Карданова Бэла Баубековна, Хубиева Лаура Наурузовна
ОБЩЕКАВКАЗСКИЙ КОМПОНЕНТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ
В статье рассматривается проблема формирования локального исполнительского стиля на гармонике у кубанских ногайцев. Выявляется общее (общекавказское) и индивидуальное в их исполнительстве. Предлагается жанровая классификация гармошечных наигрышей: указываются принципы их формообразования и тематического развития, средства музыкальной выразительности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-1/21.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 1. C. 81-83. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 786.7 Искусствоведение
В статье рассматривается проблема формирования локального исполнительского стиля на гармонике у кубанских ногайцев. Выявляется общее (общекавказское) и индивидуальное в их исполнительстве. Предлагается жанровая классификация гармошечных наигрышей: указываются принципы их формообразования и тематического развития, средства музыкальной выразительности.
Ключевые слова и фразы: исполнительский стиль; этнолокальная группа; инструментальные наигрыши; эт-номузыкальные взаимосвязи; хроматика; диатоника; жанровые разновидности; функциональное назначение.
Карданова Бэла Баубековна, к. искусствоведения, доцент Хубиева Лаура Наурузовна, к. пед. н., доцент
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева beka-09@yandex. т
ОБЩЕКАВКАЗСКИЙ КОМПОНЕНТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ
Кубанские ногайцы - субэтническая группа тюркоязычной народности, проживающая на Северном Кавказе с конца XVII столетия. Современные кубанские ногайцы расселены преимущественно в верховьях Кубани (что и определяет их этнолокальное название), а также на берегах Большого и Малого Зеленчуков по соседству с черкесами, абазинами, карачаевцами (имеющими общекавказские этнокультурные традиции), верхнекубанскими казаками. Основная часть кубанских ногайцев живет в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае.
Локальное исследование этнофольклорных параллелей кубанских ногайцев позволяет рассматривать их в многообразии этнотерриториальных, этнографических и этноконфессиональных групп [2]. Выявление этнокультурных процессов как комплекса принципов и методов познания используется в современной науке в силу возможности музыкального фольклора отражать различные аспекты этнического развития народа.
Проблемы музыкальных взаимосвязей отдельных ногайских локальных групп (в частности, астраханских ногайцев) основательно освещены в работах отечественных музыковедов М. Н. Нигмедзянова [6], А. Р. Усмановой [7]. Однако музыкальные параллели других ногайских локальных групп, и в частности кубанских ногайцев, до сих пор остаются неизученными, что можно объяснить рядом объективных и субъективных факторов. Один из них - сложность восприятия музыкального фольклора, представляющего собой часть многоуровневой системы, которая, в свою очередь, включает локально-региональные, этнические, межэтнические и другие системы фольклора [3].
Формирование кубанской локальной группы, как и всего населения Северного Кавказа, шло параллельно с адаптацией в их самобытной культуре соседних традиций.
Об исторических процессах, происходивших в последние столетия на территории расселения кубанских ногайцев, писали многие исследователи. К примеру, черкесский композитор и музыковед А. А. Дауров отмечал: «Условия исторического существования, постоянное общение друг с другом, обмен культурными и материальными ценностями, взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культур способствовали развитию общности духовной жизни народов Карачаево-Черкесии. Потому много сходного в музыке, танцах, фольклоре абазин, карачаевцев, черкесов и ногайцев» [1, с. 5]. Действительно, длительное проживание кубанских ногайцев в соседстве с северокавказскими народами оказало существенное влияние и на специфику их музыкального фольклора, в том числе на музыкальный инструментарий, во многом отличающийся от инструментария других локальных групп ногайцев.
Ярким примером регионального (общекавказского) компонента в музыкальном фольклоре ногайцев является широкое распространение у них разных видов гармоник, популярных и у других народов Северного Кавказа. Название гармоники кубанскими ногайцами заимствовано от более древнего струнно-смычкового инструмента - кобыз. Со временем гармоники вытеснили другие традиционные инструменты.
Временные рамки появления и распространения инструментов у ногайцев приблизительны и совпадают с периодом распространения аналогичных инструментов у других народов Северного Кавказа, это может быть вторая половина - конец XIX в. В столь короткий промежуток времени у ногайцев, как и у других народов региона, бытовало несколько разновидностей гармоник. Предпочтение получили гармоники с продольными (рояльными) клавишами. Для сравнения укажем, что у других субэтнических групп ногайцев, например астраханских ногайцев-карагашей, были распространены гармоники с круглыми кнопочными грифами (саратовские гармошки).
Использовались инструменты разного производства - фабричного и кустарного. Первые, диатонические, гармоники имели разный строй: до-мажорный, ре-мажорный либо фа-мажорный, что во многом ограничивало их исполнительские возможности.
Диатонические гармоники фабричного производства, называемые в регионе «казанками», привозили из Казани, где было налажено их серийное производство. Левый гриф таких инструментов был заимствован у баяна, но в сокращенном варианте - это были круглые кнопки, расположенные в два-три ряда. Гармошки
82
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
кустарного производства покупались у местных мастеров или же мастеров из других регионов Северного Кавказа (Адыгеи, Северной Осетии и др.). Левый гриф таких инструментов имел четыре рычага: три из них извлекали звуки основных функций - Т, S, D; четвертый рычаг предназначался для выдувания воздуха. В настоящее время у ногайцев, как и у всех народов Северного Кавказа, распространены хроматические гармоники с левым полным (баянным) грифом.
Все бытовавшие инструменты имели весьма широкий спектр применения: использовались в качестве сольного инструмента, для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Современные хроматические гармоники звучат в ансамбле с другими инструментами - трещеткой (такылдак) и барабаном (доул). Следует отметить, что такие составы носят локальный характер и в целом характерны для северокавказского ансамблевого исполнительства.
Произведения для инструмента, бытовавшие у ногайцев, мы делим на три жанровые группы: 1) обрядовые свадебные наигрыши; 2) танцевальные (плясовые) наигрыши; 3) песенные напевы.
Обрядовые наигрыши, приуроченные к определенным моментам свадьбы, постепенно заменили ранее бытовавшие приуроченные песни. Из всего жанрового многообразия на сегодняшний день сохранились лишь некоторые:
1) таукеше тартув, таукеше анъ - наигрыш, сопровождающий свадебный кортеж;
2) кыз шыгарув тартув - наигрыш, исполняемый при выводе невесты из родительского дома;
3) кыз келтируьв тартув - наигрыш, исполняемый при вводе невесты в дом родителей жениха;
4) бет йылытув тартув - наигрыш, исполняемый во время обряда причащения к очагу.
Функциональное предназначение обрядовых наигрышей сводится к эмоциональному оформлению конкретных свадебных ритуалов, связанных с переломными этапами в жизни новобрачных. В одном случае - это переход в новую семью; в другом - приобщение к новой семье, причащение к домашнему очагу в качестве ее равноправного члена. А обрядовая приуроченность наигрышей определяет их эмоционально-приподнятый, торжественно-праздничный настрой.
Другая жанровая группа - танцевальные (плясовые) наигрыши, названия которых соответствуют названиям традиционных народных танцев:
1) тоьгерек - медленный круговой танец;
2) узын - быстрый парный танец;
3) кадау - танец на пальцах и др.
Для сопровождения танцев гармонистки нередко использовали песенные напевы, представляющие собой инструментальные переложения популярных песен, как народных, так и авторских; причем выбирались мелодии с квадратной структурой и несложной мелодикой. Доминирующим компонентом в них был ритм, соответствующий ритму исполняемого танца. Объемы разделов, последовательность звучания тематического материала и их повторность в танцевальных наигрышах произвольны.
Современные варианты наигрышей состоят из небольших по объему построений, в которых первые предложения - повторного типа, последующие строятся на контрастном тематическом материале. Границы их разделов определяются по множеству признаков: каденционным окончаниям, увеличению продолжительности звучания конечного тона, появлению нового тематического материала или фактуры, смене регистров, тождественному или вариантному повтору музыкального материала и др.
Длительное восприятие кубанскими ногайцами исполнительских традиций народов Северного Кавказа обусловило формирование у них локально-регионального стиля игры на гармонике, отличного от других стилей ногайцев. В понятие исполнительского стиля включается множество различных компонентов: жанры, средства музыкальной выразительности (мелодика, гармония, ритмика), артикуляция, мелизматика и т.д. [5, с. 71].
Восприятие ногайцами общекавказских музыкальных традиций на жанровом уровне прослеживается в распространении у них гармошечных наигрышей, заимствованных у других народов региона. И понятно, что у ногайцев нередко звучат наигрыши, встречающиеся и у соседних народов. Так, популярные в ногайских аулах медленные круговые танцы «тоьгерек» являются аналогом карачаевских и балкарских «тепсе», черкесских, кабардинских и адыгейских «кафа»; а парный танец «узын» - аналогичен абазинскому «кашара» и др.
К общерегиональным фольклорно-стилевым признакам в гармошечном исполнительстве ногайцев мы относим ритмическую организацию с использованием общекавказской танцевальной (доульной) ритмофор-мулы, лад с седьмой вариантной ступенью. В исполнении стремительных парных танцев заметно четкое акцентирование первой доли такта, что способствует сохранению единого синхронного ритма танцующих. Иногда ногайские гармонистки прибегают к различным приемам сжима и разжима мехами. Основным методом тематического развития музыкального материала в наигрышах является вариантная повторность, опять-таки характерная для других народов Северного Кавказа. Ногайские гармонистки в основном играют четырьмя пальцами, как и многие народы региона.
Но именно для ногайской стилевой манеры игры характерны: ведение мелодии в аккордовом изложении, с минимальным насыщением мелизмами, избегание резких разрывов между аккордами, использование минорного лада со второй вариантной ступенью и гармонии натуральной доминанты.
Активное распространение в последние десятилетия хроматической гармоники способствует широкому использованию при игре хроматических звукорядов и более совершенных технических и выразительных возможностей: тональных сопоставлений, отклонений, четырехголосных аккордовых созвучий и др., применение
которых было бы невозможно на диатонической гармонике. Перечисленные приемы значительно обогащают мелодику, колорит и фактуру исполняемых произведений.
Таким образом, проведенный нами анализ позволяет утверждать, что многие географические и исторические факторы, а также этнокультурные (этнофольклорные) традиции северокавказского региона способствовали формированию у кубанских ногайцев локального исполнительского стиля на гармонике, вобравшего региональные (общекавказские) черты и в корне отличающегося от стиля других локальных групп ногайцев.
И в заключение отметим, что музыкальный инструментарий ногайцев является уникальной и неотъемлемой частью материальной и духовной культуры народа. Он еще до конца не изучен и ждет своих исследований.
Список литературы
1. Дауров А. А. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974. 84 с.
2. Дунаева Т. Г. Этноконфессиональная группа кряшен в контексте глобализации и информатизации общества // Современное кряшеноведение: состояние, перспективы: материалы Всерос. науч. конф. Казань, 2001. С. 5-24.
3. Земцовский И. И. Фольклористика как наука // Славянский музыкальный фольклор. М.: Музыка, 1972. С. 9-80.
4. Карданова Б. Б. Инструментальная музыка народов Карачаево-Черкесии // Вестник Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета. 1998. № 1. С. 165-172.
5. Кожева А. М. Характерные особенности кавказских мелодий // Фольклор. Музыкальное инструментальное исполнительство: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (в рамках IV Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах): в 2-х ч. Махачкала, 2009. Ч. 1. Фольклор. С. 71-76.
6. Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар. М.: Советский композитор, 1982. 130 с.
7. Усманова А. Р. Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области: дисс. ... к. искусствоведения. Астрахань, 2008. 216 с.
ALL-CAUCASIAN COMPONENT IN MUSICAL INSTRUMENTS OF THE KUBAN NOGAIS
Kardanova Bela Baubekovna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Khubieva Laura Nauruzovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Karachay-Circassian State University named after U. D. Aliev [email protected]
The article deals with the problem of the formation of the local performing style of playing the accordion among the Kuban Nogais. The general (all-Caucasian) and the individual in their performance are identified. The authors propose the genre classification of accordion folk-tunes: the principles of their forming and thematic development, and the means of musical expression are pointed out.
Key words and phrases: performing style; ethno-local group; instrumental folk-tunes; ethno-musical interrelations; chromatics; diatonicism; genre varieties; functional purpose.
УДК 392.1 Искусствоведение
В статье изучаются обычаи и обряды кубанских ногайцев, связанные с первым годом жизни детей: укладывание в колыбель, стрижка утробных волос, перерезание пут, праздник первого шага и др. Описываются ритуалы, поверья, запреты и обереги раннего жизненного цикла в контексте социальной и ритуальной функций. Выявляются их региональные черты, обосновывается общность обрядов с аналогичными обрядами соседних народов. Рассматриваются индивидуальные черты, характеризующие их этническую специфику.
Ключевые слова и фразы: региональные особенности; детская обрядность; жизненный этап; ритуал; предназначение; приуроченные песни; тематика; магические свойства.
Карданова Бэла Баубековна, к. искусствоведения, доцент Хубиева Лаура Наурузовна, к. пед. н., доцент
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева beka-09@yandex. т
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ В ОБРЯДАХ КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРВЫМ ГОДОМ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Кубанские ногайцы - часть тюркоязычной народности, проживающая на Северном Кавказе, преимущественно в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае, по соседству с черкесами, абазинами, карачаевцами, верхнекубанскими казаками и другими народами.