Научная статья на тему 'Региональные особенности развития рынка платных услуг населению'

Региональные особенности развития рынка платных услуг населению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ПЛАТНЫХ УСЛУГ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ / ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ПЕРВООЧЕРЕДНОСТЬ И ПРИОРИТЕТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СОМНЕНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ / PAYABLE MARKET SERVICE / FORMATION AND PROMOTION / FUNCTIONING FEATURES / URGENCY AND PRIORITY / SOCIAL DOUBT / MARKET PROMOTION RELATIONS / ECONOMIC-MATHEMATIC MODELS / THE ESSENCE OF MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Махфуза Абдужабборовна

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития рынка платных услуг и выявляются особенности его функционирования в условиях Таджикистана. Первоочерёдность и приоритетность создания обслуживающей системы не вызывает никаких экономических и социальных сомнений, тем более в районах с низким уровнем экономического развития и нового освоения. Автором определены основные задачи, стоящие перед рынком оказания платных услуг населению в условиях формирования новых рыночных отношений, а также разработана экономико-математическая модель, позволяющая прогнозировать спрос на платные услуги населению в Республике Таджикистан. Сущность модели заключается в оценке изменения потребительских расходов на платную услугу в зависимости от достигнутого уровня денежных доходов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional features of payable market development services

Formation and promotion of `payable market service matters are considered in this article and also are revealed their functioning features in our condition. The author thinks that urgency and priority of serving system creation will not bring into any economic and social doubt, particularly in the low economic development regions. The main tasks standing before payable market service in the condition of market relation promotion, and also worked out economic-mathematic models, permitting to focus demand for payable service in Tajik Republic. The essence of model is in change assessment of customer’s expense for payable service on the dependence of achieved population income level.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности развития рынка платных услуг населению»

10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.:ИНФРА- М, 2000.

Маъмуров Анвар Махмуджонович-

ст.преподаватель кафедры налогов и налогообложения ТГУПБП Формы и условия налогообложения

Статья посвящена одной из актуальных проблем теории, практики и форм налогообложения, которое является основным способом реализации налоговой политики. В данной статье, с точки зрения классической и современной теории, полностью раскрыта практическая реализация налоговой политики.

Статья является доступной для понимания и раскрывает сущность форм налогообложения, здесь проведен анализ видов налогов, с научной точки зрения освещена их сущность, а также принципы налогообложения.

Mamurov A.M.

Forms and taxation conditions

The article is considered one of the actual problems and is directed on study of the forms of taxation, which is the main way of tax policy realization. In the given article, from the point of view of classical and modern theory practical realization of tax policy is completely revealed.

The article is available for understanding and reveals the essence of forms of the taxation, also was carried out analysis of the types of taxes from scientific point of view elucidated their essence, as well as principles of the taxation.

Абдуллаева Махфуза Абдужабборовна -

преподаватель ХГУ им. акад. Б.Гафурова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

В условиях совершенствования национальной экономики, в силу переориентированных факторов и критериев развития из-за качественных изменений в целях развития рыночной экономики, появляется необходимость в новых теоретических построениях самой сущности, роли, места и значения рынка услуг для адекватной направленности его функционирования, развития и соответствия потребностям народного хозяйства и общества.

Вместе с тем, эффективность функционирования рыночной экономики предопределяется не только уровнем развития и степенью согласованности работы базисных и основных отраслей материального производства и сферы услуг, но и полнотой и своевременным удовлетворением их потребностей в продукции и услугах обслуживающих отраслей транспорта, связи и т. д.

В развитии каждой территории рынок платных услуг населению должен гарантировать нормальные условия для функционирования и развития отраслей основного производства и обеспечить максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала данного

региона. Независимо от разделения труда и специализации региона, каждая территория должна иметь развитый и достаточный набор элементов оказания услуг населению в транспортных и других коммуникациях, прочих его элементах, так как основные и постоянные устройства являются не только обязательным условием функционирования обслуживающих отраслей экономики, но и важнейшим фактором развития и размещения производительных сил [2,3,4,5,6,8,9].

В связи с этим исследование проблем разработки прогноза развития и размещения обслуживающей системы рынка оказания платных услуг населению предполагает выявление особенностей его функционирования в условиях Таджикистана. Анализ, а также опыт разработок многочисленных предплановых работ показывает, что выявленные особенности этого рынка существенным образом влияют на стратегию его развития на долгосрочный период.

Проводимая до настоящего времени стратегия и тактика развития производительных сил обусловливали первоочередное формирование базисных отраслей народного хозяйства, а обслуживающая система, как правило, образовывалась по «остаточному принципу» и ей отводилась роль «второстепенных» отраслей. Вместе с тем, первоочерёдность и приоритетность создания обслуживающей системы не вызывает никаких экономических и социальных сомнений, тем более в районах с низким уровнем экономического развития и нового освоения. Основные отрасли народного хозяйства не могут разместить свои производства и предприятия, несмотря на наличие природно-экономических и трудовых ресурсов.

Из-за высокой стоимости и дальности перевозок, неудовлетворительного состояния сети автомобильных дорог и невозможности осуществления массовых перевозок с наименьшими потерями, приводящими, в конечном счете, к выпуску неконкурентного товара на рынке, становятся неэффективными размещения многих видов как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Необходимо учесть и влияние специализации производства конкретного региона на формирование и развитие обслуживающей системы. Обслуживание разных отраслей народного хозяйства предполагает определенные требования к рынку оказания платных услуг населению. Так, развитие отраслей специализации в республике - хлопководства, овощеводства и растениеводства - требует оснащения народного хозяйства необходимыми специализированными транспортными средствами, а также организации перевозки выращенной продукции в другие страны.

Рынок оказания платных услуг населению характеризуется свойством эмерджентности, что требует постановки проблем развития отдельных отраслей во взаимосвязь с другими её отраслями. Свойство эмерджентности приобретает чрезвычайно важное место в проблемах сбалансированного развития рынка услуг сервиса, особенно в условиях дефицитности и ограниченности капитальных вложений, выделяемых на его развитие.

Поэтому это свойство требует учёта стартового состояния системы и её отдельных отраслей для выработки политики и концепции перспективного формирования с точки зрения эффективности мероприятий как по развитию обслуживающей системы в целом, так и её отдельных элементов, звеньев, отраслей. Следовательно, учёт этой особенности рынка оказания платных услуг требует анализа и определения состояния развития каждой отрасли этого рынка, и на основе результатов анализа - разработки стратегии развития отдельных сфер с выявлением первоочередных задач.

Межведомственный характер использования рынка платных услуг требует разработки научно-обоснованных программ его развития с учётом комплексного вовлечения как бюджетных средств, так и средств всех пользователей услугами. Только этим путём можно вывести рынок платных услуг в ряд высокоэффективных звеньев национальной экономики.

Формирование региональной и локальной сети рынка платных услуг требует координации действий республиканских и местных органов исполнительной власти, отдельных предприятий. Наконец, эта особенность наиболее чётко проявляется в условиях рынка, когда отдельные предприятия прямо не заинтересованы в выделении средств для развития рынка платных услуг и его отдельных отраслей и звеньев.

Поэтому решение проблемы, с учетом влияния этого фактора, нуждается в государственном и, вместе с тем, рыночном регулировании инвестиций и банковских процентов, увеличенных размерах амортизационных отчислений, снижения или ликвидации на время налогов на средства, направляемые на развитие рынка платных услуг и его подразделений. Реализация такого подхода, как показывает мировой опыт, позволит сфере платных услуг и её отраслям преодолеть тот разрыв, который существует в республике между основным производством и этой системой и проблемой сбалансированности спроса и предложения на платные услуги.

Каждый регион, каждая территория или республика имеют собственную характерную сеть, резко отличающуюся от других. Она формируется под влиянием социальных и экономических факторов, а также уровня развития и размещения производительных сил. Имеющуюся взаимосвязь между сферой платных услуг и развитием и размещением производительных сил необходимо учитывать с помощью фактора размещения производства, так как сетевой характер влияет как на размещение его собственных объектов, так и на размещение промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий.

Формирование и развитие элементов и отраслей рынка оказания платных услуг населению зависят от выбранной долгосрочной стратегии социально-экономического развития республики и иерархии народнохозяйственных, региональных и местных интересов, так как, во-первых, дают возможность сформулировать первоочередные задачи развития рынка платных услуг, во-вторых, ранжировать проблемы для нахождения их приоритетов [1,6,7,8,9].

Перспективная концепция развития рынка платных услуг зависит от уровня развития и степени реализации задач обслуживания народного хозяйства и населения в условиях рыночной экономики. В этой связи специфические и классические задачи обслуживания, такие как научно-технический прогресс и внедрение его достижений в отрасли, и, в конечном итоге, совершенствование работы рынка платных услуг и повышение его эффективности, необходимо рассматривать во взаимосвязи и в тесном переплетении с новыми задачами, вытекающими из механизма рыночного функционирования как народного хозяйства, так и его отдельных отраслей.

Среди основных задач развития рынка оказания платных услуг населению в условиях формирования новых рыночных отношений первоочередными являются следующие [1,6,7,8,9]:

1. Развитие отношений собственности на основе разгосударствления и приватизации объектов и функциональных звеньев сферы услуг.

2. Развитие материально-технической базы рынка оказания платных услуг в условиях сужения государственных инвестиций и предпринимательства, формирование нового механизма государственного регулирования рынка платных услуг.

3. Совершенствование системы управления рынком платных услуг населению в условиях рыночной экономики.

4. Развитие форм предпринимательской деятельности на рынке платных услуг населению и объектов рынка платных услуг.

5. Разработка стратегии развития и изменения формы организации производства услуг предприятий названной сферы.

6. Планирование и регулирование работы объектов и предприятий рынка платных услуг населению.

7. Финансирование планов развития и деятельности предприятий рынка оказания услуг населению и объектов рынка платных услуг.

8. Маркетинговая и инновационная деятельность рынка платных услуг населению.

9. Формирование единого комплекса материального обращения на транспорте и в экономике, создание новых универсальных сервисных предприятий.

10. Формирование и развитие новых отраслей сервисного обслуживания основного производства.

Таким образом, в изменившихся условиях, в связи с переориентацией стратегии развития экономики на рыночные рельсы, разработка плановых материалов, схемы формирования и развития производительных сил и сферы услуг требует обязательного учета и решения вышеназванных задач. В этой связи традиционные задачи по разработке проблем развития и размещения производительных сил должны быть дополнены включением вышеназванных вопросов и проблем развития сферы платных услуг в Республике Таджикистан в условиях рыночной экономики.

Нами разработана экономико-математическая модель, позволяющая прогнозировать спрос на платные услуги населению в Республике Таджикистан. Сущность модели заключается в оценке изменения потребительских расходов на платную услугу в зависимости от достигнутого уровня денежных доходов населения. Подбор экзогенных факторов для описания экономико-математических моделей исходит из наиболее общих причин изменения объемов и структуры денежных расходов населения на оплату услуг. К ним относятся уровень среднедушевых доходов, изменение удельного веса горожан в общей численности населения в процессе урбанизации и средний размер семьи.

С целью определения спроса расчеты проведены по двум вариантам. При первом варианте в качестве результативного показателя и показателей факторов приняты:

У - платные услуги на душу населения, сомони; Х1 - покупательная способность, %; Х2 - ВРП на душу населения, сомони; Х3 - потребление на душу населения, сомони; Х4 - уровень безработицы, %;

Во втором варианте в качестве результативного показателя и показателей факторов приняты:

У - платные услуги на душу населения, сомони; Х1 - среднедушевые доходы населения, сомони; Х2 - удельный вес городского населения, %; Х3 - средний размер семьи, чел.

Оценка влияния факторов, статистические характеристики и аппроксимирующие свойства модели, а также другие параметры, потребные при проведении корреляционно-регрессионного анализа, определены с помощью стандартной программы.

Экономико-математические модели имеют следующий вид:

1. Экономико-математическая модель спроса населения на платные услуги в Республике Таджикистан:

У = -19,2857 х1 - 0,19117 х2 + 1,05979 х3 + 34,65322 х4 , (1) Я =0,997479, Я2 =0,994964, Б =0,106267.

2. Экономико-математическая модель спроса населения на платные услуги в Согдийской области Республики Таджикистан:

У = 13,11494 х1 + 0,765163 х2 - 0,70547 х3 - 166,13 х4 , (2) Я =0,995273, Я2 =0,990568, Б =0,145217

3. Экономико-математическая модель спроса населения на платные услуги в Республике Таджикистан

У = 0,459932 х1 - 42,1277 х2 - 3520,1 х3 , (3)

Я =0,989913, Я2 =0,979928, Б =0,029956.

4. Экономико-математическая модель спроса населения на платные услуги в Согдийской области Республики Таджикистан

У = -0,580973 х1 + 264,366 х2 - 37,5696 х3 , (4)

R =0,990195, R2 =0,980486, F =0,029128.

Оценка достоверности полученных моделей указывает на адекватность полученных результатов.

Подставляя в уравнение прогнозные значения показателей факторов, можно получить искомую величину спроса на услуги в t-ом году. Значения показателей факторов могут быть определены на основе методов экстраполяции.

Ключевые слова: рынок платных услуг, формирование и развитие, особенности

функционирования, первоочередность и приоритетность, социальное сомнение, продвижение

рыночных отношений, экономико-математическая модель, сущность модели.

Key words: payable market service, formation and promotion, , functioning features, urgency and

priority, social doubt, market promotion relations, economic-mathematic models, the essence of

model.

Список использованной литературы:

1. Абдугафаров А.А. Собственность, предпринимательство и проблемы перехода Республики Таджикистан к рыночному хозяйству. -Худжанд,1999. -75с.

2. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. - М.: ЮНИТИ, 2007. -399с.

3. Герасимов Б.И., Гурова Л.Г. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона.- Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004.-116с.

4. Дробышев Г.Н., Герасимов Б.И. Институциональный механизм регулирования рынка бытовых услуг как экономической системы. -Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004.-71 с.

5. Кангиз Хаксевер, Барри Рендер, Роберта С. Рассел, Роберт Г. Мердик. Управление и организация в сфере услуг: 2-е изд./ Пер. с англ. Под ред. В В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2002. -752с.

6. Катаев А.Х. Региональная инфраструктура: содержание, планирование и эффективность развития. - Душанбе: Ирфон,1990.- 208 с.

7. Нурматов А.Х. Региональные проблемы развития сферы платных услуг в условиях рыночной экономики: автореф. дис... к. экон. н. - Душанбе, 1997. - 21с.

8. Раджабов Р.К., Факеров Х.Н., Нурмахмадов М., Саидова М.Х. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.-Душанбе: Дониш, 2007.-544 с.

9. Рауфи А. С единством к рынку./ Под общей редакции д.э.н., профессора И. Асророва. - Душанбе: Дониш, 2006. - 244 с.

10. Симагин Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства. -М.: Кнорус, 2011.- 384 с.

Абдуллаева М.А.

Региональные особенности развития рынка платных услуг населению В статье рассматриваются вопросы формирования и развития рынка платных услуг и выявляются особенности его функционирования в условиях

Таджикистана. Первоочерёдность и приоритетность создания обслуживающей системы не вызывает никаких экономических и социальных сомнений, тем более в районах с низким уровнем экономического развития и нового освоения. Автором определены основные задачи, стоящие перед рынком оказания платных услуг населению в условиях формирования новых рыночных отношений, а также разработана экономико-математическая модель, позволяющая прогнозировать спрос на платные услуги населению в Республике Таджикистан. Сущность модели заключается в оценке изменения потребительских расходов на платную услугу в зависимости от достигнутого уровня денежных доходов населения.

Abdullaeva M.A.

Regional features of payable market development services

Formation and promotion of 'payable market service matters are considered in this article and also are revealed their functioning features in our condition. The author thinks that urgency and priority of serving system creation will not bring into any economic and social doubt, particularly in the low economic development regions. The main tasks standing before payable market service in the condition of market relation promotion, and also worked out economic-mathematic models, permitting to focus demand for payable service in Tajik Republic. The essence of model is in change assessment of customer's expense for payable service on the dependence of achieved population income level.

Дилшоди Мухамадиброхим-

аспирант ТГУПБП

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН СО СТРАНАМИ СНГ

В Республике Таджикистан, как и в других постсоветских странах, происходит трансформация всех экономических отношений. Трансформация представляет собой масштабные, глубинные, продолжительные во времени изменения и сопровождается переменами различного рода. Главный признак трансформации заключается не столько в количественных изменениях, сколько в появлении нового качества этих изменений. Поэтому рассмотрение вопроса следует начать с определения понятия и содержания экономической трансформации. Наиболее приемлемое, по мнению автора, определение трансформации дает профессор К. Косолапов, который трактует трансформацию как перемены - изменения - эволюцию - развитие (5,4).

Сущностью экономической трансформации являются глубинные изменения, происходящие в экономической системе. Изменению может быть подвержена любая экономическая система, поэтому экономическая трансформация есть внутренний элемент общего процесса развития(2,39). Трансформацию можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Экономическая трансформация в широком смысле - это переход от одного этапа развития к другому, от одного типа экономических отношений к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.