Научная статья на тему 'Общекавказский компонент в музыкальном инструментарии кубанских ногайцев'

Общекавказский компонент в музыкальном инструментарии кубанских ногайцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ / PERFORMING STYLE / ЭТНОЛОКАЛЬНАЯ ГРУППА / ETHNO-LOCAL GROUP / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ НАИГРЫШИ / INSTRUMENTAL FOLK-TUNES / ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ / ХРОМАТИКА / CHROMATICS / ДИАТОНИКА / ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ / GENRE VARIETIES / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / ETHNO-MUSICAL INTERRELATIONS / DIATONICISM / FUNCTIONAL PURPOSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карданова Бэла Баубековна, Хубиева Лаура Наурузовна

В статье рассматривается проблема формирования локального исполнительского стиля на гармонике у кубанских ногайцев. Выявляется общее (общекавказское) и индивидуальное в их исполнительстве. Предлагается жанровая классификация гармошечных наигрышей: указываются принципы их формообразования и тематического развития, средства музыкальной выразительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-CAUCASIAN COMPONENT IN MUSICAL INSTRUMENTS OF THE KUBAN NOGAIS

The article deals with the problem of the formation of the local performing style of playing the accordion among the Kuban Nogais. The general (all-Caucasian) and the individual in their performance are identified. The authors propose the genre classification of accordion folk-tunes: the principles of their forming and thematic development, and the means of musical expression are pointed out.

Текст научной работы на тему «Общекавказский компонент в музыкальном инструментарии кубанских ногайцев»

Карданова Бэла Баубековна, Хубиева Лаура Наурузовна

ОБЩЕКАВКАЗСКИЙ КОМПОНЕНТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ

В статье рассматривается проблема формирования локального исполнительского стиля на гармонике у кубанских ногайцев. Выявляется общее (общекавказское) и индивидуальное в их исполнительстве. Предлагается жанровая классификация гармошечных наигрышей: указываются принципы их формообразования и тематического развития, средства музыкальной выразительности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-1/21.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 1. C. 81-83. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 786.7 Искусствоведение

В статье рассматривается проблема формирования локального исполнительского стиля на гармонике у кубанских ногайцев. Выявляется общее (общекавказское) и индивидуальное в их исполнительстве. Предлагается жанровая классификация гармошечных наигрышей: указываются принципы их формообразования и тематического развития, средства музыкальной выразительности.

Ключевые слова и фразы: исполнительский стиль; этнолокальная группа; инструментальные наигрыши; эт-номузыкальные взаимосвязи; хроматика; диатоника; жанровые разновидности; функциональное назначение.

Карданова Бэла Баубековна, к. искусствоведения, доцент Хубиева Лаура Наурузовна, к. пед. н., доцент

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева beka-09@yandex. т

ОБЩЕКАВКАЗСКИЙ КОМПОНЕНТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ

Кубанские ногайцы - субэтническая группа тюркоязычной народности, проживающая на Северном Кавказе с конца XVII столетия. Современные кубанские ногайцы расселены преимущественно в верховьях Кубани (что и определяет их этнолокальное название), а также на берегах Большого и Малого Зеленчуков по соседству с черкесами, абазинами, карачаевцами (имеющими общекавказские этнокультурные традиции), верхнекубанскими казаками. Основная часть кубанских ногайцев живет в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае.

Локальное исследование этнофольклорных параллелей кубанских ногайцев позволяет рассматривать их в многообразии этнотерриториальных, этнографических и этноконфессиональных групп [2]. Выявление этнокультурных процессов как комплекса принципов и методов познания используется в современной науке в силу возможности музыкального фольклора отражать различные аспекты этнического развития народа.

Проблемы музыкальных взаимосвязей отдельных ногайских локальных групп (в частности, астраханских ногайцев) основательно освещены в работах отечественных музыковедов М. Н. Нигмедзянова [6], А. Р. Усмановой [7]. Однако музыкальные параллели других ногайских локальных групп, и в частности кубанских ногайцев, до сих пор остаются неизученными, что можно объяснить рядом объективных и субъективных факторов. Один из них - сложность восприятия музыкального фольклора, представляющего собой часть многоуровневой системы, которая, в свою очередь, включает локально-региональные, этнические, межэтнические и другие системы фольклора [3].

Формирование кубанской локальной группы, как и всего населения Северного Кавказа, шло параллельно с адаптацией в их самобытной культуре соседних традиций.

Об исторических процессах, происходивших в последние столетия на территории расселения кубанских ногайцев, писали многие исследователи. К примеру, черкесский композитор и музыковед А. А. Дауров отмечал: «Условия исторического существования, постоянное общение друг с другом, обмен культурными и материальными ценностями, взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культур способствовали развитию общности духовной жизни народов Карачаево-Черкесии. Потому много сходного в музыке, танцах, фольклоре абазин, карачаевцев, черкесов и ногайцев» [1, с. 5]. Действительно, длительное проживание кубанских ногайцев в соседстве с северокавказскими народами оказало существенное влияние и на специфику их музыкального фольклора, в том числе на музыкальный инструментарий, во многом отличающийся от инструментария других локальных групп ногайцев.

Ярким примером регионального (общекавказского) компонента в музыкальном фольклоре ногайцев является широкое распространение у них разных видов гармоник, популярных и у других народов Северного Кавказа. Название гармоники кубанскими ногайцами заимствовано от более древнего струнно-смычкового инструмента - кобыз. Со временем гармоники вытеснили другие традиционные инструменты.

Временные рамки появления и распространения инструментов у ногайцев приблизительны и совпадают с периодом распространения аналогичных инструментов у других народов Северного Кавказа, это может быть вторая половина - конец XIX в. В столь короткий промежуток времени у ногайцев, как и у других народов региона, бытовало несколько разновидностей гармоник. Предпочтение получили гармоники с продольными (рояльными) клавишами. Для сравнения укажем, что у других субэтнических групп ногайцев, например астраханских ногайцев-карагашей, были распространены гармоники с круглыми кнопочными грифами (саратовские гармошки).

Использовались инструменты разного производства - фабричного и кустарного. Первые, диатонические, гармоники имели разный строй: до-мажорный, ре-мажорный либо фа-мажорный, что во многом ограничивало их исполнительские возможности.

Диатонические гармоники фабричного производства, называемые в регионе «казанками», привозили из Казани, где было налажено их серийное производство. Левый гриф таких инструментов был заимствован у баяна, но в сокращенном варианте - это были круглые кнопки, расположенные в два-три ряда. Гармошки

82

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

кустарного производства покупались у местных мастеров или же мастеров из других регионов Северного Кавказа (Адыгеи, Северной Осетии и др.). Левый гриф таких инструментов имел четыре рычага: три из них извлекали звуки основных функций - Т, S, D; четвертый рычаг предназначался для выдувания воздуха. В настоящее время у ногайцев, как и у всех народов Северного Кавказа, распространены хроматические гармоники с левым полным (баянным) грифом.

Все бытовавшие инструменты имели весьма широкий спектр применения: использовались в качестве сольного инструмента, для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Современные хроматические гармоники звучат в ансамбле с другими инструментами - трещеткой (такылдак) и барабаном (доул). Следует отметить, что такие составы носят локальный характер и в целом характерны для северокавказского ансамблевого исполнительства.

Произведения для инструмента, бытовавшие у ногайцев, мы делим на три жанровые группы: 1) обрядовые свадебные наигрыши; 2) танцевальные (плясовые) наигрыши; 3) песенные напевы.

Обрядовые наигрыши, приуроченные к определенным моментам свадьбы, постепенно заменили ранее бытовавшие приуроченные песни. Из всего жанрового многообразия на сегодняшний день сохранились лишь некоторые:

1) таукеше тартув, таукеше анъ - наигрыш, сопровождающий свадебный кортеж;

2) кыз шыгарув тартув - наигрыш, исполняемый при выводе невесты из родительского дома;

3) кыз келтируьв тартув - наигрыш, исполняемый при вводе невесты в дом родителей жениха;

4) бет йылытув тартув - наигрыш, исполняемый во время обряда причащения к очагу.

Функциональное предназначение обрядовых наигрышей сводится к эмоциональному оформлению конкретных свадебных ритуалов, связанных с переломными этапами в жизни новобрачных. В одном случае - это переход в новую семью; в другом - приобщение к новой семье, причащение к домашнему очагу в качестве ее равноправного члена. А обрядовая приуроченность наигрышей определяет их эмоционально-приподнятый, торжественно-праздничный настрой.

Другая жанровая группа - танцевальные (плясовые) наигрыши, названия которых соответствуют названиям традиционных народных танцев:

1) тоьгерек - медленный круговой танец;

2) узын - быстрый парный танец;

3) кадау - танец на пальцах и др.

Для сопровождения танцев гармонистки нередко использовали песенные напевы, представляющие собой инструментальные переложения популярных песен, как народных, так и авторских; причем выбирались мелодии с квадратной структурой и несложной мелодикой. Доминирующим компонентом в них был ритм, соответствующий ритму исполняемого танца. Объемы разделов, последовательность звучания тематического материала и их повторность в танцевальных наигрышах произвольны.

Современные варианты наигрышей состоят из небольших по объему построений, в которых первые предложения - повторного типа, последующие строятся на контрастном тематическом материале. Границы их разделов определяются по множеству признаков: каденционным окончаниям, увеличению продолжительности звучания конечного тона, появлению нового тематического материала или фактуры, смене регистров, тождественному или вариантному повтору музыкального материала и др.

Длительное восприятие кубанскими ногайцами исполнительских традиций народов Северного Кавказа обусловило формирование у них локально-регионального стиля игры на гармонике, отличного от других стилей ногайцев. В понятие исполнительского стиля включается множество различных компонентов: жанры, средства музыкальной выразительности (мелодика, гармония, ритмика), артикуляция, мелизматика и т.д. [5, с. 71].

Восприятие ногайцами общекавказских музыкальных традиций на жанровом уровне прослеживается в распространении у них гармошечных наигрышей, заимствованных у других народов региона. И понятно, что у ногайцев нередко звучат наигрыши, встречающиеся и у соседних народов. Так, популярные в ногайских аулах медленные круговые танцы «тоьгерек» являются аналогом карачаевских и балкарских «тепсе», черкесских, кабардинских и адыгейских «кафа»; а парный танец «узын» - аналогичен абазинскому «кашара» и др.

К общерегиональным фольклорно-стилевым признакам в гармошечном исполнительстве ногайцев мы относим ритмическую организацию с использованием общекавказской танцевальной (доульной) ритмофор-мулы, лад с седьмой вариантной ступенью. В исполнении стремительных парных танцев заметно четкое акцентирование первой доли такта, что способствует сохранению единого синхронного ритма танцующих. Иногда ногайские гармонистки прибегают к различным приемам сжима и разжима мехами. Основным методом тематического развития музыкального материала в наигрышах является вариантная повторность, опять-таки характерная для других народов Северного Кавказа. Ногайские гармонистки в основном играют четырьмя пальцами, как и многие народы региона.

Но именно для ногайской стилевой манеры игры характерны: ведение мелодии в аккордовом изложении, с минимальным насыщением мелизмами, избегание резких разрывов между аккордами, использование минорного лада со второй вариантной ступенью и гармонии натуральной доминанты.

Активное распространение в последние десятилетия хроматической гармоники способствует широкому использованию при игре хроматических звукорядов и более совершенных технических и выразительных возможностей: тональных сопоставлений, отклонений, четырехголосных аккордовых созвучий и др., применение

которых было бы невозможно на диатонической гармонике. Перечисленные приемы значительно обогащают мелодику, колорит и фактуру исполняемых произведений.

Таким образом, проведенный нами анализ позволяет утверждать, что многие географические и исторические факторы, а также этнокультурные (этнофольклорные) традиции северокавказского региона способствовали формированию у кубанских ногайцев локального исполнительского стиля на гармонике, вобравшего региональные (общекавказские) черты и в корне отличающегося от стиля других локальных групп ногайцев.

И в заключение отметим, что музыкальный инструментарий ногайцев является уникальной и неотъемлемой частью материальной и духовной культуры народа. Он еще до конца не изучен и ждет своих исследований.

Список литературы

1. Дауров А. А. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974. 84 с.

2. Дунаева Т. Г. Этноконфессиональная группа кряшен в контексте глобализации и информатизации общества // Современное кряшеноведение: состояние, перспективы: материалы Всерос. науч. конф. Казань, 2001. С. 5-24.

3. Земцовский И. И. Фольклористика как наука // Славянский музыкальный фольклор. М.: Музыка, 1972. С. 9-80.

4. Карданова Б. Б. Инструментальная музыка народов Карачаево-Черкесии // Вестник Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета. 1998. № 1. С. 165-172.

5. Кожева А. М. Характерные особенности кавказских мелодий // Фольклор. Музыкальное инструментальное исполнительство: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (в рамках IV Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах): в 2-х ч. Махачкала, 2009. Ч. 1. Фольклор. С. 71-76.

6. Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар. М.: Советский композитор, 1982. 130 с.

7. Усманова А. Р. Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области: дисс. ... к. искусствоведения. Астрахань, 2008. 216 с.

ALL-CAUCASIAN COMPONENT IN MUSICAL INSTRUMENTS OF THE KUBAN NOGAIS

Kardanova Bela Baubekovna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Khubieva Laura Nauruzovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Karachay-Circassian State University named after U. D. Aliev [email protected]

The article deals with the problem of the formation of the local performing style of playing the accordion among the Kuban Nogais. The general (all-Caucasian) and the individual in their performance are identified. The authors propose the genre classification of accordion folk-tunes: the principles of their forming and thematic development, and the means of musical expression are pointed out.

Key words and phrases: performing style; ethno-local group; instrumental folk-tunes; ethno-musical interrelations; chromatics; diatonicism; genre varieties; functional purpose.

УДК 392.1 Искусствоведение

В статье изучаются обычаи и обряды кубанских ногайцев, связанные с первым годом жизни детей: укладывание в колыбель, стрижка утробных волос, перерезание пут, праздник первого шага и др. Описываются ритуалы, поверья, запреты и обереги раннего жизненного цикла в контексте социальной и ритуальной функций. Выявляются их региональные черты, обосновывается общность обрядов с аналогичными обрядами соседних народов. Рассматриваются индивидуальные черты, характеризующие их этническую специфику.

Ключевые слова и фразы: региональные особенности; детская обрядность; жизненный этап; ритуал; предназначение; приуроченные песни; тематика; магические свойства.

Карданова Бэла Баубековна, к. искусствоведения, доцент Хубиева Лаура Наурузовна, к. пед. н., доцент

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева beka-09@yandex. т

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ В ОБРЯДАХ КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРВЫМ ГОДОМ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Кубанские ногайцы - часть тюркоязычной народности, проживающая на Северном Кавказе, преимущественно в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае, по соседству с черкесами, абазинами, карачаевцами, верхнекубанскими казаками и другими народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.