Научная статья на тему 'Региональные инфраструктурные проекты как инструменты сглаживания субфедеральных диспропорций в национальной экономике'

Региональные инфраструктурные проекты как инструменты сглаживания субфедеральных диспропорций в национальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экономика / регион / региональная экономика / экономическое пространство / стратегия пространственного развития / инструментарий равномерного развития экономического пространства / деполяризованное развитие / пространственная поляризация / социально-экономическая асимметрия. / economics / region / regional economy / economic space / spatial development strategy / tools for the uniform development of economic space / depolarized development / spatial polarization / socio-economic asymmetry.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенко А.О.

Императивы стратегии пространственного развития РФ предполагают устранение или частичное сглаживание критических для региональных экономических систем пространственных дифферентов, которые негативным образом сказываются на ритмичном и бесперебойном функционировании региональных экономик. В связи с этим актуальность темы исследования обусловлена поиском инструментальных резервов для обеспечения более результативного сглаживания субфедеральных диспропорций в национальной экономике. Цель исследования заключается в теоретико-модельном представлении региональных инфраструктурных проектов в качестве комплексного средства сглаживания субфедеральных диспропорций в национальной экономике. Результаты исследования имеют теоретическое и прикладное значение в контексте научного обеспечения процессов деполяризованного функционирования региональных экономических систем, расширения концептуальных представлений о средствах эффективной реализации политики пространственного развития регионов, обеспечения экономической и политической стабильности в субъектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитенко А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional infrastructure projects as tools for smoothing sub-federal imbalances in the national economy

Regional infrastructure projects as tools for smoothing sub-federal imbalances in the national economy Nikitenko Anton Olegovich, Postgraduate student, Belgorod State National Research University, Belgorod The imperatives of the spatial development strategy of the Russian Federation involve the elimination or partial smoothing of spatial differences that are critical for regional economic systems, which negatively affect the rhythmic and uninterrupted functioning of regional economies. In this regard, the relevance of the research topic is due to the search for instrumental reserves to ensure a more effective smoothing of sub-federal imbalances in the national economy. The purpose of the study is to provide a theoretical-model presentation of regional infrastructure projects as a comprehensive means of smoothing out sub-federal imbalances in the national economy. The results of the study have theoretical and applied significance in the context of scientific support for the processes of depolarized functioning of regional economic systems, expanding conceptual ideas about the means of effectively implementing the policy of spatial development of regions, ensuring economic and political stability in the regions.

Текст научной работы на тему «Региональные инфраструктурные проекты как инструменты сглаживания субфедеральных диспропорций в национальной экономике»

Regional infrastructure projects as tools for smoothing sub-federal imbalances in the national economy

Nikitenko Anton Olegovich, Postgraduate student, Belgorod State National Research University, Belgorod

The imperatives of the spatial development strategy of the Russian Federation involve the elimination or partial smoothing of spatial differences that are critical for regional economic systems, which negatively affect the rhythmic and uninterrupted functioning of regional economies. In this regard, the relevance of the research topic is due to the search for instrumental reserves to ensure a more effective smoothing of sub-federal imbalances in the national economy. The purpose of the study is to provide a theoretical-model presentation of regional infrastructure projects as a comprehensive means of smoothing out sub-federal imbalances in the national economy. The results of the study have theoretical and applied significance in the context of scientific support for the processes of depolarized functioning of regional economic systems, expanding conceptual ideas about the means of effectively implementing the policy of spatial development of regions, ensuring economic and political stability in the regions.

Keywords: economics; region; regional economy; economic space; spatial development strategy; tools for the uniform development of economic space; depolarized development; spatial polarization; socio-economic asymmetry.

Цитировать: Никитенко А.О. Региональные инфраструктурные проекты как инструменты сглаживания субфедеральных диспропорций в национальной экономике // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 89-94. EDN: GKUOGL . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.17

Никитенко Антон Олегович, аспирант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Императивы стратегии пространственного развития РФ предполагают устранение или частичное сглаживание критических для региональных экономических систем пространственных дифферентов, которые негативным образом сказываются на ритмичном и бесперебойном функционировании региональных экономик. В связи с этим актуальность темы исследования обусловлена поиском инструментальных резервов для обеспечения более результативного сглаживания субфедеральных диспропорций в национальной экономике. Цель исследования заключается в теоретико-модельном представлении региональных инфраструктурных проектов в качестве комплексного средства сглаживания субфедеральных диспропорций в национальной экономике. Результаты исследования имеют теоретическое и прикладное значение в контексте научного обеспечения процессов деполяризованного функционирования региональных экономических систем, расширения концептуальных представлений о средствах эффективной реализации политики пространственного развития регионов, обеспечения экономической и политической стабильности в субъектах.

Ключевые слова: экономика; регион; региональная экономика; экономическое пространство; стратегия пространственного развития; инструментарий равномерного развития экономического пространства; деполяризованное развитие; пространственная поляризация; социально-экономическая асимметрия.

УДК 332.1(470)

5.2.3

Никитенко А.О.

Региональные инфраструктурные проекты как инструменты сглаживания субфедеральных диспропорций в национальной экономике

Экономическое пространство России чрезвычайно фрагментировано. Одной из задач государства как макро-регулирующего института регионального и пространственного развития является обеспечение связности и жесткого сочленения территориально разобщенных субъектов. В этом и кроется одна из задач пространственной политики – обеспечение единства экономического пространства страны, предполагающее:

- обеспечение связи (наличие связей) и связности (наличие инфраструктуры, осуществляющей связь) регионов как фрагментов национальной пространственно-экономической системы;

- недопущение критических градиентов в пространственно-экономическом и социально-экономическом развитии регионов;

- балансировка сложившихся и новых состояний регионального и пространственного развития, связанных с углублением поляризации, асимметричности и общей неравномерности, включающая как обоснование принципов сглаживания дифференциации, так и подбор оптимального организационно-экономического и территориально-отраслевого инструментария.

Один из основных трендов в пространственном развитии экономики России является поляризация экономического пространства, выражающаяся в росте и развитии одних территорий за счет ресурсного обеднения других. Формируется крайне неравномерный экономический ландшафт с узлами, концентрирующими в себе лучшие компоненты ресурсной базы, в виде крупнейших городов, региональных центров и столичных агломераций, и разреженных в плане плотности локализации экономических агентов и производственных локусов обширных пространств со всеснижающимся темпом хозяйственного, агро-индустриального, социально-инфраструктурного освоения.

Вместе с тем, гипертрофированный рост полюсов развития и притяжения в экономическом ландшафте страны не несет в себе исключительно негативные последствия. Подобного рода гипертрофию отдельных территориальных таксонов экономического пространства можно рассматривать в качестве одной из предпосылок равномерного распределения экономических благ по его различным уровням. Для этого нужно развивать инфраструктуру пространственных взаимодействий в экономике, а именно:

1) дорожная, логистическая, портовая, транспортная, дорожно-сервисная, путе- и трубопроводная [3];

2) специализированная инфраструктура межрегиональных отраслевых и территориально-связующих проектов [1; 5; 6; 9];

3) инфраструктура мегапроектов топливно-энергетической сфере и обеспечения жилищно-коммунальной автономии отдаленных поселений [4];

4) инфраструктура удаленных, труднодоступных территорий и территорий геостратегического плана [7];

5) инфраструктура пограничного сотрудничества с явными барьерными и фильтрующими функциями.

Развитие инфраструктуры в контексте пространственного балансирования экономики – относительно новый тренд в системе постановки императивов национального уровня стратегического целеполагания; инфраструктурные задачи ранее ставились и решались в русле повышения качества социально-экономической среды для населения.

В настоящее время инфраструктурная модернизация регионального экономического пространства и системообразующих секторов региональной экономики в привязке к ключевым узлам опорного каркаса осуществляется преимущественно двумя механизмами. На системно-комплексном уровне инфраструктурное развитие территорий происходит в рамках долгосрочных программ социально-экономического развития территорий, в исполнительный контур которых «вплетены» мероприятия приоритетных национальных проектов, а также разнообразных региональных программ поддержки местных инициатив. Это позволяет на системной основе подходить к инфраструктуризации различных уровней административно-территориального устройства, обеспечивая связность вертикальных иерархических страт экономического пространства.

Горизонтальные взаимодействия в большей степени обеспечивают региональные и национальные инфраструктурные проекты [5], реализуемые на принципах методологии проектного управления. Это, как правило, крупные инфраструктурные новации (мосты, аэропорты) или комплексная модернизация крупных инфраструктурных узлов транспортной, логистической, научной, инфокоммуникационной инфраструктуры, а также инфраструктуры критического характера.

Анализ научных публикаций [2; 5; 7-10] за последние годы показал, что внимание исследователей к региональным, межрегиональным и макрорегиональным проектам в области инфраструктурного развития постепенно растет. С одной стороны, это может быть ответной реакцией на запрос со стороны структур и институтов системы управления пространственным развитием, с другой – это следование глобальным тенденциям регулирования пространственных параметров функционирования территорий, когда точечные преобразования в структуре экономического ландшафта приводят к позитивным изменениям в функциях и свойствах всей экономической системы.

Региональные инфраструктурные проекты в складывающихся условиях выполняют следующие задачи в сфере пространственного регулирования и развития экономики российских субъектов:

- снижение социально-экономических градиентов в организации и функционировании региональных социально-экономических систем;

- уменьшение степени фрагментации элементов экономического пространства, улучшение характеристик связности, сетизации и корреспондирования регионально-локализованных пространственно-экономических систем;

- снижение нагрузки на сложившиеся центры и полюса роста в национальном и региональном масштабировании за счет реализации возможностей центробежного транзита ресурсов, инноваций, технологий, товаров и иных социально-экономических благ;

- расширение сферы приложения труда, закрепление населения как ключевых экономических агентов на территориях, не входящих в границы полюсов и центров экономического роста и ряд других.

Множественность задач, решаемых за счет реализации региональных инфраструктурных проектов в контексте деполяризованного развития экономического пространства, предполагает и разнообразие самих инфраструктурных нововведений. Они специфицированы к отраслевой специфике региональных пространственно-экономических систем, учитывают динамику, тип, характер и природу хозяйственного освоения и социо-эколого-экономической деятельности экономических агентов в границах субъектов. Классификация региональных инфраструктурных проектов, составленная по наблюдениям автора, приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация региональных инфраструктурных проектов (составлено автором по результатам собственных наблюдений)

Классификационные основания Классификационные единицы

Принадлежность к уровню организации экономического пространства -трансконтинентальные проекты;

- мегарегиональные;

- макрорегиональные;

- региональные;

- субрегиональные;

- локальные

Отраслевая ориентация инфраструктуры - транспортная (в т.ч., трубопроводная);

- связь и инфо-коммуникационная;

- неоиндустриальная;

- логистическая;

- научно-инновационная;

- транзитная;

- туристско-рекреационная;

- аграрная и сельскохозяйственная;

- добывающая и ренто-извлекающая;

- энергетическая;

- жилищно-коммунальная, селитебная

Демографические характеристики регионов реализации - демографо-избыточные;

- демографо-достаточные;

- дефографо-дефицитные

Социально-экономический тип регионов реализации - регионы-флагманы;

- развитые;

- развивающиеся;

- отстающие;

- проблемные и депрессивные

Планируемая приоритетная задача в сфере пространственного развития - деполяризация;

- ограничение централизации;

- повышение связности регионов;

- снижение экономического расстояния между центром и периферией;

- закрепление населения за регионом

Капиталоемкость - экстраординарная;

- высокая;

- средняя;

- низкая

В связи с классификационным многообразием региональных инфраструктурных проектов на практике многоаспектность их реализации нам в контексте систематизации теоретических аспектов их многозадачности и поли-функциональности видится в триединстве трех составляющих (рис.).

Практическая реализация региональных инфраструктурных проектов в контексте пространственного развития требует очерчивания перечня их приоритетных направлений, формируемых с учетом ориентации на высокую пространственно-связующую роль в «стягивании» различных территориальных элементов пространственной экономики. В качестве подобного спектра приоритетных направлений мы будем исходить из, на наш взгляд, самых пространственно-детерминированных векторов (табл. 2).

Рисунок – Триединство аспектов многозадачности и поли-функциональности региональных инфраструктурных проектов (разработано автором)

Таблица 2 – Перечень примерных инфраструктурных проектов с высокими свойствами пространственной связности (обоснован автором)

Направленность проекта Содержательная основа проекта Эффект пространственного развития Ограничители реализации

Инфраструктурные проекты топливно-энергетической направленности Проекты по строительству новых ТЭЦ, АЭС, ГЭС с высокой степенью использования местных трудовых ресурсов и высокими кумулятивными эффектами Формирование альтернативных точек концентрации производственно-технологической активности, использующих локальный человеческий капитал Технико-технологические, инженерно-изыскательские, научно-методологические, финансовые, человеческие

Пространственные меристемы дорожной инфраструктуры Проектирование разветвленных сетей дорог с твердым покрытием и железнодорожного типа, а также обустройство сопутствующей инфраструктуры Повышение связности мезоуровневых элементов экономического пространства, улучшение степени проникновения инфраструктуры и сокращение экономического времени преодоления расстояний Финансовые, материальные, проектно-изыскательские, естественно-географические, человеческие и др.

Инфраструктура суверенизации жилищно-коммунального хозяйства Проекты, направленные на повышение автономности жилищно-коммунальной инфраструктуры (автономные котельные, солнечная и ветроэнергетика, локальные системы водоснабжения и водоотведения) Повышение комфортности качественных характеристик жизненной среды регионов, закрепление населения в их границах Материальные и технико-технологические, природно-климатические рыночные, институциональ-

ные

Таким образом, подводя итог исследованию, сформулируем ключевые выводы и обобщения:

1) региональные инфраструктурные проекты – один из эффективных и действенных инструментов сглаживания пространственной поляризации в экономическом пространстве мезо-уровня;

2) при планировании и реализации региональных инфраструктурных проектов в условиях дефицита бюджетных средств приоритет следует отдавать проектам, оказывающим выравнивающее воздействие на асимметрично-развивающееся межрегиональное экономическое пространство;

3) для более эффективного повышения связности разноуровневых элементов экономического пространства и снижения степени поляризации его отдельных структурных компонентов планируемые инфраструктурные проекты должны обладать свойством сетизации, то есть таким образом формировать свою структуру, чтобы её узловые элементы соответствовали административно-территориальной сетке региона, а связи между ними образовывали сплошную «решетку», скрепляющую обширные пространства.

Эти и другие концептуальные, методические и прикладные вопросы равномерного деполяризованного развития регионов требуют своей детальной проработки в дальнейшем на уровне конкретных субфедеральных проблем и ситуаций.

Литература:

1. Андреева Е.Л. Интеграционные проекты Уральского, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН как направления взаимодействия в исследовании закономерностей пространственного развития // Регион: Экономика и Социология. – 2009. – №3. – С. 277-280.

2. Беломестнов В.Г. Пространственное развитие региона: проблемы и модели обеспечения // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. – 2019. – №7. – С. 6-20.

3. Боталова М.Е. Региональные инвестиционно-инфраструктурные проекты как основная форма создания новых инфраструктурных объектов социальной направленности: маркетинговое обоснование и проблемы эффективности // Экономика устойчивого развития. – 2021. – №3 (47). – С. 41-48.

4. Казаков М.Ю. Пространственно-экономические задачи реализации региональных инфраструктурных проектов в сфере электроэнергетики / М.Ю. Казаков, Л.Н. Шапкина // Экономика устойчивого развития. – 2022. – №3. – С. 55-58.

5. Камышанченко Е.Н. Пространственное развитие функционально и территориально смежных регионов на основе мегапроектов межрегиональной интеграции / Е.Н. Камышанченко, Н.Н. Новоселова, М.Ю. Казаков, В.В. Рычкин // Московский экономический журнал. – 2023. – №6. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2023-14/

6. Курушина Е.В. Критерии успешности проектов пространственного развития на основе межрегиональной интеграции / Е.В. Курушина, М.Б. Петров // Экономика региона. – 2018. - Т.14, вып. 1. – С. 176-189.

7. Невретдинов М.Р. Ключевые факторы и принципы реализации региональных инфраструктурных проектов // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т.16, №.22. – С. 358-362.

8. Садыков А.И. Роль инвестиционной политики в реализации региональных инфраструктурных проектов // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – №S1.

9. Стрябкова Е.А. Европейский и российский опыт создания межрегиональных кластеров / Е.А. Стрябкова, Ю.Г. Лысых // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – №12. – С. 404-408.

10. Цапук Д.А. Инвестиционные и межрегиональные проекты развития туризма в регионах центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2015. – Т.9, № 3. – С. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.