УДК 323
Артюхин О.А., к. полит. н.
Региональные особенности государственной политики в Российской Федерации
В статье рассматриваются проблемы региональной государственной политики, исследуется понятие региональной политики и определяются политические основы регионального развития. Автором определяются основные приоритеты региональной политики, исследуется взаимосвязь государственной политики на федеральном и региональном уровнях и выявляются ее региональные особенности.
Ключевые слова: Политический процесс, государственная политика, региональная политика, региональное развитие.
Региональная политика в федеративном государстве имеет особое значение. Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации в России в настоящее время все еще носят амбивалентный характер, свойственный всем институтам переходного общества. С одной стороны, многие исследователи отмечают отсутствие продуманной стратегии проводимой экологической политики, с другой стороны - государство зачастую пытается регламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституционного права, и из соображений целесообразности, должны были бы находиться в компетенции региональных властей.
Термин «региональная политика» прочно вошел в лексикон российских политиков, часто упоминается он и в научных исследованиях. Однако его толкование до сих пор остается достаточно противоречивым. Под него подгоняется едва ли не весь спектр социально-экономических и политических проблем и методов их решения на том основании, что почти все они имеют региональную привязку или региональную специфику.
Можно выделить три основных круга проблем, где используется понятие региональной политики:
1. Различного рода отношения между федеральными и региональными органами власти;
2. Государственное вмешательство в развитие отдельных территориальных, прежде всего административных, образований
с целью преодоления значительных региональных различий в условиях жизни;
3. Собственная политика субъектов Федерации: социальная, экономическая, промышленная, экологическая и др.
В большинстве случаев понятие «региональная политика» в России употребляется в широком смысле слова, без выделения различий в обозначенных проблемах [1]. Причем, прежде всего, рассматриваются первый и второй круг проблем.
По мнению Штутберга Б.М. и Введенского В.Г., существо региональной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные территориальные, социокультурные и иные предпосылки и факторы и минимизировать негативное влияние неблагоприятных природных, социально-экономических факторов на положение и статус отдельных регионов [2].
Суровов С.Б. [3] определяет региональную политику как деятельность органов власти и управления по обеспечению оптимального развития и решения территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера.
Региональная политика - это совсем не совокупность региональных аспектов других политик: по отношению к ним она не должна быть ни первичной, ни выступать их региональной тенью. Региональная политика есть ценностное и самодостаточное звено политической системы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут существовать только случайно и без гарантированного успеха на каждой конкретной территории
Региональная политика является сердцевиной, ядром в системе регулирования территориального развития, а выходя за рамки определенных административных образований, - ядром межрегиональных взаимоотношений.
Истинной целью региональной политики является обеспечение полнокровного и сбалансированного существования на конкретной территории человека, общества и природы; гарантированное их воспроизводство на основе ресурсов региона и полномочий, которые государство признает местными (региональными). Местный интерес в том и заключается, чтобы все совершенное на территории ощущалось отдельным человеком и всем территориальным сообществом как направленное на их пользу.
Разработка действенной и эффективной региональной политики неизбежно приведет к решению таких проблем, как формирование собственной ресурсной базы экономического развития; социокультурное развитие, демографический кризис, экологическая безопасность и др.
Главная задача государственной стратегии и региональной политики - в сохранении страны как единого федеративного государства. Таким образом, региональная политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и регионов.
Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.
Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может быть простым обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национальнотерриториальных общностей и всех граждан России.
Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство экономического, социального, конституционноправового пространства, обеспечение равенства граждан и народов России, независимо от места их проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства субъектов Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах, обеспечение экологической безопасности, эффективное использование в общегосударственных интересах многообразия вариантов региональной модернизации.
К традиционным задачам стратегии следует отнести сочетание поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории; раз-
витие специализации хозяйств и регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства РФ, государственную поддержку регионов с наиболее сложными социальноэкономическими, экологическими и демографическими условиями.
Среди новых задач - осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков; сохранение природоресурсного потенциала и воспроизводство возобновимых ресурсов; обеспечение экологической безопасности национального и регионального уровней, приведение социальноэкономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации; преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов РФ.
Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов РФ, следует выделить общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы помощи депрессивным регионам, развития приграничных районов, Юг России, а также зон Севера. Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-экономического развития и экологической безопасности названных регионов. Одним из обязательных инструментов государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов РФ является рациональное социально-экономическое районирование страны, которое может служить основой административно-территориального деления и инструментом региональной политики. Несоответствие административно-территориального деления объективным границам социально-экономических районов при несовершенстве федеративных отношений ведет к экономическим, политическим, межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.
Основные направления региональной политики были определены Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803 [4], где под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти
по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. В этом же Указе дается следующее понимание региона: «Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.
Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации». В исследованиях западных ученых данное понятие используется более узко - во втором значении.
Данный указ определяет и направления в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях. Это:
1. Экологически обоснованное размещение производительных сил;
2. Экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
3. Рациональное использование природных ресурсов;
4. Предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;
5. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
6. Обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;
7. Совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
Экологическая доктрина Р.Ф. (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р) определила дальнейшие направления проведения политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Она предполагает, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни,
улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Одним из важнейших направлений «Экологической доктрины Российской Федерации» является территориальная экологическая политика. Это не случайно. В силу размеров нашей страны, разнообразия природно-климатических и ресурсных условий, ее федеративного устройства большое значение при формировании национальной экологической политики имеют ее региональные аспекты. Делегирование части полномочий на уровень субъектов или муниципальных образований способно придать управлению качеством окружающей природной среды большую эффективность [5]. В этом плане достаточно интересен опыт других стран. Например, для американской системы охраны окружающей среды характерна децентрализация. Она проявляется в том, что ряд полномочий (в частности, установление нормативов на загрязнение воды, регулирование деятельности источников загрязнения воздуха) делегирован на местный уровень, так как решение данных локальных проблем не требует единых общенациональных стандартов. Партия «Союз 90/Зеленые» в Германии способна на региональном уровне заблокировать принятие любого экологически опасного для региона решения [1, 86-87].
Для Российской Федерации, с ее уникальной по своей сложности территориальной организацией государства, необходима взвешенная и эффективная региональная политика, в том числе, в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей природной среды. Она в конечном итоге должна привести к повышению уровня и качества жизни, неотъемлемой составной частью которых является благоприятная для жизни окружающая человека среда.
Необходимость разграничения направлений государственного вмешательства в региональные процессы вызвана и тем, что подходы к решению групп проблем различаются целями и объектами, и тем, что требуют использования разных критериев, инструментария при выборе механизмов реализации поставленных целей. Цели, объекты, инструментарий и формы могут зачастую находиться в антагонизме друг к другу. И если четко не определить направление политики, это может привести к значительному росту региональных различий.
Главный интерес каждого региона - недопущение необратимого распада среды, сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений. Региональная политика, которая намечается и проводится самими регионами,-это то, что должно делаться для согласованного развития всех элементов пространственно локализованной среды на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная же федеральная политика должна обеспечить эффективность и дееспособность региональной политики на местах. Только такой подход поможет сформировать региональную политику, в основе которой лежит как общая идеология согласия, так и учет специфических интересов государства и регионов.
Литература
1. См.: Митрохина Т.Н., Сорокин Ю.В., Тупиков А.В. Экология и политика в современном обществе /Под ред. проф.В.М. Долгова. Саратов, 2003.
2. См.: Штульберг Б.В., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000. С.17.
3. Политология: Учебное пособие /Под ред. В.М. Долгова. Саратов, 2002. С.399.
4. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Российская газ. 1996. 4 июня.
5. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. См.: Конституция РФ. М., 1995.