Научная статья на тему 'Региональные кластеры автотранспортных предприятий: инновационность и синергизм'

Региональные кластеры автотранспортных предприятий: инновационность и синергизм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КЛАСТЕР / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / МОНИТОРИНГ / КЛАСТЕРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грязев М.В., Васин С.А., Шахов А.Ю., Сидельников Ю.А.

В статье рассматриваются вопросы создания кластеров на основе автотранспортных предприятий. Перечислены подсистемы кластера, обеспечивающие инновационное развитие и реализуемые ими методы управления инновационной деятельностью. Проанализированы синергетические эффекты, возникающие в результате кластерной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные кластеры автотранспортных предприятий: инновационность и синергизм»

УДК 334.71

региональные кластеры автотранспортных предприятий: инновационность и синергизм

м. в. грязев,

доктор технических наук, профессор, ректор Тульского государственного университета E-mail: info@tsu. tula. ru С. А. ВАСин, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой дизайна E-mail: korshunova_gv@mail. ru Тульский государственный университет А. Ю. ШАХоВ, кандидат экономических наук, главный инженер оао «Тулаавтотранс», г. Тула E-mail: shahov@tulaavtotrans. ru

ю. а. сидельников,

генеральный директор оао «Тулаавтотранс», г. Тула E-mail: sidelnikov@tulaavtotrans. ru

В статье рассматриваются вопросы создания кластеров на основе автотранспортных предприятий. Перечислены подсистемы кластера, обеспечивающие инновационное развитие, и реализуемые ими методы управления инновационной деятельностью. Проанализированы синергетические эффекты, возникающие в результате кластерной интеграции.

Ключевые слова: автотранспортные предприятия, кластер, синергетический эффект, мониторинг, кластерная интеграция.

Региональный транспортный комплекс, включающий пассажирский и грузовой автомобильный, электрический наземный и подземный, речной транспорт, дорожное хозяйство, транспортную и логистическую инфраструктуру, принадлежащие городу аэропорты, порты, вокзалы, представляет собой важнейшую часть регионального хозяйства и экономики. Особую роль при этом играет автотранспортный комплекс, который не только

обслуживает основной объем пассажиропотоков, но и обеспечивает перевозку значительной части грузов как внутри региона, так и на межрегиональных маршрутах.

Широкая сфера деятельности автотранспортных предприятий порождает целый ряд проблем, требующих постоянного внимания и разрешения. Например, на пассажирском транспорте до сих пор существует разветвленная система льгот, которая требует дополнительного бюджетного финансирования. Многие регионы сохранили бесплатный проезд льготников и не могут обеспечить самоокупаемость общественного транспорта без федеральных субсидий. Подобное бюджетное финансирование можно рассматривать как один из элементов институциональной среды, в которой осуществляется деятельность современных автотранспортных предприятий, обслуживающих как внутригородские, так и внутрирегиональные перевозки. Источником этого финансирования может быть как бюджет муниципального образования, так и

бюджет субъекта Федерации. В этой связи вопросы финансирования инновационного развития автотранспортных предприятий можно рассматривать как разновидность инвестиций из бюджетов регионального или муниципального уровня.

Вместе с тем в условиях большого количества мелких автотранспортных предприятий подобное финансирование может оказаться недостаточным и неэффективным. При этом весьма затруднен контроль целевого и эффективного расходования бюджетных средств. Наиболее удобным вариантом является бюджетная поддержка крупных региональных автотранспортных предприятий. Однако создание подобных предприятий с высокой степенью централизации управления может привести к ликвидации конкурентной среды и монополизации данной сферы услуг. Поэтому в качестве удобной формы подобной интеграции целесообразно использовать кластерные структуры, в которых обеспечивается определенный уровень централизации вместе с необходимой для принятия оперативных решений самостоятельностью предприятий, входящих в кластер. Кроме того, в современных условиях крупный региональный автотранспортный кластер будет обладать необходимыми финансовыми ресурсами для эффективного инновационного развития, которое является одним из условий выживания автотранспортных предприятий в конкурентной среде [1].

Проблемы и перспективы интеграции и инновационного развития автотранспортных предприятий анализировались в ряде научных исследований [2, 3, 4, 6], однако авторы данных работ не рассматривали особенности инновационного развития транспортных предприятий в условиях создания региональных автотранспортных кластеров и частичного бюджетного финансирования. При таких условиях надо учитывать как целевую направленность бюджетных средств, так и необходимость компенсации затрат на основную и инновационную деятельность предприятия.

Подобный региональный автотранспортный кластер создан в Тульской области на базе головного предприятия «Тулаавтотранс», находящегося в областном центре — г. Туле. Автотранспортные предприятия, входящие в кластер (предприятия-сателлиты) размещаются в районных центрах или в удобных для обслуживания автотранспорта местах, например, на основных трассах. В настоящее время в Тульской области подобные предприятия размещены в городах Алексин, Белев, Ефремов, Чернь и др.

Основной вид связи между предприятиями кластера представляет собой партнерство, что обеспечивает возникновение дополнительного синерге-тического эффекта. В процессе развития кластеров возможна интеграция автотранспортных систем (кластеров) различных регионов в межрегиональный автотранспортный кластер, а также интеграция с автотранспортными системами других государств, что обеспечит дополнительные возможности по эффективной организации туристических рейсов и грузоперевозок.

Формирование региональных автотранспортных кластеров позволяет повысить эффективность функционирования ряда инфраструктурных подсистем предприятий. К ним относятся центры диагностики и технического обслуживания, ремонтные подразделения автотранспортных предприятий, автозаправочные станции, службы эксплуатации автомобильных дорог и транспортной безопасности, проката автотранспортных средств и страхования рисков и др. Появляется возможность расширить сферу использования интегрированной системы автостанций и автовокзалов, в том числе автоматизированной системы продажи билетов и интегрированного сервиса.

Следует отметить, что внутри кластера появляется возможность реализации ряда методов управления инновационной деятельностью в целях обеспечения эффективного функционирования автотранспортных предприятий на основе инноваций и достижения нового уровня качества жизни в сфере транспортного обслуживания потребителей. К подобным методам можно отнести создание новых информационных систем, управление информационными потоками, повышение квалификации персонала, научные и инженерные исследования в сфере функционирования автотранспортных предприятий. Все это обеспечит эффективный мониторинг, своевременное информационное обеспечение и развитие на основе передовых технологий, что будет способствовать дальнейшему повышению эффективности работы предприятий, основанной на снижении издержек, экономии ресурсов и диверсификации транспортных средств.

Для реализации перечисленных методов управления инновационной деятельностью в рамках кластера формируются подсистемы, обеспечивающие инновационное развитие. К ним относится, в частности, подсистема развития «интеллектуального» общественного транспорта, основанная на исполь-

зовании глобальной спутниковой навигационной системы (ГЛОНАСС) и возможностей современной сотовой связи. Информационное обеспечение подобных подсистем базируется на математическом моделировании транспортной системы кластера и на решении различных транспортных задач. При этом для реализации функций мониторинга инновационных технологий и экономической эффективности кластера необходима подсистема развития инновационных технологий.

В настоящее время важным условием эффективного функционирования регионального автотранспортного кластера является обеспечение его высококвалифицированными кадрами. Для этого на региональном уровне в колледжах и университетах ведется подготовка по требуемым для автотранспортной отрасли специальностям, в том числе по государственным образовательным стандартам третьего поколения.

В рамках кластера коллегиально разрабатываются стратегические планы развития, а принятие решений по вопросам текущей деятельности осуществляется в отдельных подразделениях кластера. При этом не должна возникать «антропоэнтропия», связанная с увеличением количества лиц, принимающих решения.

Интеграция автотранспортных предприятий на региональном уровне в форме кластера обеспечивает такой уровень централизации, когда реализуются ее преимущества и не проявляются недостатки, связанные с излишней бюрократизацией управления. Более того, в рамках кластера возможно сокращение управленческого персонала автотранспортных предприятий. Это обеспечивается тем, что при объединении предприятий в кластер возрастает уровень целенаправленности и взаимной согласованности действий его элементов, а следовательно, повышается степень организованности, что открывает перспективы возникновения синергетического эффекта.

Учитывая это, можно сформулировать сущностное положение, определяющее автотранспортный кластер как синергетическую систему, обладающую способностью комбинировать взаимодополняющие элементы функциональных потенциалов и ресурсы интегрируемых субъектов и обеспечивать приростной характер результатов на основе реализации наиболее значимых экономических эффектов. В этой связи к региональному автотранспортному кластеру можно применить подход, использованный

для анализа других синергетических систем [5].

Выделим ряд методологических принципов и системных свойств, обеспечивающих реализацию данного положения в автотранспортных кластерах. Одним из подобных принципов является то, что синергизм кластера имеет четко выраженный экономический базис, который должен оцениваться с позиции целевой функции всей системы и быть направлен на обеспечение роста общей эффективности. Усиление синергизма способствует росту экономической заинтересованности участников в совместной деятельности и повышению устойчивости интеграционных связей. Реализация этого свойства невозможна без создания предварительных условий, связанных с выбором институционально-структурной модели кластера, усиливающей экономический базис взаимодействия партнеров.

Сближение целей участников кластера является определяющим фактором успешной реализации синергии. Процесс сближения целей связан как с формированием сложной целевой функции системы, учитывающей интересы отдельных участников, так и определением состава субъектов, включаемых в кластер по критерию максимальной взаимодополняемости потенциала и ресурсов, что делает их более взаимозависимыми и позволяет в полной степени реализовать существующий потенциал.

Достижение синергизма связано также с оптимизацией общего портфеля услуг кластера, обеспечивающего наиболее полное использование активов участников и повышение общей функциональности системы, что приводит к росту экономического результата.

Многообразие форм и типов синергетических эффектов связано с возникающими комбинациями воспроизводства и использования материальных и нематериальных активов, обладающих различными потенциальными возможностями. При этом выделяемые элементы и их комбинации должны отражать как горизонтальные, так и вертикальные связи участников в общих видах деятельности.

Резервы синергии обладают переменным потенциалом во времени, в связи с чем необходим механизм обновления набора актуальных для кластера эффектов. Различные формы синергии обладают характерным для них жизненным циклом, на длительность фаз которого оказывают влияние различные факторы, т. е. следует учитывать возможность убывания резервов синергии по одним направлениям и наоборот, усиление ее потенциала по другим.

Для этого необходимо отслеживать значимость (актуальность) конкретных критериев и своевременно (при снижении экономических результатов ниже критического уровня) проводить модификацию их набора на основе выбора реализующих их организационно-управленческих средств.

Анализ существующего в настоящее время регионального автотранспортного кластера на основе ООО «Тулаавтотранс» позволил выявить состав наиболее существенных эффектов и их связь с факторами эффективности интегрированной структуры. Результаты анализа представлены в форме матрицы

(см. таблицу).

Матрица связи отдельных видов экономических форм эффектов с жизненным циклом кластера и факторами целевой функции

Организационные формы экономических эффектов Направленность эффектов на жизненный цикл кластера и факторы целевой функции

Создание кластера (начальный синергизм) Функционирование кластера (операционный синергизм)

Повышение предельной доходности Снижение предельных издержек

Рыночная эффективность Инновационная эффективность Структурная эффективность доходов Ресурсная эффективность Эффективность повышения ликвидности Эффективность финансовых издержек

Трансакционные эффекты

Кластер — поставщик Снижение количества трансакций 1 1

Снижение стоимости трансакций 1

Повышение степени доверия 1

Кластер — инвестор Снижение количества трансакций 1 1

Снижение стоимости трансакций 1

Снижение риска

Кластер — потребитель услуг Оптимизация условий контрактов 1

Повышение степени доверия 1

Синергетические эффекты

Комбинирование участников Повышение функциональности 1 1 1 1 1 1

Эффект масштаба 1 1 1

Взаимодополняемость потенциалов 1 1 1

Комбинирование портфеля услуг Повышение качества и функциональных показателей 1

Эффект масштаба 1

Взаимоусиление видов услуг 1 1 1 1

Комбинирование ресурсов Повышение качества

Эффект масштаба 1

Взаимодополняемость 1 1

Операционные эс эфекты

Интенсивные факторы 1 1

Экстенсивные факторы 1 1

Представление регионального автотранспортного кластера в качестве синергетической системы позволяет сформулировать важный методологический подход к решению проблемы повышения ее эффективности, включающий в себя такие элементы, как выделение иерархических уровней для снижения сложности управления синергией, использование в качестве критерия и измерителя синергии многофакторной целевой функции, установление причинно-следственной и временной взаимосвязи между нарушением устойчивости функционирования кластера и снижением резервов используемых синергетических эффектов.

Таким образом, региональный автотранспортный кластер можно рассматривать как открытую, целеустремленную, интегрированную синерге-тическую систему, что позволяет установить закономерности и выявить переломные моменты в процессе ее жизнедеятельности в изменяющейся рыночной среде.

Список литературы

1. БалакинаЮ. Ю. Оценка экономической эффективности новых форм и способов транспортного обслуживания на основе инновационной деятельности. СПб, 2006.

2. Беляева Ю. В. Организационно-экономические формы интеграции грузовых автотранспортных предприятий. СПб, 2004.

3. Бережная Е. В. Методология и экономико-вероятностные модели управления автотранспортными системами в нестабильной экономической среде. СПб, 2000.

4. Богомазов В. А. Методологические основы и организационно-экономические методы управления автотранспортной деятельностью. СПб, 1997.

5. Васин А. С., Кондратьев А. Н. Управление синергией потенциала финансово-промышленной группы. М.: Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2005.

6. Зайцев Е. И. Методология и информационно-экономические модели управления интегрированными автотранспортными системами. СПб, 1998.

21-22 февраля 2012 г. Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь, Зоотехнический пер., 12) проводит II международную научно-практическую конференцию

«Аграрная наука: творчество, рост»

Основные направления конференции:

перспективы развития учетно-аналитической работы в предприятиях различных отраслей экономики; финансово-экономические проблемы развития региональной экономики; отраслевые и пространственно-экономические аспекты развития регионов; применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК.

Предполагаемые секции:

■ актуальные вопросы финансового, налогового и управленческого учета, перспективы внедрения МСФО в России;

■ проблемы и пути совершенствования аудиторской деятельности и системы внутреннего контроля в организации;

■ инновационный потенциал и перспективы развития секторов региональной экономики;

■ денежно-кредитное регулирование в условиях глобализации экономики;

■ теория и практика формирования финансовой и денежно-кредитной системы России: инновационный аспект;

■ мониторинг почвенного покрова и методы повышения плодородия почв;

■ энергосберегающие технологии производства и переработки продукции растениеводства;

■ рациональное природопользование и охрана окружающей среды.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (8652) 35-75-87, +7-905-414-77-91 либо E-mail: bobrishevaleksey@yandex.ru

www.stgau.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.