Научная статья на тему 'Региональные особенности колористики классицизма в Саратове'

Региональные особенности колористики классицизма в Саратове Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классицизм / колористика / природная цветность региона / городская среда / classicism / Saratov / urban environment

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Негуляева Татьяна Валерьевна, Дудина Елена Сергеевна, Майскова Мария Дмитриевна

Классицизм Саратова, как первый этап каменного строительства города, сыграл главенствующую роль при формировании архитектурной среды исторического центра на всех его уровнях, включая семантические характеристики, проявляющиеся в колористическом решении. В статье рассмотрены процессы организации и самоорганизации цветового решения застройки, созданной в Саратове в период классицизма. Цель исследования – выявить региональные особенности колористики классицистической застройки г. Саратова. Научная новизна состоит в изучении цветовых гармоний, заложенных в архитектурную среду исторического центра города. Основными уровнями научного познания приняты: теоретический метод, предполагающий изучение текстовых материалов, описывающих архитектуру классицизма, и практический – с определением колористических характеристик элементов среды и их гармоничных сочетаний, а также системный анализ материала. В результате исследования выявлены особенности региональной колористки исторического центра Саратова, основанные на цветовых характеристиках, заложенных в период классицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classicism in the Saratov region

Saratov’s classicism is the first stage of its capital construction. It plays a major role in the formation of the architectural environment of the historical center. Classicism also influences the formation of the central part of the city. The article considers the processes of organization and self-organization of buildings in Saratov during the period of Classicism. Purpose: Identification of classicism buildings in Saratov. Methodology/approach: The main levels of scientific knowledge are accepted: a theoretical method involving the study of documents describing the architecture of classicism, a practical method to determine the elements of the environment, their harmony, and the systems analysis of these documents. Research findings: Regional properties of Saratov are studied for the period of classicism. Value: A study of harmony in the architectural environment of the historical center Saratov.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности колористики классицизма в Саратове»

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 2. С. 61-68.

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture.

ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)

2024; 26 (2): 61-68. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 72.01

DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-2-61-68

EDN: CKTKRM

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛОРИСТИКИ КЛАССИЦИЗМА В САРАТОВЕ

Татьяна Валерьевна Негуляева, Елена Сергеевна Дудина, Мария Дмитриевна Майскова

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Саратов, Россия

Аннотация. Классицизм Саратова, как первый этап каменного строительства города, сыграл главенствующую роль при формировании архитектурной среды исторического центра на всех его уровнях, включая семантические характеристики, проявляющиеся в колористическом решении.

В статье рассмотрены процессы организации и самоорганизации цветового решения застройки, созданной в Саратове в период классицизма.

Цель исследования - выявить региональные особенности колористики классицистической застройки г. Саратова.

Научная новизна состоит в изучении цветовых гармоний, заложенных в архитектурную среду исторического центра города.

Основными уровнями научного познания приняты: теоретический метод, предполагающий изучение текстовых материалов, описывающих архитектуру классицизма, и практический - с определением колористических характеристик элементов среды и их гармоничных сочетаний, а также системный анализ материала.

В результате исследования выявлены особенности региональной колористки исторического центра Саратова, основанные на цветовых характеристиках, заложенных в период классицизма.

Ключевые слова: классицизм, колористика, природная цветность региона, городская среда

Для цитирования: Негуляева Т.В., Дудина Е.С., Майскова М.Д. Региональные особенности колористики классицизма в Саратове // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 2. С. 61-68. Б01: 10.31675/1607-1859-2024-26-2-61-68. ББ№ СКТКИМ

© Негуляева Т.В., Дудина Е.С., Майскова М.Д., 2024

ORIGINAL ARTICLE

CLASSICISM IN THE SARATOV REGION

Tat'yana V. Negulyeva, Elena S. Dudina, Mariya D. Maiskova

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov, Russia

Abstract. Saratov's classicism is the first stage of its capital construction. It plays a major role in the formation of the architectural environment of the historical center. Classicism also influences the formation of the central part of the city. The article considers the processes of organization and self-organization of buildings in Saratov during the period of Classicism. Purpose: Identification of classicism buildings in Saratov.

Methodology/approach: The main levels of scientific knowledge are accepted: a theoretical method involving the study of documents describing the architecture of classicism, a practical method to determine the elements of the environment, their harmony, and the systems analysis of these documents.

Research findings: Regional properties of Saratov are studied for the period of classicism. Value: A study of harmony in the architectural environment of the historical center Saratov.

Keywords: classicism, Saratov, urban environment

For citation: Negulyaeva T.V., Dudina E.S., Maiskova M.D. Classicism in the Saratov region. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (2): 61-68. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-2-61-68. EDN: CKTKRM

Введение

Конец XVIII - первая половина XIX в. - это, по сути, начальный этап формирования капитальной застройки г. Саратова. Как и во многих других российских городах, в те времена в Саратове по главным центральным улицам начали возводиться классицистические «образцовые» дома, заменяющие хаотичную, «самостройную» деревянную архитектуру. Благодаря выстроен-cq ным в ряд окрашенным каменным фасадам город приобрел ухоженный, парадный и монументальный вид. Свежесть сочетания белых колонн на фоне светлых желтых и охристых оттенков новых зданий, на контрасте с голубиз-^ ной отражающегося в Волге неба, создала чрезвычайно убедительный коло-^ ристический образ г. Саратова эпохи классицизма. Образ был настолько сильным и точным, что он во многом предопределил формирование колористики сч города на все последующее времена, вплоть до настоящего момента. Класси-® цистическая палитра Саратова стала основой для формирования колористиче-^ ской идентичности города.

^ Классицистическая палитра Саратова как основа для формирования колористическом идентичности исторического центра

^ Как известно, в начале XIX в. устройство городов, в том числе и окраска

g зданий, были регламентированы указами, утвержденными императором. Они ^ запрещали «пестрить дома краскою» [Цит. по: 1], и в строительную практику ^ были введены списки цветов, разрешенных для окрашивания фасадов (рис. 1). 02 В п. 46 Указа 1817 г. предписывалось следующее: «Вообще дозволять красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым,

светло-серым, диким, бледно-розовым, сибиркою, но с большею примесью белой краски, и желто-серым» [Цит. по: 1]. Министерство полиции доставляло в губернии дощечки с выкрасками цветов: «сими красками выкрашенные, для показания настоящих цветов» [Цит. по: 1].

ее s Белый Белый s ю а Белый

X СП m 5 * ¡и ab- « * « s ° а ? g-9-5 Э X СЭ 3Ï-1 за 5 Светло- серый ! f- Светло- серый Is S Е ю Светло- серый

•¡ч Е ? Дикий СО о со I-» см Дикий и и О LJ со Дикий

II if ! ä R Палевый Палезый CN Z Палевый

Светло- желтый z nj та Бледно-желтый »I g S ш S1 I >v Бледно-желтый

-3 п s л CL а ф О с i 6 il о Бланжевый Ä S se I F Бледно-розовый £ л ер « s S Бледно-розовый

i - сь ф С прозеленью Сибирка, большею примесью зелой краски Н S и t о Сибирка, с. Большею лрплесью белой цжки

Бледно-зелены й О Желта- серый Желто- серый

Рис. 1. Перечень цветов для окрашивания «образцовых фасадов» периода классицизма Fig. 1. List of colors for painting facades of the Classicism period

Рекомендованные для окрашивания пигменты были, как правило, местного происхождения. Они издревле добывались в России и по своим свойствам хорошо подходили для наружных работ. В чистом виде использовалась только охра, остальные краски были составными и смешивались в определенных пропорциях для получения различных «теней» - оттенков. Предложенные цвета часто изготовлялись на основе белил и относились к нежной пастельной гамме. В самоучителе Ж.Ф. Ватен объясняет, что необходимость в смешивании красителей основана не только на понимании красоты нежных, светлых тонов, но и служит для уплотнения красок, повышения их укрывных свойств: «...исключая некоторые охры <...> неудобно употреблять вещества, дающие краски, по причине их легкости или тонкости: не имея корпусности, они могут смешиваемы быть с белилами свинцовыми и меловыми, чтобы покрывали какое-нибудь место» [2].

В 1818 г. ограничения ввелись в колористку крыш. Теперь их можно было красить только в дозволенные цвета: дикий, зеленый и красный. Указ 1818 г.1 также повлиял на гармонизацию и упорядочение колористических характеристик городов.

В отличие от столичных городов, в Саратове, как и в других губерниях, чаще всего для окрашивания зданий использовали охристые пигменты, что прежде всего связано с их низкой стоимостью, простотой изготовления красителя, высокой плотностью и укрывной способностью. На рис. 1 указаны перечни цветов, разрешенные для окрашивания «образцовых» фасадов периода классицизма2, и те из них, которые нашли применение в Саратове. Розовые,

1 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1: с 1649 по 12 декабря 1825 года. Санкт-Петербург, 1830. Т. 34 (1817).

2 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Т. XIX. Отделение первое.

От № 17472-18572. Санкт-Петербург: Типография II отделения собственной Е.И.В. Канцеля-

сиреневые, «сибирка» и серые оттенки (кроме цоколей зданий) не нашли широкого применения.

В историческом ядре уникальным представителем нарышкинского барокко является сохранившийся красно-белый Свято-Троицкий кафедральный собор. Площадь вокруг него сформирована в период классицизма и выполнена преимущественно в охристых тонах. От исторического ядра по направлениям близлежащих улиц (Московская, Чернышевского (Царицынская), Лермонтова (Воздвиженская), Челюскинцев (Троицкая), Мичурина (Понкратов-ская), Соляная (Архангельская) и др.) распространяется солнечная светло-желтая и охристая гамма. Застройка на этих улицах сформирована каменными домами, относящимися либо к классицистической, либо к переходной в эклектику стилистике. В существующей застройке г. Саратова сохранилось 47 зданий, выстроенных в период к. ХУШ - первой половины XIX в., которые пунктиром проходят по главным улицам города, создают колористический каркас и существенно влияют на восприятие исторического центра (рис. 2).

Рис. 2. Колористика классицистической застройки г. Саратова3. Матрица цвета и аналоговая гармония выполнены на основе ПСЗРИ 1845 и 1857 гг.

Fig. 2. Classicism buildings in Saratov. The color matrix and analog harmony

Стоит отметить, что памятники архитектуры не воспринимаются отдельно от окружающей среды. Важнейшим фактором, определяющим особенности их восприятия, является природная колористика региона [3]. Для Саратова это прежде всего полноводная река Волга. Широкая спокойная речная гладь, отра-

рии, 1845; Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Т. XXXI. Отделение первое. От № 30013-31348. Санкт-Петербург: Типография II отделения собственной Е.И.В. Канцелярии, 1857; Урочное положение для строительных работ. Высочайше утверждено 17 апреля 1869 года. Санкт-Петербург: Типография правительствующего сената, 1887. 354 с.

3 URL: https://theslide.ru/geografiya/ekskursiya-po-gorodu-saratovu-9-klass; https://www.tursar.ru/ima-ge/img841_0.jpg; https://www.tursar.ru/image/img1980_0.jpg;

жая небо, обильно насыщает среду светло-синими и голубыми оттенками. Холмы, поросшие смешанными лесами, включают в колористику серо-зеленые и древесные оттенки. Умеренно континентальный климат также играет немаловажную роль. Световой климат региона характеризуется высокой интенсивностью освещения с преобладанием солнечных дней в летний период и диффузным освещением с преобладанием пасмурных дней в зимний. Контрастные проявления времен года с жарким солнечным летом, холодной белоснежной зимой и продолжительными межсезоньями существенно обогащают природную колористику (рис. 3). Палитра Саратовского классицизма гармонично вписалась в цветность региона. Летом охристая застройка растворяется в обилии солнечных лучей, встраиваясь в природные контрастные отношения солнца и воды. Холодной зимой колористика городской застройки привносит ощущение тепла, добавляет цвета в сезонную ахроматику.

палитра классицизма Саратова

Рис. 3. Палитра застройки классицизма Саратова и региональная природная цветность4 Fig. 3. The palette of Saratov's classicism buildings and natural regional coloration

Влияние мягкой классицистической гаммы на архитектурную палитру города проявляется и за пределами исторического ядра. Это хорошо видно на примере колористики ул. Московской, которая проходит через всю центральную часть города и демонстрирует развитие и смену стилистических направлений в архитектуре и их колористические особенности. Ближе к периферии исторического центра часто встречаются краснокирпичные здания, относящиеся к эклектике. Они были многократно перекрашены в процессе эксплуатации и приобрели более светлые приглушенные оттенки, поскольку красный кирпич воспринимался слишком темным, «выпадал» и нарушал целостность фронта застройки объектов классицизма.

Здания модерна в Саратове отличаются скромностью и сдержанностью как в композиции, так и в колористике. Фасады нередко окрашены в серые, серо-желтые и серо-зеленые, серо-розовые и сиреневые оттенки. Этих зданий относительно немного, и в целом их цветность остается в теплой части спектра (рис. 4). Неоклассицизм сохранил приверженность классицистическим тенденциям в колористике городской среды. Застройка конструктивизма и советского модернизма в основном ахроматична. Современная застройка корректно вписана в историческую среду и выполнена в сдержанной, нейтральной гамме.

4 URL: http://parnasse.ru/images/photos/medium/article12795.jpg

Рис. 4. Влияние классицистической палитры на колористику центральной части Fig. 4. Influence of the classicist palette on the Saratov's center

ЧО

Самоорганизация колористических характеристик исторического центра

Гармоничная и сдержанная колористика исторического центра Саратова, сложившаяся под влиянием мощного пласта классицистического наследия, не раз претерпевала изменения в советский период. Знаменуя символичные даты и важные события в истории страны, центр города часто «освежался». Процесс смены цветов соответствовал взглядам эпохи. В колористике центральной части появлялись новые оттенки: розовый, зеленый, сиреневый и др. Но, несмотря на эти преобразования, к началу XXI в. исторический центр вновь вернулся к исторической охристой гамме, что доказывает ее состоятельность и устойчивость. Подробно процесс самоорганизации цветовых характеристик можно рассмотреть на примере городской усадьбы Осипа Карзанова (ул. Октябрьская, 45), возведенной в к. ХУШ в. по «образцовому проекту».

На фрагменте фасада (рис. 5) обнаружено отслоение слоев краски, отражающее процесс изменения колористики здания.

о

U <

U

н

а =

=

н

CJ

<v PQ

Рис. 5. Процесс самоорганизации колористики исторического центра па примере усадьбы Осипа Карзанова Fig. 5. Self-organization of the historical center's colorism of Osip Karzanov's estate

Изначально усадьба была окрашена в палевый цвет (по журналу Комиссии 1817 г.). Следующий слой краски - светлый оттенок зеленого (интерпретация бледно-зеленого цвета из журнала Комиссии 1816 г.). При выполнении ремонта фасадов в первой половине ХХ в. объекты классицизма часто перекрашивали в цвета, которые были характерны для периода их постройки. Во второй половине ХХ в. наметилась тенденция возврата целостности исторической среде. Здание было перекрашено в краснокирпичный цвет. Это связано с обилием эклектичной застройки по ул. Челюскинцев, на пересечении с которой расположена усадьба. Благодаря позиции Комитета по охране культурного наследия в современный период памятникам архитектуры возвращается исторический облик. Более 15 лет назад облик здания стал близок к изначальному цвету. Можно привести ряд примеров последних лет, когда применение избыточно интенсивных или чужеродных стилистике зданий красителей вызывало отрицательную реакцию не только органов сохранения культурного наследия, но и общественности, горожан. Тогда здание приводилось в соответствие с колористическими требованиями.

Заключение

Классицистическая палитра Саратова является основой для формирования цветовой идентичности исторического центра.

В период классицизма в Саратове, как и в других губерниях, чаще всего для окрашивания зданий использовали охристые пигменты, что связано с их низкой стоимостью и простотой изготовления красителей.

Палитра саратовского классицизма гармонично взаимодействовала с природной цветностью региона. Летом охристая застройка растворяется в обилии солнечных лучей, вписываясь в природный контраст солнца и воды. Холодной зимой городская среда добавляет тепла и цвета, а в межсезонье смягчает пасмурные тона.

Классицистическая палитра Саратова явилась основой для формирования колористической идентичности исторического центра. Влияние мягкой классицистической гаммы на архитектуру проявляется и за пределами исторического ядра. Здания эклектики перекрашены в более приглушенные оттенки. Модерн сдержан в композиции и цвете, неоклассицизм сохранил классицистические тенденции. Современная застройка корректна и спокойна по цвету.

Гармоничная и сдержанная колористика исторического центра Саратова, сложившаяся под влиянием мощного пласта классицистического наследия, ® не раз претерпевала изменения в советский период. Но, несмотря на эти пре- ^ образования, к началу XXI в. исторический центр вновь вернулся к исторической охристой гамме, что доказывает ее состоятельность и устойчивость.

Список источников

Грибер Ю.А. Указы, регулирующие колористику городов Российской империи // Урбанистика. 2016. № 4. С. 57-72.

Ватен Ж.Ф. Самоучитель трех искусств: живописи декорационной, золочения и лакирования: с приложением двух новейших изобретений. Москва : Университетская типография, 1824. 308 с.

Ефимов А.В. Колористика города. Москва : Стройиздат, 1990. 272 с

3

4. Иттен И. Искусство цвета. Москва : Издатель Д. Аронов, 2004. 53 с.

5. Агранович-Пономарева Е.С., Литвинова А.А. Архитектурная колористика. Минск : Тех-нопринт, 2002. 122 с.

References

1. Gribber Yu.A. Decrees regulating the coloristics of the Russian Empire cities. Urbanistika. 2016; (4): 57-72. (In Russian)

2. Vaten Zh.F. Self-tutorial of three arts: Decorative painting, gilding and varnishing with an appendix of two of the latest inventions. Moscow: Universitetskaya tipografiya, 1824. 308 p. (In Russian)

3. YefimovA. V. Coloristics. Moscow: Stroiizdat, 1990. 272 p. (In Russian)

4. Itten I. The art of color. Moscow: D. Aronov, 2004. 53 p. (In Russian)

5. Agranovich-Ponomareva E.S., Litvinova A.A. Architectural coloristics. Minsk: Technoprint, 2002. 122 p. (In Russian)

Сведения об авторах

Негуляева Татьяна Валерьевна, аспирант, доцент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, negtan@mail.ru

Дудина Елена Сергеевна, аспирант, доцент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, slivovca@ya.ru

Майскова Мария Дмитриевна, ассистент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, gmd.94@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Authors Details

Tat'yana V. Negulyeva, Research Assistant, A/Professor, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politekhnicheskaya Str., 410054, Saratov, Russia, negtan@mail.ru

Elena S. Dudina, Research Assistant, A/Professor, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politekhnicheskaya Str., 410054, Saratov, Russia, slivovca@ya.ru

Mariya D. Maiskova, Assiatnt Lecturer, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politekhnicheskaya Str., 410054, Saratov, Russia, gmd.94@mail.ru

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contributions

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.05.2023 Submitted for publication 02.05.2023

Одобрена после рецензирования 29.06.2023 Approved after review 29.06.2023

Принята к публикации 19.03.2024 Accepted for publication 19.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.