Карданова Бэла Баубековна, Хубиева Лаура Наурузовна
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ В ОБРЯДАХ КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРВЫМ ГОДОМ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
В статье изучаются обычаи и обряды кубанских ногайцев, связанные с первым годом жизни детей: укладывание в колыбель, стрижка утробных волос, перерезание пут, праздник первого шага и др. Описываются ритуалы, поверья, запреты и обереги раннего жизненного цикла в контексте социальной и ритуальной функций. Выявляются их региональные черты, обосновывается общность обрядов с аналогичными обрядами соседних народов. Рассматриваются индивидуальные черты, характеризующие их этническую специфику. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/4-1/22.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 1. C. 83-85. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
которых было бы невозможно на диатонической гармонике. Перечисленные приемы значительно обогащают мелодику, колорит и фактуру исполняемых произведений.
Таким образом, проведенный нами анализ позволяет утверждать, что многие географические и исторические факторы, а также этнокультурные (этнофольклорные) традиции северокавказского региона способствовали формированию у кубанских ногайцев локального исполнительского стиля на гармонике, вобравшего региональные (общекавказские) черты и в корне отличающегося от стиля других локальных групп ногайцев.
И в заключение отметим, что музыкальный инструментарий ногайцев является уникальной и неотъемлемой частью материальной и духовной культуры народа. Он еще до конца не изучен и ждет своих исследований.
Список литературы
1. Дауров А. А. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974. 84 с.
2. Дунаева Т. Г. Этноконфессиональная группа кряшен в контексте глобализации и информатизации общества // Современное кряшеноведение: состояние, перспективы: материалы Всерос. науч. конф. Казань, 2001. С. 5-24.
3. Земцовский И. И. Фольклористика как наука // Славянский музыкальный фольклор. М.: Музыка, 1972. С. 9-80.
4. Карданова Б. Б. Инструментальная музыка народов Карачаево-Черкесии // Вестник Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета. 1998. № 1. С. 165-172.
5. Кожева А. М. Характерные особенности кавказских мелодий // Фольклор. Музыкальное инструментальное исполнительство: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (в рамках IV Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах): в 2-х ч. Махачкала, 2009. Ч. 1. Фольклор. С. 71-76.
6. Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар. М.: Советский композитор, 1982. 130 с.
7. Усманова А. Р. Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области: дисс. ... к. искусствоведения. Астрахань, 2008. 216 с.
ALL-CAUCASIAN COMPONENT IN MUSICAL INSTRUMENTS OF THE KUBAN NOGAIS
Kardanova Bela Baubekovna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Khubieva Laura Nauruzovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Karachay-Circassian State University named after U. D. Aliev beka-09@yandex.ru
The article deals with the problem of the formation of the local performing style of playing the accordion among the Kuban Nogais. The general (all-Caucasian) and the individual in their performance are identified. The authors propose the genre classification of accordion folk-tunes: the principles of their forming and thematic development, and the means of musical expression are pointed out.
Key words and phrases: performing style; ethno-local group; instrumental folk-tunes; ethno-musical interrelations; chromatics; diatonicism; genre varieties; functional purpose.
УДК 392.1 Искусствоведение
В статье изучаются обычаи и обряды кубанских ногайцев, связанные с первым годом жизни детей: укладывание в колыбель, стрижка утробных волос, перерезание пут, праздник первого шага и др. Описываются ритуалы, поверья, запреты и обереги раннего жизненного цикла в контексте социальной и ритуальной функций. Выявляются их региональные черты, обосновывается общность обрядов с аналогичными обрядами соседних народов. Рассматриваются индивидуальные черты, характеризующие их этническую специфику.
Ключевые слова и фразы: региональные особенности; детская обрядность; жизненный этап; ритуал; предназначение; приуроченные песни; тематика; магические свойства.
Карданова Бэла Баубековна, к. искусствоведения, доцент Хубиева Лаура Наурузовна, к. пед. н., доцент
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева beka-09@yandex. т
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ В ОБРЯДАХ КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРВЫМ ГОДОМ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Кубанские ногайцы - часть тюркоязычной народности, проживающая на Северном Кавказе, преимущественно в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае, по соседству с черкесами, абазинами, карачаевцами, верхнекубанскими казаками и другими народами.
84
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Детская обрядность - составная часть традиционной культуры кубанских ногайцев, которая вобрала в себя региональные и этнические признаки. В них обнаруживается сходство с обрядами и приуроченными песнями соседних народов и других субэтнических групп ногайцев. Раннее детство человека охватывает различные временные этапы его физического развития, каждое из которых оформляется обрядами, фиксирующими стадии «доделывания» ребенка.
У кубанских ногайцев бытовал (а с некоторыми изменениями бытует и в настоящее время) обряд укладывания в колыбель (бесик белеген той, бесиккесалув), совершаемый после заживания пуповины. Аналогичные обряды проводились и у соседних народов (карачаевцев, черкесов, абазин и др.), но точных сроков их проведения не существовало, у всех народов они колебались от одной недели до двух месяцев [4, с. 19-20; 8; 11].
Во всех ногайских аулах Карачаево-Черкесии обряд проводили по единому сценарию. В назначенный день приглашали родственниц и соседок старшего возраста. Женщины со стороны матери привозили подарки для новорожденного и старших членов семьи. Ритуал проводила пожилая женщина со стороны отца. Она брала ребенка на руки, произносила молитву из Корана и благопожелания (тилек), прося у Всевышнего счастливой жизни новорожденному [10]. При этом следует отметить, что в благопожеланиях ногайцев обращались не только к Аллаху, но и к его синониму Кудаю или же к общетюркскому языческому божеству Тангри.
Ритуал нередко завершался пением колыбельной песни «бесик йыр»:
Лаьв-лаьв балам, Лаьв-лаьв ребенок,
Мен боьлейим бесикке. Я запеленаю в колыбель.
Сав кутыл сен мен боьлеген бесиктен, Ты вырасти из колыбели,
Ойнап киреш, таьтли балам, эсиктен. Играя, войди, сладкий ребенок, в дверь [7].
Данный вариант колыбельной песни мог быть рудиментом языческой обрядовой практики ногайцев. Ритуализированный же характер песни проявляется в её функциональной направленности (магическое воздействие на ребенка с целью усыпления). На реализацию этой функции направлены словесный (текст песни) и акустический (песенный напев) коды.
С магией уподобления связано символичное укладывание на ребенка кота, олицетворяющего домашнее животное, много и охотно дремлющего, а с охранительной магией связано прикрепление к детской колыбели амулета «дуа», подкладывание под подушку железного предмета, например, ножниц [2, с. 171]. По убеждению ногайцев, эти предметы обладали апотропическими свойствами.
С появлением молочных зубов проводили обряд «тис шыгув». В назначенный день женщины варили ритуальную пищу (соьк), разносили еду соседям и родственникам, а те в ответ произносили благопожелания (тилек) в адрес ребенка. Выпавшие молочные зубы ребенка заворачивали в кусок ткани и бросали на крышу дома или сарая. Считалось, что если таким образом выбросить молочные зубы, то новые вырастут крепкими и красивыми [Там же, с. 172].
По исполнении малышу одного года совершали обряд бритья головы - праздник стрижки утробных волос (бас кетеруьв той). Процедуру бритья проводил ближайший родственник матери (брат, дядя или дедушка), который предварительно совершал ритуальное омовение (абдес), а непосредственно перед стрижкой произносил тилек - просил у Аллаха счастья, благополучия ребенку. Часто приглашали эфенди, который читал «Маулют» - рассказ о рождении пророка Мухаммата. Бривший волосы мужчина должен сделать ребенку подарок. По случаю этого события устраивали курманлык - резали жертвенное животное, угощали всех присутствующих, устраивали конные состязания, соревнования силачей [Там же].
Аналогичные обряды проводили соседние народы, у которых, при совпадении основных моментов, колебались сроки их проведения: у черкесов и карачаевцев волосы сбривали через полгода, у абазин - через год [8; 11]. Утробные волосы младенца у ногайцев называли «карын шаш», у карачаевцев - «собачьи волосы» (итлик чач), у черкесов - «мышиные волосы» (хъушъэн шъхъац). У всех народов волосы не выбрасывали, а хранили в укромном месте. Делалось это для того, чтобы злые люди не могли использовать их для наведения порчи ребенку [8; 10; 11].
В самостоятельный обряд выделялась первая стрижка детских ногтей, который проводили на сороковой день. Обрезать ногти младенцу поручали детям из числа родственников отца, ногти же сохраняли вместе с первыми волосами [10].
Важным жизненным этапом ребенка является его способность ходить. Эта фаза ногайцами оформлялась двумя обрядами: перерезанием пут («тысав кесув») и праздником первого шага (бала юрейик заманда аты-латаган той) или «калакай тыгыртув» (букв.: прокатывание лепёшки). Участниками обоих обрядов были исключительно женщины и дети (из числа родственников и соседей), а основное исполнение ритуала поручалось старшей женщине отцовского рода.
Обряд «тысав кесув» описывает А. Черкесова: Ноги ребенка связывают путами «тысав» или символически кладут перед ним веревку, а затем ее разрезают, произнося такие слова [12, с. 159]:
Казай турсанъ -каз соярман, Юрип кетсенъ - кой соярман, Ювырып кетсенъ - ат соярман!
Встанешь на ноги - гуся зарежу, Зашагаешь - барана зарежу, Побежишь - лошадь зарежу!
Для проведения обряда «калакай тыгыртув» специально выпекали круглую лепёшку (калакай), которую проводившая обряд женщина пропускала между ног ребенка. Лепешка катилась перед младенцем, побуждая его делать первые шаги. Ребенка пускали к скамье, на которой были разложены инструменты, символизирующие различные профессии. При исполнении ритуала женщина трижды читала молитву и произносила пожелание (тилек), после этого говорила незамысловатые четверостишия, ритм и магическая сила слов которых способствовали первым шагам ребенка. Причём, к конкретным действиям побуждали первые строки, а в последующих, смыслонесущих строках звучало пожелание ему счастья и успеха в будущей жизни [10]:
Тыгыр-тыгыр, калакай, Крутись, крутись, лепёшка,
Тыгырып кетсин балакай. И ты крутись, мой ребенок.
Тыгырып кетип дуныяда, Обойдя весь мир,
Мурадына етсин (Алтынай). Пусть добьется своей цели (Алтынай).
Обряды первого шага, аналогичные ногайским, и приуроченные к ним песни до настоящего времени бытуют у карачаевцев, черкесов и абазин [4, с. 19-20; 8]. Для всех песенных жанров первого года жизни детей характерна многофункциональность, а объединяющим их признаком является сольное исполнение.
Таким образом, многовековое соседство кубанских ногайцев с народами Северного Кавказа обусловило неизбежные трансформации в их менталитете, повседневном укладе жизни, включая семейные обычаи и обряды. В ритуальной практике, относящейся к первому году жизни детей, причудливым образом переплелись языческие традиции и мистические представления народа, на которые наложились мусульманские каноны, современные традиции и обряды. Родильные обычаи и обряды имеют много общего с аналогичными обрядами соседних народов, но в них сохранились индивидуальные черты, характеризующие отличительную от соседей этническую специфику.
Список литературы
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 240 с.
2. Калмыков И. Х., Керейтов Р. Х., Сикалиев А. И.-М. Ногайцы. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1988. 232 с.
3. Карданова Б. Б. Детские песни ногайцев // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Адыгея, 1991. С. 150-164.
4. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов / под ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Советский композитор, 1980. 223 с.
5. Ногай халк йырлары (Ногайские народные песни) / сост. С. А.-Х. Калмыкова. М., 1969. 216 с.
6. Ортабаева Р. А.-К. Карачаево-балкарские народные песни. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1977. 148 с.
7. Полевая запись (далее - ПЗ) Кардановой Б. Б. 1976 г. в ауле Кизил-Юрт Хабезского района КЧАО. Инф. М.-Х. Була-тукова, 1900 г. р. Перевод Б. А. Карасова.
8. ПЗ Кардановой Б. Б. 1987 г. в ауле Вако-Жиле Адыге-Хабльского района КЧАО. Инф. Н. А. Нартокова, 1938 г. р.
9. ПЗ Кардановой Б. Б. 1989 г. в ауле Эркен-Юрт Адыге-Хабльского района КЧАО. Инф. А.-Х. Эльгайтарова, 1934 г. р. Перевод Б. А. Карасова.
10. ПЗ Кардановой Б. Б. 1999 г. в ауле Икон-Халк Адыге-Хабльского района КЧАО. Инф. К.-Х. Баисова, 1949 г. р. Перевод Б. А. Карасова.
11. ПЗ Кардановой Б. Б. 2015 г. в г. Карачаевске. Инф. М. М. Джукаева, 1969 г. р.
12. Черкесова А. А. Обряды ногайцев, связанные с рождением и воспитанием ребенка // Ногайцы: XXI век. История. Язык. Культура. От истоков - к грядущему. Черкесск, 2014. С. 155-160.
REGIONAL AND ETHNIC FEATURES IN THE RITES OF THE KUBAN NOGAIS CONNECTED WITH THE FIRST YEAR OF CHILDREN'S LIFE
Kardanova Bela Baubekovna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Khubieva Laura Nauruzovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Karachay-Circassian State University named after U. D. Aliev beka-09@yandex. ru
The article deals with the customs and rites of the Kuban Nogais associated with the first year of children's life: putting in a cradle, cutting uterine hair, overcutting shackles, celebration of the first step, and others. The rituals, beliefs, taboos and amulets of the early life cycle are described in the context of social and ritual functions. Their regional characteristics are identified, the commonness of the rites with the similar rites of neighboring peoples is grounded. The individual features that characterize their ethnic specificity are considered.
Key words and phrases: regional peculiarities; children's rites; life stage; ritual; destination; timed songs; themes; magical properties.