5. Sidorov A.V. Pochemu ne udalos' sohranit' Sovetskij Soyuz? Raskol elit kak reshayushchij faktor raspada soyuznogo gosudarstva // 1991 god: povorot v mirovoj i rossijskoj istorii / Pod red. akademika RAN S.Yu. Glaz'eva, d. ist. n. A.Yu. Polunova. - M., 2018. - S. 85-104.
6. Shubin A.V. Paradoksy perestrojki. Upushchennyj shans SSSR. - M.: Veche, 2005.
7. Postanovlenie Soveta Respublik Verhovnogo Soveta SSSR «Ob utverzhdenii Vremennogo reglamenta Soveta Respublik Verhovnogo Soveta SSSR» ot 22 oktyabrya 1991 g // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR. - 1991. - № 44.
8. Postanovlenie Verhovnogo Soveta SSSR «Ob utverzhdenii Vremennogo reglamenta Soveta Respublik i Soveta Soyuza po prinyatiyu sovmestnyh reshenij» ot 22 oktyabrya 1991 g // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR. - 1991. - N° 44.
9. Postanovlenie Soveta Soyuza Verhovnogo Soveta SSSR «O postoyannyh komissiyah Soveta Soyuza» ot 23 oktyabrya 1991 g // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR. - 1991. - № 44.
10. Protokol sovmestnogo zasedaniya Soveta Respublik i Soveta Soyuza Verhovnogo Soveta SSSR 20 noyabrya 1991 g // Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. 9654. Op. 5. D. 669.
11. Postanovlenie Soveta Respublik Verhovnogo Soveta SSSR «O kreditah Gosbanka SSSR dlya finansirovaniya obshchesoyuznyh raskhodov v 1991 godu» ot 28 noyabrya 1991 g // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR. - 1991. - № 49.
12. Zayavlenie Soveta Respublik Verhovnogo Soveta SSSR ot 3 dekabrya 1991 g // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR. - 1991. - № 50.
ЛОГВЕНКОВ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии НИУ МЭИ. LOGVENKOV, ILYA S. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of History and Cultural Studies of the National Research University MPEI ([email protected]).
УДК 94(470.57):379.82 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-210-214
БАДРЕТДИНОВА С.А. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 1990-Х ГОДОВ
Ключевые слова: фестиваль, массовая культура, культурно-досуговая сфера, постсоветский период, Республика Башкортостан
В статье рассматриваются региональные художественные фестивали как отражение общекультурной ситуации 1990-х годов и локального социокультурного контекста определенного субъекта РФ. Автором выявляются причины активизации фестивального движения в первое постсоветское десятилетие, при этом подчёркивается, что фестивальная «политика» в эти годы формировалась прежде всего на региональном уровне. На примере Республики Башкортостан показано изменение, по сравнению с советским периодом, целей, характера, организационных форм и функций данных культурно-массовых мероприятий. Особый акцент в статье делается на роли фестивалей в сохранении и развитии культурной самобытности региона и развитии межэтнического согласия в многонациональной России.
BADRETDINOVA, S.A.
REGIONAL FESTIVALS IN THE CULTURAL LIFE OF RUSSIAN REGIONS: THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC
OF BASHKORTOSTAN IN THE 1990S
Key words: festival, mass culture, cultural and leisure sphere, post-Soviet period, Republic of Bashkortostan.
The article considers regional art festivals as a reflection of the general cultural situation of the 1990s and the local socio-cultural context of a certain subject of the Russian Federation. The author identifies the reasons for the intensification of the festival movement in the first post-Soviet decade, while emphasizing that the festival "policy" in these years was formed primarily at the regional level. The example of the Republic of Bashkortostan shows the change, compared with the Soviet period, of the goals, nature, organizational forms and functions of these cultural events. The article focuses on the role of festivals in the preservation and development of the cultural identity of the region and the development of interethnic harmony in multinational Russia.
Для современной культуры РФ характерно достаточно динамичное развитие фестивального движения во всех видах культурно-досуговой деятельности. В последние десятилетия оно превратилось в яркий социокультурный феномен, позволяющий представить многослойную и противоречивую картину культурной жизни российского общества. На международном уровне фестивали стали эффективным инструментом мягкой силы культурной политики российского государства.
Разумеется, фестивали организовывались в нашей стране и в советский период. В Толковом словаре Ожегова данное понятие определялось как «широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства» [1, с. 848]. Уже в этом сухом толковании сделан акцент, скорее на общественной (фактически, общественно-политической) сущности фестиваля, нежели на художественно-творческой и социально-культурной. Подобные массовые праздники в СССР приурочивались, как правило, к какой-нибудь значимому политическому событию (например, к юбилеям Великой Октябрьской революции) и должны были соответствовать партийно-политическим установкам. Собственно художественный контекст при этом во многом отходил на второй план.
В первое десятилетие постсоветского периода организационно-правовые, финансово-материальные основы деятельности учреждений культуры (впрочем, как и многих других общественных институтов) значительно трансформировались. Из-за недостаточного финансирования, неготовности значительной части работников культуры работать в новых условиях многие организации культуры закрывались или снижали интенсивность своей работы. Художественные коллективы часто не понимали социальных ориентиров своей деятельности. Население же просто не имело возможности в свободное время посещать культурно-досуговые учреждения.
Вместе с тем даже в такой непростой период творческие поиски новых форм деятельности художественных коллективов не прекращались, чему способствовали и большие, по сравнению с советским периодом, возможности для самовыражения. Происходило и то, что традиционные, являвшиеся по сути своей формальными, культурно-досуговые мероприятия теперь становились определяющими в культурной организации свободного времени населения. Это, прежде всего, относится к проведению фестивалей, которые, в отличие от советского времени, стали более многообразными по целям и характеру, формам проведения и функциям, отражающим потребности трансформирующегося общества. Они стали представлять собой общественно-культурную, художественную акцию, которая реализует культурно-досуговые запросы различных категорий населения, демонстрирует уровень развития профессионального и самодеятельного искусства в его жанровом разнообразии и комплексно решает просветительские, эстетические, педагогические, социально-экономические и другие задачи. От других культурно-массовых мероприятий эти акции отличаются наличием общехудожественных и часто научных целей, масштабностью, разнообразием программы, многочисленным составом участников, большими возможностями интеграции различных видов искусства.
Анализ статистической информации показал, что в то время, когда значительно снижалась посещаемость организаций культуры, фестивали, напротив, стали привлекать все большее количество участников [2, с. 106-107]. Разумеется, ими было невозможно полностью заменить повседневную практику проведения населением своего свободного времени, но подобные акции в известной степени восполняли те издержки в организации культурного досуга, которые характеризовали реалии кризисного периода. Как отмечал ряд отечественных исследователей данного периода: «весь пласт музыкальной и хореографической культуры (академические и народные хоры, оркестры народных инструментов, эстрадная музыка и т. д.) самодеятельности не рухнул окончательно благодаря инициативе ряда ее лидеров продолжать систему фестивалей, которые выявили новые таланты в этих сферах» [3, с. 165]. Задачей руководства страны и регионов была поддержка их на этом пути.
Министерство культуры России утверждало планы их проведения, с указанием статуса и периодичности. Прописывались такие их цели, как «стимулирование народного творчества», «вовлечение новых слоев населения в художественно-творческую деятельность», а также задачи: «выявить тенденции развития и художественный уровень, степень творческого мастерства коллективов и исполнителей отдельных жанров; обнаружить наиболее одаренных исполнителей и лучшие коллективы; привлечь самодеятельные коллективы к участию в реализации государственного заказа на создание актуальных тематических программ, посвященных важным общественно-политическим и культурным событиям» [4, с. 130].
Подъем фестивального движения в конце ХХ столетия, как отмечает Е.В. Паксина, был связан с более выраженными «коммуникативными возможностями фестиваля, чем, например, у конкурсов, концертов, выставок». Это «уникальный пример мультикультурного общения: в едином художественном пространстве происходит взаимодействие разных видов искусств, осуществляется диалог и интеграция разных типов культур, а также реализуются различные формы творчества представителей этих культур» [5, с. 12-13]. Коммуникативную и интегративную функции подчеркивала и Е.А. Широкова, определяя фестиваль как «специфический вид социально-культурного диалога, реализуемый в формах творческой (креативной) коммуникации на основе плюрализма мировоззрений его участников» [6, с. 10]. Отмеченная «культурно-диалогическая сущность» данного мероприятия во-многом объясняет активное применение фестивальной практики в субъектах РФ в переходный период, как «необходимого компонента процесса интеграции различных культур регионов» [5].
В рамках периода значительно расширилась география проведения подобных мероприятий [2]. Можно сказать, что культурная жизнь и досуг провинциального населения в 1990-е годы были уже не такими усредненными, как в советское время, а в каких-то моментах даже более динамичными. «Фестивальная политика» стала формироваться, прежде всего, на региональном уровне и выступать в качестве фактора сохранения и развития культуры в регионах. С ее помощью происходил рост взаимосвязи и взаимовлияния между различными этнокультурами в субъектах РФ. Вместе с тем, наряду с интеграционной функцией, фестивали подчеркивали культурные различия и самобытность. Речь идет, прежде всего, о вопросе сохранения и развития национальных культур, который в период роста этнического самосознания становился одним из наиболее актуальных.
Рассмотрим развитие фестивального движения на примере одного из многонациональных регионов РФ - Республики Башкортостан.
Формирование условий для сохранения и развития этнических культур стало важнейшим направлением в политике Республики Башкортостан с первых лет ее существования. В принятой Конституции РБ этнические общности получили право создавать свои национально-культурные объединения. Координирующим центром в их работе стал образованный в 1995 г. Дом дружбы народов Республики Башкортостан. На сегодняшний момент он имеет 26 филиалов -историко-культурных центров и сотрудничает с 36 национально-культурными центрами республики. Большой вклад данные центры внесли в проведение фестивалей, в том числе международного масштаба.
Фестивали, в частности, отражали разнообразие народного художественного творчества Башкортостана. Характерной чертой 1990-х годов стала их жанровая дифференциация и специализация. В первую очередь был представлен вокальный жанр. Здесь следует выделить проводившийся с 1990 г. Международный фестиваль исполнителей башкирской и татарской песни «Дуслык моно» - единственный в регионе Поволжья и Урала фестиваль башкиро-татарского музыкального искусства, проходивший с международным участием.
Масштабные мероприятия организовывались для творческих объединений, представляющих не только русских, башкир и татар, но и другие. Так, в Татышлинском районе с начала 1990-х годов стал проводится фестиваль удмуртской культуры. С 1991 г. в Мишкинском районе важное значение приобрел Международный фестиваль культуры и искусств финно-угорских народов «Самоцветы Прикамья» (с 1996 г. проводится в Нефтекамске - городе с компактным проживанием марийцев) [7].
С 1992 г. в Уфе стали регулярно проводиться фестивали тюркской эстрадной песни (конкурс-фестиваль «Урал моно»). Нужно отметить, что в Уфу съезжались уже победители районных конкурсов, ставших для многих местных жителей настоящим праздником. Так, газета Аургазинского района «Путь Родины» в 1999 г. писала о данном фестивале: «Зрители, а их было немало, отдохнули от души, настолько красиво были исполнены песни... Звучали родные мелодии, выразительно передавалось уважительное отношение ко всему первородному. Не было того слепого следования «забугорному» псевдоискусству» [8]. Для участия в фестивале доставались из бабушкиных сундуков бережно хранившиеся национальные костюмы. Участники фестиваля стремились продемонстрировать уникальность и богатство культуры своего народа.
С 1994 г. в. Уфе стал проводиться и молодежный фестиваль «Йешлек шоу», популяризироввший смешанные башкиро-татарские вокальные и инструментальные жанры. В этом мероприятии республиканского уровня участвовали эстрадные коллективы и солисты-вокалисты, выступавшие в разных стилях музыки [7].
Большой популярностью пользовался Республиканский фестиваль молодежной эстрадной музыки «Крещенские морозы», проводившийся с 1995 г. в Бирске. Во второй половине 1990-х годов получил свое рождение Межрегиональный фестиваль башкирской песни «Уралым».
Помимо музыкального народного творчества в республике были развиты и другие его жанры. Так, с 1997 г. в г. Белебее организуется единственный в своем роде Межрегиональный фестиваль поэзии «Илхам шишмэлэрэ» («Родники вдохновения») [9]. Поэтический жанр для данного города выбран не случайно, так как в Белебеевском районе родились, жили и творили Марина Цветаева и Сергей Аксаков, чувашские классики Константин Иванов и Яков Ухсай, татарский поэт Фатих-Карим и многие другие талантливые мастера слова. На совещании главы
администрации города за проведение данного праздника высказались местные поэты, журналисты, работники культуры и образования [10, с. 299].
В связи с актуализацией проблемы организации детского досуга во второй половине 1990-х годов активизировалась работа по развитию детской творческой деятельности. Так, с 1995 г. в учреждениях клубного типа г. Нефтекамска стал проводиться фестиваль-конкурс детских ансамблей спортивного и бального танца «Ритмы времени Большого Урала», который получил свое развитие от малой формы простого республиканского конкурса до межрегионального фестиваля [7]. Если в первом фестивале участвовало только 10 коллективов, то в третьем (1997 г.)
- втрое больше, значительно вырос и уровень сценической культуры. Та же тенденция наблюдалась и при проведении Республиканского фестиваля детского творчества «Йэйгор»: на первом фестивале (1996 г.) участвовало около 40 коллективов, а в 1997 г. их количество утроилось [9]. Немало детских коллективов, представлявших самые разные национальности, собрал в 1997 г. и детский фестиваль «Хоровод дружбы» в г. Салавате.
Этому во многом способствовало то, что 1997-й год в республике был объявлен Годом детского творчества, и данные мероприятия проходили в рамках акции «Согреем детство добротой», ориентированной на повышение качества организации культурного досуга детей и подростков, приобщения их к этнокультурным традициям.
С 1999 г. началась реализация программы «Организация досуга, отдыха и оздоровления детей», входившей в Президентскую программу «Дети Республики Башкортостан [11]. В ее рамках, помимо фестиваля «Ритмы времени», прошли фестиваль татарской песни (в Краснокамском районе), а также фестиваль «Звездочки Агидели» в г. Агидели. В г. Салавате прошел V фестиваль «Весенние капели», в Мечетлинском районе - фестиваль детей дошкольных учреждений, в Дюртюлинском районе - фестиваль «Восходящие звезды», в Давлекановском районе - детский хоровой фестиваль [12]. Большую популярность приобрел телефестиваль народного творчества «Быуаттар артылышында» («На рубеже тысячелетий»), старт которому был дан в апреле 1999 года [12]. Всего за год по республиканскому телевидению были показаны выступления 22 районов и городов.
Фестивальное движение играло большую роль в сохранении единого культурного пространства России в условиях массового сокращения гастрольной деятельности. Для творческих коллективов республики (среди которых значительное большинство были сельскими)
- это едва ли не единственная возможность выступить за пределами своего места проживания. Также надо отметить, что в ходе подготовки к организации подобных крупномасштабных акций, часто происходил ремонт дорог, реставрация учреждений культуры и т.п. Следовательно, данные мероприятия становились способом преобразования городской и сельской среды, а также привлечения внимания к различным проблемам. Многие республиканские фестивали впоследствии стали межрегиональными или всероссийскими, появилось больше международных мероприятий. С 2001 г. Международный конкурс-фестиваль музыкального творчества тюркской молодежи «Урал моно» стал проводиться под эгидой Международной организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства «ТЮРКСОЙ» [7].
Отметим, что в условиях глобализации проблема сохранения национальной идентичности в Республике Башкортостан, как в полиэтническом регионе, является в настоящее время достаточно актуальной, особенно в отношении молодого поколения. Для удовлетворения этнокультурных потребностей необходимо иметь возможность знакомиться с историей своего народа, его традициями и обычаями, языком. При этом необходимо развивать идею взаимного уважения между представителями разных народов. Все это можно весьма успешно реализовать в фестивальном движении. Как видим, в Башкортостане имеется весьма положительный опыт в решении данных задач.
Таким образом, фестивали 1990-х годов в РФ создавали атмосферу праздника, позволяли найти новые таланты и продемонстрировать результаты творческих поисков большого количества людей разных возрастов. В то же время они интегрировали разобщенное российское общество, способствовали преодолению ощущения кризиса искусства (и, в какой-то степени, всего общества). С их помощью происходило объединение профессионалов в сфере культуры с самодеятельными творческими коллективами, а также с широкой публикой. На примере Республики Башкортостан мы увидели, что кроме гедонистической и интегративной функций,
фестивали как феноменологическое явление культуры выполняли и другие функции: культуросозидающую, эвристическую, аксиологическую, пропагандистскую, просветительскую, регулятивную. Данные культмассовые мероприятия имели прямую связь с общероссийской культурной ситуацией первого постсоветского десятилетия и локальным контекстом определенного места. Они способствовали формированию среды, нацеленной на сохранение и развитие культурной самобытности региона, популяризацию этнокультурных традиций народов Российской Федерации и в то же время развитию межэтнического согласия в многонациональной стране.
Литература и источники
1. Ожегов С. Словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1990.
2. Культура России: Аналитический справочник / Под ред. В. С. Малышева. - М.: КДУ, 2004.
3. Десять лет, которые потрясли культуру: очерки культурной жизни России на рубеже веков / Ред.-сост. Б. Ю. Сорочкин. -М.: Гос. институт искусствознания, 2002.
4. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. - М.: Либерия, 1998.
5. Паксина Е.Б. Художественный фестиваль как диалоговая форма культурных коммуникаций. Автореф. дис. ... канд. культурологии. - Кемерово, 2017.
6. Широкова Е.А. Музыкальный фестиваль в диалоге культур. Автореферат дис. ... канд. культурологии. СПб., 2013.
7. Информация о развитии народного творчества за период с 1995 по 2002 годы // Текущий архив Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан за 2002 год.
8. Биккулова С. Восходящие звезды // Путь Родины. - 1999. - 27 февраля.
9. Информация о деятельности РЦНТ в 1997 году // Текущий архив Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан за 1997 год.
10. Белебей: от века XVIII - к веку XXI. - Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2006.
11. О Президентской программе «Дети Республики Башкортостан» на 1999-2005 гг. Указ Президента РБ от 21 декабря 1998 г., № УП-858 // Ведомости... - 1999. - № 6 (90). - Ст. 373.
12. Отчет о деятельности РЦНТ за 1999 год // [Электронный ресурс]. - URL:https://rcntrb.com/ru/dokumenty/otchety-rtsnt/8-1999 (дата обращения: 01.11.2023)
References and Sources
1. Ozhegov S. Slovar' russkogo yazyka. - M.: Prosveshchenie, 1990.
2. Kul'tura Rossii: Analiticheskij spravochnik / Pod red. V. S. Malysheva. - M.: KDU, 2004.
3. Desyat' let, kotorye potryasli kul'turu: ocherki kul'turnoj zhizni Rossii na rubezhe vekov / Red.-sost. B. Yu. Sorochkin. - M.: Gos. institut iskusstvoznaniya, 2002.
4. Kul'turnaya politika Rossii. Istoriya i sovremennost'. Dva vzglyada na odnu problemu / Otv. red. I. A. Butenko, K. E. Razlogov. - M.: Liberiya, 1998.
5. Paksina E.B. Hudozhestvennyj festival' kak dialogovaya forma kul'turnyh kommunikacij. Avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. - Kemerovo, 2017.
6. Shirokova E.A. Muzykal'nyj festival' v dialoge kul'tur. Avtoreferat dis. ... kand. kul'turologii. SPb., 2013.
7. Informaciya o razvitii narodnogo tvorchestva za period s 1995 po 2002 gody // Tekushchij arhiv Ministerstva kul'tury i nacional'noj politiki Respubliki Bashkortostan za 2002 god.
8. Bikkulova S. Voskhodyashchie zvezdy // Put' Rodiny. - 1999. - 27 fevralya.
9. Informaciya o deyatel'nosti RCNT v 1997 godu // Tekushchij arhiv Ministerstva kul'tury i nacional'noj politiki Respubliki Bashkortostan za 1997 god.
10. Belebej : ot veka XVIII - k veku XXI. - Ufa: Ufimskij poligrafkombinat, 2006.
11. O Prezidentskoj programme «Deti Respubliki Bashkortostan» na 1999-2005 gg. Ukaz Prezidenta RB ot 21 dekabrya 1998 g., № UP-858 // Vedomosti... - 1999. - № 6 (90). - St. 373.
12. Otchet o deyatel'nosti RCNT za 1999 god // [Elektronnyj resurs]. - URL:https://rcntrb.com/ru/dokumenty/otchety-rtsnt/8-1999 (data obrashcheniya: 01.11.2023)
БАДРЕТДИНОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕНВА - кандидат исторических наук, доцент Стерлитамакского филиала «Уфимского университета науки и технологий» ([email protected]
BADRETDINOVA, SVETLANA A. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Sterlitamak branch of the Ufa University of Science and Technology ([email protected]).
УДК 94(470+510):341.232«199/200» Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-6-214-219
ДРУЗЯКА А.В., ЛИ ТУНТУН, СУН ХУНМЭЙ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГУМАНИТАРНОГО ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В ПЕРИОД 1990-2000-Х ГГ.
Ключевые слова: Россия, Китай, межкультурный и межцивилизационный диалог, традиционная китайская медицина, региональное гуманитарное сотрудничество, Дальний Восток, провинция Хэйлунцзян
В статье выделены отдельные направления исследования истории российско-китайского гуманитарного сотрудничества в региональном измерении. Обозначены аспекты гуманитарных связей, связанные с различными формами межгосударственного, межрегионального и межличностного взаимодействия на различных уровнях, имевшие место в исследуемый период. Особое внимание уделено сотрудничеству в сфере традиционной китайской медицины. Исследователями отмечается, что она привлекает внимание населения Дальнего Востока России, посещающего соседнюю провинцию Хэйлунцзян в рамках «оздоровительного туризма». Существенную часть гуманитарных связей составляют устойчивые межличностные контакты в форме широко распространённых неформальных предпринимательских партнёрств.