Научная статья на тему 'Региональные особенности образовательной миграции Донбасса'

Региональные особенности образовательной миграции Донбасса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / EDUCATIONAL MIGRATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / УЧИТЕЛЯ / TEACHERS / РЕГИОН / REGION / ДНР / DPR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Юрий Анатольевич

В статье определены основные тенденции и особенности образовательной миграции студентов ДНР, как внутри региона так и за его пределами в условиях военных и социально-экономических угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines the main trends and peculiarities of the educational migration of the students of the Donetsk People's Republic, both within the region and beyond its borders in the contexts of military and socio-economic threats.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности образовательной миграции Донбасса»

Скворцов Юрий Анатольевич

методист научного отдела, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 316.334.52:314.7

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

МИГРАЦИИ ДОНБАССА

REGIONAL PECULIARITIES OF EDUCATIONAL MIGRATION OF

DONBAS REGION

В статье определены основные тенденции и особенности образовательной миграции студентов ДНР, как внутри региона так и за его пределами в условиях военных и социально-экономических угроз.

Ключевые слова: образовательная миграция, студенты, учителя, регион, ДНР.

The article outlines the main trends and peculiarities of the educational migration of the students of the Donetsk People's Republic, both within the region and beyond its borders in the contexts of military and socio-economic threats.

Key words: educational migration, students, teachers, region, DPR..

Миграция является одной из важнейших проблем населения определенной страны и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, но и как сложный социальный процесс, затрагивающий многие стороны жизнедеятельности общества. В течение всего XX века наблюдается интенсивное расширение миграционных потоков, а в начале XXI века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных изменений. Собственно, сама глобализация в значительной степени интенсифицировала этот процесс.

Несмотря на это, миграционная проблематика - это та часть научного знания в общемировом масштабе, по поводу которой ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Существует множество дисциплин, изучающих миграцию (демография, география, экономика, статистика, право, антропология, философия, социология, психология и т.д.), однако обобщенного понятия миграции как социального явления нет. Подобный феномен легко объясним, так как миграция является наряду с культурой, образованием, политикой одним из ключевых аспектов человеческой жизнедеятельности и, соответственно, содержит в себе множество различных аспектов, которые невозможно раскрыть в какой-либо отдельной науке.

Феномен образовательной миграции в данном случае - не исключение. В литературе по этому вопросу доминируют психологические и демографические источники, а социальный фактор остается без должного

внимания ученых. Помимо этих трудностей туманным остается само проблемное поле образовательной миграции и границы исследовательских практик.

По пространственно-временному параметру образовательная миграция также может быть различна. Рассмотрим сначала типологию по отношению к конечному пункту перемещения [3].

Векторная миграция - тип миграции, предполагающий наличие конечного пункта прибытия. При этом человек может эпизодически приезжать в этот пункт и уезжать из него - временно-постоянная миграция. Человек может также навсегда переселиться в пункт перемещения -совершить безвозвратную миграцию. Эпизодическая миграция описывает разовое перемещение [3].

В нашем случае образовательная миграция может быть как временно-постоянной, так как обычный образовательный цикл длится от 1 до 6 лет, так и безвозвратной, когда мигрант принял решение остаться после учебы в принимающем сообществе. В случае если индивид уезжает для прохождения повышающих квалификационных курсов миграция может быть эпизодической.

Маятниковая миграция - в большинстве случаев предполагает периодическое перемещение индивидов из одного населенного пункта в другой. Может быть челночной (то есть ежедневной или еженедельной) и сезонной (в пределах года). Образовательная миграция может происходить в каждом из этих типов [3].

Следующий аспект пространственно-временного параметра миграции -деление ее по отношению к условным и воображаемым линиям, границам.

Административная граница - миграция в этом случае может быть внешней и внутренней. Внешняя миграция предполагает разделение на эмиграционную и иммиграционную. Оба эти типа свойственны образовательной миграции. В свою очередь внутренняя миграция делится на внутрирегиональную и межрегиональную; образовательная миграция также включает в себя оба фактора [3].

Социокультурная граница - данный тип миграции находится в зависимости от возможности образования мигрантами собственного социокультурного пространства. В случае образовательной миграции возникает двоякая ситуация. В случае маятниковой миграции индивид находится в уже сформированном социокультурном пространстве и не испытывает проблем, связанных с адаптацией на новом месте жительства. Однако для социологии миграции в большинстве случаев представляет исследовательский интерес именно векторная образовательная миграция, которая включает в себя весь спектр подобных проблем [3].

На территории Донбасса всегда был представлен весь спектр миргаций в образовании.

Маятниковая миграция, внутреннее перемещение населения является достаточно обычным явлением.

Об этом свидетельствует исследование, проведенное среди студентов ВУЗов. В ходе исследования были выявлены главные причины студенческой миграции. Основными причинами перемещения в другой город респонденты назвали:

1) в городе, в котором проживает респондент, нет ВУЗа - 35,6%;

2) у ВУЗа родного города нет специальности, на которую респондент хотел пойти обучаться, - 15,4%

3) желание получить качественное высшее образование - 12,8%.

Таким образом, наиболее приоритетной причиной студенческой

миграции можно назвать отсутствие ВУЗа по месту жительства респондентов, а наименее приоритетными причинами являются: позитивный пример друзей и знакомых, а также будущие перспективы: карьера, высокий доход и желание получить диплом престижного ВУЗа.

Необходимо отметить, что почти половина опрошенных респондентов (46,3%) после окончания ВУЗа выразили желание окончательно оставить родной город и переехать в другой. Из них на 5% больше тех, кто быстрее покинет город, чем тех, кто уже определился с отъездом окончательно.

Кроме маятниковой миграции, на нашей территории была и представлена векторная миграция, молодые люди из других стран постоянно были представлены во всех ВУЗах Донецкой области. Многие из них после оставались на постоянное место жительство на нашей территории.

После начала боевых действий ситуация в регионе поменялась. Из Донецкой, Луганской областей по данным статистики Украины состоянием на 25.02.2016 года выехало 1,734,958 переселенцев, из них 107,735 лиц -вынужденные переселенцы и люди, которые испытали последствия конфликта. Среди вынужденных переселенцев большинство женщины, которые представляют 42% (45,529), 26% (27,517) - мужчины и 32% (34,694) детей. Приведенные данные являются приблизительными из-за невозможности точного подсчета в условиях вооруженного конфликта.

На сегодня на нашей территорий часть вузов, а именно 16 вузов, колледж и два техникума частично или полностью переехали на територию Украины. Большинство из них отмечают резкое сокращение количества студентов. ВУЗам на территории ДНР удалось сохранить около 70% учащихся. Помимо этого в ходе 2015-2016 учебного года ВУЗы испытывали проблемы с материально-технической базой, а в частности, с помещениями для проаведения занятий и общежитием. Летом 2015 г. абитуриенты поступали, сдавали экзамены и становились студентами вузов Донбасса. По техническим причинам, таким как отсутствие интернета, потеря документов, связанная с военными действиями в регионе, некоторых поступивших вузы не успели внести в базу образования. Часть студентов перевелась в украинские вузы. А после 19 декабря 2015 г. упрощенный режим зачисления в вузы перестал действовать.С 21 января 2016 г. Украина ввела визовый режим для пересечения границы ДНР - Украина. Еще одной особенностью стало, что некоторые студенты продолжают учебу в вузах Украины

дистанционно. Для них поездка на сессию стала проблемой. В отдельных вузах студенты получали задания по электронной почте, отправляли ответы и имели доступ к ведомостям и оценкам [1].

Таким образом, оцененные объемы внутри и межрегиональной образовательной миграции свидетельствуют о высоком уровне ее потенциала. В нынешних условиях важную роль в ее реализации играет сотрудничество между университетами на межрегиональном уровне, а именно: организация широкого обмена студентами, аспирантами и преподавателями. Так, было инициировано образовательно-научное сотрудничество с университетами разных регионов Росийской Федерации по обмену студентами для прохождения ими учебных и производственных практик, организации их досуга и отдыха; обмена аспирантами и докторантами с целью их участия в совместных научных исследованиях по различным отраслям науки; обмена преподавателями для преподавания учебных дисциплин, подготовки учебников, разработки совместных специальных курсов, лабораторных работ, а также прохождения стажировки с целью углубления знаний различных отраслей науки. Перечисленные меры усиливают качественные аспекты образовательных миграций на внутри - и межрегиональном уровнях.

Помимо этого следует отметить, что с момента присоединения к Болонскому процессу ежегодно возрастало количество молодежи, которая участвует в международных образовательных перемещениях, которые в основном носили временный, неупорядоченный характер. По данным Всемирного отчета об образовании 2007, количество студентов, которые учились за границей, составило 26879 человек (1% от общего количества студентов). Из них наибольшее количество студентов училась в Германии, России, Польше, США, Венгрии. Тогда как в этот период в Украине обучалось 23259 зарубежных студентов, на 362 человека меньше, чем мигрировало по образовательным фактором в другие страны. Наряду с этим, нельзя не упомянуть о временной миграции преподавателей и ученых с целью стажировки, участии в конференциях, временной работе и т.д. [4].

На сегодняшний день в ДНР успешно предоставляют образовательные услуги 11 ГОУ ВПО. Студенческий контингент этих Вузов составляют жители близлежащих городов, таких как Горловка, Енакиево, Макеевка, Харцызск, Дебальцево и др. Наряду с этим отмечается образовательная миграция молодежи, аспирантов и ученых в Российскую Федерацию. Еще одной особенностью современной ситуации является возможность поступления в ВУЗы ДНР абитуриентов с территории Донецкой области временно неподконтрольной ДНР, что стало возможным благодаря гуманитарной программе, инициированной Главой Республики А.В. Захарченко [2].

Следовательно, в условиях глобализации возрастает роль образовательной миграции как важной, интеллектуальной по содержанию формы миграционных перемещений населения. Оценка миграционных

настроений по приведенным индикаторами еще раз доказывает, что образовательная миграция студентов, преподавателей и ученых является весомым фактором, способствующим интеграции специалистов в международное образовательное пространство. Намерения временно включиться в образовательные интеграционные связи - это эффективный канал получения дополнительного заработка, самоутверждения, реализации собственного интеллектуального потенциала. Вместе с тем, если будет обеспечено возвращение их на родину, то после нескольких лет работы за границей они будут способны предоставить стране новый интеллектуальный продукт, новые знания и технологии, новую трудовую этику. Для того, чтобы вернуть этот процесс в регулируемое русло, на государственном уровне должен быть принят определенный ряд нормативно-законодательных документов. Следует определить взаимные обязательства государства и студентов, молодых специалистов и ученых по цели стажировки, реализации ее результатов в родном государстве и материального вознаграждения за новые знания, опыт. Поддержка государством научной мобильности является важным механизмом реализации стратегии инновационного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взгляд на образование 2014: показатели ОЭСР. Резюме на русском языке. OECD, 2009 [Електронний документ]. - Режим доступа: www.oecd.org/ bookshop/. (дата обращения 30.04.2017)

2. Министерство образования и науки Донецкой народной республики [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://mondnr.ru (дата обращения 30.04.2017)

3. Топилин А.В. Миграционный обмен и занятость населения в СНГ / А.В. Топилин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. - М. : ИСПИ РАН, 2001. - 68 с.

4. The World Report On education, 2007. Comparing the global statistics in the field of education. - UNESCO Institute for Statistics, Montreal, 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book224.pdf (дата обращения 30.04.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.