Научная статья на тему 'Об ускоренном внедрении и эффективном использовании информационных технологий как инструмента сглаживания пространственной поляризации'

Об ускоренном внедрении и эффективном использовании информационных технологий как инструмента сглаживания пространственной поляризации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SPATIAL DEVELOPMENT / SPATIAL POLARIZATION / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY POLICY INSTRUMENTS / INFORMATION TECHNOLOGIES / INNOVATIONS / INNOVATION ELABORATION / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вдовкина Елена Геннадьевна, Мамченко Ольга Петровна

Рассматривается проблема пространственного развития Российской Федерации, политика сглаживания пространственной поляризации и политика поляризованного развития, их достоинства и недостатки. Предлагается использование информационных технологий в качестве инструмента региональной экономической политики, способствующего как сокращению межрегиональной дифференциации, так и дальнейшему развитию регионов за счет активизации инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Accelerated Implementation and Efficient Employment of Information Technologies as an Instrument of Spatial Polarization Smoothing

The article deals with the problem of spatial development of the Russian Federation, the policy of spatial polarization smoothing and polarized development. It is suggested to employ information technologies as an instrument of regional economic policy, which facilitates both cross-regional differentiation reduction and further regional development due to the surge of innovation elaboration.

Текст научной работы на тему «Об ускоренном внедрении и эффективном использовании информационных технологий как инструмента сглаживания пространственной поляризации»

Об ускоренном внедрении и эффективном использовании ... технологий... ББК 60.561.26

Е.Г. Вдовкина, О.П. Мамченко

Об ускоренном внедрении и эффективном использовании информационных технологий как инструмента

*-* А

сглаживания пространственной поляризации

E.G. Vdovkina, O.P. Mamchenko

On Accelerated Implementation and Efficient Employment of Information Technologies as an Instrument of Spatial Polarization Smoothing

Рассматривается проблема пространственного развития Российской Федерации, политика сглаживания пространственной поляризации и политика поляризованного развития, их достоинства и недостатки. Предлагается использование информационных технологий в качестве инструмента региональной экономической политики, способствующего как сокращению межрегиональной дифференциации, так и дальнейшему развитию регионов за счет активизации инновационного развития.

Ключевые слова: пространственное развитие, пространственная поляризация, региональное развитие, инструменты региональной экономической политики, информационные технологии, инновации, инновационное развитие, предпринимательство.

The article deals with the problem of spatial development of the Russian Federation, the policy of spatial polarization smoothing and polarized development. It is suggested to employ information technologies as an instrument of regional economic policy, which facilitates both cross-regional differentiation reduction and further regional development due to the surge of innovation elaboration.

Key words: spatial development, spatial polarization, regional development, regional economy policy instruments, information technologies, innovations, innovation elaboration, entrepreneurship.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. предусматривается сбалансированное пространственное развитие, основанное на формировании территориальных центров роста как в регионах, осваивающих новые сырьевые ресурсы, так и в традиционных регионах, концентрирующих инновационный, промышленный и аграрный потенциал России [1]. Пространственное развитие российских регионов характеризуется сильной поляризацией и тенденцией усиления разрыва в социально-экономических индикаторах. С целью сглаживания пространственной поляризации применяются различные инструменты: прямые и косвенные, экономические, институциональные и политические.

Прямые методы воздействия предполагают непосредственное вмешательство со стороны государства, принудительное принятие решений, основанных на предписаниях органов власти, а не на самостоятельном выборе субъектов, и включают бюджетное инвестирование, государственные закупки, нормы

амортизации, лицензирование хозяйственной деятельности, премии, льготы и т.д. Косвенное воздействие состоит в создании предпосылок и нормативной базы для самостоятельного развития субъектов с учетом экономических целей государства посредством финансовых, денежно-кредитных и налоговых инструментов [2, с. 319-320; 3, с. 87-88].

Экономические методы воздействия заключаются в стимулирующем или ограничивающем воздействии на развитие региона за счет проводимой бюджетной, налоговой, таможенной политики, создания особых условий для роста производства и сферы услуг, особых экономических зон. Институциональные методы воздействия состоят в реализации государственной политики собственности (федеральной и муниципальной), ее налогообложении, создании государственных организаций различных форм собственности и др. Политические методы учитывают национальные, религиозные интересы регионов, адаптируют принимаемые решения к существующей структуре органов власти и т.п. [2, с. 319-320; 3, с. 87-88].

* Работа подготовлена с использованием результатов проекта, выполняемого в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (лот 2011-1.1-302-006).

Существуют различные подходы к региональной политике [4], один из которых отражен в Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [5], разработанной Министерством регионального развития РФ, и в основе которого лежит принцип поляризованного развития, подразумевающий сосредоточение финансовых, административных, трудовых и других ресурсов в опорных регионах и дальнейшее распространение инновационной активности в другие регионы.

По мнению автора концепции сжатия «экономической ойкумены», или интенсивно используемого пространства, Ю.Л. Пивоварова, в условиях рыночной экономики банкротство регионов - столь же естественный процесс, как и банкротство предприятий. С этой точки зрения искусственная поддержка социально-экономических показателей отстающих регионов на относительно приемлемом уровне не способствует эффективному региональному развитию. В то же время концентрация ограниченных ресурсов общества на дальнейшем развитии перспективных регионов и крупных городов позволит получить значительный эффект экономии от использования преимуществ агломерации [6, с. 67].

К недостаткам данного подхода можно отнести то, что не учитываются издержки, связанные с переселением населения из проблемных регионов, нагрузка на общественную инфраструктуру в крупнейших городских агломерациях, а также последствия отказа от использования уже созданной в отстающих регионах инфраструктуры, игнорируются геополитические задачи региональной политики, связанные с обеспечением государственной целостности и освоением обширных пространств России, пригодных для проживания и обладающих значительным природно-ресурсным потенциалом [7, с. 70].

Политика выравнивания в краткосрочном периоде приводит к снижению экономической эффективности, но при этом повышает политическую стабильность и сокращает риск социально-экономической деградации регионов и фактического их исключения из экономического пространства страны. Опыт отдельных европейских стран и всего Европейского союза в целом показывает, хотя и неоднозначно, успешность подобной политики в долгосрочном плане [8, с. 64]. Однако возможность перенесения европейского опыта региональной политики, направленной преимущественно на поддержку слабых территорий, а не на развитие перспективных, имеет ряд ограничений. Необходимо принимать во внимание уровень экономического развития региона, масштабы региональных диспропорций, степень освоенности территорий и характер имеющихся региональных проблем.

По нашему мнению, принцип поляризованного развития вполне может сочетаться с ускоренным внедрением и эффективным использованием новых

инструментов сглаживания пространственной поляризации.

На современном этапе экономический рост все в большей степени определяется динамичностью развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. При этом стратегическое значение приобретает развитие информационных технологий, способствующих обеспечению научно-технической и экономической независимости страны, а также экономической и информационной самодостаточности ее отдельных регионов.

Информационные технологии как инструмент региональной экономической политики могут применяться и на макро-, и на микроуровне, способствуя сглаживанию пространственной поляризации и эффективному региональному развитию.

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры будет способствовать интеграции государственных информационных систем и ресурсов, повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления, а также взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти. Использование информационных технологий позволит увеличить объем, качество и доступность предоставляемых государственных услуг, упростит процедуры и сократит сроки их оказания, сделает информацию о деятельности органов государственной власти более открытой и прозрачной, обеспечит эффективный межведомственный и межрегиональный информационный обмен.

Развитие и предоставление всех видов связи на территории страны, в том числе с привлечением частно-государственного партнерства, способствует формированию единого информационного пространства, обеспечивающего решение задач национальной безопасности, поддержание высокого уровня доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для населения и организаций и оказание на ее основе качественных услуг.

Информационные технологии должны содействовать выработке эффективной политики в отношении административно-территориальных образований региона за счет создания информационно-аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, перспективы их развития, выявить тенденции к сокращению различий в положении административно-территориальных образований региона.

Кроме того, информационные технологии способствуют повышению качества образования, развитию новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного и медиаобразования, созданию системы непрерывной профессиональной подготовки, направленных на воспроизводство квалификационного потенциала региона.

Об ускоренном внедрении и эффективном использовании ... технологий..

Другим аспектом использования информационных технологий является повышение качества медицинского обслуживания, социальной защиты населения и предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации, развитие науки, культуры и средств массовой информации.

Переход от сырьевой и экспортной направленности российской экономики к инновационному типу экономического развития предполагает эффективное взаимодействие общества, предпринимательства и государства, основанное на координации совместных усилий и учете взаимных интересов при реализации социально-экономической политики, требует создания благоприятных условий для развития предпринимательства, повышения конкурентоспособности российских предприятий и их поддержки на глобальных рынках.

Анализируя современное состояние российского предпринимательства, можно выделить такие проблемы, как недостаточная проработанность законодательных основ деятельности, административные барьеры, несовершенство законодательства в налоговой сфере, затрудненный доступ к рынкам сбыта, недостаточная общественная защита интересов и прав предпринимателей, проблемы информационного характера [9, с. 2].

Информационные технологии должны способствовать инновационному развитию российской экономики за счет создания благоприятных условий для развития предпринимательства, стимулирования конкуренции, привлечения инвестиций, расширения производства, поддержки экономического роста и занятости.

Для регионов с ограниченными природными ресурсами и неблагоприятными климатическими условиями использование информационных технологий должно содействовать выходу на новый уровень развития за счет активизации такого внутреннего фактора экономического роста, как предпринимательская активность.

Перспективность данного направления объясняется тем, что развитие предпринимательства оказывает одновременное влияние на труд и на капитал, а современный подход к управлению предприятием немыслим без использования инноваций, основанных на информационных технологиях. К преимуществам региональной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, можно отнести создание новых рабочих мест и улучшение условий труда, развитие конкуренции и стимулирование инновационной деятельности [10, с. 264].

На сегодняшний день большинство современных российских инноваций направлено на поддержание или незначительное усовершенствование уже существующих и устаревших видов продукции. Объем вложений в научную сферу, осуществляемый частным сектором, составляет около одной трети от государственных инвестиций, что не способствует обновлению производства и разработке принципиально новой отечественной продукции. Уровень инновационной активности даже в условиях экономического пост-кризисного подъема не превышает 10%, что в 5-7 раз ниже, чем в развитых странах, а производство инновационной продукции составляет 4-5% от общего объема производства [11]. Результаты инновационного развития также остаются невостребованными: менее 5% изобретений становятся объектами коммерческих сделок, а в хозяйственном обороте находится 1% результатов научно-технической деятельности, отсутствует контроль передачи российских технологий другим странам. Следует также отметить, что отрасли по добыче и первичной обработке сырья, торговля и банковская сфера, со сложившимся крупным капиталом, можно отнести к менее инновационным отраслям, тогда как предприятия, производящие конечную готовую продукцию, более инновационны в принципе, но имеют меньшую рентабельность и собственные средства расходуют на текущее производство, ограничивая финансирование инновационного развития. Не способствует инновационному развитию и состояние конкурентной среды: более 20% промышленных предприятий не испытывают серьезного конкурентного давления, стимулирующего разработку и внедрение инноваций [12, с. 50].

Развитие предпринимательства обусловливает воспроизводство профессионально-квалификационного потенциала региона, с одной стороны, за счет создания новых продуктов и услуг в научно-технической сфере и их последующего производства и распространения в хозяйстве, с другой стороны, за счет подготовки специалистов новых востребованных и конкурентоспособных профессий и квалификаций [13, с. 55].

Информационные технологии как инструмент сглаживания пространственной поляризации позволяют сократить межрегиональные различия и повысить эффективность региональной политики в целом в условиях ограниченности ресурсов, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на территории региона.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономи- 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: www.economy.

ческого развития Российской Федерации на период до gov.ru.

2. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. -Хабаровск, 2000.

3. Мищенко В.В. Государственная региональная экономическая политика. - Барнаул, 2009.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., 2003.

5. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ [Электронный ресурс]. - URL: www. minregion.ru.

6. Пивоваров Ю.Л. Сжатие «экономической ойкумены» России // Мировая экономика и международные отношения. -2002. - №4.

7. Мельников Р.М. Федеральное регулирование регионального развития: дифференциация подходов и выбора инструментария // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №12.

8. Клисторин В.И. Пространственная экономика и региональные исследования: нерешенные задачи // Регион: экономика и социология. - 2007. - №1.

9. Лазаренко Л.А., Думнова Н.А. Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №24.

10. Armstrong H., Taylor J. Regional Economics and Policy. -3rd ed. - Blackwell Publishing, 2000.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009 : стат. сб. - М., 2009.

12. Оболенский В.П. Почему в России не укоренился инновационный тип развития // Российская Федерация сегодня. - 2008. - №19.

13. Плахова Л.В. Институциональные основы формирования приоритетов инвестиционной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.