Научная статья на тему 'Колористический потенциал исторической архитектуры Воронежа периода эклектики и модерна'

Колористический потенциал исторической архитектуры Воронежа периода эклектики и модерна Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
249
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА / ЭКЛЕКТИКА / МОДЕРН / ARCHITECTURAL COLORING / ECLECTIC / MODERN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гурьев Г.С.

В условиях реконструкции исторического центра Воронежа, где доминирует архитектура середины XIX начала XX вв., актуальной становится задача грамотного и профессионального колористического решения исторической архитектуры, в соответствии с цветовыми палитрами, характерными для конкретного стилистического вектора. Приводятся ареалы цветовых палитр исторической архитектуры Воронежа периода эклектики и модерна, в качестве основы для целенаправленного формирования колористики исторического центра города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLORISTIC POTENTIAL OF HISTORICAL ARCHITECTURE OF ECLECTICISM AND MODERN PERIODS IN VORONEZH

Under the conditions of the reconstruction of the historical center of Voronezh, with the dominating architecture of the middle of the XIX early XX centuries, the task of competent and professional coloristic solution of historical architecture, in accordance with the color palettes characteristic of a particular stylistic vector, becomes topical. The author provides the ranges of the color palettes of the historical architecture of the eclecticism and modern period in Voronezh, as a basis for the purposeful formation of color in the historical center of the city.

Текст научной работы на тему «Колористический потенциал исторической архитектуры Воронежа периода эклектики и модерна»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / THEORY AND HISTORY OF ARCHITECTURE, RESTORATION AND RECONSTRUCTION OF HISTORICAL AND ARCHITECTURAL HERITAGE

DOI: https://doi.org/10.18454/mca.2019.14.5

КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВОРОНЕЖА ПЕРИОДА

ЭКЛЕКТИКИ И МОДЕРНА

Научная статья

Гурьев Г.С.

Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Воронеж, Россия * Корреспондирующий автор (gurudesign[at]mail.ru)

Аннотация

В условиях реконструкции исторического центра Воронежа, где доминирует архитектура середины XIX - начала XX вв., актуальной становится задача грамотного и профессионального колористического решения исторической архитектуры, в соответствии с цветовыми палитрами, характерными для конкретного стилистического вектора. Приводятся ареалы цветовых палитр исторической архитектуры Воронежа периода эклектики и модерна, в качестве основы для целенаправленного формирования колористики исторического центра города.

Ключевые слова: архитектурная колористика, эклектика, модерн.

COLORISTIC POTENTIAL OF HISTORICAL ARCHITECTURE OF ECLECTICISM AND MODERN

PERIODS IN VORONEZH

Research article

Gurev G.S.

Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia * Corresponding author (gurudesign[at]mail.ru)

Abstract

Under the conditions of the reconstruction of the historical center of Voronezh, with the dominating architecture of the middle of the XIX - early XX centuries, the task of competent and professional coloristic solution of historical architecture, in accordance with the color palettes characteristic of a particular stylistic vector, becomes topical. The author provides the ranges of the color palettes of the historical architecture of the eclecticism and modern period in Voronezh, as a basis for the purposeful formation of color in the historical center of the city.

Keywords: architectural coloring, eclectic, modern.

Исторический центр Воронежа эклектичен по составу исторической разностилевой архитектуры, чудом уцелевшей в пожарищах и разрушениях Великой Отечественной войны. В 1943 году, сразу после освобождения, началось восстановление города и реставрация памятников архитектуры и исторических построек, представлявших архитектурно - художественный интерес. В силу объективных причин, восстановление пострадавших от разрушений историко-архитектурных построек проходило с существенными изменениями и упрощениями, а порой и с изменением стилистики зданий. Что касается исторической архитектуры середины XIX - начала XX вв., то многие здания, в этот период, лишились мелкодробной деталировки карнизов, утрачены выразительные по силуэту и абрису завершения зданий, купола, башенки, шпили, шатровые многоцветные крыши, многодельные и узорчатые аттики. Вопросы цветового решения исторической архитектуры являлись малозначительными, а то и вообще не рассматривались. Начиная с 2000-х годов, когда ассортимент фасадных красок и отделочных материалов несравнимо расширился, внимание к вопросам архитектурной колористики также возросло. Кроме технических возможностей архитектурной полихромии, в 1980-1990-х годах появляется ряд фундаментальных научно-теоретических работ по градостроительной колористике. В первую очередь - это публикации А. В. Ефимова [1, 2], который стоял у истоков отечественной архитектурной колористики, как науки и новой дисциплины, которую он впервые организовал для обучения студентов МарХИ. Вопросам формирования цветовой среды города были посвящены теоретические исследования Ю.Н. Датчука [3], С.Н. Гурьева [4, 5], В.Ж. Елизарова [6, 7], Т. С. Семеновой [8]. Однако, рассматривая историческую архитектуру середины XIX - начала XX вв., эти авторы представляют ее цветовую палитру, как равнозначную для всех стилистических векторов эклектики и модерна. Между тем, полистилизм эклектики и модерн имеют свои цветовые особенности и отличия.

Стилизаторство, как одно из стилистических течений эклектики имеет отличительную особенность обращения «к копированию и воспроизведению одного стиля прошлого» [9, С. 36]. Этот исторический стиль прошлого имел свою излюбленную цветовую палитру, которая была инспирирована также, как и копируемые архитектурные детали. Например, желтовато - охристо - золотистая цветовая палитра классицизма, или традиционное русское двухцветие красного кирпича и белых оштукатуренных архитектурных деталей из средневековой русской архитектуры (рис. 1).

Рис. 1 - Стилистический цветовой ареал воронежской архитектуры стилизаторства начала XX века

«Кирпичный» стиль, как проявление рационалистического направления в эклектике, начиная с 1870-х годов, был крайне востребован в провинции, в том числе и в губернском городе Воронеж, в силу своих экономических характеристик: относительной дешевизны и небольших сроков строительства, отсутствия штукатурных работ и последующих ремонтов. Цветовой ареал состоял из красно-коричневых цветовых тонов (рис. 2).

Рис.2 - Цветовой ареал «кирпичной» архитектуры Воронежа конца XIX века

Разновидностью «кирпичной» архитектуры, которая использовала архитектурные формы классицистических традиций, являлся русский стиль, воспроизводивший формы национальной, допетровской и народной архитектуры, заказчиками и покровителями которого было воронежское купечество [10, С. 157]. Область цветового охвата архитектуры русского стиля, не ограничивается только «кирпичными» цветовыми оттенками. Богатство и разнообразие архитектурного колорита вносило использование полихромных керамических изразцов и многоцветных панно и ширинок из глянцевых керамических плиток (рис. 3).

Рис.3 - Стилистический цветовой ареал архитектуры русского стиля

Пришедший на смену архитектуре эклектических направлений стиль модерн необычайно обогатил форму и цвет архитектуры, «представив архитекторам большую свободу в выборе цвета» [5, С.94]. Не использующиеся ранее пастельно - умбристые, бирюзовые, палевые, сиреневые, фиолетовые цветовые оттенки, наряду с привычными желто-охристыми, оранжевыми и серыми, ахроматическими цветами значительно увеличил цветовой охват и разнообразие архитектурной полихромии. Кратковременный, но очень яркий архитектурный стиль модерн обладал значительным цветовым потенциалом, используя синтез искусств - живопись и скульптуру. Цветные мозаики из смальты,

декоративные керамические многоцветные панно, фасадные фрески и росписи украшали фасады доходных домов, гостиниц, магазинов, торговых зданий и жилых особняков состоятельных горожан. В Воронеже сохранилось не много архитектуры модерна, однако, дошедшие до наших дней постройки удивляют изяществом форм и своеобразием колорита (рис. 4).

Рис.4 - Цветовой ареал архитектуры модерна г. Воронеж

Как и модерн, ретроспективизм свободно интерпретирует формами и приемами, являясь, по сути - декоративной стилизацией, в отличие от стилизаторства эклектики, когда прототип «цитировался» один к одному. Воронежский ретроспективизм представлен, в основном, классицистической традицией, со свойственной ей, сдержанной полихромией (рис. 4).

Рис.5 - Стилистический цветовой ареал архитектуры ретроспективизма

В результате проведенного исследования следует сделать вывод о том, что цветовой потенциал исторической архитектуры середины XIX - начала XX вв. может значительно обогатить архитектурную полихромию исторического центра Воронежа и стать своеобразным и уникальным «цветовым камертоном» для поиска новых концептуальных идей и направлений развития и формирования градостроительной колористики города.

Список литературы / References

1. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1984. - С. 168.

2. Ефимов А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.

3. Датчук Ю.Н. Формирование полихромии общественного центра крупного города: Автореф. дис. ... канд. архитектуры. -Л., ЛИСИ, 1983. -187 с.: ил.

4. Гурьев С. Н. Колористика в реконструкции исторически сложившихся районов города: на примере ЦЧЭР: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.04: защищена 22.02.90: утв. 15.07.05 / Гурьев С. Н. - Ленинград: ЛИСИ., 1990. - 211 с.: ил.

5. Гурьев С.Н. Цветовые особенности исторически сложившихся городов ЦЧЭР// Архитектурные исследования. Научный журнал. Воронеж: ВГТУ. - 2016. - №2 (6). - с. 88 - 96.

6. Елизаров В.Ж. Вертикальное цветовое зонирование архитектурного пространства в региональных условиях на примере Прибайкалья // Известия вузов. Строительство и архитектура. 1982. - № 12. - С. 63 - 65.

7. Елизаров В.Ж. Цвет в деревянном городе // Декоративное искусство СССР. 1985. - № 3. - С. 18 - 21.

8. Семенова Т. С. Цвет в городе / Т. С. Семенова. - Москва : Tikkurila Paints Oy, 2007. - 120 с. : ил.

9. Орельская О.В. Нижегородская архитектура XX века как отражение российского и зарубежного зодчества: автореф. дис. ... д-ра архитектуры / О. В. Орельская. - M., 2009. - 49 с.

10. Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII-начала XX в. / Е. И. Кириченко. -М.: издательство «Галарт»1997, 432 с., ил.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Efimov A.V. Formoobrazuyushcheye deystviye polikhromii v arkhitekture [Forming Effect of Polychromy in Architecture], - M.: Stroiizdat, 1984. - p. 168. [In Russian]

2. Efimov A.V. Koloristika goroda [Color of the City] - M.: Stroiizdat, 1990. - 272 p. [In Russian]

3. Datchuk Yu.N. Formirovaniye polikhromii obshchestvennogo tsentra krupnogo goroda [Formation of Polychromy of Public Center of Large City] Abstract of PhD thesis in Architecture. - L., LISI, 1983. - 187 p, Ill. [In Russian]

4. Guriev, S. N., Koloristika v rekonstruktsii istoricheski slozhivshikhsya rayonov goroda: na primere TSCHER [Coloring in Reconstruction of Historically Established Districts of the City: Using the Example of the Central Black Earth Economic Region]: PhD thesis in Architecture: 18.00.04: defended on 22.02.90: approved. on July 15, 2005 / S. Guriev -Leningrad: LISI., 1990. - 211 p., Ill. [In Russian]

5. Guriev S.N. Tsvetovyye osobennosti istoricheski slozhivshikhsya gorodov TSCHER [Color Features of Historically Established cities of the Central Black Earth Economic Region] // Arkhitekturnyye issledovaniya. Nauchnyy zhurnal [Architectural studies. Science Magazine]. Voronezh: VSTU. - 2016. - No.2 (6). - p. 88-96. [In Russian]

6. Elizarov V.Zh. Vertikal'noye tsvetovoye zonirovaniye arkhitekturnogo prostranstva v regional'nykh usloviyakh na primere Pribaykal'ya [Vertical Color Zoning of Architectural Space in Regional Conditions on Example of Baikal Region] // Izvestiya vuzov. Stroitel'stvo i arkhitektura [News of universities. Construction and architecture]. 1982. - No. 12. - p. 63-65. [In Russian]

7. Elizarov V.Zh. Tsvet v derevyannom gorode [Color in a Wooden City] // Dekorativnoye iskusstvo SSSR [Decorative Art of the USSR]. 1985. - No. 3. - P. 18-21. [In Russian]

8. Semenova T.S. Tsvet v gorode [Color in City] / T. S. Semenova. - Moscow: Tikkurila Paints Oy, 2007. - 120 p.: ill. [In Russian]

9. Orelskaya O.V. Nizhegorodskaya arkhitektura XX veka kak otrazheniye rossiyskogo i zarubezhnogo zodchestva [Nizhny Novgorod Architecture of 20th Century as Reflection of Russian and Foreign Architecture] Abstract of PhD thesis in Architecture / O.V. Orelskaya. - M., 2009. - 49 p. [In Russian]

10. Kirichenko E.I. Russkiy stil'. Poiski vyrazheniya natsional'noy samobytnosti. Narodnost' i natsional'nost'. Traditsii drevnerusskogo i narodnogo iskusstva v russkom iskusstve XVIII-nachala XX v [Russian Style. Search for Expression of National Identity. Nation and nationality. The Traditions of Ancient Russian and Folk Art in Russian Art of XVIII-beginning -XX centuries] / E. I. Kirichenko. - M.: "Galart" publishing house 1997, 432 p., Ill. [In Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.