое иностранцами «Золотое кольцо России» в первой десятке представлено Московской и Владимирской областями. Причерноморские Краснодарский край и Республика Крым также привлекательны для иностранных туристов.

Таблица 7

Численность иностранных граждан, размещенных в КСР в 2016 г., тыс. человек (без учета микропредприятий) [12]

Регион Иностран- Доля Регион Иностран- Доля

цы, от цы, от

размещенные в КСР РФ, % размещенные в КСР РФ, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. г. Москва 2516,6 41,4 77. Республика Адыгея 1,7 0,0

2. г. Санкт-Петербург 1277,6 21,0 78. Карачаево-Черкесская Республика 1,7 0,0

3. Приморский край 239,6 3,9 79. Республика Марий Эл 1,3 0,0

4. Московская область 227,9 3,8 80. Республика Дагестан 1,1 0,0

5. Краснодарский край 143,6 2,4 81. Республика Калмыкия 0,9 0,0

6. Иркутская область 127,7 2,1 82. Республика Тыва 0,6 0,0

7. Свердловская область 111,1 1,8 83. Республика Ингушетия 0,5 0,0

8. Владимирская область 92,7 1,5 84. Чукотский автономный округ 0,3 0,0

9. Республика 85. Ненецкий 0,2 0,0

Крым 75,6 1,2 автономный округ

10. Новосибирская область ... 67,4 ... 1,1 ... Россия - всего 6072,0 100,0

В работе представлена картина регионального развития туризма в России на

94

2016 г. Из-за ограниченности объема работы динамика туристской индустрии не показана. Однако статистические данные туристской отрасли России свидетельствуют о ее зависимости от общей макроэкономической ситуации в стране и регионах. Индикаторы работы туристской индустрии, в основном, повторяют тенденции изменений общеэкономических показателей (объемы ВВП, промышленного производства и т. п.) [12; 15; 16].

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Отдельные части российского туристского пространства вносят неодинаковый вклад в развитие туристского комплекса страны. Эту закономерность можно обнаружить в каждой стране, она связана с уровнем развития и структурой хозяйства; наличием (отсутствием), количеством, доступностью туристско-рекреационных ресурсов; степенью развитости туристской инфраструктуры; историко-географическими особенностями эволюции территории; социально-демографическими характеристиками населения; географическими и множеством других факторов. Однако масштабы этих различий и их социально-экономические последствия у разных государств неодинаковы.

Межрегиональные различия в России по уровню развития туризма очень велики. В некоторой степени это связано с наследием прошлого развития. Но в значительной степени на это влияют закономерности рыночных отношений (рынки «предпочитают» одни регионы другим и не позволяют достичь процветания повсюду одновременно), а также политика федерального центра и субъектов РФ. Нынешнее функционирование туристской индустрии России способствует усилению этих различий между регионами. Такое возрастающее «расслоение» может привести к усилению социальной напряженности в обществе и возникновению сепартистских настроений в регионах.

2. По уровню развития и степени структурной и институциональной продвинутости туристской индустрии среди субъектов РФ можно выделить несколько типов. К столичному типу относятся город федерального значения (ГФЗ) Москва и Московская область, ГФЗ Санкт-Петербург и Ленинградская область. Основными факторами, обусловливающими высокий уровень развития туристской отрасли, являются столичные функции и функции «ворот России», выполняемые Москвой и Санкт-Петербургом. С этим связаны большие финансовые возможности и значительные инвестиции в отрасли, развитая туристская инфраструктура, «бум» делового туризма. Столичное прошлое и возраст этих городов предопределили многообразие и большое количество историко-культурных туристских ресурсов, что сделало их центрами познавательного, культурного, экскурсионного и религиозного туризма мирового значения.

К причерноморскому типу регионов относятся Краснодарский край, Республика Крым и ГФЗ Севастополь (правда, статус главной военно-морской базы Черноморского флота России и связанная с этим закрытость города сдерживает развитие туризма). Теплые воды Черного моря, протяженная береговая линия с

95

песчаными пляжами, благоприятные климатические условия обусловили специализацию туристского комплекса регионов прежде всего на пляжном туризме. По многим показателям функционирования туристской индустрии Краснодарский край и Республика Крым в числе лидеров среди российских регионов.

Один из развитых в рекреационном отношении субъектов РФ -Ставропольский край - можно отнести к типу регионов с резким преобладанием в туристской индустрии лечебно-оздоровительного направления. Кавказские Минеральные Воды - одна из старейших курортных зон России, известна еще с XVIII в., группа курортов федерального значения в Ставропольском крае, особо охраняемый эколого-курортный регион, имеющий координирующую администрацию. С 2012 г. в крае действует туристско-рекреационная особая экономическая зона «Гранд Спа Юца». Природные лечебные факторы способствовали превращению Ставропольского края в один из главных российских районов лечебно-оздоровительного туризма.

Следующий тип можно условно назвать регионами - экстровертами в туристской деятельности (наподобие психологии: они стремятся к «общению» с внешним миром, в том числе налаживанию интенсивных связей в области туризма). Их объединяют не только стремление привлечь в регион российских и иностранных туристов, но и значительные шаги, проделанные для этого: привлечение инвестиций, пристальное внимание региональных властей к отрасли, проведение международных и всероссийских мероприятий, модернизация туристской инфраструктуры, разнообразие предлагаемых направлений туризма и т. п. К этому типу относятся регионы, сильно отличающиеся друг от друга по географическому положению, природным условиям, наличию и составу туристско-рекреационных ресурсов и другим признакам: Свердловская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Приморский край, Тюменская область, Калининградская область, Пермский край, Нижегородская область.

В остальных субъектах РФ туристская индустрия находится в стадии становления. Однако и среди них есть регионы, выделяющиеся по развитию одного-двух направлений туризма за счет природных туристско-рекреационных ресурсов, ресурсов познавательного, оздоровительного или спортивного туризма.

3. Имеется ряд общих проблем в развитии туризма регионов России:

- недостаточная поддержка и регулирование туристской отрасли государством как на федеральном, так и на региональном уровнях;

- высокая цена туристских и санаторно-оздоровительных услуг;

- недостаточная развитость и комфортность туристской инфраструктуры;

- узкий ассортимент предлагаемых основных и дополнительных услуг;

- возрастающая конкуренция не только на мировом туристском рынке, но и между отдельными субъектами РФ;

- неоптимальная территориальная организация туристкой индустрии;

- недостаточное внимание к развитию анимации в туристских центрах;

- малоэффективная рекламная деятельность;

- нехватка высококвалифицированных кадров;

- слабое развитие экскурсионного дела и т. п.

96

Они проявляются в регионах в разной степени, однако, решение этих проблем является актуальной для всех территорий. Для достижения главной цели в сфере туризма России - создания современного и высокоэффективного конкурентоспособного туристского комплекса с развитой туристской инфраструктурой - необходимо создать все условия для привлечения частных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль регионов, формировать современную маркетинговую стратегию создания и продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках.

Список литературы

11. Теория рекреалогии и рекреационной географии / под ред. В. С. Преображенский и И. В. Зорин. М.: Институт географии РАН, 1992. 179 с.

12. География туризма / под ред. А. Ю. Александровой. 4-е изд. М.: КНОРУС, 2013. 592 с.

13. Кружалин В. И., Мироненко Н. С., Зигерн-Корн Н. В., Шабалина Н. В. География туризма. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.

14. Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма. М.: КНОРУС, 2008. 272 с.

15. Зырянов А. И. Теоретические аспекты географии туризма. Пермь: ПГНИУ, 2013. 158 с.

16. Мажар Л. Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы. Смоленск: Универсум, 2008. 212 с.

17. Закиров И. В., Мазитова Й. И. Туризм в России: тенденции и география // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. № 1. С. 178-181.

18. Закиров И. В. Организация туризма на внутреннем рынке. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. 112 с.

19. Саттарова Г. А. Основные направления использования территориального маркетинга в туристско-рекреационной деятельности в Республике Крым // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 145-152.

20. Официальный сайт Всемирной туристской организации [Электронный ресурс]. URL: http : //www2 .unwto .org.

21. Щербакова С. А. Международный туризм: экономика и география. М.: Финансы и статистика, 2007. 144 с.

22. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации (Ростуризма) [Электронный ресурс]. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika.

23. Приложение к сб. «Платное обслуживание населения в России. 2017 г.»: стат. сб. / Росстат. М., 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/ rosstat_main/ rosstat/ ru/ statistics/publications/catalog/doc_1260453359625.

24. Россия в цифрах. 2017: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2017. 511 с.

25. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.

26. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.

REGIONAL FEATURES OF TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA Zakirov I. V., Sattarova G. A.

Bashkir State University, Ufa, Russia E-mail: ziw69@rambler.ru, satt-gu01@mail.ru

The work indicators of tourist industry of subjects of the Russian Federation were analyzed in the article. Groupings of regions of Russia on the share of services of the tourist industry in the GRP, the share of employed in tourist firms and collective accommodation facilities from the number of labor, the volume of services of the tourist industry per capita, and the provision of accommodation facilities for tourists were made;

97

they are ranked according to the volume of services of the tourist industry, the number of places in collective accommodation facilities, the number of foreign citizens placed in collective accommodation facilities. Significant differences in the development of tourism in the regions of Russia were revealed. General problems in the development of tourism in the regions of Russia were indicated.

Keywords: tourism, tourist industry, recreational geography, tourism geography, collective accommodation facilities, tourist services, hotel services, sanatorium and health services.

References

1. Teorija rekrealogii i rekreacionnoj geografii / pod red. V. S. Preobrazhenskij i I. V. Zorin. M.: Institut geografii RAN, 1992. 179 s.

2. Geografija turizma / pod red. A. Ju. Aleksandrovoj. 4-e izd. M.: KNORUS, 2013. 592 s.

3. Kruzhalin V. I., Mironenko N. S., Zigern-Korn N. V., Shabalina N. V. Geografija turizma. M.: Federal'noe agentstvo po turizmu, 2014. 336 s.

4. Kosolapov A. B. Geografija rossijskogo vnutrennego turizma. M.: KNORUS, 2008. 272 s.

5. Zyrjanov A. I. Teoreticheskie aspekty geografii turizma. Perm': PGNIU, 2013. 158 s.

6. Mazhar L. Ju. Territorial'nye turistsko-rekreacionnye sistemy. Smolensk: Universum, 2008. 212 s.

7. Zakirov I. V., Mazitova J. I. Turizm v Rossii: tendencii i geografija // Kurortno-rekreacionnyj kompleks v sisteme regional'nogo razvitija: innovacionnye podhody. 2016. № 1. S. 178-181.

8. Zakirov I. V. Organizacija turizma na vnutrennem rynke. Ufa: RIC BashGU, 2017. 112 s.

9. Sattarova G. A. Osnovnye napravlenija ispol'zovanija territorial'nogo marketinga v turistsko-rekreacionnoj dejatel'nosti v Respublike Krym // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. 2016. T. 2 (68). № 3. S. 145-152.

10. Oficial'nyj sajt Vsemirnoj turistskoj organizacii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www2.unwto.org.

11. Shherbakova S. A. Mezhdunarodnyj turizm: jekonomika i geografija. M.: Finansy i statistika, 2007. 144 s.

12. Oficial'nyj sajt Federal'nogo agentstva po turizmu Rossijskoj Federacii (Rosturizma) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika.

13. Prilozhenie k sb. «Platnoe obsluzhivanie naselenija v Rossii. 2017 g.»: stat. sb. / Rosstat. M., 2017 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/ rosstat_main/ rosstat/ ru/ statistics/publications/catalog/doc_1260453359625.

14. Rossija v cifrah. 2017: krat. stat. sb. / Rosstat. M., 2017. 511 s.

15. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2017: stat. sb. / Rosstat. M., 2017. 1402 s.

16. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2017: stat. sb. / Rosstat. M., 2017. 686 s.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.