ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ГОРОДОВ-СТОЛИЦ Дуйсенби А.С.1, Турекулова А.И.2, Самойлов К.И.3
1 Дуйсенби Алишер Серсенгалиулы - бакалавр искусств, магистрант;
2Турекулова Алина Искандеровна - доктор философии по специальности «Архитектура»,
ассоциированный профессор;
3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, академический профессор,
факультет архитектуры, Международная образовательная корпорация КазГАСА, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассмотрены основные градостроительные элементы двух столиц: Астана и Бразилиа. Важные планировочные решения составили основу при создании генеральных планов данных городов. Они стали фундаментальными позициями при формировании основного облика и функционала города. Проанализированы основные объекты, являющиеся олицетворением архитектурной концепции столичных пространств.
Ключевые слова: столица, генеральный план, конкурс, проект, архитектура, современный район, общегородской центр, развитие города.
В декабре 1997 году Правительство Республики Казахстан официально провозгласило новую столицу - город Астана. Следует отметить, что на разных исторических этапах город имел различные названия. История переименований берет начало еще в 1961 году, когда административный объект носил изначальное название Акмолинск, с 1961 по 1992 год - Целиноград, с 1992 по 1997 год - Акмола. В период с 1997 по 2019 год новая столица обозначалась на картах мира названием Астана. В 2019 году во время инаугурации новый президент РК Касым-Жомарт Кемелевич Токаев после принятия присяги предложил переименовать город Астана в Нур -Султан. Такое решение было принято в честь первого президента РК Нурсултана Абишулы Назарбаева. Однако предложено было написание названия столицы через дефис, составляющие название два слова. Однако в сентябре 2022 она была вновь переименована в Астану.
В Советское время город являлся центром целинного края, освоение которого было направлено на повышение объемов выращивания пшеницы в степях Казахстана. Уровень стандарта сооружений инфраструктуры превышал средний показатель. Постепенно возрастают темпы строительства и в других городах Республики. Новый импульс строительства в связи с освоением нефтяных месторождений на Каспийском шельфе получил город Атырау.
Город Астана расположен в центре Республики, что выгодно отличает его от южной столицы, города Алматы, размещенного достаточно близко к юго- восточным границам Республики. Раскинувшийся в степях Средней Азии на берегу реки Ишим, город Астана находится в такой части Казахстана, характерной особенностью которой являются мелкосопочники с пологими склонами. Выгодное географическое положение города в центральной части Республики обеспечивает хороший доступ к основным крупным городам страны посредствам сети железнодорожных и автомобильных магистралей, что явилось одним из факторов, учитываемых при рассмотрении вопроса о переносе столицы.
Перенесение столицы страны из Алматы в Астану дало значительный импульс развитию архитектуры. Массовая реконструкция зданий и сооружений в конце ХХ столетия и интенсивное новое строительство в начале XXI века коренным образом изменили облик города. Своеобразная интерпретация сложившихся направлений развития архитектурно-художественных форм, проявлявшаяся оригинальными примерами, придала новые черты архитектурному стилю Казахстана и позволило реализовать интересные подходы к решению образных задач в зодчестве Казахстана. Подобные объекты оказывают сильнейшее влияние на творческий поиск архитекторов и эстетические предпочтения заказчиков, отражаясь в застройке других городов. К середине 1990-х годов Астана была областным центром, имеющим мелкоквартальную планировку с широкими улицами, с преимущественно периметральной сплошной и точечной застройкой. Среди многочисленных зданий выделялось несколько десятков сооружений, формировавших своеобразный облик городской среды, окрашенной чертами исторической глубины за счёт разновременных напластований, интересно визуально совмещавшихся как в перспективе улиц, так и в пределах отдельных кварталов [1].
Ко времени утверждения статуса столицы, город являлся региональным промышленным центром с численностью населения 270 тысяч человек. С момента провозглашения Астаны столицей Республики, в городе началось ускоренное строительство зданий, офисов и сооружений инфраструктуры с целью скорейшего переезда большинства учреждений и организаций центральных органов власти из Алматы. Вскоре после этого, были построены деловые и жилые комплексы. Следует отметить, что к настоящему моменту большая часть центральных органов государственного управления переведены в Астану.
Город стал очень быстро расти, увеличился приток населения, который составил около 50 тысяч человек за период 1997-1999 гг. Продолжающееся в настоящее время строительство деловых и жилых комплексов делает Астану стремительно растущим городом Республики. Помимо зданий министерств и ведомств в 2000 году был построен и открыт Национальный музей. Два театра: драматический и оперный были открыты в отреставрированных исторических зданиях. В Астане появились новые торговые центры. Городской облик обретает признаки и черты столичного города. Он неповторимо меняется стремительными темпами [2].
Рассмотрим отдельные примеры градостроительных элементов, созданные в ходе проработки обновлённого генерального плана.
От улицы Бейбитшилик до проспекта Женис выстроился новый ансамбль, образованный архитектурными сооружениями и парковыми пространствами. В этом квартале находятся одни из самых важных зданий республиканского значения: Акимат города Астаны (бывшее здание Дом Советов), Академия государственного управления при Президенте РК, Министерство финансов. Пространство между Акиматом и Министерством финансов РК сформировано в виде сквера, наполненного геопластикой, насыщенного малыми архитектурными формами. Пространство наполнено полуцилиндрами и параллелепипедами, объектом со стрельчатым куполом, а также статичными симметричными формами [1, С.631].
Некое композиционно-пластическое единообразие получили за счёт тотального остекления лоджий и балконов, сплошной гладкой покраски или облицовки жилые многоэтажные дома по пр. Республики и ул. Биржан сала, сформировав новый, относительно цельный образ главной магистрали, ведущей от железнодорожного вокзала в центр города.
По функциональному назначению территория города Астаны подразделяется на следующие зоны: общественные (с сетями объектов общественного обслуживания); жилые, производственные, рекреационные; охраняемые; инженерной и транспортной инфраструктуры (с улично-дорожными и инженерными сетями); а также иные зоны, предусматриваемые в градостроительных проектах города Астаны [3].
Общегородской центр (центр города) представляет собой исторически сложившуюся, наиболее важную часть города, в которой сосредотачиваются его административные, культурные, деловые и другие общественные функции, а также размещаются наиболее значительные архитектурные ансамбли и здания, образующие систему главных площадей, улиц и бульваров города. Общегородской центр Астаны - главный элемент системы общественных центров находится на территории трех планировочных районов - Центрального, Юго-восточного и Южного в границах улиц Сарыарка, Манаса, Сыганак, Сарайшык. В настоящее время идет его окончательное формирование, которое в будущем образует ядро общегородского центра.
Общегородской центр представлен объектами центральных государственных и исполнительных органов республиканского, областного и местного значения, посольств и представительств различных зарубежных стран, международных общественных организаций, деловых и финансовых центров, офисов международных и национальных компаний, деловых и коммерческих центров, многофункциональных концертно-развлекательных залов и культовых сооружений. Ансамбли отмечаются композиционно-пластической самодостаточностью, демонстрируют интересные объемно-пространственные концепции.
Ещё в первоначальных проектных планировочных решениях (например, проект застройки нового центра -1996 г., ПСК «Ак Орда») развитие города (рисунок 1), учитывая его столичный статус, виделось в аспекте освоения левобережной части Ишима. Виртуальная ось массовой застройки «вокзал-аэропорт» дополнялась парковыми ансамблями. Перпендикуляр образовывал протяженный ансамбль административного центра столицы. Раскрывая особенности авторского замысла, К. Монтахаев подчеркнул, что были учтены различные возможности в перспективе территориального развития. Тщательный проектировочный процесс позволил максимально учесть достоинства и недостатки существующей планировочной структуры города.
Архитектурно-пространственное решение выполнено на органичном включении в структуру города важного природного фактора - реки Ишим и формировании главных планировочных осей - магистралей, связывающих город Астана с областными центрами: Павлодаром, Карагандой, Кокшетау и центральными районами Казахстана в целом. Планировочная структура города предусматривает развитие его на правобережной и левобережной территориях реки Ишим. Главная композиционная ось города - существующий железнодорожный вокзал, проспект Целинников, новый Республиканский центр, аэропорт. Другая планировочная ось проходит перпендикулярно первой и связывает Республиканский центр, существующий город и выходит на автомагистраль Астана-Караганда. Главные элементы композиции - Республиканский центр, располагающийся на берегу реки Ишим, и окружающая его зелёная эспланада с организацией спортивных, мемориальных и развлекательных центров, Новый центр окаймляется круговой автомагистралью и обводным каналом. Многоэтажные дома занимают на данный момент большую часть города. [1, С.832].
Ряд новых подходов и уточнений продемонстрировал победивший на Международном конкурсе эскизного предложения для города Астаны (1998 г.) проект фирмы «Kiso Kurokawa Architect & Associates» (рисунок 1). Ось от вокзала до аэропорта соединяет визуальной линией административный центр города с железнодорожным вокзалом. Вдоль нее расположена реконструируемая застройка, бульвары и парков Левобережья, акцентами расставлены объемно-пространственные развитые комплексы в виде новостроек. Формообразование отдельных элементов административного центра построено на идее «Абстрактного Символизма»: использовании конусов, цилиндров, сфер, пирамид и сфер.
В проекте были использованы идеи "интеркультурализма", разработанные Кисё Курокавой. Одной из таких идей является принцип равноправия целого и его составляющих частей. Такое равноправие способствует балансу внутри системы. Другой идеей является обратимость внешнего и внутреннего пространства, что позволяет переключаться между разными контекстами. Также в структуру системы была введена концепция "третьего" промежуточного пространства, которое находится между противоречащими друг другу элементами целого. Это пространство позволяет урегулировать противоречия и достичь гармонии. Кроме того, была использована идея нахождения симбиотических элементов, которые могут взаимодействовать между собой взаимовыгодно. В процессе разработки особое внимание уделено деталям, они играют важную роль в системе, что было подчеркнуто в архитектурной работе [1, С.832].
Активно ведущаяся застройка на левом берегу, синтезировавшая идеи ряда проектных предложений, характеризуется целенаправленным комплексным подходом и формированием системы взаимоувязанных ансамблей.
Новый административный центр состоят из трех ключевых площадей, которые условно разбивают город на функциональные зоны: административно-деловую, жилую и бытовую, садово-парковую и зону отдыха, административно-торговую (офисы, магазины).
В процессе проработки градостроительного решения, с целью создания благоприятной и безопасной среды обитания и жизнедеятельности человека, были внедрены нормы и правила проектирования планировки и
застройки города Астана. Они позволили обеспечить надежность, безопасность и устойчивое функционирование построенных объектов при эксплуатации через детальную проектную разработку [3]. На данный момент планирование новых и реконструкция уже застроенных территорий города Астана в пределах его официальной черты, а также пригородных зон, находящихся на территории объектов особого градостроительного регулирования, устанавливает требования к видам и параметрам объектов планирования и застройки, направленных на:
- стабильную эволюцию города Астаны, в соответствие с планом стратегического расселения и развития населения РК;
- учет отличительных особенностей природно-климатических условий и ландшафта местности, бытовой жизни горожан, с целью создания уникальной градостроительной среды, соответствующей статусу столицы;
- разумное использование природных ресурсов, потенциальное освоение территории и окраин города, обеспечение защиты природных зон и зеленых насаждений;
- эффективную урбанизацию территорий города, создание условий для горожан согласно требованиям нормативов (функционального разделения зон, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности), создание дорожно-транспортных систем с обеспечением инженерной инфраструктурой;
- формирование продуманного, концептуального генерального плана развития города Астана (рисунок 1), учитывающего экономические и технологические факторы, создавая при этом комфортные жилые, коммерческие, зрелищные и рекреационные пространства [3].
Далее рассмотрим градостроительные схемы, разработанные для столицы на другом континенте - для города Бразилиа в государстве Бразилия. В середине XIX века начались масштабные градостроительный мероприятия: бразильские архитекторы начали строить в короткие сроки в глубине материка новый город - будущую столицу.
Новый объект должен был проявить созидательный дух нации, чтобы показать трудолюбие народа и талант местных архитекторов. Отмечается, что при разработке такого крупного градостроительного плана не были привлечены международные опытные градостроители того времени. Инициаторам этой идеи был бывший президент Жуселину Кубичек. Он выражал особую радость в том, что проектирование и строительство велось с помощью собственных талантов: Оскара Нимейера, Эрнани Васконселоса и Лусио Косты. Однако в процессе проектирования были учтены рекомендации, данные в ходе консультаций со знаменитым французским архитектором Ле Корбюзье. Он добавил много захватывающих идей и, поддерживая местных архитекторов, предложил несколько эскизов. В 1937 году был представлен окончательный вариант, и в феврале этого же года началось строительство. После ухода Лусио Косты в 1939 году проектирование зданий министерств продолжил Оскар Нимейер. Здание было закончено в 1943 году и стало одним из самых известных достижений архитектуры в мире [4, С. 38].
Современные здания Бразилии преимущественно светлые, что связано как с традициями, так и с особенностями цветового восприятия — они особенно четко выделяются на фойе темно-голубого неба или на фоне сочной зелени.
Другим примером столичной архитектуры является дворец Рассвета, который удобно расположен в рекреационной зоне на берегу водохранилища в отдалении от шумных улиц и в то же время близко к правительственной площади. Здание поставлено на просторной платформе с королевскими пальмами и бассейном, из которого вырастают колонны дворца. Вход обозначен обелиском и скульптурной группой. Строгость и парадность, четкий ритм, крупный масштаб придают монументальность этому небольшому по высоте прямоугольному объему.
Рис. 2. Л. Коста. Эскизы генеральный план. Бразилиа. 1957 г [4, С.112].
Архитектурный центр новой столицы — треугольная площадь Трех Властей. Нимейер в основном воплотил замысел Л. Коста (рисунок 2), но, поставив основное здание дворца Национального конгресса (1960 г.) поперек главной оси города, сразу придал композиции площади и эспланады законченность, и, погрузив его ниже уровня дорог, соединяющих площадь и эспланаду, зрительно объединил их пространство.
В то же время это перекрытое массивной плитой-террасой здание (вмещающее свободно «плавающие» в просторном помещении кулуаров криволинейные в плане залы заседаний палат) стало грандиозным постаментом для увенчивающих залы контрастирующих между собой «чистых» пластичных объемов: купола и чаши. Форма чаши вполне рациональна — по внутренней поверхности ее стенок поднимаются места для публики, но чистота линий и кажущаяся не тектоничность, воплощенные в гигантском размере, придают ей исключительную остроту.
В процессе разработки генерального плана были исправлены или смягчены отдельные недостатки проекта, например отмеченная жюри чрезмерная удаленность жилья от водохранилища и близость аэропорта. Однако сохранились не масштабность парадной зоны с излишне просторными, а практически пустынными эспланадами и некоторая перегрузка центра транспортом. Расчет планировщика целиком на индивидуальный автотранспорт, которого лишена большая часть трудящихся, в конкретных планировочных решениях противоречит его гуманистическим устремлениям.
Современная архитектура Бразилиа представляет собой уникальное сочетание свободы композиции и декоративности, в котором органично соединяются различные искусства, включая живопись, скульптуру и садово-парковое искусство. Бразильские архитекторы открыли новый путь к синтезу искусств, трансформируя рациональные конструкции в композиционные элементы, образующие разнообразные пластические и орнаментальные сочетания. Однако, включение произведений живописи и скульптуры в архитектуру подчас подчиняется композиционным закономерностям архитектуры.
Рассмотрев историю формирования архитектуры двух новых столичных городов, можно сделать ряд выводов. Во -первых, в процессе их формирования особенное внимание уделялось значимости административных центров, архитектурному замыслу, оригинальному подходу к планировочной структуре. Подобные меры предпринимались с конечной целью наиболее выгодной демонстрации новых столиц на мировой арене.
Можно отметить сходства и отличия в формировании центральных районов городов. В обоих случаях в генплане был выбран образ птицы. Однако в Бразилиа голова — это административный центр, а крылья сформированы за счет жилой застройки. В основе лежит концепция невозможности существования страны без народа. Тогда как в городе Астана концепция птицы применена к парковой зоне, носит локальный, декоративный характер. В обоих городах применена структура с использованием градостроительной оси. В
идеях японского архитектора Кисё Куракавы заложена концепция сохранения и модернизации уже выстроенной структуры линейно-параллельной структуры вдоль реки и железной дороги в одной его части, в другой - осевая структура от вокзала до аэропорта. Город Бразилиа также выстроен по принципу, где использовалась ось, расположенная по центру вдоль Национального конгресса, перед которым находится широкая площадь с эспланадой.
Во-вторых, перенос административного центра приводит к тому, что города, получившие статус столицы отличаются особенными архитектурно-планировочными решениями. Архитектура развивающихся городов формируется под влиянием таких факторов как социально-экономические, культурные, этнические, отражающие местные художественные традиции. В архитектуре обоих городов явно прослеживается роль конкретных авторов, которые создавали основные черты города. Обоим примерам свойственно то, что своим творчеством архитекторы ставили задачу продемонстрировать народу дух новой архитектуры, взрастить национальную идентичность, при этом подчеркнув активный прогресс страны. Однако достигали они поставленной задачи путем различных архитектурных подходов. В формировании градостроительной среды города Астана больше всего учитывалось стремление внедрить инновации, предпринята попытка создания футуристических зданий, основанных на культурных и народных идеях региона Средней Азии. Тогда как архитектура города Бразилиа использует местный опыт строительства, формируется посредствам деконструктивисткого подхода.
Бразилиа и Астана - города, которые выстраивались посредствам отхождения от колониальных идей, отказа от привычных для региона архитектурных стилей, что стало особенно важным при формировании национальной идентичности в городах-столицах.
Список литературы
1. К.И. Самойлов. АРХИТЕКТУРА КАЗАХСТАНА XX ВЕКА (Развитие архитектурно-художественных форм)
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tehne.com/library/samoylov-k-i-arhitektura-kazahstana-xx-veka-razvitie-arhitekturno-hudozhestvennyh-form-moskva-almaty-2004/ (дата обращения: 11.04.2023).
3. СНиП РК 3.01-01 Ас-2008(Планировка и застройка города Астаны по состоянию на 15.05.2019)
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.egfntd.kz/upload/NTD/3.01-01-AC-2007.pdf/ (дата обращения: 11.04.2023).
5. Kiso Kurokawa Architect & Associates ЛТД ЯПОНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ. Генеральный план г. Астаны. FAMC. 11.1.2
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openjicareport.jica.go.jp/pdf/11652732_02.pdf/ (дата обращения: 11.04.2023).
7. В.Л. Хайт. Современная архитектура Бразилии
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2650943/ (дата обращения: 11.04.2023).
9. А.Д. Ярмоленко. БРАЗИЛИА И ЧАНДИГАРХ: АРХИТЕКТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ ДВУХ СТОЛИЦ
10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/brazilia-i-chandigarh-arhitekturnye-portrety-dvuh-stolits-k-100-letiyu-o-nimeyera-i-120-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-le-korbyuzie/ (дата обращения: 11.04.2023).