Научная статья на тему 'Региональные интересы России в концепции развития Арктики'

Региональные интересы России в концепции развития Арктики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
635
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальная политика / новая парадигма развития Арктики / Арктическая зона России / демография / экология / природные ресурсы. / global politics / new paradigm of development of the Arctic / Arctic zone of Russia / demographics / ecology / natural resources.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Богачев Виктор Фомич, Веретенников Николай Павлович, Соколов Павел Владимирович

В статье анализируются состояние и перспективы развития Арктики и ее значение в связис повышением спроса на стратегические виды сырья, усилением внимания к региону заинтересованныхгосударств и транснациональных консорциумов, а также с развитием международных транспортныхкоммуникаций и новых технологий, облегчающих доступ к источникам сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Богачев Виктор Фомич, Веретенников Николай Павлович, Соколов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional interests of Russia in the concept of development of the Arctic

The paper analyzes the current state and prospects of development of the Arctic in the context of its growing value in connection with expansion of demand for strategic types of raw materials, increased interest in the region of the concerned states and transnational consortia, as well as with the development of the international transport corridors and new technologies facilitating access to sources of raw materials

Текст научной работы на тему «Региональные интересы России в концепции развития Арктики»

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 373-376

УДК 338.242

В. Ф. Богачев, Н. П. Веретенников, П. В. Соколов

Региональные интересы России в концепции развития Арктики

V. F. Bogachev, N. P. Veretennikov, P. V. Sokolov

Regional interests of Russia in the concept of development of the Arctic

Аннотация. В статье анализируются состояние и перспективы развития Арктики и ее значение в связи с повышением спроса на стратегические виды сырья, усилением внимания к региону заинтересованных государств и транснациональных консорциумов, а также с развитием международных транспортных коммуникаций и новых технологий, облегчающих доступ к источникам сырья.

Abstract. The paper analyzes the current state and prospects of development of the Arctic in the context of its growing value in connection with expansion of demand for strategic types of raw materials, increased interest in the region of the concerned states and transnational consortia, as well as with the development of the international transport corridors and new technologies facilitating access to sources of raw materials.

Ключевые слова: глобальная политика, новая парадигма развития Арктики, Арктическая зона России, демография, экология, природные ресурсы.

Key words: global politics, new paradigm of development of the Arctic, Arctic zone of Russia, demographics, ecology, natural resources. Введение

С начала XXI в. происходящие в Арктике изменения приобретают глобальный характер и начинают непосредственно влиять на мировые интеграционные процессы основных субъектов мировой политики. В связи с возрастанием геополитического значения Арктики особенно актуальной становится необходимость системного подхода к постановке и разрешению проблем Севера, включающего сотрудничество в области охраны окружающей среды, учета интересов коренных народов, в транспортно-логистических, военных и научных исследованиях. Растущее значение Арктики связано также с ростом военно-стратегической роли этого региона в глобальной политике благодаря богатству природными ресурсами, особенно на континентальном шельфе. Это предполагает сочетание военно-стратегической и экономической составляющей национальной морской политики [1, с. 36]. Экономика Арктики все теснее интегрируется в мировую систему, а ее значение возрастает в связи с расширением спроса на стратегические виды сырья, а также совершенствованием методов его добычи.

Все в большей степени Арктика становится элементом глобальной политики, базирующейся на межправительственном и межрегиональном сотрудничестве, новых формах политического диалога стран, участвующих в развитии арктических территорий. Одновременно на первый план выдвигаются проблемы правового обеспечения совместной экономической политики приарктических государств, позволяющего юридически обосновать их стратегию, направленную на соблюдение норм хозяйственной, организационно-технологической и экологической деятельности.

Стратегия и тактика развития

В настоящее время в глобальной политико-экономической стратегии стран, участвующих в освоении Арктики, преобладает парадигма противостояния их локальных интересов в ущерб общей концепции развития этого важнейшего региона, имеющего исключительное значение для всего мирового сообщества. В Арктике наиболее явно и отчетливо прослеживается основной принцип конструктивной деятельности государств - участников процесса освоения Арктики, заключающийся в подчинении национальных интересов решению сложной задачи концентрации совместных усилий на достижение глобальной цели обеспечения максимальной эффективности социально-экономического развития Арктики, что особенно значимо в условиях геоэкономических и политических отношений РФ с заинтересованными мировыми державами [2, с. 491-494].

В то же время политика, проводимая межнациональными корпорациями в Арктике, свидетельствует об опасной, а порой и преступной деятельности, например, нефтедобывающих компаний, наносящих невосполнимый ущерб эколого-экономической системе этого региона. Этому способствует и неконтролируемый промышленный рост, неэффективная технология и нарушение экологических стандартов добычи природных ресурсов. Необходим жесткий контроль и постоянный мониторинг осуществляемых в Арктике проектов, которые бы учитывали обеспечение принципов устойчивого развития арктических территорий. Это, в свою

373

Богачев В. Ф. и др. Региональные интересы России в концепции развития Арктики

очередь, требует решения задачи контроля за деятельностью наиболее вредных в экологическом плане отраслей и прежде всего нефтегазодобывающей отрасли, отвечающей новым экономическим и демографическим условиям; формирования логистического комплекса [3] в системе региональной транспортной составляющей; учета интересов коренных жителей Арктики в плане сохранения их традиционных промыслов и жизненных интересов.

В парадигме устойчивого развития Арктического региона все большее значение приобретает проблема интеграции экономических интересов стран, участвующих в освоении Арктики. Это предполагает согласованные усилия этих стран в разрешении имеющихся разногласий; в совместном решении задач освоения морских биологических ресурсов; создании логистических систем. Это позволит реализовать серьезные предпосылки к формированию системы устойчивого развития Арктического региона.

Исключительные природно-географические и экологические особенности региона, медленное воспроизводство природных ресурсов в свою очередь обусловливает применение оригинальных экономикоорганизационных и технологических решений, а также привлечение огромных финансовых средств. Ни одна страна в мире не обладает для этого необходимой техникой, технологией, материально-финансовыми ресурсами; т. е. задачи освоения ресурсов Арктики можно будет решить только при условии создания соответствующей инфраструктуры для освоения и эксплуатации углеводородных месторождений Арктики, с учетом изменений в глобальной расстановке сил и национальных интересов России.

Россия в Арктике владеет огромной территорией и является ведущей в мире державой по ресурсному потенциалу [4, с. 72-75]. Сегодняшние условия развития Арктики достигли такого уровня, когда успехи в ее освоении будут определяться геоэкономическими особенностями современного развития регионального хозяйства [5, с. 52-53]. Принятая в России энергетическая стратегия развития до 2030 г. предусматривает постепенный переход от экстенсивных к интенсивным методам освоения морских ресурсов и инновационным технологиям их переработки, что ставит под вопрос реализацию опасных в экологическом смысле проектов добычи нефти и газа в арктическом шельфе. Зона арктических интересов России (ЗАИР) включает весьма значительные территории, развитие которых сильно отстает в качественном отношении по показателям социально-экономического развития, квалификации работников, их жизненного уровня.

Поэтому российская законодательно закрепленная стратегия развития Арктики ставит своей задачей реализацию богатого потенциала Арктики, направленную на модернизацию экономики всей страны.

Проблема эффективного использования уникального ресурсного потенциала Арктики неоднократно становилась темой многочисленных международных и всероссийских конференций. Важное место в обсуждении этих проблем на всевозможных форумах занимало развитие Арктического региона как единой социо-эколого-экономической системы, состояние которой можно определить как неудовлетворительное, во многом из-за многочисленных недостатков транспортной инфраструктуры, основным из которых является огромный территориальный и сырьевой потенциал региона при относительно низкой транспортной освоенности либо полном отсутствии транспортных коммуникаций. Оценивая положительно усилия правительства страны в решении этой проблемы, следует одновременно отметить несомненную сложность решения задачи консолидации и координации совместной деятельности стран и транснациональных корпораций, участвующих в освоении Арктики на основе использования современных технологий добычи и транспортировки полезных ископаемых, а также передовых информационных технологий на основе данных, полученных от спутников.

Главной стратегией развития экономики РФ является реализация государственной программы по развитию Арктической зоны РФ (АЗ РФ), основными направлениями реализации которой станут содействие комплексному социально-экономическому развитию АЗ РФ, стимулирование развития приоритетных направлений экономического роста указанной зоны, а также обеспечение ее экологической безопасности. Цель принятой программы - ускорение экономического и социального развития страны с помощью вовлечения природного и эволюционного потенциала АЗ РФ, основанное на принципах бережного отношения к природе и рационального использования ресурсов. Задачи государственной программы состоят в реализации масштабных инвестиционных проектов в АЗ РФ; создании глобальных систем транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктур, систем обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности и мониторинга; создании и развитии локальных систем жизнеобеспечения в Арктической зоне РФ; формировании нормативной, организационной и научно-технической базы для развития Арктической зоны и совершенствовании системы государственного управления. Проект распоряжения правительства РФ об утверждении государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г." согласован со всеми ее участниками1.

1 Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 // Правительство России. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

374

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 373-376

С целью реализации госпрограммы по поручению правительства РФ был разработан проект плана мероприятий, который включает в себя 60 мероприятий по обозначенным направлениям. В его реализации примут участие 34 федеральных органа исполнительной власти, 7 субъектов РФ, входящих в Арктическую зону, Российская академия наук и государственная корпорация "Росатом". В соответствии с планом сформирована Межведомственная рабочая группа (МРГ) по контролю за реализацией госпрограммы, утверждены ее положение и состав. В январе 2014 г. состоялось первое заседание МРГ, посвященное стратегии развития АЗ РФ и обеспечению национальной безопасности на период до 2020 г. В заседании приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, государственных корпораций, субъектов федерации и научных кругов. Среди основных задач работы группы - обеспечение консолидации усилий заинтересованных субъектов государственной политики в Арктике и рассмотрение комплексных инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территории Арктической зоны России.

Утвержденная стратегия развития АЗ РФ признает значение нефтегазовой отрасли как локомотива экономического развития Севера. Пример соседней Норвегии убедительно показывает, что превращение Баренцева моря в новый объект добычи не только предотвратило отток населения из северных регионов, но и значительно развило местную промышленность. Сегодня Норвегия обходит другие полярные страны в нефтегазовой гонке, но Россия постепенно накапливает опыт освоения северных морей. Правительство намерено поддержать проекты "Газпрома" и "Роснефти" и подготовило изменения в действующий Налоговый кодекс. Благодаря новациям госкомпании смогут рассчитывать на преференции и неизменность фискального режима в течение длительного времени, что способствует привлечению иностранных инвестиций. Но для масштабной добычи углеводородного сырья на шельфе потребуются, кроме того, серьезная модернизация судостроения и наращивание объемов геологоразведки [6].

В то же время, сегодняшняя сложная политическая обстановка в России, связанная с международными санкциями и контрсанкциями, серьезно сказывается на финансировании глобальных проектов, к которым с полным правом можно отнести освоение и развитие АЗ РФ. Вместе с тем важность и геополитическое значение данного проекта обусловливает его исключительное положение в стратегии развития РФ как одного из ведущих участников проекта перспективного развития Арктики.

Заключение

Сегодня Россия как крупнейшая по территории и минерально-ресурсным запасам мировая держава, а также одна из арктических стран имеет уникальную возможность использовать для полномасштабного освоения данных запасов в условиях дефицита собственных средств избыточные финансовые, технологические и прочие ресурсы стран Арктического региона, привлекая их к совместной разработке месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе, к модернизации существующих и строительству новых международных морских портов на всем протяжении Северного морского пути.

Библиографический список

1. Полюхович Г. И., Козьменко С. Ю. Теория морской силы и экономическое обладание морем // Морской сборник. 2005. № 3. С. 36.

2. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Арктика: модернизация региональной газотранспортной системы в условиях евро-российского геоэкономического и политического перепутья // Вестник МГТУ. 2014. Т. 17, № 3. С. 490-496.

3. Транспортно-инфраструктурный потенциал Российской Арктики / Е. П. Башмакова, В. В. Васильев, С. Ю. Козьменко [и др.] ; под ред. В. С. Селина. Апатиты : ИЭП КНЦ РАН, 2013. 279 с.

4. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Геополитические тенденции экономического присутствия России в Арктике // Геополитика и безопасность. 2012. № 1 (17). С. 71-79.

5. Щеголькова А. А. Геоэкономическая основа регионального хозяйства Западной Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. Т. 2, № 33. С. 51-54.

6. Шмаль Г. Перспективы нефтегазовой экспансии в Арктике [Электронный ресурс] // Агентство нефтегазовой информации. URL: http://www.angi.ru/.

References

1. Polyuhovich G. I., Kozmenko S. Yu. Teoriya morskoy sily i ekonomicheskoe obladanie morem [The theory of sea power and economic control of the sea] // Morskoy sbornik. 2005. N 3. P. 36.

2. Kozmenko S. Yu., Schegolkova A. A. Arktika: modernizatsiya regionalnoy gazotransportnoy sistemy v usloviyah evro-rossiyskogo geoekonomicheskogo i politicheskogo pereputya [Arctic: Modernization of regional gas-transport system in Euro-Russian geoeconomic and political cross-roads] // Vestnik MGTU. 2014. T. 17, N 3. P. 490-496.

375

Богачев В. Ф. и др. Региональные интересы России в концепции развития Арктики

3. Transportno-infrastrukturnyi potentsial Rossiyskoy Arktiki [Transport and infrastructure capabilities of the Russian Arctic] / E. P. Bashmakova, V. V. Vasilev, S. Yu. Koz'menko [i dr.] ; pod red. V. S. Selina. Apatity : IEP KNTs RAN, 2013. 279 p.

4. Kozmenko S. Yu., Schegolkova A. A. Geopoliticheskie tendentsii ekonomicheskogo prisutstviya Rossii v Arktike [The geopolitical trends in economic presence of Russia in the Arctic] // Geopolitika i bezopasnost. 2012. N 1 (17). P. 71-79.

5. Schegolkova A. A. Geoekonomicheskaya osnova regionalnogo hozyaystva Zapadnoy Arktiki [Geoeconomic foundation of the regional economy of the Western Arctic] // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2013. T. 2, N 33. P. 51-54.

6. Shmal G. Perspektivy neftegazovoy ekspansii v Arktike [Prospects of expansion of oil and gas in the Arctic] [Elektronnyiy resurs] // Agentstvo neftegazovoy informatsii. URL: http://www.angi.ru/.

Сведения об авторах

Богачев Виктор Фомич - ФГБОУ ВПО "Мурманский государственный технический университет", кафедра управления социально-экономическими системами, д-р экон. наук, профессор; е-mail: [email protected]

Bogachev V. F. - FSEI HPE "Murmansk State Technical University", Department of Socio-Economic Systems, Dr of Econ. Sci., Professor; е-mail: [email protected]

Веретенников Николай Павлович - ФГБОУ ВПО "Мурманский государственный технический университет", кафедра управления социально-экономическими системами, д-р экон. наук, профессор; е-mail: [email protected]

Veretennikov N. P. - FSEI HPE "Murmansk State Technical University", Department of Socio-Economic Systems, Dr of Econ. Sci., Professor; е-mail: [email protected]

Соколов Павел Владимирович - ОАО "Мурманский морской рыбный порт", первый заместитель генерального директора

Sokolov P. V. - OJSC "Murmansk Sea Fishing Port", First Deputy General Director

376

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.