РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ: МОДЕЛЬ АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
И.А. Путин, соискатель ГОУ ДПО ГАСИС
Проблема управления инвестиционными рисками является одной из ключевых проблем в области современного риск-менеджмента. Наиболее широко эта проблема исследована с точки зрения задачи риск-анализа и управления риском отдельных инвестиционных проектов.
Применительно к инвестиционным проектам в настоящее время используется ряд достаточно близких друг к другу определений риска. В данной работе мы рассматриваем риск инвестиционного проекта как субъективную характеристику проекта с точки зрения одного из его участников, отражающая возможность реализации неблагоприятных для него сценариев или последствий. Проектные риски - совокупность рисков, угрожающих реализации инвестиционного проекта или способных снизить его эффективность (коммерческую, экономическую, бюджетную социальную, экономическую и др.).
Риск инвестиционного проекта имеет широкий спектр составляющих его рисков. В работе [1] предложена следующая классификация рисков, базирующаяся на практике разработки инвестиционных проектов: технико-технологические; строительные; маркетинговые; финансовые риски; риски отдельных участников проектов; военно-политические риски; юридическо-правовые; управленческо-организационные; социальные; экологические риски; риски обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор); специфические риски (в том числе региональные и отраслевые).
В ходе реализации принятого решения объект управления подвергается воздействиям двух типов: предпринимаемые собственно субъектом управления (ЛПР); обусловленных тем, что объект управления является подсистемой некоторой более сложной системы (внешней средой). Воздействие внешней среды на объект управления носит случайный характер. В свою очередь, то или иное состояние среды вызывается определенными причинами или условиями, которые называются факторами риска. Факторы риска представляют собой потенциальную возможность того, что среда будет находиться в одном из нескольких этих состояний, т.е. их надо рассматривать как условия, обеспечивающие возможность различных состояний воздействующей среды и, как следствие, недетерминированность последствий принимаемых решений.
Наряду с вышеприведенными понятиями, в теории риск-менеджмента рассматривают также понятие «уровень риска». Уровень риска отражает агрегированную теоретическую оценку «опасности» не достичь цели, ради которой принимается решение, а оценка уровня риска сводится к оценке возможности отклонения конечного результата функционирования объекта управления от цели, для достижения которой принимается решение. Иными словами, уровень риска - это оценка возможных последствий рассматриваемого решения, в агрегированном виде отражающая меру реальности наступления неблагоприятных последствий, а также размеры возникающих при этом потерь.
Одним из основных принципов анализа инвестиционных рисков является разделение их на систематические и несистематические риски. Суть систематического риска состоит в том, что инвестор, осуществляя инвестиции, создает объект управления (инвестиционный проект), который становится элементом некоторой социально-экономической системы. Иначе говоря, под систематическим риском инвестора понимается риск, формируемый внешними риск-факторами, порождаемыми социально-экономической системой, составной частью которой является управляемый инвестором объект.
Основная проблема, связанная с систематическим риском, состоит в том, что воздействие подавляющего большинства факторов данного риска не может быть подавлено (компенсировано) в рамках рассматриваемого инвестиционного проекта. Это такие факторы систематического риска, как нестабильность политической системы, нестабильность налогового законодательства, неустойчивость банковской системы и валютного курса. Очевидно, что противодействие данным факторам не может быть организовано в рамках например, инвестиционного проекта по строительству и вводу в эксплуатацию крупного автозавода, не говоря уже о менее масштабных инвестиционных проектах. Таким образом, в ходе анализа
инвестиционного решения инвестором фактически рассматривается вопрос о том, может ли быть принят данный уровень систематического риска или же он высок настолько, что проявление его факторов может свести к нулю ожидаемую рентабельность проекта.
С точки зрения проблемы управления инвестиционным риском в регионе, систематический риск инвестора формируется тремя группами факторов - факторы глобального риска, факторы странового риска и факторы регионального риска.
К факторам глобального систематического риска относятся: возможность колебаний цен на нефть, металл, золото, возможность изменения курсов мировых валют и др.; к факторам странового риска - природно-климатические условия данной страны, нестабильность ее политической, финансовой и банковской системы и др.; примерами факторов регионального систематического риска являются нестабильность политической, бюджетной, налоговой и банковской системы в регионе; неразвитость или неудовлетворительное функционирование инфраструктуры; незащищенность прав инвесторов на приобретаемые земельные участи; непоследовательность региональных органов управления по исполнению принятых ими инвестиционных решений и др.
При отсутствии возможности противодействия факторам систематического риска для осуществления инвестиций инвесторы выбирают страну с наименьшим уровнем странового риска, а в ней
- регион с наименьшим уровнем риска. Высокий уровень систематического риска в России является одной из основных причин оттока капитала за рубеж. Аналогичным образом ведут себя инвесторы-резиденты в регионах, предпочитая вывозить капитал из региона с высоким уровнем систематического риска либо в другие регионы, либо за рубеж. Понятно, что привлечение внешних инвестиций в регион с высоким уровнем систематического риска также является нереальной задачей.
На уровень региональной инвестиционной активности оказывает значимое влияние не только инвестиционный потенциал, но и уровень систематического инвестиционного риска, поэтому для повышения инвестиционной активности в регионе необходимы мероприятия по снижению уровня систематического инвестиционного риска. Однако, поскольку данные мероприятия не могут финансироваться в рамках отдельных инвестиционных проектов, управление систематическим инвестиционным риском должно проводиться на региональном и федеральном уровне. В связи с этим возникает задача оценки эффективности управления данным риском. В первую очередь здесь возникает вопрос о количественном измерении уровня регионального систематического инвестиционного риска.
Автором предлагается подход к количественному измерению уровня регионального систематического инвестиционного риска, основанный на сравнительных экспертных оценках уровней регионального инвестиционного риска для нескольких регионов. В качестве исходных приняты следующие положения.
1. В конкурентной борьбе за инвестиционные вложения двух регионов с равными инвестиционными потенциалами в целом побеждает регион с меньшим уровнем систематического инвестиционного риска.
2. Уровень регионального инвестиционного систематического риска может быть измерен в порядковой шкале (сравнительные оценки уровня риска для различных регионов).
3. Целью оценки уровня регионального инвестиционного систематического риска является определение главных направлений деятельности региональных органов управления по снижению его уровня.
Методологической основой предлагаемого подхода является экспертно-аналитическое моделирование, показавшее свою эффективность при решении многих слабоструктурированных проблем с факторами как количественной, так и качественной природы [2].
Согласно предлагаемому подходу, для оценки уровня инвестиционного риска исследуемого региона необходимо выделить два или три региона с инвестиционными потенциалами, качественно и количественно близкими к потенциалу исследуемого региона, но являющихся более инвестиционно привлекательными. Инвестици-
онную привлекательность регионов целесообразно оценивать по фактическому среднегодовому объему привлеченных инвестиций за несколько последних лет. Далее строится иерархическая структура, где фокусом иерархии является уровень систематического инвестиционного риска, а на следующем уровне - подвиды инвестиционного риска (политический, экономический, социальный, криминальный, финансовый, законодательный, управленческий и экологический риски).
Анализируемый регион сравнивается по уровню систематического инвестиционного риска с двумя регионами (сравниваемый регион 1 и сравниваемый регион 2), при этом используется рекомендованная Т. Саати [3] девятибалльная шкала сравнений. Вначале методом парных сравнений оцениваются весовые коэффициенты для каждого из составляющих рисков. Далее эксперты отвечают на вопросы о том, в какой степени интенсивность проявления факторов политического (экономического, социального, криминального и т.д.) риска в одном регионе преобладает над интенсивностью проявления этих же факторов в другом регионе. Получаемые в итоге оценки приоритетов элементов нижнего уровня иерархии интерпретируются как сравнительные оценки для трех регионов по уровню систематического инвестиционного риска. Ожидается, что при этом анализируемый регион имеет высший приоритет, т.е. более высокий уровень риска. Таким образом, предлагаемый метод дает возможность, не используя агрегированных показателей типа линейной свертки, проводить сравнительные оценки уровней риска на основе сравнительных экспертных оценок интенсивностей проявления отдельных групп факторов этого риска.
Представленный метод позволяет также получать оценки эффективности мероприятий по управлению региональным инвестиционным риском. Для этого предполагается использовать имитационные оценки. Например, может быть поставлена задача уменьшения уровня инвестиционного риска анализируемого региона до уровня этого риска в сравниваемом регионе 1. Путем проведения имитационных оценок и анализа матриц парных сравнений устанавливается перечень факторов риска, интенсивность проявления которых должна быть снижена. Соответственно, указываются конкретные мероприятия, приводящие к такому снижению и дается оценка соответствующих затрат на региональном уровне. Эти затраты сравниваются с эффектом от ожидаемого прироста инвестиций в экономику анализируемого региона, который согласно сделанному выше предположению становится близким по уровню инвестиционной привлекательности к сравниваемому региону 1. Точность получаемых при этом оценок оценить весьма сложно, тем не менее, эти оценки позволяют выявить главные направления мероприятий по снижению уровня регионального инвестиционного риска.
Литература:
1. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Продвинутый курс: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Теория и практика принятия решений в экономике и управлении экспертными методами / В.А. Иванов, В.Г. Шуметов, Ф.Г. Милых и др. М.: МГУДТ, 2003.
3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
А.В. Овчинникова, аспирантка ГОУ ДЛО ГАСИС
Привлечение в российские регионы масштабных и долгосрочных инвестиций - это возможность выйти на качественно новый уровень роста. Фактически речь идет о вложении в крупные инновационные и инфраструктурные проекты. А, следовательно, о создании за счет этого новых рабочих мест и повышения уровня жизни людей. В современных условиях именно инвестиции способны увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты.
В общепринятом понимании инвестиционная стратегия — это стратегический инвестиционный портфель, формируемый в регионе. Инвестиционный портфель определяет направления инвестирования и методы реализации развития отдельных сфер экономики. Инвестиционная стратегия необходима для:
- технико-экономического обоснования проекта;
- поиска ресурсов;
- разработки механизма инвестирования с целью обеспечения воспроизводства инвестиционных ресурсов;
- реализации инвестиционных проектов непрерывными или периодически действующими потоками финансовых ресурсов.
Основанием выбора отраслей вложения инвестиций является мультипликативный эффект, когда вложение в одну отрасль влечет за собой экономический рост в других отраслях.
Одним из завершающих и важнейших этапов инвестиционной стратегии является обеспечение эффективной отдачи от вложенных средств. Она, как правило, обеспечивается в том случае, если инвестиционная деятельность связана с инновациями в различных сферах экономики:
- в организации разработки полезных ископаемых с целью покрытия общественных потребностей региона и страны в целом или в случае отказа от импорта природно-сырьевых ресурсо;
- в проведении НИОКР с целью повышения конкурентоспособности в различных отраслях науки и техники, в разработке новых технологий и их внедрении;
- в проведении реинжиниринга бизнес-процессов в материальной сфере экономики (на промышленных предприятиях, в сельскохозяйственном производстве, в строительной индустрии);
- в привлечении средств в торговые компании как инструмент повышения конкурентоспособности инфраструктуры, создания новых рабочих мест.
Инвестиционная стратегия региона в конечном счете должна
обеспечивать экономическую и социальную эффективность, экологическую безопасность, развитие поддерживающей инфраструктуры региона.
Для решения этой задачи нами предложена методика, позволяющая оценить инвестиционную привлекательность, то есть перспективность развития отраслей региональной экономики, и сформулировать по отношению к ним экономическую политику, в частности инвестиционную поддержку.
Методика предусматривает выполнение следующих этапов:
1-й этап. Определяется степень важности отрасли в региональном валовом продукте, и все отрасли делят на две группы: базовые отрасли и отрасли, поддерживающие и обслуживающие базовые. При этом внутри каждой отрасли рассматриваются предприятия (компании) и их доля рынка. Выясняются возможности получения эффекта масштаба производства по каждой отрасли.
2-й этап. Установление системы показателей, которая позволяет определять эффект при вложении инвестиций в базовые отрасли.
3-й этап. Расчет мультипликатора по каждой базовой отрасли.
Например, строительство торговых сетей потребует вложение
инвестиций в строительные материалы, оборудование (мини-заводы по производству муки, хлеба, крупяных изделий, мясных и колбасных изделий, молочных продуктов и т. д.). Таким образом, вложения инвестиций в базовые отрасли позволят получать экономический и социальный эффект в сопряженных отраслях к формированию инвестиционной стратегии в регионе.
При формировании эффективной инвестиционной стратегии следует применять базовые принципы инвестирования. Основные принципы инвестирования сформулированы (в данной статье первые четыре) Гитманом Л. Дж. и Джонком . Наряду с известными нам предложены принципы инвестирования применительно к российским условиям и позволяющие получать максимальный эффект от выбора направлений инвестирования.
1. Принцип предельной эффективности инвестирования. Наступает определенный момент, когда дополнительные капитальные вложения не являются нужными для роста экономики. Из этого следует необходимость точно высчитывать оптимальный уровень объема инвестиций, чтобы не тратить понапрасну имеющиеся ресурсы.
2. Принцип комплексной оценки эффективности капи-